Протесты против платона. В России начались акции протеста дальнобойщиков

На месте акции протеста дальнобойщиков во Владивостоке установили запрещающие знаки

Вдоль проспекта Столетия Владивостока установили знаки, запрещающие парковку, чтобы помешать акции протеста дальнобойщиков против системы «Платон», пишет издание «Дейта».

Знаки установили сегодня утром, рядом дежурят машины автоинспекции. В ГИБДД изданию пояснили, что конусы появились из-за «плановой чистки обочин и тротуаров».

«Его задержали за то, что он решил, что одного автопробега от Масложиркомбината недостаточно и повел еще один через плотину ГЭС, которую власти не согласовали. Позже его задержали. Ему может грозить штраф до 2 тысяч рублей. Мы сейчас разбираемся в ситуации», – пояснил агентству председатель Ассоциации автоперевозчиков Иркутской области Александр Черных.

В Воронеже задержали четверых протестующих дальнобойщиков

В Воронеже задержали четверых дальнобойщиков, участвующих в акции протеста против системы «Платон». Об этом в своем твиттере сообщил корреспондент «Эха Москвы в Петербурге» Арсений Веснин.

По словам Веснина, дальнобойщиков задержали «якобы за кражу аккумуляторов». Другие подробности произошедшего пока неизвестны.

В Москве задержали лидера дагестанских дальнобойщиков

В Москве задержали организатора «Объединения перевозчиков Дагестана» Рустама Малламагомедова. Об этом «Новая газета».

Малламагомедов был задержан после пресс-конференции дальнобойщиков, которая проходила в медиацентре «Новой газеты» в Хохловском переулке. После конференции его ожидали двое оперативников в штатском, которые представились сотрудниками уголовного розыска.

Они сообщили, что Малламагомедов задержан и будет направлен в районный отдел полиции. Причины задержания ему не назвали. Затем, по данным «Новой газеты», подъехал тонированный автомобиль Lada Largus без номерных знаков, в котором увезли Малламагомедова.

Задержанных в Воронеже дальнобойщиков отпустили из ОВД

Пятерых участников акции протеста дальнобойщиков, задержанных в Воронеже ранее в среду, отпустили из полиции. Об этом сообщает проект «ОВД-Инфо» со ссылкой на заместителя руководителя Областного совета представителей трудовых коллективов Елену Вербовую.

По данным «ОВД-Инфо», дальнобойщиков задерживали для дачи объяснений в качестве свидетелей по разным делам.

Павла Енякина в отделе полиции №7 допрашивали как свидетеля по делу о банде, ворующей аккумуляторы. Юрия Волкова в Советском РОВД допросили по делу об ограблении в местном парке Танаис.

Также в числе задержанных были Дмитрий Чипилев (его доставили в Железнодорожный РОВД), Виталий Тычихин (Левобережный РОВД) и Михаил Есин (Коминтерновский РОВД).

В Дагестане полиция начала задерживать протестующих дальнобойщиков

В пригороде Махачкалы полицейские начали задерживать дальнобойщиков, принявших участие в акции против системы «Платон», сообщает «Кавказ.Реалии» со ссылкой на одного из участников акции.

По словам собеседника издания, сначала полицейские «просто сказали, чтобы расходились», а когда дальнобойщики отказались уходить, в грубой форме потребовали прекратить акцию. Затем сотрудники МВД начали задерживать активистов. Точное количество задержанных пока неизвестно. Днем ранее на месте акции протеста находились не менее 90 водителей большегрузов.

«Кавказский узел»: координатор протестных акций дальнобойщиков на Кубани объявлен в розыск

Координатор акции дальнобойщиков на Кубани Сергей Гриценко скрывается от правоохранительных органов, его банковские карты были заблокированы, а полиция распространяет ориентировки на него, сообщил «Кавказскому узлу» координатор объединения перевозчиков России Александр Черевко. «Его хотят задержать. Поэтому он прячется, но при этом координирует акции», - пояснил собеседник издания.

Сам Гриценко сообщил изданию, что в конце марта он «был приглашен на беседу в отдел полиции в связи с участием в протестных акциях». «В незаконных акциях я не участвовал, общался с людьми и координировал территориально их действия по Краснодарскому краю», - пояснил Гриценко. Он решил скрыться после того, как его предупредили о возможном аресте. «Мне сообщили, что есть приказ о моем задержании», - сказал координатор. Узнав об этом он отключил телефон и уехал из Северского района.

Лидера дагестанских дальнобойщиков отпустили из полиции без составления протокола

Организатор «Объединения перевозчиков Дагестана» Рустам Малламагомедов отпущен из отдела без составления протокола, сообщает «ОВД-инфо» со ссылкой на его адвоката Валентина Пышкина.

Полицейские задержали Малламагомедова после пресс-конференции дальнобойщиков, которая проходила в медиацентре «Новой газеты» в Хохловском переулке. После конференции его ждали двое оперативников в штатском, которые представились сотрудниками уголовного розыска. Без объяснения причин, они задержали активиста.

В Челябинске задержан координатор дальнобойщиков

Координатор Объединения перевозчиков России в Челябинске Сергей Малевский задержан, сообщил «ОВД-Инфо» председатель организации Андрей Бажутин.

По словам Бажутина, Малевскому вменяется нарушение части 2 статьи 20.2 КоАП (организация публичного мероприятия без подачи уведомления)

Он пояснил, что до 6 апреля у ОПР было разрешение на проведение акции, а когда оно закончилось, дальнобойщики убрали со стоянки плакаты и танспаранты, но оставили флаги.

В Татарстане дальнобойщика оштрафовали на 10 тысяч рублей за несогласованную акцию

Пестречинский районный суд Татарстана оштрафовал на 10 тысяч рублей дальнобойщика Владислава Абрамова, сообщила «Idel. Реалиям» его представитель, юрист Эльза Нисанбекова.

Она пояснила, что на заседании правонарушение переквалифицировали с части 2 статьи 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении) на часть 5 этой же статьи (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга).

Юрист настояла на том, что в действительности 27 марта под Казанью состоялся не митинг, а собрание, и пообещала обжаловать вердикт районного суда.

Госсовет Татарстана направил в Госдуму законопроект об отмене «Платона»

Член фракции КПРФ Артем Прокофьев подготовил законопроект об отмене системы «Платон», и Госсовет Татарстана принял постановление о направлении документа на рассмотрение в Госдуму, пишет «Реальное время».

Прокофьев предоставил изданию копию законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

В пояснительной записке к законопроекту Прокофьев пишет, что первые итоги работы системы «Платон» свидетельствуют о ее неэффективности в части улучшения состояния дорог и отрицательных последствиях для транспортной отрасли и экономики.

На дальнобойщика из Энгельса составили административный протокол за одиночный пикет

Полиция составили административный протокол в отношении дальнобойщика Олега Турунцева, который проводил одиночный пикет против системы «Платон» в Энгельсе. Об этом пишет «Взгляд-инфо».

Турунцеву вменяется часть 2 статья 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия).

По словам координатора забастовки дальнобойщиков Александра Черевко, около десяти полицейских пытались убедить Турунцева, что пикет должен быть согласован с администрацией. На его грузовике написано «Дальнобои бастуют - СМИ молчат».

В Кирове задержали председателя местного отделения «Объединения перевозчиков России»

Кировские полицейские задержали председателя местного отделения «Объединения перевозчиков России» Валерия Соряка, сообщил «ОВД-Инфо» координатор объединения Юрий Куншин.

По словам Куншина, дальнобойщики стояли вдоль дороги в Кирове в рамках всероссийской стачки против системы «Платон». Полицейские несколько раз подъезжали к протестующим, чтобы переписать номера их машин и документов. Позже они забрали в отделение Соряка, рассказав о поступившем им от неизвестного гражданина сообщении о несанкционированном митинге на стоянке.

В отделении на Соряка составили протокол по статье 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия) за согласованный с властями автопробег, состоявшийся 27 марта.

Полиция задержала несколько участников автопробега «Объединения перевозчиков России» по Невскому проспекту в поддержку протестов дальнобойщиков, «Медиазоне» фотограф Давид Френкель.

По его словам, у полицейских произошел конфликт с одним из участников акции, который усомнился в предоставленных ими документах. Мужчину увели в машину на 15-минутную беседу, в ходе которой его товарищи окружили полицейский автомобиль. После того, как активист вышел из машины, его задержали; сцепившиеся дальнобойщики попытались его защитить, но в это время прибежали сотрудники Нацгвардии или ОМОНа и приступили к задержаниям.

