Как отремонтировать усилитель автомобильный. Ремонт усилителя в домашних условиях

Ремонт усилителя звука — Как правило ремонт усилителя мощности звука,мастер с большим опытом работы в сфере радиоэлектронике начинает с визуального осмотра печатных плат прибора с целью выявления сгоревших или потемневших электронных компонентов.Искать вышедшую из строя деталь лучше всего покаскадно,то-есть сначала нужно выявить не рабочий каскад,а затем уже выявлять компонент ставший причиной неработоспособности усилителя.Начинать проверку следует с выходного каскада,во время осмотра не применяя пока измерительных приборов типа мультиметра,а просто при включенном питании усилителя и присутствующим входном сигнале,нужно прикоснуться сухим пальцем к мощным транзисторам оконечного каскада или же выходной микросхеме и определить температуру корпуса детали.

Если выходные транзисторы вообще холодные,то это говорит о том,что в цепи нет проходящего тока,который должен греть эти компоненты в обычном штатном режиме,или наоборот,если деталь разогрета так что невозможно удерживать палец на ней,то это тоже следствие неисправности .Таким-же методом проверяется и стабилизатор напряжения,в частности электролитические конденсаторы большой ёмкости,если они греются или имеются следы подтёков и вздутия то их нужно менять,в общем это относится ко всем электролитам установленных в схеме.Также при визуальном осмотре с целью выявления плохого контакта на печатной плате,нужно осторожно рукояткой отвёртки простучать плату,исчезающий контакт выявится посторонними звуками и треском в динамиках.

Далее нужно проверить мультиметром значения переменного и постоянного напряжения транзисторов и микросхем.После нахождения неисправного элемента очень важно определить,из за чего эта деталь могла выйти из строя,чтобы в дальнейшем исключить подобное явление.После проделанных действий,можно приступать к замене компонента на точно такую же деталь или его аналог.Поиск дефектов в блоке питания стоит проводить с осмотра сетевого провода и проверке предохранителей,если здесь всё нормально и сетевое напряжение подаваемое на первичную обмотку трансформатора присутствует,а на выходной вторичной обмотки отсутствует,то возможно в трансформаторе на первичной обмотке установлен предохранитель,который и стал причиной отсутствия напряжения во вторичной цепи,а если нет установленного предохранителя то значит имеется обрыв в первичной обмотки,в таком случае транс придётся перематывать или искать подходящий по и выходным напряжениям.

Ещё одной из причин неработоспособности усилителя может быть обыкновенное короткое замыкание выходной цепи на корпус или на общий провод.В усилителях построенных на микросхемах в качестве выходного каскада усиления,то при неисправности микросхемы просто меняется на другую заведомо исправную,а если не удаётся найти подходящую по параметрам то можно вместо сгоревшей поставить обыкновенный усилитель низкой частоты типа TDA,который не требует обвязки дополнительными элементами,поэтому замена любого неисправного усилителя мощности на микросхему серии TDA не составит труда.

Ведь как говорят в узких кругах радиомехаников — «в электронике бывает только два вида неисправности» :

1. Наличие контакта там, где его быть не должно.
2. Отсутствие контакта там, где он должен быть.

Список технических средств, необходимых для ремонта:

1. Отвертки различных конструкций, боковые кусачки, плоскогубцы, монтажный нож, пинцет, увеличительное стекло – то есть то, что необходимо как минимум для ремонта.
2. Прибор для измерений — мультиметры.
3. Регулируемый дву-полярный источник питания на 16…24 либо 36v желательно с функцией ограничения тока на выходе.
4. Ну и последнее — опыт работы в ремонте электроники.

Определение неисправности следует начинать с проверки выходного напряжения — есть оно или нет. При его отсутствии может просто сгорел предохранитель, нет надежного контакта на клемме проводов и прочее. Момент стандартно-заурядный, но именно на этом этапе в 10% случаев ремонт завершается.

