Как устроен бобслей. Каким образом управляет пилот бобом в бобслее Бобслей торможение

Бобслей на Олимпиаде-2014

Бобслей — скоростной спуск на кузовных управляемых санях (бобах) по желобу с искусственным льдом. Один заезд занимает около минуты, за это время бобы разгоняются до 140 км/ч, что делает бобслей самым скоростным видом спорта в программе зимних Олимпиад. Неофициально бобслей называют зимней "Формулой-1". Существуют две разновидности бобов — двухместные и четырехместные. Задача экипажа на старте — как можно сильнее растолкать сани. Далее бобом управляет один человек — пилот, который должен выбрать оптимальную траекторию прохождения виражей и как можно быстрее привести боб к финишу.

Олимпийская история бобслея началась на дебютных зимних Олимпийских играх в Шамони-1924, где были разыграны медали в соревнованиях бобов-четверок. С тех пор бобслей был неизменным участником зимних Игр, за исключением Скво-Вэлли-1960, когда организаторам разрешили не строить санно-бобслейную трассу, чтобы избежать дополнительных расходов.

Олимпийские чемпионы-2010

Мужчины . Двойки — Андре Ланге/Кевин Куске (Германия).

Четверки — Стивен Холкомб/Стивен Меслер/Курт Томашевич/Джастин Олсен (США).

Женщины — Кайли Хамфриз/Хизер Мойз (Канада).

Чемпионы мира-2013

Мужчины . Двойки — Франческо Фридрих/Яннис Беккер (Германия).

Четверки — Максимилиан Арндт/Марко Хюбенбекер/Александр Редигер/Мартин Путце (Германия).

Женщины — Кайли Хамфриз/Челси Валуа (Канада).

Дебют вида спорта на зимней Олимпиаде

Мужчины: Шамони-1924

Женщины: Солт-Лейк-Сити-2002

Факты о бобслее в Сочи-2014

Комплектов медалей — 3 (2 — мужчины, 1 — женщины)

Участники — 130 мужчин и 40 женщин

Место проведения — санно-бобслейная трасса (Sanki) в Красной поляне

Кандидаты в сборную России

Пилоты

Дмитрий Абрамович, Алексей Горлачев, Никита Захаров, Александр Зубков, Александр Касьянов, Алексей Стульнев

Ольга Стульнева, Анастасия Тамбовцева, Виктория Токовая

Разгоняющие

Кирилл Антюх, Максим Белугин, Сергей Булыгин, Алексей Воевода, Филипп Егоров, Алексей Киреев, Максим Мелешкин, Петр Моисеев, Денис Моисейченков, Максим Мокроусов, Алексей Негодайло, Сергей Прудников, Юрий Селихов, Дмитрий Степушкин, Дмитрий Труненков, Николай Хренков, Ильвир Хузин, Андрей Юрков

Яна Виноходова, Маргарита Исмайлова, Наталья Калашник, Надежда Палеева, Александра Пахмутова, Анна Пахмутова, Евгения Соловьева, Юлия Тимофеева, Людмила Удобкина

Иностранные звезды

Стивен Холкомб (США), Максимилиан Арндт (Германия), Франческо Фридрих (Германия), Беат Хефти (Швейцария), Кайли Хамфриз (Канада)

Формат и правила олимпийских стартов

В олимпийских заездах спортсмены принимают участие исходя из квалификационной квоты на 20 января 2014 года. Гонки на Олимпийских играх состоят из четырех заездов и проводятся в два соревновательных дня (по два заезда в день). Победителем становится пилот или экипаж, чье суммарное время (по всем 4 заездам) минимально. Если два экипажа финишировали с одинаковым временем, они получают одинаковые награды.

Порядок старта в первом заезде определяется рейтингом Кубка мира — фавориты выходят на свежезалитую трассу первыми. По итогам первой попытки участники разделяются на две группы. Первые 15 участников стартуют в обратном порядке — от 15-го места к первому. Во второй группе самые быстрые начинают первыми. Третий заезд открывают лидеры по сумме двух попыток. В четвертом спуске порядок старта — такой же, как и во втором с той лишь разницей, что здесь учитывается сумма трех заездов.

