Программирование pic контроллеров. Самоучитель по программированию PIC контроллеров для начинающих (Е.А

Я ни раз задавал сам себе вопрос, с какого бы языка начинать изучение. Твёрдо отвечаю - Си, т.к. в ассме много рутины и условностей, что лишает творчества. Постоянно надо проверять и перепроверять себя, а не забыл ли ты то или иное действие. В ассме есть свои неоспоримые преимущества, но о них потом, т.к. это почувствовать можно только на практике. C языком определились. Реально Си учить не надо. Я вам так скажу - мой Си это условно десять пазлов и море логики, которые я комбинирую. Можно ничего не знать, важно понимать механизм, т.е. что на что влияет и к чему приводит. Это как игра в тетрис в котором нужно лишь крутить фигуры и плотнее их ставить. Если вы играли в тетрис (не уверен что вы знаете эту игру), то вы легко поймете что такое Си.

Далее о макете (макетной плате). И на эту тему мне задавали вопрос. И пришел к выводу, что человеку, который не первый день в электронике делать какую-то плату или платку с кнопками и светодиодами не интересно. Школьнику мигалка, пищалка и кнопка будут интересны. Но не взрослому человеку. Тем более всё это можно сделать в Протеусе. Протеус изучается за 30 мин . Тогда вы меня спрашиваете, а что же сделать? Сделать практическое устройство по которому у вас будет цель - цель доделать это устройство до конца. Это самый главный психологический стимул.

Из каких компонентов должно быть устройство? Несколько кнопок (хоть десяток), семисегментные индикаторы 2-5 разрядов, микроконтроллер PIC16F628A (или без А) (на этом микроконтроллере можно много фантазировать), ну и оставить 1-2-3 свободные линии, чтобы что-то внешнее подключить или управлять. У меня всё начинается с идеи и вопроса что собрать и подключить к МК, и сразу думаю, а как это будет подключаться к МК и может ли работать такое подключение. Ну и собственно процесс рисования печатной платы идет в параллели. Необходимо знать и учитывать при рисовании, что не все ножки одинаково работают. И именно это важное начальное условие расписывается в самоучителе с самого начала.

В связи с этим ваша задача сейчас по моему самоучителю разобраться с выводами (ножками), как, какие, в какую сторону, при каких условиях работают эти вывода. При всей простоте задачи вы столкнетесь с массой других несложных вещей, которые нужно изучить.

Что в итоге вы получите?
1) Понимание как, что и с чем соединять.
2) Как управляются эти соединения на элементарном уровне.
3) Начнете привыкать к интерфейсу среды разработки.
4) Начнете изучать структуру текста программы.
5) Начнете понимать механизм работы программы.


Когда делаются схемы, необходимо, чтобы кто-то или что-то контролировало выполнение необходимых действий. Для человека это довольно проблематично, так как приходится использовать значительное количество различных элементов, позволяющих контролировать их работу (транзисторы, резисторы, тиристоры, диоды, конденсаторы и прочие). Но все сложные и большие схемы можно контролировать с помощью контроллеров (микроконтроллеров). Что они собой представляют, будет рассказано на примере семейств РІС. Итак, для чайников? Какая их схема и где они используются.

Что собой представляет PIC-микроконтроллер

PIC-контроллер (или микроконтроллер) является средством автоматизации выполнения определённых действий с помощью заранее подготовленной программы. Особенностью представителей этой линейки продукции является легкость в программировании и доступность всех необходимых функций для работы. Обрисовывая его конструкцию, следует заметить, что в его составе присутствует только один кристалл кремния (это характерная особенность всех микроконтроллеров). Кроме него, PIC-контроллер имеет определённое количество ножек. Часть из них могут использоваться как логические входы, часть как выходы, остальные имеют двустороннее применение. Ножки могут быть или цифровыми, или аналоговыми.

Для работы подавляющего большинства РІС-контроллеров необходимо стабильное напряжение - 5В. Этого хватает, чтобы он мог работать в своём обычном режиме и выполнять поставленную перед ним программу. напрямую от компьютера невозможно. Для этой цели используется программатор.

Семейства контроллеров

PIC-контроллер не существует в единичном экземпляре. Компания производитель выпускает значительный ассортимент микроконтроллеров, каждый из которых имеет свои характеристики, возможности и потенциальные цели применения. Количество самих семейств довольно велико и зависит от классифицирующего признака, который берётся как основной. Поэтому стоит сообщить только об основной классификации, в которой есть всего три семейства: 8-, 16- и 32-битные. Они в свою очередь делятся на другие, но поскольку сами семейства не являются темой статьи, то о них и не будет вестись разговор.

Где применяется

Благодаря своей универсальности PIC-контроллер может быть применён практически где угодно. Сами микроконтроллеры можно встретить в холодильниках, телевизорах, стиральных машинках. Но линейка продукции РІС имеет ту особенность, что схемы на PIC-контроллерах популярны среди радиолюбителей и робототехников-самоучек. С их помощью можно легко настроить работу узла или всего приспособления. Способствует такой популярности разумная цена, легкость программирования и значительное количество учебного материала.

