Для чего служит датчик температуры охлаждающей жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости

Инструкция

Довольно часто возникают проблемы из-за повреждения проводов, которые подходят к датчику. Бывают случаи, когда происходит обрыв провода у самого разъёма датчика. Такие проблемы приводят к тому, что включается вентилятор при низкой . Из выхлопной идёт чёрный дым. Если возникает такая неисправность, на панели приборов контрольная лампа «CHECK ENGINE» может не загореться. Двигатель в таком случае лучше не глушить, так как потом он может и не завестись. Передвигаться при небольшой скорости всё-таки можно.

Проблемы могут возникнуть, если не работает датчик температуры охлаждающей жидкости. Чтобы проверить этот датчик, нужно выполнить простые действия. Для начала отсоединяем колодку жгута от датчика. Включаем зажигание. Занимаемся проверкой цепи. При измерении напряжения, на контакте «В» относительно «массы» должно быть около 5 В. Если же напряжение меньше 4,7 В, то соединение нужно считать ненадёжным. Вполне возможно, что провод замыкается на «массу» или же оборван. Также нужно проверить исправность контролёра в этом случае.

Выключаем зажигание и замеряем сопротивление между контактом колодки датчика «А» и «массой». Сопротивление должно быть не меньше 1 Ом и не больше. Если сопротивление больше 1 Ом, то вполне возможен обрыв провода.

После этого нужно отсоединить колодку контроллера и проверить сопротивление, которое будет между контактом колодки датчика «В» и контактом колодки контроллера «45». Оно должно быть меньше 1 Ом. Если оно больше, то соединение в колодках ненадёжное.

Следом замеряем сопротивление между «массой» и контактом «В» колодки датчика. Оно должно быть не менее 1 Ом. Если меньше, то происходит замыкание на массу.

Занимаемся проверкой датчика. Замеряем сопротивление при двух значениях температур жидкости охлаждения. Делать это нужно на холодном и горячем двигателе. Сопротивление не должно отличаться. Если есть различия, то необходимо датчик заменить. Если датчик и цепь находятся в исправном состоянии, то заменяем контролёр.

Видео по теме

Обратите внимание

Датчик температуры двигателя Датчик температуры охлаждающей жидкости является датчиком температуры двигателя (ДТД) и представляет собой термистор, т. е. полупроводниковый резистор, сопротивление которого изменяется от температуры. Датчик ввернут в проточный патрубок охлаждающей системы двигателя и постоянно находится в потоке охлаждающей жидкости.

Полезный совет

В основе большинства датчиков температуры лежит терморезистор, обычно, с отрицательным температурным коэффициентом - другими словами, при повышении температуры, сопротивление измерительных элементов у таких датчиков уменьшается. В случае возникновения проблем, связанных с измерением температуры долго искать, где находится датчик температуры двигателя, обычно не приходится.

Связанная статья

Источники:

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости
  • проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

В карбюраторных двигателях для визуального слежения за температурой охлаждающей жидкости предназначен указатель температуры на шкале приборов, получающий данные от температурного датчика, расположенного в блоке цилиндров двигателя.

У современных датчиков температуры два. Основной , расположенный на впускном коллекторе инжекторных двигателей, передает информацию для , который отвечает за приготовление топливовоздушной смеси; а второй датчик в блоке цилиндров подает информацию на указатель температуры приборной панели. Иногда приборы начинают искажать данные, а то и вовсе не отображают показания. В этом случае необходимо определить причину, по которой это произошло.

Чтобы проверить датчик температуры самостоятельно, сначала нужно убедиться, что именно он вышел . Для этого нужно пойти от обратного – исключить из «списка подозреваемых» указатель температуры. Снимаем с датчика защитный резиновый колпачок, закрывающий электрический разъем, и отсоединяем провод. Затем включаем зажигание и замыкаем наконечник провода на «массу». Если стрелка указателя температуры отклоняется от нулевой зоны (50 градусов), то неисправен датчик температуры, и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, причина может быть в комбинации приборов или в электрическом проводе.

