Налог на транспорт: в каждой капле топлива? Транспортный налог включат в цену бензина налог будет включен в стоимость бензина.

Напомним на встречи с лидерами фракций депутатов Государственной думы 30 ноября 2012 года в пятницу, Владимир Жириновский затронул вопрос об необходимости отмены транспортного налога, которые тратят все владельцы транспортных средств. Президент РФ В.В. Путин, поддерживает данное предложение, но по его заверению необходимо повышать акциз на топливо, взамен транспортного налога, постепенно. По его словам есть вопросы по разным регионам, так как транспортный налог в них собирается по различной ставки.

Как отметил Вячеслав Лысаков "Проблему переноса транспортного налога в акцизы на топливо я ставил перед президентом в первый день работы Общероссийского народного фронта (ОНФ), 7 мая 2011 года - на первом заседании федерального координационного совета организации, - отметил депутат. - После отмены транспортного налога выпадающую за счет роста стоимости топлива доходную часть бюджета покрывают поднятые акцизы. Чтобы возместить доходную часть бюджета в случае отмены налога, достаточно было повысить стоимость топлива на один рубль. А акцизы были подняты на 3 рубля". Так же он заявил, что "Двойное налогообложение тяжело ложится на перевозчиков - на малый и средний бизнес. Часть перевозок становится нерентабельной. Особенно это касается пассажирских и грузоперевозок, - привел пример парламентарий. - Введение транспортного налога в стоимость топлива является единственным правильным решением по исчислению налога, поскольку реализуется принцип социальной справедливости".

В настоящие время в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно 28 глава "Транспортный налог" НК РФ, ст. ст. 356-361 , транспортный налог взимается с наземных, воздушных и водных транспортных средств, ставка которого устанавливается главами регионов. Это основной доход для наполнения Бюджета России, для финансирования строительства, ремонта дорог, дворовые территории дворов многоэтажных домов и т.п. Бюджетный Кодекс РФ ст.56 " Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации"

Еще несколько лет назад Правительство РФ предложило постепенное снижение транспортного налога, увеличивая акциз на топливо, но в связи с тем, что в регионах России это один из основных источников доходов местного бюджета, инициатива так и осталась на бумаге. Региональные власти побоялись снижать транспортный налог, в связи с тем, что опасались нехватки средств в местных бюджетах.

Надеемся, что теперь, когда в прямую об отмене транспортного налога высказался глава государства, что в скором времени взимание транспортного налога будет отменено в Российской Федерации. По мнению большинства в нашей стране это будет справедливо. Тот, кто ездит больше, должен и платить больше, покупая для этого больше бензина и дизельного топлива.

Как бы там ни было, с отменой в будущем транспортного налога в России, но тем не менее в самом крупном городе РФ, Москве, депутаты Мосгордумы приняли закон об увеличении транспортного налога в городе Москве, с 01 января 2013 года. В среднем ставка налога вырастет для Москвичей на 13%. Увеличение коснулось не всех владельцев транспортных средств, а лишь тех, кто является собственником автомобиля мощностью от 70 до 225 л.с. Владельцы маломощных автомашин до 70 л.с. и владельцы мощных автомобилей, мощностью более 225 л.с. будут платить по тем же ставкам, что и в 2012 году.

Правительство России решило включить транспортный налог в цену бензина. Судя по всему, автомобильное топливо подорожает значительно дороже, чем планировалось изначально. Кому выгодна грядущая реформа, а кто от нее пострадает - выясняли журналисты и эксперты издания «Русский Newsweek».

Расследованием махинаций при дорожном строительстве занимаются оперативники МВД. И сейчас они признаются, что нагрузки стало меньше. Последнее крупное расследование Следственного комитета МВД на этот направлении - знаменитое «дело МКАД» о хищении 350 млрд неденоминированных рублей в середине 1990-х. Его закрыли в прошлом году. В Следственном управлении МВД по Центральному федеральному округу подтверждают: ни одного дела нет. «Строить надо больше, тогда и появятся», - шутит высокопоставленный собеседник в МВД.

