Обзор панорамных головок Novoflex. Тест панорамной головки Nodal Point Orbita Панорамная головка для крана своими руками

Этой весной компания Novoflex решила радикально расширить своё присутствие на российском рынке. Для нашего обзора мы выбрали два самых интересных и перспективных на нашем рынке панорамных решения, это система VR-System PRO II и система VR-System SLANT.

Главное и принципиальное отличие панорамной головки — это возможность с помощью неё поворачивать и наклонять камеру вокруг нодальной точки объектива. Нодальная точка объектива — это точка в которой сходятся все лучи света, перед тем как разойтись далее. Как правило нодальной точке ближе всего соответствует положение диафрагмы в объективе, перемещая вокруг неё камеру при съёмке панорамы, мы исключаем возможность параллаксных искажений.

Для съёмки круговой панорамы достаточно сделать один ряд вертикальных или горизонтальных кадров.

Для съёмки большой и сферической (3D панорамы) уже не достаточно одного ряда кадров. Такие панорамы называются многорядными или мозаичными. Для съёмки такой панорамы панорамная головка должна обладать возможностью наклонять фотоаппарат, вверх-вниз. При такой съёмке нодальная точка должна находиться не только на оси центральной колонны штатива, но и совпадать с уровнем оси наклона фотоаппарата. Подробнее о практической съёмке панорам мы расскажем в будущих статьях.

Немного истории

Компания Novoflex начинает свою историю в послевоенной Германии. В 1948 году фотограф Карл Мюллер основал компанию и уже в 1950 году им была зарегистрирована торговая марка “Novoflex”. В шестидесятых годах компания с успехом занималась разработкой и производством специальных мехов для таких камер как Contax и Hasselblad. Видимо работа с такими именитыми брендами и позволила Novoflex поднять планку качества на недостижимый для многих компаний уровень. В 2006 году Novoflex создаёт свою первую систему для панорамной съёмки и в 2008 году дополняет её системой QuadroPod.

Первое знакомство

Система PRO II — это самая продвинутая панорамная система в линейке Novoflex, способная помочь фотографу в съёмке любых панорам, практически любой оптикой (до 300 мм) и любой камерой. PRO II в первую очередь рассчитана на профессионалов и состоятельных любителей панорамной съёмки.

Система SLANT — это специальная головка для быстрого создания сферических или 3D панорам. Причем скорость работы — это самая сильная сторона этой системы. Для создания 3D панорамы достаточно снять четыре кадра с помощью объектива рыбий глаз (fish-eye). Как видите камера закрепляется под углом 60 градусов, что заметно оптимизирует размер конструкции и даёт возможность пользоваться при съёмке моноподом.

Для теста мы предоставили оба комплекта профессиональному фотографу, президенту «Гильдии рекламных фотографов» Дмитрию Мухину. Дмитрию часто приходится снимать панорамные индустриальные пейзажи и интерьеры.

Мнение профессионала

Я обладаю достаточным опытом в съемке панорам интерьеров, пейзажей и индустриальной съёмке. В своей работе я уже несколько лет использую панорамную систему Manfrotto. С ней я и буду сравнивать систему Novoflex. Первое, что сразу бросается в глаза, это техническое исполнение данного девайса, каждая деталь которого выполнена с прецизионным качеством. Если кто-то скажет что это не самое главное, я позволю себе с ним не согласиться. Очень большое значение для профессионала имеет уровень и класс используемой в работе аппаратуры. Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа. И ещё одна важная деталь, в панорамном оборудовании надо быть уверенным на все 100% так как проверить результат возможно только после съёмки, когда вернуться и повторить кадр практически невозможно.

Конструктив

Система PRO II в разобранном виде достаточно компактна и не слишком тяжела (1,69 кг). Что позволяет профессиональному фотографу включить её в обязательный выездной набор техники.

Часто при сборах на выездную фотосъемку жестко стоит вопрос размеров и веса аппаратуры. Иногда приходится отказываться брать с собой какие-то составляющие в ущерб будущему качеству просто потому, что трудно донести.

