Самостоятельное изготовление антенны для автомагнитолы. Какой усилитель сигнала автомобильной антенны лучше выбрать и как его подключить Самодельные усилители для фм в авто

Все автолюбители имеют у себя в машине магнитолы, да не все магнитолы хорошо ловят радио. Только в дорогие устройства установлены с хорошими УВЧ, способными принимать слабые FM станции. Большая часть дешёвых автомагнитол приемлимо работают лишь по городу, поэтому имеет смысл снабдить их антенным усилителем. Тут есть два варианта - купить готовый промышленный или спаять самому.

Тем, кто имеет некоторые навыки радиолюбительства, предлагается пару схем таких усилителей.

Входная катушка L1 состоит из четырех витков эмалированного медного провода (бескаркасная) на оправке более 5 мм в диаметре. Катушка L2 похожа на L1, но имеет только три витка. Цоколёвка контактов транзистора 2SC2570 показана на схеме.

Второй вариант FM УВЧ

Вместе с хорошей направленной антенной, данный двухкаскадный антенный усилитель для УКВ FM-диапазона позволит вам получить чёткий приём даже дальних радиостанций. Усилитель также значительно улучшит качество приема местных городских FM-сигналов. Рекомендуется использовать импортные транзисторы, так как с ними результат гораздо лучше. Некоторые из них, в том числе и цоколёвка, показаны в таблице.

Усиление второго MOSFET транзистора регулируется с помощью резистора P1, который задаёт напряжение смещения для T2. Например, если вы живете недалеко от мощного УКВ-FM-и ТВ передающего центра, то вы понимаете, что большое усиление приведёт к перекрёстной модуляции и другим нежелательным эффектам в FM-диапазоне.


Усилитель собран на двусторонней печатной плате, показаной на рисунке. Катушки L1, L2 и L3 намотаны на 4,5 мм каркасе.

Подробнее о катушках

FB1, FB2, FB3 = 5 витков провода 0,15 мм на ферритовых бусинках.

L1 = 7 витков 0,9 мм диам. эмалированного медного провода; внутренний диаметр 5 мм.

L2, L3 = 7 витков 0,9 мм, диаметр обмотки 5мм;

L4 = 30 витков диаметр 0.15 мм эмалированного медного провода на 1 МОм резисторе мощностью 0.5W.

Настройку в отсутствии приборов можно проводить на слух - по максимуму качества, используя при этом плохую антенну (небольшой кусок провода).

УКВ ЧМ радиоприемник стал непременным атрибутом дома, в автомобиле и на даче. И одна из проблем, которая возникает при его эксплуатации, - это обеспечение требуемого качества приема на большом удалении от радиовещательных станций.

К сожалению, не все радиоприёмники обладают хорошей чувствительностью, поэтому при удалении от радиостанций на несколько десятков километров, например во время пребывания на даче или поездках за город, качество п иема значительно ухудшается.

Установка же эффективных приемных антенн на автомобиле или переносной аппаратуре сопряжена с большим трудностями или просто невозможна.

Выходом из этой ситуации может быть использование на входе радиоприемника малошумящего антенного усилителя. Если радиоприемник многодиапазонный и имеет один антенный вход (например, автомобильный), то усилитель до ж н усиливать сигналы именно этого диапазона и пропускать без потерь сигналы других.

Кроме того, в условиях города, когда уровень сигналов радиостан ий и помех значителен, такой усилитель необходимо отключать во избежание возникновения перекрестных искажений.

Если пр ем осуществляется далеко за городом, то усилитель можно сделать неотключаемым. Схема усилителя показана на рис. 1. Он выполнен на малошумящем биполярном транзисторе. Коэффициент усиления составляет около 20 дБ.

Рис. 1. Принципиальаня схема антенного усилителя для УКВ приемников.

На входе усилителя установлены последовательно включенные фильтр нижних частот (ФНЧ) C1L1C2 с частотой среза 115...120 МГц и фильтр верхних частот (ФВЧ) с частотой среза 60 65 МГц. Таким образом усилитель обеспечивает усиление сигналов радиостанций, работающих в обоих радиовещательных УКВ диапазонах.

