Газ 2410 опережение зажигания. Учебное пособие по изучению конструкции и устройство автомобилей волга

Легендарный автомобиль советов, который еще называли машиной КГБ и богачей. Завод шел в ногу со временем, поэтому электросхема газ 24 довольно проста в понимании и диагностике.

Электросхема автомобиля Волга Газ 24

Электронная схема газ 24


Электрооборудование: 12-ти-вольтное, генератор Г-250 и стартером СТ-230-Б. Электронный регулятор напряжения генератора на транзисторах нашел применение на Волге намного раньше, чем на остальных отечественных автомобилях. Транзисторное реле прерывателя поворотов также был впервые установлен на газ 24.

Схема электрооборудования газ 24 проста в диагностике, а все электромеханические элементы довольно просты в ремонте. Неисправности чаще всего встречаются в трамблере и датчиках.

На представленной схеме электрооборудования газ 2410 представлены 68 элементов. 23,24, 25 и 58 элементы — это система зажигания газ 24. Электронные схемы указателей поворотов и уровней представлены под номерами 1, 2, 31, 33, 37, 39, 44, 49, 51, 54, 57. Все сигналы (звуковые, аварийные, торможения) представлены номерами 3, 4, 5, 14, 53, 68.

Электродвигатели: 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16. Фонари, фары и лампы: 17, 18, 19, 20, 21, 22, 32, 34, 35, 36, 38, 40, 45, 46, 55, 56. Датчики: 44, 49, 50, 51, 52, 62. Выключатели: 58, 61, 65, 66, 68. Свет: 14, 20, 26, 29, 35, 63, 65, 67. Предохранители: 27,42.

Штепсельная розетка под номером 6, стеклоомыватель и стеклоочиститель — 7 и 9 соответственно. 28 — комбинация приборов, 41 — амперметр, 43 — прикуриватель, 47 — генератор, 48- регулятор напряжения, 59,60 — стартер, 64 — аккумуляторная батарея. Здесь же представлена и вторая цветная схема газ 2410, с большим числом элементов, подписи и расшифровку которых вы найдете прямо на схеме.


Система охлаждения двигателя: жидкостная на 11,4 л. Как и американских аналогов было применено много хрома: решетка радиатора, передний и задний бампер, облицовки фар, фонарей и габаритов, молдинги. принадлежал к американской школе машиностроения. В середине 90-х годов она была широко представлена в мире. Внешний вид и сборка автомобиля считались стандартом, так же как и все технические характеристики.

1 . Аккумуляторная батарея. 2 . Прерыватель. 3 . Свеча зажигания. 4 . Подавительный резистор 8000-13600 Ом. 5 . Распределитель. 6 . Токоразносная пластина ротора. 7 . Катушка зажигания. 8 . Выключатель зажигания. 9 . Дополнительное реле стартера. 10 . Амперметр. 11 . Тяговое реле стартера. 12 . Крышка вакуумного автомата. 13 . Крышка распределителя. 14 . Пружина вакуумного автомата. 15 . Диафрагма вакуумного автомата. 16 . Клемма провода высокого напряжения. 17 . Ротор. 18 . Центральный контакт с подавительным резистором. 19 . Держатель крышки. 20 . Клемма высокого напряжения катушки зажигания. 21 . Крышка катушки зажигания. 22 . Клемма низкого напряжения. 23 . Трансформаторное масло. 24 . Кронштейн. 25 . Корпус. 26 . Магнитопровод. 27 . Первичная обмотка. 26 . Вторичная обмотка. 29 . Изолятор. 30 . Изоляционные прокладки. 31 . Сердечник. 32 . Резистор. 33 . Изолятор резистора. 34 . Пружина контактов. 35 . Контакты прерывателя. 36 . Рычажок прерывателя. 37 . Изолятор рычажка. 38 . Регулировочный винт. 39 . Конденсатор. 40 . Фетровая шайба. 41 . Масленка. 42 . Кулачок. 43 . Грузик. 44 . Шариковый подшипник. 45 . Пружина грузика. 46 . Пластина кулачка. 47 . Приводной валик. 48 . Пластина валика. 49 . Ось грузика. 50 . Корпус подавительного резистора. 51 . Клемма подавительного резистора. 52 . Клемма свечи зажигания. 53 . Изолятор свечи зажигания. 54 . Центральный электрод. 55 . Тальковый уплотнитель. 56 . Корпус свечи зажигания. 57 . Уплотнительное кольцо. 58 . Боковой электрод. 59 . Муфта привода. 60 . Подшипник. 61 . Октан-корректор. 62 . Подвижная панель. 63 . Фильц-щетка. 64 . Неподвижная панель. 65 . Тяга вакуумного автомата. 66 . Корпус вакуумного автомата. 67 . Изолятор с клеммами. 68 . Контактный диск. 66 . Неподвижный контакт. 70 . Ротор выключателя. 71 . Фиксаторный шарик. 72 . Возвратная пружина. 73 . Кopпyc выключателя зажигания. 74 . Пугали. 75 . Запорный цилиндр.

