Как укоротить цепь на велосипеде: практические рекомендации. Как правильно снимается цепь с велосипеда Как снять замок цепи без приспособления

Иногда бывают случаи, когда просто необходимо снять велосипедную цепь. Это, например, если она растянулась и Вам нужно демонтировать одно или несколько звеньев. Или Вы просто ее решили хорошенько очистить от грязи (чем мы сегодня и займемся). И это не сложно, если у нее есть специальный съемный замок цепи, но вот что делать с цепью, у которой его нет? Сегодня мы рассмотрим, как снять цепь на примере.

Составные элементы цепи

Прежде чем мы поговорим о том, как снять цепь, необходимо, чтобы Вы понимали, о чем идет речь. Для этого, ниже, мы приведем поясняющую картинку с составными элементами.

Очищаем цепь перед снятием

Ставим цепь на средние звезды (например, 2 — 5). Берем старую грязную тряпку. Обматываем цепь и вращаем педали назад. Добиться идеальной очистки не удастся, ведь часть масла и грязи находятся на звездах и при вращении она опять налипает на цепь. Поэтому прекращаем вращать педали, и очищаем небольшой промежуток (10-20 см) между звездами. На этом участке мы и будем разъединять велосипедную цепь.


Выдавливаем пин выжимкой

Я использую самую дешевую выжимку цепи (цена около 4$) и она прекрасно справляется со своими задачами.

Вставляем звено в пазы (как на картинке), поджимаем зажимным болтом (у него в середине есть подпружиненный стержень, куда и вылезет пин) и выдавливаем пин. Следует действовать аккуратно, чтобы выжимной стержень попал четко в пин. Не стоит спешить и в случае неудачи, следует поправить цепь и повторить процедуру.

После того как Вы все правильно выставили начинаем аккуратно вращать ручку по часовой стрелке. Если Вам не нужно демонтировать звено, а требуется просто разъединить цепь, то пин следует выдавливать не полностью. Изначально будет тугой ход, затем чуть легче, а под конец снова тугой. Вот на последнем этапе следует замедлиться и действовать аккуратно, чтобы не выдавить пин полностью (вставить назад будет проблематично). Вы смело можете снять выжимку и посмотреть, сколько еще требуется вращать ручку.

После этого разъединяем цепь (следует помнить, что цепь под натяжением, и чтобы она не улетела, и не поцарапала вам перья велосипеда, следует ее удерживать).

Чистка цепи, передних и задних звезд

После того как Вы сняли цепь ее смело можно придавать различным водным процедурам. Если используется мыльный раствор (сюда так же относятся и другие моющие/чистящие средства) после очистки ее хорошенько следует промыть чистой водой. По завершению стадии очистки отправляем ее на сушку. С чисткой звезд особых проблем тоже нет. Обращаем внимание на следующее, если у Вашего велосипеда дисковые тормоза, то диск предварительно необходимо снять с колеса, чтобы при очистке кассеты на него не летели масло и грязь (если этого не сделать, то придется еще вдобавок обезжиривать тормозной диск). Промываем все чистой водой и ждем, пока не высохнет.

Ставим цепь обратно

Продеваем цепь между роликами заднего переключателя и не забываем про рамку переднего. На картинке мы покажем, как должна находиться велосипедная цепь.

Вставляем звенья друг в друга (если на этапе разъединения все было сделано правильно, то цепь должна держаться).

После этого осматриваем место соединения. Пин должен равномерно выходить с обеих сторон цепи. Проверяем звено, оно должно двигаться без каких либо усилий (как и все остальные). После этого остается только смазать цепь и наслаждаться от езды на велосипеде.

Заключение

В данной статье Вы в полной мере узнали, как снять цепь велосипеда, у которой отсутствует замок. Выполнив все операции, Вы смело можете демонтировать цепь, не опасаясь неправильных действий.

У того, кто уже менял цепь на горном велосипеде наверняка мелькнула мысль: а нельзя ее делать по-долговечнее? Как были на советских велосипедах. И действительно, на первый взгляд цепь на них не знала износа, а на МТБ хватает на год (кто редко катается, тот юзает ее конечно дольше). В этой статье мы расскажем почему так обстоят дела, а также как определить износ цепи, как ее поменять и как выбрать новую.

