Ан 24 транспортный. Описание ан24

«Ан-24» является пассажирским турбиновинтовым самолетом. Предназначен он для авиалиний малой и средней дальности. В его конструкции имеется 2 турбовинтовых мощных двигателя (АИ-24 серии № 2 или АИ-24Т) с винтом воздушного типа Обладает он дальностью полета в 3000 км, скоростью крейсерской - 490 км/час, предельной взлетной массой в 21 т. Выпускался данный самолет с 1959 по 1979 г. Было изготовлено более 1000 единиц такой авиатехники. До настоящего времени в использовании находится свыше 300 единиц. В основном самолет «Ан-24» применяется на территории СНГ и в африканских странах. Это достоверный факт. Далее данную модель рассмотрим подробнее.

История

Разработку турбовинтового двухдвигательного самолета «Ан-24», эксплуатация которого предусматривалась на авиалиниях местного назначения, начали в 1958 году на ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова. Осуществлялась она на основании постановления СМ СССР № 1417-656 от 18.12.1957 г. Согласно данному документу, самолет «Ан-24», характеристики которого будут указаны далее, должен осуществлять перевозку пассажиров с нагрузкой в 4000 кг на дистанцию до 400 км с определенной скоростью - в 450 км/ч. Также предусматривалось использование моторов АИ-24.

Самолет «Ан-24» осуществил первоначальный полет 20.10.1959 г. В данном случае за его штурвалом был экипаж, командование которым осуществлялось летчиком-испытателем Лысенко Г. И. Проведение последующих заводских и государственных испытаний выпало на 1961 год.

Серийный выпуск «Ан-24» стал осуществляться в первой половине 1962 г. на Киевском заводе № 473. В сентябре этого же года был проведен первый пассажирский рейс. С 31.10.1962 г. начали эксплуатировать самолет «Ан-24» на маршруте «Киев-Херсон».

Производство данной авиатехники осуществлялось до 1979 г. С 1962 по 1979 г. был осуществлен выпуск более 1200 единиц. Из них 1028 были изготовлены Киевским авиационным заводом «АВИАНТ». Аналог данного самолета производился также в Китае. Его название было «Y-7».

Конструкция и компоновочная схема самолета «Ан-24»

Данная модель является цельнометаллическим свободнонесущим монопланом, на котором находится высокорасположенное крыло. Также здесь имеется шасси трехстоечного типа, на котором установлены два передних спаренных колеса. Пассажирский самолет «Ан-24» состоит из следующих частей:

  • Фюзеляж типа «полумонокок».
  • Силовой набор — стрингеры и балки. Соединения — клеесварные.
  • Компоновка традиционная: впереди — кабина экипажа, далее между багажными отсеками — пассажирский салон с буфетом и туалетом.
  • Крыло: силовой набор — два лонжерона и 23 нерфюры.
  • Закрылки: на центроплане — однощелевые. Они являются отклоняющимися. Далее — двухщелевые выдвижные. Элероны здесь разрезные.
  • Оперение — тип традиционный с дополнительным подфюзеляжным килем.
  • Шасси: трехопорное с поворотной передней стойкой.
  • Колеса двойные. Регулирование давления в них осуществляется на земле.
  • Установка силовая: 2 ТВД АИ-24. В данном случае мощность — 2550 л. с. Здесь имеется винт с изменяемым шагом. Диаметр его 3,9 м.

Достоинства конструкции

Здесь имеются следующие преимущества:

  1. Проведено увеличение полезного объема фюзеляжа. Это за счет высокого расположения центроплана.
  2. Существенное отсутствие разрывов крыла в верхней части и проявлений, снижающих диффузорного эффекта в местах соединения с фюзеляжем. Это немаловажное свойство. В результате этого повышаются аэродинамические свойства крыла. Под диффузорным эффектом подразумевают отрыв пограничного слоя потока из-за интерференции основного. Возникает он в месте соединения крыла и фюзеляжа.
  3. Хорошая поперечная и продольная устойчивость самолета. Сохраняется она из-за отсутствия срыва потока, а также при закритических углах атаки.
  4. Наличие высокого расположения двигателей. Это позволяет эксплуатировать самолет «Ан-24» на грунтовых аэродромах, так как посторонние предметы не засасываются в двигатель.
  5. Высокое крыло не загораживает обзор пассажирам и облегчает погрузочные работы.

