Российские пилоты бегут в азию. СМИ узнали о «массовом» переходе летчиков из России в азиатские компании

Российских пилотов, стремящихся устроиться на работу в Азию. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года на работу в азиатские страны уехали более 300 наиболее подготовленных летчиков с отличным английским. Сто из них получили работу в Китае. Российских пилотов активно берут на работу авиакомпании Индии и Вьетнама.

Еще четыре сотни командиров воздушных судов и инструкторов занимаются своим трудоустройством за рубежом. Утечка затронула в первую очередь авиакомпании S7, "Уральские авиалинии", "Волгу-Днепр" и "ВИМ-Авиа". "Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше", - отметил на гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев. В Минтрансе России подтвердили тенденцию утечки кадров, но считают, что "проблема гораздо меньшего масштаба".

Основная причина "исхода" и оттока российских кадров заграницу — экономическая. Например, китайские компании готовы платить квалифицированным иностранным пилотам по 17-25 тысяч долларов ежемесячно. Это от одного до полутора миллионов рублей, то есть вчетверо выше, чем зарплата пилотов внутри России. Кроме того, россиян привлекают на заработки и условия труда. Например, налет в месяц в китайских компаниях - 80 часов, а не 90, как внутри страны. Также в Китае им предоставляется более длительный отпуск - не менее 96 дней против российских 70.

Интерес к российским пилотам проявляют десять крупнейших китайских авиаперевозчиков. В Китае в 2016 году было 50,5 тысячи пилотов, которые работали на 59 китайских авиакомпаний. Из них 25 тысяч 200 коммерческих пилотов. В Китае почти нет ограничений на работу иностранных пилотов, за год их число выросло на 2 тысячи 300 человек. В 2016 году в КНР через 218 аэропортов прошло более 1 миллиарда человек, а перевозки пассажиров возросли до 488 миллионов, прибавив к позапрошлому году 12 процентов.

Авиакомпания S7 намерена поставить вопрос о бегстве российских пилотов за рубеж.

При этом авиакомпании утверждают, что уже пять раз увеличивала зарплату, но не видят больше возможностей для ее роста. Второй пилот сейчас получает порядка 320-350 тысяч рублей в месяц, командир экипажа — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей. Из-за дефицита пилотов российские авиакомпании в 2014 году добились от правительства 200 квот на иностранных пилотов. Сейчас в "Аэрофлоте" работает 21 иностранный летчик, при этом 18 из них из Чехии. И крупнейший российский авиаперевозчик запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов, вдобавок к уже имеющейся в 80 летчиков.

Уход летчиков из российских компаний совпал падением пассажиропотока и осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. Но в Минтрансе считают, что отток российских пилотов за рубеж вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Впрочем, именно курсовая разница не мешает российским авиакомпаниям запрашивать новые квоты на трудоустройство в России иностранных пилотов, а Росавиация .

Российские пилоты едут работать в Азию, прежде всего из-за высоких зарплат. Как рассказал «Коммерсанту» источник в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. При этом график работы более щадящий — 80 часов налета в месяц против 90 в РФ и не менее 96 дней отпуска, в то время как в нашей стране — 70 дней.

По прогнозу , в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — потребность в квалифицированных летных кадрах в стране оценивается в 111 тыс. человек к 2035 году.

За последние два с половиной года в Китай и Корею уехали работать более 300 российских пилотов — командиров воздушных судов и инструкторов с хорошим знанием английского языка. Еще 400 высококвалифицированных специалистов находятся в процессе трудоустройства.

Кроме того, с 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из России», говорит источник «Коммерсанта». Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

В отрасли констатируют, что страну покидают лучшие из лучших: наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского — КВС и КВС-инструкторы. Кроме КНР пилоты едут работать в Корею, Индию и Вьетнам.

Тенденция оттока КВС из России начала прослеживаться еще два года назад: из-за банкротства , ограничений полетов по туристическим направлениям и на фоне общего снижения пассажиропотока число безработных пилотов, в том числе находящихся в листах ожидания авиакомпаний, выросло вдвое — до 4 тыс. человек. Приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек.

В этом году ситуация начала меняться: объем пассажирских перевозок, по данным Росавиации, за пять месяцев 2017 года вырос на 22%, в том числе за счет вновь набирающих популярность турецких курортов. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Авиакомпании оказались не готовыми к этому: как отметил глава ведомства , такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала.

В подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба». В министерстве отмечают, что это связано в первую очередь с курсовой разницей валют. Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро будут представлены на общественное обсуждение.

Одним из решений кадровой проблемы в отрасли видят расширение квоты на наем иностранных КВС.

Ранее российское законодательство не позволяло отечественным авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов на должность командиров воздушных судов. Однако нехватка кадров подтолкнула к тому, что в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год.

Но это совпало со спадом пассажиропотока — в 2015 году он упал на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%, а также ослаблением рубля, поэтому спрос на работу в РФ упал.

Исполнительный директор «Авиапорта» также не исключает, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС. По его словам, с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты.

Первым пилотом-иностранцем в России стал гражданин Германии Клаус Дитер Рольфс. Он пришел в в сентябре 2014 года, однако спустя всего полгода покинул авиакомпанию. Сообщалось, что Рольфс уволился по двум причинам: из-за девальвации рубля и из-за того, что не смог найти общего языка с российскими пилотами.

Российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек - в процессе трудоустройства. Основной причиной и в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.

Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" - КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий - "в процессе оформления документов". По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них - 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год - 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.

Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту - до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году - на 1,2%, в 2016-м - на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек - из Чехии), квота компании - 80 человек.

Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,- от $17-25 тыс. в месяц. График работы - 80 часов налета в месяц (в РФ - 90), не менее 96 дней отпуска (в России - 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос - на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС - 470 тыс. руб., а инструктор - более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили.

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".

В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом - например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС.

За 2,5 года более 300 пилотов российских авиакомпаний уехали работать за границу, приблизительно 400 сейчас находится "в процессе оформления документов", пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в отрасли.

По данным издания, утечке кадров подвержены наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского - командиры воздушных судов (КВС) и инструкторы. От нее пострадали, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Работу российские летчики находят в основном в странах Азии - Китае, Корее и Вьетнаме. Зарплаты там выше из-за ослабления рубля.

Источник газеты говорит, что пока российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом. Например, они отказываются подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Один из источников издания не исключает, что сбои в графике рейсов "ВИМ-Авиа" могли случиться среди прочего из-за ухода одновременно 12 КВС. Приток российских летчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и прекращением работы "Трансаэро", говорит другой источник, работающий в зарубежном рекрутинговом агентстве, которое набирает летчиков для КНР.

В Китае зарплата пилота в среднем в четыре раза выше, чем в России - 17 000 - 25 000 долларов в месяц, в месяц необходимо налетать 80 часов против 90 в России, отпуск начинается от 96 дней (70 в России), говорит этот источник. С прошлого года Китай упростил выдачу пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России".

10 китайских авиаперевозчиков хотят нанять российских пилотов, в основном их интересуют КВС с налетом от 2500 часов. В Китае сейчас летают около 100 российских КВС и инструкторов, столько же готовится перейти туда на работу, пишет газета.

"ВИМ-Авиа" подтвердила уход некоторых пилотов, которые теперь летают в Китае, Индии или Вьетнаме, где созданы условия для привлечения иностранных летчиков. Их не ограничивают квоты, система валидации лояльна и местные рекрутинговые агентства ищут пилотов в России и других странах, заявили в компании.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании не хватает российских КВС и что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше". Сам "Аэрофлот", по его словам, больше не может повышать зарплату. В авиакомпании работает 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек, запрошена новая квота на 40 пилотов-иностранцев.

По данным источников издания, на 20% выросла зарплата летного состава, "Уральских авиалиний", но компания эти данные не комментирует. В S7 подтвердили наличие трудностей, но "пока только в единичных случаях", и сказали, что планируют обсудить проблему с другими участниками отрасли. В "Волга-Днепр" на запрос издания не ответили.

В Минтрансе тенденцию утечки кадров подтвердили, отметив, что масштаб проблемы не так велик, и связали отток "прежде всего с курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение".

Российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. Основной причиной и в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.


Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов". По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".

Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8 июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению "ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс. коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488 млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.

Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21 иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек.

$17–25 тысяч в месяц способны платить квалифицированным иностранным пилотам китайские авиакомпании

Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ — 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал, что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".

Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс. руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб. "Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным "Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но "пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не ответили.

В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".

В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что "проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван "прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС.

Елизавета Кузнецова