И действительно, анекдот: объемы строительства и особенно ремонта дорог за последние годы упали так, что даже здесь, в одной из самых лакомых для мошенников отраслей, почти нечего своровать. «Потребность в финансировании ремонта и содержания дорог удовлетворена на 33%» - значится в презентации Министерства транспорта, попавшей в распоряжение Newsweek. Не хватает и на прокладку новых дорог - так, московские власти уже заявили, что средства не позволяют достроить в срок Четвертое транспортное кольцо. Некоторые столичные чиновники тут же предложили новую схему финансирования: строить дороги на деньги «заинтересованных в этом» придорожных магазинов, ресторанов и мастерских.

В федеральном правительстве тоже объявили, что строительство дорог - снова один из главных приоритетов. Дорожная реформа, детали которой сейчас утрясаются в министерствах, предполагает создание специального бюджетного фонда, где будут аккумулироваться средства на строительство и ремонт дорожного полотна. Идея подается в лучшем свете. Президент берет под особый контроль опасно «танцующий» мост в Волгограде, а премьер твердо обещает через несколько месяцев присоединить к России Дальний Восток - достроить легендарный участок Чита-Хабаровск. В следующем году, уверены чиновники, деньги на такие проекты будут поступать уже из нового фонда.

Но чтобы его наполнить, заплатить придется не бюджету, а самим автомобилистам. Минтранс предлагает резко увеличить акциз на бензин и собирать «дорожные» с каждого литра, купленного на заправке. Формально платить за это будут нефтеперерабатывающие заводы, но их практика давно известна: любое подорожание перекладывается на потребителя.

Прекрасно это понимая, чиновники обещают отменить транспортный налог - тот самый, который взимается один раз в год и зависит от мощности двигателя. Впрочем, если верить презентации Минтранса, размен получится неравноценный. Бензин, солярка и моторные масла подорожают в среднем на 4 рубля за литр. Даже с учетом отмененного налога каждый владелец машины заплатит за эту реформу от нескольких до десятков тысяч рублей в год в зависимости от расхода топлива. И нет гарантий, что эти средства действительно пойдут на дороги, а не в карманы.

БОГАТЫЕ МЕНЬШЕ ПЛАТЯТ

В редакцию налогового портала Taxadvisor недавно пришел вопрос от читателя: «Просьба объяснить мне, тупому, почему я должен платить транспортный налог, несмотря на то, что машина уже два года стоит в гараже. И не ссылайтесь на свое дурацкое законодательство». Юристы попытались объяснить, что налог транспортный, а не ездовой, но читатель остался недоволен. Но с отменой налога, похоже, недовольных станет только больше.

Размер транспортного сбора зависит от количества лошадиных сил: чем их больше, тем выше налог. Так, владелец машины мощностью 75 л.с. сейчас платит чуть больше 500 рублей в год, а «заряженный» автомобиль с 250 л.с. под капотом обходится почти в 40 000 рублей. Несложно подсчитать, что владельцы недорогих и маломощных машин от отмены налога и удорожания бензина сильно проиграют, а хозяева навороченных джипов и спорткаров, наоборот, выиграют.

В любом случае, говорит собеседник Newsweek в аппарате правительства, повышение скорее всего будет идти постепенно в течение нескольких лет - слишком велики риски социальных взрывов. Рост цен в среднем на 4 рубля означает, что дизель в итоге подорожает на 2,5 рубля, а 95-й бензин - на 6 рублей, считает аналитик Банка Москвы Денис Боровов. Не исключают этого и в Минтрансе.

Больше других ездят дальнобойщики и таксисты, вот они больше всех и заплатят, говорят в министерстве. Те уже возмущаются. Таксисты грозят поднять тарифы, дальнобойщики - перекладывать затраты на перевозимый ими товар. «Они хотят перераспределить этот рост на каждый кусок хлеба и помидор», - пугает источник в ведомстве, но при этом отмечает, что льгот скорее всего не будет: кто много ездит и, соответственно, разрушает дороги, тот пусть и платит.

