Как измерить сопротивление датчика абс. Проверка датчика ABS своими силами

АБС (антиблокировочная система), состоящая из электронного блока управления, гидравлического узла, задних и передних датчиков, предназначена для предотвращения блокировки колес автомобиля при экстренном торможении. Основное ее назначение – это сохранить управляемость транспортного средства и его устойчивость, а также способствовать сокращению тормозного пути. Поэтому так важно, чтобы все датчики, установленные в автомобиле, были исправны. Чтобы их проверить, совсем не обязательно направляться в автосервис. Можно справиться с этой проблемой и самостоятельно.

Конструкция индукционного пассивного датчика

Во многих автомобилях (как отечественного, так и импортного производства) в качестве датчика АБС используют пассивный индукционный сенсор, который представляет собой катушку, намотанную на магнитный сердечник. Он установлен напротив зубчатого диска, закрепленного на оси ступицы. При движении транспортного средства на выводах датчика появляется переменное напряжение, частота которого зависит от скорости вращения колеса.

На заметку! Мы уже писали о том, как проверить активный датчик Холла, который используют в некоторых моделях автомобилей как сенсор АБС.

Самодиагностика

Если автомобиль оборудован системой самодиагностики, то это в значительной мере упрощает поиск неисправностей АБС. В инструкции по эксплуатации транспортного средства производители, как правило, указывают алгоритм поиска ошибок и их удаления. Как определить, какой из датчиков АБС неисправен, используя встроенную систему диагностики (на примере автомобиля «Toyota Carina E»), подробно рассказано в представленном ниже видео:

Проверка сопротивления датчика

Прежде, чем приступать к процедуре тестирования, желательно узнать стандартную величину сопротивления датчиков АБС, установленных в вашем автомобиле. Эту информацию можно найти либо на сайте производителя, либо в Интернете. Алгоритм проверки сопротивления датчика довольно прост:

  • Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Подсоединяем щупы к контактам разъема датчика и смотрим на показания прибора.
  • Если омметр показывает «0», это означает, что в катушке сенсора имеется обрыв. Такой датчик подлежит замене. Показания прибора, превышающие номинальное значение в 2÷3 раза также свидетельствуют о неисправности сенсора, а именно о том, что его катушка «подгорела» и сигналы, поступающие с него на блок управления, являются некорректными.

Совет! Обычно сопротивление пассивных индукционных датчиков находится в пределах 700÷2500 Ом. Если вам не удалось найти техническую информацию о конкретных сенсорах, установленных в автомобиле, то придется проверить сопротивление всех датчиков АБС. Их одновременный выход из строя маловероятен. Сравнив результаты всех произведенных измерений, можно будет сделать вывод о том, какой конкретно датчик «глючит» и заменить только его.

Проверить сопротивление всех датчиков можно, не снимая колес. Для этого:

  • Находим под капотом автомобиля блок управления АБС.
  • Отсоединяем от него разъем, в котором зафиксированы провода от датчиков и остальных устройств, входящих в антиблокировочную систему тормозов.
  • Далее подключаем щупы мультиметра к соответствующим контактам (к которым непосредственно подсоединены сенсоры) и последовательно проверяем сопротивление всех датчиков. Распиновку разъема можно найти в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.

На заметку! Такой способ проверки позволяет определить не только сопротивление катушки сенсора, но и исправность проводки от самого датчика до блока управления.

Проверка напряжения на обмотке датчика

Еще один из способов проверки работоспособности датчиков АБС – измерение выходного напряжения, которое появляется на обмотке при вращении колеса. Для этого выполняем следующее:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения переменного напряжения.
  • Подключаем щупы к контактам разъема датчика.
  • Вращаем ступицу колеса (со скоростью 1÷2 об/сек).
  • При наличии напряжения 200÷1700 мВ (его величина варьируется в зависимости от конкретной модели датчика) можно констатировать, что сенсор исправен. Нет причин беспокоиться. В случае, если вам не удалось найти технические характеристики датчика, стоит проверить подобным образом все сенсоры АБС, установленные на автомобиле. Если в результате тестирования на одном из них обнаружено заниженное напряжение (по сравнению с остальными), то это свидетельствует о его некорректной работе.

