За что отвечает датчик детонации ваз 2110. Как проверить датчик детонации и на что он влияет? Разбираемся и запоминаем

Вопрос о том, как проверить датчик детонации (в дальнейшем ДД), беспокоит многих автолюбителей, в частности, тех, кто столкнулся и . На самом деле существует два основных метода проверки - механический и с помощью мультиметра. Выбор того или иного метода зависит в том числе от типа датчика, они бывают резонансные и широкополосные. Соответственно, и алгоритм проверки у них будет разный. У датчиков с помощью мультиметра измеряют значение изменяющихсясопротивления или напряжения. Также возможна дополнительная проверкаосциллографом, позволяющая подробно посмотреть на процесс срабатывания датчика.

Устройство и принцип работы датчика детонации

Устройство резонансного датчика детонации

Существует два типа датчиков детонации - резонансные и широкополосные. Резонансные в настоящее время считаются устаревшими (их в обиходе так и называют - «старые») и в новых автомобилях не используют. Они имеют один выводной контакт и форму в виде бочонка. Резонансный датчик настроен на определенную звуковую частоту, которая соответствует микровзрывам в двигателе (детонирование топлива). Однако у каждого двигателя эта частота разная, поскольку она зависит от его конструкции, диаметра поршня и так далее.

Широкополосный же датчик детонации подает на двигатель информацию о звуках в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц (приблизительно, может быть разным у разных датчиков). А непосредственно ЭБУ уже принимает решение о том, является ли конкретный звук микровзрывом или нет. Такой датчик имеет два вывода и его чаще всего устанавливают на современные автомобили.

Датчики двух типов

Основу конструкции широкополосного датчика детонации составляет пьезоэлемент, который преобразует механическое воздействие, возлагаемое на него, в электрический ток с определенными параметрами (обычно считывается изменяющееся при этом напряжение тока, подаваемое на электронный блок управления двигателем, ЭБУ). Также в конструкцию датчика входит так называемый утяжелитель, необходимый для увеличения механического воздействия.

Широкополосный датчик имеет два выводных контакта, на которые, собственно, и подается изменяемое напряжение от пьезоэлемента. Значение этого напряжения подается на ЭБУ и на его основании блок управления принимает решение о том, имеет ли место в данный момент детонация или нет. При определенных условиях может сформироваться ошибка датчика, о чем ЭБУ сообщает водителю, активируя на приборной панели контрольную . Существует два основных метода проверки датчика детонации, причем это можно делать как с его демонтажом, так и не снимая датчик с места установки на блоке ДВС.

Четырехцилиндровый двигатель, как правило, имеет один датчик детонации, шестицилиндровый - два, а восьми- и двенадцати цилиндровые моторы - четыре. Поэтому при диагностике нужно внимательно смотреть, на какой именно датчик указывает сканер. Их номера указаны в мануале или технической литературе по конкретному двигателю.

Измерение напряжения

Эффективнее всего выполнить проверку датчика детонации двигателя мультиметром (другое название - электрический тестер, он может быть как электронный, так и механический стрелочный). Данную проверку можно выполнить сняв датчик с посадочного места или проверив прямо на месте, однако с демонтажом работать будет удобней. Так, для проверки нужно перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DC) в диапазоне приблизительно 200 мВ (или меньше). После этого подсоединить щупы прибора к электрическим выводам датчика. Постарайтесь сделать хороший контакт, поскольку от этого будет зависеть качество проверки, ведь некоторые малочувствительные (дешевые) мультиметры могут не распознать слабое изменение напряжения!

Далее нужно взять отвертку (или другой крепкий цилиндрический предмет) и просунуть ее в центральное отверстие датчика, после чего воздействовать ею на излом, чтобы во внутреннем металлическом кольце возникло усилие (не переусердствуйте, корпус датчика пластмассовый и может треснуть! ). При этом нужно обратить внимание на показания мультиметра. Без механического воздействия на датчик детонации значение напряжения от него будет равно нулю. А по мере того, как приложенная к нему сила будет увеличиваться - будет расти и выходное напряжение. У разных датчиков оно может быть разным, однако обычно значение составляет от нуля до 20…30 мВ при небольшом или среднем физическом усилии.

Аналогичную процедуру можно выполнить, не демонтируя датчик с его посадочного места. Для этого нужно отсоединить его контакты (фишку) и аналогично подсоединить к ним щупы мультиметра (тоже обеспечивая качественный контакт). Далее с помощью какого либо предмета давить на него или стучать металлическим предметом недалеко от того места где он установлен. При этом значение напряжения на мультиметре должно увеличиваться по мере того, как будет расти прикладываемая сила. Если при проведении подобной проверки значение выходного напряжения не меняется - скорее всего, датчик вышел из строя и подлежит замене (ремонту данные узлы не подлежат). Однако имеет смысл выполнить его дополнительную проверку.

Также значение выходного напряжения с датчика детонации можно проверить, если положить на какую-нибудь металлическую поверхность (или другую, но чтобы она хорошо проводила звуковые волны, то есть, детонировала) и ударить по ней другим металлическим предметом в непосредственной близости с датчиком (соблюдайте при этом осторожность, чтобы не повредить устройство!). Исправный датчик должен среагировать на это изменением выходного напряжения, что прямо отобразится на экране мультиметра.

