Бензин калоша технические характеристики. Бензин галоша, его особенности и применение

Читая название этого топлива, можно подумать, что речь идет про обувь. Однако, бензин Калоша – это чистейшее топливо с высоким октановым числом, которое применяется в различных сферах автомобилестроения, в состав которого входит большое количество полезных для промывки деталей и механизмов веществ.

1 Особенности данного вида топлива

Бензин Калоша обладает свойствами как топлива, так и отличного растворителя. Благодаря низкому содержанию ароматических углеводородов в составе, октановое число бензина Калоша выше, чем у самого чистого топлива, применяемого для высокотехнологичных автомобильных двигателей. Как растворитель – это идеальное вещество, которое не оставляет ни запаха, ни цвета, при этом действует эффективно.

Изначально данный вид топлива создавался для авиационных двигателей с принудительным впрыском, позже область его применения значительно расширилась. Стоит также помнить, что "калоша" – это не народное название, все дело в том, что Калош – это фамилия химика, который впервые получил облегченные фракции из тяжелых нефтепродуктов. В автомобильных мастерских бензин Калоша Б-70 – незаменимое средство для промывки и перед их ремонтом (например подшипников, поршней) или же для удаления коррозийных элементов с деталей кузова перед покраской.

Его также часто используют для промывки элементов неисправного двигателя, так как за счет своих свойств он обладает отличным моющим и смазочным эффектом. Бензин Калоша, как правило, хранится в хорошо закрытых пластиковых канистрах или бутылках различного объема, не имеет цвета и очень токсичен. Так что при самостоятельном использовании этого топлива рекомендуется иметь при себе респиратор и специальные перчатки, а также соблюдать необходимые меры безопасности.

2 Калоша – в чем отличия от обычного бензина?

Бензин Калоша на отечественном рынке обозначается индексом Б-70. Галоша – это более позднее название данного вида топлива, октановое число которого несколько выше, а некоторые характеристики изменены. Иногда такой бензин называют нефрасом, что можно трактовать, как "нефтяной растворитель". В отличие от стандартизированных бензинов, у Калоши нет постоянного октанового числа, этот показатель плавает между 52 и 54.

Данный вид топлива не имеет характерного запаха, ввиду малого количества арома-углеводородов, не содержит присадок, в отличие от стандартных бензинов, и используется исключительно в качестве промывочного материала. Некоторые автолюбители иногда используют очищенное топливо для заправки своих автомобилей. Как правило, это происходит в экстренных случаях, например, когда неожиданно заканчивается бензин, а до места назначения осталось несколько километров.

Ввиду невысокой степени воспламеняемости (очищенный бензин Б-95 применяют в авиационной промышленности), использовать его для двигателей внутреннего сгорания в качестве основного топлива или добавки не рекомендуется. Все дело в том, что при использовании топлива Калоша для автомобиля оно может повредить пластиковые и резиновые соединения и прокладки на системе питания машины и засорить топлива.

В первую очередь, этот универсальный и мощный растворитель используется для заправки различных устройств, работающих на горючем топливе. Речь идет о паяльных, керосиновых лампах и других устройствах. Кроме того, его рекомендуется применять, как растворитель для лакокрасочных изделий, клея, полиэтилена.

Иногда такой бензин используется, как отличное средство для обезжиривания различных поверхностей, которые требуют ремонта, покраски или проклейки. Наиболее известно применение Калоши в качестве заправочного материала для зажигалок.

Что касается цены, то она варьируется, в зависимости от региона производства. В Москве за литр попросят не менее 90 рублей, при том, что в некоторых регионах, например в Рязани, где есть мощный нефтеперерабатывающий завод, выпускающий в том числе несколько видов авиационного топлива различной маркировки, литр нефраса Б-70 будет стоить не более 40 рублей. Специалисты рекомендуют водителям иметь в своем "арсенале" несколько литров данного вещества, ведь, как уже говорилось выше, в экстренной ситуации на дороге (но только в экстренной!) бензин Калоша способен заменить собой обычный автомобильный бензин.

Низкооктановые бензины помимо топлива для поршневых авиадвигателей и карбюраторных автомобилей используются также и в качестве растворителя. Их относят к группе нефрасов (образовано из начальных букв слов «нефтяной растворитель»), производство которых у нас в стране регламентируется требованиями ГОСТ 443-76. К нефрасам принадлежит и бензин Бр-2, не вполне точно именуемый также бензином Калоша. Существует много вариантов появления этого названия, наиболее распространённая версия, что этот бензин впервые получил венгерский химик-органик Галоши, искажённая фамилия которого и закрепилась в современном варианте.

