Подмостовой габарит моста. Габарит подмостовой

ВВЕДЕНИЕ

Целью расчетно-графической работы “Определение подмостового габарита” является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении раздела “Навигационное оборудование” курса “Лоция внутренних водных путей”.

В методических указаниях излагается содержание работы и порядок ее выполнения. Вычисления производятся студентами индивидуально. Расчетно-графическая работа оформляется в виде пояснительной записки в соответствии с требованиями ЕСКД и должна содержать необходимые расчеты и графические материалы.

Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины “Лоция внутренних водных путей” и предназначены для студентов, обучающихся на судоводительском факультете по специальности 240200 “Судовождение”.

В методических указаниях приведены основные сведения о подмостовых габаритах, зависимости их от колебания уровней воды и класса водного пути, обозначения подмостовых габаритов и их размеров навигационными знаками.

На внутренних водных путях имеются десятки мостов, движение под которыми сопряжено с трудностями и часто приводит к авариям, в том числе и в результате ошибок при оценке высоты подмостовых габаритов.

Выполнение практической работы позволит студентам ознакомиться с основными принципами определения размеров подмостовых габаритов, оценить зависимость их от гидрологической характеристики и класса реки, сравнить нормативные и фактические размеры подмостовых габаритов.

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение высоты подмостового габарита

Цель работы : по данным наблюдения за уровнями воды на гидрологическом посту определить отметку расчетного судоходного уровня, найти высоту подмостового габарита от расчетного судоходного, проектного и рабочего уровней воды.

Исходные данные : по данным варианта (по зачетке 12211) имеем вариант №11

исходные данные для расчета подмостового габарита

таблица №1

Из таблицы №2 выбираем классификацию водных путей для мостовых габаритов. Так как по заданию глубина судового хода 4 метра имеем, что класс № I сверхмагистральные

Таблица №2

Классификация водных путей для мостовых габаритов

Таблица №3

Значения коэффициентов a и K

Из таблицы №3 согласно данным выбираем значение коэффициентов а и К И видим что коэффициент а=2 ,а К=5

Рассчитываем порядковый номер расчетного года по формуле:

N= 0.01*а*(n+1) имеем а=2, n+1=52+1=53 отсюда N=0.01*2*53=1.06

Округляем до целого N=1

Максимальные уровни весеннего половодья реки за 1950 - 2001 гг.

Так как N=1 то расчетный год принимаем №1= 1991 г.г.

По точкам данного года строим график

Ежедневные уровни воды на гидрологическом посту

в период физической навигации

Высший - 1046 16.06 Низший летний - 403 26.09 129

Считаем продолжительность t стояния уровней воды

Максимальный уровень воды расчетного года не является расчетным судоходным. Допускается, что в течение t суток уровни воды в этом году могут стоять выше расчетного судоходного уровня. Продолжительность t их стояния зависит от класса водного пути.

Допустимая по классу водного пути продолжительность t стояния уровней воды, которые были выше расчетного судоходного уровня в расчетном году, определяется по формуле

t = 0.01 K · m,

где m - продолжительность физической навигации (период свободного от льда стояния реки) в расчетном году, сут.;

K - коэффициент, принимаемый по табл.3

Имеем t = 0.01*5*129 = 6.45 округляем до целого = 6 суток

По данным наблюдений за уровнями воды в расчетном году строится график их колебания. По графику устанавливается тот уровень, выше которого в течение t суток стояли более высокие уровни весеннего половодья. Этот уровень принимается за расчетный судоходный уровень (РСУ) воды. На водохранилищах отметка РСУ принимается не менее чем на 0.5 м выше отметки нормального подпорного уровня НПУ.

Расчетный судоходный уровень воды наносится несмываемой

белой краской или флуоресцентной эмалью на опорах судоходного

пролета моста в виде горизонтальной полосы шириной 0.3 - 0.5 м.

Положение РСУ соответствует верхней кромке горизонтальной полосы

На графике находим РСУ = 970 мм.