На тесте панорамная система была дополнительно укомплектована компактным шаровым узлом «MagicBalance», что не могло не порадовать. Независимо от того на какой поверхности установлен штатив, ровной неровной или быть может даже под углом, сам вращающийся узел легко выставить по уровню. У Manfrotto при выставлении уровня, при окончательном зажиме фиксатора регулировка часто сбивается, с Novoflex этого не происходит. Делительная головка в PRO II имеет возможность автоматически отсчитывать углы по горизонтальной плоскости в 10,15,20,24,30,36,45 и 60 градусов. Переключаться между углами очень легко нужно только повернуть колёсико управления в другое положение, и это ещё одно конструктивное отличие от Manfrotto.

Вот для сравнения, как выглядят две профессиональные панорамные системы Novoflex и Manfrotto.

С системой Manfrotto я работаю уже более пяти лет и она меня никогда не подводила, PRO II на её фоне выглядит компактней и менее брутальной, посмотрим как она покажет себя в работе.

Система SLANT удивительная вещь. Камера устанавливается с ее помощью под углом в 60 градусов, так что диагональ кадра становится перпендикулярна снимаемому сюжету. Это очень удобно при съемке сферических круговых панорам фишай-объективом, расстояние выноса оси объектива камеры становится короче, консоль меньше и управляться в момент съемки с конструкцией гораздо легче.

Испытания

Для проверки обоих панорамных систем в полевых условиях я решил провести три съёмки в разных условиях. Первое это пленэр «Музей усадьба Архангельское», второе это большого размера помещение «Музей техники Вадима Задорожного» и очень небольшое камерное помещение это «Галерея Валентина Рябова».

Фотосъёмка в «Музее усадьбе Архангельское»

Конечно зимой снимать панорамы в Архангельском дело не благодарное, весь знаменитый парк находится под снегом, а скульптуры упакованы в деревянные боксы, но я ставил целью испытать Novoflex в условиях нашей холодной зимы. А вот с этим всё в порядке, на улице солнечная погода и минус 18 градусов.

Я решил снять рядную панораму фасада «Большого дворца», с целью создания файла большого размера пригодного для широкоформатной печати и круговую панораму внутреннего дворика дворца, для проверки точности всей системы при дальнейшей сборке. Делительная головка плавно перемещаясь между углами съёмки в то же время очень чётко фиксировала их, тем самым исключая пропуски кадров. Кто снимал панорамы, меня поймёт — начинаешь собирать картинку а одного кадра из панорамы нет, просто пропустил и не заметил. Конечно это ошибка фотографа, но с PRO II нужно очень постараться, чтобы пропустить кадр.

Хорошую проверку на морозоустойчивость получил и взятый мной для теста уникальный четырёхногий штатив QuadroPod. Объясню почему, QuadroPod в нашем случае был укомплектован карбоновыми ногами (существуют и другие комплектации), и нам настоятельно не рекомендовали работать с ним на морозе, мол вещь дорогая и может расколоться. Но ничего страшного не произошло, вся система отработала при низкой температуре без нареканий и поломок.

В комплекте с панорамной системой VR-System PRO II идет лицензионная копия профессиональной программы Panoramastudio 2 pro. Эта программа позволяет сшивать цилиндрические и сферические панорамы. И так как при съёмке я не совершил грубых ошибок, потребовалось всего несколько минут для выбора необходимых параметров создания и экспорта панорамы, а всё остальное программа сделала автоматически.

Панорама размером 12000х6000 пикселей (скачать)

Круговая панорама

Фотосъёмка в «Музее техники Вадима Задорожного»

Здесь решено было испытать систему Slant. Чтобы подготовить систему к работе, я снимаю одну ногу со штатива QuadroPod, тем самым получая монопод и креплю на неё Slant. Далее закрепляю камеру и через минуту я готов к съёмке.

Опишу в кратце с какой оптикой производитель рекомендует использовать систему Slant:

Для камер с кроп-матрицей:

  • Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
  • Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
  • Peleng 8mm / 3.5 Fisheye

Для камер с полнокадровой матрицей:

  • Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
  • Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
  • Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
  • Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

Для создания сферической панорамы нужно отснять всего 4 кадра, приблизительно с интервалом в 90 градусов. Вся съёмка панорамы занимает около минуты и то только по тому, что некоторое время уходит на выравнивание камеры по уровню. Если заниматься этим не в первый раз, я думаю можно укладываться секунд в 30.

