Экспертиза дорог и дорожного покрытия. Когда не нужна экспертиза проектной документации Изменили конструкцию дорожной одежды нужна ли экспертиза

Одним из востребованных направлений в работе независимых экспертов является строительная экспертиза проекта дорог. Тщательное исследование проекта автодорог, произведенное специалистами НП «Федерация Судебных Экспертов», позволит достоверно оценить такие критерии будущего строительства, как качество дорожного покрытия, соответствие проектировки трассы предполагаемому объему и скорости автомобильного движения, обеспечение безопасности движения.

Экспертиза проектно-сметной документации будущего строительства или реконструкции автомобильной дороги имеет свою специфику. Последовательность изучения проекта зависит от эксперта и может быть различной, но чаще всего проходит в следующем порядке.

На первом этапе эксперт проверяет представленные документы по следующим параметрам:

  • комплектность всех документов;
  • соответствие объекта существующим генеральным планам развития дорог в регионе;
  • наличие всех необходимых согласований с контролирующими учреждениями;
  • соответствие всех параметров проекта утвержденным показателям в технико-экономическом обосновании и технико-экономических расчетах.

На следующем этапе проверяется экономическая часть проекта. Для этого эксперт исследует следующие пункты:


  • сопоставление имеющихся данных об интенсивности движения транспорта и общем объеме грузоперевозок, заложенном в расчетах проекта;
  • анализ расчетов предполагаемого объема грузоперевозок и существующих транспортных связей;
  • проверка экономической целесообразности строительства новой дороги или реконструкции существующей.

Следующим этапом является экспертиза технической части проекта автодороги, в ходе которой проверяются:

  • степень обоснованности заложенных в проекте инженерных решений;
  • проверка предложенных источников по поставке стройматериалов и конструкций для строительства объекта;
  • контроль заложенных в проекте мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • сопоставление имеющихся вариантов прокладываемой трассы с учетом особенностей ландшафта, грунта и климата.
  • проверка обоснованности сметы.

Проверка соблюдения технико-строительных норм и требований по охране окружающей среды является актуальной не только при обследовании проекта строительства дороги. Примерно по таким же параметрам проводится и экспертиза проекта котельной.

Изучение проекта строительства котельной является комплексным исследованием, при котором специалисты оценивают различные параметры и аспекты будущего строительства, после чего выносят свое заключение. Основной целью экспертизы проекта котельной является контроль и предотвращение возможного нарушения различных технических и строительных нормативов.

В ходе проверки эксперты тщательно изучают технические показатели будущего здания и котельного оборудования. Предложенные строителями решения должны соответствовать всем техническим требованиям и обеспечить безопасную эксплуатацию котельной.

Еще одним важным аспектом в ходе экспертизы является проверка проекта котельной на ее экологическую безопасность. Изучение проектной документации, возможностей котельного оборудования и предполагаемого режима эксплуатации позволит экспертам определить степень воздействия котельной на окружающую среду. В случае нарушения каких-то требований в заключении экспертов будут указаны рекомендации для их исправления.

Еще одним востребованным направлением в работе с различными техническими проектами является экспертиза проекта перепланировки. Такое исследование проводится довольно часто, поскольку очень часто встречаются случаи самовольной перепланировки квартиры, и возникает необходимость проверки для предотвращения аварийных ситуаций.

Перепланировкой называется изменение общей конфигурации помещений внутри квартиры (снос межкомнатных перегородок, установка проема в несущей стене, заделывание двери, монтаж внутренних лестниц и т.п.). Перепланировка является серьезной мерой, которая может негативно сказаться на конструкции здания и создать аварийную ситуацию, опасную для жизни и здоровья жителей всего дома.

В случае нелегальной перепланировки квартиры может быть проведена проверка. Если обнаружится факт самовольной перепланировки, то будет назначена экспертиза, которая проверит, как внесенные жильцом изменения сказались на общем состоянии конструкций жилого дома, и насколько качественно были выполнены работы по перепланировке. Если будут обнаружены серьезные дефекты, вызванные неграмотной перепланировкой, жилец будет обязан восстановить прежнюю конфигурацию помещений.