Применить PIC-контроллер можно при создании робота-руки и в других поделках, которые можно сделать, ограничиваясь скромным бюджетом. Можно использовать и для чего-то производственного - довольно популярной является тема создания автоматических самодельных станков, управляемых микроконтроллером. Спектр использования является широким, и при грамотном подходе могут быть выполнены практически любые цели, поэтому схемы на PIC-контроллерах можно увидеть не только на любительских творениях.

Программное обеспечение для работы с PIC-контроллером

Минимальное необходимое программное обеспечение - это блокнот. Но всё же в силу свободного распространения можно воспользоваться и предлагаемым от компании-производителя программным средством MPLAB. Точнее, линейкой программных средств (среды разработки, компиляторы) MPLAB. Благодаря политике компании он распространяется бесплатно, но имеет определённые ограничения. Так, при краткосрочной демонстрационной версии можно попробовать со всеми возможностями, но после её окончания функционал программы будет урезан. В полноценной программе присутствует значительный инструментарий, который позволяет легко создавать программы, удобно искать различные проблемные участки и проводить оптимизацию кода. В зависимости от версии может быть прекращена функция оптимизации кода или уменьшено количество контроллеров, поддерживаемых программой. Ради правды стоит сказать, что компания оставляет поддержку исключительно самым популярным представителям.

Существует и ряд программного обеспечения, предоставляемого другими компаниями. В целом их функционал является похожим, но существуют и отличия. Так, многие высказывают недовольство, что MPLAB имеет нелояльный к пользователям дизайн. Поэтому производители делают ставку на сохранении обрезаемых функций и удобстве работы с их программным обеспечением.Программы для PIC-контроллеров весьма разнообразны, поэтому тут в значительной мере дело вкуса.

Создание программы для PIC-контроллера

Создавать специальную программу можно с помощью соответствующего программного обеспечения и даже в простом блокноте. Такая возможность существует благодаря тому, что он работает с такими языками программирования, как ассемблер и С. Главное отличие заключается в количестве прописываемой информации и лёгкости задания данных. Можно много услышать о сложности С, но ассемблер ещё сложнее и требует более тщательного подхода.

Так, при создании программы необходимо указать, для какого контроллера она предназначается. Может понадобиться провести ряд настроек, но проводить их необходимо при наличии опыта работы или уверенности в своих силах, ведь ошибки могут привести к тому, что микроконтроллеры превратятся в обычные кусочки пластика и железа.

Программирование с помощью программатора

Но как перенести разработанную программу в сам микроконтроллер? Как происходит программирование микроконтроллеров? Специально для этой цели существуют специальные устройства - программаторы. Они посылают микроконтроллеру сигналы, которые изменяют ячейки в памяти в соответствии с программой. Для начала процесса перенесения данных необходимо вставить микроконтроллер в программатор, а его, в свою очередь, подключить к компьютеру. Затем с помощью программного обеспечения следует запустить прошивку. Обычно программирование PIC-контроллеров продолжается от тридцати секунд до двух минут.

Виды программаторов

Какой программатор выбрать для записи программы на микроконтроллер? Условно можно выделить три вида: самодельные, от компании-производителя и заводские от других компаний. Использование каждого из них имеет свои особенности.

Так, самодельные программаторы являются довольно дешевыми. Но их использование чревато тем, что они могут запросто превратить микроконтроллер в кусочек пластика и железа. И программирование микроконтроллеров может в таких случаях обратиться неприятными последствиями в виде удара током, поэтому следует придерживаться техники безопасности. К тому же если делать самому с нуля, то часто получится продукт с довольно ограниченными возможностями относительно смены объекта работы. Но в мировой сети можно найти значительное количество решений этой проблемы, предложенных другими людьми, и которые, вероятно, не доставят вам проблем.

Оригинальный программатор от компании-производителя сможет качественно выполнить свою работу для любого микроконтроллера. На него существует гарантия, и если после получения он не работает, то заменить не проблема. Но в порядке вещей, когда прошивка PIC-контроллеров им осуществляется без проблем.

Но останавливает от его приобретения довольно высокая цена.

Программаторы, выпущенные другими компаниями, имеют довольно широкий диапазон объектов, с которыми работают. Их особенностью является низкая цена и/или возможность работать с другими микроконтроллерами кроме PIC. Есть и поистине универсальные «монстры», которые могут обеспечивать работу различных типов, но из-за необходимости создания большого количества соединений их цена низкой не бывает.

Схематические особенности

И напоследок несколько слов о схемах изображений. Следует ориентироваться по ножкам на основании сопроводительной документации, так как схематически часто микроконтроллеры отличаются от реального построения выводов. Главным в таких случаях являются подписанные выводы, и именно по ним и следует ориентироваться при создании устройства.