Правозащитник Динар Идрисов рассказал «ОВД-Инфо», что задержаны были семеро, к вечеру их отпустили. Председателю «Объединения перевозчиков России» Андрею Бажутину вменяют правонарушение по части 2 статьи 20.2 КоАП, остальным - часть 5 статьи 20.2 КоАП. В отделе полиции сказали, что к ним доставлены семеро задержанных.

Автопробег по Невскому проспекту планировалось провести на легковых автомобилях с флагами ОПР. Колонну участников акции остановили на Московском шоссе. Автопробег проходит в поддержку стачки грузоперевозчиков, которая началась во регионах 27 марта.

В Подмосковье полиция окружила протестующих дальнобойщиков

В Подмосковье полиция окружила дальнобойщиков, которые с утра стоят на парковке около ТРЦ «Шоколад» на 2-м км МКАД в районе города Реутов. Об этом «Медиазоне» сообщил руководитель московского отделения «Объединения перевозчиков России» Сергей Рудометкин.

По его словам, на данный момент на парковке около ТРЦ стоят 29 машин дальнобойщиков. Патрульных машин «в два раза больше».

Полиция требует от дальнобойщиков покинуть парковку, ссылаясь на то, что это частная территория. Протестующие намерены провести переговоры с администрацией торгового центра.

Медведев: бастуют всего 480 дальнобойщиков из 800 тысяч

В акциях протеста против системы «Платон» участвуют всего 480 дальнобойщиков из 800 тысяч зарегистрированных перевозчиков, сказал премьер Дмитрий Медведев на заседании Государственной думы.

«Все [дальнобойщики] хотят работать не в серой, а в белой зоне. А те, кто выступает с определенными требованиями, они в системе не зарегистрированы», - посетовал Медведев, сославшись на беседы с лидерами ассоциации перевозчиков.

В Воронеже полиция задержала четырех протестующих дальнобойщиков

В Воронеже полиция задержала четырех протестующих дальнобойщиков на стоянке на улице Остужева. Об этом ОВД-Инфо сообщил координатор Объединения перевозчиков России Павел Енякин.

Енякин рассказал, что кроме него задержали Дениса Щелканова и Виталия С., а также Дениса Ларин, которого Енякин назвал «сочувствующим». Задержанным вменяют статью 19.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор).

Полицейские утверждают, что стоянка фур мешает проведению ремонтных работ. По словам координатора, работы ведутся на расстоянии минимум 80 метров, однако полиция настаивает на том, что на месте стоянки дальнобойщиков проходит кабель.

В Иркутске организаторов автопробега против «Платона» задержали перед акцией

Автопробег против системы «Платон», который Ассоциация автоперевозчиков Приангарья собиралась провести в Иркутске, не состоялся из-за задержания организаторов, передает агентство «БайкалПост».

По словам представителя организации Александра Черных, автопробег с участием 15 автомобилей с флагами был согласован с городскими властями. Координатор Объединения перевозчиков России в Иркутской области Ирина Тафилевич говорила, что в организации не поддерживают автопробег, поскольку на автомобилях не планировалось размещать плакаты против «Платона».

В итоге автопробег стартовал от Трактовой улицы, однако вскоре Черных задержали за наклейку против «Платона». По его данным, были задержаны еще двое или трое человек. Сотрудник администрации Иркутска в беседе с агентством пояснил, что автопробег якобы должен был проходить без символики, в том числе символики политических партий.

К моменту публикации всех задержанных уже отпустили из полиции.

В Воронеже полицейские задержали участника стачки дальнобойщиков

Сотрудники воронежской полиции задержали и увезли в неизвестном направлении одного из участников стачки дальнобойщиков против системы «Платон» Виталия Сычихина, рассказал «ОВД-Инфо» координатор «Объединения перевозчиков России» в городе Павел Енякин.

По его словам, сотрудники полиции говорили, что отвезут Сычихина в первый отдел, однако там сейчас там его нет. Телефон активиста отключен.

Суд прекратил производство по делу участника стачки в Воронеже

Железнодорожный районный суд Воронежа прекратил производство по административному делу в отношении участника стачки дальнобойщиков Виталия Сычихина, задержанного 22 апреля, сообщил «ОВД-Инфо» координатор «Объединения перевозчиков России» в Воронеже Павел Енякин.

Полицейские составили на Сычихина протокол по статье 18.8 КоАП (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания в Российской Федерации). Сычихин - гражданин Белоруссии, живет в России.

Суд в Тюмени оштрафовал лидера ассоциации грузоперевозчиков

Центральный районный суд Тюмени оштрафовал учредителя ассоциации грузоперевозчиков Владимира Ардашова на 20 тысяч рублей за несогласованный митинг против системы «Платон», передает 72.ru .

На заседание суда в пятницу 28 апреля пришли около десяти дальнобойщиков, которые принимали участие в акции. Они сообщили, что собираются продолжить акцию против системы «Платон»; на трассе под Тюменью остаются фуры бастующих.

«Мы боремся за весь народ, - сказал Ардашов после заседания. - Мы хотим, чтобы народ мог купить себе все, что пожелает, а не ходить у витрин и облизываться. Если мы сейчас спустим с рук это дело, то в дальнейшем булка хлеба будет стоить не 20, а 100 рублей».

В Челябинской области на протестующего дальнобойщика составили протокол за организацию акции

В Челябинской области на протестующего дальнобойщика Николая Матвеева составили протокол по части 2 статьи 20.2 КоАП (организация несогласованного публичного мероприятия), передает «ОВД-Инфо».

Матвеев рассказал, что поехал в отделение полиции добровольно, договорившись со своим братом-полицейским. Однако в отделе сотрудники все равно составили на него протокол, посчитав его организатором стоянки фур у стелы «Европа-Азия».

В Екатеринбурге трактор вырыл ров вокруг стоянки дальнобойщиков

В Екатеринбурге трактор вырыл ров вокруг стоянки местных дальнобойщиков, передает «Новая газета» со ссылкой на координатора водителей Наиля Нигаматуллина.

«Нас стояло около двадцати машин, десять успели вырваться, и уехать за пределы стоянки, одиннадцать осталось, - рассказал он.

По его словам, трактор приехал к стоянке около 10 утра.

«Рабочие не сказали, от кого получили указ и зачем они это делают, но по факту, ров вокруг нас вырыли, чтобы те ребята, которые на праздники разъехались по домам, не смогли вернуться», - добавил Нигаматуллин.

Он отметил, что накануне Первого мая на стоянке находилось более 60 машин, но многие из активистов, желая провести праздничные дни с семьями, разъехались, чтобы вернуться после 9-го.

Слова координатора подтвердил глава участвующих во всероссийской стачке дальнобойщиков Андрей Бажутин. Он сообщил, что водители уже подали жалобы на чиновников.

«В настоящее время мы находимся в информационной блокаде, любые наши действия или замалчиваются, либо подаются в превратном свете. Так прошла информация, что дагестанские водители прекратили забастовку, а там многие продолжают стоять по домам, с наших первомайских акций по телевидению не вышло ни одного репортажа», - подчеркнул Бажутин.

ВС Татарстана подтвердил штрафы дальнобойщикам из Казани

Верховный суд Татарстана оставил в силе штрафы дальнобойщикам Владиславу Абрамову и Андрею Лукину, передает «Idel.Реалии» со ссылкой на их представителя, юриста Эльзу Нисанбекову.

В начале апреля Пестречинский районный суд Татарстана оштрафовал Абрамова и Лукина на 10 тысяч рублей за нарушение части 5 статьи 20.2 КоАП (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Тогда Нисанбекова сообщила, что обжалует приговор.

По данным издания, изначально сотрудники полиции составили в отношении Лукина и Абрамова протокол по части 2 статьи 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении). Пестречинский райсуд Татарстана переквалифицировал их действия на часть 5 той же статьи и оштрафовал их на 10 тысяч рублей. Верховный суд Татарстана эти решения оставил в силе.

В Химках задержали протестующих дальнобойщиков

В Химках задержали протестующих против системы «Платон» дальнобойщиков, передает «ОВД-Инфо».

Дальнобойщики организовали стоянку возле магазина «Леруа Мерлен». По данным «ОВД-инфо», было задержано девять человек.

Как «Медиазоне» рассказала пресс-секретарь протестующих в Химках дальнобойщиков Таисия Никитенко, новую стоянку дальнобойщики решили организовать ночью.

