Апл проекта 945 а чертежи. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое

Военно-морское соперничество на море между США и СССР в середине 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия привело к появлению новых боевых кораблей, совершенно уникальных по своим тактико-техническим характеристикам.

Американцы к тому времени сумели добиться значительного прорыва в военно-технической области, спустив на воду современные атомные подводные лодки «третьего поколения». Корабли оснащались малошумными двигательными установками и мощным ракетно-торпедным вооружением. Ответом Советского Союза на попытку достичь превосходства Запада в военно-морской сфере стали АПЛ проекта 945, уникальные в своем роде военные корабли.

Основные цели АПЛ проекта 945

Появившаяся в ВМФ США многоцелевая атомная подлодка класса «Лос-Анджелес» позволила американцам на короткое время завоевать господство на океанских просторах. Бывшие до этого основным типом вооружения подлодки 2-го поколения, значительно уступали по многих технических параметрам новым американских кораблям. СССР в какой-то период оказался беззащитным перед угрозой прорыва морских рубежей страны подводными силами вероятного противника. Только своевременные адекватные меры со стороны советского ВПК могли повернуть ситуацию в прежнее русло. Подводный корабль проекта 945, получивший по западной классификации название «Sierra I», создавался с одной единственной целью – своевременно обнаружить подводные лодки вероятного противника и быть готовым к их уничтожению.

Новая субмарина должна была обладать необходимой скрытностью, большой скоростью хода и большой огневой мощью.

Изначально в техническом задании на новый корабль были озвучены обязательные условия, которыми должна обладать новая подводная лодка. Корпус должен быть двойным с максимально эффективными, с точки зрения гидродинамики, обводами. Энергетическая установка должна иметь один атомный реактор уменьшенных размеров, который будет обеспечивать кораблю высокие скоростные характеристики.


Помимо высоких технических характеристик новых кораблей, перед создателями проекта ставилось обязательное условие. Все корабли новой серии должны иметь водоизмещение и размеры, вписывающиеся в параметры мощностей судоремонтной и судостроительной промышленности СССР. Поставленная перед советскими конструкторами в 1972 году задача, предусматривала постройку в ближайшие 3-5 лет новой подводной лодки 3-го поколения. Для этой цели техническое задание предусматривало разработку в ЦКБ «Лазурит», расположенном в Горьком, проекта для последующего строительства атомных субмарин. Техническое задание предполагало строительство субмарин на конкурентной основе. Параллельно с разработкой проекта 945 шла интенсивная работа над другим проектом. На основе того же самого технического задания и эскизных данных СКБ «Малахит» занималось проектированием своего корабля, многоцелевой подлодки типа «Щука» - проект 971.

Корпус корабля

Многоцелевые подлодки типа «Барракуда» строились двухкорпусными. Такая концепция не только увеличивала тактико-технические характеристики кораблей, но и позволяла рационально использовать технические возможности титанового сплава. Основной корпус был сделан полностью из титана, тогда как носовые и кормовые окончания корпуса лодки имели стальную конструкцию. Форма легкого корпуса имела совершенные гидродинамические обводы - эллипсоидный нос и веретенообразную корму. Прочный основной корпус имел коническую форму, как в носу, так и в кормовой части. Все переборки в оконечностях корабля были сферическими, а крепления конструкции могли спокойной испытывать напряжения на изгиб, возникающие в корпусе при погружении на глубину.


Весь корабль был разделен на 6 боевых отсеков. Балластные цистерны оборудовались кингстонами шпигатного типа. К тому же в конструкции корабля предусматривалась установка аварийной системы всплытия. Продувка цистерн осуществлялась не сжатым воздухом, а продуктами сгорания топлива при работе вспомогательных дизельных двигателей. Для эвакуации команды в экстренных ситуациях лодка оснащалась спасательной капсулой, установленной в районе центрального боевого поста. Новая лодка имела практическую глубину погружения 480 м, тогда как максимально допустимый предел погружения достигал 550 м.

Основным оружием подводной лодки проекта 945 являлась торпеда ТЭСТ – 71, боевая часть которой могла нанести кораблю вероятного противника критические повреждения. Новая торпеда имела систему самонаведения активно-пассивного типа, что делало ее движение практически незаметным для противника.


Помимо торпед с обычной боевой частью корабли оснащались противолодочными ракето-торпедами «Ветер» с ядерной боеголовкой.

