Адаптеры K-L-LINE. Универсальный USB адаптер К-Л линии BM9213 для тюнинга инжекторного двигателя автомобиля Схемы для диагностики авто


Как правило, у всех современных автомобилей, где установлен ЭБУ есть K-Линия. Это канал, по которому можно различную техническую информацию и диагностические ошибки двигателя. Для того чтобы к ЭБУ подключить стороннее устройство, например ПК, необходим K-Line адаптер. Именно о таком устройстве и как изготовить K-Line адаптер пойдет речь в этой статье.

Адаптер K-Line - это устройство передачи данных по однопроводной линии. Порт компьютера имеет раздельные входы для получения и отправки данных, для согласования и предназначен адаптер сигналов СОМK-Line.

K-line COM

k-line схема (вариант №1)
Для согласования с портом используется - MAX232 (ICL232CPE, HIN232).
Для согласования с линией диагностики - микросхема 74ALS04 (74LS04, К555ЛН1, К1533ЛН1)






k-line схема (вариант №2)
Для согласования с портом - MAX232 (ICL232CPE, HIN232)
Согласование с линией диагностики - микросхема LM339






У некоторых ноутбуков СОМ-порт работает с уровнями сигналов +/- 3V, а адаптеры собранные на микросхеме МАХ232 выдают полноценные +/- 12V. Чтобы не было проблем с подключением K-line адаптера к ноутбуку нужно строить на микросхеме МАХ3232, которая имеет пониженные напряжения сигналов. Либо использовать микросхему DS275, которая работает с теми уровнями сигналов, которые получает. Таким образом, адаптер будет работать как СОМ-портом ПК, так и ноутбука. Кроме всего прочего, второй вариант практически не требует «обвязки» микросхем.





Схемы не имеют никаких особенностей, и при правильной сборке не требуют никакой настройки.
DА1 - любой стабилизатор, например, LM2931AZ-5, 7805.
Вместо 33199 (33290) при соответствующем изменении схемы можно использовать L9243 (из иммобилизатора АПС-4).

K-Line адаптер USB



Первая нога L9637D – смотрите на микросхему, чтобы текст читался как обычно, т.е слева на право, и сверху вниз. При таком положении, первая нога в левом нижнем углу. Переключатель подтяжки K-линии (SW5_12V) впаивать «как влезет». Функциональное назначение поменяется на обратное (при нажатии будет 12В, а при отпускании 5В) – или наоборот, если впаяете обратной стороной. Для полярных компонентов: длинная ножка (+) припаивается к квадратной контактной площадке. D3 – красный. D2 – зеленый. D1 – желтый. При сборке адаптера в корпус, клеммники DEGSON2 припаивать не обязательно (вместо этого можно припаять провода непосредственно к контактным площадкам).

Подключение k-line на примере автомобилей ВАЗ, ГАЗ
Со стороны компьютера «распиновка» полностью соответствует стандартному СОМ-порту, что позволяет подключать адаптер либо напрямую в СОМ-порт, либо через стандартный удлинитель 9pin – 9pin.

ВНИМАНИЕ! Сигнальный провод K-Line плохо «переносит» замыкания на землю и «+» питания - пожалуйста, обращайтесь с сигнальным проводом осторожнее.


Для подключения к автомобилю необходимо изготовить диагностический кабель k-line . Распайка кабеля:

4,5 + питания 12V от автомобиля
8,9 – общий провод (масса) автомобиля
2 – К-Line . Подключается к контакту «М» диагностического разъема.
+12V и общий провод можно брать как напрямую с АКБ, так и с диагностического разъема. На автомобилях ВАЗ первых выпусков питания на колодке диагностики может отсутствовать. В таком случае питание адаптера необходимо брать с прикуривателя или АКБ.

Программы для k-line

ICD 1.2.0.1
Поддерживает: BOSCH MP7.0H, BOSCH M1.5.4 и Январь 5.х с нормами токсичности Россия-83, Евро-2 и Евро-3.
Способна очищать ошибки и сбрасывать настройки ЭБУ, тестировать (катушку зажигания, форсунки, кондиционер, вентилятор радиатора, реле бензонасоса, контрольную лампу «CHECK ENGINE»), управлять оборотами двигателя и оборотами холостого хода. Есть возможность определения типа ЭБУ, запись данных в ЭБУ, регулировка СО.