Характеристики

Данная разновидность нефраса довольно широко используется в промышленности, хотя постепенно вытесняется из применения менее канцерогенными, и менее опасными с точки зрения лёгкости воспламенения марками растворителей.

Основные технические характеристики:

  1. Диапазон температур самовоспламенения_- 190… 250 °C.
  2. Химический состав – органические углеводородные соединения, число атомов углерода в которых колеблется в пределах от 9 до 14.
  3. Цвет – светло-жёлтый или (что чаще) – бесцветный.
  4. Октановое число – около 52.
  5. Присадки – отсутствуют.
  6. Примеси: допускается наличие сернистых соединений, суммарным процентом (в пересчёте на сульфиды) не более 0,5.
  7. Плотность — 700…750 кг/м 3 .

Прочие показатели бензина Калоша разнятся, в зависимости от отрасли его применения. Общим является то, что алканы, входящие в химическую формулу всех нефрасов, близки к циклопарафинам сырой нефти. В результате основной технологией для получения бензина Калоша является фракционирование с умеренной интенсивностью.

Получаемый нефтепродукт используется для растворения печатных красок, пестицидов, гербицидов, покрытий, жидкого асфальта и других органических веществ, включая и резину. Используются также для очистки от загрязнений подвижных деталей машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования в ремонтном производстве (что сближает этот продукт с некоторыми другими марками бензинов, в частности, ). Не допускается использование продукта в условиях окружающих температур более 30 0 С.

Марки и требования безопасности

Нефрасы производят двух сортов: С2 80/120 и С3 80/120, которые различаются лишь технологией получения и очистки. В частности для производства С2 80/120 в качестве исходных полуфабрикатов применяют бензин, который прошёл каталитический риформинг, а для С3 80/120 – бензин, полученный методом прямой перегонки. Для нефраса С2 80/120 первого сорта плотность несколько ниже.

Особое значение уделяют правилам безопасного применения рассматриваемых марок бензинов. Следует учитывать, что температура вспышки таких веществ – весьма низкая, и составляет для открытого тигля всего -17 0 С. При применении следует принимать во внимание также взрывоопасность вещества. ГОСТ 443-76 определяет данный параметр в качестве опасного уже при концентрации нефраса в воздушных парах более 1,7%. Концентрация бензиновых паров в атмосфере помещения не может быть выше 100 мг/м 3 .

Часто в технологических требованиях к бензинам-растворителям возникает путаница, обусловленная различием в стандартах, которые руководствуются производители. Так, нефрасы (в том числе и наиболее распространённый Нефрас С2 80/120) производится по ГОСТ 443-76, а бензин Калоша – по техническим условиям, которые заведомо менее жёсткие. Однако по формуле и свойствам это – идентичный товар, различающийся лишь степенью рафинирования (для бензина Калоша эта степень ниже). Поэтому с фактической точки зрения бензин Бр-2, бензин Калоша и нефрас С2 80/120 – одно и то же вещество.

Применение

По совокупности своих свойств бензин Калоша считается в первую очередь бензином-растворителем, но практическая область его использования гораздо шире:

  • Заправка зажигалок.
  • Очистка баков и резервуаров установок газокислородной резки.
  • Подготовка тканей к окрашиванию.
  • Обезжиривание компонентов электронной техники перед пайкой.
  • Очистка ювелирных изделий.
  • Заправка примусов и прочей обогревательной техники туристического назначения.

Бензин Калоша не следует полностью отождествлять с бензином Бр-2. Они производятся из разного сырья и проверяются на содержание компонентов различными методами, особенно, когда в основной состав производитель вводит специфические присадки. Кроме того, все нефрасы, производимые по техническим требованиям ГОСТ 443-76, отличаются стабильным показателем своего октанового числа, что прочим маркам, рассматриваемым в этой статье, не свойственно.

Цены на данную продукцию определяются фасовкой товара. Для бензина Калоша, который разливается в ёмкости 0,5 л, цена колеблется в пределах 100…150 руб., для фасовки в канистрах по 10 л – 700…1100 руб., для оптовых поставок (бочки 150 л) – по 80…100 руб/кг.