Водители действительно в бешенстве. «Они там с ума посходили?! - негодует председатель Межрегионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. - Какая взаимосвязь между дорогами и топливом? Давайте еще цены на хлеб и молоко увеличим, заложим туда дорожные деньги». Котов обещает, что профсоюзы тут же отреагируют протестами.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В правительстве признают, что эти решения дались нелегко. Новый фонд надо чем-то пополнять, и транспортный налог для этого не годится: сборов мало, проблем много. В прошлом году его пытались увеличить, но случился скандал - народ бастовал сразу в нескольких городах. С акцизом на бензин не проще, но от него хотя бы денег больше. Если транспортный налог давал казне 62 млрд рублей, то выручка от акциза составит уже 277 млрд, говорят чиновники. Половину этих денег направят в дорожный фонд, остальное - в регионы.

Эксперты боятся, что новая реформа - возврат к хорошо забытой старой. В России уже был Федеральный дорожный фонд - отдельная от бюджета организация, примерно такая же, как Пенсионный фонд или Фонд социального страхования. Но в 2001 году фонд упразднили - слишком громко гремели вокруг него коррупционные скандалы. Профильных чиновников через день хватали за руку то за нецелевую растрату, то за серые схемы.

С ликвидацией фонда одной кормушкой стало меньше, но проблем с дорогами не убавилось - объемы строительства стали падать. Идея возникла снова. В конце прошлого года Минтрансу, где давно мечтают о внебюджетном фонде и ежегодной несгораемой сумме на дороги, поручили ее разработать.

Минфин тут же встал на дыбы - Алексей Кудрин всегда был против привязки расходов к доходам. Министерству удобно, когда можно без проблем перекидывать деньги из одной статьи в другую, а появление целевых фондов не позволяет этого делать, поясняет правительственный чиновник. «Нам идея [внебюджетного фонда] категорически не нравилась, брыкались как могли», - вспоминает собеседник в Минфине. В итоге Кудрин смирился, но при одном условии: он не должен уходить из-под его крыла, то есть из бюджета. Путин дал добро.

Идей, чем наполнять этот фонд, все больше. Кроме акцизов на бензин, предлагается ввести плату за проезд по дорогам для тяжелых грузовиков. На этом планируют заработать 64 млрд рублей. Раскошелиться, возможно, придется и владельцам придорожных кафе, автозаправок и кемпингов. Это еще 2,8 млрд рублей в год. В Минтрансе также подумывают поднять цены на маломощные автомобили - взимать акцизы за легковушки мощностью до 90 л.с. Сейчас они акцизом не облагаются, потому что это машины экономкласса, то есть для народа.

Взамен чиновники обещают водителям, что хорошие дороги позволят сэкономить на эксплуатации автомобиля. Некачественное дорожное полотно - это треснутые диски, потертая резина и сломанная подвеска. В презентации Минтранса этому посвящена большая табличка. Эксперты подсчитали: несмотря на новые сборы, владелец легковушки сэкономит $2,5 на каждые 100 км, владелец грузовика - $100.

БЕЗ ГАРАНТИИ

В любом случае, не стоит ожидать, что российские дороги превратятся в немецкие автобаны, уверены эксперты. Станут строить больше дорог - вырастут масштабы хищений. «В строительстве дорог уровень воровства такой, что поглощает любые финансы. И контролировать невозможно, как не старайся», - говорит независимый эксперт Сергей Асланян. Зачастую и дороги еще нет, а махинации вокруг нее уже идут, рассказывает один из оперативников МВД: бизнесмены и чиновники скупают участки и недвижимость, фигурирующие в проекте, а затем получают за них крупные компенсации.

Чем дороже стройка, тем удобнее маскировать хищения. Строительство одного километра полосы в Москве обходится в $3-4 млн, эстакады - $10-12 млн, тоннеля - $40-60 млн. Поэтому в Москве очень любят строить тоннели. «Лефортовский, Северозападный, Алабяно-Балтийский - можно было обойтись обычными дорогами или виадуками», - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Ему, кстати, идея фонда нравится. Но скорее потому, что лучше «хоть что-то делать в этом направлении, чем ничего».

