Арендопригодная площадь gla. Mercedes официально ввел новую систему именования

27.11.2013 24772

Снимая площадь в очередном торговом центре, арендатор хочет быть уверен, что его надежды на прибыль окажутся не напрасными. Конечно, проходимость и набор арендаторов играют важную роль, но основным условием успешного ТЦ является качественная концепция. О том, что это такое и из чего она складывается, в ходе открытой лекции «Концепции торговых центров» рассказал Андрей Шувалов, старший директор по торговой недвижимости компании Cushman&Wakefield.

Рецепт успеха

Концепция ТЦ - это не просто планировочное решение, это четкая коммерческая идея будущего торгового комплекса. Концепция позволяет определить, какой именно комплекс может быть построен в данном месте, чтобы приносить владельцу максимальный доход в долгосрочной перспективе, с учетом изменчивой конкурентной среды. Она включает в себя как технические показатели вроде оптимальной площади для той или иной торговой зоны, ширины витрин и соотношения между якорными арендаторами и небольшими магазинами, так и качественные - рекомендации по составу арендаторов, ассортиментной матрице, архитектурному облику и стилю объекта. Но не только это имеет значение: в торговом центре должна быть создана продуманная до мелочей среда со своим характером. Это выражается в деталях, поэтому значение имеет и название, и внутреннее освещение, и дизайн, и организация пространства.

Доходность торгового центра сильно зависит от наличия у его управляющих специфических знаний в области торговой недвижимости, от того, насколько эффективен текущий маркетинг объекта. Нельзя забывать о том, что арендаторы ТЦ имеют право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, если сочтут, что объект малопосещаемый или плохо управляется. Поэтому ни один здравомыслящий предприниматель не будет полагаться лишь на личный опыт и строить ТЦ по собственному разумению. Помимо этого, сотрудничество с консультантами позволяет быть в курсе последних тенденций и настроений арендаторов, ведь их непосредственная задача - держать руку на пульсе рынка. Например, консультантам известно, что если раньше «Медиамаркт» арендовал площади не менее 5 тысяч кв. м, то сегодня он снизил нижнюю планку до 3 800 кв. м, «Ашан» уменьшил требования с 19 до 10-12 тысяч, операторы одежного сегмента - с 1 800 до 1 200 кв. м.

Слагающие качественного ТЦ

Значительную часть пространства вокруг ТЦ должна занимать парковка, эффективность которой оценивается по специальному коэффициенту с учетом расположения торгового центра. Хорошим коэффициентом обеспеченности ТЦ машиноместами считается 2, если торговый объект находится в центре города, и 4 - если ТЦ построен за городом и имеет якорный продуктовый гипермаркет. Эта разница объясняется тем, что основная часть потока посетителей городского ТЦ может пользоваться общественным транспортом. Например, торговый центр «Галерея» в Санкт-Петербурге имеет коэффициент 1,35, но это не значит, что объект плохо обеспечен машиноместами, ведь основные потоки покупателей идут от метро.

Еще один важный параметр в качественной концепции торгового центра - эффективность площади . Она определяется как соотношение арендопригодной площади (GLA) к общей площади (GBA). Стопроцентной эффективности быть не может: для крупного торгового центра, которым считается объект с GLA от 50 тысяч кв. м, коэффициент полезного использования площади может составлять до 80%, для среднего - 70%, для маленького - 67%. Столь странное уменьшение объясняется эффектом масштаба: в небольших ТЦ много места занимают общественные и технические зоны, что сильно влияет на общий объем полезной площади. Владельцы небольших торговых центров могут увеличивать коэффициент эффективности, размещая в коридорах торговые киоски и меняя формат торговых галерей. Таким образом они увеличивают арендную площадь и, соответственно, доход от ее сдачи. Однако повышать коэффициент полезного использования с выгодой для себя бесконечно невозможно: освобождающиеся в основных торговых галереях помещения станут занимать якорные арендаторы, ставка аренды у которых в пять раз ниже, и торговый центр начнет терять деньги.