Съёмка 4 кадров в музее.

Отснятый материал я рекомендую собирать в программе PTgui это самая полная и распространённая программа для сборки панорам. Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала.

Пример снятой и собранной панорамы:

Панорама музея техники Вадима Задорожного.

Фотосъёмка в «Галерее Валентина Рябова»

В галерее я решил отснять сферическую панораму но уже с системой PRO II. Нужно было добиться такого качества изображения, чтобы у зрителя была возможность рассмотреть и оценить для себя каждую картину в интерьере. Для этого с помощью панорамной головки я отснял 60 изображений, которые потом собрал в интерактивную панораму высокого качества. Так же отснял несколько многорядных панорам по 180 градусов, пригодных для качественной печати.

Все эти панорамы я собрал в программе PanoramaStudio 2 Pro, которая собрала их достаточно быстро и в автоматическом режиме.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Панорама в «Галерее Валентина Рябова».

Галерея Валентина Рябова

Backstage

QuadroPod

Ещё хочу чуть подробнее остановиться на удивительном продукте — четырёхногом штативе QuadroPod. На первый взгляд полнейшее безумие, но вы же понимаете, что немцы безумны только в порно. Его не так просто установить, так как приходится ставить три ноги и четвертую подгонять под поверхность.

Так для чего же он нужен?

На самом деле четырехногий штатив необходим как раз для съёмки панорам. Дело в том, что четыре точки опоры дают такую же устойчивость как у обычного штатива при меньшем радиусе расстановки ног, чем обычного треногова штатива. А соответственно, если ноги расставлены не широко, они не попадают в поле зрения камеры при съёмке сферической панорамы.

На иллюстрации ниже это наглядно показано

Кроме того у квадропода съёмные ноги, каждую из которых можно использовать в качестве монопода, а в комплектации Variabel оставшийся без ноги QuadroPod легко превращается в привычный треногий штатив.

Ориентировочные розничные цены в России: VR-System PRO II — 31200 рублей. VR-System SLANT — 10300 рублей.

Создание панорам занятие достаточно непростое и кропотливое, но зато результат от кропотливых действий будет радовать и вас, как творца, и пользователей. Создание панорам, это не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я сталкивался с тем, что пользователи говорят следующее: «Для создание панорам необходимо только сфотографировать несколько кадров с перекрытием, а затем выровнять кадры в специальной программе, склеить их и получить готовую панораму.» Можно сказать, что данное утверждение верно. но только для начинающего фотографа. Полученный результат может удовлетворить. Но, если фотограф хочет профессионально развиваться, то нужно отнестись с критикой к своим предыдущим работам. Посмотреть на них как первый базовый кирпичик. Основу будущего мастерства в создании бесшовных панорам.

Почему же утверждение про «выравнивание и склейку изображений в панораму» не совсем верное? Ответ прост: в утверждение не учитываются, что необходимо на посте исправлять и учитывать: искажения, которые вносятся объективом, перспектива и пространственное искажение, цветокорректорный и многие другие факторы.
Для того, что бы обеспечить себе меньше работы на посте, рекомендуется изначально снимать панораму как можно «правильнее». А для этого не обойтись без вспомогательных средств. Панорамная штативная головка - это одно из важных устройств, которое позволит создавать качественный панорамы, затратив меньше усилий на постобработке. Более подробно о том, почему нужно использовать панорамную головку можно почитать в очень хорошей статье .
Я бы хотел рассмотреть выбор панорамной штатитвной головки: купить готовое решение или сделать самому.

Готовое решение

На рынке существуют несколько решений. Наиболее популярные это .

Отличная панорамная головка. Прочная алюминиевая конструкция, гарантия надёжности от именитого производителя, точная фиксация. В её пользу говорит тот факт, что панорамы Эрмитажа выполнены фотографом Наталье Коварской именно с помощью этой головки. Подробное описание данной головке можно найти в этой статье.
Но цена малость остужает пыл: порядк 20000 р. в РФ.