В 2006-м году возникло у меня желание освоить ассемблер для PIC микроконтроллеров. Решение осваивть именно PIC-и сформировалось не случайно. Для начала всего лишь 35 команд ассемблера. Запомнить наизусть их можно за несколько дней применяя на практике, при написании собственной программы. Или же просто заучить, пользуясь даташитом на любой из PIC контроллеров. Благо, что часть документации доступна на русском языке.

Ну и первая конструкция - само-собой часы. И несложно(во всяком случае в начале мне так казалось) и дома и на работе часам или таймеру применение найти легко. Единственное препятствие, с которым пришлось столкнуться - это отсутствие ясной и последовательно изложенной информации по, непосрественно, способам программирования.

В сети много сайтов с микроконтроллерной тематикой, но часто эта информация выложена в виде этакого винигрета, в котором разобраться, имея нулевой опыт в программировании чипов очень трудно.
После запуска схемы "первый проект на микроконтроллере" - мигания светодиодом начался судорожный поиск дельной информации. И совершенно случайно, рыская по сети в поисках информации по очередной схеме из журнала "Радио" (частотомер Денисова) вышел на сайт Евгения Корабельникова.

Не могу сказать, что на этом мои поиски закончились. Некоторые подходы придумывал сам, а свой код, он как правило всегда лучше, чем придуманный кем-то другим.
Но более последовательного и методичного изложения вопросов по структуре микроконтроллеров, вариантам протоколов обмена информацией PIC-а с внешними устройствами(индикаторы, датчики), работы с микросхемами памяти и многого другого, не встретил пока больше нигде.

Евгений - Автор с большой буквы, сумел упорядочить и переложить в нормально читаемый текст огромное количество материала, сделав его понятным и доступным, даже для тех, кто никогда раньше с программированием не сталкивался.

Если Вам нужен быстрый старт и программирование на ассемблере для PIC контроллеров, то рекомендую сайт Евгения Александровича.

Программирование на ассемблере для

PIC микроконтроллеров

Самоучитель по программированию PIC контроллеров для начинающих

(руководство по конструированию устройств на микроконтроллерах)

Общие замечания по стратегии "въезда".

"Самоучитель..." составлен таким образом, что, в случаях наличия каких-то неясностей, возникающих после прочтения предыдущих разделов, в последующих разделах, они постепенно проясняются за счет дополнительной информации. На первичной стадии "въезда", главное - понять смысл, а все остальное к нему, со временем, приложится.

Введение
1. Готовим инструменты. Изготовление программатора и работа с ним.
2. Что такое микроконтроллер, и как он работает.
3. Система команд PIC16F84A.
4. Что такое программа и правила ее составления. Пример создания программы автоколебательного мультивибратора. Директивы. Принципиальная схема мультивибратора
5. Интегрированная среда проектирования MPLAB IDE и работа в ней.
6. Что дальше?
7. Пример создания программы (начало).
8. Пример создания программы (продолжение).
9. Работа в симуляторе. Отладка программы.
10. Как отследить выполнение программы
11. Прерывания. Стек. Пример разработки программы с уходом в прерывания.
12. Организация вычисляемого перехода. Работа с EEPROM памятью данных.
13. Флаги. Работа с флагами. Как работает цифровой компаратор. Перенос и заем.
14. Пример задействования флага С в трехбайтном суммирующем устройстве. Циклический сдвиг. Операция умножения.
15. Введение в принцип построения подпрограммы динамической индикации. Косвенная адресация.
16. Преобразование двоичных чисел в двоично-десятичные. Окончательное формирование текста подпрограммы динамической индикации.
17. Принцип счета. Работа с таймером TMR0. Принцип установки групп команд счета в текст программы.
Заключение

Недавно решил собрать устройство на микроконтроллере фирмы PIC, но по не известным причинам у меня отказал программатор Extra-PIC . Скорее всего, сгорела микросхема МАХ232 , такое уже было один раз. Недолго думая, нашел в Интернете простенькую схему программатора, заточенного под IC-Prog и работающую через СОМ порт.
Плату необходимо отзеркалить при печати. Иначе панельки придется паять со стороны дорожек.


Далее просверлил отверстия и начал паять детали. Самой большой проблемой были стабилитроны. Стабилитроны стал искать на плате от ЭЛТ-монитора. Подписаны на плате они как ZD (Zener Diode). Естественно маркировка у них непонятная и неизвестно где и как искать. Чтобы определить, на сколько вольт стабилитрон можно собрать простую схемку.


Вольтметр достаточно точно покажет, на сколько вольт стабилитрон. Таким нехитрым способом нашел приблизительные по номиналу стабилитроны. Вместо 5,6В установил 6,2В, вместо 12,6В поставил 2 стабилитрона последовательно 6,2+6,2=12,4В .


Транзистор можно поставить КТ315 . У себя поставил С945 . Диоды тоже любые, я выпаял все 3 шт. из диодного моста той-же платы от монитора. Номинал конденсаторов также не критичен, но их поставил по номиналу.