Когда установлено, что неисправен датчик температуры, его необходимо выкрутить из блока цилиндров. Эту процедура будет сопровождаться вытеканием охлаждающей жидкости, поэтому нужно заранее побеспокоиться и приготовить болт нужного размера, чтобы вкрутить его на место датчика.

Чтобы проверить датчик температуры, самостоятельно извлеченный из двигателя, понадобится измерить его сопротивление с помощью омметра. Для этого нужно поместить датчик в морозильную камеру холодильника на 20-25 минут, чтобы он охладился до минусовой температуры. Затем присоединить одну клемму омметра к корпусу, а другую его клемму - к клемме датчика и следить за показаниями изменения сопротивления при естественном нагревании. В процессе измерений не должно быть провалов и скачков при достижении датчиком комнатной температуры.

Следующим тестом для него будет нагрев под струей горячей воды из крана. В городских квартирах температура горячей воды колеблется в пределах 60-65 градусов. Постепенно нагреваем датчик теплой водой, убавляя холодную и добавляя горячую. По показаниям омметра следим за резкими колебаниями стрелки прибора. Любые отклонения от ее плавного движения свидетельствуют о неисправности датчика. Датчик неразборный – ремонту не подлежит.

Чтобы предотвратить перегрев и порчу оборудования, установленного в компьютере, рекомендуют периодически проверять его температуру. Для этого можно использовать несколько программ.

Вам понадобится

  • - AMD Over Drive;
  • - Speed Fan.

Инструкция

Подождите, пока соберет об установленном оборудовании. Для определения температурных показателей центрального процессора откройте меню CPU Status. Если вы используете многоядерный процессор, то программа отобразит температуру каждого отдельного ядра.

Чтобы выяснить температуру видеокарты, откройте меню GPU Status. Если вы используете ноутбук с двумя видеоадаптерами, то программа отобразит температуру используемой (активной) видеокарты. Если температура некоторых устройств превысила допустимые нормы, то откройте меню Fan Control. Увеличьте скорость вращения лопастей нужного кулера, передвинув ползунок под его графическим изображением.

В том случае, если в компьютере установлен процессор фирмы Intel, то воспользуйтесь программой Speed Fan. Установите и запустите эту утилиту. В меню «Показатели» будут отображены устройства, к которым подключены температурные датчики, и вентиляторы, установленные в компьютере.

Для увеличения скорости вращения вентилятора несколько раз нажмите стрелочку «Вверх». Подождите некоторое время, пока температура устройства понизится до нормального состояния. Помните о том, что допустимые показатели температур различны для каждого оборудования. Например, температура 60 градусов Цельсия является приемлемой для центрального процессора, но недопустима для жесткого диска.

Если вы не хотите постоянно следить за показателями температурных датчиков, то установите галочку напротив пункта «Автоскорость вентиляторов». Программа будет автоматически повышать скорость вращения кулера, чтобы предотвратить перегрев устройств.

Датчик температуры двигателя – это терморезистор, который меняет свое сопротивление в зависимости от температуры. Он дает информацию электронному устройству двигателя для управления питания топливом и системами зажигания. А как его проверить?

26 января 2017

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником . При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы температурного датчика зависят следующие функции:

  1. Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
  2. Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
  3. Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
  4. Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.

Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:

  • на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
  • в корпусе термостата;
  • в головке цилиндров;
  • непосредственно в радиаторе.

Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно . Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:

  • измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
  • прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
  • датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора .

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

Испытание на работоспособность

Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:

  1. Дайте двигателю остыть до 40-50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
  2. Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
  3. Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
  4. Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.

Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.

Для проведения испытаний вам понадобится:

  • мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
  • небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
  • термометр со шкалой до 100 °С.

Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.

Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.

Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.