Современный бобслей требует применения самых передовых технологий. Кузов боба изготавливается из высокопрочных материалов и устанавливается на шасси, основными узлами которого являются поворотный передний и неподвижный задний мосты, опирающиеся на коньковые полозья. Между передним и задним мостами находится тормоз в виде гребенки. При конструировании бобов существует много нюансов и хитростей, а команды тщательно оберегают свои секреты от конкурентов. Перед каждым стартом судьи также измеряют температуру полозьев: подогревать их ради уменьшения трения о лед запрещено.

Существуют двухместные и четырехместные бобы. Пилот управляет бобом с помощью колец, которые привязаны канатами к рулевому механизму. Специальные высокотехнологичные пластиковые шлемы спортсмены надевают для предотвращения травм головы. Особые ботинки для бобслея сделаны из синтетического материала и имеют шипы на подошвах для увеличения тяги во время стартового разгона.

Двухместный боб с экипажем не должны превышать 390 кг для мужчин и 340 кг для женщин. Бобы-четверки с экипажем не должны превышать 630 кг. Двухместные бобы без экипажа должны весить не менее 170 кг. Бобы-четверки без экипажа должны весить не менее 210 кг. Перед стартом производится замер температуры полозьев, которая должна соответствовать определенным стандартам.

На разгоне задействован весь экипаж (два или четыре человека). Задача спортсменов как можно быстрее растолкать боб, так как преимущество даже в 0,1 секунду на старте может значительно увеличиться на финише. Разгоняющие (пушеры) топ-класса преодолевают разгонную эстакаду длиной около 50 метров менее чем за 6 секунд, набирая вместе в бобом скорость до 40 км/ч. Часто на роль толкачей-пушеров приглашают спортсменов, начавших карьеру в других видах спорта — сильных и скоростных легкоатлетов, футболистов, штангистов. Отработав на старте и организованно погрузившись в боб, разгоняющие на протяжении спуска выполняют роль балласта ("мяса" — на жаргоне бобслеистов).

При помощи движений руля пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают свой вес на поворотах. Спортсмен, сидящий последним, также выполняет функции тормозящего (брейкмена) и может остановить боб в случае необходимости. Правила позволяют бобслеистам меняться местами во время спуска, но это случается редко. Иногда, запрыгивая на борт, разгоняющие по ошибке оказываются в бобе спиной вперед — такой спуск тоже не запрещен правилами.

История и реалии бобслея

Как развлечение бобслей появился в конце XIX века в швейцарском Санкт-Морице. По легенде, англичанин Уилсон Смит объединил доской двое саней, чтобы спуститься с горы. В Санкт-Морице впервые был образован бобслейный клуб и разработан свой правил. Первая в мире бобслейная трасса была построена в 1903 году. Как вид спорта бобслей стал развиваться после Первой мировой войны. В 1923 году была образована Международная федерация бобслея и скелетона (FIBT). Бобслей был включен в программу зимних Олимпийских игр в Шамони-1924. В том же году состоялся первый в истории чемпионат мира по этому виду спорта.

Естественные трассы, которые лепили каждый год после наступления холодов, не способствовали соревнованиям по бобслею в более теплые времена года. Технологический прорыв наступил в конце 1960-х годов, когда в немецком городе Кенигзее открыли первую искусственную трассу, что позволило тренироваться и соревноваться на ней вне зависимости от погодных условий.

Бобслей был заметным развлечением для европейской элиты еще в начале XX века, когда им занимались представители многих монархических фамилий Европы. Пожалуй, наиболее знаменитым бобслеистом в мире является князь Монако Альбер II, выступавший (еще в качестве наследного принца) пилотом на пяти Олимпийских играх.

Бобслей — один из самых дорогих зимних видов спорта. Изготовление одного боба обходится в сотни тысяч долларов, проектирование и строительство санно-бобслейной трассы — в десятки миллионов. Для того, чтобы оправдать огромные затраты на эксплуатацию ледяных желобов, их владельцы часто вынуждены устраивать коммерческие спуски для "туристов". При этом у бобслея печальная репутация очень травмоопасной дисциплины. В истории этого вида спорта — десятки случаев гибели или тяжелых травм бобслеистов во время аварий на трассе. Незадолго до Олимпиады-2010 была вынуждена завершить карьеру из-за повреждений, полученных на треке в Германии, спортсменка из молодежной сборной России Ирина Скворцова.