По графику приведенному ниже выбираем проектный уровень:

Так как по заданию обеспеченность проектного уровня = 99,5%

Zпу = 322,22 = 322 см.

Значения подмостовых габаритов

Так как имеем класс «I» то H рсу = 16,0 м., ширина пролета В = 140 м.

Нн = 16,0 метра

Превышение над конструктивной рассчитываем:

Н = 16.0+ 3 = 19,0 метра

Высота подмостового габарита от проектного уровня определяется по формуле

H ПУ = H ФАКТ + (Z РСУ - Z ПУ),

где Z РСУ - отметка расчетного судоходного уровня;

Z ПУ - отметка проектного уровня.

H ПУ = H ФАКТ + (Z РСУ - Z ПУ) = 16+(970-322) = 16+648 = 22,48 = 22,5 метра

Высота подмостового габарита от рабочего уровня определяется по формуле

H Р = H П - (Z РУ - Z ПУ),

где Z РУ - отметка рабочего уровня воды.

H Р = H П - (Z РУ - Z ПУ) = 22,5-(600-322) = 19,72 = 19,7 метра.

Конструктивная (фактическая) высота подмостового габарита H, отсчитанная от РСУ, может превышать нормативную высоту. Она определяется проектом конструкции моста и положением оси и кромок судового хода в судоходном пролете.

После строительства моста высота его подмостового габарита в каждом судоходном пролете обозначается с помощью "Указателя высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов" - навигационного знака, состоящего из одного или нескольких квадратных щитов и зеленых огней, расположенных на обоих опорах пролета или пролетном строении моста.

Количество щитов и огней, помещаемых на опорах или пролетном строении моста в зависимости от высоты подмостового габарита.

Точное значение высоты подмостового габарита от РСУ показывается в виде цифр на информационном знаке "Соблюдать надводный габарит!", установленном на опоре или пролетном строении судоходного пролета моста, а также приводится на листах карт внутренних водных путей и атласов Единой глубоководной системы.

Обозначения высоты подмостового габарита

Высота подмостового габарита Цвет знака в зависимости от фона Зеленые огни на левобережной и правобережной частях пролета
Зеленый - для светлого фона Белый - для темного фона
Высота судоходного пролета до 10 м
То же св.10 до 13 м
То же св.13до 16м
То же св.16 м

Большую часть навигации рабочий (фактический) уровень воды стоит ниже РСУ. Это можно установить по полосам на устоях моста, показывающим положение РСУ. Определить точную высоту подмостового габарита от конкретного рабочего уровня воды сложно из-за отсутствия на картах и в лоцийных описаниях отметки расчетного судоходного уровня. В настоящее время для устранения этого недостатка на картах и атласах приводится высота подмостового габарита от расчетного судоходного и проектного уровня, отметка которого всегда дается в лоцийных описаниях.

Отметка рабочего уровня воды над нулем графика гидрологического поста либо непосредственно величина превышения рабочего уровня над проектным по состоянию на 8 часов утра ежедневно в период навигации доводится до судоводителей с помощью путевых листов и радиобюллетеней.

При движении под мостами, расположенными в нижнем бьефе ГЭС, где изменение уровней воды в течение суток может достигать нескольких метров, судоводители обязаны запросить высоту подмостового габарита на момент прохождения судна под мостом у диспетчера движения района водных путей и судоходства.

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................

ЦЕЛЬ РАБОТЫ............................................................................................

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ...............................................................................

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТЫ ПОДМОСТОВОГО

Высота подмостового габарита устанавливается для не судоходных рек от УВВ до наиболее низкой точки пролетного строения должна быть не менее 0,75м если на реке отсутствует корчеход, не менее 1,5 м если есть корчеход (выход целых деревьев, смытых с берегов)

Для судоходных рек – от РСУ до наиболее низкой точки пролетного строения. Величина устанавливается в зависимости от класса водного пути. Все судоходные реки по ГОСТу делят на 7 классов, при УМВ 7кл-35м, 1кл-16м. Внеклассные 20м. для судоходных рек устанавливается горизонтальные размывы подмостовых габаритов. Для водных путей 1кл и внеклассные можно устраивать 2 судоходных пролета, при этом один из пролетов на 25-30% больше, чем другой.