KWP2000
Поддерживает: Микас-11 и Bosch M7.9.7 и их модификаций,
Программа KWP2000 отображает параметры работы двигателя, ошибки, графические показания, коды АЦП, пропуски зажигания. Имеет возможность управления форсунками, катушкой зажигания, бензонасосом, вентилятором охлаждения, кондиционером, лампой неисправности, стартером, впускным клапаном.

Stevaz
Поддерживает: ЭБУ М1.5.4, М7.9.7, М10-ECU, Январь 4.1, Январь 5.1, Январь 7.2, МР 7.0, МР 7.0 Евро3, GM-ISFI-2S, Микас - 7.2, ЭМУР.
Способна показывать расход топлива, расход воздуха, угол опережения зажигания, бортовое напряжение, время впрыска, положение дроссельной заслонки и т.д


Имелось авто Nissan Almera №16 . Всё было нормально, но однажды, возвращаясь с работы домой заметил, что пропала плавность хода, появились скачки оборотов в пределах 1000, поездки по диагностам не дали никаких результатов (все без исключения не смогли залезть в ecu) сколько было перелопачено форумов и литературы по диагностике альмер, как оказалось не все программы и адаптеры способны увидеть мозг альмы, у нее obdII разъем но протокол по которым она передает принимает информацию не как у большинства авто, как российского так и зарубежного автопрома. И вот путем долгих исканий был найден проект адаптера k-line для диагностики. Можно было купить и готовый вариант от мастер кита который стоит 1200р, но опыт пайки smd компонентов у меня имелся да и мне самому нравится что либо собирать воплощать в жизнь.

Что вообще такое К-Лайн адаптер? Многие современные авто имеют специальную линию для диагностики, и называется она K-Линия. С помощью специального адаптера можно подключить ЭБУ (бортовой компьютер) к ПК, что позволит сделать диагностику автомобиля, обновить ПО бортового компьютера или сменить прошивку ЭБУ своими руками. Предлагаемый а даптер собран на микросхеме преобразователе интефейсов com в usb FT232RL для подключения к обычному usb разъему ноутбука. Ниже предоставлена принципиальная схема адаптера.

Принципиальная электрическая схема адаптера K-Line

Список деталей для устройства

Микросхемы:

FT232RL – 1шт. L9637D – 1шт. Резисторы SMD (типоразмер 0805) Номиналы на корпусе: 270 – 2шт 511 – 1шт 271 – 2шт Конденсаторы танталовые SMD (типоразмер 0805) 475С 106С 100nf 10мкф 10вольт Диод обычный 1N4148 Светодиоды 2 штуки smd, по цвету какие больше нравятся). Разъем 3выводной для пайки на плату. Mini usb разъем ну и шнурок mini usb – usb

Из схемы были удалены защита SN65220DBV , и дроссель, его тоже долой в виду ненадобности. Плата была распечатана в программе Sprint-Layout v5.0. При распечатке платы не забываем отзеркалить ее.



Распечатав схему, приобрел необходимые детальки (потратил на все 250р), благо они есть у меня в городе. Приступил к изготовлению платы для будущего адаптера. Технологию изготовления в домашних условиях уже применял не раз, называет ЛУТ (Лазерно Утюжная Технология), в кратце, плата распечатывается на глянцевой бумаге через обычный лазерный ч/б принтер, затем при помощи утюга переносится на фальгированный текстолит (стоит в пределах 100-110р, лист 30 см на 30см). затем заготовка с перенесенной разводкой дорожек, травится в растворе хлорного железа, защищенные области под слоем тонера остаются, а незащищенная остальная медь на плате вытравливается, в итоге получается как "заводская" плата. Опыт пайки smd элементов тоже имелся, это элементы которые паяются через лупу, с пинцетом и с обсолютно спокойными недрожащими руками))). Проведя пару часов вечерком после работы, адаптер был собран.