Аналогично можно проверить резонансный («старый») датчик детонации. В целом, процедура аналогичная, необходимо подсоединить один щуп к выходному контакту, а второй - к его корпусу («массе»). После этого нужно гаечным ключом или другим тяжелым предметом ударить по корпусу датчика. Если устройство исправно, то значение выходного напряжения на экране мультиметра будет краткосрочно изменяться. В противном случае, скорее всего, датчик вышел из строя. Однако имеет смысл дополнительно проверить его сопротивление, поскольку перепад напряжения может быть очень маленьким, и некоторые мультиметры могут попросту не уловить его.

Есть датчики которые имеют выводные контакты (выводные фишки). Проверка их выполняется аналогично, для этого нужно замерить значение выходного напряжения между двумя его контактами. В зависимости от конструкции конкретного двигателя датчик для этого нужно демонтировать или можно проверить прямо на месте.

Обратите внимание, что после удара возросшее выходное напряжение обязательно должно вернуться к исходному значению. Некоторые неисправные датчики детонации при их срабатывании (удару по ним или возле них) действительно увеличивают значение выходного напряжения, однако проблема состоит в том, что после воздействия на них напряжение остается высоким. Опасность такой ситуации состоит в том, что ЭБУ не диагностирует, что датчик неисправен и не активирует лампочку Check Engine. А на самом деле в соответствии с исходящей от датчика информации блок управления изменяет угол зажигания и двигатель может работать в неоптимальном для машины режиме, то есть, при позднем зажигании. Это может проявиться в увеличенном расходе топлива, потере динамических характеристик, проблемах при запуске двигателя (особенно в холодную погоду) и прочих мелких неприятностях. Такие поломки могут быть вызваны разными причинами и порой очень сложно понять, что они вызваны именно некорректной работой датчика детонации.

Измерение сопротивления

Датчики детонации, как резонансные, так и широкополосные можно проверять путем замера изменения внутреннего сопротивления в динамическом режиме, то есть, в процессе их работы. Процедура измерения и условия проведения полностью аналогичны описанному выше измерению напряжения.

Отличие состоит только в том, что мультиметр включается не в режим измерения напряжения, а в режим замера значения электрического сопротивления. Диапазон измерений - приблизительно до 1000 Ом (1 кОм). В спокойном (бездетонационном) состоянии значения электрического сопротивления будет равно приблизительно 400…500 Ом (точное значение будет отличаться у всех, даже одинаковых по модели, датчиков). Измерение широкополосных датчиков нужно выполнять, присоединив щупы мультиметра к выводам датчика. Далее поступать либо по самому датчику либо в непосредственной близости с ним (по месту его крепления в двигателе, или, если он демонтирован, то положить его на металлическую поверхность и ударить по ней). При этом внимательно следить за показаниями мультиметра. В момент стука значение сопротивления будет кратковременно возрастать и возвращаться обратно. Обычно сопротивление возрастает до 1…2 кОм.

Как и в случае с измерением напряжения необходимо следить, что значение сопротивления возвращалось к его исходному показателю, а не зависало. Если этого не происходит и сопротивление остается высоким - значит, датчик детонации неисправен и его следует заменить.

Что касается старых резонансных датчиков детонации, то измерение их сопротивления происходит аналогично. Один щуп нужно подсоединить на выходной контакт, а другой - на входное крепление. Обязательно нужно обеспечить качественный контакт! Далее с помощью гаечного ключа или маленького молотка нужно несильно ударить по корпусу датчика (его «бочонку») и параллельно смотреть на показания тестера. Они должны увеличиваться и возвращаться к исходным значениям.

Стоит отметить, что измерение значения сопротивления некоторые автомеханики считают более приоритетным, чем измерение значения напряжения при диагностике датчика детонации. Как указывалось выше, изменения напряжения при работе датчика очень мало и составляет буквально несколько милливольт, в то время как изменение значения сопротивления измеряется в целых Омах. Соответственно, не всякий мультиметр в состоянии зафиксировать столь малый перепад напряжения, а вот изменение сопротивления - практически каждый. Но, по большому счету, это не имеет значения и можно выполнить два теста последовательно.

Проверка датчика детонации на электрической колодке

Существует еще один метод проверки датчика детонации, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно использовать штекер ЭБУ. Однако сложность данной проверки состоит в том, что нужно знать, какие именно гнезда в колодке соответствуют датчику, ведь у каждой модели автомобиля электрическая схема индивидуальна. Поэтому данную информацию (номер пина и/или колодки) необходимо дополнительно уточнить в мануале или на специализированных ресурсах в интернете.

Перед проверкой датчика на колодке ЭБУ обязательно нужно отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

Нужно подсоединиться к известным пинам на колодке

Суть проверки сводится к тому, чтобы измерить значение подаваемых датчиком сигналов, а также проверить целостность электрической/сигнальной цепи до блока управления. Для этого в первую очередь нужно снять колодку с блока управления двигателем. На колодке нужно найти два искомых контакта, к которым необходимо подсоединить щупы мультиметра (если щупы не влазят, то можно воспользоваться «удлинителями» в виде гибких проводов, главное - обеспечить хороший и прочный контакт). На самом приборе нужно включить режим для измерения постоянного напряжения с пределом в 200 мВ. Далее нужно аналогично описанному выше методу постучать где-нибудь в непосредственной близости от датчика. При этом на экране измерительного прибора можно будет увидеть, что значение выходного напряжения измеряется скачкообразно. Дополнительным преимуществом использования данного метода является то, что если фиксируется изменение напряжения, то проводка от ЭБУ к датчику гарантировано целая (нет обрыва или повреждения изоляции), а контакты в порядке.

