Круиз-контроль в автомобиле: что это такое, плюсы и минусы. Круиз контроль на механике — что это и как работает Новые поколения, новые возможности и новые требования

Всем привет! Сегодня поговорим с вами о том, что такое круиз-контроль в современном автомобиле, зачем он нужен и как осуществляется его установка на машины своими руками.

Про основную суть и назначение круиз-контроля (КК) мы уже говорили в предыдущем материале. Потому я оставлю вам , а вы сможете по ней перейти и почитать интересную и полезную информацию. Из него вы узнаете, что значит круиз-контроль, каким он бывает и в чем его ключевые особенности.

В этом же материале акцентируем внимание на механике. То есть поговорим, насколько это возможно оснастить руль специальными кнопками и выполнить подключение оборудования для работы круиза, если у вас стоит механика.

Многие считают, что система поддержания заранее заданной скорости на машине — это сугубо прерогатива АКПП. Но вы ошибаетесь. Даже в штатный мозг автомобиля с МКПП реально поставить пусть и не активный, но хотя бы простейший круиз-контроль. Схема довольно сложная, если разобраться, как работает устройство, работу можно выполнить даже своими руками.

Механика и круиз-контроль

Не все имеют возможность купить автомобиль вроде Тойота Камри последнего поколения, где устанавливается адаптивный круиз-контроль вместе с автоматической трансмиссией. Кому-то досталась и обычная Веста на ручке. Но все равно оборудовать авто функцией поддержания заранее заданной водителем скорости очень хочется.

Неправильно считать, что подключение к машинам на механике круиза это нечто фантастическое и невозможное. Если разобраться и как следует постараться, функция появится практически на любом автомобиле. Только вы должны для начала решить, нужна вам такая система, либо никто ею в действительности пользоваться не будет. Не спешите тратить деньги на то, что вам не понадобится. Хотя окончательное решение в любом случае принимать вам. Ваш автомобиль — ваши правила.

Некоторые системы, такие как , уже предусмотрены на многих авто в штатной заводской комплектации. А вот или те же автомобильные часто приходится покупать и монтировать отдельно. Вопрос их необходимости в машине такой же актуальный, как и в случае с круиз-контролем.


Не спорю, что схема подключения КК на машины с АКПП намного проще. Автопроизводители еще с завода предусмотрели возможность установки системы. А потому для подключения достаточно купить оборудование и поставить согласно штатным местам.

А вот когда мы говорим про МКПП, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если КК не предусмотрен заводом, все равно поставить девайс можно. Для этого своими руками или руками мастеров монтируется универсальное оборудование. Опытные автовладельцы советуют отдавать предпочтение немецким системам. Их цена выше, но зато вы получаете агрегат повышенной надежности. Переплата себя оправдывает. Только при покупке тщательно проверяйте все комплектующие и возможность вернуть товар, если он не подойдет.

Технически вам предстоит установить дополнительный кронштейн и подвески к педали газа специальный трос, обеспечивающий возможность поддержания скорости на заданных значениях. Плюс монтируется кнопки снизу дефлектора для управления. Но она будет выключаться всякий раз, когда вы будете давить на педаль газа. А потому придется повторно нажимать кнопку для активации круиза.

Вероятность полноценной работы

В функциональном плане установленный на машину КК мало чем будет отличаться от аналогичной системы на автомобилях с АКПП. Потому не сложно разобраться, как включить или как пользоваться новшеством.

Вопрос только в том, для чего нужен вам круиз. Некоторые только со временем понимают, что это была ошибка ставить на машину такую систему. Если вы регулярно передвигаетесь по шоссе и трассам, где можно длительное время держать одну скорость, то дополнительный рычаг, отвечающий за круиз-контроль, точно не помешает. А вот при езде по городу в условиях плотного трафика и постоянных остановок круиз теряет свою актуальность и становится совершенно ненужным элементом.

Это как в случае с предпусковыми для двигателя. Водители понимают, что они им совершенно не нужны, поскольку такие системы актуальны лишь для наиболее суровых климатических регионов с холодной зимой. Хотя против тех же ничего не имею. Реально полезный помощник при плохой видимости на дороге.