Дальнейшее действие, когда начинаешь должны быть такие: — поиск принципиальной схемы на усилитель, если не удалось найти то здесь придется полагаться на свой опыт и знания. Снимаем крышку аппарата и начинаем визуальный осмотр печатной платы на предмет выявления подтеков или вздутия электролитических конденсаторов, почернения резисторов, обрыва печатных дорожек т.д. Иногда только такой осмотр дает возможность быстро определить вышедшую из стоя деталь. Затем при включенном усилителе нужно проверить все установленные на плате компоненты прикосновением пальца. В случае выделения сильного тепла на элементе, то можно предположить, что проблема может быть именно в нем.

Ремонт автомобильного усилителя звука — это поиск неисправности не только в тракте усиления звука, но и в главном агрегате усилителя — источнике питания. Исследуем блок питания, выходное напряжение. В основном автомобильные УНЧ имеют дву-полярное от 20v и больше. В случае обнаружения почерневших резисторов, пробитых транзисторов заменяем их на исправные.

Собственно последовательность действий проверки такое:

Включаем усилитель, после подачи напряжения нужно закоротить Remout-вход на «+» питания (либо на «-» везде по-разному) и наблюдаем за индикатором защиты Protect, если светодиод светится, следовательно, усилитель перешел в режим защиты. Произойти это может в следствии неисправности модуля преобразования напряжения либо пробит переход транзистора в одном из плеч. Также причиной поломки может быть отсутствие питания на микросхеме установленной в цепи транзисторов преобразователя (обычно там устанавливают TL494 либо другие).

Помимо этого, у автомобильного усилителя мощности защита может срабатывать и в случае если выбит один или сразу несколько транзисторов УМЗЧ одного из каналов. Когда выбивает транзистор выходного каскада УМ, то происходит короткое замыкание, создается колоссальная нагрузка в цепи ПН. Вследствие чего моментально срабатывает защита.

Следовательно, продолжая ремонт автомобильного усилителя звука , и после включения питания усилителя предохранитель остается цел, тогда нужно проверить выходное напряжение на преобразователе, которое должно составлять 2 по 20v и больше (дву-полярное). Вероятнее всего, при светящимся индикаторе защиты, напряжения в выходной цепи ПН не будет. Исходя из этого, необходимо отключить УМ от преобразователя. Одним из самых удобных вариантов может быть отпайка выводов транзистора по одному на каждом канале или отцепить все. После того как отпаяли выводы MOSFET-транзисторов и усилитель нормально включается при этом светодиод защиты не светится. Тогда отыскиваем методом прозванивания переходов пробитый полевик и меняем его.

В случае если при подаче напряжения светодиод продолжает светиться, значит продолжаем искать неисправность в преобразователе. Первым делом определяем есть ли напряжение на микросхеме ПН, могут сгореть транзисторы в тракте подачи напряжения на микросхему. Особое внимание уделите трансформатору, посмотрите нет ли подпаленных витков эмаль-провода или обрыва. Также не будет лишним понюхать, нет ли запаха горелого. В некоторых моделях автомобильных усилителей в цепь преобразователя между усилителем устанавливают диодные сборки, которые также могут быть причиной срабатывания защиты.

Инструкция

Выясните причину неисправности музыкального центра. Самые частые и очевидные поломки могут быть связаны с нарушением его параметров или отсутствием звука как такового. Проверьте звуковые колонки (динамики) тестером на наличие напряжения.

Используйте работоспособную колонку от другой техники, чтобы убедиться, что причина пропажи звука кроется не в самом центре. Если после подключения исправных колонок, звука по-прежнему нет – неполадка в самом музыкальном устройстве.

Разберите корпус музыкального центра. Для этого выкрутите все крепежные шурупы крестовой отверткой и снимите заднюю защитную крышку устройства. Так вы доберетесь до основной платы и сможете ее осмотреть.

Осмотрите соединение входного разъема и медных контактных дорожек на основной плате музыкального центра. Паяльником восстановите пайку в тех местах, где она повреждена. Для этого лучше использовать низкотемпературные припои, плавящиеся при 100 градусах, или вообще токопроводящий клей, чтобы не нарушить целостность мелких деталей платы.

