Когда запретят дизель в европе. Запрет на дизельные автомобили в Германии: почему его вводят? Столица автопрома Штутгарт запрещает въезд

Прошлый год ознаменовался, среди прочего, новостью о том, что в Германии запрещают дизельные автомобили. И многие украинцы тогда посчитали: раз так, то теперь нашу страну наводнят машины с соответствующими двигателями. Так ли это на самом деле?

По большому счету, данная тема была “раздута” СМИ и подана с неточностями/без уточнений. Да, дизельные авто в Германии действительно запрещают, но не том понимании, как восприняла общественность.

Во-первых, запрет распространяется лишь на крупные города вроде Берлина, Штутгарта, Аахена, Бона и др. Так что те немцы, которые не живут в этих городах и не планируют ездить по ним регулярно, вряд ли поспешат избавляться от своих железных коней. Во-вторых, касается он лишь двигателей ниже нормы Евро-4 (включительно), реже – Евро-5, к тому же, никто не запрещает “апдейт” двигателя до необходимого уровня. Ну а в-третьих, штраф за езду на авто с запрещенным двигателем составляет “всего” 20-80 евро и конфисковывать авто никто не будет. Кстати, “под раздачу” также попали бензиновые моторы “уровня” Евро-3 и ниже.

Запрет дизеля в Германии

Конечно, сложившаяся ситуация скажутся на рынке – дизельные авто в Германии подешевеют на 3-5%, но не более. То есть, повального падения цен на вторичке ожидать не стоит.

В принципе, тезисно мы изложили данную проблему, но если хотите ознакомиться с ней детально, посмотрите соответствующий ролик от Denis Rem – хорошо известного нам видеоблогера, который занимается в Германии подбором авто.

Вслед за Штутгартом въезд дизелям могут запретить другие города ФРГ. Немецкий автопром верит в перспективы любимой им технологии, но рынок уже почувствовал снижение спроса.

"Продавайте свой дизель, пока это еще возможно". Под таким заголовком газета Die Welt опубликовала в начале марта в рубрике "Мнения" статью, вызвавшую в Германии немалый резонанс. Ее автор призвал немецких владельцев автомобилей с дизельными двигателями задуматься: а не настало ли время поскорее от них избавляться? Ведь "дизельный мыльный пузырь", по мнению журналиста, "через год-два лопнет с болезненными последствиями" для всех желающих продать соответствующие подержанные машины.

Столица автопрома Штутгарт запрещает въезд

Непосредственным поводом для такого прогноза и в целом для статьи стало нашумевшее решение, принятое 21 февраля правительством федеральной земли Баден-Вюртемберг, которое возглавляют представители партии "зеленых". Оно постановило с 2018 года в те дни, когда в земельной столице Штутгарте концентрация взвешенных частиц в воздухе будет превышать установленные нормы, запрещать въезд в город всем автомобилям с дизельными моторами, не отвечающими самому строгому экологическому стандарту Евро-6. Иными словами, всем дизелям, кроме самых современных.

Особую пикантность этому решению придает тот факт, что Штутгарт является своего рода автомобильной столицей Германии. Во всяком случае, здесь находятся штаб-квартиры и головные заводы сразу двух знаменитых немецких автопроизводителей - Daimler и Porsche. И они, как все немецкие автостроители, до сих пор немалую часть выпускаемых легковых машин оснащали дизельными моторами. У Daimler 42 процента всех проданных в 2016 году в Германии автомобилей были дизелями, а у BMW, к примеру, 65 процентов.

Понятно, какую угрозу представляют для немецкого автопрома нарастающая дискуссия о вредности дизеля и предсказания скорого заката самой технологии. Дискуссия эта вспыхнула после того, как осенью 2015 года выяснилось, что Volkswagen оснастил по всему миру порядка 11 миллионов автомобилей специальным софтом, который целенаправленно занижал данные о вредных выбросах, поскольку никак иначе выполнить действующие экологические нормы автостроителю не удавалось.

К чему привел "дизельный скандал" Volkswagen

Разразившийся "дизельный скандал" не только кардинально подпортил имидж популярной технологии, считавшейся до тех пор довольно экологичной (отсюда в ФРГ и налоговые льготы на дизельное топливо), но и изменил вектор дискуссии. Если раньше под огнем защитников окружающей среды оказывались главным образом бензиновые двигатели и выбрасываемый ими в атмосферу углекислый газ, угрожающий глобальному климату, то теперь критики все больше внимания уделяют взвешенным частицам (PM). Они выделяются преимущественно дизельными двигателями и угрожают непосредственно человеку: проникая в легкие и оседая там, они вызывают приступы кашля и способствуют астме, раку, инсульту, инфаркту.