Также имеет смысл проверить состояние экранирующей оплетки сигнального/питающего провода, идущего от ЭБУ к датчику детонации. Дело в том, что со временем или под механическим воздействием она может повредиться, а ее эффективность, соответственно, уменьшиться. Поэтому в проводах могут появиться гармоники, которые выдает не датчик, а появляющиеся под воздействием посторонних электрических и магнитных полей. А это может привести к принятию блоком управления ложных решений, соответственно, двигатель будет работать не в оптимальном режиме.

Обратите внимание, что описанные выше методы с измерением напряжения и сопротивления показывают лишь то, что датчик работоспособен. Однако в некоторых случаях важны не само наличие указанных скачков, а их дополнительные параметры.

Проверка датчика детонации осциллографом

Существует еще один метод проверка ДД - с помощью осциллографа. Проверку работоспособности без демонтажа в данном случае вряд ли получится выполнить, поскольку обычно осциллограф - это стационарный прибор и нести его в гараж не всегда имеет смысл. Наоборот, снять датчик детонации с двигателя не представляет больших сложностей и занимает несколько минут.

Проверка в данном случае аналогична описанным выше. Для этого нужно два щупа осциллографа подсоединить к соответствующим выводам датчика (удобнее проверять широкополосный, двухвыводной, датчик). Далее, после выбора режима работы осциллографа с его помощью можно посмотреть на форму амплитуды сигнала, исходящего от диагностируемого датчика. В спокойном режиме это будет прямая линия. Но если по датчику наносить механические удары (не очень сильные, чтобы не повредить его), то вместо прямой линии прибор покажет всплески. И чем сильнее будет удар - тем больше амплитуда.

Естественно, что если амплитуда сигнала в процессе нанесения ударов не меняется - значит, скорее всего, датчик вышел из строя. Однако лучше продиагностировать его дополнительно, измерив выходные напряжение и сопротивление. Также помните, что всплеск амплитуды должен быть кратковременный, после чего амплитуда сокращается до нуля (на экране осциллографа будет прямая линия).

Нужно обращать внимание на форму сигнала от датчика

Однако даже если датчик детонации и отработал и выдал какой-то сигнал, то на осциллографе необходимо внимательно изучить его форму. В идеале она должна быть в форме толстой иглы с одним острым ярко выраженным концом, а фронт (бока) всплеска должны быть гладкими, без зазубрин. Если картина такая - значит, датчик в полном порядке. Если же импульс имеет несколько пиков, а его фронта имеют зазубрины, то такой датчик лучше заменить. Дело в том, что, скорее всего, в нем уже очень состарился пьезоэлемент и он выдает некорректный сигнал. Ведь эта чувствительная часть датчика со временем и под действием вибрации и высоких температур постепенно выходит из строя.

Таким образом, диагностика датчика детонации осциллографом - наиболее достоверная и полная, дающая максимально подробную картину о техническом состоянии устройства.

Как еще можно проверить ДД

Существует еще один, достаточно простой, метод проверки датчика детонации. Он заключается он в том, что при работающем на холостых оборотах двигателе со скоростью приблизительно 2000 об/мин или чуть выше с помощью гаечного ключа или небольшого молотка наносят удар где-нибудь в непосредственной близости от датчика (однако бить прямо по блоку цилиндров не стоит, чтобы не повредить его). Датчик воспринимает этот удар как детонацию и передает соответствующую информацию на ЭБУ. Блок управления в свою очередь, снижает обороты двигателя, что можно без труда услышать на слух. Однако помните, что этот метод проверки работает не всегда! Соответственно, если в такой ситуации обороты снизились, значит, датчик в порядке и дальнейшую проверку можно не проводить. Но если обороты остались на прежнем уровне - нужно провести дополнительную диагностику одним из указанных выше методов.

Обратите внимание, что в настоящее время в продаже имеются различные датчики детонации, как оригинальные, так и аналоги. Соответственно, их качество и технические параметры будут различны. Уточняйте это перед покупкой, так как неправильно подобранный датчик будет выдавать ошибочные данные.

На некоторых автомобилях алгоритм работы датчика детонации сопряжен с информацией о положении коленчатого вала. То есть, ДД работает не постоянно, а лишь когда коленвал находится в определенном положении. Порой такой принцип работы приводит к проблемам в диагностике состояния датчика. Это является одной из причин того, что обороты не будут падать на холостом ходу просто от того, что по датчику или рядом с ним был нанесен удар. Кроме этого, ЭБУ принимает решение о возникшей детонации не только на основании лишь информации от датчика, но и учитывая дополнительные внешние факторы, такие как температуру двигателя, его обороты, скорость движения машины и некоторые другие. Все это заложено в программы, по которым работает ЭБУ.

В таких случаях проверить датчик детонации можно следующим образом… Для этого нужен стробоскоп, чтобы с его помощью на запущенном двигателе добиться положения «стояния» ремня ГРМ. Именно в этом положении срабатывает датчик. Далее гаечным ключом или молоточком (для удобства и чтобы не повредить датчик можно использовать деревянную палочку) нанести несильный удар по датчику. Если ДД исправен - ремень немного дернется. Если же этого не произошло - датчик, скорее всего, неисправен, необходимо выполнить дополнительную диагностику (замер напряжения и сопротивления, наличие короткого замыкания).