Во-первых почему на велосипедах используется цепь , а не ременной или карданный привод? Вообще используется (см. картинку), существуют даже более необычные решения, но это не тема данной статьи. Минусы цепного привода очевидны: достаточно быстрый износ и необходимость в частой . Но цепь используется потому, что это достаточно прочный и жесткий тип привода, обладающий малыми механическими потерями. И что самое главное – достаточно просто организовать переключение передач.

Почему на советских велосипедах цепь служила дольше? Большинство советских велосипедов были односкоростные, и цепь всегда находилась в параллельной плоскости со звездами. А чем больше изгиб цепи относительно параллели, тем больше ее износ. У горного велосипеда на каждую из звезд системы приходится от 3 до 5 звезд кассеты! Система обычно имеет 2 или 3 звезды, а кассета до 10 звезд, поэтому перекосы неизбежны.

Но были и советские велосипеды со скоростями и цепи на них служили дольше. Почему же так происходило? А вы вспомните как они переключали скорости. Для переключения надо было сдвинуть цепь немного дальше звезды, а затем вернуть назад. А как переключается сейчас – щелчек и цепь четко встала куда надо, не говоря уже и возможности сброса по 3-4 скорости сразу (естественно при правильной ). Для такой четкой работы современных индексных переключателей пришлось пожертвовать высотой зубцов звезд. На советских они были такой же высоты как и звенья цепи, а на маунтинбайках они еле дотягивают до ее середины. Отсюда и максимальное растяжение (к которому мы вернемся ниже) цепи, при котором она начитает проскакивать по зубцам звезд: для советских велосипедов составляет 6-8 мм на 24 звена, а для МТБ начиная от 3 мм уже ездить невозможно.

Современные цепи прочнее и надежнее, но из-за всего перечисленного выше, а также того, в какой грязи порой приходится работать цепи горного велосипеда, их срок службы ниже чем у советских велосипедов.

Что собой представляется современная цепь? Это однорядная роликовая цепь с шагом 12,7 мм, каждое звено состоит из двух пластин, звенья соединяются между собой пинами с роликом (см. картинку). В зависимости от количества звезд в кассете, цепь может быть разной ширины. Соответственно когда встанет вопрос о замене цепи, выбирать нужно цепь под установленную на горном велосипеде кассету. Наиболее известные производители цепей , SRAM и KMC. Все они взаимозаменяемы, т.е. если у байка, к примеру, кассета Shimano, то не обязательно ставить цепь этого же производителя. Нужно только, как уже говорилось, для кассеты 7-8 звезд, брать цепь под 8 передач, для кассеты на 9 звезд – цепь под 9 передач и для 10 – 10. Что касается качества цепей, то у каждого производителя есть цепи как высокого, так и низкого уровня. Но по грубым прикидкам среди цепей низкого и среднего ценового диапазона лучшие Sram, а хуже всего KMC, высокого уровня цепи всех производителей отличного качества.

Чтобы вам было проще выбрать новую цепь , приводим маркировку цепей (на 2011 год) каждого из упомянутых производителей. Для каждой фирмы и под каждую кассету перечисление идет от более простых, к более совершенным. Практически у всех фирм качество цепи заложено в 2-х последних цифрах в названии: чем это число больше, тем цепь лучше (и соответственно дороже). Цепи KMC к тому же имеют цветовые отличия: нижнего и среднего уровня серые и серебристые цвета, а высокого (серия X) – золотой цвет (кроме цепи X8 на 8 передач).

Цепи Shimano
на 7-8 передач: CN-HG40, CN-HG50, CN-IG70, CN-HG70, CN-HG91
(есть еще цепи серии CN-UG** – но они совсем низкого качества)
на 9 передач: CN-HG53, CN-HG73, CN-HG93 и CN-7701
на 10 передач: CN-HG74, CN-HG94 CN-5600, CN-5701, CN-6600, CN-6701, CN-7901 и CN-M980

Цепи SRAM
на 7-8 передач: PC-830, PC-850, PC-870 и PC-890
на 9 передач: PC-951, PC-971, PC-991 Cross step и PC-991 Hollow pin
на 10 передач: PC-1031, PC-1051, PC-1071, PC-1091 и PC-1091R

Цепи KMC
на 7 передач: Z50, Z51, Z51RB
на 8 передач: Z72, Z82, Z92, Z7, Z8, Z8RB, Z92RB и X8
на 9 передач: Z99RB, Z99, X9, X9L и X9SL
на 10 передач: X10, X10L, X10EL и X10SL
на 11 передач: X11L, X11SL