На заметку! Если при замере сопротивления всех датчиков показания омметра свидетельствуют об их работоспособности, но при вращении колеса на обмотках сенсора появляется заниженное напряжение (или его отсутствие), то это может быть следствием износа или поломки зубчатого колеса.

Использование автосканера

Для тех, кто привык устранять неисправности автомобиля своими руками, незаменимым помощником при ремонте АБС будет автосканер ELM327. Мы уже знакомили наших читателей с этим полезным гаджетом. На сегодняшний день его можно приобрести по цене от 350 до 1100 рублей. Напомним, что этот миниатюрный прибор вставляют в специальный диагностический разъем OBDII, которым сегодня оборудованы многие современные автомобили. В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели он передает на смартфон или планшет (по Bluetooth, Wi-Fi или USB) информацию о различных параметрах и ошибках, обнаруженных в транспортном средстве. Проверить всю систему АБС и найти неисправный датчик, с использованием такого приспособления, дело нескольких минут.

На заметку! Отрицательные комментарии о возможностях автосканера ELM327 объясняются в основном тем, что пользователи применяли простейшие приложения. Те же, кто установили на свои смартфоны или планшеты специальные программы, предназначенные для диагностики конкретных марок автомобилей, положительно отзываются о работе данного гаджета.

Использование ноутбука в качестве осциллографа

С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто. Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей. Припаиваем провода к контактам мини-джека, а в разрыв монтируем резистивный делитель (для защиты звуковой карты) по приведенной ниже схеме.

  • Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
  • Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
  • Вращаем ступицу колеса.
  • При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.

На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева - +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Современный автомобиль состоит из множества механических, электромеханических и электронных компонентов. Оптимальная работа двигателя должна обеспечиваться независимо от внешних условий. При изменении внешних факторов, работа узлов и компонентов должна адаптироваться под них. Датчики автомобиля служат своеобразным следящим устройством за работой автомобиля. Рассмотрим основные датчики:

3. Датчик расхода воздуха в авто — на что влияет?

Принцип работы датчика расхода воздуха основан на измерении количества тепла, отданного потоку воздуха во впускном коллекторе двигателя. Нагревательный
элемент датчика установлен перед воздушным фильтром автомобиля. Изменение
скорости потока воздуха и, соответственно, его массовой доли, отражается на степени
изменения температуры нагревательной спирали MAF-сенсора.

«Троение» двигателя при работе и потеря мощности говорит о возможном выходе из строя датчика расхода воздуха.

4. Кислородный датчик, лямда-зонд — неисправность датчика

Кислородный датчик или лямда-зонд определяет количество кислорода в выпускном коллекторе, оставшегося после сгорания топлива. Лямда-зонд входит в электронную систему управления двигателем, которая регулирует количество топлива, обеспечивая его полноту сгорания. Повышенный расход топлива характеризует возможную неисправность датчика.

5. Датчик дроссельной заслонки — признаки неисправности

Этот датчик представляет собой электромеханическое устройство, состоящего из чувствительного элемента и шагового двигателя.

Чувствительным элементом является
температурный датчик, а шаговый двигатель является исполнительным механизмом.
Это электромеханическое устройство изменяет положение дроссельной заслонки
относительно температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, частота вращения
коленчатого вала двигателя зависит от степени нагрева ОЖ.

Характерным признаком неисправности этого датчика является отсутствие прогревочных оборотов и повышенный расход топлива.

6. Датчик давления масла — функции, выход из строя

На автомобилях японской марки устанавливается датчик давления масла мембранного
типа. Датчик состоит из двух полостей, разделенных гибкой мембраной. Масло
воздействует на мембрану с одной стороны, прогибаясь от давления. В измерительной
полости датчика мембрана соединена со штоком реостата.

В зависимости от давления моторного масла, мембрана прогибается больше или меньше, изменяя при этом общее сопротивление сенсора. Датчик давления масла расположен на блоке цилиндров двигателя.

Горящая лампочка давления масла на панели автомобиля может свидетельствовать о выходе из строя датчика.

7. Не работает датчик детонации в двигателе?