Проиграйте музыкальный центр во всех возможных режимах (радио, кассеты, проигрыватель MP3) и проверьте нарушения. Если во всех режимах звук воспроизводится с одинаковыми помехами, значит дело в выходном тракте усиления. Поломка в усилителе мощности. Чтобы ее устранить, замените испорченную микросхему усилителя на работоспособную.

После устранения неисправности еще раз внимательно осмотрите основную плату. На ней могут быть плохо пропаянные места, вздувшиеся конденсаторы, потемневшие дорожки и другие дефекты, которые могут в скором времени дать о себе знать. Замените все «подозрительные» детали. Таким образом, вы предотвратите очередную поломку вашего музыкального центра и продлите жизнь своей технике.

Источники:

  • Музыкальный центр FIRSTaustria TCD
  • Ремонт музыкального центра

Иногда в музыкальном центре нет функции MP3, а в карманном плеере она есть. Но плеер, в отличие от музыкального центра, не способен звучать громко. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо соединить плеер и центр между собой.

Инструкция

Вначале проверьте музыкальный центр на наличие на передней панели входных гнезд типа RCA, обозначенных как AUX или PHONO. Не перепутайте их с разъемами для наушников или микрофонов - они не только выполнены по другому стандарту, но и предназначены для другого.

Если вы не обнаружили таких гнезд, то осторожно, чтобы не оторвать никакие кабели, разверните музыкальный центр задней стенкой к себе. Там такие гнезда вы наверняка обнаружите. Не перепутайте их с гнездами другого назначения, которые также могут быть выполнены по стандарту RCA.

Теперь возьмите ненужные наушники. Отрежьте от них звукоизлучатели. Приобретите два штекера типа RCA. Зачистите провода, которые шли к звукоизлучателем. Одна из пар состоит из бесцветного (или желтого) и красного (или оранжевого) проводников, а в другой вместо красного или оранжевого провода имеется синий или зеленый. Все бесцветные или желтые провода подключите к кольцевым контактам штекеров, а красные (оранжевые) и синие (зеленые) - к штыревым.

Подключите кабель к плееру и музыкальному центру. На последнем выберите режим под названием AUX или PHONO. Если входов у него несколько, они могут иметь обозначения AUX1, AUX2 и подобные. Осуществляя поиск входа, установите как на плеере, так и на центре небольшую громкость. В дальнейшем установите на плеере такую громкость, чтобы предварительный усилитель центра не перегружался, а затем регулировку осуществляйте со стороны центра.

Чтобы аккумулятор плеера не разряжался, подключите аппарат к специальному блоку питания, эмулирующему USB-порт. Можно также использовать USB-хаб с питанием, который к блоку подключен, а к компьютеру - нет. Помните, что если плеер питается не от аккумулятора, а от батарейки, зарядка последней любым способом не допускается. Использование музыкального центра совместно с плеером не исключает возможности переключения его при необходимости и в другие режимы.

Некоторые начинающие радиолюбители не горят желанием браться за ремонт достаточно сложных электронных устройств, таких как CD или MP3 плееры, компьютеры или музыкальные центры. На самом же деле большинство неисправностей того же музыкального центра достаточно просто устранить, имея минимальные познания в области электроники и небольшой опыт обращения с техникой.

Вам понадобится

  • - паяльник;
  • - припой;
  • - флюс;
  • - наушники;
  • - исправный динамик.

Инструкция

Определите, какой вид неисправности вам предстоит устранить. Охватить все неполадки музыкальных центров достаточно сложно. Наиболее часто приходится иметь дело с отсутствием звука или нарушением его параметров (тембра, усиления сигнала, частотных характеристик).

Начните поиск причины неисправности звука с проверки динамиков (звуковых колонок). Подключите для проверки другую колонку (динамик) с сопротивлением 4-8Ом. Можно использовать работоспособный динамик от старого телевизора или магнитофона. Обычно значение сопротивления нагрузки указывается на задней стенке корпуса устройства рядом с соответствующим разъемом.

Если после подключения исправного динамика звук появился или качество его восстановилось, неисправность следует искать в колонках. В противном случае придется смотреть во внутренних цепях музыкального центра.