Если вам нужен КК, его можно поставить довольно быстро. При этом управление не будет вызывать никаких сложностей. Уточните в автосервисе, можно ли установить круиз конкретно в вашем случае. Но практика показывает, что это возможно практически на любом авто.

Но также учтите, что здесь есть свои нюансы. А именно:

  • Выезды в подъем. При таком движении в подъем машина не будет самостоятельно переходить на пониженную передачу при КК на механике. Это придется делать вручную;
  • Чтобы заехать в горку на 5 передаче, нужно нажимать самостоятельно педаль газа. Иначе в подъем вы не выберитесь;
  • При постепенном снижении текущей скорости движения машины (в том же подъеме) КК автоматически будет «вырубаться» на отметке 40 километров в час;
  • Если есть кнопка RES, сбросить скорость водитель может за счет нажатия на нее 2 раза. Если ее нет, потребуется жать на педаль газа и определять новую требуемую скорость для КК пусковой кнопкой.

Как видите, свои нюансы здесь есть. Но они не критичные.

Потому все чаще можно встретить в сети видео инструкции, где гаражные мастера рассказывают об особенностях самостоятельной установки дополнительного оборудования. В случае с круиз-контролем я бы советовал обращаться к проверенным специалистам и в сертифицированные мастерские.


Инструменты и материалы

Прежде чем устанавливать КК, обязательно проверьте на предмет неисправностей все узлы и системы безопасности вашей машины. В противном случае не удивляйтесь, что круиз не включается, либо автомобиль ведет себя неадекватно при попытке перехода на поддержание заданной скорости.

Для выполнения такой задачи будет состоять из:

  • фигурной отвертки;
  • острых ножниц или шила;
  • ножа;
  • подходящих по размеру головок;
  • гаечных прочных ключей;
  • саморезов или хороших шурупов;
  • тросика для подключения системы;
  • универсального оборудования КК;
  • специального кронштейна.

Кронштейн требуется, если на машине установлен датчик, регулирующий положение педали, отвечающей за набор скорости (педаль газа). Тогда к нему подсоединяется кронштейн. А вот трос в некоторых случаях уже идет в комплекте к круиз-контролю. Потому проверьте комплектацию, а затем уже собирайте все необходимые дополнительные инструменты и материалы.


Поэтапный монтаж

Вообще на монтаж обычно уходит не более 2-3 часов. Некоторые умельцы справляются даже за час. Но учтите, что затем вам предстоит проверить работу системы, исправить выявленные неточности и убедиться в правильности всех настроек.

Поэтапно это выглядит следующим образом:

  • Выбор места для КК. Большинство автовладельцев устанавливают оборудование возле топливного фильтра, поскольку так агрегат легко соединяется с тормозным шлангом. Выбирайте любое место, но обязательное сухое и с возможностью подведения к этой точки троса от педали газа. Никаких сильных изгибов быть не должно;
  • Подключение к педали газа второго троса. Только не режьте излишки сразу. Для начала установите нужное положение на установленном датчике контроля текущего положения акселлераторной педали специальный кронштейн, и уже после этого отмеряйте требуемую длину тросика. Теперь отрезайте. Второй конец подводится и подключается к самому КК;
  • Для правильного подключения системы к машине отыщите проводку от тахометра, к которой подсоединяют универсальный КК. К проводу вашего тахометра нужно подключить проводок зеленого цвета, отходящего от ЭБУ КК. Проводок же красного цвета необходим для соединения со стопами;
  • Установки кнопку для включения и выключения системы. Для нее будет отвечать двойной проводок серого цвета. Чтобы кнопка работала правильно, обязательно подключается масса (она проходит по черному проводку);
  • Ручка управления КК располагается на руле, потому его предстоит самостоятельно разобрать. При наличии подушек безопасности их нужно заранее отключить и снять. Ручка ставится на руль, и он собирается в обратной последовательности.


В следующий раз, когда Вы окажетесь за рулем автомобиля в дождь не включайте круиз-контроль. Если Ваша машина начнет аквапланировать на мокром асфальте круиз-контроль может увеличить риск заноса и попадания в . Почему? Мы попытались разобраться.