Датчик детонации двигателя измеряет угол опережения зажигания. При нормальной работе двигателя датчик находится в «холостом» режиме. При изменении процесса
сгорания в сторону взрывного характера сгорания топлива-детонации, датчик посылает сигнал электронной системе управления двигателем для изменения угла опережения
зажигания в сторону уменьшения.

Он расположен в районе воздушного фильтра на блоке цилиндров. Для проверки работоспособности датчика детонации, необходимо выполнить .

8. Датчик угла поворота распредвала — троит двигатель

Этот датчик находится на головке блока цилиндров и измеряет частоту вращения
распределительного вала двигателя, и на основе сигналов от датчика, блок управления определяет текущее положение поршней в цилиндрах.

Неравномерность работы двигателя и троение свидетельствует о некорректной работе датчика. Проверку производят при помощи омметра, измеряя сопротивление между клеммами сенсора.

9. Датчик АБС / ABS в автомобиле — проверяем работоспособность

Датчики АБС электромагнитного типа устанавливаются на колесах автомобиля и входят в антиблокировочную систему автомобиля.

Функцией датчика является измерение частоты вращения колеса. Объектом измерения датчика является сигнальный зубчатый диск, который установлен на ступице колеса. При неисправном датчике АБС, контрольная лампочка на панели управления не гаснет после запуска двигателя.

Технология определения работоспособности датчика заключается в измерении сопротивления между контактами датчика, при неисправности сопротивление равняется нулю.

10. Датчик уровня топлива в авто — как проверить работоспособность?

Датчик уровня топлива устанавливается в корпус бензонасоса и состоит из нескольких компонентов. Поплавок посредством длинной штанги воздействует на секторный реостат, который изменяет сопротивление датчика в зависимости от уровня топлива в баке автомобиля. Сигналы датчика поступают на стрелочный или электронный указатель на панели управления автомобиля. Проверка работоспособности датчика уровня топлива осуществляется омметром, которым измеряется сопротивление между контактами датчика.

Мы уже неоднократно говорили о том, что современный автомобиль – это система различных устройств, которые взаимодействуют между собой при помощи комплекса датчиков . Если один из них выходит из строя, то происходит сбой одной системы, которая повлечет неисправность другой и так далее. В этой статье мы рассмотрим основные датчики автомобиля и способы их диагностики своими руками.

Итак, у вас загорелась лампа ABS на панели приборов , что же делать? В первую очередь важно понимать, что данный тип датчика проверяется по двум параметрам:

  1. Сопротивление;
  2. Напряжение.

На специализированных станциях проверка датчика ABS производится путем подключения осциллографа . При этом колеса проворачивается в ручном режиме, а на экране прибора видна синусоида. Она показывает зависимость частоты сигнала от мощности колебательных импульсов . Порой некоторые мастера производят замеры с использованием прибора Ц-20 . На нем проверяющий может увидеть отклонения стрелки, а если прибор цифрового типа – то увеличение значения напряжения.

Диаграмма сигнала датчика АБС на осциллографе

В домашних условиях для испытания датчика ABS можно сделать специальное устройство , которое будет состоять из резистора от 900 Ом до 1,2 кОм , а также пары проводов. На концах проводов нужно разместить зажимы, которая смогут быть подключены к контактной группе самого датчика.

После этого нужно проверить каждое колесо. Вывернуть колеса в одну сторону, а потом в другую. При этом подсоединять наше сопротивление на датчики, включать зажигание и наблюдать за поведением сигнальной лампочки панели приборов. В тех случаях, когда лампочка погаснет при подключенном сопротивлении, то можно считать данный датчик неисправным . Согласитесь, данный способ весьма интересен, но трудоемкий, поэтому идем дальше.

Для проверки датчика АБС тестером , вам понадобиться любой мультиметр современного типа. В первую очередь проводим замеры сопротивления, которое для каждого автомобиля и его датчика может быть разным. Именно поэтому сперва нужно отыскать нормативные показания сопротивления для вашего автомобиля . Основная масса датчиков АБС вписывается в диапазон от 1,2 до 1,8 кОм . Когда тестер подключен к датчику и проводит замер сопротивления, попробуйте пошатать провода, идущие на сам датчик. При этом показания прибора не должны отклоняться, а если это происходит, то имеет место быть обрыв цепи.