Автомобиль оснащен различными измерительными приборами. Они помогают проверять исправность работы различных систем машины. Одним из этих механизмов является датчик температуры охлаждающей жидкости (далее – ДТОЖ).

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ контролирует температуру внутри мотора. Охлаждающая жидкость призвана поглощать избыточное тепло в блоке цилиндров во время работы двигателя.

Прибор определяет колебания температуры и сообщает данные электроблоку управления о температурном режиме мотора. Он сигнализирует о таких состояниях, как:

  • перегрев,
  • холодный движок,
  • прогрев,
  • нормальная температура работающего мотора.

Сообщенные электроблоку сигналы оказывают влияние на работу всей системы управления мотором. Поэтому ДТОЖ является одним из наиболее важных измерительных приборов в системе автомобиля.

Температура работы мотора влияет на следующие моменты:

  • расход топлива,
  • качество и количество выхлопных газов,
  • воспламенение,
  • нормальную работу трансмиссии.

Эти моменты контролируются электроблоком управления, который выбирает подходящий режим работы мотора. Поэтому исправность ДТОЖ очень важна для работы авто. При наличии неисправностей прибор может выдавать неверные значения температуры, что приведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя двигателя машины.

Влияние датчика температуры охлаждающей жидкости на работу двигателя

Электронный блок управления выполняет определенные функции, ориентируясь на показатели ДТОЖ:

1.Обогащение горючего в ДВС. Если ДТОЖ определяет низкую температуру, электроблок реагирует увеличением продолжительности импульса на форсунки, обогащая топливо. По мере нормализации температуры топливо постепенно обедняется, чтобы не происходила его перерасхода, и для уменьшения выхлопов. При неисправности ДТОЖ может постоянно занижать температуру в моторе, что станет причиной загрязнения топлива и его перерасхода. Если ДТОЖ завышает температуру, мотор может глохнуть, обороты работающего вхолостую двигателя становятся неровными и колеблются.

2.Раннее или позднее зажигание. При выходе температуры за допустимые пределы, угол опережения зажигания регулируется для уменьшения выхлопов.

3.Рециркуляция газов во время прогрева. Клапан рециркуляции плотно закрывается на время прогрева мотора. Если мотор холодный, такая рециркуляция приводит к колебаниям «холостых» оборотов и заглоханию движка.

4.Продувание фильтра системы, улавливающей пары горючего. Для достижения хорошей управляемости автомобилем угольный фильтр не продувается до окончания прогрева мотора.

5.Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогреве двигателя. Электроблок не должен блокировать его до окончания прогрева авто.

6.Контроль работы вентилятора. Реагируя на показатели ДТОЖ, электроблок запускает и отключает электровентилятор для регулирования температуры мотора. При неверных данных о температуре движка есть риск перегрева ДВС.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

На разных моделях авто местоположение прибора немного отличается:

  • головка блока цилиндров;
  • верхний шланг радиатора;
  • корпус термостата.

Независимо от конкретной модели машины, ДТОЖ прикрепляется около отводящего патрубка, проводящего жидкость к радиатору. Это принципиально для определения точных показателей температуры жидкости.

Типы датчиков: устройство и механизмы работы

Существует три типа ДТОЖ:

  1. Магнитные.
  2. Биметаллические.
  3. Капиллярные.

Магнитные датчики

Устроены из двух катушек с двух сторон поворотного металлического якоря, к которому прикреплена стрелка приборной панели. Одна катушка соединяется с электросетью машины (провод заземлен), вторая соединяется проводом с изменяющимся сопротивлением. Оно находится в прямой зависимости от температурных показателей в моторе.

Ток, протекая сквозь катушки, образует вокруг себя магнитное поле. Оно двигает якорь. Величина смещения якоря зависит от разницы полей, которая, в свою очередь, зависит от размера тока.

Биметаллические датчики

Механизм работы такого датчика строится на расширении веществ при нагреве. Стрежень прибора немного изменяет длину при увеличении температуры мотора. Биметаллические полосы в катушке крутят стрелку приборной доски на определенную уровень в зависимости от размера тока.