Если усилитель планируется разместить в радиоприемнике, где используется одна антенна на все диапазоны (автомобильный вариант), то его схему на до доработать и ввести два реле, а так же дополнительный фильтр по питанию.

Схема устройства этого варианта показана на рис. 2. При подаче питающего напряжения реле К1 и К2 подключают усилитель А1 (показано на ем) меж ду антенной и приемником, а при отключенном питании вход радиоприемника соединяется непосредственно с антенной.

Если усилитель будет устанавливаться в автомобиле то его надо обязательно разместить в металлическом корпусе и питание подать через проходной конденсатор (С9).

Рис. 2. Схема подключения антенного усилителя.

Элементы усилителя размещают на печатной плате из двусторонне фольгированного стеклотекстолита, рисунок печатных дорожек и расположение элементов показаны на рис. 3.

Вторая сторона печатной платы оставлена металлизированной и соединена фолы и по контуру с общим проводником первой стороны. Для автомобильного варианта печатную плату следует удлинить так, чтобы мож о было разместить реле и фильтр питания

В усилителе желательно применить малошумящий транзистор с нормированным коэффициентом шума лучше всего подойдут указанный на схеме КТ3120А, а также КТ382А, КТ382Б, КТ399А, КТ3101А-2, КТ3106А9 возможно применение транзистора КТ368А но результаты могут оказаться несколько хуже Конденсаторы КД, К10-17 и аналогичные импортного производства, С9 - К10П 4 КІО-51 КТП, Б23. Резисторы -МЯТ С2-33, Р1-4.

Рис. 3. Печатная плата для антенного усилителя УКВ.

Катушки L1 и L намотаны проводом ПЭВ-2 0,4 на оправке диаметром 4 мм и содержат соответственно 3,5 и 4,5 витка. Катушка L3 намотана на кольце диаметром 8-10 мм из феррита марки 2000НН и содержит 20-30 витков провода ПЭВ-2 0.2.

Усилитель включают между антенным гнезд м и входом радиоприёмника. При этом соединение от усилителя до входа приемника необходимо выполнить коротким экранированным кабелем.

При установке в автомобиле все соединения следует выполнить экранированным кабелем, а усилитель разместить вблизи радиоприемника в экранированном отсеке.

Если усилитель будет коммутруемым (автомобильный вариант), то необходим выключатель питания, который размещают в любом удобном месте. Фильтры рассчитаны для работы на кабель с волновым сопротивлением 50 Ом при работе на кабель 75 Ом необходимо уменьшить емкости конденсаторов С1-С4 и увеличить индуктивность кату ек L1 и L2 в полтора раза

Налаживание усилителя сводится к установке ебуемо режима по постоянному току. Подбором резистора R4 устанавливают оптимальный ток коллектора транзистора, при котором коэффициент шума минимален.

Такие режимы обычно указывают в справочнике. Затем проводят проверку АЧХ входных фильтров, а в случае необходимости корректировки сдвигают и раздвигают витки катушек индуктивности.

Экспериментальная проверка усилителя проводилась в г. Фатеж на расстоянии 40-45 км от радиовещательных станций г Курска. Он был установлен в приемник имеющий УКВ диапазон с частотами 65,8...74 МГц.

Прием осуществлялся на внешнюю антенну. Без усилителя был возможен уверенный прием двух государственных радиостанций и одна коммерческая радиостанция принималась с плохим качеством. После установки усилителя оказался возможным уверенный прием шести радиостанций, работающих в этом диапазоне в г. Курске.

И. Нечааев, г. Курск, Н. Лукьянчиков, г. Фатеж Курской обл. Р2001, 1.

Автомобильные антенны уже давно считаются обыденным аксессуаром, но такая техника часто ломается, нередко ее просто воруют. Заводские модели стоят довольно дорого, а зачастую проблематично найти подходящую. Однако можно сделать автоантенны для магнитолы своими руками. Процесс несложный, но требует некоторых профессиональных навыков.