Головка от китайского производителя, качество удовлетворительное, зато цена - порядка 14000 р.


Качественная головка, удобна в использование.
Но цена порядк 640$.

Позволяет использовать тяжёлую камеру и объективы, легкая, удобная в обращении. Точное позиционирование.
Цена - около 450$ за топовую версию.

Самодельные головки

Если вы начинающий фотограф, ты вы можете попробовать изготовить панорамную головку самому.
В интернете можно найти несколько решений с чертежами и/или подробным описанием.


Самодельная головка, не уступающая коммерческим аналогам. Подробная схема и описание на старнице в его блоге .

Головка от Юрия Надёжин

Решение от нашего соотечественника, с подробным описание по созданию и чертежами на его сайте .

Можно сказать профессиональное решение, для изготовления которого нужен металлообрабатывающий станок. Чертежи можно найти или .


Самодельная головка ценой в 200-300 р. Андрей даже запатентовал это изобретение. Выдерживает тяжелую фототехнику. Более подробно на персональной странице Андрея.

Выводы

Целью данной статьи была дать представление начинающему или профессиональному фотографу о панорамных головках, которые существуют на рынке или могут быть сделаны своими руками. Всё зависит от самого фотографа. Если у него есть деньги и не желания что-то делать, то он может выбрать готовое решение. Если же денег нет или хочется сделать что-то своё, то есть варианты создания головки своими руками.
P.S. Я старался показать только наиболее популярные решения, но конечно, я что-то мог и пропустить. Буду рад поправкам и дополнениям. Надеюсь статья окажется полезной фотографам, которые хотят прикоснуться к волшебному миру панорамной съёмки.

P.s. Спасибо всем за найденные очепятки

Достаточно долгое изучение постов на «муське», по вопросу панорамной фотографии привело меня к мысли, что в общей сложности, никто не сводил все покупки в одном месте. И добавив незначительную деталь возможно изготовить вполне рабочую панорамную головку, и заняться съемкой и сборкой сферических панорам весьма бюджетными средствами.

Началось все с этого поста:

Но при описанном автором способе, сильно уменьшается вертикальный угол обзора, соответственно панорама получится довольно узкой, (даже при использовании фишая)
Потом бал найден следующий пост:
Очень просто и дёшево, а главное - работает. Только не эргономично (второй уголок закрывает полфотоаппарата), но идея меня заинтересовала. И я начал искать нечто подобное на Тао. Обнаружив «героя обзора» я стал искать фотомагазин, где есть и уголки и планка для вспышки, и нашел:
Заказ пришел за месяц, попутно набрал мелочевки (фотовинтики, переходники 3/8 -1/4, «антипотеряи»для крышек объектива), короче того, чего в наших сибирских фотомагазинах нет, или стоит дурных денег. Посылка была сборная, общую стоимость подсчитать трудно, поэтому выкладываю ссылку на подобный товар на Али. Распаковки и прочего тоже не будет.
Итак начинаю. Планка в пакетике, пара винтиков папа-мама на 1/4 дюйма, гайка- переходник под «горячий башмак». Вдоль паза проклеена резиновая уплотняющая лента.


Уголки уже описывали на муське, но вот, что пришло мне:


Материал и того и другого - видимо дюраль, или другой легкий сплав, так как магнит не липнет. Итогом сборки выходит такая конструкция:


Ишшо и мелочевки останется:


Фотки готовой панорамной головки на штативе:


Ну и вся конструкция в сборе:


Немного про регулировки. Поперечное смещение уголка просто отрегулировать, установив китовый объектив на максимальном зуме. Поставив аппарат так, как для съемки надира добиваемся совпадения центральной точки фокусировки с осью крепежного винта. Получается довольно точно.

У меня «Самъянг» 8мм, куплен правда с рук на «Авито», но думаю по ссылке мало чем отличается от моего.