Круиз-контроль это отличная функция в автомобиле, если мы собираемся отправиться в дальний путь на автомобиле. Но будьте осторожны, если при включенном круиз-контроле на улице пойдет дождь или Вы будете проезжать по мокрой дороге после дождя. Влажные дороги опасны тем, что дождевая вода, попадая на асфальт, способствует поднятию на верхний слой воды моторного масла и различные трансмиссионные смазки с дорожного покрытия, которое, как правило, имеет множество пятен масла и других жидкостей.

Это создает сколький слой на асфальте дороги, подобный слою льда. Плюс слой воды также способствует . Самое опасное это движение в дождь на небольшой скорости. При таких условиях есть риск потерять сцепление колес с дорожным покрытием. Если подобное происходит, как правило, это называется гидропланирование (по-другому потеря сцепления резины с асфальтом называется аквапланирование).

Гидропланирование может произойти на любой скорости движения автомобиля. Даже при скорости меньше 60 км/час.

Круиз-контроль увеличивает аквапланирование, так как система поддержания заданной скорости, в случае снижения скорости автомобиля, автоматически добавляет газ, что создает огромный риск даже при небольшом аквапланировании оказаться в аварии в результате потери управления автомобиля.

Во время дождя Вы можете отключить круиз-контроль. И в случае если машина начинает неустойчиво вести себя на мокрой дороге, снизьте скорость и будьте предельны осторожны.

Помните, что резкое торможение на мокрой дороге также может привести к неожиданной потере сцепления с дорожным покрытием в результате аквапланирования.

Если Вы отключили на мокрой дороге круиз-контроль и снизили скорость, но это не помогло Вам от заноса автомобиля в результате аквапланирования, то как только Вы почувствовали, что машина начинает терять управление, уберите ногу с педали газа, возьмитесь обеими руками за руль и поверните руль в сторону заноса. Если аквапланирование не сильное, то при таких действиях у Вас еще будет шанс вернуть автомобиль, в правильное движение, избежав заноса.

Многие из Вас знают, что в большинстве есть система контроля тяги (система стабилизации и т.п.). Эта система помогает водителю избежать неожиданного заноса на скользкой дороге, автоматически выравнивая автомашину. Некоторые модели новых автомашин пока не имеют подобных систем. Также как не имеют этой технологии и старые автомобили.

Круиз-контроль также есть не во всех автомобилях. Помните, что если в Вашей машине есть круиз, то самая большая опасность на мокрой дороге это при движении на небольшой скорости. Также резкое торможение на мокрой дороге может привести к заносу, особенно в автомобилях не оснащенных ABS.

Также хотелось бы отметить, что, несмотря на присутствие в современных автомашинах системы стабилизации, которое в дождливую погоду будет помогать Вам выравнивать автомобиль все таки круиз-контроль стоит отключить, поскольку на скользкой дороге система стабилизации будет снижать обороты двигателя для выравнивания автомобиля, что не даст возможность поддерживать постоянную скорость системе круиз-контроля.

Круиз-контроль является специальным устройством, обеспечивающим удобство дальних поездок, да и ближних тоже. Благодаря ему на машине поддерживается одна и та же скорость вне зависимости от качества дороги, причем водителю даже не нужно особо следить за этим. В городах, из-за не отличающейся постоянством скорости машин, круиз-контроль, в общем-то, ни к чему. Вот при поездке за город или между городами может очень даже пригодиться. А для того, чтобы круиз-контроль был востребован, и можно было оценить его важность, нужно ездить на большое расстояние. Само собой, такая система важнее всего в странах вроде Америки – там дороги длинные и качественные.

При покупке подержанного автомобиля, пускай весьма роскошного, можно не иметь информации обо всех его функциях. Это потому, что при управлении машиной хватит сведений об основных его показателях, или же из-за неполноты/утери документов на нее.

Ну а на клавишное устройство в автомобильном руле, сделав некоторое количество неудачных попыток включения, многие просто перестают обращать внимание.

Из чего состоит круиз-контроль, каковы принципы его работы?