По ее словам, всего задержаны 12 человек: лидер «Объединения перевозчиков России», Андрей Бажутин, координатор петербургского отделения Сергей Владимиров, Даим Имерханов, Юрий Буканов, Валерий Сапрыкин, Максим Аржаных, Алексей Борисов, Сергей Понежа, представитель таксистов Евгений Грэг, Сергей Рудаметкин, Игорь Шарапов и блогер Игорь Финковский.

Полиция при задержании ссылалась на статьи 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия) и 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Задержанных привезли в ОВД № 1 по городу Химки.

Позднее Никитенко сообщила «Медиазоне», что со стоянки дальнобойщиков начали эвакуировать легковые машины и собираются увезти оттуда грузовики.

Обновлено в 17:17 : добавлена информация о двенадцати задержанных и эвакуации автомобилей.

Задержанных в Химках дальнобойщиков оставили в полицию на вторую ночь

Задержанных в Химках дальнобойщиков оставляют в полиции на вторую ночь, передает «ОВД-Инфо» со ссылкой на правозащитницу Аллу Фролову.

Дальнобойщиков, задержанных 21 мая, оставили в ОВД №1 на ночь дожидаться судов, которые должны были состояться 22 мая. Фролова рассказала, что материалы дела вернули в полицию на доработку.

На всех задержанных, кроме лидера «Объединения перевозчиков России» Андрея Бажутина, составили протоколы по части 1 статьи 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции) и по части 5 статьи 20.2 (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

На Бажутина составили протокол по части 1 статьи 19.3 и по части 2 статьи 20.2, посчитав его организатором акции.

Задержанных в Химках дальнобойщиков оштрафовали за неповиновение полиции и нарушение порядка митинга

Трое дальнобойщиков, задержанных в Химках, оштрафованы за неповиновение требованиям полицейских и нарушение проведения митинга (статьи 19.3 и 20.2 КоАП). Об этом в своем твиттере сообщила заместитель координатора правозащитного направления «Открытой России» Полина Немировская.

Лидера дальнобойщиков Бажутина оштрафовали на 30 тысяч рублей

Химкинский городской суд Московской области оштрафовал председателя Объединения перевозчиков России Андрея Бажутина на 30 тысяч рублей, сообщила «ОВД-Инфо»координатор юридической помощи проекта Алла Фролова.

Бажутина признали виновным по части 2 статьи 20.2 КоАП (организация массового мероприятия без подачи уведомления).

Дальнобойщики против «Платона»: сдулся ли протест?

С 27 марта в России началась забастовка дальнобойщиков с требованиями отмены системы "Платон", введенной для взимания платы с большегрузов за проезд по трассам. К акции , по данным организаторов, присоединились водители большегрузов из более чем 50 российских регионов. По словам лидера "Объединения перевозчиков России" Андрея Бажутина, цель забастовки - привлечь внимание властей к требованиям перевозчиков, затруднив товарооборот, "чтобы максимально опустели полки магазинов" .

Самые массовые акции протеста против "Платона" проходили в Дагестане. В некоторых других регионах СКФО и ЮФО перевозчики тоже присоединились к забастовке. Власти задействовали против протестующих полицию, ОМОН, Росгвардию и военных, а также попытались договориться с недовольными.

Чем недовольны дальнобойщики?

Главное требование бастующих дальнобойщиков – отмена системы "Платон", введенной в действие в ноябре 2015 года для взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам.

Договор о концессии между Росавтодором и оператором системы "Платон" – фирмой "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС) подписавшие стороны обнародовать отказались. Однако оппозиционный политик Алексей Навальный опубликовал на своем сайте полученный из анонимного источника документ, который может являться текстом такого соглашения.

Согласно этому документу, РТИТС будет ежегодно в период с 15 ноября 2015 года по 29 сентября 2027 года получать за свою работу из государственного бюджета "базовое вознаграждение" в размере 10,6 млрд рублей .

Бенефициаром "Платона" считают Игоря Ротенберга, сына миллиардера и Аркадия Ротенберга, друга Владимира Путина. Именно Игорю Ротенбергу принадлежит половина компании – оператора системы .

Участница акции протеста в Волгограде:

"Мы требуем полной отмены системы "Платон". Нас не устраивает непрозрачность взимания и распределения акцизов на топливо, транспортный налог, который должны были отменить... режим труда и отдыха мы хотим соблюдать, но к сожалению инфраструктура нам этого не позволяет. Поэтому мы хотели бы, чтобы режим труда и отдыха был бы настроен под реалии России".

Инициатором всероссийской стачки дальнобойщиков выступило базирующееся в Санкт-Петербурге "Объединение перевозчиков России" (ОПР), которое возглавляет Андрей Бажутин .

В первый же день акции Бажутин был арестован . Суд лишил его свободы на 14 суток, но правозащитникам удалось сократить этот срок до пяти дней .

10 апреля Роскомнадзор запретил к использованию мобильное приложение Zello, которое протестующие используют в качестве мобильной рации. Однако пока программа продолжает работать.

Акция в Дагестане прекращена

По данным "Объединения перевозчиков России" в забастовке против "Платона" принимали участие дальнобойщики из более чем 50 российских регионов от Приморья до Санкт-Петербурга, но первое место по числу присоединившихся к акции занимал Дагестан.

Протесты дальнобойщиков в Дагестане и в других регионах стали громким событием общероссийского масштаба. 18 апреля в дагестанском Манасе с бастующими встретился журналист Максим Шевченко, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В своем выступлении он призвал дальнобойщиков продолжить борьбу. "Я горжусь вами, как и вся страна в целом. Вы проявили себя мужчинами. Никогда нельзя позволять гнуть себе хребет перед какими-то сильными и богатыми", - заявил Шевченко в ходе встречи с бастующими.

В тот же день семеро представителей дагестанских дальнобойщиков встретились в доме правительства республики с депутатом Госдумы Гаджиметом Сафаралиевым и зампредседателя правительства Дагестана Шамилем Исаевым, изложив властям пять своих требований: отменить систему "Платон" и транспортный налог, обосновать размер акцизов на топливо, решить проблему с весовым контролем фур, навести порядок с нормированием работы и отдыха водителей большегрузов. Эти требования были сформулированы в протоколе, переданном на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Десять дней спустя, 28 апреля, дагестанские дальнобойщики приняли решение свернуть свой лагерь протеста возле поселка Манас. Решение о прекращении акции было принято в связи с достигнутой договоренностью. Протестующие договорились с Исаевым и депутатами Госдумы о том, что переговоры по ранее выдвинутым водителями требованиям власти продолжат с представителями инициативной группы дальнобойщиков.

"Но мы можем в любой момент снова собраться возобновить протестную акцию, оставляем за собой право”, - заявил корреспонденту “Кавказского узла” один из дальнобойщиков.

К участникам общероссийской акции протеста перевозчиков обратился в форме видеоролика оппозиционер Алексей Навальный. В адресованном дальнобойщикам видео, которое набрало на YouTube более 1,5 млн просмотров. В своем блоге политик написал: "У меня двоюродный брат работает дальнобойщиком, поэтому их проблемы для меня совсем не абстрактны. Я отлично понимаю, что это одна из самых тяжелых и сложных работ... Считаю, что все мы сейчас должны дальнобойщиков поддержать" .

Крупные компании-перевозчики Дагестана договорились с властями республики о прекращении протестов и возобновили грузоперевозок еще к 10 апреля. Однако индивидуальные предприниматели, составляющие большинство протестующих дальнобойщиков, продолжали забастовку.

Именно индивидуальные предприниматели среди протестующих оказались наиболее активны. Как объяснил "Кавказскому узлу" генеральный директор частной транспортной компании ООО "Юг-Транс" Башир Джанхуватов, это связано с тем, что водители-частники наиболее уязвимы. По его словам, например, у больших компаний есть определенные преимущества в виде контрактов государственного и международного характера, которые обеспечивают финансовую стабильность компании, в то время как частники "частники вынуждены практически выживать" .

«Я с 88 года за рулем. Много раз пытался выйти из-за руля, но у меня никак не получается. Другой работы у нас в принципе здесь нет», - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Айгум Абдуллаев, дагестанский водитель, принимающий участие в акции протеста против системы «Платон».

Сколько дальнобойщиков протестовало в Дагестане?