Зачем нужно уметь определять износ цепи ? Цепь изнашивается равномерно на всем протяжении своей службы, но ее ресурс примерно в 3 меньше ресурса кассеты (блока звезд на заднем колесе). И если цепь изношена сильно, то она быстро «убъет» кассету, а возможно еще и 1 или все звезды системы. И тогда придется менять их все и соответственно сильно потратиться. Чтобы этого не допустить нужно не пропускать время

Определять ресурс цепи по километражу (который можно посмотреть на ) – неправильно, т.к. одна покатушка по бродам и грязям, равносильна в несколько раз большему пробегу по асфальту. Есть и другие факторы сокращающие ресурс цепи. Поэтому используется более точный способ – измерение длины 24 звеньев цепи (расстояние L на рисунке). У новой цепи это расстояние составляет ровно 12 дюмов (304,8 мм). Мерить нужно немного натянутую цепь и лучше использовать не линейку, а более точный инструмент – штангенциркуль спецкалибра. По результатам измерений можно сделать одно из следующих заключений:


Теперь о том как снять и поставить цепь. Сейчас почти на всех цепях есть специальное соединительное звено. Для цепей Shimano раньше нужно было покупать его отдельно, да и сейчас только некоторые их цепи укомплектованы им. Если его нет, то для установки цепи потребуется специальный инструмент – выжимка. Вообще он по-любому понадобится при установки новой цепи, которую надо будет укоротить до того же количества звеньев, сколько было у старой. При помощи выжимки один из пинов (см. картинку выше) выпресовывается из цепи – таким образом цепь разъединяется. Для соединения впрессовывается новый усиленный соединительный пин reinforced pin (идут в комплекте с новыми цепями Shimano). Но при следующем снятии цепи выпресовывать нужно обычный пин! Reinforced pin немного расширяет отверстие в звене цепи, и при его выпресовке цепь цепь будет ослаблена в этом месте (возможен разрыв). Есть мнение, что лучше вообще не использовать reinforced pin, а впрессовывать обычный пин, который был вынут. Или использовать соединительное звено и все будет намного проще.

Поделились

За свою жизнь я сталкивался с 3-мя видами велосипедных замков. Сегодня расскажу, как легко поставить и снять цепной замок в любом его виде.

Вид 1: Цепной замок с двумя пинами

Давно уже не встречались мне такие замки, но их по-прежнему используют для односкоростных цепей и на старых советских велосипедах. Например, замок KMC MissingLink 1 sp Z410-SO.

Конструкция

Конструкция их предельно проста — есть щечка, на которой расположены 2 пина. Они просовываются в отверстия в звеньях цепи и прижимаются шайбой с двумя отверстиями. Все фиксируется стопорной щечкой.

Как установить замок цепи с двумя пинами

Чтобы закрыть данный замок, необходимо упереться пасатижами в пин и в щечку замка со стороны, где нет разреза. Давим пасатижами, и замок установлен. Если нет пасатижей, используем отвертку. Упираемся отверткой в край щечки, где нет разреза, и жмем, пока замок не закроется.

Как разомкнуть замок цепи с двумя пинами на одной стороне

Эти замки открыть проще всего. Достаточно пасатижами схватить пин и стопорную щечку со стороны разреза, немного надавить — и замок открыт. Если нет пасатижей, можно использовать отвертку. Упираемся отверткой в край щечки со стороны разреза и жмем, пока замок не откроется.

Видео по установке и снятию замка:

Вид 2: Замок цепи с 2-мя симметричными частями

Самый распространенный и удобный вид замков. Устанавливаются практически на всех современных многоскоростных велосипедных цепях. С этими замками часто случаются сложности при снятии. Когда я снимал такой замок руками в первый раз, то разбил руки в кровь, но замок так и остался на месте. Чаще всего встречается на цепях KMC, Sram, FSA. Что удивительно, Shimano такие замки не использует. Используются практически под любое количество скоростей от 1 до 11.

Как установить замок цепи с 2-мя симметричными частями

Поставить замок очень просто. Его не нужно защелкивать, так как мы это сделаем как только надавим первый раз на педаль. Но можете попробовать потянуть цепь в разные стороны, чтобы услышать щелчок замка. Главное, убедиться, что все части замка вошли друг в друга.