Ах, да чуть не забыл вдольосевое смещение, проще один раз посмотреть на видео. Сам пока его не увидел, не понимал. На самом деле всё просто:


+ Довольно демократичная цена
+ Собирается голыми руками из коробки
+ Разбирается также, на мелочевку, которая пригодится любому фотографу.
+ Работает!!!
- Несколько хлипковата(тяжелый фотик, я-бы на неё не рискнул ставить)
- Сбиваются настройки при установке- снятии на штатив (решается разметкой на уголках и планке)
-В уголке верхний винт наровит сползти вниз. В последствии хочу просверлить отверстие, вместо паза (место позволяет). И это только для многорядных панорам.
- Зенит получается не строго верикально (решается съемкой двух кадров зенита, для фишая хватит и одного) Планирую купить +30 Добавить в избранное Обзор понравился +33 +60

Одним из первых аксессуаров после камеры, который появляется в арсенале начинающего фотографа, чаще всего бывает штатив для фотоаппарата. Приобретают обычно трипод, который представляет собой три соединенные воедино ножки, увенчанные сверху специальным приспособлением под названием голова штатива.

Штативная головка предназначена для удобного крепления камеры под нужным фотографу или видеооператору углом. Уже написано много статей и сломано бесчисленное множество копий в спорах, какая головка лучше. Исчерпывающего ответа нет. Каждый фотограф при выборе головки для штатива исходит из своих субъективных нужд и потребностей, решает вопросы по-разному, руководствуясь при выборе не только финансовыми возможностями, но и физическими. Кто-то для широкого круга задач приобретает несколько головок, кто-то жертвует удобством, но берет универсальную и так далее. Давайте рассмотрим выбор штативной головки с точки зрения решения определенных задач.

Как правило, штативная головка снабжена одной или несколькими ручками, с помощью которых можно зафиксировать головку в нужном для фотографа положении. Простые по своей конструкции штативы с несъемными головами находятся в бюджетном сегменте, подобную модель может позволить себе каждый начинающий фотограф, чтобы получать более качественные изображения.

Тем не менее, по прошествии некоторого времени и улучшении собственных технических навыков, многие могут обнаружить, что несъемная штативная голова имеет некоторые ограничения в использовании. Ее возможностей может не хватать для реализации творческих идей. Креативные задумки фотографа начинают опережать конструктивные особенности имеющегося штатива. Приходит время задуматься о том, какую модель приобрести на смену отслужившему триподу.

Но практически на любого фотолюбителя после посещения специализированного магазина может напасть паника. Дело в том, что производители предлагают бесконечное множество моделей и зачастую цены на штативы будут гораздо выше ожидаемых. Если не знать тонкостей, можно остаться ни с чем, потому что будет казаться, что нужной модели по разумной цене не существует в природе. А это ошибочное предположение.

Каждая модель практически любого производителя рассчитана для решения строго определенных задач и предназначена для профессионального или любительского использования. Именно подобные вещи и могут влиять на цену штатива.

Если предполагается, что штатив будет использоваться ежедневно, то требуется более прочный материал из которого он изготовлен, а подобный трипод не может стоить дешево по определению. Чтобы облегчить участь тех фотографов, кто в силу своей производственной занятости вынужден ежедневно таскать с собой штатив или монопод, компании-производители внедряют инновации в процесс производства и ищут решения для облегчения веса при сохранении прочности и надежности аксессуаров. Подобное тоже отражается на цене. Именно поэтому нужно расчетливо подходить к выбору и знать то, на что следует обращать внимание в первую очередь.

Если вы решили, что стоит приобрести голову отдельно от ножек, давайте разберемся, какими штативные головы бывают в принципе.

Рассмотрим четыре наиболее распространенных типа штативных голов и обсудим, как каждая из них подходит к различным видам фотосъемки. Мы очень надеемся, что подобный обзор даст вам наиболее полное представление, что следует искать в магазине.

Штативная голова для съемки видео

Есть несколько особенностей в видеосъемке, которые и предопределили современный вид головки для проведения подобной сессии. Она так и называется - головка для видеосъемки, или видеоголова. У такой модели имеется одна удлиненная ручка, что логично, ведь вторая рука оператора занята управлением планом съемки или настройкой фокуса. Ручка сделана длинной специально для того, чтобы плавно перемещать камеру вверх вниз и вправо-влево и она не мешает смотреть на экран.