Применяется два вида сенсоров:

  • биметаллический,
  • полупроводниковый.

Первый применяется редко. Биметаллическая полоса двигается в катушке и открывает контакты, изменяя силу тока, идущего к стрелке приборной доски.

Полупроводники – наиболее распространенный сейчас вид. Электроблок управления подает на термистор ДТОЖ напряжение через резистор с постоянным сопротивлением. Термистор имеет отрицательный температурный коэффициент.

При повышении температуры его сопротивление снижается. С ним уменьшается и подаваемое на термистор напряжение. Электроблок распознает спад напряжения и высчитывает температуру жидкости. Полученные сведения показываются на приборной доске автомобиля.

Капиллярные датчики

Это самый старый тип ДТОЖ. Стрелка термометра напрямую связана с прибором. Сам датчик представляет собой емкость с жидкостью, которая имеет низкую температуру кипения. Емкость соединяется со стрелкой тонкой и длинной металлической трубой.

При нагреве прибора жидкость закипает и испаряется, что увеличивает давление в емкости. Оно передается по трубе указателю, где имеется трубка Бурдона. Эта деталь распрямляется из-за давления и передвигает стрелку на приборной панели.

Такой тип ДТОЖ используют крайне редко по двум причинам:

  • будучи единым механизмом, измеритель пролегает через весь капот авто, соединяясь трубкой и приборной доской;
  • капиллярная трубка очень тонкая, поэтому легко повреждается.

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Благодаря простоте конструкции ДТОЖ редко выходит из строя. Однако его неисправность может грозить поломкой двигателя. Поэтому важно периодически проверять работу ДТОЖ.

Признаком неисправности может быть отсутствие работы вентилятора при нагреве мотора. Но, если у авто стоит дополнительный датчик для включения вентилятора, то отсутствие его работы будет признаком повреждения проводки или поломки датчика вентилятора.

Признаками поломки ДТОЖ могут быть:

  • перерасход топлива;
  • высокие обороты холостого хода;
  • плохой запуск мотора после прогрева;
  • детонация;
  • перегрев двигателя.

Современные «железные лошадки» имеют систему, которая выдает определенные коды ошибок на дисплее при некорректной работе ДТОЖ. Однако такие коды не могут однозначно указывать на поломку прибора. Неприятности могут быть как с проводкой, так и с контактами.

Такие проблемы легко обнаружить при визуальном осмотре и устранить самостоятельно, не снимая датчика.

Проверка исправности ДТОЖ

Если визуальный осмотр не дал результатов, можно проверить ДТОЖ, измерив его напряжение и сопротивление. Процедура зависит от типа датчика: с положительным или отрицательным коэффициентом сопротивления (КС).

Проверка датчика с отрицательным КС

Для проверки напряжения используют вольтметр.

  1. Его подсоединяют к заземлению и сигнальному контакту на датчике.
  2. При холодном неработающем моторе включают зажигание.
  3. Получают определенное значение напряжения и сравнивают по таблице.
  1. С помощью термометра измеряют температуру жидкости и выясняют, не «врет» ли прибор.
  2. Двигатель начинают прогревать и проверяют изменение напряжения в соответствии с изменением температуры.
  3. Если значения выходят за рамки обозначенного в таблице диапазона, датчик неисправен, и требуется произвести его замену.

Для проверки сопротивления используют омметр. Существует два способа проверки.

ДТОЖ на авто:

  1. Проверка проводится при разных температурах. Показатели сравнивают с таблицей.
  2. Если сопротивление в указанном диапазоне на холодном моторе (20 градусов Цельсия), температура жидкости может отклоняться в сторону на 5 градусов от указанного значения.

ДТОЖ вне авто:

  1. Прибор помещают в емкость с водой и проверяют температуру.
  2. Измеряют сопротивление датчика и сверяют полученные данные с таблицей.
  3. Воду постепенно нагревают, периодически проводя новые измерения температуры и сопротивления.