Недостатки

Однако существуют и минусы данной конструкции. Они заключаются в следующем:

  1. Удлиненные стойки шасси требуют гондол больших размеров. Это приводит к увеличению сопротивления.
  2. По сравнению с низкопланом у данной модели при взлете и посадке создается менее эффективная

Самолет «Ан-24». Характеристики крыла

В данном случае это:

  • Площадь: 74,98 м².
  • Профиль:
    - 1-7 нервюры (применяется ЦАГИ-С5-18);
    - 8-11 нервюры — переходные профили;
    - 12-23 — ЦАГИ-СВ-13.

В данной модели нервюры закручены по отношению к корневой под углом от 2,5 о до 0 о. Это в сочетании с изменением профиля обеспечивает аэродинамическую и геометрическую крутку крыла, вледствие чего обеспечивается ламиниризация потока. Это ведет к уменьшению сопротивления, повышению подъемной силы и результативности элеронов, а также к увеличению скорости, вызывающей эффект флаттера.

  • Удлинение: 11,7. Это является отношением квадрата размаха к площади.
  • Сужение: 3,92. Это отношение корневой нервюры к консольной.

Сужение и удлинение в данном случае выбраны с таким расчетом, чтобы в сочетании с круткой обеспечить равномерную нагрузку на крыло и уменьшить лобовое сопротивление. Также осуществляется симметричный поточный срыв на участках больших углов атаки.

  • Стреловидность: на центроплане нет. Далее до консоли — 6,5 о.
  • Поперечное V. Только у консоли — -2 о.

Это обеспечивает боковую устойчивость. В результате повышается управляемость при отказе одного из двигателей. Этому же способствует увеличение колебательной устойчивости и уменьшение крена в сторону отказавшего мотора.

  • Установочный угол крыла: 3 о. Выбран с целью уменьшения сопротивления фюзеляжа за счет его расположения по потоку на крейсерской скорости.
  • Элерон несимметричный двояковыпуклый. Здесь аэродинамическая компенсация 29%.

Модификации указанной модели

В данном случае это:

  • «Ан-24В». Пассажирский самолет на 50 мест. Он является основным изначальным типом. Возможно его переоборудование в грузопассажирский и административный.
  • «Ан-24РВ». Оборудован он разгонным ТРД, мощностью 1950 л. с. В результате этого обеспечивается быстрый запуск основных двигателей.
  • «Ан-24Т» - это чисто транспортный вариант с грузовым люком в нижней части фюзеляжа. Оперение в данном случае имеет два подхвостовых киля по сторонам люка.
  • «Ан-24РТ» - это также транспортный вид с разгонным мотором, как у «Ан-24РВ».
  • «Ан-24ЛП» - модификация для тушения лесных пожаров.

Технические характеристики

Самолет «Ан-24» технические характеристики имеет следующие:

  • Тип: «Ан-24».
  • Размер размаха крыла: 29,2 м.
  • Длина фюзеляжа: 23,52 м.
  • Параметр высоты самолета: 8,32 м.
  • Площадь крыла: 72,46 м². У модификаций с однощелевыми закрылками центроплана - 74,98 м².
  • Масса: пустой — 13,3 т; снаряженный — 13,75 т.
  • Полезная нагрузка: 4,6 т груза/48 пассажиров/38 солдат/24 носилок.
  • Показатель максимальной взлетной массы равняется 21 т. Для «АН-24РВ» - 21,8 т. На модернизированных самолетах, учитывая прочность шасси - 23,5 т.
  • Масса топлива: 4,76 т.
  • Экипаж: 5 человек.
  • Установка силовая: 2 ТВД АИ-24А по 2550 л. с. В модификации «Ан-24РВ» добавляется один двигатель для турбонаддува.

Наличие летных характеристик

В данном случае это:

  • Скорость крейсерская: 490 км/час.
  • Дальность практическая: 990 км.
  • Скорость максимальная: 540 км/час.
  • Дальность перегоночная: 2820 км.
  • Потолок практический: 9100 м.
  • Разбег: 500 м.

Итог

Ознакомившись с вышеуказанным, можно полностью представить, как выглядит самолет «Ан-24». В целом модель неплохая. В те времена самолет «Ан-24», фото которого имеются в данном тексте, считался высококлассным в своем роде.

Основное развитие российской авиации началось в середине прошлого столетия, еще в бывшем Советском Союзе. Одним из ведущих специалистов в этой области был конструктор О.К.Антонов. Именно в его бюро и появился первый экспериментальный образец самолета АН-24, который затем серийно стали выпускать авиационные заводы Киева, Иркутска и Улан-Удэ. Выпускается данная модель самолета и в Китае под именем Xian Y-7.