Бобслей в России

Несмотря на то что бобслей является одними из старейших зимних видов спорта, в нашей стране он стал культивироваться относительно недавно — в начале 1980-х годов. Одновременно с созданием сборной СССР по бобслею началось его развитие в спортивных обществах. Научный подход к освоению нового, крайне технологичного вида спорта, позволил советским спортсменам добиться серьезных результатов. В 1988 году экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова выиграл золото Олимпийских игр в Калгари в двойках.

В новейшей истории России успехи в бобслее пришли к россиянам в начале 2000-х годов. На чемпионате мира по бобслею 2003 года бронзовые награды завоевал экипаж пилота Александра Зубкова. С середины 2000-х годов российские спортсмены прочно вошли в элиту мирового бобслея и неоднократно поднимались на пьедестал почета крупнейших турниров.

Экипаж Зубкова выигрывал медали на двух Олимпийских играх — 2006 и 2010 годов. В 2011 году Зубков в паре с Алексеем Воеводой впервые в истории отечественного бобслея стал чемпионом мира, прервав гегемонию европейских и североамериканских экипажей.

"Мы, конечно, можем заявить, что по плану хотим выиграть столько-то золотых, серебряных и бронзовых медалей, но это было бы неправильно. Команда настроена серьезно. Для нее созданы все условия. В сборной хорошая атмосфера и микроклимат — это важный фактор. Понятно, что наши конкуренты тоже не стоят на месте, поэтому победит сильнейший. Никто не отменял и фактор везения. Надеемся, что удача будет нам сопутствовать".

Георгий БЕДЖАМОВ, президент Федерации бобслея и скелетона России

Календарь Игр-2014

Пять секунд разгона



Российские спортсмены Дмитрий Абрамович, Алексей Пушкарев, Дмитрий Степушкин и Алексей Воевода в заезде четырехместных экипажей на чемпионате мира по бобслею и скелетону в швейцарском Санкт-Морице.


Алексей Воевода, разгоняющий российской команды по бобслею: «Этап разгона ­- один из самых важных в бобслее. Хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение».

Несколько лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Коллегам с телевидения нужно было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по трассе, и я вызвался помочь «подержать камеру». И вот я сижу на бетонном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, туда, откуда слышится быстро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного снаряда.

Сидящий рядом начальник эксплуатации трассы протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стены ледяного желоба. И вовремя: через несколько секунд всего в метре от нас на сумасшедшей скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но только идущий по вертикальной стене.

Снаряд

Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение дает возможность бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной является вся передняя часть. Пилот управляет с помощью рулевых тяг, причем это нужно делать очень точно и плавно — иначе есть риск потерять управление.

Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различной развесовки боба или положения центра тяжести. Имеют значение профиль и геометрия коньков, твердость сплавов, методы закалки и обработки поверхности. Даже такие мелочи, как нагревание коньков во время спуска, могут сыграть свою роль. Это передний край спортивных технологий, и некоторые команды уделяют им огромное внимание: скажем, в немецкой команде научная группа состоит из сорока человек!

Боб — это гравитационный снаряд, так что его масса очень важна — чем тяжелее, тем быстрее он будет на спуске. Однако по регламенту масса боба вместе с командой ограничена 630 кг для «четверок», 340 кг для женских «двоек» и 390 кг для мужских. Но при этом сам боб выгодно делать как можно более легким, наращивая массу именно за счет спортсменов.

Эта «активная масса» позволяет более эффективно управлять бобом во время спуска — спортсмены могут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на трассе и заставляя проходить ее быстрее. В случае необходимости можно использовать небольшой балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но при этом пустой боб не должен весить менее 170 кг — иначе неизбежна дисквалификация.

Бывают и анекдотические случаи. «Когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб накануне старта: 171 кг. Вроде все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта поехали? На следующий день опять выступаем, вроде уже и запас есть, и тут интуиция подсказала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — опять 170,5! В общем, то ли наш боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.

С толкача

Хотя боб движется вниз под действием гравитации, его сначала нужно как следует разогнать. Этап разгона — один из самых важных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение. Разгонная часть длится меньше пяти секунд, и каждая сотая доля секунды играет большую роль. На дистанции 50 м команда должна разогнать боб до скорости около 50 км/ч, да еще и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, потом (в случае «четверки») по очереди «боковики», а последним — задний разгоняющий, или брейкмен, от английского слова brake (тормоз), поскольку именно задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку после пересечения финишной линии, чтобы снизить скорость и остановиться.

