Расчет корпуса для сабвуфера и практический взгляд на создание его своими руками. Сабвуфер своими руками: от начального уровня к высокому классу Корпус для сабвуфера в виде трубы

Существует два варианта установки сабвуфера – приобретение готового или покупка динамика и изготовление ящика под него. Рассмотрим второй вариант, который подойдет людям, увлеченных автозвуком.

В продаже существует масса готовых корпусов, но они не отличаются качеством. Тут может привлечь только цена, их стоимость составляет примерно 1000 рублей. Но материалы дешевые, сделанны из тонкой фанеры, нет жесткости ящика. Добиться с покупным корпусом правильного звучания сабвуфера не получиться.

Важно помнить, что хорошо сделанный корпус для сабвуфера существенно преобразит звучание. На практике, один и тот же сабвуферный динамик в различных коробах звучит совершенно по-разному, причем разница существенная на слух даже для неподготовленного слушателя.

Приступим к изготовлению

Для начала нужно определиться с формами и размером. По умолчанию будем считать, что у вас имеется чертеж ящика под саб. Если нет, то будет полезно узнать в статьях "Корпус для сабвуфера " и "Типы акустического оформления сабвуфера ". К тому же, производители в технической документации к динамику предлагают несколько вариантов размеров корпусов, исходя из его параметров. Чертежи для ящика под сабвуфер также можно найти на специализированных авто форумах по автозвуку.

Определимся с материалом для ящика. Существует два варианта, это либо MDF, либо многослойная фанера. Т.к. буду рассказывать про свой опыт изготовления корпуса для сабвуфера, то для себя я выбрал многослойную фанеру.

Во-первых, найти MDF в магазине непросто. Во-вторых, стоимость фанеры намного дешевле. При выборе фанеры нужно определиться с ее толщиной, чем она толще - тем жестче будет корпус и лучше в итоге звучание. Оптимальная толщина фанеры составляет 18 мм, что является разумным и по цене и по качеству, и она продается в любом строительном магазине.

Не стоит забывать про вес будущего корпуса под сабвуфер, если его делать из очень толстой фанеры, то вес готового ящика может достигать 40 килограмм. Плюс вес самого динамика, в итоге - лишние полцентнера в багажнике, которые вы постоянно будете с собой возить.


Разрезать фанеру под будущий ящик можно в магазине, благо сейчас это предоставляют большинство крупных строй-магазинов, по типу "Касторама". Далее нужно закупить сопутствующие материалы - клей ПВА и кисточки, мебельные шурупы, жидкие гвозди (для проклейки стенок и стыков) саморезы и акустический карпет для оклейки ящика. Еще я бы порекомендовал специальное покрытие для дерева, которое защитит его от влаги.

Приступаем к постройке корпуса сабвуфера

Рекомендую, лицевую часть корпуса, на которой крепиться динамик, сделать двойной, а именно из двух листов фанеры. Т.е. получается, что общая толщина будет 36 мм. Это нужно для большей жесткости, ведь именно эта часть ящика оказывается самой слабой и нагруженной. Как вариант, можно сделать отверстие под динамик в первом листе обычного размера, а во втором (наружном) чуть большим, по внешнему диаметру динамика. В итоге получиться, что саб будет утоплен в корпусе. Это лучше выглядит с эстетической стороны.

Собираем ящик для сабвуфера. Листы фанеры между собой склеиваем клеем и прикручиваем с помощью саморезов. Количество саморезов должно быть примерно следующее: один саморез на один квадратный сантиметр площади стенки или через каждые 3-5 сантиметров. Не жалейте саморезы, прочность важнее. С помощью мебельных шурупов соединяем стенки корпуса будущего ящика между собой. Технология следующая: сначала просверливаем отверстие под мебельный шуруп, капаем каплю клея ПВА и закручиваем.

Почему надо использовать мебельные шурупы? Они, в отличие от саморезов, дают наиболее прочное соединение и не разболтаются от постоянных колебаний и тряски.


Приступаем к защите корпуса. Для этого существует специальный лак, который защищает древесину от влаги. Тут никаких проблем возникнуть не должно.

Для увеличения жесткости конструкции корпуса его нужно проклеивать изнутри вибро-изоляционными материалами . Данная процедура нужна, когда выбран не слишком толстый материал для изготовления корпуса, или для увеличения жесткости покупного ящика. По опыту, после данной операции, сабвуфер заиграл по новому - качественно и более быстро.