Немного про красные пятачкИ у панелек. Эти ноги вообще не паяются у панелек. Полностью готовый девайс выглядит так:


Панельки решил не все паять, т.к. мне нужно было прошить только PIC16F628А . После того как спаял нужно настроить программу. Прошивать мы будем IC-Prog. Скачиваем программу , распаковываем из архива, все файлы должны быть обязательно в одной папке!

1) Если вы пользуетесь Windows NT, 2000 или XP, то правой кнопкой щёлкните на файле icprog.exe. "Свойства " >> вкладка "Совместимость " >> Установите "галочку" на "Запустить программу в режиме совместимости с: " >>
выберите "Windows 2000".

2) Запускаем программу. Если она уже на русском - ничего не нужно, переходите к шагу 3 .

Если программа на английском, то жмите "Settings " >> "Options " >> вкладку "Language " >> установите язык "Russian " и нажмите "Ok".
Согласитесь с утверждением "You need to restart IC-Prog now " (нажмите "Ok "). Оболочка программатора перезапустится.

3) Теперь нужно настроить программатор. Кликайте "Настройки " >> "Программатор ". Проверьте установки, выберите используемый вами COM-порт, нажмите "Ok ".


Для очень "быстрых" компьютеров возможно потребуется увеличить параметр "Задержка Ввода/Вывода". Увеличение этого параметра увеличивает надёжность программирования, однако, увеличивается и время, затрачиваемое на программирование микросхемы.

4) Только для пользователей Windows NT, 2000 или XP. Нажмите "Настройки " >> "Опции " >> выберите вкладку "Общие " >> установите "галочку" на пункте "Вкл. NT/2000/XP драйвер " >> Нажмите "Ok " >> если драйвер до этого не был устновлен на вашей системе, в появившемся окне "Confirm " нажмите "Ok" . Драйвер установится, и оболочка программатора перезапустится.

5) Нажмите снова "Настройки " >> "Опции " >> выберите вкладку "I2C " >> установите "галочки" на пунктах: "Включить MCLR как VCC " и "Включить запись блоками ". Нажмите "Ok ".

6) "Настройки " >> "Опции " >> выберите вкладку "Программирование " >> снимите "галочку" с пункта: "Проверка после программирования " и установите "галочку" на пункте "Проверка при программировании ". Нажмите "Ok ".


Готово, теперь программа полностью готова к работе с программатором. Подключаем наш программатор к СОМ порту, выбираем наш микроконтроллер в программе, открываем прошивку и программируем любые МК серии PIC. Удачи всем в работе с программатором и контроллерами!

Часть 1 Оглавление

Введение

1 . Готовим инструменты

2 . Что такое микроконтроллер и как он работает

3 . Система команд PIC16F84A

4 . Что такое программа и правила ее составления. Пример создания

программы автоколебательного мультивибратора. Директивы.

5 . Интегрированная среда проектирования MPLAB IDE и работа в ней

7 . Пример создания программы (начало)

8 . Пример создания программы (продолжение)

9 . Работа в симуляторе. Отладка программы

10 . Как отследить выполнение программы

11 . Прерывания. Стек. Пример разработки программы с уходом в прерывания

12 . Организация вычисляемого перехода. Работа с EEPROM памятью данных

13 . Флаги. Работа с флагами. Как работает цифровой компаратор. Перенос и заем

14 . Пример задействования флага С в трехбайтном суммирующем устройстве.

Циклический сдвиг. Операция умножения

15 . Введение в принцип построения подпрограммы динамической индикации.

Косвенная адресация

16 . Преобразование двоичных чисел в двоично-десятичные. Окончательное

формирование текста подпрограммы динамической индикации

17 . Принцип счета. Работа с таймером TMR0.

Принцип установки групп команд счета в текст программы

…………………………………………………………………

…………………………………………………………………

Введение

Эпиграф : программист, работающий в ассемблере, должен быть " властелином колец" . И еще : банальность это уставшая истина.

(поймете позднее)

В микропроцессорную технику люди приходят по-разному. Лично я, до поры, до времени, не ощущал особой потребности в необходимости заниматься этим, пока, в один прекрасный момент, не понял, что начинаю не соответствовать времени. То, что я наработал "до того", оказалось безнадежно устаревшим, а также "смешно смотрящимся" и на "фоне" современной элементной базы, и на "фоне" тех знаний, которые нужно иметь для того, чтобы работать с ней.

Кроме того, лично для меня, как-то не красиво и не достойно было "питаться объедками с царского стола", если есть возможность "за него сесть на правах полноценного участника трапезы".

Нужно было выбрать: либо "сложить лапки" и перейти в категорию постепенно "вымирающих" (дисквалифицирующихся),

либо заняться этими "страшными и ужасными" микроконтроллерами, которые все более напоминали "в каждой бочке затычку".

"Вымирать" совсем не хотелось, так что выбор был однозначным. И тут началось нечто, что напоминало "передвижение по джунглям".

Информационный "бардак" в этом "секторе" оказался настолько впечатляющим, что "волосы встали дыбом".

А куда деваться? "Отступать-то некуда, позади Москва".