Соотношение якорных арендаторов, к которым относятся операторы площадью более 1 000 кв.м., и остальных магазинов - еще один секрет успеха качественной концепции. Правило здесь простое: чем крупнее торговый центр, тем больше в нем должно быть «якорей». Кроме того, если ТЦ находится в зоне крупного пешеходного потока, на «якорей» должно приходиться 30-40% арендопригодной площади. Если объект построен вне крупных пешеходных потоков, то в целях создания центра притяжения покупателей нужно отдать якорям не менее 60%. Наглядный пример: гипермаркет «Ашан» способен создать поток в 35 тысяч человек в день. Ставка аренды для него будет не высокой, но небольшие арендаторы смогут получить больше посетителей, и общая синергия приведет к увеличению дохода от аренды. Если же торговый центр находится в центральной части города или у метро, то наличие такого арендатора, как «Ашан», уже не принципиально важно: там существует поток посетителей, созданный естественным способом. Все, что останется сделать владельцу ТЦ, - разместить определенное количество качественных «якорей» из сегмента fashion.

Чтобы ТЦ отвечал требованиям арендаторов, необходима определенная высотность комплекса. Считается, что многоэтажные торговые центры не очень эффективны, потому что посещаемость верхних этажей гораздо меньше, чем первого: если взять за 100% первый этаж, то посещаемость второго составит 90%, а третьего - уже 70%. Что касается высоты каждого этажа, то для операторов, работающих в масс-маркет и среднем ценовом сегменте, минимальная высота помещения от потолка до пола должна составлять 3,5 метра, в средневысоком ценовом сегменте -4 метра «в чистоте». С гипермаркетами и кинотеатрами ситуация, конечно, немного иная: в первом случае из-за стеллажной системы хранения высота помещения должна быть от 6 до 7,5 метров, а во втором - от 8 до 11 метров для залов на 100 и 300 мест соответственно.

Специфической зоной, требующей внимания, является фудкорт торгового центра. Сейчас актуальна тенденция к росту доли общепита в проектах ТЦ, причем это характерно для всей России. В качественных торговых центрах подобраны востребованные, хорошо известные на федеральном уровне предприятия питания, а посадочной зоны хватает на клиентов каждого из них. Эксперты рекомендуют региональным торговым центрам не пренебрегать федеральными брендами, поскольку любой новый торговый центр хотя бы с одним из них будет составлять приверженцу местных марок существенную конкуренцию.

Наконец, одним из самых главных элементов в торговом центре является центральный атриум. Находясь в нем, посетители должны иметь хороший обзор и видеть магазины на других этажах, ведь это - залог посещаемости верхних этажей. Минимальная ширина атриума должна составлять 5-6 метров, ширина балкончика - 3-4 метра. Кроме того, над головой посетителей первого этажа должно быть пространство: высокий купол создает ощущение чуда, чего-то выходящего за пределы повседневности, а это влияет на настроение посетителей.

Акценты концепта

Задача разработчиков концепции торгового центра состоит не только в том, чтобы учесть все технические особенности, конфигурацию участка, сделать зонирование и рассчитать покупательские потоки. Нужно иметь широкое видение, в том числе и в архитектурном плане. Например, не обязательно идти по классическому пути нового строительства - иногда можно использовать то, что уже имеется. Допустим, можно «вписать» новое строение в существующее: накрыть стеклянным колпаком пространство между зданиями, чтобы получился внутренний объем с отдельным входом. Также в условиях нарастающей конкуренции очень важно придумать идею, фишку, то, что отличало бы проект от множества имеющихся на рынке. Иногда изюминкой может стать дизайн ТЦ. Пример - уникальный торговый центр под Краснодаром OZ mall, являющийся одним из крупнейших в Европе (GLA 164 тысячи кв. м). Он имеет уникальный футуристичный дизайн: здание с плавными обтекаемыми формами напоминает гигантский космический корабль. Однако эффектный внешний вид еще не означает, что объект не будет иметь узких мест. Некоторые эксперты отмечают, что недостатком OZ mall является отсутствие кольцевой схемы, из-за чего поток посетителей разделяется на части, и каждое крыло работает «на себя». Ситуацию усугубляет также и то, что якорный гипермаркет этого ТЦ - «О’Кей» - находится в отдельном крыле, и его покупательские потоки не смешиваются с общим трафиком торгового центра.