Краткая история

Разрабатывать в КБ летательный аппарат начали в 1958 г. с целью использовать его для перелетов на маршрутах малой и средней дальности с возможностью осуществлять посадку на грунтах и в неподготовленных аэропортах. Уже в октябре 1959 г. экипаж под командованием летчика-испытателя Лысенко осуществил пробный полет из Киева в Херсон.

Затем самолет модели АН 24 проходил все необходимые испытания и тестирования, в серийное производство был запущен только в начале 1962 г. Октябрь этого года ознаменовался первым рейсом самолета с пассажирами. В советский период данный тип самолета был достаточно востребованным – на эти машины приходилась чуть ли не треть всего пассажирооборота страны.

Почти 20 лет продолжалось производство антоновского изобретения, что позволило оснастить советскую авиацию большим количеством пассажирских, технических и военных машин. Один только Киевский завод «Авиант» выпустил за эти годы 1028 самолетов различной модификации.

Модификации самолетов АН-24

Кодовые приставки в наименовании модели Краткое описание
Без кода Первые серийные машины, которые начали выпускать в 1962 г.
А Выпущено таких самолетов в начале 60-х годов 200 шт., рассчитанных на 44 пассажирских места
Б Изготовлено всего 400 лайнеров для перевозки пассажиров. Имеет увеличенную взлетную массу (до 21 т), рассчитан на 52 места
В Начал выпускаться с 1964 г. как экспортный вариант
ЛП Переоборудованная модель для использования в тушении лесных пожаров
ПС Эти самолеты созданы в качестве поисково-спасательной техники
Р Данная модель была изготовлена для проведения радиоконтроля и разведки
Т Исключительно военный транспорт, имеющий несколько дверей: одну – в хвостовой части левого борта, вторую – широкую грузовую в передней части фюзеляжа и люк в хвосте
УШ Предназначен для обучения летного состава, поэтому оснащен дополнительными штурманскими местами
ФК Изготовлено 115 самолетов совместно с конструкторским бюро Бериева для проведения фотокартографических съемок
ШТ Штабной вариант первой модификации
"Торос" Рассчитан на работу в суровых условиях Севера – использовался в ледовой разведке
«Троянда» Это своего рода летающая лаборатория, которую использовали для поиска подводных лодок
«Нить» Модель появилась в 1974 г. для применения в исследовательских работах по изучению природных ресурсов Мирового океана и земельных недр

В модификации имеются еще промежуточные варианты моделей самолета, которые переоборудовались для использования в различных сферах народного хозяйства и для нужд армии.

Китайская модель Xian Y-7 (вариант российской машины АН-24РВ) прошла глубокую модернизацию на Сианьском авиазаводе, в результате чего получился самолет Xian MA60. На базе Y-7 в Китае выпускается еще одна модель – летающий радар ДРЛО.

В Советском Союзе выпуск самолетов АН-24 прекратился в 1979 г. как морально устаревших моделей. По расчетным данным самого Антонова, технический ресурс разработанных им машин составляет 15 эксплуатационных лет. Несмотря на то, что «Настеньки» (так ласково в народе называют эти самолеты) уже сняты с производства, многие модели в России и зарубежье еще продолжают использоваться.

Технические характеристики

Самолеты АН-24 до сих пор эксплуатируются для перелетов по стране и в бывших республиках СССР благодаря своим возможностям осуществлять посадку в любых условиях, не требующих модернизации ВПП. Машина легко садится на неровный грунт и способна взлететь с ледяной площадки. Технические характеристики самолетов позволяют использовать их в регионах с достаточно низкими температурами (на Крайнем Севере).

Основные характеристики самолетов АН-24 приведены в таблице ниже.

Технические характеристики моделей 24 АН

Основные параметры Показатели
Вместимость, максимальная, чел. 48-52
Дальность полета, тыс. км 1,85-3,0
Крейсерская скорость, км/ч 498
Потолок высоты, тыс. м 8,4
Взлетная масса, максимальная, т 21
Длина самолета, м 23,5
Высота самолета, м 8,32
Размах крыла, м 29,2
Площадь крыла, кв. м 72,5

Обратите внимание! Оборудование, установленное на машинах данного типа, позволяет совершать взлет и посадку в любых метеоусловиях, в любое время суток и даже при плохой видимости.