По данным Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, в республике в забастовке против "Платона" участвовали 97% перевозчиков. Однако численность участников массовых публичных акций, проводившихся дальнобойщиками, с этими цифрами не согласуется. При том, что в Дагестане зарегистрировано более 31 тысячи машин грузоподъемностью свыше 12 тонн , по подсчетам корреспондента "Кавказского узла", в протестном автопробеге, который состоялся в республике 28 марта, приняли участие только около 400 машин. А по ситуации на 23 апреля в протестном лагере дагестанских дальнобойщиков оставалось порядка 350 машин.

Стоит, однако, иметь в виду, что, по словам участников акции, не все бастующие ставили свои грузовики в лагерях протеста - некоторые держали большегрузы в гаражах и приезжали поддержать коллег на личных легковых автомобилях .

В некоторых регионах протесты продолжаются

Как и в Дагестане, в некоторых регионах СКФО и ЮФО протесты со временем сошли на нет или стали менее масштабными. Например, в Волгограде на площадке участников акции остается только около 10-20 машин, а в протестном лагере возле Карабулака (Ингушетия) - порядка 30 .


Кроме того, еще до завершения акции в Дагестане о прекращении забастовки заявили дальнобойщики в Северной Осетии. Они приняли решение создать свою транспортную фирму и профсоюз .

Водитель Таймураз Газалов из Северной Осетии в интервью "Кавказскому узлу" поделился мнением, что одной из главных причин прекращения акции стала разобщенность дальнобойщиков из разных регионов. "Все работают. Ставропольские и ростовские машины уже начали ездить по трассам. Поток грузов идет, а мы ничего не делаем. Семью кормить надо, долги отдавать. Поэтому решили разойтись", - объяснил Газалов.

В сравнении с участниками забастовки из республик Северного Кавказа, дальнобойщики из других южных регионов действительно оказались менее активны и последовательны. Это, однако, может быть связано с более активным противодействием властей. Так, например, 27 марта в Краснодаре акцию против "Платона" не дали провести сотрудники полиции , которые заблокировали для дальнобойщиков въезды в город. А Сергей Гриценко, координирующий акции дальнобойщиков на Кубани, был вынужден скрываться от полиции. Его банковские карты были заблокированы, а полиция распространяла на него ориентировки .

В середине апреля многие кубанские участники акции решили отказаться от протестов, в том числе и давлением силовиков . "Сидим по домам, не выезжаем. Завидуем дагестанцам, москвичам, у которых есть возможность организовать акции протеста. У нас все намного сложнее на Кубани. Если мы попытаемся организовать акции - нас все равно разгонят", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" координатор стачки дальнобойщиков в Краснодарском крае Сергей Гриценко .

Преждевременно, однако, говорить о том, что всероссийская акция протеста дальнобойщиков завершилась. Есть регионы, где забастовка водителей большегрузов продолжается.

Например, в Карачаево-Черкесии 26 апреля дальнобойщики приняли открытое обращение к премьер-министру Медведеву, в котором заявили, что в одном только в Черкесске не выходят на работу более 500 предпринимателей-перевозчиков. Около 100 дальнобойщиков с разных районов и городов республики провели в тот день протестный автопробег.

В конце мая дагестанские дальнобойщики, все еще надеясь, что их требования об отмене системы "Платон" будут услышаны, вынужденно стали выходить в в рейсы, оформляя "маршрутные карты" на разовые поездки без установки дополнительного оборудования. Также стало известно, что обращение со стороны властей Дагестана в Госдуму по требованиям дальнобойщиков до сих пор не отправлены.

Примечания

  1. Дальнобойщики стали требовать отставки правительства // Независимая газета, 01.03.2017.
  2. Более 10,6 тыс. большегрузов перевозчиков Дагестана зарегистрировано в системе "Платон" // ТАСС, 16.01.2018.
  3. Версия Навального: как зарабатывает оператор системы «Платон» // РБК, 29.12.2015.
  4. Дорогая, я пойду бастовать Как протестуют дальнобойщики в Петербурге и по всей России. Репортаж «Медузы» // Медуза, 30.03.2017; «Все платят Синьору Помидору, потому что овощи» Сколько Игорь Ротенберг заработает на сборах с дальнобойщиков // Медуза, 24.11.2015.
  5. Дагестанские дальнобойщики: в стачке участвуют 95% водителей // BBC Русская служба, 28.03.2017.
  6. Лидер петербургских дальнобойщиков Бажутин доставлен в суд // Фонтанка, 27.03.2017.
  7. Пустеющие прилавки и картошка для Кремля. Протест дальнобойщиков подошел к Москве // Настоящее время, 17.04.2017.
  8. "Кромсать. Крушить. Бить рожи" // Официальный сайт Алексея Навального, 14.04.2017.
  9. Предприниматели в Дагестане пожаловались на убытки из-за протестов дальнобойщиков // Кавказский узел, 05.04.2017.
  10. Водители транспортных компаний временно прекратили забастовку против "Платона" в Дагестане // Новое дело, 10.04.2017.
  11. Количество фур протестующих волгоградских дальнобойщиков сократилось до 17 // Кавказский узел, 18.04.2017.
  12. Координатор акций протеста дальнобойщиков на Кубани объявлен в розыск // Кавказский узел, 05.04.2017.

Фото Gettyimages

На сегодня объявлена всероссийская акция протеста дальнобойщиков. По информации «НГ», в ней могут принять участие до 60 регионов и около 10 тыс. человек. А вот союзники водителей - «Вежливые фермеры», которые планировали 28 марта начать «Тракторный марш» в направлении столицы, судя по всему, сделать этого уже не смогут. Крестьянам приходят повестки в полицию, на местах работает прокуратура, выезды из станиц блокируются, лидеры протеста подвергаются задержаниям и арестам.

На сайте Объединения перевозчиков России (ОПР) в последние дни работал таймер с обратным отсчетом до акции 27 марта. Как писала ), требования дальнобойщиков касаются в первую очередь отмены системы «Платон» либо ее реорганизации с передачей государству. Выступают они и против транспортного налога в нынешнем виде, режимом труда и отдыха, требуют наведения порядка на постах весового контроля и предоставления обоснованных расчетов размера акциза на топливо. В их акции есть и серьезная политическая составляющая – это отставка правительства Дмитрия Медведева и выражение недоверия президенту Владимиру Путину.

Дополнительно разозлило активистов протеста и то, что в конце недели премьер встретился по поводу «Платона» только с частью представителей сообщества. Например, были приглашены президент Грузавтотранса Владимир Матягин и противник антиплатоновских протестов дальнобойщик Сергей Сапронов, месяц назад создавший объединение «12 тонн». Однако из ОПР и Межрегионального союза водителей профессионалов (МПВП) не позвали никого.

Как заявил «НГ» лидер ОПР Андрей Бажутин, никакие действия правительства не влияют на планы протеста. «Мы как выступали за полную отмену «Платона», так и выступаем», – подчеркнул он. В регионах идет активная подготовка, проводятся собрания, где обговариваются планы действий. Полиция, по его словам, тоже начинает готовиться к акции – наносит пока точечные удары. В частности, во Владивостоке группу водителей арестовали прямо на стоянке предприятия, в Липецке одного из активистов задержали на дороге и т.д.

Но отказываться от акции, по данным Бажутина, никто не собирается, наоборот, количество сторонников растет. Помимо дальнобойщиков желание участвовать все-таки высказали водители маршруток и такси.

Судя по анонсам на сайтах, стачка, стартующая с 10 утра, будет заключаться в парковке на обочинах дорог к крупным городам страны. Лидер ОПР напомнил, что водители поставят свои машины именно вдоль трасс, не перекрывая их, и повесят на машины плакаты с протестными лозунгами. Цель – добиться исполнения требований, а потому акция бессрочная. Как известно, дальнобойщики рассчитывают, что власть их услышит после того, как будут опустошены полки магазинов.

Как заявил «НГ» Бажутин, стачку поддержали коллеги из-за границы – водители Белоруссии и Казахстана планируют не ездить в Россию, а в Европе и Америке тамошние дальнобойщики украсят свои машины плакатами солидарности.

А вот союзников ОПР – краснодарскую организацию «Вежливые фермеры» – власти пытаются заблокировать в этом регионе, обстановка там уже напоминает военную. Как сообщил «НГ» активист Олег Петров, намеченный на 28 марта «Тракторный марш» на Москву под угрозой срыва. По его словам, на дорогах центральных станиц дежурят полицейские, размещены они и у домов известных лидеров протеста – и даже сопровождают их на поля.