Меньший пролет для движения вверх по течению, большой вниз. Для путепроводов высота подмостового габарита устанавливается:

1.При пересечение а/д- расстояния от наиболее низкой точки пролетного строения до отметки оси пересекаемой а/д. I-IIIкат 5м, другие 4,5м.

2.При пересечении ж/д – расстояние до уровня головки рельса. 5,9 м если ж/д не электрифицирована, а пересекаемый мост находится за пределами станционных путей, тоже при расположении пересекаемого моста в пределах станционных путей – 6,1м.

3.При пересечении электрифицированных ж/д соотв 6,0 и 6,3м

4.Для виадуков и эстокад высота подмостового габарита не нормируется.

17.Виды искусственных сооружений на автодорогах

Трасса дороги, проходя по местности, встречает на своем пути различные препятствия: реки, ручьи, овраги, горные хребты, лощины, суходолы. Чтобы провести дорогу через такие препятствия устраивают мосты, тоннели, водопропускные трубы и др. искусственные сооружения представляющие собой ответственные и дорогостоящие элементы дороги. Простейший вид дорожного искусственного сооружения – водопропускные трубы под насыпями, служащие для пропуска под земляным полотном дороги небольших постоянных или временных водотоков. Существенная особенность трубы – это непрерывность земляного полотна над ней. Поэтому проезжающие над трубой автомобили не испытывают никаких изменений в условиях движения.

Мосты представляют собой сооружения перекрывающие препятствие и прерывающие з.п. дороги. Езда по этому участку происходит по конструкции моста.

Тоннели служат для проведения дороги через толщу горного массива, а в городах – для пропуска под землей улиц и пешеходных переходов. Бывают случаи устройства подводных тоннелей под реками, морскими заливами и проливами. Большое число сложных и дорогих искусственных сооружений обычно требуются на горных дорогах. Кроме тоннелей, приходится устраивать галереи для защиты дороги от каменных и снежных лавин, а так же балконы и подпорные стенки. Комплекс сооружений, устраиваемых для пересечения дорогой реки, называют мостовыми переходами. В его состав входят: мост, подходы к нему, регуляционное и берегоукрепительные сооружения.

Таблица 2.1.

Рис. 2.1. Габариты мостов.

Лекция №6. Габариты приближения конструкций при проектировании мостовых сооружений. Назначение ширины пролетных строений моста.

Ширину моста и других искусственных сооружений уста­навливают на стадии ТЭО (ТЭР) в зависимости от интенсивно­сти автомобильного и пешеходного движения по дороге. Ширина моста включает ширину проезжей части (в узком смысле этого понятия), полос безопасности, разделительной полосы, тротуаров и ограждений. Размеры всех этих элементов назначают с учетом требований стандартных габаритов. Габарит моста, называемый также габаритом приближения конструкций, - это контур в пло­скости, перпендикулярной оси проезжей части, внутрь которого не должны заходить никакие элементы сооружения или располо­женные на нем устройства.

Габариты мостов на автомобильных дорогах и в горо­дах обозначают буквой Г и числом, равным расстоянию в метрах между ограждениями. Их назначают в зависимости от категории автомобильной дорога, на которой расположены мосты, числа по­лос движения п и ширины одной полосы движения (табл. 2.1). Схемы габаритов при разных условиях приведены на рис. 2.1. При наличии разделительной полосы к обозначению габарита добавляют ее ширину, обозначаемую буквой С. В нее входят при­легающие к ней предохранительные полосы (рис. 2.1,б).

Ширина проезжей части nb равна произведению чис­ла полос п движения на ширину одной полосы Ь = 3÷3,75 м.

По краям проезжей части располагают предохранитель­ные полосы шириной П, за ними размещают ограждения безопасности или бордюры. Тротуары шириной Т и высо­той прохода не менее 2,5 м могут примыкать к проезжей части (рис. 2.1, а) слева или быть отдельными от нее (рис. 2.1, с справа).