Экспертизу перепланировки квартиры можно заказать и самостоятельно, в частном порядке. Более того, если перепланировка была сделана самовольно, но без угрозы для несущих конструкций дома, то акт экспертизы будет хорошим подспорьем для узаконивания произведенных изменений. Наши эксперты подскажут, какие документы нужно подготовить и в какие инстанции следует обратиться, чтобы утвердить новую конфигурацию помещений квартиры.

Экспертные исследования такого характера лучше заказывать в предварительном порядке, до проведения каких-либо изменений. К примеру, экспертиза проекта планировки территории, проведенная нашими экспертами, позволит заранее выявить уязвимые места и разработать варианты их исправления, поможет согласовать суть и детали проекта с существующими юридическими и техническими требованиями.

Профессиональная экспертиза дороги – вид строительной экспертизы, которую проводят для того, чтобы определить степень соответствия дорожного полотна техническим нормам и общепринятым требованиям, найти недостатки, возникшие из-за нарушений при проведении дорожных работ. Обследовать дорожное полотно можно в виде отдельного мероприятия, а также в комплексе с общим набором экспертиз объекта строительства (если дороги входят в его состав).
Объектом для экспертизы дороги может служить автодорога, шоссе, тротуар, трасса, примыкающие к объектам площадки, пешеходная зона, асфальтированные или бетонированные площадки, отведенные под парковки или стоянки.

Цели экспертизы дорог

Экспертиза дорог проводится для того, чтобы:
· определить точную стоимость всех выполненных работ;
· оценить, насколько качественно выполнены работы и соответствуют ли они сметной документации;
· выявить недостатки эксплуатируемого дорожного покрытия для определения объема ремонтных работ;
· изучить, насколько правильно составлена проектно-техническая документация (при проектировании дорог).
Часто экспертизу дорог проводят по решению или предписанию суда – если подрядчики не обеспечили высокое качество работ при сооружении покрытия или если заказчик не принимает в эксплуатацию дорогу по причине отклонений от сметы или проекта.
Среди методов экспертиз дорог специалист может выбирать визуальный осмотр полотна, ознакомление с документацией, в которой содержатся все необходимые сведения. При визуальном осмотре современные экспертные организации (в том числе и наша) используют методы неразрушающего контроля, отказавшись от трудоемкой и затратной процедуры высверливания кернов. В частности, мы изучаем дорожное покрытие методом радиолокационного зондирования с применением георадара, что дает точные данные.
Если экспертиза дорог основывается на изучении документации, специалисту следует предоставить для ознакомления:
· проект, смету и другую сопровождающую документацию, на основе которой эксперт проверит соответствие качества дорожного покрытия и уровень затрат;
· исполнительно-отчетную документацию (техпаспорта, акты приемки, производственные журналы), с помощью которой можно будет определить качество выполненных работ;
· результаты проводимых ранее экспертиз.

Экспертиза дороги: действия эксперта

Специалист в процессе работы определяет актуальное состояние дорожного покрытия, отмечая все дефекты, устанавливая актуальность в ремонтных работах и тип этих работ (поверхностные, капитальные). Также эксперт определяет, отклоняется ли качество выполненных работ и дорожного полотна от ГОСТ, СНиП и других требований, делает выводы о соответствии применяемых при обустройстве дороги материалов техническим и проектным требованиям, оценивает стоимость работ и проверяет, насколько они ответствуют смете, анализирует степень долговечности дороги.
Цена и время, потраченное на обследование дороги – показатели, зависящие от общей площади покрытия, целей, с которыми проводится экспертиза, наличия полного пакета документов, необходимости в применении специального оборудования и проведения исследований в лаборатории, общего объема нужных работ.
Если вас интересует объективная экспертиза дорог с максимально точными отчетными данными, которые можно использовать в том числе и в суде при решении споров – рекомендуем заказать исследование дорожных покрытий в нашей компании. У нас работают эксперты, полностью соответствующие требованиям и имеющие доступ к проведению подобных работ на высоком профессиональном уровне.

Поверка проектной документации это необходимый этап, который проходит любой проект еще до начала строительных работ. Сегодня получить экспертное заключение можно как в государственных, так и в коммерческих организациях. Экспертное заключение является гарантией безопасности и качества проекта. Без такого заключения дальнейшая реализация проектных работ просто не возможна.