Согласно опросу, проведенному в начале февраля (т.е. до штутгартского решения) социологическим институтом Emnid по заказу экологической организации Greenpeace, 61 процент опрошенных жителей Германии (66 процентов женщин и 55 процентов мужчин) одобряют запреты на использование старых дизельных автомобилей с особо вредными выбросами в населенных пунктах с неблагоприятной экологической обстановкой. Так что нет ничего удивительного в том, что примеру Штутгарта подумывают последовать, в частности, Берлин, Мюнхен (где, кстати, находится штаб-квартира BMW), Дюссельдорф и Кёльн (где расположен головной европейский завод корпорации Ford).

Немецкий автопром, естественно, встревожен этой тенденцией и всячески пытается ей противостоять. Нельзя огульно очернять любые дизели, заявил 1 марта президент Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман (Matthias Wissmann), указав на то, что современные модели, отвечающие требованиям стандарта Евро-6, на 15-20 процентов превосходят бензиновые двигатели по таким показателям, как эффективность и выбросы углекислого газа. Да и проблема со взвешенными частицами, заверил главный лоббист отрасли, у новых автомобилей решена.

Спрос сокращается, цены падают

"С технологической точки зрения у дизеля очень хорошее будущее ", - убежден глава Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche). Поэтому он против административных запретов, которые считает экономически вредными. Беседуя 7 марта на Женевском автосалоне с журналистами, он подчеркнул, что продажи "Мерседесов" с дизельными моторами в Европе с осени 2015 года стабильно удерживаются на уровне приблизительно в 50 процентов.

Однако новейшая статистика показывает, что на родине дизеля, в Германии, спрос все-таки начал снижаться. Если по итогам 2016 года доля автомобилей с дизельными двигателями в общем количестве новых легковых машин, зарегистрированных Федеральным автомобильным ведомством (KBA), составляла 45,9 процента, то в январе - 45,1 процента, а в феврале - 43,4 процента. В минувшем месяце объемы продаж по сравнению с февралем прошлого года снизились на 10,5 процента.

Пока непонятно, окажется ли этот тренд долгосрочным. Но торговцы автомобилями уже реально встревожены. Исполнительный директор их общефедерального объединения Ансгар Клайн (Ansgar Klein) сообщил в конце февраля агентству dpa, что цены на дизельные автомобили "пошли вниз на 10-20 процентов". Указав на принятое в Штутгарте решение, он заявил, что "актуальные новости явно сказываются на рынке дизельных автомобилей".

Как новых, так и подержанных. Так что в одном автор статьи в Die Welt абсолютно прав: немецким держателям дизелей в любом случае следует задуматься о перспективах последующей продажи своих машин. Ну, а тем, кто, образно говоря, в Штутгарт ездить не собирается, пора, в свою очередь, начать мечтать о тех огромных скидках, которые будут предлагать на вторичном рынке в случае, если в больших городах Германии дело, действительно, дойдет до "бегства от дизеля".

Органы местного самоуправления, согласно решению суда, теперь не должны руководствоваться общефедеральными законами при вынесении запретов на дизельные автомобили. Однако это должно происходить постепенно: сначала с улиц должны быть вытеснены все транспортные средства с экологическими стандартами ниже европейской нормы "евро 4".

Между тем, объединение германских городов и Союз автомобилестроителей скептически отнеслись к решению суда. Немецкая биржа среагировала резко негативно: курсы многих автоконцернов сразу же пошли вниз. Акционеры исходят из того, что продажи дизельных автомобилей в ближайшем будущем сократятся, в то время как предприятия должны будут выделять дополнительные средства на переоснащение уже проданных транспортных средств.

Ангела Меркель приветствовала вердикт суда. Канцлер заявила, однако, что ожидает от решения "ограниченные последствия для граждан". Речь, по ее словам, "идет не обо всей территории страны и не обо всех собственниках автомашин". В Германии сейчас насчитывается около 10 миллионов транспортных средств с дизельными двигателями ниже нормы экологичности "евро 6". Загрязнение воздуха диоксидом азота и мелкодисперсной пылью на 60-70 процентов вызывается именно подобными авто. Предельно допустимая концентрация этих вредных выбросов превышена в 60 с лишним городах Германии.

Ангела Меркель подчеркнула, что вердикт "касается единичных городов, в которых еще необходимо принять меры". Канцлер пообещала, что правительство ФРГ будет искать диалог с представителями федеральных земель и местных администраций, чтобы "прозондировать возможность правовых действий".

Вместе с тем германское правительство стремится избежать негативного влияния решения Федерального административного суда на автомобильную промышленность, играющую важную роль в экономике страны. Министр экологии ФРГ Барбара Хендрикс заявила, что целью исполнительной власти остается "очистить атмосферу населенных пунктов иным способом, без введения запретов на дизельные автомобили". Она подчеркнула, что видит главную обязанность автопроизводителей в том, чтобы "переоснастить легковые автомашины". Министр транспорта ФРГ Кристиан Шмидт подчеркнул, что "перечень предложенных для очистки воздуха мер должен позволить избежать запрет на автомобили". Политик указал, что для поддержки местных администраций при проведении этих мер в жизнь уже выделены миллиарды евро.