Фермерам от правоохранителей приходят повестки как раз на 27 и 28 марта, сотрудники прокуратуры проводят разъяснительную работу, объясняя, что мероприятие не согласовано. Лидера «Вежливых фермеров» Алексея Волченко арестовали на 12 суток якобы за просрочку выплаты алиментов на один месяц. И хотя тот был готов отдать долг немедленно, по словам Петрова, «состоялся быстрый суд и приговор об аресте». У него же самого, по его мнению, по надуманному предлогу сотрудники ДПС отобрали техпаспорт на трактор – и документ до сих пор не возвращен.

Петров сомневается, что краснодарские крестьяне смогут выехать за пределы региона. «Может быть, к нам приедут дальнобойщики, погрузят наши трактора себе на фуры и отвезут туда, где мы сможем протестовать. Но пока возможностей присоединиться к акции у нас мало», – отметил он.

Фермер Николай Маслов подтвердил «НГ», что ситуация в Краснодарском крае пока не располагает к действиям: «Полиция блокирует все дороги, например, посреди станицы Казанской стоит аж девять машин. Мне пришло две повестки в Следственный комитет, на 27 и 28 марта. Продолжаются и звонки с угрозами, и преследование наших активистов». Тем не менее, подчеркнул он, марш никто не отменял, и, хотя полиция старается пресекать даже походы фермеров в гости друг к другу, в предстоящие два-три дня крестьяне обсудят ситуацию.

27 марта дальнобойщики начали бессрочную всероссийскую стачку автоперевозчиков. Одним из поводов послужило повышение тарифов системы «Платон», которое должно вступить в силу с 15 апреля. По заявлениям представителей Объединения перевозчиков России, к протесту подключились 80 российских регионов. На участников стачки заведено уже более 250 административных дел по статьям о нарушении порядка проведения массовых мероприятий и сопротивлении полиции. Несмотря на это, протестующие обещают продолжать стачку до тех пор, пока власти не отменят систему «Платон».

Видео с пресс-конференции Всероссийской ассоциации дальнобойщиков в медиацентре «Новой газеты»

Забастовка длится уже две недели, и судя по сообщениям из дальних регионов и небольших городов, кое-где люди уже начинают испытывать на себе ее последствия. В мелких несетевых магазинах снижается ассортимент товаров и растут цены. Предприниматели тоже жалуются, что с начала стачки цены на перевозки сильно подскочили. Ну а власти действия и требования дальнобойщиков решили игнорировать. На контакт с водителями чиновники идут только в тех регионах, где ситуация особенно острая.

Все, что нужно знать о новой волне протестов дальнобойщиков, я собрал в этом посте.

ЧЕГО ХОТЯТ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ?

Главное требование дальнобойщиков — отменить систему «Платон». Стачками и забастовками водители хотят добиться внимания со стороны властей и начала переговоров на эту тему. Поводом для забастовки послужило повышение тарифов «Платона», которое должно вступить в силу с 15 апреля. Изначально размер сбора собирались повысить в 2 раза, но из-за возмущения водителей и предпринимателей было принято решение поднять стоимость проезда по федеральным трассам всего на 25%. Но и такой вариант дальнобойщиков не устроил.

Повышение платы за проезд по федеральным дорогам делает поездки дальнобойщиков, которые работают на малый и средний бизнес, экономически бессмысленными. Частные перевозчики жалуются, что сбор «Платона» и другие транспортные налоги в сумме получаются больше, чем прибыль их предприятий. Напомню, что собранные «Платоном» деньги должны идти на ремонт и содержание федеральных трасс. Логика такая: дальнобойщики разбивают своими большегрузами дороги, поэтому они должны платить за проезд, чтобы у «Росавтодора» было на что ремонтировать ямы. Но дальнобойщики в ответ заявляют, что их машины специально спроектированы для перевозки больших грузов и никакого урона они нормальным дорогам не наносят. А вот если дороги построены не по ГОСТу (как в России), то они покроются ямами независимо от того, кто по ним будет ездить.

КАК ОНИ ПРОТЕСТУЮТ?

В большинстве регионов протестные акции и забастовки проходят мирно и тихо . В этот раз никто не обещает отправиться колонной на Москву, не блокирует дороги, не нападает на офисы «Платона» и не собирается на несанкционированные митинги. Вместо этого дальнобойщики просто не выезжают на рейсы. Одни оставляют машины в гаражах и идут работать таксистами, другие собираются в группы по несколько десятков большегрузов и устраивают демонстративные стоянки на обочинах трасс.

В Екатеринбурге, например, в согласованном с властями месте для забастовки поместилась всего пара десятков машин. Водители разжигают костры и готовят себе еду на огне, продукты им приносят семьи и неравнодушные местные жители. Протестующие принципиально не пьют, чтобы не дискредитировать протест. Полиция пристально за ними следит, постоянно проводит с кем-то из участников протеста профилактические беседы и просит снимать с машин все лозунги и флаги.

В забастовке под Волгоградом тоже участвуют несколько десятков автомобилей. Водители установили себе автоприцеп для переговоров, принесли туда раскладные столы и стулья, газовый баллон, плиту, чайник, посуду и запасы продуктов. Стоять тут они планируют до тех пор, пока власти не обратят внимание на проблему и не начнут переговоры по поводу отмены «Платона».

Еще около 20 машин стоят на Московском шоссе под Питером. Требования выдвигаются те же самые: начать переговоры от отмене «Платона». А пока водителям остается только терпеливо дожидаться встречного шага властей. Они обещают, что будут стоять до конца. По их мнению, если не добиться отмены «Платона» сейчас, то в будущем ущерб от него станет еще больше. Водители говорят, что у них и без того мизерные зарплаты и терять им по сути нечего. А вот если они массово уйдут из отрасли, то это станет большой проблемой для государства.

Три десятка машин стоят под Энгельсом в Саратовской области. Состав участников забастовки непостоянный, водители регулярно сменяют друг друга. На вопрос, зачем они тут стоят, протестующие отвечают так: «Мы хотим, чтобы проезжающие мимо люди заметили остановленные грузовики, заинтересовались и открыли интернет, ведь телевизор о нас не рассказывает».

И так во многих городах России. Но нужно понимать, что это группы по 20-30 человек — далеко не все протестующие. Судя по сообщениям координационных центров в разных городах, есть еще тысячи водителей, которые также терпят убытки от «Платона», поддерживают требования протестующих и отказываются выезжать на рейсы до тех пор, пока власти не начнут диалог по поводу отмены системы.

А ЧТО В ДАГЕСТАНЕ?

Забастовка дагестанских дальнобойщиков стала самой массовой в России . По данным дагестанского координационного центра, в эти дни отказались выезжать на работу 99% всех машин. Водители жалуются, что власти их никак не поддерживают, и что им не на что кормить семью. Многие из них выехали на федеральную трассу «Кавказ», чтобы выразить протест своим видом и присутствием. На месте дежурят отряды полиции и бойцы Росгвардии на бронетранспортерах. Дагестанские полицейские при этом сочувствуют дальнобойщикам, но из-за страха лишиться работы не принимают их сторону.

Начался протест с автопробега , в котором приняли участие около 600 машин. После пробега с протестующими встретился замглавы минтранспорта Дагестана, но он сказал, что в отмене «Платона» региональные власти им ничем помочь не смогут. Дальнобойщики продолжили стачку, и при попытке устроить повторный пробег полицейские и Росгвардия перегородили им дорогу БТРами и колючей проволокой. На просьбу разойтись по домам и прекратить протест водители ответили отказом.

Дальнобойщики Дагестана заявляют, что у них нет лидера и что они вышли на забастовку только потому, что им надоело работать себе в убыток. Несмотря на это полиция уже задерживала председателя Объединения перевозчиков Дагестана Рустама Маллагомедова. После пресс-конференции в медиацентре «Новой газеты» его без лишних слов увезли в отделение ОВД и вскоре выпустили без предъявления обвинений.

ЧТО ГОВОРЯТ ВЛАСТИ?

Чиновники на местах реагируют на протесты и забастовки очень негативно. Например, в Саратовской области министерство транспорта многозначительно заявило, что «если позиция грузоперевозчиков останется неизменной, вряд ли для российских дорог наступят лучшие времена». Места стоянок большегрузов местные власти согласовывают только в безлюдных и отдаленных местах. При этом дальнобойщиков открыто просят протестовать так, чтобы их никто не видел и не слышал. В большинстве СМИ и на телевидении акции водителей никак не освещаются.