Система зажигания состоит из источников электрической энергии: катушки зажигания, распределителя зажигания, свечей зажигания, проводов и выключателя зажигания, являющегося одновременно и включателем стартера.

Первичная цепь системы зажигания питается током низкого напряжения от генератора или аккумуляторной батареи. Для снижения радиопомех, создаваемых системой зажигания, в цепь пpoводов высокого напряжения к свечам включены подавительные сопротивления; центральный контакт распределителя также имеет подавительное сопротивление. Зазор между контактами в прерывателе 0,35-0,45 мм. Зазор между электродами свечи зажигания 0,8-0,9 мм. На часть автомобилей включатель зажигания устанавливается с противоугонным устройством (замком руля).

Катушка зажигания . Катушка зажигания типа BUS установлена на распорке кузова и служит для преобразования низкого напряжения в высокое напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка в запальных свечах и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Катушка зажигания представляет собой трансформатор, на железном сердечнике 31 которого намотана вторичная обмотка 28 , имеющая 22500 витков, а поверх ее первичная обмотка 27 , имеющая 330 витков. Обмотки катушки зажигания сделаны слоями между которыми проложены изоляционные прокладки 30 . Сердечник с обмотками помещен в стальном герметичном корпусе 25 и закреплен в нем изолятором 29 и крышкой 21 . Пространство между катушкой, изолятором и корпусом заполнено трансформаторным маслом. На крышке 21 имеются клеммы для присоединения проводов.

Катушка зажигания работает на принципе взаимной индукции. По первичной обмотке катушки протекает прерывистый ток, который получается в результате размыкания первичной цепи контактами прерывателя. Изменение тока в первичной обмотке вызывает изменение магнитного поля, которое получается вокруг обмотки. Силовые линии изменяющегося магнитного поля пересекают витки вторичной обмотки и индуктируют в них ЭДС высокого напряжения. В связи с тем, что витков во вторичной обмотке значительно больше, чем в первичной, напряжение в ней достигает примерно 16-20 кB. При размыкании контактов прерывателя напряжение во вторичной обмотке получается выше, чем при замыкании контактов за счет ЭДС самоиндукции первичной катушки.

Между лапами скобы крепления катушки расположен добавочный резистор 32 соединенный последовательно с первичной обмоткой. Добавочный pезистор величиной 0,7-0,85 Ом выполнен в виде спирали из никелевой проволоки диаметром 0,4 мм и помещен в специальном изоляторе. При включении стартера питание в первичную обмотку катушки подается, минуя добавочный резистор с помощью дополнительного реле стартера. Подача питания, минуя дополнительный резистор, вызывает увеличение силы тока, проходящего через первичную обмотку катушки, а следовательно, увеличение напряжения во вторичной цепи. Этим обеспечивается надежное воспламенение рабочей смеси при пуске двигателя стартером когда напряжение батареи сильно снижается вследствие большого расхода тока стартером.

Распределитель зажигания . Распределитель зажигания типа РИЗ-Б установлен с левой стороны двигателя и приводится во вращение валиком масляного насоса. Вал распределителя вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны его крышки). Распределитель зажигания представляет собой совокупность прерывателя, прерывающего ток низкого напряжения в первичной цепи катушки зажигания, и распределителя тока высокого напряжения. Ротор распределителя при вращении передает импульсы тока высокого напряжения со вторичной обмотки катушки зажигания на ту свечу, между электродами которой в данный момент должна быть электрическая искра (в соответствии с порядком работы цилиндров). Распределитель имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие угол опережения зажигания. Центробежный регулятор изменяет угол в зависимости от числа оборотов коленчатого вала, а вакуумный — в зависимости от нагрузки двигателя.

Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор емкостью 0,17-0,25 мкФ, предназначенный для уменьшения искрения и обгорания контактов прерывателя, а также для обеспечения более резкого изменения тока в первичной обмотке катушки зажигания при pазмыкании контактов и, следовательно, для получения более высокого напряжения во вторичной обмотке.