При сборе сабвуфера нужно уделить внимание проклейки стыков и соединений (особенно если тип вашего корпуса - закрытый ящик). Пристальное внимание нужно уделить месту, откуда выходят провода для сабвуфера. В качестве проверки герметичности - ящик заливают водой, но этот метод я считаю перебором.

Если после сбора и прослушивания сабвуфера вам не нравиться его звук, кажется слишком жестким, можно положить внутрь синтепон или обычную вату. Она требуется, чтобы улучшить качество звучания при неправильном конструировании ящика под сабвуфер.

Бас получился сочный и мощный. Отыгрывается басы на все 100 процентов, четкость на высоте, скорость баса хорошая, и при этом локализация получилась что надо. Нет неприятного гудения и давящего давления на уши. По сравнению с покупными сабвуферами в готовом корпусе - это небо и земля!

Сабвуфер - это низкочастотный динамик, установленный в корпус. Он предназначен для воспроизведения звука низкой частоты. Тема этой статьи - изготовление сабвуфера своими руками.

Наш рассказ о том, как собрать сабвуфер, необходимо предварить небольшим экскурсом в теорию. Корпус выступает в роли акустического оформления, требуемого для изоляции звуковых волн, излучаемых передней и задней стороной диффузора динамика, так как при их встрече происходит самозатухание, называемое коротким замыканием.

Виды конструкций акустического оформления

Бесконечный экран (freeair)- головка динамика устанавливается в усиленную заднюю полку автомобиля. Несмотря на простоту установки, используется редко ввиду низкого звукового давления, а также переменой звучания в зависимости от наполненности багажника. Возможна реализация только в автомобилях с кузовом седан.

Закрытый ящик - наиболее распространённый корпус сабвуфера. Закрытая коробка достаточной жесткости полностью изолирует звуковые колебания, излучаемые тыльной стороной головки. Для лучшего затухания звуковых волн внутри корпуса ящик внутри обклеивают звукопоглощающим материалом: войлоком, ватой или поролоном толщиной не меньше 2см. Из плюсов - простота расчетов и изготовления. Также динамики в таком корпусе легко переносят пиковую нагрузку. Закрытый ящик подходит для прослушивания музыки с богатым тональным окрасом. Минус один, но существенный. Это низкий коэффициент полезного действия сабвуфера, так как половина звуковых волн «остается» в ящике.

Фазоинвертор. Представляет из себя закрытый ящик с выходом порта, через который звуковая волна от тыльной стороны головки выходит из ящика наружу. Тоннель имеет круглую или прямоугольную форму. Именно этот порт и называется фазоинвертором. Он имеет определённый размер и место установки, благодаря чему меняет фазу проходящей через него звуковой волны. Звук от задней стороны динамика накладывается на звук от передней стороны, увеличивая коэффициент полезного действия. Это позволяет получить звуковое давление в два раза больше, чем при закрытом корпусе. Однако такой корпус более сложен в расчётах, и требуется больше размер ящика по сравнению с установкой того же динамика в закрытый ящик. Также при большом уровне звука возможны шумы из-за завихрения воздуха на краю фазоинверторного порта.

Бандпасс(bandpass). Представляет собой ящик с перегородкой посередине, которая образует две камеры. В перегородку внутри корпуса устанавливается низкочастотный динамик. В зависимости от сочетания камер (глухих или фазоинверторных), различают три вида бандпасс корпусов. Это бандпасс 4-й категории, 6-й категории тип А и 6-й категории тип Б (см. рис.). Сабвуферы данной конструкции позволяют получить качественный бас и высокий уровень КПД. Такой корпус очень сложный в проектировании и настройке, также имеет большие размеры по сравнению с другими конструкциями.

Изготавливаем корпус для сабвуфера своими руками

Какой материал лучше всего подойдёт для того, чтобы сделать корпус для сабвуфера своими руками?

  • Древесностружечная плита (ДСП) - наиболее подходящий вариант, он дёшев и легко поддается обработке. Следует выбирать ДСП с наибольшей плотностью. Подойдет толщина 16мм или больше. ДСП легко впитывает влагу и разбухает, поэтому желательно окрашивать.
  • Древесноволокнистая плита (ДВП) - её, также как и ДСП, следует выбирать наиболее большой плотности. Легко слоится, особенно влажный. С ДВП следует работать аккуратно, чтобы не испортить. Несмотря на недостатки, является удобным материалом для быстрой постройки сабвуферного корпуса для динамика средней мощности.
  • Фанера. Подходит фанера из русской березы или корабельной древесины. Большинство других сортов фанеры не имеют достаточной плотности, что приводит к искажению звука.