Сейчас есть пассивные, а также адаптивные системы круиз-контроля. Пассивные состоят из следующего: клавиши управления, автоконтроллера, сервопривода, а также электромагнитные клапаны, чтобы им можно было управлять, ну и привод для дроссельной заслонки.

Коллектором управляются клапаны сервопривода, реагируя на различия реальной и заданной скоростей. Сервопривод использует создающееся в итоге разряжение, подавая со своей мембраны сигнал, который управляет дроссельной заслонкой, благодаря чему происходит коррекция подачи топлива. Вот так заданная скорость машины сохраняется вне зависимости от изменений трассы – спуска или подъема.

Ради безопасности, система неактивна, если ездить медленнее сорока км/ч, и не может быть включена при ней принудительно, а когда вы жмете на тормоз, она отключается.

Использование круиз-контроля, управление им


Местом для пульта управления круиз-контролем является либо многофункциональный рычаг, либо середина руля, либо передняя панель. В большинстве случаев он помечен надписью «CRUISE».

Управлять можно при помощи кнопок, находящихся на руле: это On, а также Off (вкл и выкл), Coast (понизить), Resume (восстановить), Set\Accel (установить/увеличить). Кроме них есть еще и педаль тормоза – стоит на нее нажать, и система выключается.

Поясним:

  • Кнопка Off выключает систему;
  • On – включает ее. Когда вы нажимаете сюда, круиз-контроль становится активен, но чтобы задать необходимую скорость, надо ее сначала набрать на акселераторе, а затем нажать Set, и тогда машина станет идти с заданной скоростью, а на пульте управления загорится «CRUISE ENGAGED»;
  • Первым нажатием на Set\Accel вы "запомните" текущую скорость, следующим нажатием вы ее увеличите на два км/ч;
  • Притормозив, можно быстро восстановить скорость до "запомненной", просто нажав на Resume;
  • Для ее снижения надо держать нажатой Coast.

Есть два способа выключения системы:

  • Нажатие на тормоз, и после повторного включения придется заново набирать нужную скорость;
  • Нажать на Off, тогда запрограммированная скорость остается в памяти круиз-контроля;

Если система включена – вовсе не обязательно держать ногу на педали газа.

Активный круиз-контроль – что это такое?


Сейчас компании по производству автотранспорта разрабатывают адаптивный круиз-контроль, следящий еще и за скоростью автомашин впереди, поэтому они могут изменять скорость вашего автомобиля ради сохранения безопасного расстояния. А ныне существующий называют пассивным.

Вот, например, как это работает на машине марки Mercedes. Вы пристроились в хвост другой машины, а у вас включен круиз-контроль. Система при помощи видеокамеры считывает номер машины впереди, и ваша станет сама по себе следовать за ней, пока та не сменит полосу или трасса не похожа на горный серпантин.

А когда машины разделят расстояние, которое система признает безопасным, ваша машина вернется к заданной вами скорости.

Этот тип можно использовать на тридцати-двухстах км/ч. Во время его работы не следует отпускать руль, чтобы устройство работало. Есть еще и другой тип адаптивного круиз-контроля: машина следит за разметкой дороги, идя по полосе, вместо того, чтобы искать попутный автомобиль.

При замедлении автомобиля впереди, круиз-контроль сигнализирует вашему, чтобы он тоже замедлился. А при пустой трассе система сигнализирует, чтобы скорость восстанавливалась.


Активный круиз-контроль нужен для помощи водителю при облегчении предупреждения аварий, которые происходят от того, что он столкнулся с транспортом впереди. В случаях, когда у него слишком мало времени на замедление, он сигнализирует водителю, чтобы тот нажал тормоз либо повернул в сторону. Ну а системы более сложные могут сами остановить машину.

Системы, оснащенные лазерами, менее затратны, чем радарные, но имеют отрицательную сторону. При плохой погоде они не замечают препятствий. К тому же, вообще не видят грязных машин. Ну а радарными оборудуются машины представительские и очень дорогие спортивные.

Но даже активный круиз-контроль может ошибаться, так что он тоже не избавляет от необходимости проявлять внимание на дороге.