Ассортимент устройств в магазинах очень большой. По назначению эту технику делят по таким видам:

  1. Активные антенны для автомагнитолы, когда прием сигнала идет вместе со встроенным усилителем. Считаются очень мощными. Отлично подходят для улавливания сигнала на больших расстояниях.
  2. Пассивные модели. Работают без усилителей. Считаются более простыми, их намного проще сделать самостоятельно. Такие устройства как раз рекомендуют устанавливать, если автомагнитолы используются только в окрестностях города.

Классифицируют антенны и по способу установки. Различают внутренние и внешние антенны:

  1. Внутренние. Их монтируют в салонах автомобилей. Подходит этот способ установки для активных моделей.
  2. Внешние. Располагаются снаружи автомобильных корпусов. Такой монтаж больше подходит для пассивных приборов. При этом хоть как-то компенсируется небольшая мощность техники.

Чтобы сделать антенну для автомагнитолы своими руками, нужно учесть принципы работы уловителя сигналов, определить длину устройства, место его размещения, степень сложности всей конструкции.

Обычные антенны для автомобилей представляют собой четвертьволновые вибраторы, которые заземляют на корпусы машин. Такие устройства могут быть смонтированы только вертикально, а в длину достигают 2,5 м. Для антенн стандартных автомагнитол эти параметры считаются избыточными.

Именно поэтому для замены устаревших габаритных устройств используют самостоятельно сделанные наружные антенны для автомагнитол. Чтобы услышать устойчивые радиосигналы в популярном диапазоне, достаточно использовать штыревые приборы длиной от 10 до 20 см.

Помимо существенной экономии средств, есть еще ряд преимуществ в применении такой техники. Выделяют такие достоинства:

  1. Сделанную самостоятельно конструкцию можно подогнать под совершенно разные модели автомобилей.
  2. Не будет никаких проблем с высотой установки для приема радиосигналов.
  3. Устанавливать самодельное устройство гораздо проще, чем заводские аналоги.
  4. Можно улучшить качество приема сигналов при правильном производстве установки, в отличие от использования покупных антенн.

Стоит отметить, что приступать к самостоятельному конструированию можно, если есть навыки работы с электротехникой, в ином случае лучше воспользоваться услугами профессионалов или использовать магазинные аналоги.

Сделать собственными руками можно как неактивные, так и активные (с усилителем) устройства. Технология производства состоит из нескольких этапов:

  • подготовки необходимых инструментов;
  • непосредственной сборки;
  • крепления к машинному корпусу;
  • подключения.

Сборка разных по назначению типов антенн для магнитолы своими руками существенно отличается даже подборкой необходимых инструментов.

Пассивные антенны без усилителя считаются довольно простыми по своей конструкции. Чтобы создать такое устройство, потребуется:

  • проволока из меди (диаметр от 1,5−2 мм);
  • качественная гайка;
  • хороший напильник;
  • отвертка;
  • термический клей (можно заменить термоусадочной трубкой);
  • винт (диаметр М5);
  • контргайка.

Сборку проводят поэтапно. Для этого:

Для придания эстетичного вида установке на нее наклеивают пленку, обрабатывают грунтовкой, красят. Пассивное устройство готово.

Создание активного вида приборов

Особенность этой техники - наличие оборудования, которое усиливает прием сигналов. При создании внутренних активных установок используют рамочные конструкции. Для этого требуются такие инструменты:

  • проволоку из меди, обязательно с изоляцией (диаметр - 2 мм);
  • домашний усилитель (подойдет телевизионное устройство);
  • качественный паяльник;
  • разъем, который подходит для магнитолы;
  • хорошие кусачки;
  • клей.

В качестве базовой основы для прибора часто используют корпус усилителя, предназначенный для обычной домашней антенны. Припаивают к нему провод, который, в свою очередь, будет подключаться к магнитоле. Это необходимо для того, чтобы усилитель принимал и передавал сигналы.

К гнезду подключают штекер антенны, с другого конца провода монтируют разъем. Кабель питания для усилителя в автомагнитолах считается управляющим, окрашен он в синий цвет.

Приемник активного типа монтируют на крыше машины, чтобы хорошо принимались сигналы. Для этого в корпусе сверлят два отверстия - монтирующее и вспомогательное. Антенный провод прокладывают по периметру водительской двери, фиксируя клеем. После установки на крыше машины крепят в стойке (боковой) кабель, аккуратно подсоединяют его к автомагнитоле.