По какой схеме фонд будет администрировать финансовые потоки, пока не решено. Но уже ясно, что сохранится тендерная система распределения денег. Вряд ли она что-то даст. «Когда ввели эти конкурсы, на которых побеждают те, кто предложил лучшую цену, ничего не изменилось», - говорит директор одной строительной компании. Если конкурс проводится для галочки, на него выставляют заочного победителя и несколько подставных фирм, добавляет оперативник Следственного комитета МВД.

«Законный» же тендер выигрывают другим способом. «Фирма-пустышка предлагает самую низкую цену строительства и короткие сроки, и отказать ей в победе по закону нельзя», - говорит оперативник. Получив деньги, генподрядчик нанимает армию субподрядчиков, но не платит им. Деньги просто исчезают.

Электронные торги тоже не преграда для коррупции. «Рынок строительства дорог очень маленький. В Москве это десять холдингов, у которых есть тысячи дочек», - говорит руководитель стройфирмы. Директора встречаются и договариваются, кому достанется очередной заказ. Дальше чиновник вызывает системного администратора, который отвечает за проведение электронных торгов, и ставит перед ним задачу - сделать так, чтобы выиграла определенная фирма. Так распределяются 95% заказов на дорожное строительство, не скрывают строители.

Когда заказы розданы, начинается самое интересное. «Каждая смета раздута примерно на 40%, - рассказывает директор одной из строительных фирм, - но доля самих строителей в этом всего 10%». Остальное идет чиновникам. Бывает, что откат существенно выше. В результате махинаций с материалами и техникой в карманах оседает еще до 30% стоимости заказа. Например, вместо указанного в проекте дорогого щебня покупают щебень подешевле. Или вместо полагаемых 100 проходов катком по дороге делают 50. «Я видел платежки за цемент, который считался не по весу, а по количеству бетономешалок», - рассказывает собеседник в МВД. В результате таких подмен страдает качество работы. Дороги быстро приходят в негодность, и уже через пару-тройку лет объявляется новый тендер - уже на ремонт.

Минтранс предлагает бороться с этим, обязав строителей отвечать за содержание дорог в течение 12 лет. «Для этого потребуется менять Гражданский кодекс. Договор подряда - это одно. Эксплуатация - совсем другое», - критикует идею собеседник Newsweek в Федеральном дорожном агентстве, которое управляет всем дорожным хозяйством страны. Он считает, что в таком случае строители будут вынуждены сильно повысить расценки, заложив потенциальные риски в стоимость работ. «Ведь никто их не прокредитует на закупку техники для последующего ремонта того, что они построили», - объясняет источник.

Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства уверен, что предлагаемых мер недостаточно. Но если сделать то, что надо, признает он, это будет «за пределами экономической реальности». Так, по подсчетам Блинкина, акциз в цене бензина должен быть увеличен на 5 рублей только ради того, чтобы поддерживать дороги в нынешнем состоянии. А чтобы хватило на новые дороги, говорит эксперт, литр бензина должен стоить минимум 40 рублей.

ЦИФРЫ

Опираясь на данные о реальном расходе бензина и действующих ставках налога в Москве, мы подсчитали, кто потеряет или выиграет от предложенной реформы. Результат вполне ожидаемый: новая система налогообложения перекладывает расходы на ремонт и строительство дорог на владельцев недорогих автомобилей.

*Как мы считали

Мы взяли данные о расходе бензина на 100 километров в городском цикле* и умножили эту цифру на годовой пробег - 10, 20, 30, 50 или 100 тысяч километров. Получился годовой расход бензина. Согласно предложенной Минтрансом реформе бензин подорожает на 4 рубля с литра. Соответственно, умножив годовой расход на 4 рубля, получаем налоговую нагрузку на автовладельца по новой схеме обложения.

Мы рассчитали размер налога по старой схеме (транспортный налог) и сравнили два этих показателя. Если автовладелец выигрывает от реформы, мы пишем сумму выигрыша в плюс. Если проигрывает: мы записываем сумму проигрыша в минус.

Российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется, опираясь на современную ситуацию в государстве. Это касается и транспортного налога, взимаемого с владельцев автомобилей, воздушного и водного транспорта. Специалисты Министерства транспорта считают, что сбор налога на транспорт в настоящем виде малоэффективен.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

А количество средств, поступающих в региональные бюджеты, недостаточно для содержания, ремонта и строительства автодорог.

Кроме того, существует некоторая несправедливость, которая касается автовладельцев, не пользующихся своими транспортными средствами, но зарегистрированными в государственных органах. Что же ждет владельцев всех видов транспорта в недалеком будущем?

Отменят ли в 2018 году

В настоящее время исходя из мощности транспортного средства, увеличенного на соответствующую налоговую ставку.

Имеют право устанавливать самостоятельно.

Главное условие – она не должна превышать десятикратного размера среднероссийского показателя. Исходя из этих данных, налоги в регионах на одинаковые транспортные средства сильно отличаются.

Физические лица оплачивают налог один раз в год, а организации – 4 раза (3 по окончании каждого квартала и окончательный расчет в конце года).

За граждан расчет налога производит районная налоговая инспекция. В конце отчетного периода каждый частный автовладелец получает , которую необходимо произвести до 1 октября последующего года.

Предприятия обязаны исчислять суммы налогов, подлежащих уплате самостоятельно, а в конце каждого года подавать в районный налоговый орган декларацию.

В начале 2018 года в Государственную Думу РФ поступил законопроект о замене транспортного налога с 1 января 2018 года акцизами на бензин.

Это означает, что как таковой налог с граждан и юридических лиц взиматься не будет. Вместо него на определенную стоимость увеличится цена на топливо.

Разница между фактической стоимостью бензина, газа и так далее и ценой с учетом акциза будет направляться в федеральный дорожный фонд, который в свою очередь будет перераспределять полученные средства между региональными дорожными фондами.

При этом подразумевается, что деньги, перечисленные в фонды регионов, могут быть направлены исключительно на поддержание и строительство автомобильных дорог.

Таким способом ликвидируется «несправедливость» относительно владельцев автомашин, которые сломаны или длительное время находятся в ремонте.

Ведь сумма акцизного сбора будет напрямую зависеть от количества пройденных автотранспортном километров и заправленного топлива.

Дорожные фонды были основаны еще в 2012 году. Изначально в казну фондов поступало по 9 рублей с каждого проданного на территории РФ литра топлива. В 2013 году данный показатель был увеличен на 6%, то есть до 9,5 рублей.

Деятельность дорожных фондов регламентируется законодательством РФ и проверяется соответствующими инстанциями.

Однако поступивший законопроект на начало августа 2018 года еще не был принят в полном объеме.

Кроме топливного акциза предусматривается введение экологического сбора. Стоимость сбора будет основываться на экологическом классе автомобиля.

Причем чем ниже этот показатель, тем выше цена сбора. Получается, что владельцы «стареньких» автотранспортных средств (класса «Евро – 2», «Евро – 3» и «Евро – 4»), которыми в большинстве случаев являются пенсионеры или малоимущие граждане, должны будут оплачивать достаточно большие суммы сбора.

А владельцы новых иномарок (класса «Евро – 5») – минимальную стоимость. Такой подход к решению вопроса «больно ударит» по семейному бюджету владельцев недорогих и подержанных автомобилей.

Последние новости по транспортному налогу

Президент РФ высказался о введении подобного акциза еще в 2012 году на очередной встрече с лидерами партий, представленных в государственной Думе.

По его мнению, такой подход к сбору транспортного налога является наиболее «справедливым» и эффективным, поскольку максимально сократит недоимку региональных бюджетов и дорожных фондов. Ведь при покупке бензина цена не будет делиться на его стоимость и акцизный сбор.

Предварительное рассмотрение законопроекта о реформации транспортного налога состоялось 21 мая 2018 года.

На заседании Совета Госдумы было решено отправить законопроект о трансформации налога на транспортные средства его авторам на доработку.

Правительства государства по предлагаемому нововведению. Такого приложения к указанному проекту закона нет.