В прямой контакт с дальнобойщиками высокопоставленные чиновники не вступают. Судя по всему, региональные власти решили, что если закрыть глаза на проблему, то она исчезнет сама собой. Федеральные власти тоже на действия дальнобойщиков никак не реагируют. Открыто в поддержку водителей выступила только КПРФ. Депутат от партии Валерий Рашкин, как и год назад, снова встречается с дальнобойщиками и обещает им передать их требования президенту.

ЧТО ГОВОРЯТ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ?

Многие люди с сочувствием отнеслись к акциям дальнобойщиков. Они считают, что протестующие водители сейчас отстаивают интересы всех россиян. Ведь повышение сборов «Платона» обязательно скажется на цене перевозимых товаров, а значит, расплачиваться за них придется не только водителям, но и потребителям. В регионах люди всячески помогают бастующим дальнобойщикам: они приносят к ним на стоянки теплую одежду, одеяла, продукты и чистую воду. А в Питере вчера даже

Чтобы понять реальные масштабы всероссийской стачки дальнобойщиков, нужно считать не только те машины, что демонстративно выезжают на трассы, но и те, что тихо стоят в гаражах.

Уже неделю по всей стране продолжается протест дальнобойщиков. Организаторы называют его Всероссийской стачкой, что безусловно верно с точки зрения географии — от Владивостока до Смоленска и от Дагестана до Ямала. С масштабами все сложнее, потому что очень мало объективной информации. Всероссийского координационного центра у дальнобойщиков нет (что хорошо для движения, иначе его бы уже разгромил Центр «Э»), более-менее ясна картинка по отдельным городам и регионам. Точнее — она ясна для местных «ячеек сопротивления». Поэтому корреспонденты «Новой», а также наши собкоры связались с активистами. На основе их данных мы подготовили карту, а также сделали несколько выводов.

Первое. Масштабы протеста кажется сильно заниженными, потому что большая часть протестующих действует методами «итальянской забастовки», не выходя на демонстративные акции, а просто поставив машины на прикол. Такой протест — «невидимый», по мнению дальнобойщиков, он обернется ростом цен и дефицитом в торговых сетях.

Второе. За исключением Дагестана, где отмечены столкновения между самими дальнобойщиками, протест проходит подчеркнуто мирно, любые разгоны и прочие силовые мероприятия — инициатива региональных силовиков.

Третье. Эта история — надолго, потому что мотивации прекращать забастовку у дальнобойщиков нет. Система «Платон» в сочетании с другими налогами и сборами делает работу за баранкой экономически бессмысленной.

Алексей Полухин, Дарья Кобылкина, «Новая»

Курган

Караван стоит

Фото: Елена Бердникова

Около 1000 большегрузных фур стоят без движения в Зауралье — бастуют дальнобойщики. Водители одного из крупнейших транспортных узлов России на перекрестке Европы и Азии ждут, по их словам, «диалога с правительством» по поводу отмены системы «Платон».

Самые крупные города региона — Курган, Шумиха и Шадринск — стали центрами протестной акции, начавшейся 27 марта. В Кургане водители стояли на своих машинах на трассе «Байкал» (стоянка «Зауральский тракт») и на одноименной стоянке «Байкал» под Шумихой, между Челябинском и Курганом. В Шадринске протестовали возле кафе «Рублев» на трассе Шадринск—Челябинск. Демонстративная часть протеста длилась 2 дня. Потом началась «гаражная».

— В акции участвовали 260 человек, у всех — разное количество машин, но все они — частные перевозчики, участники рынка, — говорит координатор Объединения перевозчиков России (ОПР) в Зауралье, шадринец Николай Зверев. — В Шадринске до 1990-х было две крупных автоколонны, когда предприятия распались, люди остались без работы, и сами, без поддержки государства, развивали этот бизнес: в начале чинили машины, налаживали перевозки, а потом принесли новые, современные технологии.

Трасса «Байкал» проложена в Зауралье приблизительно параллельно Транссибу, по северному варианту Великого Шелкового пути, если вспомнить большую историю. Здесь одна из самых мощных транспортных развязок, а интенсивность движения большегрузов по Омскому мосту под Курганом равняется трафику на крупных европейских автобанах.

— География перевозок широка: Санкт-Петербург, Мурманск, Краснодар, Сочи, Владивосток, Уренгой. Поэтому мы и называемся «дальнобойщики»; но сейчас вот я в гараже, и передо мной 18 машин, — говорит Зверев. — В данный момент на трассе в Шумихе стоит десяток машин.

«Платон» стал — и то не сразу — последней каплей. Соломинкой, упавшей на спину современного караванного верблюда — фур марок Volvo, Renault, DAF. Автопарк у зауральцев — современный, от европейской семерки главных производителей машин подобного класса, но эту продвинутость они выстрадали, как подчеркивают водители, сами, без помощи и поддержки государства.

— Нам говорят, что наши машины наносят урон дорогам. Это не так, наши машины специально сделаны для перевозок крупных грузов, а вот дороги у нас делаются не по ГОСТу, — возмущается Зверев.

Забастовка дальнобойщиков бьет по всей придорожной инфраструктуре — от кафе до станций техобслуживания, но водители непоколебимы: их требование — «Уберите «Платон!»

Сейчас зауральские перевозчики ждут встречи с заместителем губернатора региона, директором департамента промышленности, связи, транспорта и энергетики Курганской области Александром Константиновым — такой ответ обещан губернатором Алексеем Кокориным. Также среди требований бастующих — круглый стол с транспортной инспекцией, ГИБДД, транспортной прокуратурой региона. «Есть недопонимание всей проблематики, недопонимание того, что происходит», — формулирует зауральский координатор ОПР.

По его словам, давления на бастующих пока не оказывалось. Их надежда: «Мы хотим обратить на себя внимание и добиться диалога с правительством».

Елена Бердникова — специально для «Новой»

Екатеринбург

Продукты в избытке приносят местные жители


Фото: Изольда Дробина

Более десяти суток продолжается всероссийская стачка дальнобойщиков, выступающих за отмену системы «Платон». В Екатеринбурге протестующие водители поставили на прикол свои большегрузы на 30-м километре ЕКАД — это единственное место, которое организаторам удалось согласовать с местными властями, готовыми отправить бунтарей подальше в лес, лишь бы поменьше народу их увидело.

На пятачке рядом с заправкой стоит около двадцати большегрузов, больше не помещается физически. Сотрудники ГИБДД ревностно следят за тем, чтобы никто не останавливался у обочины, поэтому дальнобойщики периодически сменяют друг друга: кто-то уезжает, освобождая место коллегам. Тут же жгут костры, на которых готовят еду. Продукты в избытке приносят местные жители и другие водители, сочувствующие дальнобойщикам. Правоохранители постоянно мониторят, не выпил ли кто из водителей водки и не воодушевился ли на дальнейшие действия. Протестующие не пьют принципиально. Протест в данном случае — не кураж, а проявление последней стадии отчаяния. Многие из уральцев не колесят по стране на своих грузовых автомобилях уже полтора года. Кто-то устроился в такси, кто-то просто без работы.

— Наша задача — убедить власть отменить «Платон», — заявил Андрей Гуров, участник стачки. — На наш взгляд, данная система незаконна, бесчеловечна и несправедлива. Также мы требуем объяснений, куда уходят деньги, собранные в рамках акциза на топливо, ведь цена на солярку растет ежемесячно. Почему эти деньги не идут на ремонт дорог?


Фото: Изольда Дробина

С каждым из более-менее активных участников стачки стабильно проводятся профилактические беседы по инициативе сотрудников полиции.

— Полицейские прежде всего требуют от нас, чтобы мы убрали плакаты и флаги с автомобилей, — рассказал Наиль Нигматуллин, один из активистов «Объединения перевозчиков России» в Екатеринбурге. — Они прямым текстом говорят: мол, стойте молча, чтобы вас никто не видел и не слышал. Давление осуществляется постоянно. Приходили ко мне домой «в гости», приходили к родителям… Представляется один из «гостей», обычно это полицейский, остальные остаются безымянными. Акцент делают на том, что это частная беседа, «чисто по-человечески». Пытаются выяснить, кто нам платит за организацию стачки. Как ты им объяснишь, что когда на тебе кредиты и детей кормить нечем, никаких «внешних» организаторов не нужно? Как я понял, людям в погонах плевать на нас, по большому счету, они боятся лишь одного — как бы чего не вышло из нашего противостояния, что повредит нынешней власти.