Проверка датчика АБС

После этих замеров, отключайте контакты мультитестера и переводите его в режим измерения напряжения . Теперь нужно раскрутить колесо машины примерно до 40-50 оборотов в минуту. Далее следим за показаниями датчика, который будет производить напряжение. На всех датчиках оно равняется 2-м вольтам .

Конечно же, в идеальных условиях проверять датчик нужно подключением специального программного обеспечения, которое может указать на более точные параметры работы АБС и его неисправности.

Проверка датчика коленвала мультиметром

Датчик положения коленвала – это один из самых важных датчиков без которого ваш автомобиль попросту не заведется или движение на нем будет невозможным. Основная задача этого устройства – обеспечить синхронизацию между подачей топлива и моментом загорания искры на свечах.

Датчик коленвала

Итак, вы подозреваете неисправность ДПКВ. Первым делом вам нужно найти информацию по сопротивлению этого датчика для вашего автомобиля . После этого снять датчик и запомнить его положение по специальным меткам. Визуально оцените состояние рабочей части датчика. Она должна быть чистой и без механический повреждений. Если таковы имеются, то возможно отсутствует смысл в дальнейших действиях и датчик попросту нужно заменить.

Проверка датчика коленвала

После визуального осмотра проводите замеры сопротивления тестером. Для этого подключите его к рабочим контактам датчика и снимите показания. При исправном ДПКВ на экране прибора будут отображаться значения от 550 до 750 Ом . Настоятельно рекомендуем выяснить какие значения являются нормальными для вашего автомобиля.

Проверка датчика коленвала

Как проверить кислородный датчик

Кислородный датчик – современный прибор, который проверяет наличие остаточного кислорода в отработавших газах выпускного коллектора.

Проверка этого элемента сводится к двум действиям:

  1. Внешний осмотр;
  2. Замер тестером.

Визуально вы легко можете оценить повреждения и дефекты датчика кислорода. На нем не должно быть нагара или механических повреждений . Также смотрите подводную проводку, дабы она не имела замыкания проводом или их оплавление.

Исправный датчик кислорода

После того, как визуальным осмотром вам не удалось найти неисправности датчика, переходите к замерам сопротивления и напряжения на нем.
отправляем на его рабочее место. Далее проводим знакомство с подводной колодкой, которая имеет четыре контакта . Назначение каждого из контакта смотрите на рисунке ниже.

Колодка датчика кислорода

Далее вставляем с обратной стороны колодки скрепки на которые будем подключать измерительные концы тестера. Первым делом вставляем скрепку в гнездо под первым номером. Вторая скрепка отправляется в гнездо номер два. Теперь подключаем вольтметр, а его положительный контакт к первой скрепке. Отрицательный соответственно на вторую скрепку.

Проверка сигнального напряжения ДК

Теперь нужно завести автомобиль и наблюдать за показаниями прибора. При пуске двигателя и первом времени его работы показания будут равны 0,1-0,2 вольта. После прогрева двигателя показания увеличатся до 0,9 вольт. Если же этого не произошло, то можно считать датчик неисправным.

Проверка нагревателя ДК

Допустим напряжение на датчике поднялось. Далее нужно проверить нагреватель. Снимаем скрепки и проверяем сопротивление на третьей и четвертой клеммах. Диапазон нормального сопротивления равен 10-40 Ом.

Проверка питания нагревателя ДК

Теперь можно проверить питание цепи нагревателя. Включаем зажигание, но не заводим двигатель. Контакт вольтметра ставим на четвертую клемму, а отрицательный контакт на вторую клемму. На экране мультитестера должно показывать напряжение равное напряжению аккумулятора авто. Если этого не произошло, то цепь питания неисправна.

Как проверить датчик детонации мультиметром

Датчик детонации топливной смеси представляет собой неразборный элемент внутри которого имеется пьезоэлектрический компонент. Когда в момент сгорания топлива происходит детонация, то она сопровождается некоторой ударной волной. Именно её засекает датчик детонации. В результате детонации на концах датчика появляется некоторый потенциал.