Помимо выдающегося дизайна, есть и другие способы конкурировать на рынке торговой недвижимости, например, предложить отличающийся пул арендаторов. За примером далеко ходить не надо: в Москве рядом с ТЦ «Европейский» строится новый торговый объект. Казалось бы, конкуренция «лоб в лоб» не означает ничего хорошего, но сдаваемая площадь «Европейского» - лишь 6 тысяч кв. м., поэтому при желании можно наполнить новый объект арендаторами, которых там нет. В результате получится интересный синергетический эффект.

В последнее время среди торговых центров нового поколения встречается много нестандартных проектов. К ним можно отнести проект «Митино-Парк», где сделан большой уклон в сторону создания условий для качественного отдыха и времяпрепровождения. Сначала якорным арендатором в проект хотели пригласить гипермаркет Spar, но потом было решено, что объекту необходима более оригинальная продовольственная концепция. В итоге в «Митино-Парке» сделали так называемый «фреш-маркет» с необычной планировкой, где располагаются лавки с фермерскими продуктами, свежей едой и прочими радостями домашней кулинарии. Любопытно, что благодаря такому решению проект начали рассматривать международные бренды, что довольно неожиданно для торгового центра на окраине Москвы.

Одной из последних тенденций в поисках разнообразия в ТЦ является интерес к детским и культурным развлечениям. В планирующихся объектах активно проектируются комнаты страха, огромные аквариумы, театры, музеи и даже библиотеки. Однако эксперты рекомендуют не преувеличивать значение этих составляющих: проблема в том, что такие развлечения потребители посещают в основном только один раз, в то время как в традиционный кинотеатр люди возвращаются снова и снова. Так что можно сказать, что рецепт идеального торгового центра уже давно найден: удачное местоположение, пешеходная и транспортная доступность, отсутствие в непосредственной близости конкурентов со схожей концепцией, качественная «подборка» торговых операторов, ресторанов и комфортных кинозалов. Все это уже обеспечивает высокий интерес посетителей и оптимальную доходность объекта.

Снимая площадь в очередном торговом центре, арендатор хочет быть уверен, что его надежды на прибыль окажутся не напрасными. Конечно, проходимость и набор арендаторов играют важную роль, но основным…

Ноябрь 11, 2014, 23:49

В течении последних нескольких месяцев немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz занимался проведением различного рода опросов и маркетинговых исследований, результатом которых стало внедрение новой системы именования по всему модельному ряду. Изменения традиционных индексов начнутся с нового 2015 года.

Несмотря на то, что целью такого преобразования является упрощение логики по которой даются названия новым моделям и облегчение понимания этих индексов покупателями, требуется какое-то время чтобы разобраться во всех премудростях этой задумки из Штутгарта. Постараемся наглядно объяснить, что же изменилось и чем теперь производитель руководствуется, называя свои автомобили так или иначе.

Как это работает?

Новая структура имен зашифровывает в себе как серию, к которой относится модель, так и тип двигателя.

Название модели (или индекс «Класса») всегда представляет собой аббревиатуру, содержащую от одной до трех заглавных букв. Всего у Mercedes остается пять основных моделей (Классов): A, B, C, E и S.

Тип двигателя указывается в конце названия одной строчной буквой:

  • «с» — сжатый природный газ;
  • «d» — дизель (сменяет собой эмблемы BlueTEC и CDI);
  • «e» — электрический двигатель (вместо эмблем Plug-in Hybrid и Electric Drve);
  • «f» — установка на топливных элементах (вместо F-Cell);
  • «h» — индекс для гибридных двигателей (ранее маркировались как HYBRID или BlueTEC HYBRID).


Безусловно, такие буквенные индексы гораздо короче прежних «BlueTEC HYBRID» и «Electric Drve», что, конечно, несколько сократит расходы автогиганта на буковки для установки на крышке багажника.

Что касается бензиновых силовых агрегатов, то для них, как и прежде, не существует никакого дополнительного обозначения. А все полноприводные модели, по-прежнему, обозначаются как 4MATIC. Также Mercedes намекает, что планирует расширить свое предложение в области полноприводных автомобилей, поскольку они пользуются «стабильно растущим спросом».

