Федеральный закон о парковках во дворах. Правила парковки во дворах жилых домов

Верховный суд РФ запретил автолюбителям оставлять свои машины возле подъезда. Этот прецедент произошел после обращения в суд москвича Романа Теплиничева. По его мнению, машины во дворах мешают жителям, загрязняют воздух и ограничивают движение мам с колясками. В связи с этим инициативный мужчина изучил законодательство, и нашел нормы СанПиН , в которых говорит о том, что:

2.10. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.

Из правил следует, что возле дома без соблюдения требований по расстоянию от окон дома и детских площадок можно оборудовать места только для гостевых парковок. Мужчине этого показалось недостаточно, он хотел полностью избавиться от машин во дворе.

Верховный суд не встал на сторону Романа Теплиничева. Но тем не менее, он постановил:

    Гостевые парковки не нарушают этого правила, запрет на них не содержит ни одна норма действующего законодательства.

    Стоянки во дворе должны быть исключительно гостевыми. Размещать на них машины постоянно жильцы дома не имеют права. Те, кто использует придомовую территорию как место постоянного паркинга нарушают СанПиН.

Мужчина не смог отменить уже установленные нормы, но решение суда создало немало шума в социальных сетях и СМИ. Неужели жители не смогут парковать автомобили на собственной придомовой территории?

Можно ли все-таки ставить машины во дворах?

Согласно СанПин, ставить машины во дворах можно, но только на время. Жильцы могут разместить и постоянную парковку, соответствующую всем требованиям. Они тоже указаны в специальных СанПиН:

Т.е. сделать постоянную парковку на 11 машиномест можно не менее чем в 15 метрах от окон жилого дома. Если паркинг организован по правилам, с учетом этих расстояний, никто не сможет запретить оставлять там машину. Это законно.

Что грозит нарушителям?

Если постоянная парковка находится слишком близко к дому - это административное правонарушение и повод для штрафа. Если парковку организовала УК или ТСЖ, привлечь могут их. Юридическим лицам грозит штраф от десяти до двадцати тысяч рублей, если нарушают сами жители - от 500 до 1000 рублей.

Однако чтобы выписать штраф, факт нарушения нужно сначала зафиксировать, а затем доказать в суде.

Что говорят эксперты

Решение Верховного суда РФ заставило поволноваться жителей многоэтажек. «Коммерсантъ» приводит мнение председателя Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина:

Делать из двора стоянку нельзя, но разрешить там хранить транспорт временно: человек приехал с работы, на ночь поставил, утром уехал. Если, например, вас на год лишили прав и машина стоит во дворе, вы должны ее переставить в другое место.

Пока с этим вопросом возникает много путаницы. Однако многие федеральные СМИ предполагают, что запрет парковки автомобилей во дворах, может привести к появлению новых платных парковок на муниципальных территориях рядом с жилыми домами.

Тем более, что с 30 декабря в силу вступает новый закон «Об организации дорожного движения». Он дает местным властям все полномочия по установке светофоров и дорожных знаков, нанесения разметки и т.д.

Администрации на местах получают и другое важное право. Они смогут по своему усмотрению ограничивать, а то и вовсе запрещать движение на некоторых участках дорог. Правда, при этом они обязаны обеспечить дублирующие и компенсирующие маршруты движения общественного транспорта.

Читатели Myslo, а как вы считаете, стоит ли совсем убирать машины из дворов? Делитесь своим мнением в комментариях.

Правила парковки во дворах жилых домов, по всей видимости, действуют не для всех. Автомобилей с каждым днем становится все больше, а парковочных мест - меньше. Поэтому вопрос стоянки транспорта на придомовой территории популярен сегодня как никогда. Вообще, считается ли законной такая парковка?

Права жильцов: как решить проблему с незаконной стоянкой на территории многоквартирного дома?

Процессы организации парковки на придомовой территории регулируют:

1. Жилищный кодекс РФ. В Федеральном Законе определяются следующие положения:

  • в ст. 16 говорится о том, что участок земли, на котором возведено многоквартирное жилое сооружение, собственность жильцов, и это не требует дополнительного постановления от органов власти;
  • в ст. 44 указывается, что решение о способах использования придомовой территории выносят собственники жилья в доме;
  • в законе говорится, что принять решение об организации парковки может 2/3 жильцов дома, и тогда оно будет обязательным для исполнения всеми, кто проживает в здании. После того, как обустройство парковки одобрят, собственники жилья могут устанавливать шлагбаумы, благоустраивать территорию возле дома.

2. Санитарно-эпидемиологическая служба. Положение СЭС 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает ряд критериев, которым должна отвечать придомовая парковка. Среди них:

  • максимальная вместимость - не более 50 машиномест;
  • расстояние от дома до парковки должно составлять минимум 10 м (для 10 машиномест), а также 15 м (для 50 машиномест).

3. ПДД. В них предусматривается основное правило организации парковки, которое нужно обязательно соблюдать. Оно заключается в том, что автомобиль не должен совершать стоянку на придомовой территории с включенным двигателем.

Парковка или стоянка: в чем отличия?

Чем от стихийно обустроенной парковки отличается стоянка на территории возле жилого дома? Согласно нормативным актам, парковка может быть незаконной, если она:

  • нарушает санитарные требования;
  • противоречит ПДД.

Согласно практике, более эффективный метод борьбы с незаконными парковками - обращение с заявлением в письменном виде в органы ГИБДД. ГИБДД обязана взять предписание.

Также повлиять на владельцев незаконной парковки можно самостоятельно или через управляющую компанию.

Если возле дома стихийно образовалась незаконная парковка, и третьи лица установили объекты, которые ограничивают доступ собственников квартир к законным парковочным местам, лучше не избавляться от нарушителей самостоятельно. Оптимальный вариант - написать заявление в прокуратуру или ГИБДД.

Многие жильцы многоквартирных домов сталкиваются с автомобилями, оставленными во дворе и не используемыми длительное время. Такой транспорт может быть полуразрушен, он портит вид двора, используется детьми для игр, а бомжами - как пристанище. Кроме того, автохлам нередко занимает парковочное место. Поэтому вопрос о том, как с ним поступить, весьма актуален.

Во всех районах есть участковый инспектор полиции. Одна из его задач - выявление брошенного транспорта. Но заниматься такой работой никто не хочет - ни городские власти, ни полиция, которая всегда занята.