Экспертиза проектной документации подразумевает оценку ее соответствия техническим, санитарно-эпидемиологичес ким, экологическим нормам и правилам, а также требованиям пожарной, промышленной, радиационной или ядерной безопасности, и соответствовать правилам государственной охраны культурных объектов.

Для упрощения выдачи экспертных заключений существует ряд случаев, когда проведение экспертизы проектной документации не является обязательным или не требуется вообще. Такие случаи регулируются федеральным законодательством Российской Федерации.

Результатом проведения экспертизы является выдача соответствующего заключения. Такое заключение может быть как положительным, так и отрицательным. Срок проведения экспертизы зависит от сложности проекта, но обычно он не превышает трех месяцев.

Проведение экспертизы проектной документации не является обязательной в следующих случаях:

  1. При проведении ремонтных, реконструкционных или работ по модернизации производственных зданий и сооружений, зданий общественного или жилого назначения, при котором основные инженерные решения проектной документации не будут затрагивать основные несущие способности зданий, сооружений или конструкций.
  2. При проведении работ по реконструкции или ремонту тепловых, водопроводных или канализационных сетей на уже существующих трассах с применением более современных материалов.
  3. При выполнении текущих ремонтных работ автомобильных трасс, которые в установленном порядке относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
  4. Сметная документация, изготавливаемая в установленном порядке для проведения любых текущих ремонтных работ.
  5. Сметная документация с дополнениями и изменениями, которые были внесены в соответствии с установленными требованиями или ограниченными затратами на производство работ.
  6. Проектная документация на строительство объектов, которые относятся к третьему уровню ответственности согласно техническим нормативам и актам (одноэтажные, двухэтажные жилые дома; временные, вспомогательные и сезонные постройки, такие как парковки, павильоны, склады, опоры для линий освещения или связи, ограждение и др.; отдельно стоящие объекты агропромышленного комплекса, имеющие подсобное или вспомогательное назначение).
  7. Проектная документация для содержания различных гидротехнических и судовых сооружений и конструкций, которая необходима для обеспечения их надежной работы, выполнения путевых работ и безопасности судоходства.
  8. Техническая документация для замены или проведения ремонтных работ промышленного, технического и иного оборудования, машин, механизмов или агрегатов, которая разработана и утверждена специально уполномоченными для этого органами в определенной области в соответствии со всеми необходимыми нормативно-правовыми актами, и которая не требует проведения каких-либо строительных работ.
  9. Проектно-сметная документация, в которую внесены изменения каких либо строительных материалов, оборудования или изделий на аналогичные и замена которых не повлияет на основные несущие конструкции.
  10. Проектная документация по привязке типовых проектов или проектов, которые повторно применяются для строительства индивидуальных жилых домов или объектов социального назначения.

Согласно федеральному законодательству проектная документация следующих объектов капитального строительства не нуждается в проведении государственной экспертизы:

  • отдельные жилые дома высотой не более трех этажей, предназначенные для проживания не более чем одной семьи;
  • многоквартирные жилые дома, не выше трех этажей, которые могут состоять не более чем из четырех секций с квартирами, помещениями для общего пользования и отдельными подъездами;
  • отдельно стоящие жилые дома, не выше чем в три этажа, которые могут состоять не более чем из десяти блоков, каждый из которых предназначен для проживания только одной семьи и имеют одну или несколько общих стен без проемов;
  • отдельно стоящие непроизводственные объекты, которые не предназначаются для проживания граждан, не более двух этажей и общей площадью не более 1500 квадратных метров (исключением являются технически сложные или опасные объекты);
  • отдельно стоящие производственные объекты, высотой не более двух этажей и общей площадью до 1500 квадратных метров, для которых нет необходимости устраивать санитарно-защитные зоны (исключением являются технически сложные или опасные объекты).

Не смотря на то, что все вышеперечисленные случаи не требуют строгого проведения экспертизы проектной документации и выдачи экспертного заключения, тем не менее, разработка технической, проектной и сметной документации необходимо.