Кстати, точно в таком же положении находятся сейчас многие люди (знаю по письмам), для которых "въезд" в микропроцессорную технику стал не то что какой-то "блажью", а самой натуральной жизненной необходимостью, что вполне понятно, ведь м/контроллеры входят в состав практически любой более или менее современной, малогабаритной (и не только) аппаратуры (а "чем дальше в лес, тем больше дров"...).

Чего я натерпелся, знает только один Господь Бог: помощи никакой и пришлось рассчитывать только на свои силы.

После всех этих "мытарств", возник закономерный вопрос: "Это что же такое получается? Неужели каждый, кто вознамерится "посягнуть" на эти "железяки", должен обязательно "разбивать свой нос в кровь", водя им по "батарее"?

Неужели нельзя без этого обойтись или, по крайней мере, сделать этот процесс не столь болезненным?

Прикинул...

А ведь, ей Богу, можно!

Правда, придется "вспахать поле не паханное", но по совокупности причин, смысл в этом есть.

То, что Вы прочитаете в "Самоучителе...", есть итог указанного выше болезненного процесса, преподнесенный "на блюдечке с голубой каемочкой".

Принцип преподнесения информации - максимальная степень "разжеванности", так как "Самоучитель..." предназначен именно для начинающих.

Одна из главных бед начинающих программистов - отсутствие системности в восприятии информации и ее "передозировка", связанная с чрезмерным желанием побыстрее достигнуть желанной цели, без учета объективных факторов.

Такого рода желание, конечно же, похвально, но при отсутствии плановости, четко выраженных приоритетов и способности, на первых порах, сознательно ограничивать объем воспринимаемой информации только самой действительно необходимой, оно играет с человеком злую шутку.

В результате - "бардак" в голове, дезориентация в потоках информации и в худшем случае, сожаление о потраченном времени, хотя, по большому счету, все не так уж и суперсложно, как может показаться на первый взгляд.

Я вовсе не говорю, что это просто. Поработать придется, но и пугаться совсем не стоит, так

как "не так страшен черт, как его малюют".

Еще одна беда - недооценка огромного значения знания и умения применения на практике стратегии и тактики "мозгового штурма".

Хотя и любой "мозговой штурм" полезен, но "мозговой штурм" программиста, имеющего хотя бы элементарное представление о его стратегии и тактике, гораздо эффективнее и действеннее, чем "судорожные действия" программиста, который этих представлений не имеет. А ведь работа программиста это "сплошной мозговой штурм"!!!

Мозги есть у всех, а вот со стратегией и тактикой этого "штурма" имеются большущие проблемы. Можно ведь, с дуру, и "пулю схлопотать" (по сценарию типа "геройская смерть программиста").

В своей работе я исхожу из того, что мозги являются не только логической "машиной", но и "вместилищем личности".

Последнее либо явно недооценивается, либо вообще не берется в рассчет авторами подобных моему "творений", что есть огромнейший их просчет, сводящий на нет большую часть усилий.

Такого рода "однобокость", носящая массовый характер, в большинстве случаев, приводит к тому, что информация воспринимается обучаемым как логически изощренное, интенсивное (без чувства меры) и "беспросветное изнасилование автором его (обучаемого) мозгов", с целью "глумления" над низким уровнем его подготовки и прямого или косвенного понижения "микроконтроллерной" самооценки.

Конечно же, во многом, это не соответствует действительности, но что поделаешь, такова естественная, подсознательная, защитная реакция психики нормального человека на большой массив информации, к эффективной работе с которым она не готова.

Для того чтобы понять огромный вред такого подхода к обучению, вспомните про Афганистан или Чечню и про участь тех необстрелянных и психологически неподготовленных ребят, которых "бросили в эту мясорубку".

Я не желаю Вам такой участи, и по этой причине, в "Самоучителе...", предпринята своеобразная попытка постепенного "встраивания" нулей и единиц в личность (их "одухотворения") и формирования некой "идеологии офицера программных воск" ("боевого духа", "стержня"), без которой любая "война" (программирование есть чисто мужское и "хулиганское" занятие с названием "война со своей бестолковостью") проигрывается даже не начавшись и которая является главной основой любой эффективной "школы" обучения. Сравнить мне не с чем, и поэтому я работаю на свой страх и риск.

Не судите меня строго, так как я работаю "с нуля" и "психологическим спецом" не являюсь. Надеюсь на то, что другие авторы продолжат эту исключительно важную и "преступно" игнорируемую "психологическую тему". Хочется верить, что при чтении "Самоучителя...", Вы почувствуете, что такое доброжелательное и уважительное отношение к Вашему совсем не легкому труду (по себе знаю), а Ваше подсознание не будет выдавать сигналов SOS об "изуверском изнасиловании мозгов".

Отдельно обращаюсь к "хулиганам", "драчунам" и "задирам" (в обывательском понимании этих слов), "мозговая деятельность" которых явно выражена.

Вам не нужно объяснять, что значит "держать удар", "уклоняться", "давать сдачи", и "фингалы" Вас не смущают. По этой причине, программирование это, в первую очередь, Ваша "вотчина", где Вы можете славно "поохотиться".