Где кроются сложности

Внедорожники. Отныне, все автомобили класса SUV производства Mercedes-Benz будут начинаться с букв «GL» — трибьют знаменитому G-Классу. После этой аббревиатуры идет указание на принадлежность к тому или иному классу в виде третьей заглавной буквы. Например, GLA — GL A-Класса.

Полная расшифровка современной модельной линейка кроссоверов Mercedes:

  • = GL A-Класса;
  • = GL C-Класса (бывший GLK);
  • = GL E-Класса (бывший M-Класс или ML);
  • = GL E-Класса Coupé;
  • = GL S-Класса (экс — GL);
  • остается без изменений.

Четырехдверные купе. Тут наблюдаем похожую историю здесь. Первые две буквы всегда «CL», а затем идет индекс основной модели. То есть, CLA и CLS — все как и раньше.

Родстеры. С 2016 все родстеры MB ,будут начать с «SL». С того момента SLK будет называться SLC.

AMG. Что касается «перфоманс-подразделения» AMG, то он является самостоятельным суб-брендом и установит собственную номенклатуру будущих моделей, например, GT и C63.

Для чего все это?

Как уже говорилось, новая структура имен призвана облегчить восприятие покупателями модельного ряда производителя. Кроме того, в последние годы Mercedes стремительно наращивает объем новых моделей, которым также нужно давать имена. Так, к 2020 году Mercedes планирует расширить свое портфолио до 30 моделей, 11 из которых будут совершенно новыми авто, а не эволюционировавшими из ныне существующих моделей. Будущий 2015 год, например, ознаменует собой настоящий «капремонт» всей линейки SUV марки.

Подписка на новости и тест-драйвы!

В 2010 году BOMA опубликовал новый стандарт для зданий, предназначенных для розничной торговли. Несмотря на то, что в стандарте для офисных зданий 1996 года уже упоминались положения о торговых площадях (Store Areas), ANSI/BOMA Z65.5-2010 - первый стандарт, специально разработанный для современной торговой недвижимости.

Cтандарт прекрасно адаптирован для стрит-ритейла, современных шопинг-моллов и торговых комплексов. Этот стандарт рекомендуется использовать в том случае, если торговые площади в здании занимают более 50% общей площади объекта. Если же в здании преобладают офисные помещения, в этом случае для измерения площади следует использовать стандарт для офисных зданий - ANSI/BOMA Z65.1-2010.

В стандарте для торговой недвижимости не рассчитывается коэффициент нагрузки, который играет важную роль при измерении площади офисных и складских помещений. Вместо этого при расчете определяется Общая Арендная Площадь здания (Gross Leasable Area). Стандарт включает определения и формулы для всех основных элементов современных торговых центров: магазинов, мезонинов, киосков, фуд-кортов и парковок.

Gross Leasable Area

Измерение торговых площадей существенно отличается от измерения пространства офиса или площади магазина. Следовательно, большие различия есть и в терминологии. Вместо термина "арендуемая площадь" (Rentable Area), используемого для сдачи в аренду офисных помещениий, в торговой недвижимости используется определение "Общая Арендная Площадь" (Gross Leasable Area или сокращенно GLA). Кроме того, стандарт измеряет и Общую Зону (Common Area): общественные санузлы, машинные, электрощитовые, уборочные помещения, помещения охраны и офис управляющей компании. Эти площади оказывают решающее значение при определении нагрузки Общей Зоны Обслуживания (Common Area Maintenance), однако согласно данному стандарту общая зона обслуживания не прибавляется к помещениям арендатора через коэффициент нагрузки, как это происходит при измерении площади офисных зданий.

Аренда в торговых центрах часто включает в себя вспомогательные площади, такие как открытые патио, склады и другие пространства, которые находятся за пределами периметра ограждающих стен здания. Стандарт также регламентирует использование наиболее часто встречающихся в торговых центрах элементов: киосков, островков, фуд-кортов и др. В офисных зданиях для определения периметра помещений применяется термин Доминирующей Части (Dominant Portion). В торговой недвижимости это определение не используется - вместо него применяется новая концепция - Линии Аренды (Lease Line).