Все мы ходим и ездим по дорогам. Периодически дорожное покрытие изнашивается, и его приходится ремонтировать. На каком основании принимается решение о ремонте? Проводится ли экспертиза дорожного покрытия?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Понятие «экспертизы» можно раскрыть следующим образом – это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы.

Проводится она по инициативе:

  • заинтересованного лица;
  • или решения суда.

Экспертиза дорог – это одна из разновидностей строительной экспертизы и дорожного строительства. Проводится она для оценки качества проведённых работ по укладке дорожного покрытия, а также ремонта и реставрации тех участков дорог, которые уже эксплуатируются.
Объектами данного вида экспертизы являются:

  • автомобильные дороги;
  • пешеходные тротуары;
  • внутрихозяйственные дороги;
  • проезды и площадки возле подъездов многоквартирных домов;
  • городские площади и парки;
  • грунтовые и асфальтовые дороги;
  • парковки автомобилей.

Проводить экспертизу дороги могут только специальные экспертные организации, имеющие лицензию или действующий допуск СРО на проведение подобного вида работ. Кроме того, в штате этой организации должны быть соответствующие специалисты.

Законодательство

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Для того чтобы провести судебную экспертизу, в экспертную организацию нужно направить ходатайство.

Оно составляет по правилам ведения деловых бумаг, а также в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством.

Видео: безопасность

Цель

Исследование дорожного покрытия может проводиться с различными целями:

  • строительство новой дороги и укладка нового дорожного полотна;
  • ремонт и реконструкция того полотна, которое уже используется.

В зависимости от целей определяются этапы проводимых работ и исследований, сроки их проведения, а также стоимость каждого этапа.

Для строящихся дорог

Когда проводится оценка только строящихся дорог, то она преследует следующие цели:

  • определение стоимости технологических операций, которые были реально выполнены на данном участке, а также сравнение этой стоимости с теми данными, которые предоставили строители;
  • выявление операций, во время проведения которых могла быть реально завышена стоимость работ;
  • выявление реального количества материала, затраченного на возведение нового участка дороги и определение соответствия со сведениями, которые указаны в проекте;
  • проверка качества произведённых работ и выявление соответствия с установленными нормативами.

Чтобы эти цели были достигнуты, эксперты проводят комплекс мероприятий на отдельно взятом участке дорожном пути. Прежде чем построить новую дорогу, специалисты проводят ряд необходимых исследований.

Таких как:

  • сбор результатов на местности. Это начальная стадия подготовки к строительству нового дорожного полотна;
  • затем изучаются сведения об интенсивности дорожного движения в данной местности;
  • заключительная стадия – анализ полученных результатов, и определение конкретного объёма работ и исследований на конкретных участках дороги.

Для сданных в эксплуатацию

Но многие участки дороги уже сданы в эксплуатацию, и им уже требуется ремонт.

В этих случаях экспертиза проводится для достижения следующих целей:

  • оценивается функциональность дорожного полотна, а также степень его изношенности;
  • выявление необходимости проведения ремонтных работ на конкретном участке дорожного полотна;
  • выявление соответствия реальных характеристик дорожного полотна тем нормативам, которые указаны в документации.

Если в ходе проведения исследования будет выявлено, что данному участку дороги требуется ремонт, тогда эксперты определяют вид ремонтных работ, а также сроки их проведения.

Подлежит ли дорога экспертизе

Экспертизе подлежит не сама дорога, а покрытие на ней. В зависимости от вида дороги, её назначения и других критериев, на ней должно быть определённое покрытие. Оно должно соответствовать нормативам и стандартам.
Поэтому именно покрытие проверяется экспертами на соответствие и законность.

Нередко экспертиза дорожного покрытия требуется для выявления обстоятельств ДТП.

В данном случае, будет изучаться и проводиться:

  • ширина проезжей части;
  • ширина обочины;
  • геометрическая видимость поверхности дороги, а также идущего навстречу транспорта;
  • физические и механические характеристики асфальта;
  • экспертиза главной дороги и второстепенных примыкающих дорог;
  • другие показатели, необходимые для выявления специфики происшествия.

Для оперативного получения необходимой информации, экспертные организации использую подвижные лаборатории, а также современное диагностическое оборудование.