Центробежный регулятор опережения зажигания . На валике 47 распределителя закреплена пластина 48 с осями грузиков 43 , прижимаемых к валику пружинами 45 . На верхний конец валика 47 свободно насажена втулка с напрессованным на нее кулачком 42 и пластиной 46 , в прорези которой входят шпильки грузиков. Таким образом, кулачку прерывателя вращение передается не непосредственно от валика распределителя, а через грузики 43 . При расхождении грузиков шпильки, нажимая на пластину 46 , поворачивают ее и связанный с ней кулачок относительно валика. При небольшом числе оборотов двигателя центробежные силы грузиков недостаточны для преодоления натяжения пружин. В этом случае кулачок прерывателя не получает углового перемещения относительно валика распределителя, и центробежный регулятор опережения не работает. При увеличении числа оборотов двигателя грузики под действием центробежной силы расходятся и своими шпильками, через пластину, поворачивают втулку с кулачком в сторону вращения валика распределителя. Поэтому контакты размыкаются раньше и угол опережения зажигания увеличивается (тем больше, чем выше обороты коленчатого вала). При уменьшении числа оборотов двигателя пружины, противодействующие расхождению грузиков, возвращают их в исходное положение, поворачивая кулачок против направления вращения. Поэтому контакты прерывателя размыкаются позднее, и угол опережения зажигания уменьшается.

Вакуумный регулятор опережения зажигания . Между корпусом 66 и крышкой 12 вакуумного регулятора зажата диафрагма 15 . Полость крышки 12 вакуум-регулятора сообщается трубкой со смесительной камерой карбюратора над дроссельной заслонкой. Полость корпуса 66 вакуумного регулятоpа сообщается с полостью корпуса распределителя, поэтому в ней всегда поддерживается атмосферное давление. Таким образом, на диафрагму воздействует разрежение, зависящее от степени открытия дроссельной заслонки и от нагрузки двигателя. Со стороны распределителя к диафрагме прикреплена тяга 65 , шарнирно связанная с подвижной панелью 62 прерывателям закрепленной на шарикоподшипнике 44 .

Пружина 14 отжимает диафрагму, противодействуя силе разрежения в карбюраторе. При уменьшении нагрузки двигателя разрежение в карбюраторе, а следовательно, и в полости крышки 12 вакуумного регулятора, увеличивается. При этом диафрагма, преодолевая силу пружины, перемещается и с помощью тяги поворачивает панель прерывателя против направления вращения кулачка, вследствие чего контакты размыкаются раньше, и угол опережения зажигания увеличивается. С увеличением нагрузки двигателя разрежение уменьшается и пружина диафрагмы поворачивает панель прерывателя в направлении вращения кулачка, уменьшая угол опережения зажигания. При работе двигателя на холостом ходу отверстие, соединяющее карбюратор с вакуумным регулятором, оказывается несколько выше прикрытой дроссельной заслонки. Поэтому, в полости крышки 12 регулятора создается давление, близкое к атмосферному, и пружина поворачивает панель до отказа в направлении вращения. В этом случае вакуумный регулятор не оказывает влияния на опережение зажигания и поэтому оно получается минимальным, как это и требуется для устойчивой работы двигателя на малых оборотах.

Октан-корректор . Помимо двух описанных автоматических регулировок опережения зажигания распределитель имеет приспособление для pучной pегулировки, так называемый октан-корректор. При ручной регулировке устанавливают опережение зажигания в соответствии с октановым числом топлива. Через каждые 6000-6500 км пробега необходимо произвести смазку распределителя согласно карте смазки. Через каждые 24000-25000 км пробега необходимо:

  1. Осмотреть крышку и ротор распределителя, если требуется — протереть.
  2. Промыть контакты распределителя бензином, проверить величину зазора (0,35-0,45 мм) и если требуется — отрегулировать.
  3. Вывернуть свечи и осмотреть, если требуется — отрегулировать зазор и очистить на пескоструйном аппарате.

Устройство системы зажигания

Система зажигания двигателя батарейная, с напряжением в первичной цепи 12 В. Она состоит из источников электрической энергии, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжения. Надежная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы зажигания. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания, токоведущая жила проводов высокого напряжения имеет сопротивление 2000 Ом/м. Схема системы зажигания показана на рис. 218.

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения.

Внутри хомута крепления катушки расположено добавочное сопротивление, соединенное последовательно с первичной обмоткой.