Радиоэлектронное вооружение подлодок типа «Барракуда» состояло из гидроакустического комплекса «СКАТ». Малая шумность при движении судна под водой и наличие нового гидроакустического оборудования повысили скрытность корабля. Точность определения координат судна с помощью нового оборудования выросла в 5 раз. Дальность прямой связи корабля с базой выросла в несколько раз, превысив прежние показатели для советского подводного флота в 2-3 раза.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Модернизированные корабли получили по натовской терминологии название «Sierra II». Первая субмарина улучшенного типа вступила в строй в 1990 году, получив название «Зубатка». В 1995 году корабль был переименован в «Нижний Новгород» став многоцелевой подводной лодкой проекта 945А.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.


Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка (по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет "Калибр" , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - -
Годы службы c c c c c c - c
Построено 62 15 15 2 2 1 6
Водоизмещение (т)
надводное
подводное
6082
7177
6990
7250
8140
12770
5940
9600
6470
10400
5880
8500
2410
2607
Скорость (уз)
надводная
подводная
17
30-35
11,6
31
11,6
33
19
35
19
35
11
33
15
25
Глубина погружения (м)
рабочая
предельная
280
450
400
600
480
600
480
550
520
600
1000
1250
300

Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Ввод в строй Статус
К-239 «Карп»
с 06.04.1993 Б-239 «Карп»
3001 20.07.1979 29.07.1983 29.09.1984 Выведена из состава флота 30.05.1998 года. В 2013 году готовится к ремонту и модернизации до уровня лодок 4-го поколения на ЦС «Звёздочка» . По данным на 16.5.2014 из реактора уже начали выгружать топливо. По сообщению от 7.7.2014 начали готовить к выгрузке отработанного ядерного топлива . По состоянию на 24 февраля 2015 года ремонт приостановлен 26 февраля 2015 года появилась информация, что ремонт продолжается
К-276 «Краб»
с 06.04.1993 Б-276 «Краб»
с 15.11.1996 «Кострома »
3002 21.04.1984 27.06.1986 27.10.1987 В составе СФ . Ремонт и модернизация пройдёт после ремонта «Карпа»

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»"

Примечания

Ссылки

Литература

В. Е. Ильин, А. И. Колесников. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник». - М .: АСТ, 2002. - 140 с. - ISBN 5-02-033780-3 .

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 945 «Барракуда»

Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.

Советские АПЛ проекта 945 «Барракуда» стали ответом на американские подводные лодки третьего поколения классов «Лос Анджелес» и «Огайо», которые могли незаметно проникать в советские территориальные воды, избегая контанта с русскими средствами противолодочной борьбы. Целью АПЛ нового типа должны были стать американские авианосные подразделения и подводные ракетоносцы, выходящие в сектора запуска баллистических ракет.

СОЗДАНИЕ

Разработка «Барракуды» началась в 1972 году. Проектная документация на подводную лодку проекта 945 предусматривала создание прочного корпуса АПЛ из титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2. С помощью «титановой технологии» «Барракуды» могли погружаться на глубины, недостижимые для советских подводных лодок второго поколения. Несмотря на дороговизну, титановый корпус обеспечивал серьезное уменьшение магнитного поля АПЛ. В то же самое время «Барракуда» должны была вписываться в ограниченные размеры, поскольку ее сборка должна была проводится в Нижнем Новогороде на предприятии Красное Сормово (доставка до базы ВМФ должна была быть произведена при помощи внутренних водных путей). Стоит отметить, что попытка постройки 945 АПЛ в Комсомольске-На-Амуре закончилась неудачей из-за того, что работники завода не сумели в сжатые сроки освоить технологию производства титанового корпуса. Для решения проблем, связанных с технологическим процессом, инженеры Красного Сормова построили два натурных отсека из титанового сплава, которые позже были отправлены в Северодвинск для проведения статических и усталостных испытаний.

АПЛ проекта 945 спроектирована по двухкорпусной схеме. Прочный корпус создан из титанового сплава, он имеет цилиндрическую среднюю часть и конические оконечности. Легкий корпус обладает эллипсоидным носом и веретенообразной кормой. Отличительной особенностью АПЛ является высокое хвостовое оперение, в верхней части которого расположена антенна ГАК. Корпус лодки разделён на 6 водонепроницаемых отсеков. АПЛ проекта 945 имеют всплывающую спасательную камеру, которая может вместить в себя весь экипаж.