Также в некоторых современных машинах имеется так называемый «датчик неровных дорог», который работает в паре с датчиком детонации и при условии, когда машину сильно трясет позволяет исключить ложное срабатывание ДД. То есть, при определенных сигналах от датчика неровных дорог блок управления двигателем игнорирует срабатывания от датчика детонации по определенному алгоритму.

В корпусе датчика детонации кроме пьезоэлемента имеется резистор. В некоторых случаях он может выйти из строя (перегореть, например, от высокой температуры или плохой пайки на заводе-изготовителе). Электронный блок управления воспримет это как обрыв проводов или короткое замыкание в цепи. Теоретически такую ситуацию можно исправить, если подпаять возле ЭБУ резистор с аналогичными техническими характеристиками. Один контакт нужно припаять к сигнальной жиле, а второй - к «массе». Однако проблема в данном случае состоит в том, что значения сопротивления резистора не всегда известны, да и паять не совсем удобно, а то и невозможно. Поэтому проще всего купить новый датчик установить его вместо вышедшего из строя устройства. Также подпайкой дополнительного сопротивления можно изменить показания датчика и установить вместо рекомендованного производителем устройства аналог с другой машины. Однако, как показывает практика, такой самодеятельностью лучше не заниматься!

Напоследок пару слов об установке датчике после его проверки. Помните, что металлическая поверхность датчика обязательно должна быть чистой, на ней не должно быть мусора и/или ржавчины. Почистите эту поверхность перед установкой. Аналогично с поверхностью на посадочном месте датчика на корпусе двигателя. Также нужно выполнить его профилактическую очистку. Контакты датчика также в профилактических целях можно смазать WD-40 или ее аналогом. А вместо традиционного болта, с помощью которого крепится датчик к блоку двигателя, лучше использовать более надежную шпильку. Она плотнее крепит датчик, не ослабляет крепление и не раскручивается со временем под действием вибрации.

Многим автолюбителям знакома ситуация, когда после останова двигателя он продолжает детонировать, то есть некоторое время хаотично вращаться, «дергаться», вплоть до полной остановки. В случае заправки авто некачественным бензином во время движения, особенно на повышенной нагрузке, автомобиль может также проявлять неравномерный характер вращения двигателя. Налицо эффект детонации двигателя.

Детонация — очень опасное явление, потому что вызывает многократные перегрузки на узлы двигателя, особенно поршни, клапана, коленвал, распредвал, ремень ГРМ. Фото: westerncanadacorsa.com

С начала 80-х годов в системы управления двигателя начали устанавливать датчики детонации, которые формируют определенный сигнал при появлении эффекта детонации, сообщают его блоку управления двигателем, который в свою очередь корректирует угол опережения зажигания, предотвращая эффект детонации.

Эффект детонации

Эффект детонации двигателя – самопроизвольное хаотичное воспламенение горючей смеси, которое происходит без участия системы зажигания двигателя .

Например, если в автомобиль заправить некачественный бензин с более низким октановым числом, чем заявлено на автозаправке и требуется в инструкции по эксплуатации авто, при достижении определенной степени компрессии в рабочей зоне смесь может воспламениться еще до момента поджига искрой зажигания.

В зависимости от компрессии в каждом из цилиндров (она обычно различная, особенно для двигателей с пробегом) момент поджига различных цилиндров будет отличаться, двигатель начинает «колбасить», то есть детонировать. При этом значительно уменьшается его крутящий момент, мощность.

Если мысленно заглянуть внутрь цилиндров, будет наблюдаться такая картина. Фото: nulonbornthisway.com.au

Серьезные перегрузки могут вызвать:

  • повреждение клапанной группы;
  • повышенный износ поршней;
  • сокращение ресурса ремня ГРМ;
  • более серьезные проблемы вплоть до трещины блока.

Помимо некачественного топлива эффект детонации могут вызвать следующие факторы:

  • установка неправильного угла зажигания при замене ремня ГРМ;
  • износ натяжных и направляющих роликов, ремня ГРМ;
  • конструктивные параметры двигателя, повышенная величина компрессии;
  • тип и износ свечей зажигания;
  • условия эксплуатация автомобиля, рабочая температура охлаждающей жидкости.

Принцип работы

В большинстве современных датчиков, устанавливаемых на автомобили, применяется пьезоэлектрический эффект. Он заключается в том, что некоторые материалы при действии на них механических сил формируют разность потенциалов (электрическое напряжение).

В быту большинству курильщиков известна пьезозажигалка. В ней боек стучит по пьезоэлементу, в результате чего проскакивает достаточно мощная искра. Величина сигнала в датчике детонации значительно меньше, но принцип такой же.

Различают два основных исполнения: резонансные и широкополосные.

В некоторых моделях автомобилей ВАЗ применяют широкополосные датчики. Фото: les-sfu.ru

Датчики устанавливаются в той части двигателя, которая находится непосредственно возле зоны воспламенения, это блок цилиндров. Особенно важно, чтобы крепление имело максимальную жесткость. Некоторые автолюбители, не осознавая важность датчика детонации, крепят его после капремонта двигателя неправильно, значительно ухудшая параметры ДВС.

  • Преимущество широкополосных датчиков в том, что они эффективно работают при движении на больших оборотах и скоростях. В момент перехода на малые обороты и при остановке двигателя их чувствительность не уменьшается.
  • Резонансные датчики имеют большую чувствительность по сравнению с широкополосными, но в небольшом диапазоне частоты оборотов двигателя. Производитель Toyota выбрал именно этот тип датчиков.