Если есть листы ДСП, ДВП или фанеры, но их толщины недостаточно, чтобы обеспечить требуемую жесткость конструкции, можно сложить вместе два листа, скрепив их герметиком (или ПВА, столярным клеем) и саморезами.

Итак, сделать корпус для сабвуфера своими руками совсем не сложно.

Как собрать сабвуфер: требуемые материалы и инструменты

Материалы

  • Динамики. При выборе динамика следует знать, что они отличаются своими характеристиками. На коробке или инструкции обычно указывается рекомендуемое акустическое оформление для данного динамика.
  • Фанера, ДВП, ДСП. Количество зависит от размеров изготовляемого корпуса.
  • Клеммы для проводов (акустический терминал). Необязательно. Можно просверлить две дырочки и через них вывести провода от динамика наружу.
  • Кабель акустический.
  • Силиконовый герметик или клей ПВА.
  • Саморезы по дереву. Гвозди не подходят.
  • Эпоксидная смола.
  • Краска или лак.
  • Клей в баллончике для карпета. Можно использовать и другой клей.
  • Если вы будете строить корпус с фазоинвертором, необходим фазоинверторный туннель требуемого размера. Если нужного в продаже нет, то подбирается в строительном магазине пластиковая (картонная, железная) труба нужного диаметра.

Инструменты

  • Ножовка или лобзик.
  • Шуруповерт, подойдет и отвертка.
  • Рулетка или длинная линейка.
  • Карандаш (маркер).
  • Карпет или винил, подойдет и другой материал для обтяжки корпуса снаружи.
  • Ножницы.

Перед тем как собрать сабвуфер, необходимо грамотно его рассчитать. Качаем в интернете программу JBL SpeakerShop (или аналогичные, например WinISD или bassbox6pro), нужна чтоб рассчитать размеры корпуса.

Все эти программы работают по одному принципу: в соответствующие поля в программе вводим характеристики из инструкции к динамику или ищем в базе данных программы свой динамик. Выбираем тип корпуса, который хотим построить, и объем, рекомендуемый в инструкции. Программа выдаст размеры всех стенок сабвуферного корпуса. В инструкциях ко многим динамикам уже указываются размеры и виды рекомендуемых ящиков. Если форма сабвуферного корпуса, указанного в инструкции, подходит, то можно обойтись без программы. Для каждого динамика требуется индивидуальный расчёт объема корпуса, размера и расположения порта. Для корпуса сабвуфера не имеет значения форма, важен объем для получения тех или иных характеристик звука.

Изготовление сабвуфера включает в себя несколько этапов

Вырезаем стенки ящика согласно размерам. Вырезать следует, тщательно соблюдая размеры, чтобы при сборке щели были как можно меньше.

Собираем стенки вместе, промазывая стыки герметиком и закручивая саморезы через каждые 5 см.

Стыки ещё раз промазываем герметиком снаружи и внутри. Если останется даже очень маленькая дырочка, через нее при работе динамика будет слышен свист.

Вырезаем в удобном месте отверстие для акустического терминала (клеммы для проводов).

Вырезаем отверстие для динамика.

Если ящик с фазоинвертором, то крепим фазоинверторный порт в соответствующее отверстие так же с помощью эпоксидной смолы.

Чтобы защитить корпус из ДВП или ДСП от влаги, материал лучше покрыть краской или лаком, лучше нитро.

Обтягиваем карпетом корпус, не забывая оставить отверстия для динамика и терминала.

Устанавливаем акустический терминал на свое место. Крепим его саморезами, изнутри можно промазать эпоксидной смолой.

Крепим на клеммы внутри терминала два провода. Другой стороной провода присоединяем к клеммам динамика. Они должны иметь ровно ту длину, которая требуется для удобного подсоединения динамика.

Вставляем динамик на свое место. В стык между динамиком и плоскостью ящика кладем уплотнительную прокладку. Если в комплекте с динамиком не было такой, можно использовать тонкую полоску поролона или уплотнитель для окон.

Крепим динамик саморезами из комплекта динамика или обычными саморезами по дереву.