Особенности монтажа и подключения

Традиционно активные типы антенн для магнитол устанавливают на лобовых стеклах в верхних правых углах либо за зеркалами заднего вида. Пассивные установки для приема сигналов ставят на корпуса машин, обычно крепят на крышах.

Любую антенну монтируют только на чистую поверхность. Для установки используют клей или малярный скотч, болты, гайки, контргайки для заземления, подходящую по размеру диаметра антенного провода дрель. Место монтирования обязательно обезжиривают специальным очистителем.

Фиксируют приборы клеем или малярным скотчем. После монтажа от антенны к магнитоле прокладывают провода. Это делается либо по периметру автомобильных дверей или окон, либо непосредственно по салону через специальные отверстия.

В конструкции обыкновенной автомобильной антенны есть три провода:

Чаще всего второй провод объединен с третьим, подключая питание, активируют контактную функцию, антенна начинает принимать сигнал.

Важно правильно выбрать место установки антенны. Автомобильный кузов может быть как своеобразным индикатором повышения качества приема сигнала, так и помехой. Лучшее место для крепления - центр крыши.

Вблизи с уловителем не должны находиться посторонние предметы из металла. Комбинированные антенны для приема различных сигналов связи лучше приобрести в готовом виде.

Установку необходимо максимально защитить от воздействия внешней среды, чтобы не произошло окисление контактов, не проржавели детали всей конструкции.

Сделанная собственноручно антенна - эффективный способ экономии средств, повышение качества приема сигналов, возможность технической доработки магнитолы в собственной машине.

УСИЛИТЕЛИ АНТЕННЫЕ FM - КАК УЛУЧШИТЬ ПРИЕМ РАДИО.

ДЛЯ ЧЕГО: Эти устройства предназначены для улучшения приема радио УКВ и FM. Усилитель должен подключаться к наружной пассивной антенне. Это может быть штатная антенна, установленная на заводе - изготовителе автомобиля, либо установленная владельцем. Важно! Усилитель сигнала антенны не поможет, если антенна сломана.

Важно! Для правильной работы и качественного приема антенна нужна пассивная. Штекер антенны подключается во входное гнездо усилителя автомобильной антенны, штекер усилителя - во входное гнездо магнитолы. Усилитель подключается к бортовой автомобиля +12 сети Вольт. Важно, чтобы цепь подключения усилителя для автомобильной антенны была защищена предохранителем, также важно - при выключения зажигания автомобиля устройство должно отключаться. Усилитель сигнала автомобильной антенны в этом случае будет работать правильно.

ПРЕИМУЩЕСТВА: Пассивная антенна + усилитель сигнала антенны Триада - это фактически мощная активная антенна. Прием на расстояниях более 50 км от радиостанции заметно улучшится, пропадут или станут менее заметны хрипы и пропадания сигнала. Применение дешевых китайских усилителей сигнала обычно лишь незначительно улучшает качество приема, Продукция Триада разработана и изготовлена в России:
-применяются мощные усилительные компоненты с качественными фильтрами диапазонов
-усиливается не только ФМ, но и УКВ, и АМ
-позволяет отключать или регулировать усиление


Итак, усилитель для автомобильной антенны особенно рекомендуется автолюбителям:
-проживающим на расстоянии 50-120 км от радиопередатчика FM;
-установлена пассивная наружная антенна (врезная, на магните, на водосток)
-если некоторые станции принимаются с помехами, шипами и тд.


КУПИТЬ УСИЛИТЕЛЬ ТРИАДА 304 МОЖНО У НАДЕЖНЫХ И ПРОВЕРЕННЫХ ПАРТНЕРОВ::

ХИТ ПРОДАЖ усилитель Триада 304!
Ориентировочная розничная цена 650 рублей

Эффективная работа таких устройств возможна при расстояниях от радиостанции 60-120 км, т.е. потенциальный покупатель - это сельский житель или житель ближних пригородов, который хочет улучшить качество приема радиостанций. Если радио в автомобиле принимается с сильными шумами, сигнал пропадает, не все радиостанции принимаются - применение усилителя оправдано. Если расстояние до радиовещательного передатчика более 150 км, вряд ли что-нибудь, включая антенный усилитель, поможет улучшить радиоприем.