Ширину С разделительной полосы (см. рис. 2.1,б) принима­ют такой же, как на подходящей к мосту дороге или улице. На больших мостах разрешается уменьшать ширину С не менее чем до 2 м. Если мост имеет два раздельных пролетных строения или на разделительной полосе установлены ограждения безопасности, то габарит моста составляют из двух отдельных габаритов (рис. 2.1, в) и обозначают 2Г. Такие же габариты применяют для автомобильных дорог или улиц, проходящих под путепроводами, если на их разделительной полосе располагается опора.

Высоту H габарита моста над поверхностью покрытия на ав­томобильных дорогах I-III категорий и в городах принимают равной 5 м, на дорогах IV и V категорий - 4,5 м. На автомо­бильных дорогах промышленных предприятий Ш-П и IV-П кате­горий высоту габарита назначают не менее высоты расчетных ав­томобилей плюс 1 м, но не менее 5 м.

Для пропуска трамвайных путей по городским мостам или путепроводам выделяют полосу шириной 7,5 м. При втопленных в проезжую часть рельсах (рис. 2.1, г) полосу не защищают пре­дохранительными полосами, а высоту габарита на ней принима­ют такой же, как для всего сооружения. При невтопленных в проезжую часть рельсах (рис. 2.1,д) полосу трамвайного дви­жения защищают предохранительными полосами с одной или двух сторон в зависимости от ее расположения на проезжей ча­сти. Высоту габарита Н в этом случае отсчитывают от верха го­ловки рельса (Н ≥4,6).

Ширину проезжей части разрешается увеличивать за счет уменьшения ширины предохранительных полос на участках переходно-скоростных полос, участках примыкания и ответвления эстакад, съездах и въездах пересечений в разных уровнях, мо­стах с дополнительной полосой движения на подъеме. Во всех этих случаях ширина предохранительной полосы должна быть не менее 1 м на дорогах I-III и Ш-П категорий и не менее 0,75 м на дорогах IV и IV-П категорий и городских улицах. Габарит эстакад и путепроводов с однополосным проездом должен быть не менее Г- 6,5.

Ширину тротуаров назначают по расчету в зависимости от расчетной интенсивности движения пешеходов в час «пик». При этом среднюю расчетную пропускную способность 1 м ширины тротуара принимают 2000 чел/ч. Ширину многополосных тротуа­ров назначают кратной 0,75 м. Для однополосных тротуаров при­нимают Т= 1м. На городских эстакадах и мостах грузовых до­рог, изолированных от пешеходного движения, а также на автодорожных мостах при интенсивности движения менее 200 пе­шеходов в 1 сут вместо тротуаров устраивают служебные прохо­ды шириной 0,75 м, а на мостах с габаритом Г-4,5 - шириной Г= 0,5 м.

Примечание. В числителе указаны габариты мостов, не имеющих ограждений на разделительной полосе, в знаменателе - при наличии ограждений или при раздельных пролетных строениях под каждое направление движения.

Судоходные требования и подмостовые габариты. В мостах через многоводные реки различают две характерные части: реч­ную, расположенную над основным руслом, и пойменную, пере­крывающую участки, затапливаемые высокими водами. Пролеты для пропуска судов располагают в основном русле над судовым ходом (фарватером) реки так, чтобы опоры моста не стесняли движения судов. Количество и размер судоходных пролетов оп­ределяются требованиями судоходства в виде специально разра­ботанных подмостовых габаритов.

ТАСС, 29 августа. Габариты арок Крымского моста, возводимого между Крымом и материковой Россией, обеспечат проход всех типов судов, которые ходят по судоходным путям Керченского пролива последние десятилетия, сообщает во вторник пресс-служба Министерства транспорта РФ.

"ТАСС/Инфоцентр "Крымский мост""

"Подмостовой габарит судоходного арочного пролета Крымского моста обеспечивает беспрепятственный проход всех судов, формирующих судооборот, исторически сложившийся в портах Азово-Черноморского бассейна с учетом гидрологии Керченского пролива", - говорится в сообщении.