Строение датчика детонации

Данный тип датчика можно проверить на внутреннее сопротивление и напряжение. Сопротивление таких типов приборов равняется мегаомами. Следовательно вам нужно раздобыть книгу по эксплуатации вашего авто и найти нужные вам показания, а потом подключить омметр тестера на контакты и выяснить реальные данные.

Для проверки напряжение датчик полностью снимается с авто . Тестер переводится на режим милливольтов. Положительный щуп тестера подключаем на сигнальный провод, а отрицательный кладем на массу датчика в районе крепежного болта. После этого нужно аккуратно, с небольшим усилием ударить датчиком например об стол. В момент удара вольтметр зафиксирует наличие напряжение. Как правило, это 30-40 милливольт .

Как проверить датчик скорости

Для проверки этого датчика первым делом нужно осмотреть подводную колодку на следы износа , оплавления или просто повреждения. Также оцените внутреннее гнездо контактов. В некоторых автомобилях туда может попасть вода или другие фракции, что приведет к окислению.

Датчик скорости автомобиля

Если внешне все в порядке, то переходим к замерам. На большинстве датчиков указана полярность их контактов. Первым делом будем проверять датчик с вращательным элементом. Снимаем ДС и осматриваем полюса. Положительный контакт тестера подключаем на сигнальный контакт датчика. Отрицательный щуп монтируем на массу датчика. Далее вращаем рабочий элемент датчика и наблюдаем за экраном тестера. При вращении у вас должно появляться напряжение, а если его нет, то датчик можно считать неисправным.

Также можно вывесить одно из ведущих колес на домкрате и вращать за колесо. При этом второй помощник должен находится возле вольтметра и снимать показания. Принцип таков же, как описано выше, только его проводят для импульсных датчиков без движущегося элемента.

07.09.2016

Для многих автолюбителей датчик ABS - некий «черный ящик», обслуживание которого можно доверить только профессионалам. Но это не так. Если знать особенности работы, виды, а также основные неисправности датчика, то проблем с эксплуатацией не будет. Что касается самого оборудования, то его назначение известно каждому автолюбителю.


С помощью АБС удается своевременно снизить скорость и сохранить контроль над машиной. При этом функция контролирующих органов (датчиков) заключается в измерении момента вращения колеса и определении точного момента для блокировки. В чем же особенности работы датчиков? Какие виды устройств существуют? К каким неисправностям стоит быть готовым в процессе эксплуатации?




Краткий экскурс в историю

История системы АБС началась в 1978 году, когда разработчиками немецкой компании Bosch была создана первая система защиты от блокировки колес. Конструктивно датчик представлял собой электромагнит с катушкой. Первопроходцем, на который было установлена система, стал автомобиль Мерседес этого же года выпуска.


С того времени компания Bosch не прекращала разработки и совершенствовала уже существующее устройство. Через несколько лет устройство был доработано, а в основе его функционирования лег эффект Холла. Принцип заключался в том, что через специальную пластинку пропускался ток. После помещения элемента в зону действия магнитного поля на краях появлялось напряжение, направление которого зависело от двух параметров - заряда электронов, а также движения тока. Несмотря на то, что эффект Холла был придуман еще в конце 18 века, он популярен и сегодня.




Виды датчиков

Неисправности датчика ABS зависят от типа устройства. Сегодня существует две категории приборов - пассивные и активные. В чем же особенности представителя каждой из групп?


Так, пассивные датчики отличаются крупными размерами и низкой точностью (если сравнивать с устройствами активного типа). Минус в том, что такие изделия работают лишь по факту достижения минимальной скорости вращения. С другой стороны, имеют место и плюсы - продолжительный ресурс работы и прочность конструкции.


Состоят пассивные датчики из кожуха, сердечника из металла, магнита, электрической катушки и специального импульсного кольца. Последнее прочно фиксируется к ступице и прокручивается одной из частей магнита. Благодаря особой конструкции по факту растекания поля в катушке образуется переменный ток, частота и величина колебаний которого прямо пропорциональна скорости вращения колеса. Как правило, для принятия блоком ЭБУ сигнала скорость машины должна быть от 5 км/час и более, что многие специалисты считают главным минусом. Но есть у таких датчиков и плюсы, о которых упоминалось выше - они износостойкие, а появление грязи на поверхности не влияет на мощность магнитного поля.