Для подключения к диагностической колодке авто, была куплена вилка OBDII , ее видно на фото. Настал момент первого теста адаптера k-line , а именно коннект с ноутбуком, подключаем, диоды на адаптере замигали, ноут нашел новое устройство, спрашивает драйвера, нажимаю, поиск автоматом, ищет секунд 30 и находит (в XP видимо имелась цифровая подпись для микросхемы которая использовалась в адаптере). Тест прошел на ура, ноутбук увидел! Проба на коннект с мозгами авто, при помощи подобранных программ методом исключения, нашлись несколько программ, при помощи которых сумел подключиться с ЭБУ. При проверке, нашел две ошибки и с успехом их исправил.


Благодаря этому устройству, у меня получилось найти две ошибки, и блаполучно их исправить. Все заработало как у нового авто, свечи снова стали буровато-коричневые по ободку и белый чистый изолятор электрода, вместо черного и того, и того. Появились плавные обороты от холостых 700 до 1000 при медленной подгазовке. Результатом очень доволен. Диагностика и ремонт мне обошлись в 140р. - (за микросхему) остальные компоненты были выпаянны с различных плат автомагнитол, блоков питания и т.п. Так что если у вас имеется Ниссан Альмера, данный мануал думаю пригодится. Зачем тратиться на поездки к диагностам, когда можно самому собрать и делать диагностику в любое время в любом месте. Как говорится, не так страшен черт, как его малюют !

Данный адаптер при правильной сборке начинает работать сразу, без каких либо дополнительных настроек. Самое главное его преимущество это то, что он универсален, подходит на все автомобили у которых имеется K-line линия в диагностической колодке, будь она 16 контактная либо 14 (старых типов) и других колодках имеющих k-линию). Собрав данную схему, я ненарадуюсь этому адаптеру! Он просто супер! Буквально недавно с помощью него, наладил авто родителей - это праворульный японец Nissan bluebird 2001г . Затратив всего 170 рублей получил столь полезный девайс.


Прилагаю в архиве схему, драйвера (если ось не увидит), печатную плату в формате lay . Повторяйте, паяйте, пользуйтесь, радуйтесь! Кто ищет, тот всегда найдет: распечатав вытравит – залудив спаяет – подключив проверит – результат достигнут, так быть и должно! Сборка и испытания прибора - Иван Федоров .

Кабель - адаптер K-Line USB позволяет подключать ПК, ноутбук и планшет к большинству автомобилей со стандартным диагностическим разъёмом OBDII. Предназначен для диагностики работы и сброса ошибок различных систем авто.
Отличается от множества подобных кабелей применением чипа-конвертера FTDI (работающий с нестандартной скоростью приёма-передачи 10400) и наличием переключателя, позволяющего подцепляться к различным контактам OBDII для расширения применяемости адаптера на разных авто. Полезной особенностью такого адаптера является возможность диагностировать не только ECU (ЭБУ), но и многие SRS (AirBag), некоторые ABS, BCM и т.д - главное, чтобы они имели K-Line и была под рукой соответствующая программа.

У данного продавца эти кабели закончились, но можно легко их найти, например тут







Корпус сделан из полупрозрачной синей пластмассы, довольно прочный
Кабель USB достаточно длинный - 1,5м.
Красный индикатор горит при подключении к бортсети и слегка подмигивает при обмене информацией.
На диске ничего ценного не обнаружено - там лежат драйвера 2004г, VAG COM 2004г и FiatECUScan16.
Число программ, работающих с этим кабелем великое множество, например: CASCADE, Вася Диагност, ScanMaster, OpenDiagPro, OBD Scan Tech, TECU, Diagnostic Tool, EasyOBDII, Digimoto, Chip tuning, PCMSCAN, KWP_D, Tiggo Diag и др.
С бортсетью 24V кабель несовместим.

Без разборки конечно-же не обошлось












Сделан адаптер вполне прилично.

Реальная схема кабеля.