Вывозить или убирать на другое место чужой автомобиль самостоятельно - не вариант. Это считается серьезным правонарушением, даже если машина находится в ужасном состоянии. У владельца авто есть право привлечь полицию для разбирательства.

Поэтому сначала нужно убедиться, что автомобиль действительно брошен. На это могут указывать следующие признаки:

  • отсутствие номерных знаков;
  • аварийное состояние авто, которое уже невозможно восстановить или отремонтировать;
  • отсутствие колес, дверей и других важных элементов.

При наличии указанных признаков автомобиль можно устранить с придомовой территории. Чтобы сделать это согласно букве закона, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Попробуйте найти владельца транспорта. Если он будет найден, нужно попросить его убрать автомобиль.
  2. Если владелец не найден, обратитесь в управляющую компанию с письменной жалобой.
  3. Если владелец отказывается устранять аварийное авто с парковочного места, напишите заявление в ОВД или ГИБДД с указанием ФИО собственника машины, адреса его прописки. При парковке брошенного авто с нарушением ПДД его эвакуируют в первую очередь.
  4. Обратитесь к местным органам власти: напишите заявление в администрацию, указав ссылки на местные нормативные акты (если они существуют). Государственные органы соберут комиссию для осмотра автомобиля, составят акт. Его копию и предупреждение об эвакуации необходимо прикрепить на лобовое стекло. Спустя 1-2 месяца, если ТС не уберет собственник, авто эвакуируют. Данная схема не будет актуальна в случае, когда в районе нет соответствующих нормативных актов или в бюджете администрации нет финансов на проведение мероприятий по устранению транспорта.

Когда местная администрация бездействует, жильцы дома имеют право подать заявление в прокуратуру. Если решение прокуратуры не устраивает, придется обратиться в суд и представить доказательство того, что транспорт находится в аварийном состоянии, не подлежит ремонту или восстановлению. Необходимо установить в юридическом порядке факт о том, что авто перешло в состояние мусора, а затем выдвинуть требование об его утилизации на законных основаниях.

Устранение автохлама на законных основаниях затрачивает много времени, требует финансовых расходов. Но бороться с нарушителями, бросающими аварийные машины, можно и нужно. Главное - следовать законодательным нормам.

Многие владельцы авто ставят свой транспорт на газонах или детских площадках. Такая ситуация случается часто, и жильцы многоквартирных домов попросту не знают, что делать с незаконной парковкой. В результате нарушитель остается безнаказанным.

Если уговорить автомобилиста не получается, а доводы о том, что газон не подходит для парковки, он игнорирует, привлеките его к ответственности и накажите.

Увидели, что на газоне припаркован автомобиль? Обратитесь в местную администрацию, ГИБДД, ОВД. Это серьезное нарушение правил, за которое могут выписать большой штраф. Штрафные санкции накладывают в соответствии с административным законодательством на простых граждан, должностных или юридических лиц.

Парковка с нарушениями правил дорожного движения

Статьи 12.19 и 12.28 КоАП Российской Федерации регламентируют не только ситуации на дорогах, но и ситуации со стоянкой транспорта на придомовых территориях жилых зданий. В законодательстве есть несколько важных положений. Среди них:

  1. Запрет на стоянку возле дома более пяти минут с работающим двигателем.
  2. Разрешение на стоянку, чтобы высадить или посадить пассажиров, транспортировать груз.
  3. Запрет на стоянку возле мусорных контейнеров на расстоянии меньше 5 метров.

Помимо этого, штрафные санкции накладывают на водителей большегрузов. Такие машины нельзя ставить возле жилых домов. Транспорт с массой более 3,5 т должен находиться исключительно на специальной стоянке.

Припаркованные на тротуаре машины допускается эвакуировать. Водители таких авто заплатят штраф и компенсируют расходы на эвакуацию.

Точную сумму штрафа за стоянку авто, заграждающего проезд другим транспортным средствам, определить нельзя, так как эта ситуация может стать большой проблемой, если проехать нужно пожарной машине или автомобилю скорой помощи.

При нарушении ПДД следует обратиться в ГИБДД или позвонить «02» . Также можно отправить фото нарушения с помощью специальных интернет-порталов.

Не оставляйте транспортные средства в неположенных местах. Прежде чем припарковать автомобиль, убедитесь, что он не помешает другим участникам дорожного движения, в том числе и пешеходам. Соблюдайте законы и не создавайте неудобств себе и окружающим.

Парковочные места на придомовой территории – это головная боль многих жителей многоэтажных зданий. Автолюбители предпочитают ставить свои транспортные средства поближе к подъезду, чтобы присматривать за ними из окна квартиры. Гражданам, которые живут на нижних этажах и не имеют собственных машин, не хочется дышать выхлопными газами, слушать громкую сигнализацию и звуки запускаемого мотора. Помимо этого, автомобили мешают проезду скорой и пожарной службы. Поэтому правила парковки во дворах жизненно необходимы и для жильцов, и для автовладельцев.

Приватизация придомовой территории

Перед организацией парковки автомобилей следует приватизировать придомовую территорию, потому что без этого все постройки считаются самовольными, нарушающими права жильцов, их нужно снести. Приватизировать можно при наличии кадастрового номера земельного участка, который ранее был поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с Жилищным Кодексом землю рядом со зданием можно регистрировать как частную собственность. Хозяин этой территории занимается обустройством парковки во дворе и собирает на это денежные средства с жителей многоквартирных домов. На общем собрании путем голосования решается организация парковки на этом участке. Обслуживание стоянки во дворе также входит в обязанности собственников придомовой территории.

Быть хозяином участка может быть любой проживающий в здании человек. Чтобы утвердить его в этом статусе нужно собрать жильцов и назначить ответственное лицо. Для того, чтобы все это организовать, необходимо продолжительное время. Перед тем, как оформить приватизацию, необходимо предоставить следующие бумаги:

  • акт с согласием не менее 2/3 владельцев квартир;
  • техпаспорт на жилье.

Недостатком приватизации можно признать то, что нужно каждый год вносить налоги. Преимуществом этой процедуры является возможность увеличения числа мест. Чтобы сделать парковку в жилой зоне, надо ответственному лицу обратиться в муниципальные органы. Также плюс приватизации – закрепление за каждым собственником квартиры парковочного места и организация персонального расписания стоянок.