Рис. 218. Схема системы зажигания: 1 - свеча зажигания; 2 - распределитель; 3 - конденсатор; 4 - катушка зажигания; 5 -первичная обмотка катушки зажигания: 6 - вторичная обмотка катушки зажигания; 7 - прерыватель; 8 - помехоподавителыюе сопротивление; 9 - добавочное сопротивление катушки зажигания; 10 - включатель зажигания и стартера; 11 - дополнительное реле стартера; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - амперметр

Рис. 219. Прерыватель-распределитель 1 - грузик центробежного регулятора; 3 - пластина кулачка; 3- подшипник панели; 4 - неподвижная пластина; 5 -фильц; 6-подвижная пластина; 7- тяга; 8 - диафрагма; 9 - пружина; 10 - регулировочная шайба; 11 - вакуумный регулятор 12 - корпус; 13 - ротор; 14- крышка; 15 - гнездо провода; 16 - центральный контакт - подавительное сопротивление; 17 - пружина контактов; 18 - стопорный винт; 19 - контакты; 20 - кулачок; 21 - регулировочный винт; 22 - клемма; 23- масленка; 24 - конденсатор: 25 - октан-корректор: 26 - пружина; 27 - плавающая муфта привода; 28- штифт

Сопротивление автоматически замыкается накоротко при включении стартера. Это облегчает пуск двигателя, так как напряжение с аккумуляторной батареи подается на катушку помимо добавочного сопротивления, и напряжение вторичной цепи не снижается, несмотря на снижение напряжения на клеммах батареи при включении стартера. При работе двигателя добавочное сопротивление изменяет силу тока в первичной цепи катушки в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя. Это улучшает характеристику системы зажигания.

Прерыватель - распределитель (рис. 219) служит для прерывания тока цепи низкого напряжения катушки зажигания, распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания и для автоматического регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя. Автоматическая регулировка момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки осуществляется центробежным и вакуумным регуляторами.

В корпусе 12 на двух втулках установлен вал. На верхней части вала смонтирован центробежный регулятор с кулачком 20, на который установлен ротор 13. В корпусе расположена панель прерывателя, состоящая из двух частей: неподвижной пластины 4, которая крепится к корпусу, и подвижной пластины 6, на которой размещены контакты прерывателя цепи низкого напряжения. Параллельно контактам присоединен конденсатор 24.

Подвижная пластина соединена тягой 7 с диафрагмой 8 вакуумного регулятора, установленного на корпусе прерывателя-распределителя. Сверху корпус закрыт крышкой 14, в которой имеются клеммы для проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания

Вал распределителя приводится во вращение от шестерни распределительного вала.

Несоответствие углов опережения зажигания частоте вращения вала обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности двигателя, а также увеличение расхода топлива.

Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение нормальной его работы вызывают увеличение расхода топлива, особенно при езде с неполной нагрузкой.

Октан -корректор служит для ручной регулировки опережения зажигания (помимо автоматических регулировок: центробежной и вакуумной) в зависимости от октанового числа применяемого топлива.

Ручная регулировка позволяет изменять опережение зажигания в пределах +10° (по углу поворота коленчатого вала). Поворот корпуса прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению угла опережения на 2° (по углу поворота коленчатого вала).

Свечи зажигания. На автомобиле применяются свечи зажигания А17В (А7,5 - БС) для двигателя со степенью сжатия 8,2 и свечи A11 (А11-БС) для двигателя со степенью сжатия 6,7.

Выключатель зажигания и стартера состоит из противоугонного механического замка и электрического выключателя. Ключ замка имеет четыре положения: О - зажигание выключено; I - зажигание включено; II - включено зажигание и стартер; III - зажигание выключено и при вынимании ключа запирается вал руля. Ключ вынимается также в положении О, но при этом вал руля не запирается.

Во избежание случайного запирания рулевого вала не следует трогать ключ при движении автомобиля. Если при отпирании рулевого вала ключ поворачивается туго или совсем не поворачивается, то необходимо слегка повернуть рулевое колесо в ту или другую сторону. 1 При необходимости включения только зажигания и приборов (не включая стартера) следует поворачивать ключ до фиксированного положения, а не до включения контрольных ламп на щитке приборов. В противном случае может оплавиться пластмассовый кулачок включателя зажигания.

Провода высокого напряжения изготовлены из провода марки ПВВП. Этот провод имеет пластмассовый сердечник с ферритовым наполнителем. На сердечник намотана спираль проводом с высоким омическим сопротивлением (200+200 Ом на 1 м длины). Сверху спираль покрыта пластмассовой изоляцией. Провод ПВВП снижает уровень радиопомех, создаваемых системой зажигания.

На двигателе типа ЗМЗ0-402 установлен датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор*.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Регулировка момента зажигания

Устанавливаем коленчатый вал в положение, соответствующее углу опережения зажигания 5°.

1. Для этого на двигателе ЗМЗ-402 совмещаем среднюю метку на его шкиве с приливом на крышке блока (окончание такта сжатия первого цилиндра).