Высота подмостового габарита - 35 метров - принята на основании тщательно проведенного анализа материалов о судоходстве в Азово-Черноморском бассейне и с привлечением структур и ведомств, обеспечивающих судоходство в Керчь-Еникальском канале (КЕК), отметили в пресс-службе.

"Учтены все морские суда, осуществляющие плавание в течение последних десятилетий на установленных судоходных путях Керченского пролива. По результатам проведенной работы принято максимально выверенное техническое решение", - сообщили в министерстве.

Эксперты в Министерстве транспорта отмечают, что геометрические габариты участка акватории Керченского пролива, его навигационно-гидрографическое обеспечение и глубины "остаются неизменными вне зависимости от строительства моста".

"Возможность прохода по Керчь-Еникальскому каналу обуславливается его гидрологическими особенностями, в том числе лимитирующими участками с физической глубиной до 8 метров. Поэтому на протяжении всей истории с момента создания канала в XIX веке допустимая осадка (глубина погружения судна при его максимальной загрузке) для прохода по КЕК не превышает 8 метров", - сказали в министерстве. В сообщении уточняется, что "какие-либо ограничения по осадке судов не вводились, не вводятся и не планируются к введению".

Строительство моста

Ранее во вторник строители объявили о завершении работ по установке в проектное положение железнодорожной арки Крымского моста. Операция длилась почти три дня. В сентябре специалисты установят автодорожную арку моста.

Крымский мост протяженностью 19 километров возводят в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года" без привлечения внебюджетного финансирования. Начало движения автомобилей по мосту запланировано на декабрь 2018 года, поездов - на декабрь 2019 года.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт СОЮЗА ССР

ГАБАРИТЫ ПОДМОСТОВЫЕ СУДОХОДНЫХ ПРОЛЕТОВ МОСТОВ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ ГОСТ 26775-85

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА Москва

РАЗРАБОТАН Министерством речного флота РСФСР Министерством транспортного строительства

ИСПОЛНИТЕЛИ

В. Б. Гуревич, д-р техн. наук; В. А. Кузнецов; В. 3. Востоков; К. А. Точи-нин; В. П. Филатов; В. И. Федоряк; В. С. Добровольский, канд. техн. наук; Е. И. Крыльцов, канд. техн. наук; Ю. К. Крылов; Ю. В. Абрамов, канд. техн. наук; Н. Н Перетрухни; И. Д. Демин

ВНЕСЕН Министерством речного флота РСФСР

Зам. министра Ф. В. Сиротин

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 декабря 1985 г. № 227

Редактор А. И. Ломина Технический "редактор В. Н. Прусакова Корректор Е. И. Евтеева

Сдано в наб. 16.0К86 Пода, в печ. 10.03.86 0,75 уел. печ, л^ 0,75 уел. кр.-отт. 0,59 уч.-изд. л.

Тираж 10000 Цена 3 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123840, Москва, ГСП, Новопресненский пер, 3.

Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256. Зак. 222

УДК 624.21.001.2:006.354 Группа Ж82

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях

Clearances of navigable bridge spans in the inland waterways

Взамен НСП 103-52

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 17 декабря 1985 г. № 227 срок введения установлен

1. Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые постоянные мосты, располагаемые на внутренних водных путях Союза ССР, и устанавливает подмостовые габариты судоходных пролетов - минимальные предельные поперечные (перпендикулярные оси судового хода) очертания подмострвого пространства, предназначенного для пропуска судов, судовых и плотовых составов, внутрь которого не должны заходить никакие элементы моста (в том числе элементы фундаментов) и расположенные на них устройства, включая навигационные знаки.

Требования настоящего стандарта следует также учитывать при проектировании судов, а также других плавучих средств, предназначенных для плавания по внутренним водным путям.

Стандарт не распространяется на судоходные пролеты мостов через устьевые участки рек в границах морских портов, через проливы и заливы внутренних морей и морские судоходные каналы.

2. Пояснения основных терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в справочном приложении 1.