Санитарные и законодательные нормы

В соответствии с законодательством автовладельцы могут парковать свои машины непосредственно во дворе дома, нет обязанности ставить транспортные средства на платных стоянках или в персональных гаражах. Но кроме этого, существуют санитарные нормы, которые все обязаны соблюдать, перед тем, как сделать место стоянки. Все жильцы, которым ставят машины под окна, вправе возмущаться этому, ведь выделяемые при этом газовые выхлопы и излишний шум противоречат нормам и правилам парковки на придомовой территории многоквартирного дома.

Все владельцы авто должны не перегораживать подъездные пути к дому, потому что в таких случаях нет проезда для экстренных служб, что нарушает права жильцов и последует жалоба в УК. Например, если возник пожар в здании, то пожарная машина не сможет подъехать и выгрузить необходимый инвентарь для устранения чрезвычайной ситуации. Можно войти в положение и автовладельцев, и жильцов многоквартирного дома. Поэтому соглашение о правилах стоянки автомобилей с выполнением закона и санитарных нормативов необходимо для всех.

Главное, что требуется от стоянок в жилой зоне, это следующее:

  • при парковке возле подъезда до десяти авто стоянка должна располагаться на расстоянии десяти метров от окон;
  • при парковке возле подъезда до пятидесяти машин на придомовой территории стоянку размещают в соответствии с требованиями Санэпиднадзора.

При строительстве домов сегодня парковочные места закладываются в проект еще до начала работ. При таком подходе стоянки организовывают в соответствии со всеми строительными и санитарными нормами, что охраняет права жильцов. Но в реальности, многие старые дома таких паркингов не имеют, поэтому многие автовладельцы ищут места, где можно безопасно поставить свою машину. Если двор маленький, то ситуация значительно усложняется вплоть до невозможности основать стоянку для машины.

Стоянки во дворе

При отсутствии парковки во дворе жилого дома автолюбители действуют самостоятельно, по своему желанию. Ведь наряду с действующими нормативами и законами существуют и региональные нормы, которые утверждены в конкретной местности. Поэтому нужно уточнять вопрос, как узаконить парковочное место во дворе и актуальные нормативы для своего города. Когда автовладельцы придерживаются существующих законов, все равно возможны конфликтные ситуации с соседями по дому. Хорошо, когда претензии высказывают в устной форме, бывают случаи причинения ущерба личному имуществу.

Также есть требования по организации парковки на придомовой территории в жилой зоне в Правилах дорожного движения . В этом законодательном акте прописаны не только обязанности водителей на дороге, но и правила проезда по придомовой территории многоквартирного дома и парковке. В ПДД также есть категорические запрещения:

  • запрещено оставлять грузовой транспорт (более 3,5 тонны) во дворах многоквартирных домов;
  • запрещено стоять около жилого здания с включенным мотором;
  • нельзя парковать машину в зонах пешеходного движения, стоянка на тротуаре во дворе запрещена.

Также существуют и некоторые добавления ко всем вышеизложенным пунктам для решения проблемы, как узаконить место для парковки возле домов. На определенных прилегающих территориях могут стоять специальные знаки, которые позволяют устанавливать многотонные паркующиеся грузовые машины или обычные авто на тротуарах и во дворах. В таких случаях установленный указатель имеет приоритет перед ПДД.

Многих интересует вопрос, какое время может стоять авто с заведенным двигателем. Это важно, ведь зачастую многие водители высаживают или подсаживают пассажиров рядом с подъездом во дворе своего дома. При этом прекращать на несколько минут работу мотора, когда водитель паркуется, неудобно. В законодательстве точно регламентируется это время – не более пяти минут. Но во всех правилах возможны исключения. Если пассажиры не смогли погрузиться в отведенный срок, то это допустимо согласно закону, штрафовать при этом не будут.

Категорически не разрешается перегораживать проезд. Помимо этого, действует запрет на незаконную парковку, при которой своевольно занимают придомовую территорию под самопальные стоянки для персонального авто, потому что такое могут предпринимать только экстренные спецслужбы в момент устранения чрезвычайных происшествий. Запрещается парковать транспортное средство рядом с мусорными площадками, мешая подъезду мусороуборочных машин. Расстояние до них следует соблюдать не менее пяти метров, иначе это самовольный захват.

Штрафные санкции

Для нарушителей действующих санитарных норм и правил дорожного движения предусмотрена ответственность, когда на них жаловались жители. В 2017 году установлены наказания, которые довольно щадящие для автовладельцев, нарушивших установленный порядок. Им угрожает всего лишь получить небольшие штрафы в пределах 2 тыс. рублей . Узнать точную сумму за нарушение правил парковки можно в интернете по региону проживания.

Немного о том, куда жаловаться на незаконную парковку. Звонить нужно в органы правопорядка самостоятельно, чтобы подтвердить нарушения. Сотрудники полиции или ГИБДД почти не занимаются проверкой дворовых территорий для выявления преступления. Когда же они приедут по вызову, то они оформляют протокол, а после подтверждения факта нарушения налагают денежный штраф в соответствии с КоАП.

Вызывать сотрудников полиции могут и уполномоченные ЖК и иных организаций. Например, когда автомобиль загородил подъездные пути, то не могут проникнуть на место сотрудники экстренных служб. В таком случае они вправе потребовать убрать машину с проезда. Если автовладелец не подчиняется правомерным просьбам, то вызывают эвакуационную службу. Это помогает ответить на вопрос, как бороться с незаконными парковками.

Еще одна особенность – штраф может оформить не только сотрудник полиции, но и представители пожарной инспекции, если машина загородила проезд к многоквартирному дому. Ведь в такой ситуации оказание необходимых действий по тушению пожара невозможно.

Как избегают штрафа

Предотвратить штрафные санкции можно легко, для этого нужно только перед несанкционированной остановкой машины во дворе оградить ее аварийным указателем и включить соответствующие маячки. Много и часто такие действия предпринимать не стоит, ведь инспектор ГИБДД, которого вызвали возмущенные соседи, может легко установить была ли подобная остановка обоснованной. При таком развитии событий можно сказать, что произошла поломка или внезапно ухудшилось здоровье, ссылаясь на пункт 2.7 правил движения . Но при выявлении обмана он обязательно оформит штраф.