ВАЖНО! Если у Вас наружная активная антенна повреждена, ее надо менять. Часто возникает ситуация, когда вместо того, чтобы поменять поломанную активную антенну, потребитель хочет улучшить прием при помощи усилителя. Не поможет. Антенну придется поменять, даже если это трудоемкая задача, связанная с необходимостью частичной разборки части кузова или обшивки автомобиля. Если антенну невозможно поменять, можно поставить другую -пассивную - антенну, подключить к ней усилитель сигнала антенны, а сломавшуюся отсоединить от магнитолы.

Усилитель Триада-304 рекомендуется к применению с антенной и другими пассивными врезными антеннами.
Не рекомендуется к применению с активной антенной из-за возможности перевозбуждения входного каскада магнитолы.
Для того, чтобы в городе усилитель не искажал слишком сильный сигнал, его желательно либо отключить, либо уменьшить усиление. Такую возможность потребителю предоставляют усилители «Триада» - модель 304 «Дальнобой». В данном изделии усиливаются также диапазоны АМ, т.е. длинные и средние волны. Не рекомендуется применение усилителей с активной антенной, это тоже приведет к искажению и хрипам.

Автомобильный антенный усилитель УКВ и FM. Это самый простой и дешевый усилитель - улучшенный аналог китайских усилителей. При его подключении к пассивной наружной (внешней) антенне нельзя регулировать или отключать усиление. Рекомендуется в самых несложных случаях плохого приема.
автомобильный антенный усилитель УКВ и FM радио с регулировкой усиления. Удобен потребителям, периодически посещающим удаленные населенные пункты.
автомобильный антенный усилитель радио УКВ и FM с отключением усиления. Удобен потребителям, часто и регулярно посещающим удаленные населенные пункты.
мощный усилитель автоантенны AM, УКВ, FM с отключением усиления.
Это лучший усилитель , он удобен потребителям, часто и регулярно посещающим удаленные до 150 км населенные пункты, и кроме того, слушающим радио на длинных и средних волнах. Кроме того, он обладает наилучшими характеристиками усиления в диапазонах УКВ и FM. В общем, это лучшая модель усилителя радио.

КУПИТЬ УСИЛИТЕЛЬ ТРИАДА 304 МОЖНО У НАДЕЖНЫХ И ПРОВЕРЕННЫХ ПАРТНЕРОВ:


ВНЕШНИЙ ВИД. Усилитель fm сигнала автомобильной антенны внешне представляет собой пластиковый вытянутый черный корпус размерами приблизительно 12 на 4 см толщиной 3 см с закругленными углами, модель 302 снабжена ручкой регулировки усиления, модели 303 и 304 кнопкой переключения режимов работы. С обратной стороны может комплектоваться двусторонним скотчем, при помощи которого крепится к автомобилю, точнее, к его пластиковым частям - торпедо, стекло или бардачек, в зависимости от места установки. На лицевой стороне виден логотип Триада, нарисованный в овале. Из корпуса выходят кабель длиной 50 см со штекером, а также провод питания от 12 вольт. На лицевой стороне в центре корпуса размещен светодиод, который загорается при подаче питания на усилитель. Это очень удобно для потребителя, поскольку отсутствие свечения индикатора говорит о ненормальной работе изделия. Сбоку находится входное антенное гнездо.

Усилитель упакован в картонную коробку или блистер, на картоне напечатана инструкция и основные технические характеристики усилителя.

ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ - ПОДРОБНОСТИ. Усилитель fm сигнала автомобильной антенны помогают приемникам с недостаточной чувствительностью выделить сигнал на фоне шума. Если раньше производители магнитол гнались за чувствительностью менее 5 мкв, то теперь часто этот параметр составляет 50 мкв и более. Это объясняется гораздо более разветвленной сетью радиостанций на Западе. А у нас 5 мкв по прежнему актуальны на бескрайних просторах за пределами Садового кольца.