На фото - сабвуферный корпус с фазоинвертором для динамика BLAUPUNKT размером 12″ (слева). Объем корпуса - 70 литров, это максимальный рекомендованный в инструкции объем для этого динамика. Большой объем позволяет получить хорошее звуковое давление для прослушивания электронной музыки.

Большинство автовладельцев уделяют много внимания аудионачинке своего автомобиля, устанавливают многофункциональные головные устройства, ничем не уступающие по производительности современным компьютерам, подключают мощные усилители звука, изготавливают специальные аудиоподиумы для улучшения качества звучания динамиков. Немаловажную роль в звуковом оборудовании автомобиля занимает сабвуфер – специальный низкочастотный динамик, воспроизводящий басовые составляющие музыкальной композиции.

Обычные автомобильные колонки можно установить в штатные гнезда автомобиля, а вот сабвуферу нужен специальный короб, в который он и установится. Такой корпус можно сделать самому, а если учесть при проектировании и изготовлении размеры и форму багажника, то сабвуфер идеально впишется в багажный отсек и не займет много места.

Расчет необходимого объема, вид корпуса

Изготовление корпуса для низкочастотного динамика начинается с определения нужного нам типа корпуса. Короба бывают:

  • с открытым корпусом;
  • с закрытым корпусом;
  • с фазоинвертором;
  • корпус бандпасс.

Тип и объем корпуса определить довольно просто. Для этого потребуется знать три характеристики динамика (оптимальный размер динамика для автомобильного сабвуфера 12 дюймов), они указаны на коробке от сабвуфера либо в инструкции, также можно найти эти характеристики на сайте производителя:

  • Fs – частота собственного резонанса;
  • Qts – полная добротность динамика;
  • Vas – эквивалентный объем динамика.

Тип корпуса определяется делением частоты резонанса Fs на добротность динамика Qts:

  • Fs/Qts>30 – открытый корпус;
  • Fs/Qts>50 – закрытый корпус;
  • Fs/Qts>85 – фазоинвертор;
  • Fs/Qts>105 – бандпасс.

Итак, с типом корпуса определились, как же рассчитать необходимые размеры, исходя из данного объема Vas? Произвести расчет корпуса сабвуфера лучше всего при помощи специальных программ, таких как Perfect Box 4.5, Blaubox, VASCalc. С помощью таких программ можно рассчитать короба любой геометрической сложности. Эти программы условно бесплатны, так что никаких проблем с законом. Чтобы сабвуфер хорошо лег в багажнике и при этом не занял полезное место, подходите к процессу замеров со всей серьезностью, будущий короб должен поместиться туда, куда вы задумали.

Материалы корпуса

Корпуса для сабвуфера изготавливаются в основном из ДСП толщиной не менее 16 мм, или фанеры, желательно березовой или корабельной. Если толщины материала не хватает, можно сложить 2 листа вместе, скрепив клеем или саморезами. Также в процессе изготовления понадобится силиконовый герметик или столярный клей, контакты для подключения аудиопровода к сабвуферу и круглый фазоинвертор, если выбран соответствующий корпус.

Фазоинвертор можно купить в специализированных магазинах или изготовить самостоятельно из куска пластиковой трубы. Для защиты древесины от влаги и конденсата корпус необходимо покрасить изнутри и снаружи нитроэмалью. Снаружи корпус обшивается карпетом в цвет обшивки багажника.

Корпус стелс

Ну, а если не хочется терять место в багажнике и заморачиваться с расчетами корпуса, можно сделать короб типа стелс. Это короб, скрытно установленный в одной из ниш багажника, например, со стороны крыла. Такой корпус сабвуфера хорош для динамиков размером 12 дюймов и ниже. Принцип изготовления своими руками данного корпуса довольно прост.

Ниша под сабвуфер освобождается и полностью оклеивается малярным скотчем, лучше в пару слоев. Закройте пленкой или газетами те части обшивки и корпуса, на которые может случайно попасть эпоксидная смола, иначе удалить ее потом будет очень сложно. Сверху на малярный скотч наносится тонким слоем эпоксидная смола, после высыхания основа корпуса стелс оклеивается при помощи эпоксидной смолы кусочками (10*10 см) стеклоткани по всей поверхности. После нанесения первого слоя стеклоткани и полного высыхания заготовку можно аккуратно вынуть из багажника.