В программировании, агрессивность есть достоинство, а не недостаток.

Здесь можно, от души, интеллектуально "помахать кулаками" (ограничений нет), плюс, "посворачивать шеи" многим достойным уважения "врагам" (ограничений нет), от чего, кстати, Вы однозначно получите большое удовольствие.

Итак, информация будет предоставляться в определенной последовательности и по принципу "от простого к сложному".

Прошу придерживаться этой последовательности и не переходить к следующим разделам без уяснения предыдущих. Дело это неторопливое и не требующее суеты.

Все "валить в кучу" не буду, "перенапряг" также постараюсь не создавать. "Самоучитель…" расcчитан на начинающих, но при этом предполагается, что они, как минимум, знают основы цифровой техники.

Выражаю искреннюю признательность тем людям, которые помогли в работе над этим учебником.

1. Готовим инструменты

Микроконтроллеры (и вообще все процессоры) изначально понимают только машинные коды, то есть некую совокупность нулей и единиц.

Те, кто представляет себе работу счетчиков, регистров, триггеров и т.д., сразу же поймет природу машинного кода.

Так как, среди электронщиков, таких людей большинство, то на мой взгляд, все они согласятся с такой аксиомой: машинные коды полезны в "малых дозах".

А вот когда начинаются "большие дозы" (сложные устройства с десятками корпусов м/схем), то "мозги начинают дымиться" даже у классных электронщиков, имеющих недюжинные способности.

В этом случае, самое неприятное заключается в том, что по мере роста схемотехнической сложности устройства, эффективность работы электронщика резко "падает".

И в самом деле, сил и средств вкладывается "море", а получается нечто не очень надежное, габаритное, сложное в изготовлении, энергоемкое и дорогое.

Чтобы "одним махом прихлопнуть" все эти проблемы, "яйцеголовые" и придумали сначала "большие" процессоры (то, что применяется в компьютерах), а затем и "маленькие", назвав их микроконтроллерами.

Внутри м/контроллера находится "набор" модулей, каждый из которых многофункционален. Манипулируя весьма не слабыми возможностями этого "набора", можно реализовать миллионы разновидностей устройств.

Естественно, всем этим "хозяйством" нужно как-то "рулить". Эта "рулежка" и есть то, что называется программированием.

Если речь идет о больших "массивах" машинных кодов, то программирования напрямую (в машинных кодах) и врагу не пожелаешь: удовольствия никакого, да, чего доброго, и в "психушку" попасть можно (есть исключения - люди с выдающимися способностями и гении). Для того, чтобы обычные люди могли, без особого "напряга", заниматься составлением программ, придуманы различные языки программирования.

Смысл всех их заключается в замене машинных кодов словами, сокращениями слов, абревеатурами и т. д., то есть тем, что человеком легко и осмысленно воспринимается и чем он может комфортно оперировать при составлении текста программы.

Все эти "удобоваримые приятности", по окончании составления текста программы, переводятся в машинные коды одним "легким движением руки" (мозги программиста не задействуются).

Чтобы это "легкое движение руки" имело место быть, "яйцеголовые" придумали так называемую "интегрированную среду разработки".

Это есть набор программ, в котором программист работает с максимальной степенью комфорта, причем, по всему "массиву" решаемых им задач (включая и составление текста программы, и т.д. и т.п.).

Что, первым делом, нужно сделать, например, русскому, который попал в Англию и собирается там жить?

Выучить английский язык.

При "въезде" в программирование, нужно сделать то же самое (задача даже существенно проще).

"Проматерь" всех языков программирования - ассемблер .

Хотя он и считается самым простым, но слово "простой" относится прежде всего к набору его команд: количество их - минимально необходимое, и тем не менее, вполне достаточное для решения самых сложных задач, но не к комфортному восприятию их человеком.

Команды ассемблера являются либо сокращениями английских слов, либо набором первых букв английских словосочетаний, либо и тем, и другим.

Минимальный "джентльменский" набор ассемблера для ПИКов составляет 35 команд. Реально же, наиболее часто, используются от 10 до 20 команд.

В дальнейшем, настройте себя просто на тупое заучивание (на первых порах) всей этой английской "абракадабры", типа зубрежки (я вообще не имею никакой склонности к иностранным языкам, но ничего, освоил), не такая уж это и сложная задача, заверяю Вас. В дальнейшем, Ваше образное мышление и зрительная память Вам помогут.

А выучить ассемблер очень даже стоит по причине того, что он, может быть, и не очень

"удобоварим", но именно на этом языке пишутся самые компактные по объему, быстрые и надежные программы, и по этой причине, серьезные программисты, работают

преимущественно в ассемблере.

Предупреждение: на этом этапе в ассемблер не лезть! Всему свое время. Пока достаточно общего представления (пусть "в мозгах уляжется").

Программы для ПИКов составляются преимущественно в ассемблере.

Даже если программа для них и составлена на языке более высокого уровня, то в конечном итоге, интегрированная среда разработки переведёт все в ассемблер.