К 1 августа никакого дальнейшего продвижения и получения необходимого заключения по законопроекту не было.

Законопроект об отмене

Законопроект о реорганизации транспортного налога поступил в Государственную Думу 29 апреля 2018 года под номером 782404-6.

Проект закона предусматривает :

  • полное исключение главы 28 (Транспортный налог) из Налогового Кодекса РФ;
  • внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ об исключении транспортного налога из состава региональных бюджетов (касается , );
  • введение в действие закона с 1 января 2018 года.

Познакомиться с предлагаемым проектом закона, посмотреть за ходом его обсуждения и принятия, а так же прочитать пояснительные записки и другие сопутствующие документы можно на сайте Государственной думы.

Авторы законопроекта Миронов и Нилов (представляют партию «Справедливая Россия») утверждают, что на основании данных, поступающих из регионов РФ, в местные бюджеты поступает не более 50% причитающихся средств.

Это связано в первую очередь с тем, что большое количество людей отказывается платить указанный налог, так как не понимает, куда направляются оплачиваемые ими средства. В большинстве регионов дороги по-прежнему находятся в «плачевном» состоянии.

Параллельно с органами государственной власти обсуждение закона проводится Федерацией автовладельцев России и на сайте общественных инициатив.

Федерация к началу лета 2018 года собрала в поддержку закона более 100 000 подписей. На сайте за принятие законопроекта проголосовало более 86 000 пользователей.

Таким образом, за реорганизацию транспортного налога выступают не только органы власти, но и большое количество обычных граждан и юридических организаций.

Как изменятся цены на бензин

Порядок расчета транспортного налога в 2018 году будет зависеть от принятия вышеуказанного законопроекта.

Если последний будет принят и вступит в силу, как и планировалось с 1 января 2018 года, то транспортный налог буде заменен акцизом на топливо.

Как скажется нововведение на цене бензина? По подсчетам Е.Москвичева, являющегося председателем комитета по транспорту, стоимость топлива должна увеличиться на 30 – 40 копеек за литр. Однако ранее приводились иные цифры.

Специалисты рассчитали, что для того чтобы оправдать все затраты на введение нового сбора и воплощения всех задуманных идей, цена бензина должна увеличиться приблизительно на 1 рубль.

Насколько реально измениться стоимость топлива для конечных потребителей можно будет судить только после полного принятия закона, внесения всех сопутствующих поправок и установления тарифов.

Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .

Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.

Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.

Что облагается и кто должен платить

Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.

Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :

  1. Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
  2. Реализация конфискованной подакцизной продукции.
  3. Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
  4. Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
  5. Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
  6. Импорт на территорию РФ подобной продукции.
  7. Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.

Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.

Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.

Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.

Ставки и база

Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.

Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:

  1. Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
  2. Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
  3. Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.

Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.

Порядок расчета

Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.

Сумма к уплате

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .

По какой формуле рассчитывается

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

Примеры

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.

При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.

Нюансы реализации прямогонного бензина

Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .

Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.

Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.

Сроки и отчетность

Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .

Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/1@ от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.

Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время

Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.

Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.

Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.

Налог на автомобиль будет существенно реконструирован в текущем году. Налогообложение автомобилей планируется приблизить к европейскому образцу, когда на первое место выходит социальная справедливость. Градация налога только от количества лошадиных сил в моторе существенно устарела, требует пересмотра вся система налогообложения транспорта, в частности, размер ставок и принципов взимания сбора. Именно поэтому уже несколько лет назад зазвучали идеи включить транспортный налог в цену бензина.

Как сегодня платится автоналог?

Налог является местным, соответственно, региональные власти вправе самостоятельно устанавливать предельные мощности автомобилей, величину ставки и перечень льготных категорий граждан. Не облагается налогом такой вид транспорта:

  • авто, мощность которых не более 100 лошадиных сил;
  • специальное оборудование;
  • транспорт инвалидов;
  • весельные лодки.

Размер ставки сегодня очень разный. Статья 361 НК устанавливает предельное ее значение - 200 рублей на одну лошадиную силу. Местными властями эта сумма может быть увеличена (уменьшена) в пять раз. Для наземного вида транспорта существенное значение при определении размера сбора имеет мощность двигателя (указывается в техпаспорте), а для водного - вместимость (тоннаж).