Бензин-растворитель, который часто и по разным причинам упоминался где-то в комментариях на муське, а его название способно ввести в ступор, ведь казалось бы, причём здесь бензин и резиновая обувь?
Тем не менее, его пользы в хозяйстве это никак не убавляет. Себе же я его взял для отмывки плат, заправки зажигалок и, реже - промывки каких-либо деталей.

Описание

Данный бензин называют по разному - «Калоша», «Галоша», «Нефрас 80/120» или «БР2» - имеет прозрачный или чуть желтоватый оттенок, запах едкий, входит в группу нефрасов (нефтяных растворителей) и обладает свойствами, как топлива, так и растворителя.
Имеет октановое число, колеблющиеся в пределах 52-54, что делает его легкодетонирующим и весьма горючим. Чище, чем самое чистое топливо для автомобилей, поэтому после использования не оставляет ни запаха, ни цвета. Однако агрессивно и разрушительно себя ведёт в системе подачи топлива в автомобилях по отношению к деталям и прокладкам из резины и пластика, системе улавливания паров топлива. Как сообщается в некоторых источниках, «Калошу» допускается использовать в качестве топлива в автомобиле, но только в разовых экстренных случаях.

В жидкости присутствует много углеводородов, следовательно - она токсична. Вдыхание паров может вызвать наркотический эффект и привести к анемии (снижению гемоглобина) при длительном обонятельном контакте.
Бытовые минутные работы с бензином считаются безопасными, длительная же работа требует наличия средств защиты - маски (противогаза), очков и перчаток. Следует избегать её попадания на кожу, в противном же случае - вызывает резкое осушение.

Цифры 80/120 означают температуру кипения содержащихся в бензине фракций: 80гр. - для лёгких фракций, 120гр. - для оставшихся 95% фракций.

Вокруг названия «Калоша/Галоша» существует несколько довольно забавных версий. Понятное дело, относится к ним серьёзно не обязательно, но для ознакомления приведу их. Одна из наиболее известных - КАлош (ударение на первую «А», в некоторых статьях ГАлош) - это фамилия венгерского (где-то говорится, что это чех или француз) химика, который первый научился отделять от нефти фракцию 80/120. В русском же сообществе, не зная о достижениях, этого «известного» химика, название бензина преобразилось в название обуви. Само собой, есть также версия, что никакого европейского химика с такой фамилией не существует. Во всяком случае, и GooGle по этому поводу молчит.
Фантазией можно не обладать, однако вещь эта - весьма заразная. По другой из не менее забавных версий говорится, что название основано под веянием запаха новых не ношенных Калош/Галош, мол у бензина и резиновой обуви оно схоже.

Изготавливают бензин по двум условным стандартам - по ГОСТ 443-76 и по техусловию ТУ308.401-67108-92.
ГОСТ - постоянен по качеству, но продукт изготовленный по его стандарту, требует аттестации и сертификации. Поэтому производители чаще всего прибегают к техуслосвию, которое избавляет от всей бюрократической волокиты, которая полагается по ГОСТу, но по качеству, бензин изготовленный по ТУ, может разнится. В моём случае, бензин изготовлен по ТУ.

Применение.
Необычайно широко:
- обезжиривание поверхностей перед ремонтом, покраской или поклейкой
- топливо для каталитических и туристических горелок, зажигалок и т.д.
- ювелирное дело (при спайке деталей, очистке и зачистке до блеска)
- промывка деталей (форсунок, подшипников, узлов двигателей ВС)
- при извлечении масел (отжим и экстракция)
- разбавление красок, лаков и эмалей
- удаление старой смазки с лыж
- промывка печатных плат
- удаление коррозии

Приехал бензин в обычной пластиковой литровой бутылке. На этикетке он обозначен, как «Калоша», изготовлен по техусловию. Хотя в интернетах часто говорится, что «Калоша» изготавливается по ГОСТ, а «Галоша» - уже по техусловию. Мой случай опровергает этот стереотип.

Перечислены основные сценарии применения этого бензина-растворителя. А по весу - 1 литр «Калоши» легче 1 литра питьевой воды на 300гр.





Очистка поверхности
Небольшой сравнительный тест качества очистки поверхности резинового лоскута по сравнению с этиловым спиртом.

Очистка спиртом

Спирт во-первых, долго сохнет, во-вторых, после него всё равно остаются какие-то разводы на поверхности

Очистка «Калошей»
Здесь я немного пренебрёг ТБ, и протирку осуществлял ваткой, смоченной в бензине, которую взял в руки. Ничего страшного не произошло, но после теста на пальцах остался белый налёт.