Описание конструкции

По сути, самолет модели АН 24 – это стандартный высокоплан, где фюзеляж имеет конструкцию полумонокока, подкрепленную балками и стрингерами. Вкратце описание самолета можно представить таким образом:

  • В сечении корпус аппарата – это 2 взаимосвязанные дуги разного сечения. Вся силовая конструкция собрана с помощью клеесварных соединений;
  • За создание подъемной аэродинамичной силы в машине «отвечают» крылья. В моделях АН-24 они имеют трапециевидную форму с небольшим удлинением. По всей конструкции крыла применено 2 силовых элемента – лонжеры. В центральной части крыла имеются отклоняющиеся однощелевые закрылки, а на консолях – двущелевые выдвижные, а также разрезные элероны;
  • Обеспечивает балансировку, устойчивость и управляемость машины в полете хвостовая часть корпуса. Оперение состоит из горизонтального и вертикального стабилизатора, триммера и рулей высоты;
  • Хвост совмещен в единую систему с килем, расположенным под фюзеляжем самолета. Назначение киля – обеспечить устойчивость аппарата по углу скольжения;
  • Взлет и посадку самолет модели АН 24 осуществляет с помощью выдвижных шасси, состоящих из одной передней и 2-х главных опор. На каждой из стоек закреплены двойные колеса, позволяющие АН 24 самолету мягко приземляться даже на неровный грунт;
  • На самолетах применяются турбовинтовые 2-х моторные двигатели «Прогресс АИ-24А», мощность которых 2х2550 л.с.;
  • Турбинно-винтовые двигатели оснащены воздушными 4-хлопастными винтами диаметром 3,9 м и агрегатом для автономного запуска. Топливо для двигателей хранится в мягких баках, размещенных в центроплане, и кессонах, закрепленных в средних частях крыльев.

Обратите внимание! Вся конструкция самолета была четко продумана, каждая деталь корпуса и оперения позволяет придать аппарату нормальные аэродинамические свойства, что является залогом безопасного перемещения в воздухе.

Схема посадочных мест в салоне самолета

Герметичный полумонокок фюзеляжа включает в себя пассажирский салон, отделенный от других отсеков (кабины экипажа, багажного отделения, гардероба, туалета и буфета) перегородками. В салоне самолета АН 24 имеется 1 проход по центру, разделяющий левые и правые ряды кресел (по 2 ряда у каждого из бортов).

Важно! Пассажиры, путешествующие с детьми, должны учитывать конструктивные особенности самолета, чтобы выбрать наиболее комфортные места в салоне.

Описание мест по блокам рядов

  • Все технические отделения в самолете размещены в хвостовой части (кроме дополнительного багажного отсека, который находится за кабиной пилота), поэтому задние пассажирские кресла являются не лучшим вариантом для полетов с детьми. Здесь более всего ощущаются запахи, идущие с кухни и туалета. Хвостовая часть самолета, к тому же, наиболее чувствительна к воздействию турбулентности – сильнее ощущается вибрация;
  • Самый последний ряд кресел не удобен и тем, что их спинки имеют жесткую фиксацию и не откидываются;
  • Кресла, расположенные в той части салона, что соседствуют с крыльями (на схеме это места с 4 по 8), тоже можно назвать неудобным вариантом – будет мешать шум двигателей. Да и плохой обзор из иллюминаторов может ребенку быстро наскучить;
  • Не стоит выбирать места в салоне непосредственно у аварийных выходов, если путешествуете с маленьким ребенком, возникнут неудобства в случае экстренной ситуации;
  • Наиболее комфортными считаются места в первом ряду – перед кабинкой экипажа имеется свободное пространство, где можно разместить детскую переносную коляску или повесить люльку, если позволяет конструкция салона.

Все остальные кресла на борту лайнера относятся к стандартным местам, где можно разместиться с дошкольниками или подростками, но для малышей они окажутся некомфортными. Совершая путешествие с детьми до 2-х лет, самые лучшие места в салоне самолетов АН-24 лучше бронировать заранее, так как их выбор ограничен.

Удобства

Что касается удобств в самолетах, разработанных конструкторским бюро Антонова, то они далеки от тех, что имеются в современных авиалайнерах. Следует учитывать, что «Антошки» проектировались во времена отсутствия в стране гаджетов (мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов). Поэтому розеток для их подзарядки на АН-24 не предусмотрено. Не оборудованы салоны и устройствами для Интернета.

Основными удобствами на таких машинах являются стандартные наборы – багажные отделения, вместительные полки для ручной клади, наличие кухни, обеспечивающей питание в полете, и туалет.

О развлечениях пассажиров в полете заботятся непосредственно те авиакомпании, которые эксплуатируют данные типы самолетов. Но так как самолет модели АН 24 используется исключительно для внутренних сообщений на небольшие расстояния, то пассажиры не успевают ощутить однообразность времяпрепровождения в полете. И это никак не влияет на комфортность воздушного путешествия. Поэтому АНы 24 до сих пор остаются популярными.