Эти датчики имеют максимальную эффективность на небольших оборотах за счет эффекта резонанса в системе пружинного крепления пьезоэлемента. То есть в этих датчиках используются одновременно два физических эффекта: механический резонанс и пьезоэффект. Для увеличения добротности резонансной кривой в датчик обычно встраивают шунтирующий резистор.

  • Резонансные датчики имеют еще одно преимущество перед широкополосными: они не так чувствительны к вибрации при движении автомобиля по дороге с плохим покрытием.

Крепление резонансных датчиков обычно производится путем вкручивания в штатные места двигателя. Датчики имеют встроенную резьбовую зону. Некоторые автолюбители путают их с датчиками давления масла.

В некоторых двигателях устанавливают два и более датчика детонации, тем самым формируя более полную картину о характере воспламенения в цилиндрах. Фото: midasauto.ru

Признаки неисправности

Неисправный датчик детонации может проработать долгое время, и никак себя не проявлять, если двигатель не детонирует, всегда заправляется хорошим бензином, вовремя обслуживается. Основной признак неисправности датчика детонации – проявление эффекта детонации двигателя.

Вторичный признак неисправности – появление трещин и сколов на корпусе, окисление контактных зон, изменение цвета конструкции, проявление эффектов коррозии. Во всех перечисленных случаях необходима диагностика исправности датчика детонации.

Обязательную проверку датчика необходимо произвести, если автомобиль попал в ДТП с повреждением капотной зоны. Так как датчик имеет жесткое крепление к массивному двигателю, за счет высокой перегрузки в момент даже небольшого удара может произойти критическое смещение чувствительного пьезоэлемента. Параметры датчика могут существенно измениться. Не всегда такое изменение может регистрироваться компьютерной диагностикой. Многие дилерские автоцентры заменяют датчики детонации после серьезных ДТП даже без контроля их работоспособности.

Еще раз узнать, как работает датчик детонации и как его можно проверить — узнайте из видео:

Проверка датчика

Первый этап проверки датчика детонации – компьютерная диагностика в статическом (чтение ошибок) и динамическом (исследование характеристик) режимах. Если диагностика показала, что имеется ошибка датчика детонации, первым делом можно подключить заведомо исправный датчик, сбросить ошибки и произвести повторную диагностику.

Если сообщение об ошибке возникло вновь, следует проверить электрическую проводку вплоть до блока управления двигателя.

Далеко не всегда диагностика реагирует на неисправность датчика детонации. Можно произвести «дедовскую» диагностику. Для этого запускают двигатель, прогревают до рабочей температуры, ставят авто на стояночный тормоз, не глуша двигатель, выходят из авто, берут небольшой молоточек, и начинают методично (но не сильно) постукивать по креплению датчика детонации. В этот момент двигатель должен (но не обязательно) немного менять обороты. Но, если меняет, то исправен точно.

Можно проверить датчик при помощи измерительного прибора. Для этого берут простейший мультиметр. Затем переключают его в режим измерения напряжений на максимальный предел чувствительности (200 или 2000 милливольт). Далее подключают его щупы к выводам, как показано на рисунке:

Так как две руки уже занято, можно попросить соседа по гаражу постучать твердым предметом по корпусу возле крепления. До стука показания прибора должны быть приблизительно нулевые (особенно, если вы не касаетесь руками корпуса и щупов). В момент стука показания мультиметра должны значительно увеличиться, иногда до 1 Вольта и более. Более наглядные характеристики можно получить с помощью осциллогафа, но это едва ли необходимо. Датчик детонации, в принципе, можно использовать в качестве микрофона. Есть пьезоэлектрические микрофоны, основанные на таком же принципе. Некоторые сверхопытные мотористы прослушивают двигатель своим ухом. Почти такую функцию выполняет датчик детонации.

Замена датчика

При подозрении на отказ датчика, заметных повреждениях его конструкции, сильном повреждении двигателя во время аварии, датчик необходимо заменить. Теоретически, датчик детонации имеет ресурс значительно превышающий ресурс двигателя, поэтому «на всякий случай» его менять не следует.

Замену датчика лучше произвести на новый. Иногда по внешнему виду бэушного, прошедшего предпродажную подготовку, датчику нельзя определить его работоспособность. Исключение составляют случаи, когда найти новый датчик для данной модели невозможно либо он имеет неадекватную стоимость. В таком случае можно посмотреть датчики на другие модели датчиков на двигатели такого же производителя. Как правило, проектировщики устанавливают практически одинаковые датчики на линейки двигателей. Главное, чтобы он четко подходил по установочным параметрам.

Однако производитель ВАЗ настоятельно не рекомендует менять типы датчиков для различных моделей . Если в процессе диагностики двигателей ВАЗ считалась ошибка 0325 (обрыв цепи), возможно, датчик исправен, следует проверить электрическую цепь на предмет обрыва. Ошибка 0328 (повышенный уровень сигнала) может возникнуть при наводках от высоковольтных проводов, повышенных механических шумах двигателя. А вот ошибки 0326 и 0327 (малый уровень сигнала), скорее всего, свидетельство неисправности датчика.

На ВАЗ 2110 для замены датчика следует снять разъем, как показано на рисунке.Фото: autoeo.ru

Затем с помощью слесарного инструмента откручивают резонансный датчик детонации, тщательно зачищают установочное место. Новый датчик устанавливают при помощи динамометрического ключа, устанавливая момент затяжки около 15 – 20 н*м. После этого подсоединяют разъем, включают зажигание, компьютерной диагностикой производят сброс предыдущих ошибок, запускают двигатель, производят контрольный заезд. Затем вновь производят компьютерную диагностику. Ели она не показывает ошибок, ремонт считается успешным.