Если при воспроизведении слышатся хрипы, а звук то появляется, то пропадает, причину неисправности ищите в нарушении соединения входного разъема и контактных медных дорожек на основной плате проигрывающего устройства. Восстановите пайку в местах, где она нарушена.

Проверьте работу музыкального центра во всех режимах: в режиме приемника, кассетной деки, MP3-проигрывателя. Если нарушение звука проявляется во всех трех случаях, поломка, вероятнее всего, связана с выходным трактом усиления, а именно с усилителем мощности звуковой частоты. Чтобы окончательно в этом убедиться, подключите наушники к разъему “Phone”, не забыв убавить громкость. Отсутствие звука в этом случае указывает на выход из строя указанного усилителя. Замените микросхему усилителя на исправную.

Даже если описанные действия позволили устранить неисправность, осмотрите печатную плату, чтобы выявить плохо пропаянные места, «вспученность» электролитических конденсаторов, потемневшие дорожки и другие дефектные элементы монтажа. Выявленные неисправные элементы замените. Такая профилактика позволит предотвратить более крупные неисправности при дальнейшей эксплуатации музыкального центра.

Программы прошивки периодически выпускаются в отдельности для каждой модели оборудования. Обновление программного обеспечения необходимо в случаях возникновения неисправностей в работе или устаревания предыдущей версии прошивки.

По словам хозяина автомобиля, такой усилитель стоял в машине с незапамятных времен. Усилитель самый обычный - четырехканальный транзисторный усилитель со встроенным преобразователем напряжения. Все казалось бы нормально, но тут эмблема - ЛАДА, неужели собирали в России?

Позже в интернете нашлась документация на AL-100.4.

Номинальная мощность, 4 Ом 50 Вт х 4
Максимальная мощность, 4 Ом 100 Вт х 4
Номинальная мощность в мостовом включении, 4 Ом 100 Вт х 2
Максимальная мощность в мостовом включении, 4 Ом 200 Вт х 2
Рекомендованный номинал предохранителя 20 А х 2
Габариты 290 х 57 х 243 мм
Отношение сигнал/шум > 80 дБ

Действительно, достаточно мощный и хороший усилитель, судя по плате. Сразу бросается в глаза громадный трансформатор - именно он питает всю установку - 4 усилителя с мощностью в 100 ватт каждый. Мускулы - мощные полевые ключи (именно они и сгорели в этом усилителе, но об этом в следующий раз).

Дроссель по питанию намотан на кольце от порошкового железа. Состоит из 7-и витков, намотан сразу 5-ю жилами провода 0,8мм. Мощный диод от переплюсовки питания.

Генератор построен на традиционной микросхеме TL494 с дополнительными драйверами для усиления сигнала микросхемы, Интересно то, что тут использованы 2 драйвера (4 пары маломощных транзисторов). Далее уже мощные полевые ключи серии 50N06. Это достаточно мощная серия полевых транзисторов, в схеме их 4, по два транзистора на плечо.

Мощность преобразователя более 400 ватт, это на глаз. Сам трансформатор достаточно мощный, который имеет две вторичные обмотки. Напряжение выпрямляется при помощи мощных (диодов шоттки (диодные сборки). Дальше сглаживающие конденсаторы по 2200 мкФ 35 Вольт на плечо. Каждая из вторичных обмоток питает два усилителя.

На вид, усилитель AL-100.4 честно отдает свои 4х100 ватт, поскольку и мощность усилителей и преобразователь напряжения вполне позволяют этого. Далее мы рассмотрим причину неисправности и ремонт такого усилителя и еще несколько интересных фактов.

Продолжаем тему про автоусилитель ЛАДА АЛ 100.4. Преобразователь с усилителями мощности смонтированы на одной плате. ФНЧ суммматор и темброблок на отдельной. На плате можем увидеть 4 полностью идентичных усилителя мощности. Каждый усилитель развивает максимальную мощность порядка 100 ватт.