Стеклоткань оклеивается в 2-3 слоя для прочности и набора нужной толщины. После высыхания примеряем будущий корпус в нишу багажника и отмечаем маркером линию обреза краев. Лишнее спиливаем болгаркой, и у нас остается практически готовый корпус для сабвуфера. Изготавливаем шайбу из ДСП или фанеры, в которую будет крепиться динамик. Обратите внимание, если динамик 12 дюймов, то и посадочное место под него должно быть соответствующее, примерьте сразу. Посадочное кольцо крепим на желаемой высоте внутри будущего корпуса при помощи эпоксидной смолы и реек-упоров.

Обтягиваем верх корпуса лайкрой и промазываем эпоксидкой, далее верхнюю часть корпуса оклеиваем стеклотканью в 2-3 слоя, не заклеивая отверстие для динамика. Особое внимание нужно уделить стыку верхней и нижней частей корпуса, лучше всего их проклеить изнутри и снаружи. После высыхания вырезаются отверстия под фазоинвертор (если он необходим) и под клеммы сабвуфера. Корпус обклеивается карпетом, подключается и устанавливается в нишу багажника.

Плюсы корпуса, изготовленного своими руками:

  • Корпус идеально войдет в багажник, ведь все размеры при конструировании учитывались индивидуально.
  • КПД самодельного корпуса будет на уровне, если не выше, чем у стандартных моделей, продающихся в магазине, ведь ваш корпус рассчитан под конкретный динамик, а не просто под размер посадочного места.
  • Корпус стелс не займет места в багажнике и даст качественное звучание.
  • Цвет обивки вы выбираете сами, и можно подобрать материалы, идеально сочетающиеся с интерьером.

Корпус бандапасы изготовить значительно сложнее. Конструкция предусматривает несколько камер и фазоинверторов, но качество звука при правильных расчетах такого короба будет на уровне профессиональной техники. Хотя, если хорошо постараться, даже самый сложный корпус сабвуфера можно изготовить своими руками.

Как сделать сабвуфер своими руками в автомобиль? Дело довольно простое. если разобраться в его назначении и комплектующих. Сабвуфер - это такая акустическая система, при которой воспроизводятся низкие частоты в диапазоне звука 20-120Гц. Он необходим для создания полного объемного звучания, особенно актуального для танцевальной и рок-музыки. Среднестатистическая акустическая система не способна воспроизвести этот диапазон, так как человеческим ухом он не распознается в полной мере.

Мы слышим басы, чувствуем вибрации, в общем - для автомобиля это самое оно, установить можно в любом месте. Однако, рекомендуем использовать багажное место, там и места вдовольи мешать никому не будет. Размеры будущего сабвуфера определяются динамиками, которые вы подобрали. Как правило, они имеют довольно большой диаметр.

Сделать самодельный сабвуфер для авто не сложно: собрать коробку и установить в нее динамик, главное в этом деле - подобрать динамик. Мы советуем прислушаться к этой информации. Она поможет достичь качества звука и труды будут не напрасными.

Изготовление сабвуфера своими руками включает в себя такие этапы:

  • определение с динамиком;
  • расчет и проектирование коробки для сабвуфера;
  • изготовление такого короба;
  • декоративное оформление изделия;
  • установка в автомобиль.

Выбор динамика

Определитесь с размерами. Сейчас на рынке доступны следующие модели:

Важно! Определитесь с сопротивлением, нагрузка в 1-2 Ом будет значительно портить звук, оптимальное сопротивление для сабвуферного динамика - 2-4 Ом.

Поповоду мощности динамиков, традиционно давно ведутся споры, однозначно констатировать что-то сложно. Есть только одно правило: мощность динамика должна превосходить мощность усилителя. Почему? Все просто: ни один динамик долго не протянет, работая на предельной мощности, поэтому ему необходим “запас прочности” в виде такой разницы. Если всеже у вас уже есть и динамик и усилок, советуем определить эту разницу и сделать пометку на регуляторах усилителя с максимально допустимой громкостью для сабвуфера. Ни один динамик не сохранит качество звука на максимальной громкости, со временем (иногда и сразу) нарушенный баланс будет ужасно резать слух.

Планировка ящика для сабвуфера

Сейчас не требуется самостоятельно проводить сложные расчеты, мы советуем воспользоваться программой WinISD 0.44. В ней будет создаваться виртуальный образ сабвуфера для автомобиля, на основе следующих данных о динамике (найти можно на ярлычке), именуемые параметрами Тиля-Смолла:


  • сопротивление (Z);
  • предельная шумовая мощность (Ре);
  • механическая добротность (Qms);
  • электрическая добротность (Qes);
  • диаметр диффузора (dia).