Если система активна – двигатель работает в наиболее экономном режиме.

Как правильно пользоваться круиз-контролем?


При обилии подъемов, а также спусков на дороге – по ней может оказаться довольно сложно ездить на машине, если на ней работает круиз-контроль. На это может повлиять вот что: крутизна трассы, а также спусков и подъемов на ней, запрограммированная скорость.

Если вы поднимаетесь, машина может замедляться. Если вы идете по крутому спуску – может не хватить двигательного торможения, тут иногда приходится зажимать педаль тормоза, что обязательно разочарует в круиз-контроле.

ВНИМАНИЕ:Никогда не применяйте круиз-контроль, если дорога мокрая, скользкая или обледеневшая! В противном случае вы можете создать аварию. Также никогда не следует его включать в трудных дорожных условиях, в таких, как, например: морось, осадки, ночь, туман.

Что еще нужно знать тем, кто применяет круиз-контроль

Как проверить неактивную систему

В случае, когда включенный круиз-контроль на вашей машине не функционирует или работает плохо, вы прежде всего должны проверить, нет ли в ней тех или иных неполадок. При этом необходимо действовать так:

  1. Включить зажигание;
  2. Нажать кнопку ON, которая располагается на пульте управления круиз-контролем. Тогда загорится лампочка индикатора «CRUISE ENGAGED». Если же она по какой-либо причине перегорела – вместо нее необходимо вставить новую, рабочую;
  3. Зажать на Resume, отпустив через три секунды;
  4. Тогда лампочка сначала вспыхнет на три секунды и погаснет на две. Затем, при наличии неполадок, лампочка вам высветит коды обнаруженных ошибок. А при отсутствии этих самых неполадок, надо сбросить режим самодиагностики. Делается это таким образом:
  5. Набрать скорость шестнадцать км/ч;
  6. Отключить круиз-контроль, нажав на клавишу OFF;
  7. Убедиться в том, что индикаторная лампочка больше не вспыхивает.
  8. Каким образом можно прочитать коды ошибок, высвечиваемые индикатором?

Считывая коды ошибок, вы обязательно должны помнить следующее:

  • Коды разделяет длинная пауза;
  • Цифры в кодах из двух чисел разделяет короткая пауза.

Например: код 12 обозначается длинной вспышкой, после которой идет сначала короткая пауза, а затем пара коротких вспышек.

Как реагировать на сигналы индикатора, которые означают те или иные коды ошибок:

Код 01


Тут следует осмотреть проводку, которая соединяет пульт управления системой, проверить работу выключателя стоп-сигналов, а также – насколько качественно функционирует датчик нажатия тормоза системы.

Код 05

В этом случае следует проверить предохранитель, а также проводку, которая соединяет круиз-контроль с предохранителем.

Код 07

Необходимо сделать проверку выключателя стоп-сигнала, а также датчик, по которому определяется, нажат ли тормоз системы.

Код 11

Как вы поняли, круиз-контроль крайне полезная вещь, помогающая водителю сильно не уставать на дороге и больше внимания уделять самой дорожной ситуации. Особенно она помогает на трассе. Пользуйте данной системой, если она у вас есть, она существенно облегчит вам жизнь, тем более сложного в использовании нет ничего.

Необходимо сделать проверку переключателя системы, как и в случае кода ошибки 12.

Видео

Форд Мондео — моя первая машина с круиз-контролем и автоматической коробкой передач. Причем, если автоматом машина безальтернативно комплектуется на заводе, то круиз доустанавливался по моему желанию. Очень хотелось попробовать что это такое и счет его едят.

Попробовал, понравилось. Настолько, что захотелось , что увы не получилось.

Круиз-контролем я пользуюсь очень часто — включаю при первой возможности: неважно в городе, на трассе, на короткий или длительный промежуток времени. Многие задают вопросы — где у нас можно круизом пользоваться, он только для трассы, как ты в городе им пользуешься и аналогичные. Чтобы прояснить практику регулярного использования круиз-контроля я и написал эту статью.

Небольшое лирическое отступление — только с круиз-контролем я ощутил всю прелесть автоматической коробки передач. Машина сама поддерживает скорость, набирает ее до заданного значения, скорость в поворотах ограничена лишь инстинктом самосохранения.