Кроме прочего современные штативы принято оборудовать быстросъемными площадками, чтобы можно было быстро снять камеру со штатива и переключиться на съемку с рук. Некоторые штативные видеоголовки дополнительно оснащены масляными демпферами, который позволяют еще больше смягчить плавность хода.

  • Почему видеоголову неудобно использовать для некоторых видов фотосъемки?

Часто профессиональные видеоголовы невозможно быстро переключить для съемки вертикального кадра, что логично, так как нет необходимости в подобном расположении кадра, когда снимается видеоряд.

Фотосъемка от видеосъемки отличается также еще одним фактором - для ее проведения с профессиональными зеркальными камерами чаще всего используют видоискатель, поэтому длинная ручка видеоголовы будет мешать приблизить лицо к видоискателю.

Панорамные штативные головы

Пейзажная съемка чаще всего не требует скорости, она располагает к вдумчивости, но у нее, безусловно, есть свои сложности. Ландшафтная фотография очень чувствительна к завалу горизонта. Иногда для создания панорамы требуется сделать несколько снимков с единой линией горизонта. Идеальной для таких видов съемки будет панорамная головка.

Но такая головка достаточно массивная и не особо универсальная, а потому чаще пейзажи снимают с помощью 3D-головки, которая позволяет точно регулировать фотокамеру по каждой из осей. Обычно модель такой головы оснащена тремя ручками, уровнем или несколькими датчиками уровня.

С помощью 3D-головы можно достаточно быстро переключаться с горизонтального кадра на вертикальный, легко фиксировать камеру и без труда вращать вокруг любой другой оси. 3D-головки могут иметь быть достаточно компактными и необычный дизайн.

Такие параметры, как легкость и компактность, очень важные для фотографов, снимающих пейзажи. Ведь им иногда ради интересной композиции и удачного ракурса приходится забираться далеко.

  • Свадебная съемка

Свадебная съемка, как правило, не располагает к использованию штатива. Достаточно быстро меняющийся сюжет, перемещающиеся объекты съемки, смена планов - все это затруднит работу фотографа, если он надумает использовать трипод. Именно поэтому в некоторых случаях фотографы используют .

Чаще всего монопод применяют при работе с длиннофокусной оптики и в условиях недостаточной освещенности, когда нет возможности подойти ближе, или если нельзя использовать вспышку, например, в церкви при обряде венчания. В таких ситуациях монопод с пистолетной ручкой - единственно правильное и универсальное решение.

Представляет собой шаровую голову, но со специальной удобной ручкой.

Пистолетная головка разработана таким образом, чтобы дать фотографу тот же уровень контроля над манипуляцией с фотокамерой, который позволяет осуществить шаровая штативная голова. Однако, пользователи замечают, что пистолетную голову легче настроить из-за удобного механизма захвата.

В то время, как обычная головка с шаровым механизмом для настройки требует вращения сравнительно небольшой ручки, чтобы изменить положение камеры, пистолетная рукоятка работает как своеобразный джойстик. Это дает возможность сравнительно быстро настроить нужное положение камеры. Достаточно прижать специальный механизм сцепления на рукоятке, и голова будет разблокирована, появляется возможность изменения положения.

Более продвинутые модели пистолетных шаровых голов позволяют дополнительно еще и вращать камеру вдоль одной из осей. За счет этого панорамные снимки сделать намного проще. Как можно увидеть на изображении, пистолетные головы гораздо больше, чем шаровые. Но компромисс, порой, стоит того - ведь часто требуется более точный контроль над положением камеры при сохранении достаточно высокой степени свободы и быстрого доступа к полному диапазону движения.

  • Репортаж

Большей частью все, что относится к свадебной, относится и к репортажной съемке, разве что, кроме одного исключения: при репортажной съемке иногда даже монопод некуда установить.

  • Макросъемка и предметная съемка

Макросъемка чаще всего требует от фотографов необычных ракурсов и кадрирования через видоискатель. То есть, приходится держать одной рукой камеру, выбирая направление и кадрирование, а другой необходимо фиксировать камеру в полученном положении. Удобнее всего при макросъемке использовать , когда все степени свободы камеры будут фиксироваться всего лишь одной ручкой.