Б-534 "Нижний Новгород".


СЕНСОРЫ

Основным сенсором подводной лодки был гидроакустический аналоговый комплекс МГК-500 Скат-КС, эффективная дальность действия которого была в два раза выше чем у предшествующих гидроакустических устройств. В состав комплекса МГК-500 вошла: аппаратура шумопеленгования, аппаратура эхопеленгования и обнаружения гидроакустических сигналов, система связи и опознавания, система обнаружения целей в инфразвуковом диапазоне частот, унифицированная боевая станция обнаружения якорных мин и полей, эхоледомер МГ-518, станция измерения скорости звука в воде МГ-533, станция обнаружения полыней и отдельных льдин НОР-1, станция обеспечения всплытия в полыньях и разводах НОК-1, прибор для определения кавитации гребных винтов МГ-512. Кроме того, АПЛ проекта 945 были оборудованы комплексом связи Молния-МЦ и буксируемой антенной Параван.

ВООРУЖЕНИЕ

В качестве основного оружия 945-ые использовали торпедные аппараты (4 - 533мм и 2- 650мм) общим боезапасом в 40 торпед и ракет.

533мм ракетно-торпедная система Водопад могла запускать специальную малогабаритную электрическую торпеду УГМТ-1 с дальностью хода 8 км и скоростью 41 узел. Сразу после выстрела УГМТ выскакивала из воды, летела до цели, после чего снова ныряла в воду и уничтожала противника. Помимо стандартной боеголовки, УГМТ-1 могла нести ядерный заряд.

650мм ракетный противолодочный комплекс «Ветер» мог запускать специальную ракету 88Р. Перед выстрелом, с помощью специального разъема, в ракету вводились данные о цели, которые были получены с различных датчиков подводной лодки. После получения команды «Пуск» ракета выходила из торпедного аппарата и на некотором расстоянии от ПЛ включала маршевый двигатель. Покинув водную часть пути, ракета носитель выводилась на активный участок полета, который проходил на сверхзвуковой скорости. В районе нахождения цели боевая часть отделялась от носителя и погружалась в воду до ранее определенной глубины, после чего происходил подрыв боевой части с последующим поражением вражеской АПЛ. Поскольку БЧ 88Р входил вводу практически перед поражением противника, уклониться от нее было практически невозможно. Стоит отметить, что ракета 88Р была оснащена ядерной боеголовкой.

В месте с «Ветром» можно было использовать и ракету УГМТ-1, боеголовка которой отделялась от носителя при помощи парашюта.

Подводные лодки проекта 945 могли быть вооружены торпедами типа ТЭСТ-71, которые были оснащены гидроакустической системой наведения на цель в двух плоскостях. Находящийся на борту оператор мог отключить самонаведение торпеды, а также указать ей другую цель. Выпущенная АПЛ ТЭСТ-71 могла работать в двух скоростных режимах, в поисковом, со скоростью хода в 24 узла и в режиме сближения, когда ее скорость увеличивалась до 40 узлов. Максимальная дальность хода находилась в районе 15 км, тогда как предельная глубина погружения ТЭСТ-71 была равна 400 метров.


Холодные воды.


СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Подводные лодки проекта 945 оборудованы атомной силовой установкой на водоводяном реакторе ОК-650А, мощностью 180 Мвт, который имеет 4 парогенератора по 2 циркуляционных насоса для 1 и 4 контура и 3 насоса для третьего контура. В случае выхода из строя главной энергетической установки, АПЛ может использовать резервные средства движения: 2 дизель-генераторами ДГ-300 (750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток, энергия которых может быть подана на два гребных электродвигателя, обеспечивающих скорость хода в 5 узлов (при этом каждый двигатель работает на свой винт).

Для снижения уровня шума подводной лодки на АПЛ проекта 945 была применена двухкаскадная амортизация всех механизмов и устройств, тогда как оборудование, действующее в малошумном режиме, было установлено на многоярусных амортизированных блоках.

ВАРИАНТЫ ПРОЕКТА

Помимо стандартного проекта 945, известного на западе как Sierra-I, в СССР и России были созданы три новых модификации.