Видео

Ан-24 - двухмоторный пассажирский турбовинтовой самолет, построенный для нужд местных авиалиний, средних и малых дистанций. Разработан в конструкторском бюро им. О. К. Антонова. В классификации НАТО значится как «Кокс». В народе же имеет добродушное прозвище «Настенька».

Этот самолет хоть и имеет мелкие габариты, однако не лишен багажного отделения, уборной и даже кухни. На своем борту Ан-24 за один рейс способен перевезти до 52 человек (не считая 3-5 членов экипажа) на расстояние до 1850 км.

История разработки Ан-24

Активное развитие авиастроения в Советском союзе, а также появление газотурбинных двигателей, в конце 50-х обострили потребность построить новый летательный аппарат, который был бы дешевый в производстве и отличался неприхотливостью в эксплуатации. Таким должен был стать Ан-24, которому судилось заменить уже устаревший тип самолета для ближних магистралей Ил-14.

В конце 1957 года вышло постановление правительства о постройке такой машины.

Реализацию проекта в 1958 году доверили команде авиастроителей ОКБ им. О. К. Антонова. Перед конструкторами стояла задача создать самолет, способный лететь на расстояние до 400 км со скоростью свыше 450 км/ч и нести на себе нагрузку в 4 тонны. При этом требовалось уделить должное внимание и следующим аспектам:

  • обеспечению безопасности перелетов;
  • повышению экономичности;
  • легкости в эксплуатации;
  • большому сроку службы конструкции;
  • возможности эксплуатации на аэродромах ограниченных размеров;
  • способности сажать самолет на необорудованных взлетно-посадочных полосах.

Ан-24 ЦСКБ Прогресс.

Ан-24 окмпании UTair

Ан-24Б окмпании UTair

Ан-24РВ окмпании UTair

Фото Ан-24Б компании UTair

Фото Ан-24Б компании UTair

Фото салона Ан-24 компании UTair

Реализация проекта

К 1959 году такая машина была построена. Авиастроителям удалось создать самолет, который соответствовал всем запросам того времени.

Одним из самых главных параметров Ан-24, была его многофункциональность. При надобности борт мог переоборудоваться для различных нужд. Для трансформации пассажирского салона стандартного вида в более просторный комфортабельный вариант или же в его грузовую модификацию, необходимо было произвести простой демонтаж кресел и внутрисалонных перегородок.

В построенном самолете были реализованы и отличные взлетно-посадочные качества, что в совокупности с передовой конструкцией шасси давало возможность использовать машину на взлетно-посадочных полосах всех типов покрытия при любых климатических условиях. Немаловажным нюансом была и малая дистанция разбега самолета, которая составляла всего 650 м. Этого было достаточно для его эксплуатации на аэродромах небольших размеров.

Инновационной изюминкой этого проекта был впервые примененный клеесварной метод стыковки обшивки самолета. Данное решение было изобретено академиком Б.Е. Патоном. Суть его заключалась в том, что листы обшивки сваривали точками, а после швы скрепляли клейкой смесью. Эта технология намного упрощала постройку воздушного судна, повышала долговечность конструкции и существенно снижала его себестоимость.

Самолёт Ан-24 Северной Кореи

Самолёт Ан-24 Северной Кореи

Ан-24Б на аэродроме в Польше. Фото 1989 года.

Фото Ан-24 в полёте

Шаг в небо

Свой первый полет Ан-24 осуществил 20 октября 1959 года. Более двух лет машина проходила испытания на заводских и государственных полигонах. Только в 1962 году лайнер получил рекомендацию к серийному впуску. Постройка самолета производилась в Киеве, а в дальнейшем и на авиазаводах в Улан-Удэ и Иркутске.

Дебютная пассажирская перевозка состоялась в сентябре того же 1962 года. Уже к концу октября Ан-24 был задействован на маршруте Киев-Херсон. С середины 63-го года Ан-24 обеспечивал воздушный пассажиропоток между Воронежем, Саратовом и Москвой.

Со временем данный вид самолета все больше обретал свою популярность и стал летать на различных других направлениях. Машина с такими замечательными техническими характеристиками вскоре стала решать проблемы местных перевозок не только в нашей стране, но и за рубежом.

Серийное производство Ан-24 было завершено в 1979 году и в итоговом количестве составило более чем 1200 машин. Однако данный лайнер и по сей день активно эксплуатируется в России и других странах мира. Данная модель очень пришлась по душе руководству КНР, где сейчас не только обеспечивает перелеты, но и строится по лицензии и конструируется в других своих модификациях.