Еще один нюанс – различия между остановкой и парковкой во дворе у дома. Остановка – это намеренное прекращение движения меньше чем на пять минут, основания для нее совершенно неважны, права жильцов она не нарушает. При уверенности в том, что подтвердить время остановки никто не сможет, можно уверенно обозначить ее этим термином. Также остановкой называется прекращение движения для выгрузки или погрузки пассажиров. При этом значения не имеет ее длительность. Но такой метод борьбы со штрафами подойдет лишь для непродолжительных парковок.

Бурное возмущение жителей многоквартирных домов вызывает стоянка на придомовой территории на травяных газонах. Но в законодательных актах нет такого определения, как «газон», поэтому на практике можно понести ответственность только за то, что испорчена растительность или при признании газона органами самоуправления таковым. На вопрос, какой штраф за незаконную парковку на тротуаре, ответ неоднозначный. В столице – 5 тыс. рублей, в регионах – от 1 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП можно игнорировать все требования по возведению шлагбаумов и самопальных парковок жителями многоквартирного дома, когда происходит самозахват дворового пространства. Для возведения паркингов требуется постановление и согласие собрания собственников квартир, после чего постройка должна быть утверждена и оформлена в местном муниципалитете.

Немного о том, куда обращаться, чтобы проверить наложенное взыскание на достоверность. Сделать это следует на сайте Госуслуг . Скоро штрафы можно будет проконтролировать и в единой базе ГИБДД. Поэтому при получении квитанции необходимо сверить расчетные реквизиты на официальных порталах дорожной инспекции. Когда же никакие хитрости не помогли и взыскание было наложено, то нужно погасить долг в течение двадцати дней, ведь в такой ситуации полагается скидка в 50 процентов, что довольно ощутимо для кошелька.

Зачем нужны правила

Действующие сегодня правила парковки во дворах жилых домов учреждены затем, чтобы облегчить проживание в современных многоэтажных зданиях. При соблюдении всех санитарных норм и действующих законов исключено возникновение спорных ситуаций между администрацией, управляющими компаниями и жильцами при возникновении вопроса, как организовать парковку во дворе многоквартирного дома.

Хорошо и комфортно для всех, когда в каждом дворе организована автостоянка на 10-50 машин, что зависит от величины здания и числа жителей. Но на практике, многим гражданам ничего не остается, как парковать авто на свой страх и риск. При невозможности оформить парковочное место во дворе для своей машины стоит задуматься о безопасности транспортного средства и взять в аренду место на платной парковке.

По законодательству можно ставить во дворах ограждение и шлагбаумы, которые регулируют проезд машин. Это также делают в целях сохранения парковочных мест на придомовой территории в целости, ведь их могут занять жители соседних домов, а пожаловаться на них проблематично. Но установка шлагбаума должна быть согласована с администрацией, в противном случае она незаконна и будет нелегальной. Также за его приобретение и обслуживание нельзя собирать средства в счет коммунальных платежей. Деньги предоставляют собственники в равных частях.

Новый законопроект

Партийный функционер Сергей Миронов из «Справедливой России» внес в парламент законопроект о парковках во дворах жилых домов. Пока закон не совсем доработан, поскольку неясно как он будет применяться в старых постройках, не имеющих достаточной площади, чтобы были обустроены паркинги.

Разработки парламентариев состоят в следующем:

  • организованные места для стоянки автомобилей будут распределяться в зависимости от метража квартиры. При наличии обычного помещения из одной отдельной комнаты положено одно место под парковку. Если собственник владеет площадью более 50 квадратных метров, то ему предоставят два места;
  • при создании проекта нового дома для гостей планируют сорок мест, когда в многоэтажном здании будут жить не более тысячи жильцов. Если это число будет больше в два раза, то и мест будет построено восемьдесят.

Законопроект пока не совсем безупречен, поскольку в стране на небольшом количестве квадратных метров живут довольно крупные семейства, у которых во владении находятся несколько авто. Поэтому им придется ставить машину, являющуюся лишней, в других местах, а парковки возле подъезда при этом могут быть незаполненными. Из-за этого могут возникать ссоры и споры между соседями при незаконных захватах парковочных мест во дворах, но найти выход можно путем согласия и договоров среди жителей.

Также парламентарии предложили закон, благодаря которому на платных автостоянках для близ проживающих граждан будут установлены новые порядки. Так, ночью они должны функционировать в качестве бесплатных для всех, кто хочет ими воспользоваться, в частности жители, проживающие рядом. Заниматься контролем и регулированием выполнения этого закона будут местные администрации, которые организуют специальный перечень, где будут учтены все места автостоянок города, в частности, и стоящие на придомовых участках многоквартирных домов.

Неправильное положение машины при парковке, либо стоянка не в неположенном месте, может усугубить ситуацию со сквозным движением других транспортных средств.

В целях безопасности законодательство в России были предусмотрены специальные правила, а в густонаселенных городах (например, в Москве), пришлось прибегнуть даже к особым правилам. Во избежание назначений штрафных санкций следует детально изучить все тонкости регламента для временной стоянки автотранспорта.

Как определяется законодательно

Законодательство имеет всего два основных направления, регулирующих положения о парковке автотранспортных средств на территории России.

Первое – это Правила автодорожного движения, второе – Кодекс об административно-правовых нормах (КоАП РФ). Дополнительными законами являются региональные Постановления, Приказы МВД, федеральные законы.

Раздел 12.4 ПДД
Определение мест, где нельзя оставлять авто.

Ч.4 ст.12.16 КоАП РФ
Описываются правила парковки в отношении дорожных знаков, а также указывается штраф за игнорирование.

П.17.4 ПДД
Запрещение на парковку во дворе в некоторых случаях.

Ч.3.1 ст.12.19
Случаи нарушений и определение наказаний.

Акт №273.70 по г.Санкт-Петербургу
Штраф за парковку на газоне.

СанПиН – 2.2.1/2.1.1.1200-03
Правила парковки во дворах

П.26.2 ПДД
О стоянках в жилых районах

Конкретная величина денежного наказания зависит от норм, установленных по каждому региону страны отдельно. Чтобы доказать вину, необходимо иметь в качестве доказательство фото, либо видеоматериалы. Штрафы выписываются службой ГИБДД.

Где можно

Помимо специализированных мест – паркингов, стоянок, отведенных под стоянку автомобилей придомовых площадок, есть еще места, где авто можно остановить вблизи дорожной инфра структуры.