После введения параметров, выбираем опцию ЗЯ - закрытый ящик и можете самостоятельно настроить частоты фазоинвертов или воспользоваться стандартными параметрами.

По всем введенным параметрам вы получаете эскиз короба, если придерживаться проекта при изготовлении сабвуфера своими руками, вы получите наиболее оптимальный и возможно допустимый звук для вашего динамика.

О материалах для самостоятельной сборки сабвуфера

Важно! Подбирайте материалы, которые отвечают вашим задачам: звукоизоляции, плотности и прочности.

Практика показывает, что идеальный материал - это MDF (средней плотности древесностружечная плита), сгодится на крайний случай и качественная фанера. Также используют и ДСП, но по всем трем характеристикам оно значительно проигрывает. Как сделать сабвуфер в домашних условиях и не потратиться? Использовать подручные материалы. В принципе, при должном обустройстве, подойдут и дверцы старой советской мебели, наверняка оставшейся у каждого в чулане.

Сабвуфер для автомобиля обязательно должен обтягиваться (кроме передней панели - она - дело вкуса) звукоизолирующим материалом, хорошо подходит обыкновенный ковролин офисного типа.

Помните - пластик смотрится красиво на сабвуферах, но это будет серьезная ужимка качеству звука. Необходимо решить, сабфвуфер станет модным комплектующим салона, или качественным дополнением к акустической системе.

Изготовление и монтаж короба

Итак, мы подготовили виртуальный макет, определились с материалом и местом в автомобиле.

Сборка короба:


Монтаж готового сабвуфера

Для того, чтобы самостоятельно установить и подключить готовый сабвуфер в автомобиль необходим следующий расходный материал: проводка, включая тюльпаны и провода для подключения к усилителю, предохранители, изолирующая лента и один конденсатор.

Аккуратно устанавливаем готовый сабвуфер на приготовленное заранее место. При помощи стяжки можно его зафиксировать. На этом, собственно, и все, осталось его подключить.

Сабвуфер присоединяется к усилителю, а он - к автомагнитоле. Именно усилитель распределяет по высокочастотным колонкам и сабвуферу сигналы магнитолы. Будьте готовы протянуть провода, спрятав их под сидениями, через весь салон из багажника, где и установлен усилок и сабвуфер (как правило), подсоединив провода к магнитоле и аккумулятору.

Оригинальный “усилок” для сабвуфера

Бывает такое, что усилитель просто отсутствует в авто. а даже качественно собранный своими руками сабвуфер не даст должного эффекта без его наличия. Мы предлагаем альтернативу покупке - самодельный усилитель для сабвуфера.

Это схема для сборки усилителя для автомобиля.

Необходимые компоненты:

  • одна микросхема TDA 2030 A;
  • два электрические конденсатора 2200 мкф 25 В;
  • три конденсатора 0,1 мкф;
  • резистор напр. 2.2 Ом;
  • два резистора 22 ком;
  • резистор на 680 Ом;
  • один конденсатор электрический 22 мкф в 25 В;
  • пленочный конденсатор 4,7 мкф.

Также подготовьте корпус для усилка, рабочий выключатель, провода, разъемы для тюльпанов и радиатор.

Совет! После того, как плата готова и схема укомплектована, не спешите собирать усилитель, подсоедините контакты к колонке и проверьте его работу, начиная с минимальной громкости.

Для того, чтобы правильно и быстро все сделать, рекомендуем к просмотру видео урок как сделать сабвуфер для авто в домашних условиях:

Наклонено именно под таким углом. Лучше всего брать закрытый ящик для типа акустического оформления. Результаты звучания при этом, можно легко предсказать. Существуют и более сложные типы акустического оформления. Например, фазоинвертор и бандпасс. Сложность их заключается в расчётах и настройке. Можно использовать открытое оформление, но такой тип всего подходит для седанов.

Выбирать сабвуферный динамик нужно очень пристально. Главный параметр для сабвуферного динамика, используемого в закрытом ящике - добротность Qt. Он должен составлять около 0,5 - 0,6. Для фазоинверторного оформления этот параметр должен составлять 0,3 - 0,5. Для открытого оформления - Qt = 0,7 - 1,2. Мы же решили остановить на модели DS250 фирмы Hertz.