Это сравнительно дорогой товар, к которому не всегда применимо понятие «высокое качество». Выбрать антенну (диполь) в магазине можно в любой момент, но в этом не много смысла, если вы обладаете минимальными инженерными навыками.

Самостоятельное изготовление автомобильной антенны.

Мы рассмотрим, как сделать ресивер для автомагнитолы своими руками. Вам не потребуются сложные материалы - только желание сэкономить и немного времени. По тому же принципу вы сможете оформить диполь для дома , офиса и других мест, где есть сигнал и возможна работа FM-приёмника.

Те ресиверы, которые можно найти в магазинах автотоваров сегодня, поддерживают довольно узкий диапазон частот. Они ориентированы на мировые стандарты, поэтому «выжать» из антенны для автомагнитолы по максимуму не получится.

Перед тем как приступить к изготовлению диполя своими руками, определитесь с назначением антенны:

  1. Активная. Это вариант приёмника сигнала со встроенным усилителем . Она может улавливать сигнал на больших расстояниях, нежели пассивная. Если вы используете автомагнитолу только в городе - обходитесь более простым вариантом.
  2. Пассивная. Такие антенны позволяют принимать вещание местных радиостанций с достаточной мощностью. Они работают без усилителя и проще в изготовлении своими руками, чем активные.

А также различать уловители сигнала можно по принципу установки:

  1. Внутренние. Их, как правило, располагают в салоне автомобиля. Если вам нужен активный диполь, лучше сделать его внутренним.
  2. Внешние. Эти уловители обычно располагают снаружи корпуса автомобиля. Так удаётся компенсировать небольшую мощность пассивных антенн.

Преимущества самодельной антенны

  • Антенну, сделанную своими руками, вы сможете подогнать под любой корпус автомобиля.
  • Чтобы сделать уловитель сигнала для FM-радио лично, вы потратите гораздо меньше средств, чем при его покупке.
  • Вы не будете иметь проблем с высотой диполя.
  • Монтировать заводскую конструкцию сложнее, чем сделать монтаж самодельной.
  • С большой вероятностью вы получите лучшее качество приёма.

Необходимые компоненты

Чтобы сделать уловитель сигнала для магнитолы своими руками, не понадобится много деталей. Вам будут нужны:


Создаём антенну

Намотайте проволоку на анкерный болт. Следите за плавностью витков, они не должны перехлёстываться.

Припаяйте к обмотке вокруг болта провод, который будет вести к магнитоле. Подберите пластиковый чехол для получившейся конструкции.

Теперь можно установить антенну на крышу своими руками. Это можно сделать несколькими методами:

  • используя магниты;
  • при помощи качественных присосок;
  • струбцинами;
  • способом встраивания;
  • врезными методами;
  • с помощью резьбового соединения.

Расположите провод, протянув его вдоль корпуса, желательно - вдоль одной из стоек автомобиля. Создать усилитель для активной антенны своими руками - дело не для новичка. Если вы решились на это - найти материалы можно в радиомагазине, а схемы - в интернете.

  • Кузов автомобиля может как способствовать повышению дальности и качеству приёма сигнала, так и мешать. Место, куда выполняется установка автомобильной антенны, играет большую роль. Идеальное место - центр крыши автомобиля (пересечение диагоналей).
  • Рядом с уловителем не должно находиться посторонних металлических предметов.
  • Не используете приведённые приёмы, если хотите сделать универсальный ресивер (для радио, мобильной и спутниковой связи, ТВ). Комбинированные диполи лучше приобретать в готовом виде. Хотя и их можно сделать своими руками.
  • Лучше не устанавливайте внутренний диполь, если боитесь повредить интерьер автомобиля. Приёмные полосы испортятся при демонтаже.
  • Максимально защитите уловитель сигнала от внешней среды. Иначе окислятся контакты, могут проржаветь все детали конструкции.

Выводы

Мы рассмотрели, как сделать простой, но эффективный диполь для автомагнитолы своими руками. Надеемся, инструкция поможет вам сэкономить время, деньги и нервы.

Ищите другие полезные материалы во всех разделах нашего сайта. И не забывайте оставлять комментарии!