Об интегрированной среде разработки (проектирования): Она выполняет целый комплекс задач.

В ее специализированном текстовом редакторе, составляется текст программы.

Текст программы нельзя записывать в ПИК, так как он "понимает" только машинные коды. Следовательно, нужно преобразовать текст программы, с языка ассемблер, в машинные коды.

То есть, необходимо так называемое ассемблирование (компилирование) исходного текста программы, которое производится все в той же интегрированной среде разработки.

Вот здесь-то начинающие обычно и путаются: словосочетание "ассемблирование исходного текста программы" означает не перевод исходного текста программы на язык ассемблер (текст программы уже написан на языке ассемблер), а наоборот, преобразование текста программы, написанной на языке ассемблер, в машинные коды, которые сначала соответствующим образом архивируются и помещаются внутрь специального файла с расширением (форматом) .HEX (для удобства хранения и транспортировки машинных кодов), а затем разархивируются из HEX-файла и принимают свой исходный вид в программе, обслуживающей программатор.

С помощью этой программы, машинные коды программы записываются в ПИК. Приведенное выше словосочетание, используемое сплошь и рядом, безусловно, не является удачным.

Обратите на это внимание и всегда имейте ввиду, что оно не отражает смысла происходящего, хотя я и буду употреблять его далее, так как оно является стандартным. Я рассказал только о двух основных функциях интегрированной среды разработки.

Ее возможности ими далеко не исчерпываются.

Интегрированная среда разработки для ПИКов называется MPLAB .

Эта программа (вернее набор программ) создана производителем ПИКов, то есть фирмой

Microchip Technology Inc.

В России, представителем этой фирмы является ООО "Микро-Чип" , которое имеет в Интернете свой сайт технической поддержки на русском языке http://www.microchip.ru (кстати, на этом сайте, в разделе "Начинающим", есть ссылка на мой сайт).

Лично я пользуюсь версией MPLAB 5.70.40 , что и Вам советую.

Это "старый, добрый конь, который борозды не испортит" и возможностей у него "выше крыши".

Главный недостаток этой версии - медленно работает (считает), но для начинающих, "реактивной" скорости и не нужно.

Главное ее преимущество - надежность работы.

В более поздних версиях, в той или иной мере, осуществлен обмен скорости на надежность, что иногда не есть хорошо.

В дальнейшем , я буду ориентироваться на версию 5.70.40 .

Примечание: дистрибутив MPLAB версии 5.70.40 (и еще 2 версии) имеется на компактдиске. Закачивать дистрибутив MPLAB нужно в папку с английским названием (папка мои документы или рабочий стол не подойдут), иначе будете иметь проблемы.

Лучше всего организовать ее в папке Program Files диска С .

Программа MPLAB является интегрированной средой разработки для ПИКов и содержит все необходимое как для написания и редактирования программы, так и для создания HEX-файлов, а также и для отладки программы.

Таким образом, необходимость в наличии отдельного текстового редактора для написания программы, отдельной программы - ассемблера для создания HEX-файла и отдельного отладчика программы (симулятора) отпадает, так как в MPLAB все это есть (и даже более того).

Установите MPLAB на свой компьютер, убедитесь, что она встала не "криво" и на время про нее забудьте, так как для того чтобы с ней работать, необходимо основательно подготовиться, чем в дальнейшем мы и будем заниматься.

Следующий шаг - сборка программатора , так как HEX-файл программы, созданный в MPLAB , необходимо "превратить" в машинные коды, которые и будут записываться в ПИК (так называемая "прошивка").

Ничего проще и надежнее чем программатор PonyProg , я, на первом этапе, предложить не могу, хотя, безусловно, имеются и другие "достойные" программаторы.

Информацию по сборке программатора PonyProg Вы найдете в " Приложении № 1" .

Следует учесть, что программатор PonyProg лучше всего работает на относительно "медленных" компьютерах старых выпусков, так как, в свое время, программа PonyProg создавалась под них.

При подключении программатора к современным быстродействующим компьютерам с "навороченными" операционными системами, могут возникнуть конфликты типа "нестыковки" программы PonyProg с операционной системой или превышения предельно допустимой скорости обмена данными между компьютером и программируемым ПИКом, то есть программатор может просто не заработать.

Это вовсе не есть факт, но такое может быть.

Самое лучшее решение - применение для этих целей компьютера с тактовой частотой до 500мГц и операционной системы Windows95/98 .

Лично я сделал так: купил практически "за так" "древнюю старушку", обманул BIOS, пристегнув к родному винчестеру, "помощником", дополнительный винчестер на 8Гб, поставил Windows98 и включил "форсаж".

Получилось "дешево и сердито", и прежде всего по той причине, что при занятии программированием, создании печатных плат, вычерчивании схем и прочих радиолюбительских делах, особой скорости и не требуется, так как все эти занятия неспешны, и особого смысла задействовать под это дело быстродействующие компьютеры нет.