3. Очертания и размеры подмостовых габаритов судоходных неразводных и разводных (раскрывающихся, вертикально-подъемных, поворотных) пролетов мостов (далее «подмостовые габариты») в зависимости от класса внутреннего водного пути должны соответствовать указанным в таблице и на чертеже. При этом надводная высота подмостового габарита h должна отсчитываться от рас-

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1986

четного (высокого) судоходного уровня воды (РСУ), а гарантированная глубина судового хода d - от наинизшего (меженнего) судоходного уровня воды (НСУ).

Класс внутреннего водного пути

Глубина судового хода водного пути

Высота подмостового габарита h

Ширина подмостового габарита Ь

гарантированная

средне-навигационная

для неразводного пролета

для разводного пролета

2ц5 до 3>,2

Св. 2,9 до 3,4

Если по гарантированной и средненавигационной глубинам судового хода участок водного пути относится к разным классам, то его следует относить к более высокому из этих классов.

При применении типовых пролетных строений неразрезной конструкции, а также при отсутствии пропуска плотовых составов ширину основного и смежного неразводных судоходных пролетов мостов, располагаемых на водных путях IV-VII классов, допускается уменьшать не более чем на Ю м.

Для мостовых переходов через судоходные каналы ширину подмостового габарита допускается принимать меньше указанной в таблице, но не менее суммарной ширины канала и береговых полос с каждой его стороны (необходимых для работ, св*язанных с судоходством и лесосплавом), выделяемых в установленном порядке.

4. Для мостовых переходов через реки IV и V классов, по которым в полноводный период навигации возможен заход крупно-тоннажных судов транспортного флота с водных путей более высокого класса, допускается увеличивать минимальную высоту подмостовых габаритов до 11,5 м для водных путей V класса и до 9м - для водных путей VI класса, что должно быть подтверждено комплексным технико-экономическим обоснованием, согласован-

гост 16775->5 Стр. 3

ным с министерством (ведомством), регулирующим судоходство на соответствующем водном пути.

Дл/> мастоВ с неразВодными пролетными строениями

Для мостоВ с разЁодными пролетными строениями а)раскрывающимися

ГГТ! ! ПТ1 1 1 П \ Т

ТТТТТТТТТТТТТТ

ШЩХц j j [■

ТП 1 1 J 1 r"rn Cl ill

Г-7777-ЧТ7~ } ?ТГ" \

>/7Г <>/> ГГ7) 7%

ABCD и AEFKLD - контуры подмостового габарита; РСУ - расчетный (высокий) судоходный уровень воды; НСУ - наннизший (меженный) судоходный уровень воды; Л - высота подмостового габарита над РСУ; b - ширина подмостового габарита; d - гарантированная глубина судового хода; а - амплитуда колебаний уровней воды между РСУ и НСУ

Стр. 4 ГОСТ 26775-85

5. Неразводные мосты следует проектировать не менее чем с двумя судоходными пролетами: основным - для низового направления движения судов, судовых и плотовых составов; смежным - для взводного направления.

Если ширина водного пути с гарантированными глубинами недостаточна для размещения двух судоходных пролетов, а также для разводных мостов следует предусматривать один судоходный пролет.

6. Очертание подмостового габарита должно быть прямоугольным (соответствовать указанному на чертеже контуру ABCD).

На водных путях I-IV классов для неразводных пролетов мостов с криволинейным очертанием нижнего пояса пролетных строений, располагаемых в стесненных условиях (в пределах городов и подходов к ним, вблизи транспортных узлов, на автомобильных дорогах с развязками на берегах и в других обоснованных случаях), допускается принимать очертание подмостового габарита по контуру AEFKLD.

7. Класс внутреннего водного пути, на котором предусматривается строительство моста, гарантированная (и средненавигационная) глубина судового хода (с учетом возможного дноуглубления) по всей ширине каждого судоходного пролета, а также соответствующая отметка наинизшего судоходного уровня воды (НСУ) в пределах всего участка водного пути, отнесенного к данному классу, устанавливается министерством (ведомством), регулирующим судоходство на соответствующем внутреннем водном пути, или организацией, уполномоченной указанным министерством (ведомством).