U1 - конвертер USB - COM TTL (FT232RL)
U2 - компаратор для преобразования уровней (LM393)

Китайцы и тут умудрились привычно накосячить.
1. Неверно обозначили контакты подключения в правом положении переключателя. Вместо 12/13 реально подключены 11/12

Поправлено

2. Неверно организован порог переключения входных компараторов. Вместо положенных по спецификациям ISO 9141 и ISO 14230 для K и L линий - 70% от бортового питания (около 8,5В) зафиксировали его на 65% от питания USB (3,1В). Т.е. фактически использовали уровни для древнего протокола ALDL от GM. Вероятно это сделано для повышения совместимости со старыми ЭБУ от GM в ущерб стабильности, хотя в большинстве случаев, такая схема будет работать нормально. Более правильным было-бы добавить переключатель 5/12B. Для исправления косяка, выпаял SMD резистор R9 и запаял обычный на 2кОм следующим образом:


В некоторых случаях, устройство будет нормально работать и без переделки, а если не будет - паяльник в руки…

3. Отсутствует гистерезис переключения уровней. В условиях сильных помех на длинных линиях, устройство может работать нестабильно. Исправлять не стал - работает и так, т.к. линия короткая.

4. Линии K и L абсолютно идентичны, т.е. если линию K поменять местами с линией L - ничего не измениться. Тут Китайцы чего-то перемудрили, ибо L-Line работает всегда только на передачу информации, причём с линии RTS. Можно считать, что в этом адаптере вместо L-Line поставили ещё одну K-Line по логике ИЛИ, жёстко посадив её на 15pin OBDII
Современные авто L-Line уже не используют, поэтому переделывать не стал.

Неоригинальность чипа FTDI FT232RL установить не удалось - адаптер работает как со старыми, так и с новыми оригинальными драйверами под WinXP x86 и Win8.1 x86
На всякий случай - старые драйвера

Новые драйвера ставятся автоматически

После установки драйверов в свойствах уменьшаем время ожидания с 16мсек до 10мсек, после чего необходимо перезагрузить ПК. После этого, адаптер работает более стабильно.

Вывод: полезное устройство для любительской диагностики автомобилей.

Планирую купить +51 Добавить в избранное Обзор понравился +27 +71

По просьбе некоторых читателей, решил выложить самый простой наверное что есть K-line адаптер через сом-порт (в этом случаи USB — вариант не берётся) . Это отличный и проверенный адаптер , его достоинства; дешёвый, простенький и может хорошо ковыряться в мозгах вашего авто В данном случаи берётся только K-линия, Л-линия нам не нужна.

Сам адаптер собран всего на двух транзисторах, вот схема- проще не найдёте…

Сперва я делал тестовый вариант K-line адаптера

Так сказать начинал с экспериментов на макетке собирал всё как попало, главное чтобы держалось и детали подходили, некотрых деталей не было, к примеру вместо конденсатора о.47 мкф поставил 220 нф, но параллельно…ну и так дальше.

Переменник взял на 500 Ом, вот какая чудо-плата сперва получилась


Ну что ж надо проверить работоспособность данного девайса…

Как проверить адаптер без подключения к авто?

Итак сперва качаем софтинку Check It 3.0

К компьютеру подключаем наш адаптер и подаём на него 12 вольт. Делаем именно в этой последовательности, иначе можно спалить Сом-порт. Саму К-line не подключаем, так как мы же не подключились к авто.

Интерфейс DOS-овский, давим любую кнопку нажимаем). Затем - «пропустить». Опять давим любую кнопку и о чудо)
Попадаем в меню, где методом тыка (проб и ошибок - интуитивно) находим test\serial ports\com1

Затем Нажимаем Enter

Пойдет тест порта, если конечно всё вы собрали правильно. Сначала тест пойдёт на скорости 300 бит в сек, потом 1200, 4800, 9600, короче перебераются все скорости.

вот пример теста на скорости 300 (бит\сек)

Если тест прошел на скоростях 300 и 1200 бит (бод), нам этого вполне хватит чтобы наш адаптер работал нормально.

Если тест не пройдёт то вылезит окно типа такого…

Это говорит о том что неправильно собран адаптер или нет питания на адаптере. Ну ладно с тестом покончено, (это было так, можно сказать познавательно) теперь перейдём к рабочей версии адаптера.

Рабочий вариант K-line адаптера

Всё что нам понадобится ….