Места для парковок
Время стоянки

Не ближе, чем 5 м до ближайшего перекрестка.
До 5 мин.

Не ближе чем 50 м до ж/д переезда.

Не ближе, чем 15 м до остановки общегородского транспорта.

Дорожные знаки, разрешающие стоянку.
Обусловлено обозначениями

Желтая разметка, например, у обочины дорожного полотна.
Не ограничивается

На обочине полотна с односторонним движением – только параллельно.

На специальных площадках у магазинов, салонов, торговых центров, супермаркетов.
Может регулироваться в зависимости от почасовой оплаты.

Во время дальних путешествий – в местах, которые отмечаются знаками «Места отдыха» или «Кемпинг».
Не ограничивается

Если нет дорожных запрещающих указателей, тогда разрешается ставить параллельно и у края обочины.

Где запрещено

Основное правило запрета – это нельзя останавливать и держать машину там, где она будет создавать очевидные препятствия для других участников дорожного движения.

Специальные места, запрещенные для парковок, рассмотрим отдельно:

  • придорожные места для маршрутных такси – легковых машин, микроавтобусов;
  • трассы, где наблюдается ограничения видимости – например, сразу перед поворотом или за ним;
  • вблизи перекрёстков или переходов (в т.ч. и подземных);
  • на тех участках дрог, где расстояние менее 3 м до разделительной черты;
  • переезды железнодорожной инфраструктуры;
  • эстакады, мосты;
  • трамвайное полотно;
  • спецместа для инвалидов, если нет удостоверения и знака на автомобиле;
  • под запрещающими знаками, табличками и в зоне их действия;
  • в некоторых местах по определенным дням недели – четные/нечетные;
  • места игр детей.

Правила парковки

Рассмотрим стандартные правила в разных ситуациях.

На проезжей части дороги

Чтобы остановить свою машину на проезжей части, нужно следовать таким правилам:

  • Положение не должно быть перпендикулярным линии дороги, но – параллельным ей.
  • На обочине так, чтобы машина не выходила за разметочную полосу.
  • С заездом на тротуар можно только в том случае, если нет поблизости запрещающих знаков.
  • Если полотно одностороннее, тогда только справа и у самого края обочины.
  • На ночь оставлять автотехнику запрещается.
  • На мостах или эстакаде можно временно ставить, если эти участки имеют по три полосы.

    Во дворах

    Правила размещения автомобиля или иного автомобильного транспорта во дворе:

    • допустимое расстояние от места стоянки до ближайшего жилого дома – 10 м;
    • нельзя ставить на газоне, тротуаре, детской площадке, на въезде/выезде со двора;
    • там, где машина будет мешать проезду других ТС;
    • при наличии 50 и более парковочных мест не надо ограждать данную территорию;
    • грузовики массой более 3,5 т. не должны оставаться без присмотра на специально отведенных местах;
    • стоянка машины с включенным мотором продолжительностью более 5 минут;
    • разрешено с включенным двигателем стоят во дворе только в двух случаях: 1) идут разгрузочно-погрузочные работы; 2) идёт посадка пассажиров (либо их выгрузка).

    При этом разрешается устанавливать во дворах не более 10 машин по количеству. Соблюдать дистанцию 5 м от мусорных контейнеров.

    У пешеходного перехода

    Выбор места остановки у пешеходных переходов должен быть обусловлен следующими нормативами:

    • нельзя заезжать на трамвайные пути (возле них);
    • на самой «зебре» или ближе к ней чем 5 м, также запрещено ставить авто;
    • нельзя останавливаться там, где плохая видимость, имеются повороты, оживленное движение;
    • разрешено остановиться у обочины, высадить пассажира и далее ехать;
    • можно стоять после пешеходного перехода, если нет запретных указателей.

    На придомовой территории многоквартирного дома

    Во многом здесь правила похожи с теми, которые говорят о нормах стоянок во дворах домов. Можно отметить следующие дополнительные к ним требования:

  • Под окнами ставить запрещено грузовой транспорт, массой больше 3,5 т.
  • Иметь собственное парковочное место можно только с разрешения ТСН, ТСЖ, ЖКХ города.
  • Площадь общей стоянки зависит от количества жильцов, поэтому все места нормируются: 0,8 кв.м. на 1 чел. и 11,5 кв.м. для одной машины.
  • Платных услуг парковки в данном случае не предусматривается.
  • Жильцы имеют право пожаловаться на нарушителя не только в ТСЖ, но также и в разные службы: пожарную, санитарно-эпидемиологическую, инженерную инспекцию, экологическую и т.д.

    На перекрестке

    На перекрестке парковка запрещена в любом случае. Правилами разрешается устанавливать авто за 5 метров до начала этой развилки автодороги.

    Есть исключение для дорог с тремя сторонами перемещения – поставить машину можно на противоположной от бокового проезда стороне. При этом дорога обязательно должна быть оснащена сплошной разделительной полосой. Кроме того, важно смотреть также и на дорожные знаки.

    На Т образном перекрестке

    Когда речь идет об одностороннем перекрёстке («Т-образном»), тогда машину ставят по правилам только по ходу движения и напротив самого примыкающего разветвления.

    Это возможно сделать в том случае, если «главная» трасса разделена сплошной чертой, а расстояние от припаркованной машины до разметочной линии не меньше 3 м. По диагонали или перпендикулярно ходу движения машину ставить здесь нельзя.

    Для инвалидов

    Для водителей, имеющих ту или иную степень инвалидности, есть указатели «Р». Они выполненные так: белая буква на синем поле (ст.15 федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г).

    Такие знаки обычно размещаются в значимых для этих граждан местах:

    • супермаркеты;
    • больницы;
    • парки;
    • предприятия;
    • магазины и др.

    На общих площадках выделяют 10% от всех мест для оборудования территории под парковку спецтранспорта инвалидов. На площадке указывается особый знак, где изображен человек в инвалидном кресле черным цветом на желтом поле.

    В Москве

    Право останавливаться на стоянках для инвалидов в Москве имеют следующие лица:

    • у кого оформлена I и II группа;
    • имеющий при себе удостоверение;
    • кто перевозит инвалидов (инвалида);
    • управляющие авто, на стекле которого есть специальный знак.

    Стоянки для таких лиц бесплатные. Но для жителей столицы, находящихся на учете по инвалидности, есть еще одно правило – иметь при себе также и медицинскую справку (оригинал).