ANSI/BOMA Z65.5-2010 не является переработанной версией стандарта для офисных зданий - это совершенно новый стандарт, который фокусируется исключительно на торговой недвижимости. Стандарт имеет общую базу и согласуется с остальными стандартами, особенно с Gross Areas of a Building: Methods of Measurement (ANSI/BOMA Z65.3-2009). Таким образом создан инструментарий для измерения зданий на всех этапах от проектирования, строительства и финансирования до покупки, продажи, управления и сдачи в аренду.

За последние годы прокат автомобилей в Москве значительно набрал оборотов. Выбирая в прокат себе машину, всегда обращайте внимание на его комфортность. Габариты тоже немало важны. В автомобиле GLA200 совмещает все эти качества. Он признан лучшим внедорожником 2004 года.

Аренда в Москве Mercedes GLA200 посуточно

Стильный дизайн и высокое качество сборки отличает его от других собратьев. В салоне уютно и комфортно. На передней панели установлен небольшой бортовой компьютер с основными функциями управления. Mercedes GLA200 прошел все необходимые тесты на проходимость. Поэтому, если вы пожелаете отправиться в длинный путь по бездорожью, то он подойдет идеально. По ровной трассе внедорожник ведет себя спокойно и уверенно.

Установлен ограничитель максимальной скорости. Это сделано для общей безопасности. Новая электронная система исправно контролирует все процессы. Багажник просторный и вместительный. Мощность двигателя составляет 157 лошадиных сил. Согласно тестированию, максимальная скорость 215 км\ч. Несмотря на свою внушительную внешность Mercedes-Benz GLA200 весит всего 1395 килограмм. Для дополнительного комфорта встроена система стабилизации. Безопасность продумана очень грамотно. Спасательные подушки установлены как у водителя, так и у пассажиров. Даже при сильных ударах вероятность травмироваться очень мала. Система климат контроля обеспечит нужную температуру в любое время года.

Боковые зеркала регулируются в ручном режиме. Подогрев зеркал спасает в зимнюю пору. Установлен усилитель рулевого управления. Передние и задние сиденья регулируются по высоте. Mercedes-Benz GLA200 легок в управлении. Усиление рулевого колеса дает дополнительную его фиксацию в нужной позиции. Никаких недочетов нет. Эргономика автомобиля на высоте. Места для пассажиров также укомплектованы дополнительными опциями. В салоне будет комфортно даже детям, не говоря уже о взрослых. Mercedes-Benz GLA200 подойдет как для длительных туристических поездок, так и для не долгосрочных переездов.

Характеристика предлагаемых в прокат Mercedes GLA200

Двигатель машины
Марка топлива: Бензин АИ-95
Объем двигателя, куб. см.: 1595
Клапанов на цилиндр: 4
Мощность, л.с: 156
Достигается при об. в мин: 5300
Крутящий момент, Нм/об. в мин.: 250/1250-4000
Система питания: Непосредественный впрыск
Привод автомобиля
Тип привода: Передний
Коробка передач
Коробка передач: АКПП
Количество ступеней: 7
Габариты
Длина, мм: 4417
Ширина, мм: 1804
Высота, мм: 1494
Колесная база, мм: 2699
Прочее
Количество мест: 5
Объем багажника, л: 421

Стоит сразу отметить, что достоинств у него намного больше. Высокая комфортабельность, стильный дизайн, устойчивость на дороге. Эти все качества в нем присутствуют. Однако, есть и недостатки. К ним можно отнести малую обзорность зеркал заднего вида и не совсем удобную электронную систему внутри салона. Но это все мелочи.

Заказав Mercedes-Benz GLA200 в прокат у нас, вы можете убедиться самостоятельно в его надежности и практичности. Заказы оформляются круглосуточно через сайт

В 2009 г. суммарный ввод торговых площадей превысил 1 млн. кв.м. (GLA - 594,2 тыс. кв.м.), что является рекордным показателем для московского рынка (в 1,5 раза больше аналогичного показателя в 2008 г). Таким образом, прирост общего объема качественных торговых площадей за 2009 г. составил 19,8%, увеличение GLA - 21,6%. Стоит отметить, что количество введенных объектов по сравнению с 2008 г. осталось прежним. Увеличение введенных площадей произошло вследствие укрупнения торговых объектов - большинство из них относятся к моллам суперрегионального формата.