Тип пассажирский самолет
Разработчик АНТК им. О.К. Антонова
Производитель Киевскиё авиационный завод "АВИАНТ”,
Иркутский авиазавод,
Улан-Удэнский авиационный завод
Первый полёт 20 октября 1959
Начало эксплуатации 1962
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Аэрофлот
Военно-транспортная авиация СССР
Годы производства 1962 — 1979
Единиц произведено 1 367
(включая китайский Xian Y-7)
Варианты Ан-26
Ан-30
Ан-32
Ан-34
Xian Y-7

Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — пассажирский турбовинтовой самолёт для линий малой и средней протяжённости. Имеет дальность 3000 км, крейсерскую скорость 490 км/ч, максимальную взлётную массу 21 т. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 (Ивченко) с воздушным винтом изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1000 таких самолётов, более 300[источник не указан 128 дней] до сих пор эксплуатируются, в основном в СНГ и странах Африки.

История создания и развития

Военная модификация Ан-24 румынских ВВС

Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 им. О.К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР №1417-656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.

Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за штурвалом которого находился экипаж лётчика-испытателя Г.И.Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе №473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолета на трассе Киев-Херсон.

Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод "АВИАНТ”. Также Ан-24 производился а Китае под названием Y-7.

Состояние

На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 207 самолётов этого типа, из них 121 эксплуатируется.

Аэродинамическая схема
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым оперением.

Техническое описание

Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещен пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и багажный отсек.

Крыло - трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагается два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях - два 2 выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение -традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.

Шасси самолета - трехопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колеса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется в полете и на земле.

Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16. Диаметр винтов 6,2 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме — 2550 л.с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане.

Технические характеристики

Основные характеристики
Экипаж: 3-6 человека
Пассажировместимость: 32 человека
Грузоподъёмность: 4200 кг
Длина: 23,53 м
Размах крыла: 29,20 м
Высота: 8,32 м
Площадь крыла: 74,98 м²
Масса пустого: 13300 кг
Масса снаряжённого: 13750 кг
Нормальная взлётная масса: 18000 кг
Максимальная взлётная масса: 19200 кг
Масса топлива во внутренних баках: 3950 кг
Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24
Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)
Воздушный винт: АВ-72Т
Диаметр винта: 3,90 м

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 540 км/ч
Крейсерская скорость: 420 км/ч
Практическая дальность: 990 км
Перегоночная дальность: 2820 км
Практический потолок: 9100 м
Длина разбега: 500 м
Длина пробега: 500 м

Модификации
Построенные решения:
Ан-24 - первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 "Нить" - самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 "Троянда" - летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А - пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962-1963 годах изготовлено 200 самолётов. Ан-24Б - пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массой, рассчитанный на 48-52 места. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В - экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24ЛП - лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР "Торос" - самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС - поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ - вариант Ан-24ПС с упрощенным составом оборудования.
Ан-24Р - самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВ - вариант Ан-24Б(В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установки РУ-19А-300.
Ан-24РР - самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967-1968 годах переобрудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ - военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР) - самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) - военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б(В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961-1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967-1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24ШТ - штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-24УШ - учебно-штурманский вариант Ан-24.Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30) - фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-26 - военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Y-7 - китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984-2000 годах изготовлено 70 самолётов.
MA-60 - модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.

Проектные решения:
Ан-24АТ - военно-транспортный самолёт на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ -У - самолёт укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД - самолёт на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Д - пассажирский вариант, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К - административный (служебный) самолёт, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-44 - транспортный (проект). Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
Ан-50 - с 4 ТРД АИ-25 (проект). Разработан в 1972 году.

Аварии

Активное развитие отечественной авиации началось еще в советские времена. Тогда появились газотурбинные моторы для самолетов. Это и побудило руководство страны заказать КБ Антонова воздушное судно военно-транспортного назначения нового поколения, которому дали название АН-24. Однако, приоритет все-таки отдавался пассажирским авиалайнерам. Первый двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ан-24 создали более пятидесяти лет назад. Он предназначался для перевозки людей на внутренних маршрутах малой протяженности.

Фото Ан-24

Первый полет лайнера из этой серии осуществился 58 лет назад. Затем, спустя несколько лет, его подвергли модернизации, превратив в транспортный самолет, которому дали название Ан-24Т. Однако, его технические и эксплуатационные характеристики говорили о том, что это скорее грузовая машина, чем транспортная. Несмотря на это, здесь не был предусмотрен даже грузовой люк, не говоря уже о погрузочной рампе. Загрузка и разгрузка осуществлялась через люки, предназначенные для пассажиров. Однако, в этой транспортной модели в грузовом отсеке был заметно усилен пол. Далее, с правой стороны проделали люк для загрузки грузов.