Список деталей:

  • транзисторы: КТ315 или S9014 (2шт)
  • резисторы 3кОм (3шт) - это R2, R3, R6 и 10кОм (2шт) - это R1, R5
  • светодиод подойдёт любой (если нет можно не ставить вообще)
  • диод любой маломощный типа 1n4148
  • Кондёр на 470 мкф, ну и клемник и разъём DB9

Рисуем сначала печатку в Спринте…

2. Печатаем на принтере на глянце несколько рисунков, чтобы выбрать хороший. Все варианты были нормальными - делаем три печатки.

Если есть какие косяки подправляем маркером. перед травлением.

Данное устройство предназначено для соединения интерфейса автомобиля с интерфейсом компьютера и преобразования потоковых сигналов, которые идут по К- и L-линиям, Приобрести данное устройство возможно в любом магазине автозапчастей за довольно приемлемую цену. В том случае, если есть возможность сделать своими руками, в первую очередь необходимо приобрести комплектующие и иметь надежную информационную базу.

Эксплуатация электронного устройства в значительной мере снижает риск вероятного повреждения систем авто и своевременно информирует об этом водителя. В данной статье мы поговорим об ипользовании K-Line адаптера, а также о том, как изготовить его самостоятельно.

Основное применение

K-L-Line адаптер используется для диагностических работ и определения рабочих параметров двигателей на автомобилях зарубежного производства, а также отечественных авто, что оснащены электронными блоками управления систем двигателя.

После подключения адаптера и запуска на компьютере соответствующей программы можно осуществить следующие диагностические операции:

  • Проводить углубленную диагностику систем двигателя.
  • Определять и считывать коды неисправностей.
  • Использовать весь объем обслуживающих функций (просушка свечей зажигания, прогрев двигателя).

Также можно проводить контроль и мониторинг систем во время движения:

  • Текущее напряжение в бортовой сети авто.
  • Обороты двигателя и его температура.
  • Контроль расхода топлива.
  • Скоростные показатели.
  • Текущее состояние различных датчиков и причины их неисправности.
  • Время движения.
  • Километраж, пройденный транспортным средством.

Программное обеспечение

Диагностика K-line адаптером возможна только при наличии специального программного обеспечения, которое будет соответствовать марке автомобиля.

Диагностические мероприятия на отечественных машинах марок ГАЗ и ВАЗ зачастую проводятся с применением программы Open Diag (1.3.9). Она является последней версией, отлично подходящей для моделей автомобилей ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

Также для диагностики ВАЗовских моделей используют программы "Мотор-Тестер" и Diagnostic Tool v 1.3.1.

Моторы, оснащенные электронной системой управления впрыска топлива с контролем ИКАС-5.4 и их модификациями, как правило, ГАЗ и УАЗ, диагностируются адаптером с применением обеспечения GAZ-DIAGN.

Проверка автомобилей импортного производства осуществляется с помощью различных диагностирующих программ, которые соответствуют данному производителю. Как правило, они редко взаимозаменяемы ввиду конструктивных особенностей систем двигателя. Так, для автомобилей марки Chevrolet отлично подходит обеспечение "Шевроле Эксплоер" v 1.6. С помощью этой адаптер может считывать информацию о состоянии и работе систем двигателя, автоматической коробки передач, ходовой. Данное программное оснащение имеет различные модификации и возможность работы на многих моделях "Шевроле".

Автомобили производителя "Дэу" диагностируют с применением программы Research Daewoo и ее модификаций.

Особенности программного обеспечения

Для компьютерной диагностики систем транспортного средства существует множество различных программ. В свою очередь, таковые способствуют правильному проведению диагностических операций. Также важным аспектом является и то, на каком транспортном средстве они применяются. Именно по этим основным параметрам программы различаются между собой.

Программное обеспечение "Мотор-Тестер", VAG-Tool, адаптер Com K-Line VAG и Uniscan имеют различные характеристики, уникальный интерфейс и предназначены для работы с определенными марками автомобилей.

Типы программ

Автомобили производителя VAG ("Фольксваген", "Сеат", "Ауди", "Шкода" в том числе) с электронной системой впрыска топлива работают с программой VAG Com. K-line адаптер считывает и обрабатывает информацию всех узлов двигателя, что позволяет своевременно предотвращать и устранять различные неполадки.

Средство диагностики "Мотор-Тестер" широко применяется для диагностических операций систем отечественного транспорта.