Огромный объем ввода торговых площадей в 2009 г. был обеспечен в основном крупными торгово-развлекательными и многофункциональными центрами, находящимися на финальной стадии строительства еще в 2008 году: ТРЦ «Золотой Вавилон», ТРЦ «Город», ТРЦ «Филион», ТРЦ «Метрополис». Их открытие в силу экономического спада и слабого спроса со стороны ритейлеров было перенесено на 2009 год. Из-за проблем со сдачей торговых площадей, а также недостаточного финансирования и позднего выхода арендаторов на отделку общей тенденцией на рынке стал ввод объектов в эксплуатацию с торговой галереей, функционирующей на 40-60% с последующим открытием магазинов в процессе работы объекта.

В начале 2010 г. предложение площадей в качественных торговых центрах Москвы расширялось не так динамично, как за соответствующий период 2009 г. Тенденция переноса сроков открытия объектов сохранилась и в I кв. 2010 г.: на начало года было заявлено открытие 3-х торгово-развлекательных центров: ТРЦ «Вива» в Северном Бутово, ТРЦ «Ключевой» в Братеево на пересечении ул. Борисовские пруды, ул. Ключевая и ул. Паромная, I очередь ТРЦ «Речной» на ул. Фестивальной у м. «Речной вокзал». Общая площадь планируемого ввода составляет 84,6 тыс. кв.м. (GLA - 55,8 тыс. кв.м.). Однако до конца марта состоялось открытие лишь I очереди ТРЦ «Речной» общей площадью 26 тыс. кв.м. (GLA - 18,1 тыс. кв.м.). Ввод в эксплуатацию 2-х других центров перенесен на конец апреля.

Совокупное предложение в торговых центрах Москвы (GBA) на конец 1 кв. 2010 г. достигло 6 476,9 тыс. кв.м. (GLA - 3 360,5 тыс. кв.м.). Таким образом, на сегодняшний день обеспеченность площадями качественных торговых центров жителей Москвы составляет 311,2 кв.м. (GLA) на 1000 человек, что все же меньше среднего значения данного показателя в странах Восточной Европы - 470 кв.м. на 1000 человек.

В продолжение существующей тенденции, на 2010 г. перенесено открытие таких значимых торговых проектов как «Вегас», «Mall of Russia», «Гагаринский», «Гудзон». Их общая площадь составляет около 60% всех планируемых к вводу объектов. Всего на 2010 г. заявлено порядка 25-ти объектов, их общая площадь составляет около 1,5 млн. кв.м. (GLA - чуть менее 700 тыс. кв.м.). На сегодняшний день достаточно трудно достоверно прогнозировать, какие именно объекты выйдут на московский рынок в 2010 г. Можно с большой долей уверенности ожидать объем ввода больший, чем в предыдущем году - порядка 600 тыс кв.м. GLA. Инерционный прирост можно прогнозировать во 2 половине 2010 г., так как последние несколько лет наблюдается тенденция неравномерного ввода площадей в течение года и его активизации к концу года.

Таблица 2. Объекты, открытие которых намечено на 2010 год

Название объекта

Округ

Адрес

Заявленная дата открытия

Общая площадь GBA (кв.м.)

Торговая площадь GLA (кв.м.)

Речной

(I очередь)

ул. Фестивальная, 2

Вива

Проектируемый пр-д 680

Ключевой

ул. Борисовские пруды / ул. Ключевая

Каспий

Кронштадский бул., 3

Маркос Молл

Алтуфьевское ш., 70

Монарх Центр

Ленинградский пр-т,

вл. 31 стр. 2,3

Рио (Шоколад)

2-й км МКАД

Mall of Russia

Краснопресненская наб., участки 6, 7, 8Б

Гагаринский

ул. Вавилова, 3

Измайловский

ул. 4-я парковая, вл. 16

Калейдоскоп

Химкинский бульвар / ул. Сходненская

Парус

Новокуркинское ш., д. 1, мкрн. 17

Азовский

ул. Азовская, вл. 28 В

Вегас

Каширское ш. 24 км МКАД

Военторг

ул. Воздвиженка, 10/2

Воробьевы горы

ул. Мосфильмовская, 70

Торговая галерея гостиницы «Москва»