    По четным и нечетным дням

    Запрет на остановку по четным или нечетным дням оформляется в виде дорожных знаков. Они выглядят следующим образом:

    • четные дни обозначаются двумя толстыми параллельными вертикальными линиями, перечеркнутые красной линией, на синем поле в круге, отмеченным красными границами;
    • нечетные дни – всё то же самое, только указывается одна линия. Если перечеркивания нет на знаке, а день соответствует указателю, тогда автомобиль может быть поставлен в зоне его действия.

    По выходным дням в Москве

    Правила по столице России в будние или выходные дни описаны в Постановлении №289-П от 17.05.2013 г. Это касается платных и бесплатных парковочных мест, которые в нерабочие дни не оплачиваются.

    К основным положениям относится:

    В центральном районе
    Зона действия для стоянок оборудована специальным указателем «Вы въезжаете в зону платной парковки»

    В спальном районе
    Правила действуют такие же, как и в центральном районе

    Бесплатно в выходные дни машина может в Москве стоять 15 минут, далее придется стоянку оплачивать. Условия оплаты таковы, что нужно совершить её за 30 минут до заезда. В противном случае назначается штраф.

    Правила платной парковки

    Начиная с 2010-2011 гг., в законодательство начали вносить поправки, которые повлекли за собой новшество – многие бесплатные парковочные места или стоянки стали платными.

    Правила здесь действуют следующие:

  • Первые 5-15 минут разрешается стоять бесплатно.
  • Существует бронь, за которой следует обращаться в специальные службы.
  • В некоторых местах разрешается устанавливать авто на ночь бесплатно.
  • При игнорировании оплаты места машину могут эвакуировать.
  • Габариты авто должны соответствовать парковочному месту.
  • Время парковки без оплаты обозначается властями в каждом городе России своё. Всё утверждается правовыми документами местного назначения.

    В Москве

    В 2018 году стоимость одного парковочного места составляет от 500 до 700 рублей за 6-8 часов использования территории под стоянку авто. За 1 час в среднем цена составляет от 60 рублей до 75, если это территория ТТК.

    Когда совершается круглосуточное размещение машины, тогда за первые 30 минут можно оплатить 50 рублей, а последующие часы обойдутся уже по 150 рублей.

    Это касается территорий Садового кольца до внешней стороны Бульварного кольца. Есть также и абонплата – за месяц 15000 рублей за стоянку внутри СК, 20000 рублей – за пределами СК.

    Как итог, следует отметить, что все автомобилисты обязаны подчиняться общим правилам парковки, а также специальным, которые выдвигаются федеральными властями и учреждениями, на чью территорию машина заезжает.

    Если используется стоянка неправильно, то собственнику автомобиля угрожает штраф или принудительная эвакуация авто на штрафстоянку (она платная посуточно). В Москве действуют правила немного отличающиеся от регламента стоянок в других городах.

    Видео: ПДД: Остановка и стоянка

    Жилищное право > Оформление недвижимости > Какие существуют нормы парковочных мест для жилых многоквартирных домов?

    Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам. Далеко не у всех имеется гараж или возможность размещать машину на платных охраняемых парковках.

    Поэтому большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры.

    Большое количество машин возле дола вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.

    Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать нормы парковочных мест для жилых домов.

    Требования к парковочным местам

    Какими должны быть парковочные места для автомобилей? Фото № 1

    Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах. Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.

    К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством. Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах многоквартирных домов мало кому известны, и не всегда соблюдаются.

    Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща.

    При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам.

    Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.

    Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:

  • Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
  • Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
  • Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
  • Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
  • При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других объектов во дворах.
  • Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях­ штраф.

    Нормы расчета для стоянок транспорта

    Чем установлены нормы расчета при проектировании стоянок? Фото № 2

    Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась. Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.

    Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин.

    Число конкретных парковочных мест возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.

    В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:

  • При строительстве дома определяется количество его жителей.
  • Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2011 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
  • Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
  • При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 ­- два, а от 30 до 100 -­ 1,5.
  • Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью
  • Предусмотренные расстояния от мест для хранения автомобилей до объектов застройки

    Как далеко от жилых домов должны быть расположены стоянки автомобилей? Фото № 3

    Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.

    Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками.

    Если парковка размещается по решению жильцов дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться.

    Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.

    При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

    • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
    • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
    • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
    • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
    • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

    Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности.

    На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места.

    При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

    Нюансы

    Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей? Фото № 4

    При возведении новостроек расчетами и обустройством парковочных мест занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД. Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.

    При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется. Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.

    Парковать свои автомобили во дворе собственного дома возможно. Однако делать это нужно с соблюдением интересов других жильцов, учетом предусмотренных правил. Парковки возле дома не должны носить стихийный характер.

    Они должны организовываться с учетом требований к размерам паковочных мест, расстояний от стоянок до домов и иных объектов. При парковке автомобилей во дворах МКД нужно соблюдать требования ПДД, санитарных норм.

    О том как организовать парковку во дворе вы можете узнать, посмотрев видео:

    Правила парковки на придомовой территории

    В связи с растущим количеством автомобилей на улицах городов, вопрос парковки стоит остро, особенно в мегаполисах. Место для стоянки или парковочное место – специально обозначенная территория для остановки машин как на непродолжительное время, так и на более длительный срок.

    Ставят автомобили в городах на платных паркингах, специализированных автостоянках, наземных и подземных гаражах и во дворах. Необходимо понимать в каких случаях вы нарушаете правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома, а когда имеете право на законное место для авто.

    Санитарные нормативы и правила парковки во дворе

    Остановку и стоянку на улицах и во дворах регулируют правила дорожного движения, штрафы за нарушение указаны в статьях 12.19, 12.28 КоАП РФ и предусматривают наказание от предупреждения до эвакуации транспорта. Стихийно возникающие стоянки на придомовой территории многоэтажного дома или комплекса домов часто являются препятствиями на пути пешеходов, а также спецтехники.

    Законодатель при этом не дает четкого ответа, каким образом нужно организовывать парковку возле многоквартирного дома.

    Для того чтобы детально разобраться в ситуации необходимо обратиться к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разработанными и введенными в действие в 2003 году.

    На территории возле дома допускается размещение до 50 автомобилей в условиях открытой стоянки. На закрытом наземном паркинге с условием, что стены сплошные, возможно размещение до 100 машиномест.