Sierra-I(945)


Проект 945А (Sierra-II), отличался увеличенной рубкой с измененной передней частью, внутри которой размещались две спасательные капсулы. Основным сенсором стал низкочастотный сонар Скат-3. По некоторым данным, АПЛ класса 945А оборудованы подруливающими устройствами в нижней части корпуса. В октябре 2012 года эти субмарины вновь вернулись в Атлатнику и начали патрулировать океан вдоль восточного побережья США.


Sierra-II (945A)


Проект 945Б (Sierra-III), единственная подводная лодка этого класса была разобрана прежде, чем успела спустится на воду. Sierra-III имела новую систему сенсоров ГАК Кижуч, модифицированную систему спасения экипажа и могла атаковать противника крылатыми ракетами типа Гранат.


Sierra-III(945B/AB)


Проект 945М (Sierra-IV?), последняя модификация 945-го проекта, которая проводится в РФ. Согласно плану модернизации, две подводные лодки класса 945 получат новые ГАС и БИУС, новую навигационную систему на основе ГЛОНАСС\GPS, и будут вооружены крылатыми ракетами «Калибр».


Б-336 "Псков"


ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Проект 945 Барракуда
К-239 Карп
Заложен на заводе Красное Сормово 20 июля 1979 года. Включена в состав Северного Флота 7 декабря 1984 года. В 1985 году находилась на глубоководных испытания в Норвежском море. На протяжении 80-ых и 90-ых годов активно следила за подводными лодками стран НАТО. В 1998 году была исключена из состава ВМФ по причине недостатка финансирования и передана на долговременное хранение. В 2013 году на Карпе начались работы связанные с модернизацией по проекту 945М. На апрель 2017 года с АПЛ было выгружено ядерное топливо, но все работы по модернизации пока остановлены.

К-276 Кострома (экс - Краб)
Заложена на заводе Красное Сормово 21 апреля 1984 года. Вступила в строй 27 октября 1987 и 30 декабря включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок Северного флота. 11 февраля 1992 года во время боевой подготовки в Баренцевом море, находясь под управлением капитана Владимира Соколова нанесла таранный удар субмарине класса «Лос Анджелес» USS Baton Rouge (сзади, снизу). Во время удара обе АПЛ использовали только пассивный сонар и фактически не видели друг друга. Повреждения, полученные USS Baton Rouge оказались серьезными и 13 января 1995 года «Лос Анджелес» был выведен из состава американских ВМФ (первая выведенная из состава флота субмарина этого класса). В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.


USS Baton Rouge в стадии разборки.


Проект 945А Кондор
К-534 Нижний Новгород (экс - Зубатка)
Заложена на заводе Красное Сормово 15 февраля 1985 года. Вступила в строй 26 декабря 1990 года. Активно участвовала в тактических учениях ВМФ РФ на всем протяжении 90-ых. В январе 2014 года спасла троих рыбаков в акватории Баренцева моря. В 2014 году была выбрана для проведения модернизации по программе 945М. Текущий статус работ неизвестен.

К-336 Псков (экс - Окунь)
Заложена на заводе Красное Сормово 29 июня 1989 года. Вступила в строй 31 июля 1991 года. 21 января 1994 года была включена в состав 6 дивизии 9 эскадры подводных лодок Северного флота. В 1999 году во время постановки в док на АПЛ произошло несанкционированное автоматическое срабатывание станции пожаротушения, что привело к гибели 1 человека. В 00-ых годах активно следила за субмаринами стран НАТО, а также принимала участие в испытании перспективных систем обнаружения. В 2016-ом году находилась в боевом составе ВМФ РФ (7-ая ДИПЛ).

Проект 945АБ (Sierra - III)
К-123 Марс
Была заложена на заводе Красное Сормово в марте 1990 года под серийным номером 305. В ноябре 1993 года из-за недостатка финансирования постройка АПЛ была прекращена на 30% готовности. Позже К-123 была распилена на металлолом.