2. Для двигателя УМЗ-4215 выставляем первую метку на шкиве против штифта на крышке распределительных шестерен.

3. Если датчик-распределитель не снят с двигателя, то такт сжатия первого цилиндра определяем, сняв крышку распределителя бегунок должен стоять против внутреннего контакта крышки, соединенного проводом со свечой первого цилиндра.

В противном случае выворачиваем свечу первого цилиндра.

Закрыв отверстие бумажной пробкой, вращаем коленчатый вал. Вытолкнувший пробку воздух укажет на начало такта сжатия.

4. Ключом «на 10» ослабляем винт октан-корректора

5. Устанавливаем его шкалу на нулевое деление (середина шкалы).

6. Ключом «на 10» ослабляем винт крепления пластины октан-корректора

7. Поворачивая корпус датчика-распределителя, совмещаем «метки» (красную риску на роторе и стрелку на статоре).

Удерживая датчик в таком положении, затягиваем винт.

Убедитесь, что бегунок расположен против контакта крышки первого цилиндра и проверьте правильность подсоединения высоковольтных проводов остальных цилиндров – считая против часовой стрелки с первого цилиндра в порядке 1–2–4–3.

После того как вы все сделали, проверьте правильность установки момента зажигания на ходу автомобиля.

Заводим двигатель, прогреваем и когда уже переключили на четвертую передачу при скорости 50 – 60 км/час, резко нажимаем на газ. Если при этом детонация (по звуку она похожа на стук клапанов) проявится кратковременно – на 1–3 с – момент зажигания выбран правильно.

Продолжительная детонация указывает на чрезмерный угол опережения зажигания, уменьшаем его октан-корректором на одно деление.

Отсутствие детонации требует увеличения угла опережения зажигания, после чего нужно повторить проверку.

Техническая характеристика системы зажигания

Порядок работы цилиндров

Направление вращения ротора распределителя

против часовой стрелки

Угол опережения зажигания max, град:

центробежный регулятор

вакуумный регулятор

Зазор свечи зажигания, мм

Сопротивление резистора бегунка*, кОм

Сопротивление наконечника свечи, кОм

Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм

Сопротивление обмотки статора, кОм

* На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом.

В электронной системе зажигания, которая является одной из важнейших составляющих современного автомобиля, ток высокого напряжения создается и распределяется благодаря электронным устройствам. Электронная система имеет множество явных преимуществ, а также позволяет легче запускать двигатель в зимнее время.

- свечи зажигания; 9 - выключатель зажигания; 10 - аккумуляторная батарея; 11 - блок предохранителей и реле Принцип работы Электронный блок управления реагирует на сигналы датчиков, вычисляя оптимальные параметры для функционирования системы. В первую очередь блок управления воздействует на воспламенитель, подающий напряжение на катушку зажигания, в первичной обмотке которой начинает протекать ток. Когда напряжение прерывается, ток индуцируется во вторичной обмотке катушки. Прямо с катушки или же по высоковольтным проводам ток отправляется к определенной свече зажигания, в которой образуется искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь. Если изменяется скорость вращения коленчатого вала, датчик, отвечающий за частоту его вращения, а также датчик, регулирующий положение распределительного вала, отправляют сигналы непосредственно в электронный блок управления, изменяющий угол опережения зажигания. Если нагрузка на двигате

Системы зажигания: от простой к лучшей!

Система зажигания является неотъемлемым атрибутом любого бензинового или газового двигателя. При всем многообразии технических нюансов в данном вопросе, все системы зажигания с динамическим распределением подаваемого напряжения можно разделить на контактные и бесконтактные. Нижеследующая статья посвящена их основным особенностям, а также причинам возникновения систем со статическим распределением напряжения (электронное зажигание).

имере контактной системы зажигания. Центробежный регулятор опережения зажигания Данное устройство отвечает за корреляцию момента возникновения искры со скоростью вращения коленвала. Центробежный регулятор состоит из двух плоских металлических грузиков, закрепленных на валике прерывателя-распределителя, который в свою очередь непосредственно контактирует с коленчатым валом двигателя. По мере увеличения числа оборотов коленвала ускоряется вращение валика трамблера, вследствие чего грузики под действием центробежной силы расходятся и набегающий кулачок смещается по ходу вращения навстречу молоточку контактов. Вследствие этого контакты размыкаются раньше и угол опережения зажигания увеличивается. При уменьшении величины центробежной силы грузики возвращаются назад под действием пружин - угол опережения зажигания уменьшается. Вакуумный октан-корректор Вакуумный октан-корректор изменяет угол опережения зажигания в зависимости от