Как сообщает участник стачки дальнобойщиков Максим Фокин, полицейские постоянно собирают с участников объяснения, их беспокоит вопрос: как официально называется эта акция, не является ли собрание дальнобойщиков митингом, участников которого можно привлечь к ответственности? Пока правоохранители не определились, как реагировать на ответ дальнобойщиков, что они проводят бессрочное собрание. Участники обещают стоять до отмены «Платона». Примерно каждый второй частный владелец большегруза в области участвуют в «итальянской» забастовке, не выходя на трассу, а это в общей сложности до тысячи машин.

Изольда Дробина

Волгоград

Чиновники обещают передать письмо в Москву


Фото: Алла Бег

Крайний ряд дорожной полосы в районе Самарского разъезда, что в Дзержинском районе города, заняли около трех десятков большегрузов, выстроившихся в ряд друг за другом. Волгоградцы в курсе — это дальнобойщики бастуют против системы «Платон».

О том, что водители большегрузных машин намерены присоединиться к бессрочной акции протеста, старт которой дан 27 марта, сообщали местные СМИ.

Уже к полудню 27 марта на Самарском разъезде растянулась цепь из двух десятков фур отечественного и импортного производства. Водители по-хозяйски установили на придорожном участке автоприцеп, который стал мобильным пунктом и местом для проведения будущих переговоров с властями. Сюда принесли раскладные стулья и стол, газовый баллон и плитку, чтобы приготовить еду, чайник, пластиковую посуду, запасы продуктов и воды, средства связи, на всякий случай — медицинскую аптечку.

В течение дня большегрузы все прибывали. Водители ехали из разных районов Волгоградской области: Городищенского, Михайловского, Фроловского, Урюпинского, Светлоярского, Камышинского, Жирновского. Кому-то понадобилось преодолеть 50 километров до назначенного места проведения акции, кому-то — 200. Но ни один из них и сегодня уезжать не собирается — дальнобойщики намерены продолжать бессрочную акцию до тех пор, пока на них не обратят внимания чиновники и не выслушают их требования и предложения.


Фото: Алла Бег

Водители фур говорят, что будут «стоять до последнего» — как минимум на неделю их еще хватит точно. А потом — прогнозируют серьезные последствия, в первую очередь, для рядовых волгоградцев. Ведь пока водители пьют чай в кабинах автомашин и слушают последние новости по радио, в волгоградские торговые сети некому везти товар. Антон Владимиров, участник акции, в этом уверен:

— Ситуация похожа на замкнутый круг. С решением проблемы с «Платоном», против которой выступают водители, решится и вопрос с наполнением магазинов города. Если наша акция затянется, пропадут молочные продукты, хлеб, овощи, фрукты. У торговых сетей есть своя транспортная служба, но нам ли не знать, что с перевозкой скоропортящихся товаров можем справиться только мы.

Роман Андронов — предприниматель, он уже несколько лет перевозит по стране различные грузы. Говорит, что его бизнес окружен со всех сторон разными налогами, всего их восемь. Непосильными для предпринимательской деятельности Андронов считает три дорожных налога, и прежде всего — «Платон». Расходы на оплату налоговых обязательств стали больше, чем прибыль.

— Работать практически бесплатно — это то, что мы вынуждены сейчас делать, — говорит Роман. — И мы собрались здесь, чтобы объяснить властям: «Платон» — жесткий и жестокий разорительный дорожный побор. Мы будем требовать его отмены или хотя бы реорганизации под транзитный транспорт.

На самом деле у волгоградских дальнобойщиков требований больше: отправить в отставку российское правительство, отменить транспортные налоги, наладить систему соблюдения режима труда и отдыха водителей большегрузов, для чего требуется развитая придорожная инфраструктура, предоставить перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо.

В толпе мужчин, принимающих участие в бессрочной акции протеста, — симпатичная молодая женщина, чей прицеп использовали для обустройства мобильного пункта. Это Алла Бег, руководитель Союза грузоперевозчиков и предпринимателей Волгоградской области «Союз 34» и представитель Объединения перевозчиков России.

— Наша акция мирная, мы все законопослушные граждане, — говорит она. — Мы не перекрываем трассу, не устраиваем беспорядки, не мешаем движению. Но у нас есть требования и мы готовы их обсуждать. Мы хотим вести диалог с министром транспорта Соколовым, а не с его подчиненными, которые решений фактически не принимают…

Тем не менее на днях дальнобойщики встретились с Анатолием Васильевым, руководителем дорожного хозяйства Волгоградской области. Он сообщил участникам акции, что из числа региональных чиновников создана рабочая группа, которая попросила обосновать заявленные требования. Чтобы потом передать их в Москву, в правительство.

Алла Бег говорит, что большинство волгоградцев с пониманием относится к происходящему. Горожане несут водителям к Самарскому разъезду теплые одеяла, продукты, питьевую воду.

— С нами постоянно находится патрульная машина и полицейские, — рассказывает Алла Бег, — можно сказать, что защищают нас и охраняют…

Защищать водителей есть от кого. Не раз к месту проведения акции приезжали разные типы, подталкивали водителей к прекращению стачки: дескать, дома семья, дети, да и негоже идти против правительства и президента. Дальнобойщики в полемику не вступают, потому что, да — дома семья, дети, которых нужно кормить, но не на что — все доходы уходят в счет погашения дорожного побора.

Евгения Ахременко — специально для «Новой»

Санкт-Петербург

«И наутро я с новыми силами выхожу на дорогу…»


Фото: Елена Лукьянова

— Двадцать большегрузов на Московском шоссе — это, конечно, только знак, что «мы бастуем», — говорят петербургские дальнобойщики, — на самом деле участников акции протеста в сотни раз больше. Сколько точно — будет известно к 10 апреля. Сейчас протестующие заняты как раз тем, что пересчитывают коллег во всех регионах страны, выступающих против системы взимания платы «Платон». Задача непростая: только в Петербурге необходимо объехать более 200 стоянок, а в Ленинградской области и точек еще больше, и расстояния другие.

Кроме того, отмечают инициаторы забастовки, учесть нужно всех единомышленников, даже тех, кто не протестует в открытую.

— Изначально предусматривалось несколько форм участия в акции протеста, — рассказывает «Новой» представитель ОПР (Объединение перевозчиков России) в Петербурге Анатолий Шилов, — стоять на трассе, не выезжать со стоянок, не заправляться топливом, не брать грузы.

27 марта, когда стартовала Всероссийская забастовка дальнобойщиков, в Северной столице, по данным ОПР, к ней подключились около двух тысяч водителей. На 7 апреля координаторы ОПР насчитали в городе уже свыше пяти тысяч протестующих, и подсчет пока не завершен. С цифрами по Ленобласти еще сложнее, но, уверяют в Объединении перевозчиков, едва ли они меньше. В петербургском отделении ОПР вообще считают, что число выражающих недовольство «Платоном» в ближайшее время скорее вырастет, чем снизится, несмотря на все трудности, которые сейчас переживают дальнобойщики и их семьи.

— Да, мы все лишаемся прибыли, — признается Анатолий Шилов, — но если мы сегодня ее не лишимся, то через год-два потеряем всё. Лучше потерять малое. По большому счету и терять-то особо нечего — не те у нас зарплаты, чтобы переживать сильно. Мы себе другую работу найдем точно. А вот что будет с перевозками, с отраслью?

Конечное требование у участников акции протеста одно, уже не раз повторенное ими: переговоры с властью, которые приведут к отмене «Платона». Свой главный тезис они сформулировали так: «Мы не хотим перекрывать дороги — мы хотим диалога и справедливости». Была идея нарисовать плакат, но передумали, решили не провоцировать правоохранительные органы. Особенно удивляет водителей терпение людей и то, что обыватели не понимают прямой связи «Платона» и роста цен в магазинах. А главное — того, что дальнобойщики бьются не только за себя — а за всех.

— Коммерсанты-то на это готовы, — объясняют забастовщики, — но эту наценку они кладут на товар. Ведь ни один предприниматель не станет работать себе в ущерб, и в итоге эта плата — «Платон» — ложится на конечного потребителя. А это — мы все. И мы, и вы, и наши родственники. Мы же не воруем товар из фуры — мы его в магазине покупаем.