Оно не прихотливо и может применяться практически в различных условиях. Через программное обеспечение снимает показатели с электронного блока управления. При этом возможно сохранять показатели, которые визуализирует средство как в цифровом эквиваленте, так и в графическом виде.

Uniscan - это программа, которая зарекомендовала себя как более универсальная. Применение таковой возможно на автомобилях производства Соединенных Штатов, Азии и Европы с годом выпуска до 2001 года включительно. Загрузив данную программу в компьютер, можно с легкостью провести диагностирующие операции систем машины и с высокой точностью определить причину неисправности той или иной детали.

Как сделать K-line адаптер своими руками

Данный инструмент можно изготовить и собственноручно. Более простой является схема на Com, но из-за отсутствия этого разъема на ноутбуках она менее практична, а поэтому и непопулярна.

Что касается схем с возможностью подключения через USB, то здесь дело обстоит иначе. Они более практичны, но имеют сложную конструкцию. Для облегчения данной задачи умельцы стали использовать дата-кабель от непригодных мобильных телефонов.

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • Паяльник и принадлежности для спаивания.
  • Радиодетали.
  • Компьютер.

Особенности сборки устройства

Процесс сборки схемы можно осуществлять тремя способами: с использованием макетной платы, с изготовлением печатной платы и методом навесного монтажа. В данном обзоре речь пойдет о том, как изготовить K-Line адаптер своими руками навесным монтажом, согласно схематическому изображению, с применением кабеля от мобильного телефона. В магазине радиодеталей или же в старом блоке компьютера можно найти транзисторы VT1 и VT2, так же как и остальные радиодетали.

Используем диод VD1, важно, чтобы с низким падением напряжения. Для защиты от помех важно установить на адаптер конденсатор С1.

После того как схема будет собрана, следует перейти к дата-кабелю.

Сначала загружаем драйвер K-Line адаптера PL2303 с возможностью поддержки нестандартной скорости. После того как драйвер будет установлен, необходимо подключить кабель и убедиться в его рабочем состоянии. При этом он появится в диспетчере устройств на дисплее компьютера. Далее необходимо запомнить, под каким значением он привязан. Для проверки порта следует установить программу B&B Com Test.

Дата-кабель: подключение и переоборудование

Следующая операция касается переоборудования и подключения дата-кабеля. Для этого нужно разобрать штекер со стороны телефона и отпаять его. Определяем функциональность проводов. Чтобы это сделать, кабель подсоединяем к компьютеру и запускаем программу. Далее выбираем соответствующий Как правило, черный провод кабеля соответствует отрицательному значению и должен прозваниваться на корпус штекера формата USB. Затем, используя вольтметр, нужно отыскать провод, значение которого будет соответствовать 3,3 вольта. Измеряя напряжение на нем, в соответствующем окне программы нужно что-нибудь написать. Если показатели напряжения будут изменяться, это означает, что шнур соответствует выводу TxD.

Затем его подключаем к двум оставшимся, и при подсоединении к верному проводу в окне программы ранее введенная информация будет копироваться. Это вывод RxD. После того как значения установлены, их следует припаять согласно схеме.

Перед тем как включить K-Line адаптер, важно убедиться в правильности монтажа устройства и отсутствии замыканий в схеме и проводах.

Проверка работоспособности

Проверить работоспособность устройства можно следующим образом.

Подключаем адаптер к порту компьютера (предварительно запитав его 12 Вт) и с помощью той же программы проверяем. Если информация, которая введена в верхнее окно, будет дублироваться, то устройство работает и его можно подключать к электронному блоку управления автомобилем.

Скрытые возможности устройства

K-line адаптер используется не только как метод дополнительного диагностирования систем машины, но и для осуществления прошивки блока управления силовым агрегатом. На определенных марках прошивка производится через штекер диагностики, а на иных необходимо демонтировать сам блок управления двигателя и модернизировать его. В качестве стандартной программы для прошивки поставляется оригинальная версия Gionix, которая хорошо себя зарекомендовала на автомобилях Lanos поколения Евро-4.

Итак, мы выяснили, для чего служит K-line адаптер, и каким образом его изготовить своими руками. Как видите, это очень полезный прибор для каждого автомобилиста.