На современном этапе - уже к началу XXI века появились более современные - активные датчики. Особенность устройств в том, что они не нуждаются в дополнительном источнике питания. Все активные датчики делятся на два типа:


  • Магниторезистивные. Такие устройства способны фиксировать скорость прокручивания колеса с первого же движения. Эти датчики, как правило, применяются не только для ABS, но и для создания системы курсовой устойчивости. В основе устройства лежит свойство полупроводника менять путь перемещения электронов в магнитном поле. Такое явление носит название «магниторезистивный эффект». Конструктивно датчик представляет собой кольцо, состоящее из несколько магнитов и полупроводниковых устройств, принимающих напряжение. Фиксация кольца производится к колесной ступице и прокручивается с дублированием текущей скорости вращения. Чем быстрее крутится колесо, тем мощнее магнитное поле. Это, в свою очередь, приводит к корректировке траектории движения, а также к общему увеличению расстояния, которое должны пройти электроны. Если устройство находится в состоянии покоя, то уровень сопротивления остается неизменным, а при начале вращения меняется. Именно эти сигналы и получает ЭБУ;


  • Датчик, построенный на принципе эффекта Холла. О принципе действия таких устройств кратко уже упоминалось выше. Это устройство на шаг вперед и конкурентов в отношении точности. В основе прибора лежит постоянный магнит, микросхемы, полупроводниковая пластинка, а также контакты для подключения проводов. Конструктивно датчик Холла предельно прост. Внутри кожуха находится пластинка полупроводникового типа, к краям которой подводится напряжение. Кольцо на магните фиксируется к колесной ступице и прокручивается вместе с ней. Как следствие, происходит изменение магнитного поля и смещение электронов с одной стороны пластинки на другую. Плотность электронов - параметр, который зависит от полярности магнитного поля. Чтобы было понятней, можно привести следующее сравнение. Если колесо вращается по ходу движения часовой стрелки, то электроны собираются с одной стороны. Если же вращение производится против хода часовой стрелки, то и электроны накапливаются с другой стороны.


Преимущества датчиков, построенных на принципе эффекта Холла - наличие постоянного напряжения, а также отсутствие импульсного характера. Все это способствует большей точности устройства. С другой стороны, наличие микросхемы - минус, ведь надежность в этом случае падает, да и стоимость производства также возрастает. Нельзя не отметить и повышенную чувствительность прибора к ЭМ помехам.


Таким образом, оба типа датчиков (активные и пассивные) функционируют, благодаря действию магнитного поля. По этой причине высок риск появления сбоев в работе системы, а также возникновения сложностей с поиском месторасположения датчика. Из-за высокой вибрации авто в процессе движения возрастает риск сбоя в работе датчиков АБС. Нельзя не отметить еще один минус. При снижении напряжения ниже уровня 10,5 Вольт антиблокировочная система может сработать самостоятельно, без команды.




Принцип действия

Чтобы вовремя распознать неисправности датчика ABS, стоит четко представлять принципы его работы и наиболее слабые места. Главным органом, который принимает и раздает сигналы, является блок управления. Задача устройства - обработка поступающих от датчика сигналов, анализ и принятие решение по поводу дальнейших действий. При этом работа выполняется на базе текущих значений скольжения колес, набора скорости или замедления. Данные поступают в форме сигналов на клапаны магнитного типа гидроблока (последний выполняет функцию управления на авто).


После подачи соответствующей команды тормозной цилиндр срабатывает и гарантирует своевременное прижатие колодок дискам тормозной системы. При этом вне зависимости от усилия на педаль и условий эксплуатации, уровень торможения всегда оптимальный. Плюс системы в том, что датчик монтируется на каждом из колес. Это значит, что регулировка скорости также производится индивидуально. При этом полная остановка производится, благодаря давлению в тормозном приводе.


Стоит отметить, что на машинах, оборудованных полным или задним приводом, монтируется только один датчик (устанавливается на заднем дифференциале). При этом данные о необходимости блокирования берутся с ближнего колеса, в то время как команда о давлении передается каждому из колес.