Выходные каскады построены на мощных биполярных транзисторах NPN- 2SD718(8A,120V,80W) и PNP- 2SB688(8A,120V,80W). Это достаточно известная комплиментарная пара, которая нашла широкое применение в высококачественных транзисторных усилителях. Каждый из усилителей имеет один выходной каскад и питается от двухполярного напряжения +/-30 Вольт, так, что 100 ватт для каждого усилителя не проблема.

Также усилители можно включить по мостовой схеме, таким образом повысив выходную мощность до 200 ватт на канал. Но в таком случае усилитель будет работать в стереофоническом режиме. Причина неисправности такого усилителя была в преобразователе напряжения.

Вообще, почти во всех автомобильных усилителях повышенной мощности (с применением ПН) встречается такая проблема. Конечно, усилитель защищен предохранителем, их целых два, но прибор, защищенный предохранителем, сгорает первым, защитив предохранитель - это не философское выражение, а чистая правда. По словам хозяина, усилитель вышел из строя после того, как он случайно перепутал полярность подключения питания. Как не странно, ни предохранитель, ни встроенная защита и даже защитный диод от переплюсовки не спасли усилитель...

Сразу вылетели силовые ключи, а их в схеме целых 4 штуки. Тут использованы достаточно мощные полевики серии 50N06, по сути, они являются почти полными аналогами IRFZ44, так, что можно заменять, но заранее проверив схему. Проверить схему на работоспособность достаточно просто. Нужно подключить питание и проверить генерацию прямоугольных импульсов на на 9 и 10 выводе микросхемы. Если генерация есть, то смело можно заменить их. В моем случае были использованы транзисторы IRFZ44. Усилитель заработал как новенький!

Этим ремонт УНЧ завершен. Имейте ввиду, прежде, чем включать какое-то электронное устройство в машине (автомагнитола или усилитель мощности) обратите строгое внимание на полярность подключения, не надейтесь, что защиты могут спасти, практика показывает, что во время реальных угроз, ни одна из них не работает, потом уже придется платить немалые деньги для ремонта дорогостоящей аппаратуры.

Вакуумный усилитель - это устройство, которое применяется в тормозной системе практически каждого автомобиля. С его помощью создается усилие на педаль тормоза, что происходит благодаря разряжению. За счет использования такого прибора улучшается работа тормозной системы, поэтому усталость водителя во время пути значительно уменьшается.

Конструкция усилителя

Довольно часто вакуумные приборы выходят из строя. Чтобы ремонт усилителя закончился успешно, перед началом работы следует ознакомиться с конструкцией устройства. А состоит оно из таких частей:

Признаки неисправности

Ремонт усилителей может быть начат только после того как будут выявлены все признаки их неисправности. Как правило, наиболее часто встречающейся неполадкой в системе устройства является частичная или полная неспособность создания вакуума. Скорее всего, это происходит из-за повреждения диафрагмы, в результате чего в вакуумную камеру попадает небольшое количество воздуха. Также такая проблема может возникнуть из-за обрыва в цепи или разгерметизации в местах соединения шлангов. Кроме того, подобные неисправности могут стать следствием утери эластичности клапаном. В любом случае для выявления неполадок следует проводить специальные тесты.

Как выявить неисправность?

Нахождение тех или иных неисправностей в вакуумном усилителе происходит путем проведения специальных тестов. Рассмотрим некоторые из них:


Технология ремонта

Чтобы выполнить ремонт необходимо ознакомиться с этапами работы. В этом может помочь инструкция, приведенная ниже:

  • Тщательно прочитать всю информацию, которая имеется в инструкции по эксплуатации. Ремонт усилителя будет выполнен без лишних проблем.
  • В салоне автомобиля следует отцепить тягу привода устройства, соединенную с педалью тормоза. Она располагается под рулевым валом.
  • Под капотом необходимо демонтировать ГТЦ.
  • Отсоединить вакуумный шланг от обратного клапана.
  • Выполнить ремонт усилителя или его полную замену (это зависит от вида неисправности).

Если в ходе работы возникли какие-то вопросы, то лучше обратиться за помощью к профессионалу, который подскажет, что к чему. Самостоятельно продолжать работу в таком случае не рекомендуется.