Брейкмен должен запрыгнуть в самый последний момент и так, чтобы ни в коем случае не затормозить боб: это приведет к потере выходной скорости. Задача достаточно сложная: бывает, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что приводит к дисквалификации команды). «Четких критериев, когда именно наступает тот самый момент, когда дальше разгонять уже некуда и нужно запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это должна подсказать интуиция в каждом конкретном заезде».

На спуске бобом управляет пилот, но это не значит, что остальная команда — просто пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только автоматически ведет к поражению, но и чреват серьезными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста состоит из шлема и тонкого комбинезона). Причем делать это приходится практически вслепую, подсчитывая повороты (трассу видит только пилот), в тесноте, ориентируясь на собственный опыт и вестибулярный аппарат, и при ускорениях, достигающих 6 g.

Сила и скорость

Существуют виды спорта, где решающую роль играет сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть быстрым и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых видов спорта — борцов и штангистов. Алексей Воевода до начала своей карьеры в бобслее был многократным чемпионом мира и обладателем Кубка мира по армрестлингу.

По его собственным словам, сначала пришлось учиться правильно бегать. Зато сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Впрочем, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, ведь разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Профессиональные спринтеры привыкли быстро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это хорошо для «боковиков».

А задний разгоняющий должен бежать с постоянным ускорением, хотя и на короткую дистанцию. Ему необходимо разогнать боб до очень высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется быстрее, чем знаменитый спринтер Усейн Болт!» К тому же важна не только скорость, но и длина шага: если спортсмены побегут «не в ногу», это тоже может сказаться на эффективности разгона.

Непременный атрибут бобслея — специальные шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями коротких тонких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Несмотря на то что после каждого заезда трассу проверяют и очищают, повреждения льда могут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде. Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — чтобы шипы легче очищались от снега и льда, спортсмены даже обрабатывают их смазкой типа WD40. Идеальная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами.

Для честной борьбы

Ну и конечно, очень многое зависит от бобслейной трассы. Еще несколько лет назад в России их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию или Швейцарию. Сейчас ситуация изменилась — у нас появились две трассы, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодняшний день если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, который считается самым опытным в мире специалистом по строительству санно-бобслейных трасс. В результате она получилась очень безопасной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой эстакадой и ареной для разогрева спортсменов над треком. На этой трассе все будет определяться опытом и мастерством спортсменов — это будет честная, но острая борьба».

Есть разные зимние виды спорта и бобслей считается самым зрелищным среди всех. Это направление включено в перечень многих соревнований и даже в Олимпийские игры. Есть у этого спорта свои правила и нюансы, касающиеся трассы, экипировки и саней.

Что такое бобслей в спорте?

Это спортивное направление подразумевает спуск на большой скорости по ледовой трассе на необычных санях. Зимний вид спорта бобслей представлен на Олимпийских играх. Заниматься им могут как женщина, так и мужчины. Существует Международная федерация бобслея и скелетона (FIBT) – организация, работа которой связана с регулированием бобслея и соревнований.

История возникновения бобслея

Интересен тот факт, что этот вид зимнего спорта появился в Швейцарии, но выдумал его англичанин Уилсон Смит в 1888 году. Изначально идея соединения санок и досок возникла для путешествий из одной коммуны в другую. История бобслея рассказывает о том, что в конце века уже был сформирован клуб для тренировок спортсменов. Здесь были разработаны основные правила нового вида спорта, которые время от времени менялись и дополнялись.

Бобслей – правила

Состязания в этом зимнем виде спорта проводятся согласно определенному ряду правил:

  1. В состязаниях на двухместных бобах могут участвовать и женщины, и мужчины, а в четырехместных санях только представители сильного пола.
  2. Победитель определяется по минимальной сумме двух или четырех спусков.
  3. Правила игры бобслея указывают, что все участники разделяются на юниоров и взрослых.
  4. Сани они же бобы изготавливаются строго в соответствии с правилами, которые выдвигает FIBT. Двухместные модели должны весить не меньше 170 кг, четырехместные – минимум 210 кг.
  5. Обязательным атрибутом спортсмена является шлем, без которого на трассу не допустят. Для лучшего разгона бобслей разрешает надевать участникам обувь с шипами, которые должны быть не больше 1 мм в длину и не шире 4 см.
  6. Перед началом заезда проводят замер температуры полозьев, и отклонение от установленной нормы не должно быть больше 4°С. В противном случае команда дисквалифицируется.
  7. Полный перечень требований прописан в правилах FIBT.