Специалисты в области музыки в авто сделали расчёты, согласно которым, для динамика Hertz DS250 потребуется закрытый ящик объемом 23-28 литра. АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) сабвуфера будет линейной.

Итак, после того, как произвели расчёт объёма, можно садиться за чертёж корпуса сабвуфера. Берём ДСП толщиной 23 мм и из неё изготавливаем переднюю стенку, а боковые лучше сделать из ДСП 20 мм. После изготовления стенок сабвуфера, можно приступать к его сборке. Клей ПВА очень хорошо подойдёт для проклейки соединений. Вкручивание саморезов осуществлять с шагом в 5 см. Закрепляем боковые, а также верхнюю и нижнюю стенку. После этого нужно циркулем на одной боковой стороне разметить отверстие под акустический терминал. Берём в руки электролобзик и делаем отверстие. Аккустический терминал имеет свойство хлюпать при подаче на него высокого давления, что сопровождается призвуками. Чтобы этого не происходило, экранируем его небольшой коробочкой. Такую коробочку нужно обязательно промазать клеем, а затем саморезами прикрутить к боковой стенке. Если при сборе коробки произошло выступание краёв корпуса, то аккуратно срезаем их рубанком. Берём переднюю панель и делаем в ней отверстие под акустический динами. Затем промазываем её клеем и прикручиваем саморезами к корпусу.

Далее нужно произвести защиту от влаги, а также конденсата корпуса сабвуфера. ДСП разрушается при попадании влаги. Нам понадобится мебельный нитролак для этой цели. Все действия лучше проводить на улице, т.к. мебельный нитролак имеет специфический запах и, к тому же, очень ядовит. Пропитать необходимо и внутренний торец передней панели.

Теперь нужно сделать корпус для сабвуфера более симпатичным. Внешний вид тоже немаловажен. Для этой цели лучше всего подходит карпет (ковровое покрытие). Покупаем в магазине метра полтора автомобильного карпета. Нитролак очень хорошо подойдёт в качестве клея. В карпете нужно сделать отверстие под динамик. Острый канцелярский нож Вам в помощь. Итак, можно сказать, что корпус готов.

Последним шагом является соединение сабвуферного динамика и акустического терминала, а также закрепление их в корпусе. Подключаем усилитель и получаем удовольствие от любимой музыки.

Видео по теме

Источники:

  • Как сделать корпус для сабвуфера своими руками
  • усилитель для сабвуфера своими руками

Хороший чистый звук приветствуется не только при записи музыки, но и при прослушивании ее дома, в гостях или даже в машине. В последнее время аудиорынок балует нас обилием изяществ, которые способны привить любовь к качественному звучанию музыки. Но качество, как известно, стоит денег. При выборе звукоизвлекающей техники необходимо сделать упор на оптимальное соотношение цены и качества. Также можно попробовать сделать короб самостоятельно, если вы собираетесь купить несколько динамиков, к примеру, для автомобиля.

Вам понадобится

  • доска МДФ (22 мм), два динамика.

Инструкция

Перед тем как пилить МДФ, рассчитайте количество материала, которое вам понадобится. Эта единица будет зависеть от величины ваших динамиков. Для вычисления этого значения воспользуйтесь программой JBL Speakershop. Для учета всех размеров будущего короба используйте во время работы программу Volume Box Calculator.

После нанесения разметки на лист МДФ выполните распиловочные работы, воспользовавшись циркулярной пилой или лобзиком. Поставьте вместе 2 стенки будущего короба для выполнения их соединения: просверлите небольшие отверстия, затем вкрутите саморезы. Повторите эту процедуру для всех оставшихся стенок короба.

Конструкция нашего короба в разрезе должна напоминать квадрат с диагональным срезом, поэтому под верхнюю доску необходимо сделать небольшой скос. Возьмите линейку и приставьте ее к двум боковым стенкам, нарисуйте линии скоса. При помощи электрорубанка создаете скос. В крайнем случае, можно воспользоваться обычным рубанком.

После выполнения скоса необходимо перевернуть короб на лист МДФ и очертить линии, по которым вы будете вырезать верхнюю крышку. Теперь тоже самое с боковыми стенками короба: ставим короб на бок, отмечаем и вырезаем. Остается соединить все части конструкции, связав их саморезами и столярным клеем (для прочности).