Шаровые головы для штативов

Шаровые штативные головы могут вращаться на 360 градусов вокруг своей оси за счет подшипника, встроенного в конструкцию модели. С помощью специального рычажка можно затянуть или ослабить крепление камеры, вращать установленный фотоаппарат из стороны в сторону, поворачивать по кругу, менять ориентацию с книжной на альбомную практически не прикладывая для этого усилий.

Некоторые модели шаровых голов разработаны специально таким образом, чтобы позволить изменить только одно направление движения. Такая возможность, безусловно, очень удобна в случае панорамирования. Следует быть внимательным при изменении одного из параметров крепления, так как при недостаточной фиксации механизм шаровой головы может резко «сбросить» фотокамеру, что выглядит устрашающе и всегда пугает. Четко зафиксировав рычаг, можно уже настраивать и корректировать размещение камеры на шаровой штативной голове на микроуровне.

Когда фотограф задается целью сменить штатив и приобрести трипод со сменной головой, при этом точно не знает для каких конкретно целей в большинстве случаев будет использоваться этот удобнейший и необходимый в арсенале аксессуар, общая рекомендация будет звучать следующим образом: стоит рассмотреть варианты моделей с шаровыми штативными головами.

Шаровая голова даст фотографу такой фантастический объем контроля над процессом стабилизации и управления камерой, который не снился при использовании штативов с несъемной головкой. И даже, если модель не даст возможности вращать камеру во всех направлениях, шаровые головы значительно облегчают управление фотокамерами.

В том случае, когда вы предполагаете снимать видео, конечно же, стоит в первую очередь обратить внимание на модели видеоголов. Разбираться с нюансами придется уже в этом сегменте предложений от ведущих производителей студийных аксессуаров. Важно помнить, что видеоголовы - самый оптимальный выбор для съемки видео на DSLR. Можно сказать, что в целом видеоголовы имеют более плавный и отрегулированный ход при вращении и более устойчивую конструкцию, что, несомненно, делает их эксплуатацию более гладкой.

Выбирайте обдуманно, тщательно, взвешивайте свои решения, тогда не придется жалеть об утраченных возможностях и неучтенных обстоятельствах.


Самодельная панорамная головка для пересъёмки больших документов

Предлагаемая конструкция не имеет системы позиционирования и не обладает точностью, которую обеспечивают промышленные панорамные головки, но там не менее обеспечивает качественную сшивку изображений в автоматическом режиме. Подробнее https://сайт/ru/


Самые интересные ролики на Youtube


Головку этой простой конструкции легко изготовить из самых доступных материалов при использовании только слесарного инструмента.

На картинке панорамная головка в сборе. Причём, эта конструкция сильно усложнена за счёт универсального узла крепления камеры.


Материалы и инструменты.

Для изготовления понадобятся некоторые материалы, крепёж и слесарный инструмент, который наверняка найдётся у любого самодельщика. Также понадобится дрель и несколько свёрл разного диаметра. https://сайт/ru/


Подробнее:

  1. Шампур.
  2. Мебельный угольник.
  3. Пластина из дюралюминия, текстолита, гетинакса или стеклотекстолита.
  4. Потенциометр с диаметром вала 4мм.
  5. Струбцина (только если Вы не любите носить с собой штатив).
  6. Крепёж М3 и М4.

Деталировка.


  1. Винт, гровер, гайка – 2комп. (М3х10).
  2. Дуга малая – 1шт. (сталь S = 1,5-2мм).
  3. Дуга большая – 1шт. (сталь S = 1,5-2мм).
  4. Угольник – 1шт. (сталь S = 2мм).
  5. Планка – 1шт. (дюраль S = 5мм).
  6. Винт, шайба, гровер, гайка – 1комп. (М4х16).
  7. Прокладка – 3шт. (сталь S = 2-3мм).
  8. Втулка поворотного узла – 1шт. (узел потенциометра).
  9. Винт, 2 шайбы, 2 гровера, 2 гайки – М4х35.
  10. Основание в сборе – 1шт. (гетинакс S = 5мм).