Это помогает довольно оперативно получить сведения о:

  • конструктивном слое дорожного покрытия;
  • ровности дорожной одежды;
  • коэффициенте сцепления;
  • других важных показателях.

Основные этапы проведения

Как и любой другой вид экспертизы, исследование дорожного полотна проводится в несколько этапов.

Это:

1. осмотр конкретного участка дороги. Во время осмотра выявляются выбоины и трещины.
Эксперты проводят осмотр с помощью специальной линейки, длина которой составляет 3 м.

С её помощью они производят замеры, которые используют для выявления таких характеристик как:

  • уклон;
  • крутизна откосов насыпей;
  • размеры неровностей и выемок.

2. во время осмотра эксперт делает забор проб покрытия. Это делается для того чтобы определить его реальную толщину.

Также отбирается материал, который, в дальнейшем, будет подвергнут лабораторному исследованию.

3. фото – и видеосъёмка производимых действий;
4. определение широты дорожного полотна, и проверка соответствия этого показателя заявленным нормам;
5. лабораторный анализ взятых ранее проб;
6. составление заключения.

Так как экспертиза дорожного полотна – это многоэтапный исследовательский процесс, то для получения более полной картины эксперты составляют заключение отдельно по каждому лабораторному исследованию.

Для обобщения этапы проведения экспертизы дороги можно охарактеризовать следующим образом:

  1. инструментальное обследование объекта;
  2. исследование материалов, образцов и фрагментов конструкций;
  3. составление заключения эксперта.

На какие вопросы отвечает

Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

Если есть, то в каких параметрах:

  • в толщине слоёв;
  • в уплотнении песчаной основы;
  • в геометрических показателях.

2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
3. Оценка водоотводных устройств?
4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

  • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
  • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
  • всю отчётную документацию по объекту.

Сроки проведения экспертизы зависят от объёмов работ и исследований, которые необходимо будет провести эксперту, а также от количества необходимых испытаний и расчётов.

Сроки устанавливает сам эксперт, исходя их понятия разумности, изучив полностью техническое задание.

Техническое задание составляет заказчик экспертизы. Он же определяет цели проводимых работ, и вопросы, на которые эксперт должен будет дать ответы в ходе исследования.

Стоимость

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней .

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

Экспертиза автомобильной дороги позволяет определить категорию технического состояния сооружения дорожного полотна в соответствии с требованиями нормативных документов. Наша экспертная компания оказывает услуги по контролю качества выполненных работ устройства асфальтобетонных покрытия и оснований.

Что собой представляет экспертиза автомобильной дороги. Рассмотрим на конкретном примере

К нам обратился начальник дорожного хозяйства Администрации городского поселения г. Ступино, Ступинского муниципального района Московской области с техническим заданием провести экспертизу автомобильной дороги на соответствие условиям Муниципального контракта, заключенного с подрядчиком. В контракте было прописано, что ремонт автомобильной дороги должен быть выполнен в соответствии с требованиями СП к СНиП 3.06.03-85, ГОСТ 9128-2013, площадь ремонтируемого участка дороги S=10192м². Контроль качества асфальтобетона осуществляется по показателям физико-механических свойств вырубок (кернов).

Как определяется количество вырубок (кернов) на участке дороги?

В соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 п.10.40. при строительстве основания или покрытия автомобильной дороги нужно контролировать качество асфальтобетонного слоя по показателям вырубок (кернов) покрытия на 3000 м² в 3 (трех) местах.

Договор на экспертизу

Перед выполнением мы заключаем договор. В наши обязанности входит:

  1. Выезд на объект специалистов, взятие образцов (вырубок, кернов) покрытия;
  1. В лабораторных условиях определение физико-механических свойств отобранных образцов;
  1. По результатам лабораторных испытаний определение физико-механических свойств покрытия и выдача технического заключения на соответствие качества уплотнения асфальтобетона и качества асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ;

Результаты экспертизы ремонта автомобильной дороги

На объект выехал наш специалист, произвел отбор проб (кернов) асфальтобетона, доставил в испытательную лабораторию. Результаты лабораторных испытаний показали, что выполненные ремонтные работы по устройству дорожного покрытия и качество используемой асфальтобетонной смеси, соответствуют условиям Муниципального контракта, в том числе требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНиП). Объект был принят.