Фото: Елена Лукьянова

Петербургские большегрузы вдоль дороги стоят настолько аккуратно, а водители ведут себя так деликатно, что, может быть, по этой причине их до сих пор не трогает полиция — придраться не к чему. Единственный инцидент случился вечером 3 апреля: задержали и доставили в отдел полиции Пушкина (пригород Петербурга) петербургского активиста ОПР Вадима Яцука. Его соратники считают задержание незаконным: суть обвинений ни Яцуку, ни свидетелям происшествия неизвестна до сих пор. Формально задержанному вменили статью 20.2 КоАП РФ «Нарушение порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Однако коллеги с Московского шоссе утверждают: ни Яцук, ни они в тот день ничего не проводили — не до того было. Если как-то и могут истолковать случившееся, то лишь общегородским усилением вечером 3 апреля — Яцука взяли около 17 часов, вскоре после теракта в метро.

Как долго будут бастовать дальнобойщики в Петербурге? Вопрос для них самих самый сложный. Курят. Пожимают плечами. Отвечают: «До конца». Потом уточняют, что конца может быть два — или договор с чиновниками, или уход дальнобойщиков на другую работу. Что выгоднее власти?

— Иногда я надеюсь услышать ответ от верхов (ну или хотя бы какую-то позицию Кремля в отношении нас) и тогда включаю телевизор, который вообще-то не смотрю года два, — откровенничает на прощание Анатолий Шилов. — Включаю телик — а там всё зашибись! Мы, оказывается, живем так хорошо, что меня аж злость берет, и наутро я с новыми силами выхожу на дорогу…

Нина Петлянова

Саратов

Против бастующих «применят» Гагарина

В Саратовской области дальнобойщики проводят акцию на окраине Энгельса. По обочинам трассы на выезде из города стоят около трех десятков грузовиков. Состав участников не постоянный: одни уезжают, другие приезжают. «У нас не было задачи собрать много машин, они мешали бы движению, — говорит местный координатор протеста Александр Черевко.— Мы хотим, чтобы проезжающие мимо люди заметили остановленные грузовики, заинтересовались и открыли интернет, ведь телевизор о нас не рассказывает».

Сколько водителей бастуют, оставив машины дома и на стоянках, саратовские организаторы не знают. «В Краснокутском районе всего пять грузовиков, и все они стоят. Не выходят на работу ребята из Балашова, Вольска, Калининска. Полную информацию с мест собрать невозможно. Мне вчера дозвонились (страшно сказать!) с полуострова Ямал, рассказали, что протестуют, сидя в гараже, так как полиция пригрозила драконовскими мерами, если они высунутся», — рассказывает Александр.

Как вспоминает предприниматель, с момента появления «Платона» он понял, что больше не сможет «существовать на этом рынке». «Чтобы зарегистрироваться в системе, требовалась справка об отсутствии задолженности по налогам. У меня такая задолженность была, так как за несколько месяцев до того сломались сразу два моих грузовика. Капитальный ремонт двух двигателей — это безумно дорого, а банки мне навстречу не шли». На сегодня из четырех «Фредлайнеров» у Черевко остался один.

Отслеживать последствия протеста поручено женам дальнобойщиков: проблемы с перевозками должны в первую очередь проявиться в овощных отделах сетевых магазинов. Бастующие намерены продолжать акцию до тех пор, «пока власти не начнут полноценный диалог».

За время стачки к участникам лишь однажды приезжал мелкий чиновник из областного министерства транспорта. Ведомство распространило официальный комментарий, в котором высказало сожаление по поводу забастовки: «Если позиция грузоперевозчиков останется неизменной, вряд ли для российских дорог наступят лучшие времена». По сведениям Росавтодора, в прошлом году за счет сборов «Платона» Саратовская область получила 650 миллионов рублей, на эти средства было отремонтировано 156 километров дорог.

Как и во время первой волны протестов, проходившей осенью 2015 года, о поддержке бастующих заявили представители КПРФ. Депутат Госдумы от коммунистической фракции Валерий Рашкин встретился с энгельсскими водителями и пообещал передать их требования президенту и правительству.

По словам перевозчиков, еще в первые дни протеста полиция собрала объяснительные с владельцев стоящих на обочине фур. Неподалеку от места стоянки постоянно дежурит автомобиль с бойцами Росгвардии. «Отношение правоохранительных органов было хорошим. Но вчера полиция разочаровала: участковые начали ходить по квартирам ребят, которые стоят здесь, расспрашивать родственников, знают ли они, чем мы занимаемся, хотя мы сами ответили на все вопросы в объяснительных. Конечно, пожилые родители напуганы беседами про антитеррор и экстремизм», — рассказывает Черевко.

Как полагают участники стачки, власти попытаются очистить трассу к 12 апреля: в Энгельсском районе в День космонавтики на место приземления Гагарина поедут крупные чиновники, которым надлежит видеть исключительно картины народного ликования.

Надежда Андреева , соб. корр. «Новой»

Мурманск

Бунтовать не по карману


Фото: Татьяна Брицкая

В Мурманской области в стачке полноценно участвуют только в одном поселке.

В регионе стачку дальнобойщиков поддержали, по оценкам ее организаторов, процентов 10—15 от общего числа водителей большегрузов. Всего в регионе зарегистрировано около тысячи предпринимателей, занимающихся межобластными грузоперевозками, у многих работает не по одной машине.

Решились полностью встать только в одном населенном пункте — отдаленном поселке Ёна на юге области. С 27 марта ни один из водителей там не сел за руль. Держатся, покуда могут.

«Ёнские молодцы, стоят все, — говорит Мария Пазухина, председатель областного отделения Объединения перевозчиков России. — Сколько простоят, не знаю, мы себе сроков не устанавливали, по идее — до выполнения наших требований. Но остальные, большинство, ездят. Особенно те, кто работает на сетевые магазины. Поддерживают протест многие, но присоединиться не могут себе позволить».

В публичных акциях участвуют человек 50 в общей сложности. Акции эти разовые, точечные. Так начало протестов отметили, выбравшись на федеральную трассу в район поселка Пушной — в 60 километрах от Мурманска. Там полсотни водителей простояли несколько часов. Претензий со стороны полиции не было. Повторно о себе заявили 3 апреля, проехав по Мурманску колонной из семи фур и трех легковушек.

Татьяна Брицкая, соб. корр. «Новой»


Приморский край

«Платон», ГЛОНАСС и губернатор

В Приморье начатый дальнобойщиками протест против «Платона» быстро приобрел общесоциальный характер. В ходе «антиплатоновского» митинга также звучали речи против системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и губернатора.

Сперва приморские дальнобойщики, включившиеся во Всероссийскую акцию против повышения платы за проезд по дорогам, устроили «стоячую забастовку»: припарковались вдоль федеральной трассы на въезде во Владивосток, написав на кабинах лозунги против «Платона». Поначалу полиция отнеслась к происходящему лояльно, но уже назавтра здесь появились знаки, запрещающие остановку. В ГИБДД пояснили: на этом участке идет «уборка обочин». Соответствующую технику, правда, увидеть не удалось.

От митинга, прошедшего во Владивостоке 1 апреля, руководство приморского профсоюза перевозчиков открестилось, испугавшись «политической составляющей», из-за чего организаторами выступили закаленные активисты КПРФ. Неудивительно, что тематика митинга стала шире, тем более что «Платон» бьет отнюдь не только по дальнобойщикам. Поддержать автомобилистов пришли пешеходы — от пенсионеров до студентов, общим числом до 200 человек. Полиция следила не вмешиваясь.

Дальнобойщики считают «Платон» коррупционной схемой и не верят, что собранные деньги пустят на ремонт дорог: ведь они идут не в казну, как налоги, а близкой к «кому надо» фирме. Водители и без «Платона» платят транспортный налог и топливный акциз, но качество приморских дорог оставляет желать лучшего. Недавние аресты главы Примавтодора и курировавшего дороги вице-губернатора Ежова говорят сами за себя.

Другой темой митинга стала система «ЭРА-ГЛОНАСС»: оснащение б/у машины «тревожной кнопкой» (гаджет не сложнее мобильника) будет обходиться в Приморье в 27 тысяч рублей. Речь также шла о коррупции, росте цен и коммунальных платежей. В резолюцию митинга вошли требования об отмене «Платона» и обязательной установки «ЭРЫ-ГЛОНАСС» на подержанные автомобили, а заодно об отставке приморского губернатора Миклушевского.

Василий Авченко, « Новая во Владивостоке»

Иркутск, 16 км Московского тракта


Фото: Кирилл Фалеев
Фото: Кирилл Фалеев

Манас, Дагестан


Фото: Влад Докшин
Фото из соцсетей