ул. Охотный Ряд, 2

GoodZone

Каширское ш., 12

Мосфильмовский

ул. Пырьева, вл. 2

Строгино

Строгинский бульвар, 22А

Радуга

ул. Енисейская, д. 23

Фаворит

ул. Веневская, вл. 7

ИТОГО:

Источник: данные компании «НДВ Недвижимость»

* указана общая площадь торговой составляющей многофункционального комплекса

Спрос

Начиная с конца 2008 г. и в течение первого полугодия 2009 г. по причине экономического спада наблюдалась низкая активность ритейлеров и, как следствие, снижение спроса как на помещения в торговых центрах, так и в сегменте street retail. Влияние кризисной ситуации на развитие торгового сектора подтверждалось не только фактами замораживания проектов, дефолтами торговых операторов, но и ростом доли свободных площадей. В течение 2009 г. уровень вакантных помещений в Москве оставался нестабильным, и в III квартале года был зафиксирован на небывалой отметке - 16%. Этот показатель был обусловлен отчасти низким уровнем заполненности новых торговых центров. Из-за недостаточного финансирования и позднего выхода арендаторов на отделку общей тенденцией на рынке стал ввод объектов в эксплуатацию с торговой галереей, функционирующей на 40-60% с последующим заполнением в процессе работы объекта.


Источник: данные компании «НДВ Недвижимость»

Высокая доля вакантных площадей также характерна для торговых центров, ориентированных на высокий ценовой сегмент (до 35%). Отток арендаторов в основном наблюдается в многофункциональных комплексах и неудачно расположенных объектах, центрах со слабой концепцией (15-25%). При этом качественные торговые центры с грамотно продуманной концепцией избежали существенного увеличения уровня вакантных площадей, а наиболее успешные объекты (ТРЦ «Европейский», «МЕГА Теплый стан», «МЕГА Химки») по-прежнему заполнены на 100%.

Начиная с III квартала 2009 г. ситуация на рынке начала меняться, почувствовалось некоторое оживление. Арендаторы стали более активны: увеличилось количество сделок аренды, что привело к прекращению падения арендных ставок (а для ряда наиболее успешных объектов, а также для некоторых торговых коридоров был отмечен рост) и снижению уровня вакантных помещений (7% в конце года).

По состоянию на I квартал 2010 г. Москва по-прежнему остается приоритетным направлением развития основных ритейлеров. Можно наблюдать активную экспансию региональных сетей на освобождающиеся площади в столичных торговых центрах. Доля вакантных площадей сократилась по результатам января - марта 2010 г. до 5 - 7%. Однако ввиду большого объема торговых площадей, запланированного к вводу в 2010г., можно прогнозировать рост свободных площадей по итогам года до 10 - 12%.

В основном торговые операторы отдают предпочтение успешно функционирующим торговым центрам с отличной локацией, эффективной концепцией и адекватной арендной политикой. Также спрос ритейлеров во многом сфокусирован на масштабных проектах, находящихся на завершающей стадии строительства.


Источник: данные компании «НДВ Недвижимость»

Существенную роль на структуру спроса оказал факт сокращения многими ритейлерами размера магазинов при сохранении неизменным уровня доходности. Так доля помещений, интересующих арендатора, размером 100 - 200 кв.м. увеличилась до 58%, они по-прежнему остаются наиболее востребованными. В то время как помещения 200 - 400 кв.м. интересуют арендаторов лишь в 11% случаев. Существенно сократилась доля спроса на крупные помещения. Наименее востребованными при данной ситуации на рынке являются помещения более 1000 кв.м.

Коммерческие условия

Рынок аренды торговой недвижимости в 2009 г. можно было охарактеризовать тенденцией перехода от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Снижение общего уровня арендных ставок продолжалось с конца 2008 г. и достигло своего максимума к середине 2009 г., составив от 25% до 50% от уровня середины 2008 г. Произошла дифференциация объектов на успешные, востребованные среди арендаторов, в которых арендные ставки сохранились на уровне докризисного периода, и менее успешные, имеющие концептуальные недостатки или неудачную локацию, в которых масштаб снижения ставок при сдаче в аренду пустующих помещений был максимальным.