Проверка датчика с положительным КС

Такие датчики используют редко (распространены у Renault). Проверку проводят аналогично описанным выше. Данные сверяют с таблицей:

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Если датчик неисправен, его не ремонтируют, а меняют. Осуществляют замену ДТОЖ по следующей инструкции:

  1. С системы сливают немного жидкости, чтобы снять старый измеритель.
  2. От ДТОЖ отсоединяют проводку, и выкручивают прибор ключом на 19.
  3. Новый датчик проверяют на работоспособность описанными выше способами.
  4. Резьбу на «хвосте» ДТОЖ обрабатывают герметиком.
  5. Вкручивают новый датчик на место старого и присоединяют к нему проводку.
  6. Доливают охлаждающую жидкость в систему до нормального уровня.
  7. Перед запуском двигателя проверяют отсутствие протечек жидкости через прибор.

В современном автомобиле имеется множество датчиков, каждый из которых следит за отдельным узлом автомобиля. К числу самых важных можно смело отнести датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), контролирующий работу моторного отсека. В настоящее время в автомобилях обычно устанавливают два таких датчика. Место расположения первого (основного) – впускной коллектор инжекторного двигателя, а второго – блок цилиндров. Практически каждого водителя интересует, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Об этом и поговорим.

Назначение

ДТОЖ является не только температурным датчиком, ведь его работа оказывает влияние на многие системы двигателя. В автомобиле имеется электронный блок управления, который получив сигнал от ДТОЖ, начинает регулировать и корректировать работу топливной системы, элементов, отвечающих за питание и прочих узлов двигателя. Работоспособность и исправность ДТОЖ очень важна, ведь вовремя предупредив о неполадках, он может предупредить о возникновении гораздо более серьезных и глобальных поломок.

Датчик температуры охлаждающей жидкости при выходе из строя начинает передавать недостоверные сведения, значит, пора искать причину и производить замену неисправных элементов.

Часто корень проблемы кроется в поврежденном проводе, подходящем к датчику. Такая неисправность обычно приводит к включению вентилятора при низких значениях температуры и выходу из трубы черного дыма. В этой ситуации рекомендуется не выключать двигатель и продолжать движение на небольшой скорости.

Последовательность проверки ДТОЖ

Перед тем как приступать к самостоятельной проверке датчика температуры, нужно установить, что причина неисправности именно в нем, а не в указателе температуры:

  1. Освобождаем датчик от резинового защитного колпачка и разъединяем провода.
  2. Включаем зажигание и замыкаем наконечник провода на «массе».
  3. Теперь можно проанализировать: отклонение температурной стрелки от нулевого значения свидетельствует о неисправности самого датчика, а неподвижность все той же стрелки – о нарушениях электрического провода или одной из комбинаций приборов.

После того как «диагноз» поставлен, можно переходить к извлечению ДТОЖ. Во время проведения этой процедуры обязательно вытекает охлаждающая жидкость, следовательно, перед началом работы нужно запастись болтом необходимого размера, который временно будет располагаться на месте датчика.

После извлечения прибора, нужно произвести замер его сопротивления при помощи омметра. Делается это следующим образом: помещаем датчик в морозилку примерно на 0,5 часа, где он должен охладиться до температуры отрицательного значения, и только после этого приступаем к замеру. В момент измерения одна клемма омметра должна быть соединена с корпусом, а вторая с клеммой датчика.

Во время естественного нагревания должны проявляться различные изменения сопротивления, но провалы и скачки при этом не допустимы.

Существует еще один тест для ДТОЖ: прибор подносят под горячую воду (среднее значение температуры горячей воды из крана 65 градусов).

Датчик не нужно сразу обдавать горячим потоком воды, лучше постепенно нагреть его. И с помощью того же омметра следят за передвижениями стрелки.