    Основным правилом для организации стоянки со сплошными стенами является отсутствие окон, а также выезда по направлению к жилым домам.

    Следует выполнять следующий норматив, если рядом окна жилого дома:

    • 10 авто можно разместить на расстоянии до 10 метров;
    • От 11 до 50 машин – 15 метров;
    • До 100 автомобилей – 25 метров;
    • От 100 до 300 - 35 метров.

    Если окон нет ни на фасаде, ни на торце жилого здания:

    • 10 машин можно поставить на расстоянии до 10 метров;
    • От 11 до 50 авто – 10 метров;
    • До 100 машин – 15 метров;
    • От 100 до 300 - 25 метров.

    Подземные дворовые гаражи на прилегающей к дому территории имеют менее строгие ограничения: расстояние от въезда - выезда на подземный паркинг до жилого строения должно быть не менее 7 метров, от шахты не менее 15 метров.

    Разрешено устройство на крыше детской, спортивной или игровой площадки, если было произведено озеленение и размещения объекта как минимум на расстоянии 15 метров от въезда - выезда и вентиляции гаража.

    Если гараж, находящийся под землей, оборудован под жилым помещением, вентиляционная шахта должна превышать на 1,5 метра самую высокую точку строения.

    В жилой зоне, а также на придомовой территориях запрещено сквозное движение и парковка автомобиля с работающим двигателем более 5 минут. Закон регламентирует это положение пунктом 17.2 ПДД.

    Автомобили, грузоподъемностью от 3,5 тонн и выше, могут парковаться только в специально отведенных местах. За нарушение правил статьей 12.28 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции: 1 500 рублей для регионов, 3 000 – для нарушителей в Москве и Санкт – Петербурге.

    Стоянка на тротуаре недопустима, штраф за нарушение предусматривает наказание в 1 000 рублей в регионах, в случае совершения правонарушения на в границах Москвы и Санкт – Петербурга 3 000 рублей, а также эвакуация автомобиля.

    К сожалению, федеральным законодательством не предусмотрено наказание за остановку на озелененных участках придомовой территории, таких как газоны, цветники и детские площадки.

    Парковка запрещается правилами благоустройства города, привлечь за это нарушителя возможно только, если на это есть прямое указание администрации города.

    Как правильно организовать паркинг возле дома

    Для упорядочения парковочных мест во дворах и организации парковки на придомовой территории можно нанести специальную разметку, установить шлагбаумы или разместить парковочные барьеры.

    Правила организации паркинга:

    • Убедитесь, что межевание участка сделано, и земля под домом находится в общем имуществе. Это нужно для того, чтобы не выйти за границы участка;
    • Соберите необходимые документы, список документов уточните в администрации;
    • Подготовьте проект с указанием того, что планируется к установке, размер и тип и отметьте на карте;
    • Определите правила пользования парковочными местами;
    • Проведите общее собрание владельцев квартир, так как решается вопрос о распоряжении общим имуществом. Для того чтобы установить шлагбаум или автоматические ворота требуется разрешение от законных представителей каждой квартиры. Утвердите проекты конструкции и правил, решите вопрос о смете и выберите представителя, выступающего в интересах собственников;
    • Передайте весь пакет документов в администрацию и ждите решения. При положительном ответе, приступайте к установке ограждений согласно смете и проекту.

    Выбор подрядчика для организации парковки не ограничивается законодательством, поэтому можно выбрать в пределах сметы тех специалистов, которым доверяете.

    Как бороться с незаконно оборудованными паркингами

    Распоряжаться общим имуществом и устанавливать ограждения с целью захвата парковочного места запрещается.

    Нелегальная парковка ущемляет право на пользование общим имуществом других жителей дома, создает сложности в пользовании территории во дворе жильцам с ограниченными возможностями и другим мало мобильным гражданам.

    Как правило, устанавливают ограничители парковочные, наносятся номера на асфальтовое покрытие, устанавливаются таблички. Если появились сомнения в законности организованного места для стоянки на придомовой территории многоквартирного дома, соблюдайте следующие рекомендации:

    • Достоверно убедитесь в том, что не произошел самозахват территории. Земельный участок придомовой территории находится во владении жильцов на праве общей долевой собственности либо принадлежит муниципалитету. В первом варианте должно быть протокол решения жителей об организации мест для стоянки. Копия документа находится в ТСЖ или управляющей компании, доступна через 10 дней с момента принятия решения общим собранием. Во втором варианте договор аренды земли придомовой территории. Если один из указанных документов существует, то самоуправства не было. За защитой ваших прав можно обратиться в суд в случае, если вы не согласны с представленными документами.
    • Если подтверждающие документы не были предоставлены, вы имеете полное право настаивать на ликвидации несанкционированного парковочного места. Для этого направьте заявление с копиями имеющихся бумаг и фотографии в ТСЖ или УК дома, в администрацию муниципалитета или города.
    • За защитой своих интересов собственник имеет право обратиться в судебные органы с иском и доказательствами.

    Результатом должна стать ликвидация нелегальной парковки. Дополнительно на нарушителя может быть наложен штраф за незаконный захват и пользование земельным наделом.

    Парковочное место для резидента

    В крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург и т.д., проблемные вопросы с паркингом в центре решаются администрацией путем введения платных парковочных машиномест. Так например, в Москве определено более 200 улиц, где можно ставить машину только на платной основе. В зону платных паркингов попали и много жилых домов.

    Для того чтобы не оплачивать ночную стоянку предлагается получить разрешение для резидента.

    Таким образом, собственники, субъекты, зарегистрированные в объектах недвижимости, и арендаторы недвижимости по договору найма получают право на бесплатную парковку во временной промежуток с 8 часов вечера до 8 часов утра только для одной машины, оформленную на заявителя.

    Для включения в реестр резидентов необходимо:

    • Заполнить запрос на включение в список;
    • Предоставить паспорт заявителя или другой документ, помогающий установить вашу личность. Для представителя требуется доверенность, оформленная надлежащим образом;
    • Согласие всех владельцев недвижимости или нанимателей по договору соцнайма той жилплощади, на которое оформляется разрешение. Если заявитель проживает в служебной квартире, надо предоставить копию договора найма;
    • Свидетельство ТС;
    • Выписка из домовой книги;

    Удостоверение, подтверждающее право на льготы.