Cамолет Ан-24 в 1964 году

Качественное улучшение взлетных и полетных характеристик воздушного судна АН-24 было отмечено после того, как его оснастили мощным реактивным двигателем.

Получился сверхзвуковой самолет Ан-24, фото которого можно посмотреть в галерее. Несмотря на успешные испытания этой модели, у руководства транспортной авиации появилось много претензий и замечаний. Их интересовало, почему в хвостовой части самолета нет люка для принятия грузов. Это была не единственная причина, которая стала толчком для решения о создании новой машины, способной удовлетворить все требования руководства страны.

Проектированием транспортного лайнера занялись специалисты КБ Антонова в 1965 году, тогда за основу они взяли модель Ан-24.

Доскональные испытания модернизированного лайнера проводили в течение двух лет. Поскольку машина предназначалась для военных, то большое внимание уделяли десантированию парашютистов. В серийное производство модернизированный лайнер поступил в 1966 году. Его созданием занимались специалисты иркутского авиастроительного завода.

Данную модель выпускали до 1979 года. До этого времени создали свыше 1200 машин. Их подавляющее большинство собрали на заводе «Авиант» в Киеве. Летными качествами самолета заинтересовались многие руководители авиакомпаний, что сделало модернизированную модель очень востребованной. Лайнер стали эксплуатировать почти на всех внутренних рейсах Советского Союза, а это свыше 450 направлений. Вскоре самолетом Ан-24 заинтересовались зарубежные перевозчики и его стали экспортировать в 25 стран мира.

Пассажирские модели воздушного судна

Первым серийным вариантом стал лайнер Ан-24А. После его модернизации, самолетостроительные компании приступили к производству модели Ан-24Б. У самолета увеличили взлетную массу. До 1970 года таких машин было выпущено 400 экземпляров. Самым массовым вариантом стала модель Ан-24РВ. Ее отличало от предшественников наличие дополнительного двигателя, что значительно улучшило взлетные и летные характеристики самолета.

Проектируя воздушное судно, конструкторы особое внимание уделили надежности и простоте управления лайнером.

В связи с этим здесь было создано дублированное пилотирование, что позволяет управлять самолетом каждому пилоту из своего кресла. Такая система является уникальной, поскольку в случае отказа одного пульта, управление лайнером может взять на себя второй пилот. Кроме того, здесь предусмотрена система автопилотирования, которая существенно облегчает работу летчиков.

Первая модель была оснащена самым надежным радиолокационным оборудованием того времени. Этот вариант пассажирского самолета вмещал в себя 50 человек и был предназначен для перелетов на малые расстояния. Это были местные авиалинии. Эксплуатационный ресурс модернизированного воздушного судна был увеличен до 50000 часов полета, что считалось хорошим показателем того времени.

Фото Ан-24РВ

Затем выпустили более комфортабельную модель, однако, в ней было уменьшено количество пассажирских мест. При необходимости пассажирский самолет Ан-24 можно быстро переоборудовать в грузовой вариант. Это осуществляется достаточно быстро, благодаря съемным креслам. Немаловажным достоинством лайнера является возможность посадки на заснеженные, а также размокшие взлетно-посадочные полосы. Кроме того, самолету не требуется слишком длинный разгон – достаточно 650 метров.

В серийное производство воздушные суда Ан-24 поступили в 1962 году. Тогда же закончилось их тестирование, затянувшееся на два года.

Свой первый рейс с людьми на борту лайнер осуществил в сентябре этого же года. Спустя месяц, самолеты Антонова начали летать по маршруту Киев - Херсон. Вскоре они стали обслуживать маршрут Москва - Воронеж - Саратов.

Все модели настолько надежны и демонстрируют высокие эксплуатационные характеристики, что их стали использовать для выполнения самых разных второстепенных задач. В первую очередь, это связано с тем, что самолеты Ан-24 не нуждаются в слишком длинных взлетно-посадочных полосах.

Еще одним преимуществом по сравнению с аналогами воздушных судов данного класса является повышенная экономия топлива. Именно это позволяет эксплуатировать самолет на коротких маршрутах. Сегодня насчитывается свыше 40 модификаций таких лайнеров.