Как снять замок цепи с 2-мя симметричными частями

Чтобы снять симметричный замок, вам потребуются обычные плоскогубцы. Загибаем цепь так, чтобы она напоминала букву «П», где вершина буквы и есть наш замок. В этом положении нам нужно надавить на замок плоскогубцами наискосок (по диагонали), чтобы сдвинуть две части замка (прижимать плоскогубцами со сторон, где из щечки выходит пин). Метод работает идеально! И руки целы, и времени занимает 15 секунд.

Подробнее смотрите на видео:

Есть еще способ снятия с помощью рук 🙂 , веревки или тросика — это когда пины обматывают веревкой и потом стягивают, но обычно «тугие» замки такими способами не открываются.

Вид 3: Цепной замок с подпружиненной щёчкой

Один из самых сложных в установке и снятии замков, проблем доставляет массу. Данный замок встречается преимущественно на цепях Shimano в следующих моделях: HG91, CN-HG70, CN-HG50, CN-UG51, CN-HG40, CN-UG51, а также такие замки есть и у KMC Z610RB.

Конструкция

Замок состоит из двух частей. Первая часть — это два пина, находящиеся на одной щечке, и еще одна щечка (планка) с отверстием по середине, которая удерживает звенья цепи от размыкания.

Как установить замок цепи с подпружиненной щёчкой

После того как мы соединяем цепь первой частью замка с двумя пинами, мы должны закрепить планку. В планке имеется отверстие, куда можно просунуть один из пинов. Просовываем 1-й пин и смещаем планку отверстием ко 2-му пину. Далее нам необходимо подогнуть цепь двумя руками так, чтобы пин зашел в отверстие под пин в планке. Как только пин войдет в отверстие, нужно будет немного выгнуть цепь в обратную сторону, чтобы пин встал в сове рабочее положение. Я в начале боялся гнуть, думал, сломаю, но все получилось!

Более подробно можно увидеть на видео:

Как снять замок с подпружиненной щёчкой

Это самый трудный этап, голыми руками это сделать не всегда получается. Нам для снятия замка потребуется отвертка. Как и в случае установки нужно согнуть цепь, чтобы пин подошел к месту на планке, где он может выйти, но без отвертки этого не происходит. Нужно помочь пину освободиться от планки, поэтому в одной из рук нужно удерживать отвертку и сгибать цепь, надавливая на пин отверткой в момент его подхода к расширению в планке. Как только пин выйдет, вы услышите щелчок — это значит, что все у вас получилось правильно.

Данные замки не предполагают повторное использование, обычно после снятия они гнутся. Но всегда можно попробовать выгнуть обратно и поставить замок еще раз, если другого замка под рукой нет.

Вид 3.1: Подпружиненная щёчка с двумя отверстиями

Есть еще одна разновидность замка с подпружиненной щёчкой. Это когда сама щечка имеет не одно отверстие, а два, но принцип установки и снятия не отличается от вида 3.

Как открывается и закрывается замок данного типа, можно посмотреть ниже:

Важно отметить то, что в зависимости от количества звезд на вашей кассете или трещотке меняется ширина цепи, а, соотвественно, и сам замок. Поэтому нужно обращать внимание при покупке замка, чтобы он был одинаковой ширины с цепью.

(Visited 15 369 times, 27 visits today)

Чтобы эффективно передавать крутящий момент с педалей на заднюю ось велосипеда, цепь должна быть натянута без провисаний и перекосов. Если из-за износа или изменения конструкции байка она стала болтаться, прокручиваться и спадать со звездочек, даже если вы постоянно за ней ухаживали, и очищая, добиться хорошего натяжения можно, удалив несколько лишних звеньев. Для этого не обязательно обращаться в сервис, так как укоротить цепь на велосипеде можно своими руками в домашних условиях.

Инструменты для укорачивания цепи

Для того, чтобы разомкнуть звенья, нужно подготовить специальный инструмент - выжимку. Она объединяет в себе упор, не дающий пластинам звеньев прогибаться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина), и винт, который его выдавливает.

В магазинах спортинвентаря можно найти профессиональный инструмент, предназначенный для веломастерских и изготовленный из прочных сортов стали. Его можно использовать очень долго, перебирая трансмиссию хоть ежедневно, и он не сломается. Однако для того, чтобы укоротить велосипеда в домашних условиях, достаточно более простого варианта выжимки - встроенного в дешевые мультитулы. Надежность этого инструмента ниже, чем у профессиональных моделей, но для персонального применения такая выжимка вполне подойдет.