Какая скорость в бобслее?

Этот зимний вид спорта считается экстремальным, поскольку во время спуска спортсмены развивают большие скорости. Максимум, который способен развить четырехместный боб составляет 150-160 км/ч, а для двухместных саней значение немного меньше. Самая большая скорость в бобслее на данный момент зафиксирована на Олимпиаде в Сочи в 2010 году – 149,18 км/ч. Рекорд поставил россиянин Дмитрий Абрамович. Важно заметить, что организаторы соревнований при построении трассы могут ограничивать максимально возможную скорость, например, при помощи спусков переходящих в подъемы.

Сани для бобслея

Спуск по ледяной трассе осуществляется на специальных бобах, состоящих из рамы, которая закрыта углепластиковым обтекателем, и имеет две соединенные шарнирно половинки. Благодаря применению шарнирного соединения санки для бобслея могут преодолевать виражи, прижимаясь при этом к поверхности льда всеми четырьмя коньками. Подвижная передняя пара коньков соединена с рулем, а вторая является неподвижной и она имеет тормоз. Внутри конструкции находятся сиденья.

Соревнования и тренировки бобслей подразумевают правильный выбор коньков, которые есть разных видов. Их подбирают под погоду, температуру, конструкцию и состояние трассы. Не стоит забывать, что боб является гравитационным снарядом, поэтому, чем он тяжелее, тем быстрее будет его скорость во время спуска. Чтобы спортсмен этим не манипулировал, бобслей имеет строго регламентирующие ограничения. В движение боб приходит благодаря толчку, который производят сами спортсмены.


Трасса для бобслея

Спуск осуществляется по специальной трассе – желобу покрытому льдом с основанием, выполненным из железобетона, и с разными по крутизне поворотами и виражами. Что интересно, существует только одна натуральная трасса, расположенная в Санкт-Морице. Основные параметры трассы:

  1. В большинстве случаев длина находится в пределах 1,5-2 тыс. м, но бывают варианты и больше.
  2. Важна не только форма трассы для бобслея, но и количество виражей, которых должно быть минимум 15 с радиусом не меньше 8 м и с перепадом высот от 130 до 150 м.
  3. Кроме этого, в трассе должен быть хотя бы один прямой участок и лабиринт, включающий три поворота, идущих друг за другом без прямого участка.
  4. Трасса для бобслея проектируется так, чтобы после преодоления первых 250 м, спортсмен набирал скорость 80-100 км/ч.

Бобслей – Кубок мира

Этот зимний вид спорта представлен на некоторых соревнованиях:

  1. Кубок мира включает серию международных соревнований, в которых участвуют женские и мужские команды. Этапы проходят в течение всего сезона и часто это период ноябрь-февраль. Соревнуются спортсмена на разных трассах в пяти гонках. В среднем продолжительность этапа – неделя. Впервые бобслей был представлен на Кубке мира в 1984 году. Еще ни один пилот не смог выиграть эти соревнования больше двух раз подряд.
  2. В Чемпионате мира впервые бобслей был представлен в 1930 году. Вначале в этом соревновании участвовали только мужчины на четырехместных санях, а через год уже допустили и спортсменов на двухместных бобах. Женщины стали принимать участие в этом виде соревнований с 2000 года. В 2004 году было решено объединить чемпионаты по бобслею и скелетону.
  3. Бобслей на Олимпийских играх представлен с 1924 года. Изначально женщин не допускали до подобных соревнований, но ситуация изменилась с октября 1999 года. Каждый вид программы по бобслею проводят два дня по два заезда в день. От страны может участвовать не больше двух экипажей в каждом номере программы. Разыгрывается на состязаниях три комплекта наград.

Бобслей – чемпионы

Во время зарождения этого зимнего вида спорта лидерами были англичане, но после их место заняли американцы. После того, как вид спорта бобслей стал профессиональным, то ситуация изменилась. Чемпионами стали становиться спортсмены из Италии, Франции, Швейцарии, Германии и Австрии, то есть те, кто живет в странах, где есть условия для регулярных тренировок. За всю историю бобслея максимальное количество медалей заработали швейцарские спортсмены. На сегодняшний день лидирующие позиции занимают представители России, Америки, Германии и Швейцарии.

Скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах. Бобслей это разновидность санного спорта, которые включен в олимпийскую программу. В бобслее спуск осуществляется на особенных санях-боллидах, которые называются "бобами" по ледяным трассам специально оборудованных для этого. Само название бобслей происходит от английского глагола bob - странно, неловко двигаться и sleigh - сани, кататься на санях.

Родиной бобслея является Швейцария. Здесь в 1888 году английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и использовал их для путешествия из Санкт-Морица в расположенную несколько ниже Челерину. Там же, в Санкт-Морице, в конце XIX в. был организован и первый в мире бобслейный спортивный клуб, где были разработаны основные правила соревнований в этом виде спорта, причем экипаж саней тогда состоял из пяти человек - трех мужчин и двух женщин. В дальнейшем количество членов экипажа бобслейных саней менялось - два, четыре, пять, а иногда и восемь человек.

Первые в мире особые сани - «боб» были сконструированы в 1904 году. Сани изготовлены по стандартному проекту из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев-коньков. Передняя пара - подвижная с рулем. Задняя пара - неподвижная с тормозом. Используют двухместные (двойка) и четырехместные (четверка) бобслеи. Длина двойки не более 2,7 м, масса - не выше 165 кг, а вес экипажа не более 200 кг. Длина четверки не более 3,8 м, масса - не выше 230 кг, а вес экипажа не более 400 кг.

Привлекательность этого вида спорта прежде всего в его динамичности и зрелищности. Боб может развивать скорость в среднем до 135 км/ч и даже выше. Невозможность заранее предсказать победителя делает бобслей чрезвычайно популярным. Зачастую доли секунды разделяют победителей от неудачников. Поэтому бобслей зачастую называют зимней "формулой 1". Скорости здесь просто огромные, и спортсмены испытывают большие перегрузки. Бобслей поистине красивый и захватывающий вид спорта.

Но также бобслей является чрезвычайно опасным и травматичным спортом. Но без этого спорт наверно уже не будет спортом. Скорость, непредсказуемость - это привлекает множество людей. К сожалению в нашей стране нет спортивных баз, на которых бы наши спортсмены могли бы тренироваться, чтобы составить конкуренцию асам-бобслеистам из Германии, США и Канады. Но несмотря на это, наши ребята, в последнее время, все равно среди лидеров бобслея занимают достойное место. Александр Зубков и его разгоняющие, с прошлого года ворвались в элиту мирового бослея, и теперь наша команда всегда в фаворитах.

Бобслей (англ. - bobsleigh - скоростной спуск), скоростной спуск с гор по специально оборудованной ледовой трассе на управляемых санях - бобах. Сани изготовлены из цельнометаллического корпуса обтекаемой формы, закрепленного на двух парах полозьев - коньков: передней - подвижной с рулем и задней - неподвижной с тормозом.

Трасса для бобслея представляет собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Скорость бобслейных саней во время спуска по трассе может достигать 150 км/ч. Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде в 1932 году длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали - 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей. В Лиллехаммере, в 1994 году бобслеисты соревновались на 1365-метровой трассе со 107-метровым перепадом высот и 16 поворотами и виражами.

Международная федерация бобслея и тобоггана (ФИБТ) основана в 1924 и объединяет 56 национальных федераций (2002). В программе Зимних Олимпийских игр с 1924 - соревнования на четырехместных (в 1928 - пятиместных) санях с 1932 (кроме 1960) - на двухместных и четырехместных.

До 2002 соревнования проводились только среди мужчин. Но на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити (2002) женщины приняли участие в заездах двухместных бобов. В каждом номере олимпийской программы страну представляет не более двух экипажей. На Олимпиаде-2010 в Ванкувере экипаж Дмитрия Абрамовича, Россия занял 7 место в двойках и 9 место в четверках. Дмитрий Владимирович Абрамович из Красноярска российский бобслеист, член сборной России по бобслею, трёхкратный чемпион России (2008 и 2009 - двойки и 2009 - четверки), победитель Кубка России (2004 - четверки).