8. Отметку РСУ следует определять по методике, приведенной в обязательном приложении 2.

9. На пролетных строениях и опорах судоходных пролетов мостов должны размещаться сигнальные навигационные знаки и огни в соответствии с ГОСТ 26600-85 .

10. Плоскости опор, обращенные в CTqpony судоходных пролетов моста, в темное время суток должны быть освещены. При этом световой поток не должен создавать помех для судоходства.

11. При проектировании мостовых переходов следует выполнять требования и условия к их расположению, установленные в СНиП 2.05.03-84.

12. Проекты мостовых переходов в части выбора створа и расположения русловых onqp, оборудования их навигационными знаками и qpraHH3auHH строительства должны быть согласованы с Министерством речного флота РСФСР или главными управлениями речного флота союзных республик, Министерством морского флота, ведомствами, в ведении которых находятся водные пути, или организациями, уполномоченными указанными министерствами (ведомствами), главными управлениями речного флота.

ГОСТ 2677S-85 Стр. 5

Кроме того, проекты мостовых переходов через водные пути I класса в части установления подмостовых габаритов должны быть согласованы с Министерством обороны (Главным штабом ВМФ и Штабом тыла ВС СССР).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

ПОЯСНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

Судоходный пролет - пролет моста, предназначенный для пропуска судов, судовых и плотовых составов.

Разводной пролет-пролет моста, позволяющий вертикальный подъем, поворот или раскрытие пролетного строения либо его части для пропуска судов с большой надводной высотой.

Расчетный судоходный уровень воды (РСУ) - судоходный уровень воды, определяемый расчетом, от которого отсчитывается надводная высота подмостового габарита.

Гарантированная глубина судового хода - наименьшая глубина судового хода, установленная в пределах судоходного пролета при наинизшем судоходном уровне воды.

Средненавигационная глубина судового хода - средневзвешенная глубина в пределах ширины судового хода, используемая транспортным флотом в навигационный период.

Наинизший судоходный уровень воды (НСУ) - условный низкий (меженный) уровень воды с заданной обеспеченностью гарантированной глубины судового хода в естественных условиях (с учетом возможного дноуглубления) на ширине не менее ширины судового хода.

Мостовой переход - комплекс инженерных сооружений, состоящий из моста, подходов к нему (эстакад, земляных насыпей или выемок), регуляционных и берегозащитных сооружений.

Транспортный узел - комплекс сооружений и устройств нескольких видов транспорта, взаимодействующих между собой по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок.

Транспортная развязка - инженерное сооружение или комплекс сооружений, служащие для разделения разнородных или разделения и слияния однородных пересекающихся потоков транспортных средств, устраиваемые в одном или нескольких уровнях.

Примечание. Пояснения остальных терминов, встречающихся в настоящем стандарте, приведены в ГОСТ 19179-73 , ГОСТ 19166-73 , ГОСТ 23867-79 и ГОСТ 23903 -*79.

Стр. 6 ГОСТ 26775 -S5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО СУДОХОДНОГО УРОВНЯ ВОДЫ (РСУ)

1. Определение РСУ для участков нешлюзованных

1.1. Определяют расчетную продолжительность физической навигации Т, сут, как среднеарифметическое значение этих периодов за все годы наблюдений (не менее 10 лет).

1.2. Определяют допускаемую для данного класса водного пути продолжительность t, сут, стояния уровней воды выше РСУ по формуле

где к - коэффициент допускаемого снижения продолжительности физической навигации, принимаемый равным 5 - для водных путей I и IV классов, 6 - для II и III классов, 3 - для V класса, 2 - для VI и VII классов,

1.3. По данным гидрометрических наблюдений строят водомерные графики паводков или половодий (далее «паводков») H-f(t) для всех лет наблюдений и по ним определяют уровни воды Н * , превышаемые более высокими уровнями в течение t, сут.