Любое резкое колебание говорит о том, что датчик сломался и нужно приобретать новый (он не разбирается, поэтому попытка ремонта – далеко не самое правильное решение).

Вышеописанные несложные действия позволяют избежать таких серьезных проблем, как, например, перегрев двигателя.

Видео

Показана проверка ДТОЖ при помощи нагрева в горячей воде:

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) не так прост, как может показаться на первый взгляд. Многие думают, что он отвечает только за включение/выключение вентилятора охлаждения и отображение температуры ОЖ на приборной панели. Поэтому, при неисправностях двигателя, не обращают на него особого внимания. Именно поэтому я решил написать эту статью и рассказать в ней о всех признаках неисправности ДТОЖ.

Но для начала небольшое пояснение. Датчиков температуры ОЖ два (в некоторых случаях 3) — один дает сигнал стрелке на приборной панели, второй (2-х контактный) — контроллеру. Далее будет идти речь только об втором датчике, который передает информацию ЭБУ.

И так, первый признак — плохой запуск двигателя на холодную . Как это происходит — двигатель запускается и сразу же глохнет. Более-менее работает только с подгазовкой. После прогрева эта проблема уходит. Почему это может происходить? Датчик температуры ОЖ может подавать в контроллер не верные показания. К примеру, что двигатель уже прогрет (температура 90+ градусов). Для запуска холодного двигателя, как известно, нужно больше топлива, чем для горячего. А так как ЭБУ «думает», что двигатель горячий, то и дает ему мало топлива. От этого и плохой запуск на холодную.

Второй признак — плохой запуск двигателя на горячую . Здесь все с точностью наоборот. ДТОЖ может все время подавать заниженные показания, т.е. «говорить» контроллеру, что двигатель холодный. Для холодного запуска это нормально, а вот для горячего — плохо. Горячий мотор попросту будет заливать бензином. Здесь, кстати, может появляться ошибка P0172 — богатая смесь. — они должны быть в черном нагаре.

Третий признак — повышенный расход топлива . Это последствие, которое вытекает из 2-го признака. Если двигатель заливает бензином, то естественно вырастет и расход.

Четвертое — хаотичное включение вентилятора охлаждения . Т.е. двигатель работает вроде бы нормально, только иногда ни с того, ни с сего может включиться вентилятор. Это уже прямой признак неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик может давать скачкообразные показания. Т.е. если реальная температура ОЖ повысилась на 1 градус, датчик может «сказать», что она повысилась на 4 градуса или же вообще не среагировать. Так вот, если температура включения вентилятора 101 градус, а реальная температура ОЖ 97 градусов (рабочая), то, перескочив на 4 градуса, датчик «скажет» ЭБУ, что температура уже 101 градус и пора включать вентилятор.

Хуже, если происходит наоборот — датчик иногда может занижать показания. Температура ОЖ может уже дойти до температуры кипения, а датчик будет «говорить», что температура в норме (к примеру, 95 градусов) и поэтому ЭБУ не будет включать вентилятор. Таким образом вентилятор может включится, когда двигатель уже закипел или же вообще не включиться.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Я не буду показывать таблици со значениями сопротивлений датчика на определенной температуре, так как считаю этот способ проверки не совсем точным. Самая простоя и быстрая проверка ДТОЖ — просто снять с него фишку. Двигатель перейдет в аварийный режим, включится вентилятор, топливная смесь будет приготавливаться на основе показаний других датчиков. Если при этом двигатель стал работать лучше, то однозначно нужно менять датчик.

Для следующей проверки датчика температуры ОЖ понадобится . Первое — нужно проверить показания температуры на холодном двигателе (к примеру утром). Показания должны соответствовать температуре окружающей среды. Допускается небольшая погрешность в 3-4 градуса. И после запуска двигателя температура должна плавно подниматься, не перескакивая между показаниями. Т.е. если температура была 33 градуса, а потом резко стала 35 или 36 градусов, это говорит о неисправности датчика.