Отметьте на коробе размеры динамиков и вырежьте круговые отверстия. Можно тут же обтянуть тканью, а затем вставить динамики в короб.

Законченный вид автомобилю придает акустическая система. Главной частью акустики является сабвуфер, но это совсем не дешевое удовольствие. На «сабе» можно сэкономить, если сделать корпус своими руками.

Инструкция

Сначала определитесь, какой формы будет ваш сабвуфер. Легче всего сделать герметичный корпус в виде усеченной пирамиды.

Скачайте программу JBL speaker shop. Она понадобится для расчета размеров корпуса. Для начала в программе введем данные по объему, указанные производителем, например, 31 л. Для каждого автомобиля по указанным параметрам программа сама определит нужные геометрические размеры корпуса.

Запустите Enclosure module. Выберите сверху закладку BOX->Dimension. В открывшемся диалоговом окне, в правом верхнем углу, выберите геометрические пропорции коробки. Введите параметры, которые вы бы хотели для вашего багажника, и программа выведет вам оптимальные данные.

Возьмите карандаш и отметьте размеры, которые вы получили в программе JBL. Лобзиком аккуратно вырежьте стенки и пометьте их, чтобы не перепутать. Если вы что-то испортили, обязательно переделайте, так как каждая неровность скажется на звучании сабвуфера в дальнейшем. Потом сделайте при помощи лобзика посадочное место для динамика.

Не прикручивая стенки корпуса, примерьте, чтобы убедиться, что все вырезано правильно. Скручивая коробку, будьте аккуратны, так как слишком большое количество шурупов может повредить фанеру.

Теперь смажьте поверхность каждой стенки герметиком и дайте подсохнуть. Соберите коробку, скрутите шурупами. Остатки герметика шпателем размажьте по швам. Ваш корпус должен быть полностью герметичен и не иметь щелей.

Установите на место динамик и прикрутите его.

Возьмите обшивку, отмерьте. Желательно чтобы куски были большие - так будет заметно меньше стыков. Хорошенько смажьте клеем материал и обтяните корпус.

Включите сабвуфер и проверьте, работает ли он. Нужного звучания вы сразу не увидите. Для этого необходима настройка. Подключите сабвуфер к усилителю и настройте.

Качественная акустическая система автомобиля - дорогостоящее удовольствие. Но некоторые ее компоненты можно сделать самостоятельно, например, собрать коробку для сабвуфера.

Вам понадобится

  • - многослойная фанера;
  • - клей ПВА;
  • - саморезы;
  • - герметик;
  • - ковролин;
  • - электрический лобзик;

Инструкция

Когда вы определились с типом, скачайте программное обеспечение JBL SpeakerShop. Откройте модуль Enclosure module. В появившемся диалоговом окне выберите геометрическую форму сабвуфера, например, Prism slanted front, и введите параметры . Программа автоматически рассчитает размеры корпуса будущего «саба».

Возьмите лист многослойной фанеры и нанесите разметки боковых стенок корпуса. При помощи электрического лобзика вырежьте их. Соедините стенки корпуса при помощи клея ПВА, а затем прикрутите саморезами, с шагом в 5 см. Дождитесь, пока высохнет клей. Образовавшиеся щели между стенками заполните герметиком. Его излишки удалите ножом.

Заполните корпус будущего «саба» водой и проверьте на наличие протечек. Корпус сабвуфера должен быть герметичным, чтобы достичь высокого качество звука. Слейте воду и замажьте повторно дефекты и щели герметиком. Обязательно просушите феном корпус.

Отметьте месторасположение динамика и проделайте отверстие электрическим лобзиком. Края отверстия обработайте шлифовальной машинкой, чтобы в дальнейшем не повредить динамик. Также проделайте отверстие под провода.

Обтяните корпус ковролином и приклейте его при помощи силиконового клея. Края накладывайте внахлест. После высыхания обрежьте верхний край. У вас получится аккуратный и незаметный шов.
Коробка под сабвуфер готова.

На качество звучания сабвуфера влияет не только сама акустика, но и непосредственно корпус устройства. Помимо материала важно, чтобы короб имел соответствующий объем и был изготовлен из подходящего материала. Необходимо правильно рассчитать архитектуру, поскольку это критично для небольшого объема багажника автомобиля.

Вам понадобится

  • - листья МДФ;
  • - жидкие гвозди;
  • - саморезы;
  • - дрель;
  • - лобзик;
  • - карпет