Пока что существует много вопросов в отношении того, как будет осуществляться запрет и кто будет его контролировать. Партия "Союз 90-х/Зеленые" и экологи требуют от правительства ФРГ введения "голубых наклеек" для чистых автомобилей. Критики этого предложения считают, что достаточны лишь выборочные контроли транспортных средств в черте населенных пунктов - установление типа двигателя занесенных в реестр автомобилей на основании номерного знака. Однако это также потребует дополнительных вложений. Открытыми остаются и вопросы о том, как будет осуществляться оповещение об участках с запретом на дизельные автомобили и объезд этих зон.

Неприятие возможный запрет на дизельные авто вызывает и у многих мелких и средних предприятий (МСП), например, занимающихся вывозом мусора или поставками товаров в местные магазины. В своем решении Федеральный административный суд предусмотрел исключения для некоторых МСП и жителей нескольких городов, а также пожарной команды, "Скорой помощи" и служб по уходу за престарелыми и больными. Пока они коснутся лишь Штутгарта и Дюссельдорфа.

Правда ли, что в Старом Свете больше не будет дизельных автомобилей? Зачем европейцы отказываются от дизельных моторов? Хлынет ли в Россию поток дешевых «бэушек»?.

Еще в начале 2010-х годов дизельными моторами в Европе оснащалось более половины новых автомобилей, царил настоящий культ экономичного двигателя на тяжелом топливе. Но в последнее время во многих европейских странах дизелю фактически объявили войну. Почему это произошло, и что нас ждет в будущем?

Почему европейцы разлюбили дизельные двигатели?

Причин много. Самой крупной можно назвать знаменитый «Дизельгейт » — скандал с вредными выбросами автомобилей, выпускаемых концерном . «Дизельгейт» очень сильно подмочил репутацию не только концерна Volkswagen и входящих в него марок, но и дизельных двигателей вообще.

В 2015 году выяснилось, что более 11 млн дизельных автомобилей по всему миру были оснащены специальным программным обеспечением, позволяющим обманывать контрольное оборудование во время анализа выхлопных газов. По данным британской компании EA, разница между заявленными и реальными показателям достигала 60%!

Критика дизельных моторов звучала и раньше, особенно со стороны экологов и «зеленых» партий. Главное, за что невзлюбили дизельные двигатели – это вредные оксиды азота (NOx ) и твердые частицы сажи , которые вместе с выхлопами попадают в воздух, а оттуда — в организм человека. Это приводит к развитию тяжелых заболеваний дыхательных путей и системы кровообращения, инфарктам, инсультам, диабету, аллергии и даже раку.К тому же, по нормам, принятым в Евросоюзе, допустимая среднегодовая норма содержания NO 2 в кубометре воздуха составляет 40 мг . Поскольку же дизельные автомобили считаются главным источником загрязнения воздуха, то и бороться стали в первую очередь с ними. Так что «Дизельгейт» стал лишь удобным поводом для мер, против которых выступали автопроизводители.

Где и как запрещают дизели?

Одномоментного запрета на эксплуатацию таких машин в Европе не появилось. Все прекрасно понимают, что мгновенно отказаться от таких агрегатов невозможно! Однако запреты на ездящие на солярке легковушки начали вводить на локальном уровне.

Париж, Мадрид и Афины

Мэрии этих городов приняли решение запретить использование дизельных автомобилей к 2025 году.

Германия

Власти Германии пошли другим путем: в городах вводят локальные зоны, где запрещено движение машин на тяжелом топливе. Первый подобный запрет был введен в мае 2018 года в Гамбурге, а в 2019 году аналогичная мера распространится на Кёльн, Франкфурт, Штутгарт, Майнц, Бонн и Берлин. Правда, немцы пока что не запрещают дизели вообще, а лишь ограничивает использование машин с двигателями, не соответствующими нормам Евро-5 и 6.

Великобритания

В Британии продажу автомобилей с дизельными моторами полностью запретят, но лишь в 2040 году и… вместе с бензиновыми автомобилями.

Испания

Испанцы действуют аналогично британцам: они планируют отказаться от двигателей на тяжелом топливе к 2050 году.

Какие автомобили затронут грядущие запреты?

Каждая европейская страна решает эту проблему по-своему, стремясь к той самой норме в 40 мг NO2 на кубометр воздуха в год. Однако есть и общий принцип: под запрет подпадают легковые автомобили, не выполняющие требования норм Евро-5 и выше. Исключения планируется сделать для машин, принадлежащих инвалидам, и некоторых видов коммерческого транспорта. Иначе говоря, все дизели все-таки не запретят в ближайшее время.