Видео-инструкцию по замене ДД вы найдете здесь:

Советы автолюбителю

Для того, чтобы быть уверенным, что датчик детонации работает в штатном режиме, следите за:

  • состоянием крепления датчика;
  • отсутствием попадания посторонних жидкостей, масел, антифриза на корпус и разъем датчика;
  • характером движения двигателя в момент останова.

Детонация в двигателе внутреннего сгорания – явление не только неприятное, но и опасное. Вызвано оно, как правило, некачественным топливом, или же сбоями в системе зажигания. Низкое октановое число бензина, а также нарушение угла опережения зажигания приводят к тому, что топливная смесь не воспламеняется от искры свечи, а самопроизвольно взрывается в цилиндре в конце такта сжатия. Этот процесс сопровождается высокими ударными нагрузками на все без исключения элементы поршневой группы.

Самым известным признаком детонации является характерный стук (цокот) поршневых пальцев. Избавиться от детонации в карбюраторном двигателе можно исключительно вручную, путем проворачивания крышки трамблера в ту или иную сторону (в зависимости от качества топлива). В современных автомобилях (инжекторных) всем управляет электронный блок управления (ЭБУ).

Датчик детонации

Для выявления детонации в инжекторном двигателе служит специальный датчик, который устанавливается на фронтальной стороне блока цилиндров. Некоторые современные автомобили могут быть оборудованы несколькими такими приборами.

Датчик детонации признаки неисправности

Датчик детонации (ДД) имеет электромеханическую конструкцию на основе пьезоэлемента. По своей сути – это акселерометр, т.е. прибор, преобразующий механическую энергию в электрическую. При возникновении вибрации датчик вырабатывает напряжение, которое подается на ЭБУ, причем, чем больше вибрация, тем больше напряжение.

Ссылаясь на полученные данные, контроллер регулирует угол опережения зажигания.

Виды датчиков детонации

Существует два вида ДД:

  • резонансные;
  • широкополосные.

Резонансный датчик по форме напоминает бочонок, и срабатывает лишь при существенном изменении детонационной частоты. Широкополосный ДД имеет форму таблетки. Он способен фиксировать не только частоту, но и весь спектр детонационного шума.

Резонансные и широкополосные датчики не являются взаимозаменяемыми, поэтому при возникновении необходимости замены ДД нужно точно определить его вид.

Признаки неисправности датчика детонации

Основными признаками неисправности датчика детонации являются:

  • появление на панели приборов надписи «Check Engine»;
  • снижение динамических показателей;
  • дымный выхлоп;
  • появление характерного стука в блоке цилиндров.

При загорании лампы «СНЕСК» потребуется помощь специалиста со сканером. Только считав код ошибки, можно определить, что это именно датчик детонации вышел из строя.

Для инжекторных автомобилей российского производства семейств «Лада» и «Самара» характерны следующие коды ошибок:

  • 0325 – обрыв проводки или отсутствие контакта в разъеме ДД;
  • 0326, 0327 – слабый сигнал датчика, или недостаточный момент затяжки при закручивании.

Причины выхода ДД из строя

На практике сам по себе датчик может служить очень долго, и ломается довольно редко. Если все же это произошло, то причиной этому могут послужить:

  • нарушение целостности проводки датчика;
  • замыкание на «массу»;
  • загрязнение или окисление контактов ДД в разъеме;
  • механические повреждения датчика.

Как проверить датчик детонации на работоспособность самостоятельно

Для проверки ДД на работоспособность необязательно обращаться на станцию техобслуживания, тем более, если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля. Для этого потребуются лишь гаечный ключ, которым нужно выкрутить датчик, и мультиметр.

Здесь сразу нужно обозначить, что способ проверки ДД для отечественных авто омметром на сопротивление, нередко встречающийся в «полезных» советах – занятие бесполезное, так как наши датчики имеют огромное сопротивление, измерить которое практически невозможно. ДД импортных машин имеют различное сопротивление, поэтому определить работоспособность прибора можно только пользуясь мануалом для определенного авто с четкими характеристиками датчика.

Более простой способ проверки ДД – проверка с помощью вольтметра. Демонтировав датчик, подключите к его клеммам щупы мультиметра, включенного в режиме вольтметра, установив диапазон 200 мВ. Далее легонько постучите по датчику каким-нибудь предметом, или по поверхности, на которой лежит ДД. Если датчик исправен, вольтметр должен зафиксировать напряжение в пределах 10-50 мВ (для разных датчиков этот показатель может быть разным). В случае если вольтметр не фиксирует никакого напряжения, датчик необходимо заменить.

Дополнительно о датчиках детонации, а также о проверке их на работоспособность вы можете узнать из видео по теме

Даже если вы не слишком глубоко разбираетесь во внутреннем устройстве механизмов своего автомобиля, в ваших силах обеспечить их бесперебойную работу. Кто, как не вы, в первую очередь может обнаружить нестабильность функционирования некоторых узлов. Учитывая, что поездки с отдельными неисправностями могут иметь серьезные , любой водитель должен хотя бы по минимуму знать принципы работы деталей своей машины, знать их ресурс, уметь определять и устранять банальные неполадки независимо от марки и модели авто.