В то же время я понимаю, что использование круиз-контроля подходит не каждому водителю. У меня, например, не прижился ограничитель скорости, хотя усилий на его активацию было затрачено больше чем на установку круиз-контроля. Поэтому не нужно воспринимать материал, изложенный в статье как догму. Это просто мой опыт, которым я делюсь со своими читателями. Даже я бы сказал описание моей практики использования.

Итак, первое, что необходимо для эффективного использования круиз-контроля это:

  • умение читать поток: предвидеть и предугадывать действия впереди идущих машин
  • умение выбирать скорость движения, чтобы не наседать на хвост впереди идущей машине, но и не отставать от нее слишком сильно
  • умение выбирать дистанцию движения таким образом, чтобы она было достаточна для реагирования на изменяющиеся условия движения: вклинивающийся транспорт, торможение впереди идущего транспорта.

Как видите, необходимые условия построены по принципу матрешки, т.е. каждое следующее базируется на предыдущем: без умения выбирать комфортную скорость и предвидеть действия других водителей оптимальную дистанцию выбрать не удастся.

Лично для меня минимально приемлемой дистанцией является расстояние в 3-5 машин.

Примеры оптимальной дистанции для использования круиз-контроля

Использование такой дистанции позволяет двигаться в потоке и не прибегать к торможению всякий раз при изменении дорожных условий. Как правило, запаса дистанции хватает для того чтобы ситуация стабилизировалась.


Перестроение джипа никак не повлияло на скорость моего движения. При необходимости запас дистанции позволял снизить скорость, перестроиться в другой ряд.

Хотя расстояния в 3 машины на мой взгляд маловато. Тут уже выше вероятность, что нужно будет тормозить или перестраиваться. Т.е. основное достоинство круиз-контроля — монотонность и стабильность движения нивелируется.


Минимально комфортная дистанция при использовании круиз-контроля. Особенно на картинке справа.

Выше речь шла о движении по автомагистралям и просто многополосным дорогам. С движением по однополоскам с одной стороны проще, с другой сложнее. Проще — потому что если нащупать оптимальную скорость можно комфортно проехать весьма существенное расстояние. Сложнее — чтобы такую скорость нащупать нужно оценить перспективу (например, при плотном встречном движении и колонне попутчиков обгоны бесперспективны) и часто нужно скорость сбросить, например, на 5 км/ч относительно впереди идущего транспорта.


Круиз-контроль на однополоске. Дистанция большая из-за фуры и имеет тенденцию к сокращению. К легковушке держался бы ближе.

Для тех кто привык выжимать из машины — не вариант. Из моего опыта — при движении по Подмосковным однополоскам комфортная скорость передвижения — 75-80 км/ч — с одной стороны держишься в потоке, с другой — держишь достаточную дистанцию от впереди идущей фуры и не ловишь капотом все что у нее из под колес или из кузова летит/может вылететь.

Сразу оговорюсь — да я знаю, что максимально допустимая скорость в общем случае составляет формально 90 км/ч, практически 110 км/ч. Но прежде чем возмущаться необходимостью «тошнить» советую сравнить свою реальную среднюю скорость по бортовому компьютеру с максимально возможной. Вас ждет немало открытий — гарантирую.

В городе круиз-контроль тоже не проблема. Опять же если готовы обуздать свой нрав и не стремитесь реализовать свой потенциал Шумахера. Очень помогает когда ищешь что-то в незнакомом месте — поставил 40-50 км/ч и высматриваешь пункт назначения.


Круиз-контроль в городе — без проблем

Не могу не отметить, что на многих разумная дистанция между вами и автомобилем по ходу движения действует как красная тряпка на быка. Особенно это касается многополосок, с однополосками проще. Но недовольные всегда будут — как говорится: собака лает — караван идет.