Бензин очень быстро испаряется, и после обработки им, на поверхности практически ничего не остаётся, за исключением уголка, который придерживал пальцем

Промывка участка на плате от флюса
Условно говоря, провожу в 2 этапа. Сначала протираю ватной палочкой, смоченной в растворе. Потом проход - уже зубной щёткой. Раствор делал по формуле бензин + спирт в соотношении 1:1, так бензин хотя бы не сразу испаряется с поверхности.







Заправка капсульной зажигалки
Успешно использую в такой зажигалке (обзор на неё я делал ), - она может год пролежать и бензин, несмотря на степень летучести, не испаряется. Но тут всё зависит от качества резиновой прокладки, насколько герметично она закупоривает половинки корпуса. При заправке бензиновых зажигалок типа Зиппо уже возникает хлопотный момент, - бензин быстро испаряется. Но одного у «Калоши» не отнимешь точно - при горении не коптит.







Ещё один показательный сравнительный тест.
Искал, чтобы такое почистить, сравнить и соответственно показать. Нашёл банку из-под кофе. Многим знакома ситуация в быту, когда после отодранной этикетки на банке остаётся клеевой слой, который не так то просто счистить. Вода с мылом его не берёт.



Бессилен здесь также и спирт:


Бензин же справляется. Впрочем и так всё видно:


Выводы

Бензин у себя в городе на тот момент (год назад) не нашёл, поэтому заказывал его в составе комбинированной посылки, где ещё был комплект радиодеталей. Опыт покупки в ЧипДипе оцениваю, как скорее отрицательный, чем положительный. Камнем преткновения здесь стала неудовлетворительная логистика: оформление заказа - начало января 2017 года, получение заказа - только лишь спустя месяц, это внутри страны. Несмотря на минусы, критерий «чтобы всё было в 1 посылке» для меня был выше по приоритету. С доставкой чехарда. Вроде указано, что бензин можно забрать из пункта выдачи типа евросеть, по факту - неожиданно написал менеджер, мол доступна только Почта России, что дороже, чем из пункта выдачи. И ещё - здесь жлобские цены.
Что касается бензина - рекомендуется к покупке, но ЧипДип не самое удачное место по цене/доставке, так что ищите в магазинах своего города, так будет и дешевле и быстрее.

Достоинства
- Универсален
- Хватает на долго
- Быстро испаряется
- Не коптит при горении

Недостатки
- Токсичен, огнеопасен
- Порой бывает трудно найти в оффлайне

Планирую купить +42 Добавить в избранное Обзор понравился +91 +159 CAS: нет.

Химичекая формула: Четкой формулы для бензина галоши нет, поскольку это не чистое химическое вещество, а смесь углеводородов как линейного так и ароматического строения, отвечающих, по сути, лиш одному условию - они перегоняются при температкре от 80 до 120градусов. Отсюда и более точное название неф. рас. тоесть нефтяной растворитель. А 80/ 120 это интервал температур при котором молекулы перейдут из жидкого в газообразное состояние.

Синонимы: БР-2, бензин Калоша, бензин Галоша, бензин растворитель.

Описание:

Бензин БР-2 (Нефрас С2 80-120) - не имеющая цвета, с запахом похожим на бензиновый, прозрачная жидкость. Бромное число (в идеале оно должно составлять не более 0,02 г/100 куб.см нефраса Бр-2), массовая доля ароматических углеводородов и серы не должна превышать порог в 1,5% для каждого.

Технические характеристики:

Фракционный состав:

Температура начала перегонки, град С, не ниже:
Температура перегонки 98% объема, не выше

Остаток в колбе после перегонки % не более:

110
1,0

Бромное число, г. Брома на 100мл растворителя, не более

0,08

Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

1,5

Массовая доля серы,%, не более

0,0001

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

Содержание механических примесей и воды

Отсутствие


Применение:
Бензин БР используется в резиновой и лакокрасочной промышленности, применяется: для разбавления специальных масляных и битумных красок, эмалей и лаков, при изготовлении резиновых клеев и различных мастик, при нагревании служит растворителем для полиэтилена, для обезжиривания электрооборудования, тканей, кожи перед окраской для промывки подшипников, арматуры и других металлических изделий перед консервацией.

Бензин «Калоша» - органическое соединение, производное нефти, так называемый нефрас (нефтяной растворитель). Состоит из легких углеводородов.