Большинство современных автомобилей работают при помощи массы датчиков, неисправность которых, в основном, может быть установлена посредством компьютерной диагностики на сервисном оборудовании. Однако некоторые датчики дают о себе знать достаточно явно, и при должной внимательности водителя не составит особого труда определить, какой именно вышел из строя.


сгорание топливно-воздушной смеси

С датчиком детонации проблемы возникают редко, только ни в коем случае исключать его не стоит. Он служит для контроля уровня . Дело в том, что небольшая часть топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора сгорает именно с детонацией. Происходит это при условии, что смесь несколько удалена от свечи зажигания и, нагреваясь, сгорает с образованием «взрыва». При этом возникает характерный стук в кривошипно-шатунном механизме мотора, некоторые водители говорят, что «стучат пальцы».

На возникновение детонационного сгорания обычно влияют химический состав бензина (топливо с более высоким октановым числом несколько устойчивей к детонации) и конструктивные особенности мотора (как правило, чем выше степень сжатия в цилиндрах, тем более высокооктановое топливо необходимо автомобилю).

Неисправность датчика детонации

Принцип работы датчика состоит в том, что он при возникновении вышеуказанного явления посылает сигнал в блок управления двигателем, который производит корректировку настроек зажигания для ликвидации возникающей детонации.

В случае выхода из строя датчика детонации, автомобиль имеет слабую динамику разгона, двигатель на холостом ходу работает нестабильно, на панели приборов загорается сигнал “Check Engine”. Кроме того, увеличивается расход топлива, и, как следствие, появляются дымные выхлопы.

Последствия выхода из строя датчика детонации

При неисправном датчике двигатель продолжает работать, однако блок управления уже не может корректно выставить угол опережения зажигания. Это чревато опасными последствиями. При детонационном сгорании топлива возникают высокие ударные нагрузки, повышается теплоотдача кривошипно-шатунного механизма. В целом все это провоцирует значительный износ деталей двигателя, а значит, увеличивает вероятность его поломок. Чтобы уберечь двигатель автомобиля, достаточно своевременно выявить проблему и заменить

10.10.2016

Система управления мотором - устройство, отличающееся повышенной сложностью и выполняющее ряд важных функций. Один из ее элементов - датчик детонации, неисправности которого приводят к ряду неприятных последствий, в том числе и к поломке элементов двигателя. Вот почему важно знать причины неисправности узла, также уметь их своевременно устранять. Но как выполнить эту работу? Каким образом распознать поломку?




Детонация: что нужно знать?

Процесс детонации представляет собой небольшой взрыв подготовленного горючего в цилиндрах мотора. Главные признаки - появление перегрева и вибрации. Этот процесс опасен для силового узла, ведь из-за повышенной температуры высок риск повреждения поршней и клапанов ГБЦ.


Когда зажигание работает нормально, воспламенение горючего происходит в четко определенное время. При детонации процесс происходит раньше. При этом происходит небольшой взрыв, который слышен даже в салоне. Одновременно с этим растет давление в цилиндрах, что также может стать причиной повреждения узлов мотора.


Природа детонации проста. Подготовленная топливно-воздушная смесь прогревается, а после появления искры в свече происходит воспламенение около электродов с последующим распространением на другие слои. При наличии детонации процесс горения происходит по тому же принципу. Разница только в том, что воспламенение горючего происходит неравномерно, определенными участками и по всему объему камеры сгорания. Возникает «ударная» волна, которая при касании стенок цилиндров повышает нагрузку на мотор и становится причиной появления дополнительных звуков (детонации).


Блок цилиндров автомобиля выполнен из надежного металла, вполне способного выдерживать подобные нагрузки. Но так может происходить не бесконечно. Рано или поздно происходит разрушение колец, поршней и клапанов, что может привести к необходимости капитального ремонта.




Функции и назначение датчика детонации

В автомобилях с бензиновыми моторами одним из главных узлов является датчик детонации, установленный на блоке цилиндров. Его задача - держать под контролем работу силового узла и своевременно реагировать на появление признаков детонации, о которых упоминалось выше. Именно благодаря этому устройству удается решить ряд проблем - снизить потребление горючего, а также дать мотору возможность развивать наибольшую мощность.


Конструктивно датчик детонации состоит из следующих элементов:


  • оплетки;
  • сигнального провода;
  • пьезоэлемента;
  • вибрационной пластинки.


Место расположения устройства может быть различным - здесь все зависит от марки автомобиля. Чаще всего изделие располагается на кожухе мотора. Сам узел имеет небольшие размеры, которые соизмеримы со спичечным коробком. Устанавливается изделие в тех машинах, где присутствует электронная система зажигания. При ее отсутствии датчик также не устанавливается. На авто старого типа такое устройство не предусмотрено.


Работу датчика можно контролировать по сигналам на приборной панели. В случае поломки устройства загорается сигнал «Check», который и сигнализирует о наличии проблем в устройстве.




Принцип работы

Датчик детонации работает на базе пьезоэлемента, о котором упоминалось выше. В случае появления детонации на входе и выходе возникает разность потенциалов. Повышение уровня напряжения на датчике фиксируется ЭБУ, который и принимает решение об изменении времени воспламенения горючей смеси. Благодаря своевременному сигналу от контролирующего устройства, удается «погасить» детонацию и избежать последствий для силового узла. Если же датчик по какой-либо причине не выполняет возложенные на него функции, то на панели приборов будет гореть лампа неисправности мотора. В этом случае рекомендуется направляться на СТО для ремонта или замены узла (как вариант - сделайте работу самостоятельно).