Инновацией именно 2015 года является использование при определении суммы налога экокласса авто и года его производства. Теперь те машины, возраст которых перевалил 10-летний рубеж, будут облагаться налогом и повышающим коэффициентом. На премиум-автомобили, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов рублей, также будет начислен больший налог.

Расчет суммы, как и прежде, осуществляется не автовладельцем, а сотрудниками ФНС, на адрес регистрации приходит уведомление и квитанция, где указана сумма к оплате. Если владелец транспорта не согласен с ее размером, придется лично посетить налоговую инспекцию.

Уже в 2010 году звучали предложения о взимании транспортного налога с граждан по европейскому образцу, то есть, включением его в цену бензина. В принципе, есть рациональное зерно в этом предложении: платит только тот автовладелец, который ездит. Если машина стоит в гараже, платить вроде бы и не за что.

Для налоговых структур в этом также одни преимущества: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (бензоколонок). Если в 2015 году будет включена в цену бензина сумма транспортного налога, продавец автоматически становится налогоплательщиком. Перечисление сбора полностью окажется на его плечах: отчетность, подача деклараций, контроль.

Включение транспортного налога в акциз на бензин приведет к повышению цены на топливо. Она вырастет в среднем на 30-50 копеек за литр. Скептики прогнозируют повышение на целых 13%. Кроме негативных моментов, есть и преимущества:

  1. Автовладельцы, которые мало эксплуатируют свое авто, больше не будут платить одинаковую сумму сбора с теми, кто ежедневно ездит по делам.
  2. Введение «акцизного налога» позволит значительно сократить аппарат сотрудников налоговых инстанций. А, поскольку данная сфера является бюджетной, сократятся де-факто расходы и налогоплательщиков.
  3. Льготы, работающие сегодня, будут сохранены. Те, кто раньше не уплачивал сбор или мог воспользоваться скидкой, будут приобретать топливо по сниженной стоимости.
  4. Сегодня налог собирается по регионам максимум на 50%, а если он будет в акцизе, все без исключения автовладельцы будут вынуждены оплачивать его, покупая топливо.

Предполагалось, что минимальной будет ставка в 3% от стоимости каждого литра топлива. Региональным властям разрешили бы увеличивать ее значение до 5%. Это, естественно, вызывает массу недовольства простых водителей. Более того, повышение стоимости нефтепродуктов может подтолкнуть повышение цен на продукты, лекарства и другие товары.

Зато в справедливости системы можно не сомневаться. К примеру, в отдельно взятом регионе есть энное количество стоящих на учете авто. Средства, которые выплачивают в бюджет их владельцы, расходуются на улучшение качества дорожного покрытия, ремонтные работы и прочие текущие нужды. С учетом большого количества льготников, которые также ездят по этим дорогам, сумма выходит далеко не заоблачной. Например, в Москве более 58% авто имеют мощность ниже 100 л. с., а, значит, их собственники не уплачивают сбор. За счет «оставшихся» автовладельцев и наполняется бюджет.

Ожидать ли введения топливного налога в 2015 году?

Вряд ли такое налогообложение, когда транспортный налог включен в стоимость бензина, начнет действовать в этом году. Законотворцы опасаются, что помимо начавшегося роста цен из-за кризиса повышение стоимости бензина (как следствие введения «акцизного налога») приведет к еще большему увеличению цен на повседневные товары. Потому не спешат одобрить законопроект, который уже несколько лет «висит» на рассмотрении.

Подоплекой создания законопроекта было желание обновления автопарка. Предполагалось, что автовладельцы вынуждены будут покупать новые экономичные модели машин. В идеале - электромобили. Они не загрязняют окружающую среду вовсе.

Предположительно, когда транспортный налог включат в стоимость бензина, сам сбор как таковой упразднится. Но, пока до этого еще далеко. Хотя опыт европейских стран, США показывает, что такое взимание сбора гораздо целесообразнее и экономически обосновано.