Несмотря на то, что бензин «Калоша» прочно ассоциируется с обувью, которая когда-то была очень популярна и до сих пор используется в России (ее надевают на валенки), это не так. Название реагента произошло от фамилии химика - Калош, который первым получил легкие фракции из нефти. Более точных сведений о нем, к сожалению, нет. Историки не могут даже определить его национальность: то ли француз, то ли венгр, то ли чех. Тем не менее, с тем, что именно фамилией этого ученого назван бензин, никто не спорит.

Кроме бензина «Калоша» существует еще и «Галоша». Это тоже бензин-растворитель. Разница между «Калошей» и «Галошей» минимальна, как и в названии. «Калоша» производится в соответствии с ГОСТом 443-76, а «Галоша» - по ТУ 38.401-67-108-92.

«Калоша» (как и «Галоша) не подходит для заправки автомобиля, так как крайне агрессивен к резиновым и пластиковым прокладкам.

Свойства

«Калоша» - результат перегонки бензина, полученного в результате каталитического риформинга нефти или прямой отгонки нефтей с низким содержанием серы. Потом бензин проходит стадию удаления из него ароматических углеводородов (их может быть не более 2,5% от общего объема). Уже такой, деароматизированный бензин подвергается перегонке. Для «Калоши» собирают легкие фракции, кипящие в диапазоне температур 80÷120 °С.

Вещество представляет собой летучую прозрачную, маслянистую жидкость с выраженным, хотя и не очень сильным запахом нефтепродуктов. В воде не растворяется, зато само растворяет многие органические вещества и материалы. Очень токсично, пожаро- и взрывоопасно. Состоит из смеси разных углеводородов: нафтеновых, парафиновых, изопарафиновых и ароматических. Содержание ароматических углеводородов регламентируется: их может быть от 0,5 до 2,5 процентов. Остальных может быть не более половины от общего состава. В «Калоше» полностью отсутствуют водорастворимые щелочи и кислоты, а также вода.

Официальное название «Калоши» - нефрас С2 80/120. Цифро-буквенные обозначения как раз и поясняют, что данный вид нефтяного растворителя содержит смесь углеводородов, кипящих при температуре от 80 до 120 °С.

Меры предосторожности

«Калоша» относится к 4-му классу опасности для человека и к 1-му классу пожароопасности. Пары действуют как наркотик, со временем вызывают анемию, негативно влияют на центральную нервную систему. Контакт с кожей приводит к ее сухости, может вызывать раздражение, аллергические реакции, дерматиты и экземы. Если реактив попал на кожу, ее следует хорошо промыть водой.

Работать с растворителем необходимо в вентилируемом помещении с использованием средств защиты : перчаток, защитной маски и очков. При превышении ПДК в воздухе, например, при аварии, следует воспользоваться противогазом. Максимальная температура, при которой можно работать с «Калошей» - +75 °С.

Хранят нефрас С2 80/120:
- в крытых помещениях с хорошей вентиляцией, оборудованных светильниками во взрывозащищенном исполнении;
- в герметичной пластиковой, стеклянной или металлической таре.

Для открытия цистерн и бочек допускается использовать только искробезопасные инструменты. Запрещено применение открытого огня рядом с реагентом. Горящий растворитель тушат любыми средствами: мелкораспыленной водой, водяным паром, химической пеной, инертным газом, асбестовым полотном.

Применение

В резинотехнической индустрии (изготовление труб и ремней, ингредиент для приготовления резиновых клеев).
Как разбавитель красок, лаков, мастик, эпоксидных смол на масляной, битумной, этиленовой основе; для изготовления полиграфических красок, красок для тканей и кож, электроизоляционных лаков.
В электронике и электротехнике, металлургии, машиностроении: для промывки деталей, подшипников, узлов автомобильных двигателей и коробок передач, электронных плат; для обезжиривания перед покраской или нанесением защитных покрытий, перед консервацией; для удаления консервирующих покрытий.
Для подготовки поверхностей из металла, ткани или кожи перед окраской; для снятия жирового слоя с кож.
Для очистки оптических приборов, столов в ювелирном деле. Испаряется «Калоша» быстрее, чем ацетон, не оставляет разводов и пятен.
Как топливо для каталитических грелок, туристических горелок, примусов, обогревателей, зажигалок, паяльных ламп. Благодаря чистоте топлива приборы служат дольше, так как не засоряются нагаром и копотью.