Важно! Кроме инструмента, следует подготовить ветошь и керосин или жидкость WD-40, чтобы очистить систему переключения передач перед работой.

Пошаговая инструкция

Отвечая на вопрос «как укоротить цепь на велосипеде», стоит помнить, что все действия выполняются в следующем порядке.


Самое сложное в этой работе - сделать так, чтобы отверстия совпали, и пин свободно вошел на свое место. При этом после проведенных работ нужно будет также настроить и переключатели скоростей.

Еще одна сложность - определить необходимую длину цепи . Для этого нужно переключить передачу на велосипеде таким образом, чтобы и спереди, и сзади цепь легла на самую большую звездочку. После этого звенья размыкаются, и деталь стягивается до упора. На ней следует сделать отметку, добавив пару звеньев для того, чтобы трансмиссия не перенапрягалась.

Как укоротить цепь без выжимки?

Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка - например, кирпич.


Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.

Видео

При наличии выжимки с работой справится и ребенок; без инструмента же гораздо сложнее укоротить цепь на велосипеде - видео, показывающее этот процесс во всех подробностях, поможет разобраться.

В процессе эксплуатации велосипеда может возникнуть ситуация, при которой необходимо снять цепь с рамы велосипеда. Причин может быть несколько: замена цепи вследствие её износа, необходимость снять цепь для её полной чистки, работы по увеличению числа звеньев (наращиванию цепи) или уменьшению числа звеньев, разрыв цепи в процессе эксплуатации. Как Вы можете сами убедиться, без разъединения одного из звеньев цепи снять её с велосипедной рамы не получится - значит, придется разъединять.

Цепи разных производителей отличаются по типу соединения звеньев. Например, некоторые цепи Shimano не имеют соединительных звеньев, а некоторые в комплекте продажи имеют специальный соединительный штифт (пин) для облегчения первой установки цепи на велосипед. Существуют также цепи со специальными замковыми звеньями. Такое замковое звено обычно выделяют на цепи цветом. Его можно легко разъединить и снова соединить без применения специальных инструментов.

Снятие цепи с замком

Разъединить замок на велосипедной цепи очень просто. Для этого необходимо взять звено-замок в руки и сдвинуть его штифты (пины) руками или пассатижами друг к другу. После этого две половинки звена-замка должны отделиться друг от друга, причем каждая останется со своим пином.

Для того, чтобы разъединить цепь, необходимо при помощи выжимки выпрессовать один из пинов. При этом следует обратить внимание, что нельзя выпрессовывать соединительный пин, который имеется в некоторых цепях. Дело в том, что этот пин немного толще остальных и подвержен большему износу. Его вторичное использование резко увеличивает риск поломки цепи. Соединительный пин отличается от остальных - поэтому различить его достаточно просто.

Итак, когда пин для выжимки выбран, необходимо установить выжимку на цепь. На многих выжимках сделано два посадочных места для цепи. Цепь следует укладывать ближе к регулировочному винту, иначе можно безнадежно повредить её звенья или саму выжимку. Второе посадочное место для цепи при её разъединении не участвует. Чтобы понять, как вставлять цепь, лучше всего, чтобы выжимка находилась в состоянии, как на изображении ниже:

Далее необходимо зажать регулировочный винт и завернуть винт выжимки до момента, когда выжимка будет держаться на цепи. Стоит проверить, что регулировочный винт не дает гнуться звену, а острие выжимки давит точно на пин, а не на звено. При этом не должно быть перекосов или каких-то странных положений цепи в выжимке.


Цепь зафиксирована в выжимке.

После того, как Вы удостоверились, что все установлено правильно, можно начинать вращать винт выжимки. При этом он может вращаться с приличным усилием. Вращать стоит не быстро, так как, если Вы хотите впоследствии снова соединить звено в этом месте, то необходимо, чтобы пин не вышел из внешней части звена, иначе поставить его обратно будет очень сложно. Если Вы делаете эту процедуру первый раз, не поленитесь, вращайте медленно, часто вынимайте цепь и проверяйте насколько уже вышел пин.

Если все сделано правильно, то цепь будет разъединена. Помните, что если вы часто разъединяете-соединяете цепь, то лучше всего выжимать разные пины. После каждой выжимке пина, надежность этого узла уменьшается.