1.4. Полученные значения уровней H t располагают (в табличной форме) в порядке убывания и для каждого из них определяют эмпирическую вероятность превышения Р, %, по формуле

где пг - порядковый номер уровня воды;

п - число лет гидрометрических наблюдений.

1.5. На основе полученных значений Ht и Р строят график Ht =f (Р), по которому определяют отметку РСУ в зависимости от расчетной вероятности превышения Ра» %, принимаемой равной 2 - для водного пути I класса, 3 - для II класса, 4 - для III, VI и VII классов, 5 - для IV и V классов. Пример построения графика и определения по нему РСУ приведен на черт. 1.

ГОСТ 26775-85 Стр. 7

1.6. Для определения РСУ малоизученных рек (когда материалы гидрометрических наблюдений отсутствуют или недостаточны по продолжительности) допускается использовать данные краткосрочных гидрометрических наблюдений с приведением их к многолетнему периоду по данным постов гидрометеослужбы, расположенных на реках-аналогах, удовлетворяющих следующим условиям: возможная географическая близость расположения водосборов; сходство климатических условий;

однородность условий формирования стока, однотипность почв (грунтов) и гидрогеологических условий, по возможности близкая степень озерности, зале-сенности, заболоченности и распаханности;

площади водосборов должны отличаться не более чем в 10 раз; отсутствие факторов, существенно искажающих величину естественного речного стока (регулирование стока, сбросы, изъятие на орошение и другие нужды).

2. Определение РСУ для участков шлюзованных рек и водохранилищ

2.1. Если на водном пути в продолжение всего периода навигации имеется подпор, создаваемый плотиной, а вода во время паводков пропускается через водосборные устройства при отметках ниже нормального подпорного уровня (НПУ), то мост может быть расположен в одной из двух зон, указанных на черт. 2:

в первой зоне - когда отметка уровня паводка определенной вероятности превышения ниже отметки НПУ с учетом кривой подпора;

во второй зоне - когда отметка уровня паводка определенной вероятности превышения выше отметки НПУ с учетом кривой подпора.

/ - плотина; 2 - нормальный подпорный уровень воды (НПУ);

3 - уровень паводка вероятностью превышения Р%, пропускаемого через водосливные отверстия плотины; 4 - уровень паводка до сооружения плотины

2.2. При расположении моста в первой зоне за РСУ принимают уровень, отметка которого не менее чем на 0,5 м выше отметки НПУ водохранилища с учетом кривой подпора.

2.3. При расположении моста во второй зоне РСУ определяют в порядке, установленном в разд. 1 настоящего приложения. При этом:

коэффициент допускаемого снижения продолжительности физической навигации k принимают равным 5 - для водных путей I класса, 6 - для II, III, VI и VII классов, 7 - для IV и V классов;

расчетную вероятность превышения Р, %, принимают равной 2 «- для водных путей I класса, 3 - для II класса, 4 - для III класса, 5 - для IV и V классов, 6 - для VI и VII классов.

Стр. 8 ГОСТ 26775-85

Если полученное значение РСУ имеет отметку ниже отметки НПУ, то за отметку РСУ принимают отметку НПУ с учетом кривой подпора, увеличенную на 0,5 м.

Если полученное значение РСУ имеет отметку выше отметки НПУ с учетом кривой подпора, то за отметку РСУ принимают вычисленную отметку РСУ, увеличенную на 0,5 м.

Примечание. Данные гидрометрических наблюдений, необходимые для определения РСУ. следует корректировать с учетом регулирующего влияния плотины в соответствии с проектными данными.

2.4. При пропуске паводка через плотину при отметках НПУ за отметку РСУ принимают отметку уровня паводка расчетной вероятностью превышения Pd- При этом отметка РСУ должна быть не менее чем на 0,5 м выше отметки НПУ водохранилища.

2.5. При расчете отметки РСУ для мостовых переходов, располагаемых в нижних бьефах водохранилищ, следует учитывать регулирующее влияние плотин на уровни воды.

2 6 Если судоходство в период паводков совершается через разборчатые плотины, то РСУ определяют по методике, изложенной в разд. 1 настоящего приложения.