Если ваш автомобиль предназначен для европейского рынка и выпущен после 1 сентября 2014 года, то он соответствует нормам Евро-6, то есть, ездить на нем в Европе в ближайшее время будет можно

Как стимулируют владельцев старых дизелей в Европе?

Пока что о полном запрете речи не идет, поэтому во многих городах Европы производители частично выплачивают владельцам старых автомобилей премии, помогающие приобрести новую модель, соответствующую нормам Евро-6. Налицо политика «кнута и пряника» — производители увеличивают продажи новых машин, а автомобилисты получают подспорье при покупке моделей с «более чистыми» дизелями, которые не попадают под санкции.

При покупке нового дизельного Volkswagen можно получить скидку от 1500 до 8000 евро в зависимости от модели. За новый Mercedes-Benz доплачивают 1500-2000 евро. За новый Ford - 1500-8000 евро, а за новый Opel - 3500 - 7000 евро.

Все больше немецких городов вводят запреты на передвижение дизельных автомобилей. Ограничения уже действуют на двух участках дорог в Гамбурге. На очереди – Берлин, Франкфурт, Штутгарт, Кельн, Бонн и Эссен.

В то время как жителям Германии только приходится привыкать к запретам, строгие правила в борьбе с выхлопными газами уже стали частью жизни многих европейцев.

Париж: плакетки и парковка

В столице Франции действуют очень строгие правила. Каждый автомобиль должен иметь специальную плакетку, которая указывает на уровень выхлопов транспортного средства. Дизельным автомобилям, которые впервые были зарегистрированы до 2001 года, и бензиновым транспортным средствам с годом производства до 1997 года запрещено передвигаться в Париже на определенных участках дороги.

С середины 2019 года запрет станет еще более строгим: старые автомобили не смогут больше передвигаться в районе трассы 86. Этот участок дороги охватывает кольцо, часть города и пригород.

Запрет на парковку в центре города должен мотивировать людей пользоваться общественным транспортом. Мэр города Анне Идальго хочет, чтобы исторический центр Парижа стал исключительно пешеходной зоной. В эту зону включены такие достопримечательности, как Собор Нотр-Дам, Лувр, Центр Помпиду и живописные острова Сены Иль-де-ла-Сите и Иль-Сен-Луи.

Рим: въезд только для жителей

Для посещения центра итальянской столицы на автомобиле жители Рима должны купить специальное разрешение, причем получить его могут только местные. Строгие правила применяются и в других частях страны: войну старым дизельным автомобилям объявила Северная Италия. С октября по конец марта в Пьемонте, Ломбардии, Венето и Эмилии-Романье действуют более жесткие ограничения. Старым дизельным автомобилям с классом загрязнения «3» и ниже запрещено передвигаться по улицам этих городов.

Брюссель: постепенно ужесточает запреты

Бельгийский мегаполис имеет свой многолетний план, касающейся дизельного запрета. С начала года в центре города был введен запрет на передвижение дизельных автомобилей «Euro-1». Запрет должен быть постепенно расширен: с 2022 года под запрет попадут дизельные автомобили «Euro-2», «Euro-3» и «Euro-4». С 2025 года разрешение на проезд будут иметь только транспортные средства со стандартом выбросов «Euro-6».

Контроль в городе осуществляют специальные камеры. Нарушителям грозит штраф в размере €350. За €35 в день граждане могут купить специальное разрешение на проезд. Его можно приобрести максимум на 8 дней в году.

Осло: продвигает электрокары

Норвегия продвигает покупку электромобилей путем налогообложения и весьма успешно. Почти половина всех новых зарегистрированных автомобилей в стране работает от электричества. Предполагается, что к 2025 году в Норвегии не останется ни одной машины, работающей на ископаемом топливе.

В зимний период из-за смога в столице Норвегии вводят запреты на передвижение дизельных автомобилей. Парковка в центре города запрещена. Предполагается, что уже через год центр Осло будет исключительно пешеходной зоной.

Копенгаген: запрет на продажу дизельных авто

По оценкам экспертов, каждый год из-за загрязнения воздуха умирают более 3 тыс. датчан. По этой причине мэр Копенгагена Фрэнк Дженсен со следующего года хочет запретить продажу дизельных автомобилей. С 2030 года продажа дизельных транспортных средств будет полностью запрещена в стране.

Стокгольм: экологическая зона

В столице Швеции планируется введение экологической зоны с 2020 года. В ней будет запрещено передвижение дизельных автомобилей.

Мадрид: запрет на проезд

В испанской столице из-за высокого загрязнения воздуха 28 декабря 2016 года был введен запрет на передвижение определенных транспортных средств.

Европа убивает дизель: что нужно знать владельцам? обновлено: Август 13, 2019 автором: Мария Крычильская