В заключение еще раз повторю: для меня круиз-контроль отличная функция, позволяющая снизить напряжение за рулем, благотворно повлиявшая на мой стиль вождения. Хотел сделать замеры с помощью компьютера — какой процент времени я езжу на активированном круиз-контроле, но увы не нашел такой технической возможности. Скажу лишь, что в недавней поездке в Тулу я скорее вспомню те моменты, когда я круиз отключал, чем когда ехал на нем. Потому что ехал без преувеличения практически всю дорогу — и по трассе и по Москве — регулируя скорость на руле и используя тормоз перед светофорами.

В автомобиле. А между тем это старая система, которая ранее могла только лишь поддерживать скорость движения автомобиля, и водителю при этом не приходилось держать педаль газа. Данная система обеспечивала дополнительное удобство и комфорт при езде на трассах и автомагистралях. В результате использования круиз-контроля водитель за рулем устает меньше. Также в теории это помогает снизить расход топлива, так как двигатель при использовании системы работает равномерно, и его обороты не прыгают.

Для чего нужен круиз-контроль в автомобиле?

Эта система нужна для обеспечения дополнительного удобства при поездках на большие расстояния. К примеру, если водителю нужно добраться из одного города в другой, преодолев при этом 500-600 километров, то на автомобиле без данной системы ему придется в течение 5-6 часов (в зависимости от скорости движения) держать педаль газа, что фактически равно держанию правой ступни в неудобном положении. В течение всего времени путешествия хочется сменить положение ноги, но делать этого нельзя. Кажется, что это мелочь, но держать педаль газа 5-6 часов на самом деле очень сложно.

Активировав функцию круиз-контроля в автомобиле, водитель может позволить себе отпустить педаль газа. Система будет подавать топливо в камеры сгорания не через педаль газа, а через специальные пневматические приводы. Регулировать скорость движения водитель сможет с помощью кнопок, которые располагаются на руле (обычно есть 5 кнопок).

Управление системой

Теперь, когда мы поняли, что это такое - круиз-контроль в автомобиле, можно разобраться с тем, как он работает. Обычно для управления данной системой есть 5 кнопок на руле:

  1. Кнопка On/Off, которая активирует и деактивирует систему.
  2. Переключатель фиксации скоростного режима и увеличения скорости. То есть после разгона до требуемой скорости водитель может переключателем зафиксировать текущую скорость движения и отпустить педаль газа. Последующие нажатия на эту кнопку будут увеличивать скорость движения на 1 км в час.
  3. Если во время использования круиз-контроля водителю пришлось резко разогнаться или затормозить, нажав на педаль газа или тормоза, то параметры данной системы сбрасываются. Чтобы быстро активировать круиз-контроль и вернуться к скорости движения, установленной ранее, водителю нужно нажать кнопку Resume.
  4. Кнопка снижения скорости Coast. Каждое нажатие на кнопку снижает скорость движения на 1 км. В некоторых моделях шаг снижения и прибавления скорости составляет 1.5 км.
  5. Кнопка Cancel деактивирует систему.

В зависимости от модели автомобиля эта система может быть представлена и другими кнопками, шаг набора и сбавления скорости может отличаться. Но принцип выглядит именно так, как описано выше.

Виды

Всего существует несколько видов круиз-контроля в автомобиле. Что означает пассивный или активный тип? В первом случае водитель имеет возможность лишь установить скорость движения машины. Однако второй тип предполагает использование сложных электронных устройств, которые сканируют пространство перед машиной, что открывает дополнительные возможности управления транспортным средством в зависимости от условий движения.

Пассивный тип (PPC)

Как мы уже выяснили, пассивный круиз-контроль позволяет держать заданную скорость, что удобно при длительных поездках на большие расстояния. За счет неизменного скоростного режима работы двигателя обеспечивается экономия топлива.

Выключение контроля осуществляется при слабом нажатии водителя на педаль газа. Конструкция такой системы имеет специальный пневматический привод, который регулирует поступление в камеру сгорания воздушно-топливной смеси через дроссельный клапан. Это исключает необходимость использовать педаль газа.