В Любители кататься на саночках: 10 фактов о бобслее

1. Саночный спорт появился в 1884-1888 годах в швейцарских Альпах, где туристы забавлялись катанием на санках с гор наперегонки. Однажды турист из Англии по имени Уилсон Смит связал вместе двое санок и с компаний друзей спустился на этой конструкции с горы. Постепенно забава превратилось в соревнование с правилами и как спортивное состязание распространилось сначала по Европе, а спустя десятилетия стало популярно и по всему миру

2. Сани специальной конструкции, с рулевым управлением, которые были предназначены только для бобслея появились лишь к 1904 году. Эти сани называются "боб". Отсюда и название спорта - бобслей. Кстати, произнося название саней, правильно говорить с ударением на первую гласную "О", например, "Команда мчится на бОбе". Это относится как к единственному числу, так и ко множественному - "Команды соревнуются на бОбах".

Команда бобслеистов из швейцарского города Давос. Ок. 1910 г.

3. Сейчас бобы делают обтекаемой формы и изготавливают из разных материалов: стекловолокна, металла или даже кевлара. Они имеют две пары полозьев, передние из которых подвижны и используются для руления, а задние - неподвижны и оснащены тормозом. Перед каждыми соревнованиями судьи проверяют, чтобы острия полозьев не были смазаны для лучшего скольжения по льду.

4. По современным правилам, в бобслейном спорте мужские команды состоят либо из двух человек (двойка), либо из четырёх (четвёрка). Женские команды - только из двух человек.

Главное требование к 2-местным саням, чтобы они имели длину не более 2,7 м и весили не более 165 кг. Четырёхместные бобы должны быть в длину не более 3,8 м, а по массе не более 230 кг. Команды тоже имеют ограничения по весу. Например, общий вес "двойки" должен быть не более 200 кг, а "четвёрки" - не более 400 кг.

5. Команда-двойка состоит из пилота-рулевого и толкача-тормозящего. В команде-четвёрке роль толкачей выполняют двое бобслеистов, которые садятся в боб между пилотом и тормозящим. Они же во время спуска распределяют весовую нагрузку при прохождении поворотов.

Работа команды выглядит таким образом.

Этап 1. Старт! Команда бобслеистов, держать за выдвижные ручки, начинает разгонять боб. Часы начинают отсчёт времени после того, как передние полозья саней пересекут электронный луч таймера, который находится в 15 метрах от линии старта.

Этап 2. Первым в сани запрыгивает пилот-рулевой.

Этап 3. Затем в боб запрыгивают двое бобслеистов-толкачей.

Этап 4. Прежде чем сани наберут скорость в 25 миль/час (40, км/час), последним в боб запрыгивает тормозящий. В это время выдвижные ручки прячутся в корпусе саней. Протяжённость пути разгона составляет около 50 м.

6. Нередко бывает, что бобслеисты-толкачи приходят в этот спорт из других видов спорта, например из лёгкой атлетики, гандбола или спортивной гимнастики. Это говорит о том, что в бобслее очень важен толчок, разгон.

Функции рулевого заключаются в том, чтобы чётко проходить виражи и повороты, не касаясь стен. Это может привести к потере скорости или даже аварии. Тормозящий же, как очевидно, должен в конце спуска обеспечить остановку боба.

7. Одежда и обувь бобслеистов специально разрабатывается для этого вида спорта. Например, подошва обуви должна иметь шипы, количество которых жёстко регламентируется.

8. Трасса для бобслея представляет собой железобетонный желоб, вся внутренняя поверхность которого покрыта льдом. Чтобы лёд не таял, борта желоба оборудованы холодильными трубами-каналами. Протяжённость трассы, количество виражей и перепады высот не являются постоянными. Минимальная длина бобслейных трасс составляет около 1500-2000 метров, количество виражей - 15 и более, а перепады высот около 130-150 м.

9. Максимальная скорость боба во время спуска может достигать 150-160 км/час. И хотя бобслей нередко называют "Формулой-1 на льду", на бобслеистов действуют нагрузки более чем 5 g - больше, чем на пилотов гоночных болидов.

10. Во время соревнований каждая команда должна совершить четыре зачётных спуска. При этом, даже если во время спуска сани перевернутся, но пересекут линию финиша, спуск считается действительным.

P. S. Этих десяти фактов достаточно, чтобы во время телетрансляций иметь представление о бобслейном спорте.

А пока новогодние праздники не кончились, бегите прочь от телевизоров, захватите пару-другую санок или салазок - и вперёд с любимыми, родными и детьми на ближайшую горку.

Для отдыха осталась всего одна неделя.