Также автолюбитель должен знать, что прибор управления магнитными клапанами способен работать в нескольких режимах. Среди них:


  • Если клапан впуска открыт, а выпуска закрыт, то система не запрещает давлению увеличиваться;


  • Если клапан впуска получает определенный сигнал и продолжает быть закрытым, то давление остается неизменным;


  • К клапану выпуска приходит сигнал об уменьшении давления. При этом он открывается, а клапан впуска, наоборот, закрывается.


Все эти режимы обеспечивают нормальную работоспособность системы. Если возникают проблемы на любом из циклов, то происходит деактивация системы. В такой ситуации заводские тормоза продолжают работать, но уже без участия антиблокировочной системы. Стоит также отметить, что на машинах, которые оборудованы ABS, на приборной панели присутствует специальная лампа. Ее зажигание сигнализирует о наличии проблем в системе.




Как проверить датчик?

Чтобы выявить неисправности датчика ABS, важно уметь проверять устройство. Так, если прибор неисправен, то он не будет передавать блоку управления команды. Итог - отказ системы. Если на приборной панели загорается лампочка, о которой упоминалось выше, то это сигнал о необходимости обратиться к профессионалам и пройти ремонт.


При рассмотрении устройства и принципа действия упоминалось, что датчик имеет вид катушки индукционного типа. Последняя функционирует одновременно с зубчатым диском из металла (установлен на колесной ступице). Одной из причин поломки часто является обрыв витающего проводника. Чтобы диагностировать такую неисправность, достаточно иметь под рукой мультиметр, паяльник и пины. Последние подбрасываются на разъемы, и с помощью мультиметра проверяется уровень сопротивления датчика. Далее снятые показатели фиксируются и сравниваются с теми, что указывает производитель автомобиля в руководстве по эксплуатации. Если уровень сопротивления находится возле нуля, то это свидетельствует о КЗ в системе. Если же ситуация обратная и величина сопротивления стремится к бесконечности, то это говорит об обрыве питающего проводника.


Как только рассмотренная выше работа проведена, остается осмотреть колесо и убедиться, что при его вращении показатели сопротивления меняются. Если это так, то можно делать вывод об исправности устройства. Если же в процессе оценки состояния ABS найдены обрывы в цепи, то их строит устранить. В случае разрывов соединение последних должно осуществляться с помощью паяльника. Скручивать провода запрещено из-за риска окислений и разрывов. В каждом устройстве предусмотрена маркировка, провода имеют индивидуальную расцветку и полярность. Это упрощает задачу и позволяет выполнить работы быстрее.


Если датчик вышел из строя, тогда стоит разобраться с его демонтажем и произвести замену. Что касается ремонта, то при наличии опыта сделать это реально. В процессе выбора устройства стоит ориентироваться на качество и модель автомобиля.


Чтобы определить факт неисправности прибора, упомянутых выше манипуляций недостаточно. Стоит не только использовать измерительный прибор для проверки сопротивления, но и проверить качество проводки в целом. Главная причина выхода из строя датчика - нарушение целостности проводов. Если же прибор работает нормально, то уровни сопротивлений должны иметь следующий вид:


  • контакт («ножка») - контакт АБС (сзади справа) - 7-24 Ома;
  • контакт («ножка») - контакт АБС (спереди справа) - 7-25 Ом;
  • сопротивление изоляции - от 20 кОм и более.


В некоторых машинах предусмотрена система самодиагностики. Ее особенность в том, что на экран с информацией выводят ошибки, с которыми можно разобраться с применением инструкции по эксплуатации.


Существует также экспресс-проверка, которой пользуются многие автолюбители. С ее помощью удается проверить работоспособность устройства в любых условиях (когда нет возможности подключить диагностический разъем).


Последовательность действий следующая:


  • Готовьте «пробник», в составе которого должно быть сопротивление на 1-1,2 кОма. При этом подключите к изделию провода, на краях которых будут штырьки;


  • Выкручивайте колеса влево или вправо (поочередно). При этом подключайте специальный «пробник» к разъемам. Далее поворачивайте ключ в замке зажигания и следите за поведением лампы на приборной панели. Если при подключении «пробника» к одному из разъемов лампа тухнет, то поломка кроется именно в этом датчике;