    Обязательно заранее проверьте, есть ли просроченные для оплаты штрафы за нарушение правил дорожного движения, в том числе и неправильную стоянку, чтобы этот аргумент не стал основным при отказе в выдаче разрешения. Документы передают через МФЦ или через сеть Интернет. Отслеживать статус документов можно на странице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Услуга оказывается без оплаты, в течение 6 рабочих дней выдается разрешающий документ либо отказ.

    Соблюдая правила парковки, вы убережете себя от конфликтных ситуаций, штрафов, а также возможной эвакуации автомобиля. Помните: права одного цивилизованного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.

    Правила парковки на придомовой территории Ссылка на основную публикацию

    Парковка на придомовой территории многоквартирного дома — закон, во дворе, правила, для инвалидов, как организовать, разрешена ли

    Парковка возле многоквартирного дома может быть организована по соглашению между жильцами. Ее следует отличать от стоянки, т.е. спонтанного, хаотичного расположения автомобилей по принципу «кто успел, тот и встал». При создании парковочных мест могут использоваться дополнительные конструкции и элементы – разметки, шлагбаумы, помещения для охраны.

    Одновременно следует учитывать наличие судебной практики, которая часто не предусматривает размещение шлагбаумов, ограничивающих въезд во двор постороннего транспорта, в первую очередь служебного автомобиля.

    Если парковка организована стихийно, то она незаконна и может быть ликвидирована при помощи ГИБДД и прокуратуры.

    Права жильцов

    Для организации парковки на придомовой территории возле многоквартирного дома понадобится желание самих граждан, владеющих квартирами в соответствующем многоэтажном доме. Расходы будут нести граждане, которые непосредственно заинтересованы в комфортном размещении своих автомобилей.

    Проблема заключается в том, что придомовая территория – это общая собственность граждан собственников квартир. У многих из них на момент организации парковки может не быть личного автомобиля.

    Таким образом, сначала они могут быть не заинтересованы в организации парковки. Но позже у граждан появится автомобиль, а парковка была организована не при их участии.

    Тогда могут возникнуть конфликты за парковочное пространство.

    Собственники жилых помещений в МКД использовать общую придомовую территорию сообща. Доля в общем земельном участке пропорциональна площади жилого помещения.

    Жильцы вправе использовать земельный участок под организацию парковки, детской площадки, сквера и даже поделить землю на несколько фрагментов, организовав:

    • небольшую парковку на 15-20 машин – для небольшого многоэтажного дома;
    • сквер со скамейками, цветочные клумбы и даже небольшой фонтан;
    • детскую площадку.

    При взаимном согласии жильцов можно построить гаражи для автомобилей, в том числе на железобетонной основе. Жильцы также вправе добиваться обустройства придомовой территории за счет средств, которые они оплачивают на содержание общего домового имущества.

    Граждане могут защищать свои права в жилищной инспекции, прокуратуре и других контрольно-надзорных ведомствах.

    Законодательное регулирование

    Порядок пользования придомовой территорией определен ЖК РФ. Парковка организуется согласно ПДД РФ и санитарно-эпидемиологических правил. Решение об организации мест для машин принимается гражданами и утверждается правоприменительными актами органов местной власти.

    От парковочного пространства следует отличать машиноместо, которое представляет собой самостоятельный объект недвижимости.

    На него распространяются нормы ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    Парковка на придомовой территории многоквартирного дома

    В любой ситуации парковка обычно носит спонтанный характер. Для организации парковки необходимо, чтобы земельный участок соответствовал требованиям экологической безопасности, был пригодным для стоянки машин. Парковка не должна быть организована в ущерб другой инфраструктуре.

    Запрещается обустройство парковочных мест для грузового транспорта вблизи многоквартирных жилых домов. Также не разрешена несанкционированная установка шлагбаумов и заграждений, препятствующих въезду транспорта.

    Разрешена ли?

    Парковка на придомовой территории разрешена, но только когда она не нарушает права граждан и организована надлежащим образом. Нужно учитывать расстояния парковки до многоквартирного дома.

    Если парковка организована для 20-50 машин, то расстояние до дома должно быть не меньше 15 м. Когда парковка организована 10-15 машин, то расстояние должно быть не меньше 10 м.

    Для инвалидов

    При организации парковки возле многоквартирных домов и социальных учреждений не менее 10% от парковочных мест должны отводиться для транспорта, принадлежащим инвалидам 1 и 2 группы.

    Они вправе воспользоваться парковкой, только если на автомобиле будет соответствующий опознавательный знак «инвалид»

    Как организовать?

    Придомовая парковка: правила организации и особенности оформления

    Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают организованные стоянки непосредственно на территории возле своего дома. Как УК взаимодействовать с владельцами машино-мест и какие у них обязанности, расскажем в статье.

    Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

    В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами.

    Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре.

    В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

    Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

    Законна ли парковка на придомовой территории

    В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

    Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

    Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

    Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

    Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

    В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

    Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно.

    Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

    Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

    Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

    Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

    • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

    Нормативы парковки на придомовой территории

    Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  • Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.
  • Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если стоянка примыкает к другому зданию, аварийные выходы через его окна должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

  • СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.
  • Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом , определяется ее размером. Каким образом?

    • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
    • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
    • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

    Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  • Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.
  • В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

    • минимальная ширина – 2,3 м;
    • минимальная длина – 5 м;
    • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

    Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

    Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

    • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
    • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

    В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

    • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
    • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
    • схема движения автотранспортных средств;
    • расположение дорожных знаков и разметки;
    • тип покрытия.

    Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

    Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

    • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
    • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

    Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

    • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
    • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

    Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

    • вопросы повестки дня;
    • способ проведения мероприятия;
    • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
    • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;

    Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.

    Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

    Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

    Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

    В нашем случае, случилось вот что - дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

    В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому - нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

    Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так:"за нарушение правил парковки и правил въезда". А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

    Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что "доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев". Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ - нет. По его мнению, вывод коллег "не соответствует требованиям закона".

    Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) - человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать "устранения нарушений своих прав".

    Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод - собственнику квартиры в доме принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному - "любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено".

    Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола - исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор - до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

    Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о "наложении каких-либо ограничений права" истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

    Собственнику квартиры принадлежит "безусловное и неотчуждаемое" право на пользование общим имуществом в доме. В том числе - местом для парковки

    Еще один любопытный момент - право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан - это решение гражданско-правового сообщества, то есть "определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения". Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

    Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.