В моей "старушке" стоит почти на 2Гб подобного рода программ, в том числе и довольно-таки "навороченных", и ничего, прекрасно работает.

С тем, что должно быть в наличии обязательно, я надеюсь, понятно, а теперь о полезных "мелочах". Скачайте эти две маленькие, но полезные и удобные программки:

HEX - калькулятор: файл CALC32.rar прилагается (папка " Программы " ). Конвертер систем исчисления: файл BCONV32 прилагается (папка " Программы " ).

Они настолько просты, что Вы без труда разберетесь, зачем они нужны. Чаще всего требуется конвертер систем исчисления.

Один из активных участников работы, Петр Высочанский , разработал программу конвертера систем исчисления, которая наиболее адаптирована к практическим нуждам:

Конвертер систем исчисления Петра Высочанского: файл Hex-Dec_Bin.exe прилагается

(папка " Программы" )

При открытии, программа конвертера устанавливает английскую раскладку клавиатуры (то, что нужно).

Итак, все что необходимо для занятия программированием PIC контроллеров имеется. Пока, это не более чем красивые и интригующие "штучки" не вполне понятного предназначения.

Можно их на досуге рассмотреть, на что-нибудь понажимать, только, во избежание дальнейших недоразумений, не трогайте настроек по умолчанию.

Переходите к следующему разделу.

" Самоучитель по программированию PIC контроллеров для начинающих" http://ikarab.narod.ru E-mail: [email protected]

2. Что такое микроконтроллер, и как он работает

Прежде всего, микроконтроллер это процессор со всеми его "атрибутами", плюс встроенная, энергонезависимая память (программ и данных), что позволяет отказаться от внешней памяти программ и поместить программу в его энергонезависимую память.

Это позволяет создавать очень простые (в схемотехническом отношении) и компактные устройства, выполняющие, тем не менее, достаточно сложные функции.

Иногда даже диву даешься: эта маленькая "штучка" заменяет целую "груду старого железа" (К555 и т.д.).

Любой микроконтроллер, по своим возможностям, конечно же, уступает процессору компьютера, но тем не менее, существует весьма обширный класс устройств, которые преимущественно реализуются именно на микроконтроллерах.

И в самом деле, компьютер в карман не положишь и от батареек его не запитаешь. Поэтому, во многих случаях, микроконтроллерам просто нет альтернативы. "Сердцем" микроконтроллера является арифметико - логическое устройство (АЛУ).

Проще всего его представить в виде банального калькулятора, кнопками которого управляет программа, написанная на языке ассемблер (то есть, программист).

Если вдуматься, то ничего особо сложного, в механизме управления такого рода калькулятором, нет.

И в самом деле, если нужно, например, сложить числа А и В , то в тексте программы сначала задаются константы А и В , а затем дается команда "сложить".

Программисту вовсе не обязательно знать, что происходит с нулями и единицами (разве только только для общего развития), ведь калькулятор он на то и калькулятор, чтобы избавить пользователя от "возни" с машинными кодами и прочими "неудобоваримостями". Когда Вы работаете с компьютером, Вам и не нужно детально знать, что происходит в дебрях операционной системы.

Если Вы туда "полезете", то "с ума сойдете", а микроконтроллер, по своей сути, есть тот же самый компьютер, но только простой.

Программисту только нужно детально знать, каким именно образом "приказать железяке" сделать то, что необходимо для достижения задуманного.

Микроконтроллер можно представить себе как некий универсальный "набор" многофункциональных модулей (блоков), "рычаги управления" которыми находятся в руках программиста.

Этих "рычагов" достаточно большое количество, и естественно, их нужно освоить и точно знать, что именно произойдет, если "дернуть" (дать команду на языке ассемблер) за тот или иной "рычаг".

Вот здесь-то уже нужно знать, как "отче наше", каждую деталь и не жалеть на это "узнавание" времени.

Только таким образом пустую "болванку" (незапрограммированый ПИК) можно "заставить" выполнять какие-то "осмысленные" действия, результат большей части которых можно проверить в симуляторе MPLAB (об этом - позднее), даже не записывая программу в ПИК. Итак, необходим переход к "модульному" мышлению.

Любой микроконтроллер можно уподобить детскому конструктору, в состав которого входит множество всяких предметов, манипулируя с которыми, можно получить тот или иной конечный "продукт".

Давайте с ними разберемся и "разложим все по полочкам".

В качестве примера я буду использовать один из самых распространенных PIC контроллеров

PIC16F84A.

Он является как бы "проматерью" более сложных ПИКов, содержит минимальный "набор" модулей и как нельзя лучше подходит для первичного "въезда в м/контроллеры".

Энергонезависимая память.

Начнем с энергонезависимой памяти (память программ и память данных ). Информация, заложенная в энергонезависимую память, сохраняется при выключении питания, и поэтому именно в нее записывается программа.

То " место" энергонезависимой памяти, куда записывается программа, называется памятью программ .

Объем памяти программ может быть различен. Для PIC16F84A , он составляет 1024 слова . Это означает, что он предназначен для работы с программами, объем которых не превышает