Возможны ситуации, когда лампа «Check» не загорается даже при неисправности датчика детонации. Такое возможно, если цепь устройства повреждена. В этом случае водитель должен ориентироваться на косвенные признаки неисправности.




Причины детонации и неисправности датчика

Как правило, детонация проявляется из-за заливки в бак топлива, имеющего низкое октановое число. Вот почему рекомендуется заправлять только рекомендуемое производителем горючее, указываемое в мануале к автомобилю. Еще одна причина - применение низкокачественного топлива, насыщенного химическими добавками, предназначенными для искусственного поднятия октанового числа. Заливка такого горючего опасна, ведь, как описывалось выше, в двигателе развиваются опасные процессы, снижающие ресурс мотора.


Но не стоит винить в проблемах исключительно топливо. Бывают ситуации, когда причиной детонации являются сбои в работе зажигания. Такое происходит, когда искра в свече зажигания появляется раньше времени, или же при завышении температуры и давления в камерах сгорания.


Нельзя не обращать внимания на «детонационную стойкость» бензина. Если в процессе изготовления была нарушена технология, то упомянутый параметр не соответствует норме. Кроме того, детонационная стойкость меняется и искусственным путем - в случае чрезмерного износа мотора и попадания масла в камеру сгорания.



Что касается самого датчика детонации, то он может выйти из строя по целому ряду причин:


  • появилось замыкание в электрической цепи устройства;
  • датчик вышел из строя;
  • нарушена целостность экрана;
  • произошел обрыв сигнального провода;
  • вышел из строя электрический блок управления машины.


Каждая из перечисленных проблем может стать причиной поломки датчика. Вот почему важно вовремя диагностировать неисправность и своевременно ее устранить.




Признаки поломки датчика детонации

Как упоминалось выше, неисправность устройства можно определить и без помощи лампочки. Главное - знать признаки поломки и уметь их вовремя выявлять. К таковым стоит отнести:


  • Повышение расхода топлива. Эта проблема проявляется не сразу, но со временем не заметить увеличение расходов сложно;


  • Появление признаков детонации при нажатии на газ;


  • Снижение динамики и мощности мотора;


  • Повышенная «дымность» выхлопа;


  • Загорание лампы «Check Engine» (главный признак поломки).



Как проверить устройство на исправность?

При появлении одной из описанных проблем, важно уделить внимание датчику детонации и проверить его на факт исправности. Стоит отметить, что любая поломка ности электронный характер, поэтому определить ее несложно. Простейшее решение - направиться на автосервис и довериться профессионалам. Но при наличии определенных навыков и инструмента работу можно выполнить и своими руками.


Каждая из возможных причин неисправности датчика выявляется следующим образом:


1. Обрыв сигнального провода. Если подозрение падает на повреждение в цепи сигнального провода, то действуйте следующим образом:


  • Убедитесь, что розетка жгута плотно «сидит» на вилке датчика;


  • При качественном контакте отбрасывайте розетку, демонтируйте резиновый кожух и оценивайте внешний вид контактной группы. Если в этом есть необходимость, почистите контакты или поменяйте их;


  • Чтобы проверить жгут, отбрасывайте контролирующий орган и блок от жгута и проверьте с помощью омметра всю группу контактов - от второго до одиннадцатого. Работа выполняется с помощью омметра или мультиметра. При выявлении проблемы, восстанавливайте цепочку;


  • Как только поломка устранена, включайте зажигание и контролируйте работу устройства. Если все нормально, то ошибка «041» входить не будет.


2. Нарушение целостности оплетки. Если речь идет об обрыве экрана провода датчика, то действуйте так:


  • Убедитесь, что вилка устройства и розетка жгута качественно подключены друг к другу;


  • При наличии нормального подключения отбрасывайте от датчика розетку, демонтируйте резиновый кожух и производите осмотр контактной группы. Если это требуется, то восстановите контакты;


  • Чтобы проверить цепочку жгута на факт целостности, отбрасывайте блок и датчик от жгута и проверяйте с помощью мультиметра (омметра) сопротивление контактов (от первого до тридцатого) по отношению к оплетке. При наличии повреждения в цепи производите ремонт;


  • Как только неисправность устранена, включайте зажигание и убедитесь, что не вываливается ошибка «041».


3. Замыкание на «массу» элементов проводку. Если один из проводов датчика оказался на массе, то определить это можно следующим образом:


  • Чтобы проверить поломку цепи отбрасывайте контролирующее устройство и блок от жгута с проводами;


  • Используйте омметр (мультиметр) для измерения сопротивления цепи, соединяющей контакты «11» и «30а» с массой силового узла. Одновременно с этим проверяйте объединение первого и второго контакта розетки устройства с металлическими элементами мотора;


  • При обнаружении поломки незамедлительно ее устраняйте;


  • Как только проблема будет устранена, включайте зажигание и убедитесь в том, что ошибка «041» не выпадает.


4. Наличие замыкания на бортовую сеть проводов устройства. Возможны ситуации, когда один из проводов датчика повредился и замкнулся на провод бортовой сети. Для проверки действуйте следующим образом:


  • Отбрасывайте защитный кожух розетки датчика;


  • Поворачивайте ключ в замке зажигания и подавайте напряжение в систему. Берите вольтметр и производите измерение уровня напряжения между первым и вторым контактом, а также массой мотора;


  • В нормальном случае напряжение должно быть равно 12 Вольтам. В иной ситуации отбрасывайте ЭБУ и датчик от жгута с проводами;