Активный (или адаптивный) тип

Адаптивный круиз-контроль представляет собой усовершенствованную версию активного типа. Кроме возможности поддержания скоростного режима без нажатия на педаль газа автомобили с адаптивным круиз-контролем могут просчитывать расстояние до впереди идущей машины, а также снижать или прибавлять скорость в зависимости от сложившейся на дороге ситуации. То есть если система определяет, что расстояние до идущей впереди машины снижается, то и система сбавляет скорость движения. Сбавление скорости осуществляется до того момента, пока промежуток между автомобилями, по мнению системы, не станет оптимальным. Если датчик перестает видеть препятствие впереди, то машина набирает скорость и держит данный скоростной режим.

Безопасность

Адаптивная установка круиз-контроля на автомобиле является достаточно умной, она обеспечивает не только комфорт при движении на трассах и магистралях, но и безопасность водителя, который может слишком расслабиться на дороге.

К тому же эта система может производить не только экстренное торможение, но и маневры уклонения. Это в значительной степени увеличивает безопасность при движении, и часто такие системы сохраняли жизнь людей и целостность самого автомобиля при различных ситуациях на дорогах.

Отметим, что адаптивный (или активный) круиз-контроль тесно связан с работой систем ABS и ESP (системы стабилизации и антибуксировки), и если хотя бы одна из них перестает работать, то активировать круиз-контроль также нельзя.

Динамический тип

Кроме адаптивного и пассивного круиз-контроля есть еще и динамический. Он представляет собой одну из разновидностей пассивного типа. Особенностью этой системы является контроль работы двигателя, что позволяет экономить топливо и ресурс мотора.

К примеру, при подъеме на горку система притормаживает и сбавляет скорость, что оберегает мотор от излишних нагрузок. Также скорость снижается и при возникновении каких-либо неполадок с двигателем и при вхождении автомобиля в повороты. После прохождения поворота прежняя скорость восстанавливается.

Теперь мы разобрались, что это такое - круиз-контроль в автомобиле. Определим его основные преимущества и недостатки.

Плюсы

Преимущества этой системы очевидны каждому водителю. В первую очередь это удобство при езде и снижение нагрузок на спину за счет отсутствия необходимости держать ногу на педали газа. Некоторые водители отмечают экономию топлива как достоинство подобной системы. В теории экономия достигается за счет обеспечения равномерности работы мотора и отсутствия перепадов на впрыске топлива. К тому же если установлен адаптивный круиз-контроль, то он обеспечивает еще и дополнительную безопасность движения транспортного средства.

Недостатки

Основной недостаток - это дороговизна системы. Автомобили с системами круиз-контроля являются дорогими и недоступны большинству потребителей. Впрочем, машины с обычными пассивными системами уже доступны среднему классу потребителей.

Если верить отзывам некоторых водителей, активно использующих эту систему, экономия топлива отсутствует полностью, а в некоторых случаях имеет место даже повышенной расход. Еще одним серьезным недостатком является небезопасность использования системы из-за того, что водитель может слишком расслабиться за рулем автомобиля. Постоянно держа ступню на педали газа, сильно расслабиться не получится.

Следующим недостатком является невозможность использования системы на дорогах с частыми спусками и поворотами, а также на трассах с интенсивным автомобильным потоком. Про использование системы в городе вообще говорить не приходится.

Многие водители не рекомендуют применять данную систему на дорогах после или во время дождя, так как при торможении водителю нужно чувствовать автомобиль. В противном случае это может привести к ДТП. Подходит эта система только тем водителям, которые часто путешествуют из города в город. При городском движении функция практически бесполезна, поскольку в городе отсутствуют длинные участки трассы, где можно было бы долго держать стабильную скорость.

Заключение

Теперь мы окончательно понимаем, что это такое в автомобиле - круиз-контроль. Подобная система действительно полезна и нужна - она должна быть в каждой машине. Постепенно такие системы появляются и в машинах среднего и даже бюджетного класса, но пока что это всего лишь пассивные разновидности. К тому же установить эту систему можно даже на автомобиль, в котором заводом-производителем не предусмотрена данная технология. Специальные установки продаются в автомагазинах.

На этом можно ставить точку. Мы разобрались, что это такое - круиз-контроль в автомобиле. Технология - полезная в ряде случаев, но увлекаться ею не стоит, так как водителю нельзя терять концентрацию на дороге.