Sierra-II


ХАРАКТЕРИСТИКИ (Проект 945А)
Водоизмещение: 6,300 т. (надводное) / 8,200 т. (подводное)
Длина: 107,16 м.
Ширина: 12.2 м.
Максимальная глубина погружения: 480 м (600м. предельная).
Энергетическая установка: Ядерный реактор ОК-650А(190Мватт)
Движители: 1 малошумный ВФШ
Скорость: 12,2 узлов (надводная) / 35 узлов (подводная)
Боевой радиус действия: Неограничен
Экипаж: 60 моряков и офицеров
Вооружение: 2х660мм торпедных аппарата, 4х533мм торпедных аппарата (боезапас 32 торпеды)
Сенсоры:
БИУС Омнибус
НК Симфония
КСС Молния-МЦ
ГАК Скат-КС МГК-500
РЛК Радиан МРКП-58
ТК МТК-100
Перископ ТК кутум
Командирский перископ Лебедь-21 На Северодвинском предприятии "Звёздочка"снова хорошие новости. Предприятие начинает ремонт подводной лодки "Карп". Это и послужило поводом написания этого поста, про подводные лодки проекта 945.

Северодвинск. Центр судоремонта "Звёздочка". Подводная лодка "Карп". Интересен факт, что все подводные лодки, как и модификации этого проекта, сменили свои имена, на имена городов: "Кострома", "Псков", "Нижний Новгород", только у атомохода "Карп" осталось "рыбное" имя.


Подводные лодки проекта 945 "Барракуда" (обозначение НАТО — "Sierra-I") — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок, построенных в 1979—1986 годах. "Барракуды" положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе.

Основным назначением АПЛ проекта 945 (шифр "Барракуда") является слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н. И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И. П. Богаченко.
АПЛ 945-го проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и ударных группировок.

Подводная лодка "Кострома", после столкновения с американской субмариной "Батон-Руж"

Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности, скрытности, надежности и живучести.

Интересно, что эти подводные лодки изготовлены из прочного титанового сплава, который обеспечивает увеличение предельной глубины погружение в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава позволяло за счёт уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку её внутренними водными путями в Северодвинск, на судостроительное предприятие "Севмаш". Кроме того, такая конструкция позволяет уменьшить магнитное поле корабля. По этому параметру атомоходы проекта 945 сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время. Для отработки вопросов прочности и технологии заводом “Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные испытания. Единственный минус от использования титана это высокая стоимость.

Подводная лодка проекта 945А "Псков" и 945 "Кострома".

АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой, способной вместить весь ее экипаж

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура. На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

"Карп". 2010 год

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад», противолодочные ракеты «Ветер», имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Рубка подводной лодки "Карп". На заднем плане 55 цех Севмаша, а на переднем кусок подводной лодки "Новомосковск" проекта 667БДРМ

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза. Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Подводная лодка ВМС США "Батон-Руж", после вывода из состава флота. 1997 год .

Всего было построено два корабля этого проекта "Карп" и "Краб". Первая лодка этого проекта К-239 "Карп" начала свою службу в 1984 году, а уже в 1998 году, после 14 лет службы была выведена из боевого состава ВМФ и передана в ОРВИ на долговременное хранение с постановкой на прикол в Северодвинске. Вторая К-276 "Краб" заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой "Батон Руж" типа "Лос-Анджелес". У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на "Батон Руж" после столкновения был пожар. После аварии АПЛ "Батон Руж" своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

«Sierra-I» Скорость (надводная) 12,1 узлов Скорость (подводная) 35.15 узлов Рабочая глубина погружения 480 м Предельная глубина погружения 550 м Автономность плавания 100 суток Экипаж 61 человек (в том числе 31 офицер) Размеры Водоизмещение надводное 5940 т Водоизмещение подводное 9600 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 107,16 м Ширина корпуса наиб. 12,28 м Средняя осадка
(по КВЛ) 9,62 м Силовая установка Атомная, 1 реактор ОК-650А 180 МВт, 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 1 главный винт, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода Вооружение Торпедно-
минное вооружение Торпедные аппараты: 2x650 мм, 12 торпед и ракето-торпед, 4x533 мм, 28 торпед и ракето-торпед. ПВО ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла»
(класс. NATO - SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») с 8 ракетами Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 945 «Барракуда» (обозначение НАТО - «Sierra-I») - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок построенных в -1986 годах . «Барракуды» положили начало третьему поколению многоцелевых атомных субмарин в Советском Союзе , стали основой для проекта 971 , лодки которого являются основой многоцелевых подводных сил Российского ВМФ .