Фото салона Ан-24 компании UTair

Способности воздушного судна

Эксплуатационные, а также технические характеристики самолета Ан-24:

  • Высота - 8,3 метра.
  • Длина - 23,5 метра.
  • Площадь крыла - 72,4 м².
  • Размах крыла - 29,2 метра.
  • Максимальный взлетный вес может превышать 21 тонну.
  • Вес незагруженного самолета - 13300 кг.
  • Мощность каждого из двух двигателей составляет 2550 лошадиных сил.
  • Вместительность топливных баков – 4760 литров.
  • Максимальная скорость самолета Ан-24 с минимальным расходом топлива составляет 498 км/ч.
  • Дальность полета - 3000 км.
  • Длина разбега не превышает 850 метров.
  • Максимальная высота полета - 8400 метров.
  • Летный экипаж состоит из пяти человек.
  • Вместимость пассажиров зависит от модели. В салоне воздушного судна Ан-24РВ – 48 пассажирских кресел, а модель Ан-24, вмещает в себя 32 пассажира.

Кабина самолёта Ан-24

Особенности конструкции

Каждая из моделей оснащена двумя турбовинтовыми двигателями с винтами из четырех лопастей. В каждом крыле установлено по два топливных бака, которые при необходимости могут быть объединены в одну систему.

Надежность конструкции и мощность двигателей позволяет долететь до пункта назначения даже на одном моторе. Самолет Ан-24 соответствует всем требованиям по управляемости, которые предъявляются воздушным судам этого класса.

Корпус самолета относится к категории цельнометаллических монопланов. Он снабжен двадцатью иллюминаторами. Аварийные выходы являются обязательными. Оперение однокилевое с присутствием аэродинамического гребня. Крылья удлиненные, трапециевидной формы. Они оборудованы лонжеронами и закрылками. Шасси снабжены тремя опорами, втягивающимися в корпус. Фюзеляж включает в себя кабину экипажа, далее расположен пассажирский салон, за которым следует багажный отсек, затем буфет и туалет.

Предусмотрены перегородки, отделяющие салон с пассажирами от прочих помещений. Двойное управление лайнером включает в себя две колонки со штурвалами. Пилотажно-навигационный комплекс, а также радиотехническое оборудование помогают выполнять полеты в любых метеорологических условиях и в любое время суток. Садиться и взлетать самолет может не только при плохой видимости, но и в сплошной темноте.

Ан-24 окмпании UTair

Модификации самолетов

Модификации самолетов конструкторского бюро Антонова:

  • Ан-24 «Троянда». Модель является летающей лабораторией, предназначенной для тестирования поисковых приборов, способных обнаруживать подводные лодки и корабли противника.
  • Ан-24А. Пассажирский лайнер, вмещающий в себя 44 пассажирских кресла.
  • Ан-24 «Нить». Это исследовательский самолет, оснащенный специальным оборудованием для изучения океанских глубин и ресурсов планеты.
  • Ан-24Б. Пассажирский самолет с увеличенным взлетным весом. В его салоне 52 пассажирских кресла.
  • Ан-24ЛП. Эта модель предназначена для тушения лесных пожаров.
  • Ан-24Р. Модель занимается радиоразведкой и радиопоиском.
  • Ан-24ЛР. Этот самолет был создан для ледовой разведки.

Подача электроэнергии осуществляется с двух генераторов, установленных на моторах. При их отказе, воздушное судно может получать электричество от двух достаточно емких аккумуляторов. Как известно, обледенению больше подвержены крылья, а также воздухозаборники двигателей. Избавиться от этой серьезной неприятности помогают воздушно-тепловые системы, надежно противостоящие обледенению. В случае разгерметизации самолета, всех пассажиров спасут кислородные маски, находящиеся в специальных отсеках над креслами.

Еще одним преимуществом этих самолетов по сравнению с аналогами воздушных судов данного класса, является повышенная экономия топлива. Именно это позволяет эксплуатировать лайнер на коротких маршрутах. Сегодня насчитывается свыше 40 модификаций таких лайнеров.

Самолет Ан-24 является прототипом лайнера Ан-26. Схожесть идеальная за исключением дизайна грузовой кабины и хвостовой части, оборудованной рампой. Надежность герметичности фюзеляжа проверена временем. В конструкцию входит большое количество стрингеров и балок. Здесь вместо заклепок применены клеесварные соединения (точечная электросварка). Цветные фотографии всех моделей выложены в каталоге.

Фотогалерея

Антонов Ан-24 Ан-24 Cамолет Ан-24 в 1964 году
Фото Ан-24РВ ВМФ России Фото Ан-24РВ Ан-24 вооружённых сил Украины
Самолёт Ан-24 Северной Кореи Фото салона Ан-24 компании UTair Ан-24РВ окмпании UTair
Ан-24Б окмпании UTair Ан-24 окмпании UTair Ан-24 ЦСКБ Прогресс
Ан-24 Ан-24