Дуги поз.2 и поз.3 можно изготовить из шампура (используется для приготовления шашлыка).


Угольник поз.4 можно подобрать в магазине торгующем мебельной фурнитурой.

Нужно добавить, что сейчас в магазинах и на рынке появился широкий ассортимент стальных деталей имеющих гальваническое покрытие. При последнем посещении рядов на рынке, где продают всякие железяки, у меня просто разбежались глаза. Там и угольники и планки и скобы, короче всё, что только может понадобиться для конструирования нестандартных изделий.

В угольнике, со стороны крепления к струбцине, я развальцевал стальную буксу и нарезал в ней фото резьбу 1/4”. Это сделано на случай, если всё же придётся прикручивать головку к штативу. Вместо этого можно закрепить угольник на штативе при помощи гайки, коей может служить вот такая вот штуковина, как не картинке слева.

К струбцине угольник крепится болтом М4.



Прокладки поз.7 увеличивают жёсткость соединения дуг с соответствующими узлами. Можно использовать обыкновенные шайбы.

В качестве «Втулки поворотного узла» поз.8 я использовал втулку от потенциометра имеющего диаметр вала 4мм. Чем длиннее эта втулка, тем меньше будет люфт. В качестве оси можно использовать гладкую часть винта М4. Диаметр гладкой части катаных винтов меньше 4мм, поэтому лучше использовать нарезанные винты М4 с диаметром гладкой части близким 4мм.



В основании поз.10, которое пришлось изготовить мне, два отверстия для крепления камеры. Это связано с тем, что у одной из моих камер, гнездо штативного винта находится в стороне от оптической оси объектива. Основание было изготовлено из гетинакса, а сторона прилегающая к камере оклеена изолентой. Слой изоленты улучшает фиксацию камеры.

В планке поз.5 пришлось сначала высверлить, а затем пропилить напильником паз, длина которого позволяет перекрыть весь диапазон положений имеющейся у меня оптики.

Собственно, изготовление этого паза и оказалось самой трудоёмкой операцией. Вначале я разметил с шагом 5мм и накернил места сверления (под сверло Ø5мм) вдоль всего паза. Чтобы большое сверло не увело в сторону, я предварительно просверлил отверстия диаметром 1,5мм. В конце пришлось поработать напильником.

Основание поз.10 вырезано из гетинакса толщиной 5мм. Проще было бы обрабатывать стеклотекстолит, но я не нашёл его толще 2мм.

На картинке изображена поступательная пара, образованная основанием поз.1 и планкой поз.4.


Деталировка узла.

  1. Основание (гетинакс S = 5мм).
  2. Шайба (М3, Ø10мм).
  3. Гровер (М3).
  4. Планка (дюраль S = 5мм).
  5. Втулка (М3, Ø6, H = 4мм).
  6. Винт (М3х10).

Крепёж и втулки обеспечивают поступательное движение основания относительно планки.

Этот узел можно значительно упростить, если рассчитывать на использование одной конкретной камеры и конкретного объектива. Тогда весь узел можно заменить одной более широкой планкой с двумя отверстиями по краям.

Пересъёмка документа с использованием панорамной головки.


Пример того, как можно закрепить головку на спинке стула.

Для иллюстрации использования самодельной головки я выбрал достаточно сложный для пересъёмки документ. Это полуглянцевый документ размером 900х660мм со складками образовавшимися при хранении в сложенном виде.

Для пересъёмки этого документа традиционным способом потребовалось бы прижать документ стеклом, очень точно выставить камеру с промером контрольных снимков и установить как минимум два источника света под острым углом к документу.

При использовании же описанного устройства, было достаточно положить документ на пол, прикрутить камеру вместе с головкой к стулу, присесть на этот самый стул и сделать серию снимков на глазок.


Документ снят при помощи панорамной головки.

Свет – встроенная вспышка камеры.

Экспозиция – автоматический режим.

Сшивка – PTGui в автоматическом режиме.

Правка геометрии – Photoshop, инструмент Crop Tool.




Близкие темы.