История создания

При проектировании многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения , ведущие конструкторские бюро страны и научно-исследовательские центры параллельно вели работы по АПЛ третьего поколения. Основной причиной этому было динамичное развитие американского подводного флота, что требовало в свою очередь ответных действий советского ВМФ . В рамках концепции противолодочной обороны страны, многоцелевым подводным лодкам третьего поколения уделялось особое внимание ввиду их повышенных поисковых возможностей. Их рассматривали как основное средство обнаружение субмарин противника, слежение за ними и уничтожения, в случае получения соответствующего приказа.

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку АПЛ проекта 945 под шифром «Барракуда». Главным конструктором был назначен Н. И. Кваша . В качестве основных задач перед лодками нового проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта. Главным ограничением при этом было водоизмещение, так как постройка планировалась на внутренних заводах страны.

Важной частью проекта было создание прочного корпуса из титанового сплава . Это позволило в полтора раза увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения . Также использование сплава высокой удельной прочности позволило уменьшить водоизмещение лодки, что представляло возможным строительство на заводе «Красное Сормово » и последующей транспортировки внутренними водными путями. Также титановая конструкция сильно уменьшала магнитное поле корабля. По этому показателю лодки 945 проекта и на сегодняшний день сохраняют мировое лидерство . Единственным минусом лодок из титановых сплавов являлась их цена. По этой причине было ограничено число кораблей серии в пользу более дешёвых АПЛ проекта 971 «Щука-Б» , где использовалась маломагнитная сталь.

Конструкция

Корпус

Лодка построена по двухкорпусной конструкции. Легкий корпус на носу лодки имеет эллипсоидную оконечность, а на корме - веретенообразную. Прочный корпус изготовлен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму посередине и коническую на оконечностях. Состоит он из 6 водонепроницаемых отсеков. На подводной лодке имеется всплывающая спасательная капсула, способная вместить весь экипаж.

Силовая установка

Главной силовой установкой является один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л. с. и один турбозубчатый агрегат. Реактор этого типа имеет четыре парогенератора по два циркуляционных насоса для первого и четвёртого контуров, три насоса третьего контура . На лодке имеются два турбогенератора переменного тока, два питательных и два конденсаторных насоса. Также есть две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.

Вооружение

Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и два 650-миллиметровых торпедных аппарата . Боезапас составляет 40 торпед и ракет.

В качестве боеприпасов для торпедных аппаратов могут быть использованы обычные торпеды разных типов, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» , противолодочные ракеты «Ветер» , имеющие возможность установки ядерной боевой части.

Радиоэлектронное оборудование

Из радиоэлектронного оборудования на лодках проекта устанавливался ГАК МГК-503 «Скат». Благодаря уменьшению собственных помех гидроакустического комплекса и шумности лодки, которая была значительно ниже по сравнению с лодками прошлого поколения, дальность обнаружения целей увеличилась более чем в два раза . Уменьшилось количество ошибок при определении местоположения лодки, что позволяло гораздо реже всплывать на поверхность для определения координат. Новая аппаратура связи позволила увеличить дальность приёма сигналов и их глубину.

Модификации

945А «Кондор»

Подводные лодки усовершенствованного проекта 945А «Кондор» имели отличия в комплексе вооружений, новом реакторе и подруливающими устройствами. Также были приняты меры по достижению ещё более низкой шумности.

945Б «Марс»

Модификация лодок проекта «Барракуда» обладающая практически соответствующими характеристиками для АПЛ четвёртого поколения. В связи с снижением оборонных расходов после развала СССР , строительство единственной заложенной лодки модифицированного проекта было остановлено.

Модернизация

Планируется модернизировать оба корабля на ЦС «Звёздочка» по проекту 945М :

  • замена ядерного топлива;
  • замена всего электрооборудования;
  • проверка и ремонт механических частей кораблей;
  • при необходимости будет выполнен и ремонт реакторов;

будут установлены новые:

  • радары,
  • навигационные системы ГЛОНАСС /GPS ;
  • системы вооружения:
    • комплексы крылатых ракет «Калибр» , которые позволят вести огонь по наземным целям.

История службы

Первая лодка проекта К-239 «Карп» начала свою службу в 1984 году. В 1998 году, после всего 14 лет службы, была списана и её дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Вторая, К-276 «Краб», заступила на боевую службу в 1987 году. 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес» . У «Краба» была немного повреждена рубка, рассчитанная на проламывание льда, а на «Батон Руж» после столкновения был пожар. После аварии АПЛ «Батон Руж» своим ходом добралась до базы и через некоторое время была списана.

Сравнительная оценка

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки