Кентавр, Рысь, Страйкер, Моваг - нужны ли колесные танки в российской армии? Цивилизованный способ узнать все.

В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.


В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.

БМ B1 Кентавр

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.


БТР Кентавр

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.


БМ B1 Кентавр

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

"КЕНТАВР" II

В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Кентавр" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Кентавр" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Кентавр" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

БТР "КЕНТАВР"

Опытный БТР был построен в 1996 году. Корпус машины был удлинен еще на 80 мм по сравнению с "Кентавром" II, также увеличилась и колесная база, с 4,5 м до 4,8 м. По эргономическим соображениям корпус сделан выше, высота БТР по крыше корпуса составляет 1,93 м по сравнению с 1,75 м у "Кентавра". Опыт миротворческих операций в Сомали показал необходимость усиления бронезащиты: броня БТР выдерживает попадания 12,7-мм бронебойных пуль в кормовой части и с бортов, а в лобовой - попадания 25-мм снарядов. На демонстрационной машине была установлена двухместная башня ОТО Бреда, вооруженная 20-мм автоматической пушкой и спаренным с не 7,62-мм пулеметом. В ходе испытаний 20-мм пушку заменили на пушку калибра 25 мм. В конфигурации с установленной башней экипаж БТР состоит из трех человек (командир, стрелок, водитель) и еще шесть десантников размещаются в кормовом боевом отделении. Боевая масса БТР - 24 т. Безбашенный БТР на базе "Кентавра" может перевозить 11 человек, включая водителя.

Бронетранспортер на базе "Кентавра" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Кентавра" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

В 1999 году министерство обороны Италии заключило контракт, предусматривающий разработку на базе бронетранспортера командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной машины, самоходного миномета и носителя ПТУР. Итальянская армия планирует закупить 240 машин всех модификаций. Ширина базовой модели, предназначенной для Италии, уменьшена до 3 м.

На противотанковом варианте будет устанавливаться вращающаяся башня ОТО Бреда HITFIST. В башне монтируется 25-мм автоматическая пушка Эрликон Контраверс, спаренный с ней 7,62-мм пулемет и две пусковые установки ПТУР "ТОУ".

Командно-штабная машина имеет увеличенную высоту боевого отделения (общая высота машины по крыше корпуса 2,1м). Вооружение - пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Амбразуры в бортах корпуса и рампе на КШМ отсутствуют.

Вариант самоходного миномета предполагает установку 120-мм гладкоствольного миномета TDA на поворотном основании внутри боевого отделения. Стрельба ведется через большой створчатый люк в крыше корпуса. Для самообороны будет использоваться пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Экипаж самоходного миномета состоит из командира, водителя и четырех человек боевого расчета.

На базе бронеавтомобиля "Кентавр" была создана и проходила испытания 155-мм самоходная установка.

Колесная формула..................................................8х8
Боевая масса, кг...............................................24.800
Длина корпуса, м................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м........................................ 8,56
Ширина, м....................................................... 2,94
Высота корпуса, м............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м........................................ 2,44
Колесная база, м...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м................................................. 2,51
Дорожный просвет, м............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км.......................................... 800
Емкость топливных баков, л....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4

Новость о тестировании итальянского колесного танка "Centauro" и возможной покупки лицензии для его производства - наделала немало шума. Сторонники и противники не скупились на аргументы. Писало о "Кентавре" и в "Безопасном Отечестве". Хотим предложить вашему вниманию действительно взвешенную статью эксперта, рассматривающего не только "Кентавра" - но и другие колесные боевые машины как самостоятельный подкласс военной техники.


Надо сразу констатировать - машин такого класса ни Советская, ни Российская армия никогда не имела. Созданием бронеавтомобилей у нас в стране после Второй мировой не занимались - для большой войны с использованием ядерного оружия, а именно к ней и готовился СССР, они были не нужны. На Западе исповедовали несколько иной подход, так как помимо подготовки к глобальному вооруженному противоборству с возглавляемым Москвой соцлагерем приходилось уделять внимание колониям, заморским территориям и т. д.

Значительное влияние на объемы разработки КБМ оказывал и спрос на них в странах третьего мира, не столь богатых, чтобы закупать в больших количествах основные танки. Ну а спрос, как известно, рождает предложение. За 70 лет за рубежом появилось множество бронеавтомобилей различных классов - от легких до тяжелых. К категории последних и относится «Кентавр». Да, да, «Кентавр» - это бронеавтомобиль или, как классифицируется подобная техника по современной отечественной терминологии, - колесная бронированная машина с тяжелым вооружением. Термина «колесный танк» официально не существует. Впрочем, в итальянской армии «Кентавр» именуется легким истребителем танков.

На фото: КБМ "Страйкер", США

Тактико-технические требования для «Кентавра» были определены в 1984 году. Согласно им планировалось сконструировать мобильную КБМ, оснащенную 105-мм орудием, обладающую высокими динамическими характеристиками, большим запасом хода, повышенной проходимостью по пересеченной местности и компьютеризированной системой управления огнем, унифицированной с СУО основного танка «Ариете».

Производство «Кентавров» для итальянской армии началось в конце 1990 года на заводе фирмы IVECO-Fiat в Больцано и завершилось в 1996-м. В войска поступило 400 машин, в настоящее время осталось 320 (в восьми кавалерийских полках). Статус 80 КБМ этого типа неясен. Еще 84 бронеавтомобиля Рим продал Испании (возможно, 80 из них как раз из наличия итальянской армии) и шесть КБМ - Оману. Причем последние вооружены 120-мм пушками. Таким образом, общее количество выпущенных «Кентавров» составляет либо 410, либо 490 единиц.

Что же представляет собой истребитель танков В1 Centauro?

Корпус машины сварен из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 25-мм снарядов, с кормы и бортов - пуль калибра 14,5 миллиметра. При этом, правда, не сообщается, с каких именно дистанций. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом IVECO МТСА мощностью 520 лошадиных сил. На КБМ использована немецкая автоматическая (пять скоростей вперед, две - назад) коробка передач ZF 5HP-1500.

На фото: КБМ "Руикат" (Рысь), ЮАР

Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В случае необходимости силовой блок может быть заменен в течение 20 минут. Слева от МТО находится отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье регулируется по высоте), который вне боевой обстановки управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех перископических приборов, причем предусмотрена замена среднего из них на бесподсветочный прибор ночного видения.

Трехместная сварная башня смонтирована ближе к корме корпуса. Она изготавливается как единый модуль и поступает на сборку бронеавтомобиля уже полностью готовой к установке на шасси. Командир КБМ сидит слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - за наводчиком. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

105-мм орудие с длиной ствола 52 калибра по внутренней баллистике аналогично 105-мм танковой пушке L7/M68 и снабжено устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным (поглощает до 40% отдачи) дульным тормозом, термозащитным кожухом. Отдача орудия при выстреле - 14 тонн. Гасить ее призвана специальная гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 миллиметров после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105-мм боеприпасами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас - 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (находится от нее с левой стороны). Еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам - 4000 патронов. По бортам башни смонтировано по четыре дымовых гранатомета.

Приводы орудия и башни - электрогидравлические с ручным дублированием. Углы возвышения пушки изменяются от -6º до +15º (несколько меньше, чем на основных боевых танках, из-за низкого профиля башни).

«Кентавр» оснащен СУО Officine Galileo TURMS - такой же, как и на основном боевом танке «Ариете». Главными ее компонентами являются панорамный дневной прицел командира со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, комплект датчиков условий стрельбы, система учета изгиба ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего.

Командирский прицел обладает фиксированным 2,5- и 10-кратным увеличением. Угол качания головного зеркала изменяется от -10º до +60º, угол поворота головки прицела по горизонтали - 360º. Для наблюдения и ведения огня ночью командир использует телемонитор, на который выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика.

Находящийся на крыше башни прицел наводчика объединяет четыре основных модуля (головное стабилизированное зеркало, оптический дневной канал, лазерный приемопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет пятикратное увеличение, а тепловизионный обеспечивает вывод на монитор двух полей зрения - широкого и узкого.

На фото: КБМ "Piranha 4" , от швейцарской фирмы Mowag

Цифровой баллистический вычислитель определяет исходные установки для ведения огня, управляет действием всех подсистем СУО (оптическим прицелом, лазерным дальномером, сервоприводами), а также датчиками условий стрельбы, встроенными системами контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа, обеспечивает переконфигурацию алгоритмов работы системы из нормального режима в дублирующие в случае ее частичных отказов.

В СУО включены три основных датчика условий стрельбы: метеорологический, курсового угла и износа канала ствола.

У наводчика в качестве резервного есть телескопический прицел Officine Galileo OG С102 с восьмикратным увеличением и тремя прицельными шкалами, которые переключаются вручную.

Подвеска машины - гидропневматическая. Поворотными являются две пары передних и последняя пара задних колес, что обеспечивает относительно небольшие радиусы поворота. Задняя пара колес управляется только при скоростях движения до 20 километров в час. Централизованная система регулирования давления в шинах входит в стандартное оснащение КБМ. Регулировка осуществляется с места водителя во время движения и обеспечивает повышенную проходимость по пересеченной местности.

В нише башни размещены элементы системы защиты от ОМП Sekur, подобной примененной на танке «Ариете». Она препятствует попаданию внутрь бронеавтомобиля зараженного воздуха путем создания в ней избыточного давления. Встроенная система кондиционирования воздуха позволяет экипажу нормально работать при температуре окружающего воздуха в диапазоне от -30º до +44ºС.

В состав стандартного оборудования «Кентавра» входят расположенная спереди лебедка и противопожарные системы в силовом и боевом отделениях.

В стандартном исполнении боевая масса «Кентавра» составляет 25 тонн. Экипаж - четыре человека, максимальная скорость по шоссе - 105 километров в час, запас хода по топливу - 800 километров.

Следует отметить, что 251 машина выполнена в так называемом длинном исполнении. Ее корпус в кормовой части удлинен на 22 сантиметра, что позволяет оборудовать там места для четырех пехотинцев патрульной группы.

После применения «Кентавров» итальянским контингентом в Сомали в 1992 году усилилось их бронирование. При установке на КБМ модулей дополнительной бронезащиты его масса возрастает до 28 тонн.

На шасси истребителя танков «Кентавр» разработаны командно-штабная машина, БМП, варианты КБМ со 120- и 60-мм пушками.

Что удручает

Таков в общих чертах облик «Кентавра». Как видим, он представляет собой вполне современную легкобронированную боевую машину. При этом вооружение его находится на уровне основного боевого танка (особенно в случае установки 120-мм гладкоствольной пушки с длиной ствола 45 калибров), а тактическая подвижность существенно выше. «Кентавр» действительно можно считать одним из лучших образцов в своем классе.

Все это так, скажет читатель, пусть «Кентавр» хорошая машина, но вопрос ведь заключается не в том, насколько она хороша, а в том, насколько она необходима Российской армии. Заморских регионов с повстанцами у России вроде бы нет, больших пустынных пространств тоже. Правда, есть повстанцы на собственной территории да беспокойные и плохо прогнозируемые южные соседи. Кроме того, РФ не Европа, где проехав 300 километров, можно попасть в другую страну. У нас даже в европейской части расстояние между областными центрами порой вдвое больше. В таких условиях вряд ли стоит пренебрегать возможностью быстрой переброски мотострелкового соединения в заданный район своим ходом. Ведь в ряде случаев перевозка по воздуху или по железной дороге отнимет куда больше времени. Правда, быстрая переброска своим ходом возможна только при отсутствии на вооружении соединения гусеничных машин.

Словом, «Кентавр» как нельзя лучше подходит для оснащения мобильных сил или сил быстрого развертывания. Машины такого класса пригодились бы и морской пехоте, и Воздушно-десантным войскам. КБМ смогли бы заменить танки и в легких мотострелковых бригадах, если, конечно, формирование таких соединений предусмотрено военной реформой. В составе же других соединений Российской армии - классических танковых и мотострелковых бригадах ниша для машин, подобных «Кентавру», просматривается плохо. Вопреки некоторым суждениям «Кентавр» не разведчик, а машина огневой поддержки или истребитель танков.

И удручает тут не сам факт обращения к импортной технике, поскольку в отличие от «Рыси» у «Кентавра» действительно нет аналога в России. По назначению к нему наиболее близка САУ 2С25 «Спрут-СД», но она имеет гусеничное шасси и в настоящем своем виде Российской армии явно не нужна. Наталкивает на невеселые размышления какой-то бессистемный подход.

По логике необходимо создание целой гаммы колесных бронированных машин на единой платформе. Пример для подражания есть - семейство КБМ «Страйкер». На базе бронетранспортера с колесной формулой 8х8 разработаны разведывательная машина, 120-мм самоходный миномет, командно-штабная, инженерная и санитарно-эвакуационная машины, самоходный ПТРК, машина радиационно-химической разведки и, наконец, машина огневой поддержки со 105-мм орудием. Проектируется 155-мм самоходная гаубица. Всей этой техникой оснащены механизированные бригады «Страйкер» сухопутных войск США. По такому же пути идут сейчас и в армиях многих других стран. Не нужно объяснять, насколько наличие единого шасси удешевляет производство и эксплуатацию боевых машин, облегчает обучение личного состава. В случае принятия «Кентавра» на вооружение Российской армии ни о какой унификации не может быть и речи.

Справедливости ради следует отметить, что попытки проектирования унифицированных семейств боевых машин на шасси колесных бронетранспортеров предпринимались и у нас, но опять-таки какие-то бессистемные. БТР-60 послужил в основном базой для многочисленных командных пунктов, машин управления и т. д. То же самое можно сказать и о БТР-70 - дальше создания машин связи и подвижных командных пунктов и с ним дело не пошло. Впрочем, в 1968-1973 годах в ЦНИИ «Буревестник» (головном НИИ по артвооружению среднего и крупного калибров) были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55 «Жало-Б» и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 «Жало-С». Последняя представляла собой вращающуюся башню с орудием, установленную на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере пришлось ликвидировать десантное отделение. Обе системы успешно прошли полигонные испытания, но на вооружение не принимались. Дело в том, что бронепробиваемость 85-мм подкалиберного снаряда была в 1,5 раза меньше, чем боеприпаса 125-мм танкового орудия Д-81. Видимо, это и явилось основной причиной прекращения работ над пушками «Жало». Опытный образец 2С14 находится сейчас в танковом музее в Кубинке.

Чуть больше повезло БТР-80 - помимо разного рода командно-штабных машин на его базе были созданы БРЭМ, бронированная медицинская машина, машина РХМ и самоходное 120-мм орудие «Нона-СВК». Однако реальной единой платформой для КБМ не стал и он.

Более или менее полноценную машину огневой поддержки удалось создать только на шасси БТР-90. Речь идет о машине с боевым модулем «Бахча-У» и комплексом вооружения, равноценным БМП-3, демонстрировавшейся на выставке IDEX-2001.

Судя по всему, причиной неудач при создании КБМ с тяжелым вооружением на шасси отечественных бронетранспортеров была их компоновка. Западные БТР с кормовым расположением десантного отделения значительно лучше подходят для размещения тяжелого вооружения.

Итак, мы убедились, что место для «Кентавра» в Российской армии найдется. Подобная машина будет явно не лишней. Но требуется системный подход, необходима разработка отечественного бронеавтомобиля такого класса на основе унифицированной платформы 8х8 и в рамках семейства КБМ. В настоящем своем виде «Кентавр» нам не нужен. В качестве временной меры в принципе приемлемо появление некоего промежуточного синтезированного образца, например шасси от «Кентавра», но с башней от «Спрута» или что-то в этом роде. В конце концов вооружение на «Кентавре» нам в любом случае не подходит. Или в Минобороны решили перейти на натовские калибры? Не узнать бы об этом последними.

Да и вообще как-то странно у нас все происходит. Как выбирали «Мистраль» (и зачем?) - непонятно, «Рысь» - тоже непонятно. Теперь вот «Кентавр». А почему, собственно, «Кентавр»? Почему не «Руикат» или какой-нибудь «Моваг». Почему опять итальянцы, опять IVECO? Или в Министерстве обороны не знают о существовании других типов КБМ с тяжелым вооружением? Если речь идет только об ознакомлении, то ничего страшного. Если же о приобретении лицензии, то становится как-то печально от безальтернативности выбора и келейности процесса. Увы, не в первый раз.

Материал с сайта.

Основные принципы

Разработка машин "Кентавр" планировалась для получения целого семейства колесных бронированных машин, которые базируются на одном и том же шасси, при использовании критерия: стандартизация - универсальность.

Соответствующие решения, позволили, по мнению разработчиков, достичь надлежащего равновесия трех классических параметров: подвижности - огневой мощи - защиты.

Размещение двигателя (в передней части машины) и особенная трансмиссия (так называемого "Н" типа) были выбраны благодаря следующим преимуществам:

· более низкий силуэт;

· большая устойчивость во время движения по пересеченной местности и (или) во время стрельбы;

· лучшая защита для водителя;

· более высокий уровень стандартизации различных вариантов;

· более низкие стоимости материально-технического обслуживания.

Во всех машинах "Кентавр" используются одни и те же механические группы, особое размещение которых ("Н" тип) дает возможность объединить универсализацию со стандартизацией. А корпуса для каждого варианта оптимизированы для выполнения задачи и изготовлены по современным технологиям.

Варианты боевых машин семейства «Кентавр» (8Х8) включают разведывательную машину для борьбы с танками, вооруженную 105 мм пушкой и экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель), а также вариант этой машины - «Кентавр» (8Х8) Т, в котором наряду с экипажем из четырех человек имеется отделение охранения из четырех человек. При этом боекомплект сокращен с 14+26 (БК первой очереди и дополнительные выстрелы) до 14+2 выстрелов. Другими вариантами машины являются БМП с двухместной башней с 25 мм АП. Экипаж 9 ÷ 11 (командир, наводчик, водитель + отделение 6 чел. ÷ 8 чел.) . В варианте БТР, с одноместной башней с 25 мм АП экипаж составляет 11 человек (командир, наводчик, водитель + отделение 8 чел.)

Разведывательная машина для борьбы с танками (ИТ «Кентавр»)

В истекшем десятилетии на Западе имелся целый ряд разра-боток колесных бронированных машин. Они были задуманы как истре-бители танков или как тяжелое оружие настильного огня для поддержки пехоты, а также как разведывательные машины (AMX-10RC). Их роль на Центрально-европейском театре военных действий вновь и вновь обсуждалась специалистами по разработке брониро-ванных машин. Однако чем больше углублялись в рассмотрение этого ТВД, тем большим становилось признание этих систем вооружения. Возможность технической реализации, т.е. возможность установить танковую пушку на колесном шасси при почти половинной боевой массе (танка), а также при сохранении свой-ственных колесному шасси технических преимуществ и преимуществ в отношении материально-технического обеспечения было основным стимулом для разработки подобных машин.

Военные требования

Военные требования итальянской армии 1982 года были нацеле-ны прежде всего на создание колесной бронированной машины для огневой поддержки пехоты, которая должна быть пригодной для отра-жения воздушного десантирования и морских десантных операций и, будучи аэротранспортабельной, находиться в распоряжении войск быстрого развертывания. Для выполнения этих задач в качестве основного вооружения была бы пригодной 90-мм пушка. Однако в 1984 году эти тактические требования были изменены и дополни-тельно предъявлено требование полной способности к противо-танковой обороне и боевого использования на основном ТВД в Северо-восточной Италии. Вследствие этого в качестве основного вооружения была предложена 105-мм пушка с высокой скоростью полета снаряда. Единственная возможность разместить такое оружие дли-ной около 50 калибров на примерно 20-тонном колесном шасси - это увеличить длину отката ствола приблизительно в три раза и установить высокоэффективный дульный тормоз (с 35-40% поглощения энергии) и тем самым уменьшить силы отдачи до 12-15 т (танк, в противоположность этому, "выдерживает" силы отдачи 55-60т). За это принялся теперь кон-сорциум "ИВЕКО ФИАТ - ОТО МЕЛАРА", которому вначале, в 1982 г., пришлось отказаться от своего предложения колесного шасси 6х6 с 90-мм пушкой и массой 16 т. Для 105-мм пушки L-7 (танка "Леопард-1") устойчивость шасси 6х6 не была уже достаточной. Шасси опытно-го носителя AVH 6636 было удлинено на одну ось, за счет чего была получена модель 8х8 массой 22т. В июне 1987г. был представлен первый опытный образец, получивший название "Кентавр".

Тактико-технические показатели

Характерными особенностями шасси является Фронтальное расположение силовой установки и Н-образная трансмиссия. Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом MTCA V -6 фирмы ""ИВЕКО ФИАТ"" развивает мощность 382 кВт и благодаря своему размещению частично обеспечивает дополнительную баллистическую защиту для сидящего слева впереди механика-водителя.

Применение Н-образной трансмиссии (в сравнении с более простой Т-образной) придает машине большую устойчивость в движении, более высокую выживаемость (даже при выходе из строя до четырех колес "Кентавр" остается способным к маневрированию) и требует меньшего внутреннего объема. Требуемая максимальная скорость движения 80 км/ч во время испытаний была превзойдена (108 км/ч). Автоматическая трансмиссия (ZF) и тормозная система (PEROTH) западногерманского производства. Наряду с гидропневматической независимой подвеской колес следует наз-вать систему регулирования давления в шинах и селекторное переключение привода и управления: при более длительном дви-жении по шоссе выбирают шестиколесный привод и управление четырьмя колесами (8х6х4). Где необходима высокая маневренность на ограниченном участке, при скорости ниже 20 км/ч, может управляться также задняя пара колес (8х6х6), на труднопроходимой местности можно будет выбрать восьмиколесный привод (8х8х6).

В большой трехместной башне установлена 105-мм пушка. Представляется важным, что орудие имеет максимальный откат в 75 см, без чего была бы невозможной установка пушки на колесном шасси массой 22 т. Запас боеприпасов составляет 40 выстрелов (14+26). Система управления огнем фирмы SEPA и дневная/ночная система наблюдения обеспечивают вероятность попадания первым выстрелом (лазерный дальномер на иттрийалюминиевом гранате, легированном неодимом). Спаренный и зенитный пулеметы (оба 7,62-мм), а также дымовые гранатометы (2х4) дополняют вооружение.

Выживаемость этой системы вооружения (ИТ) обеспечивается, наряду с фильтровентиляционной и климатической установкой системы защиты от ОМП, системой пожаротушения и подавления взрыва. Это соответствует западному стандарту. Не очень большой отрицательный угол вертикальной наводки (-6^) делает выбор частично закрытой позиции не совсем простым. Однако хорошая маневренность при поврежденном шасси и простой ава-рийный выход через относительно большую дверцу в кормовой части, а также U-образная форма корпуса (уменьшение действия мин) должны быть оценены положительно. Бронирование обеспечивает защиту от 7,62-мм пуль с твердым сердечником и осколков 155-мм артиллерийских снарядов по периметру, за исключением лобовой части корпуса и башни, бронирование кото-рых должно обеспечивать защиту от 20-мм снарядов. Двигатель установлен в изолированном отсеке, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании. Для его замены требуется всего 20 минут. Доступ в бое-вое отделение осуществляется через кормовую дверцу. Сна используется также для пополнения боеприпасов.

Оценка и перспективы

Истребитель танков "Кентавр" обладает хорошей удельной мощностью (16,16кВт/т) и является довольно боеспособной колесной бронированной машиной. Ведущее место до настоящего времени занимала состоящая на вооружении французская БРМ АМХ-10RС (6х6), на которой установлена 105-мм пушка среднего давления МЕСА (L-48). МТ "Кентавр", за исключением борьбы с танками, сможет хорошо выполнять все задачи, предназначаемые ему итальянской армией. В роли истребителя танков он в противо-борстве с современным танком, оснащенным динамической защитой, бесспорно, находится в худшем положении, чем ОБТ с 120 мм пушками. Выбор вооружения но-сителя проводится на альтернативной основе: установка башни с ПТУР или в комбинации "пушка/ПТУР".

Серийное производство ИТ "Кентавр" началось в 1991 году, итальянская армия получила 400 таких машин, 22 машины также состоят на вооружении испанской армии, еще 62 машины, заказанные в 2002 году должны быть получены в 2006 году.

ТТХ ИТ "Кентавр"

Фирма-изготовитель

IVECO Fiat - OTO Melara

Экипаж, чел.

Масса

Боевая, кг

24 000

Габариты, м

Длина с пушкой вперед

8,55

Без пушки

7,40

Ширина

3,05

Высота по крышу башни

2,44

Высота по крышу корпуса

1,75

Клиренс

0,42

Колесная база

1,63+1,45+1,45

Колея шасси

2,51

Привод

8 х 8

Размер шины/ширина трака, м

14,00 х 20

Двигатель

Вид

дизельный

Тип

Рабочий объем, л

12,88

Максимальная полная мощность,

кВт/л.с.

382/520

Емкость топливных баков, л

Эксплуатационные харктеристики

Удельная мощность, л.с./т

21,7

Максимальная скорость по дорогам,

км/ч

Запас хода по дорогам, км

Среднее максимальное давление,

кПа

Вооружение

Основное, калибр, мм

Боекомплект

Спаренное, калибр, мм

7,62

Боекомплект

Приборы наблюдения

Дневное/ночной панорамный

перископ (командира) с независимой стабилизацией поля зрения, дневной/ночной прицел (наводчика) с зависимой стабилизацией поля - зрения, с лазерным дальномером, баллистический вычисли-тель микропроцессор 16-бит.

CENTAURO (8X8). Со nsorzio Iveco Fiat - Oto Melara

DER ITALIENISCHE RADPANZER "CENTAURO". SOLDAT UND TECHNIK, 1990, Nr.8.

Сообщения российских СМИ о том, что Минобороны Р. Ф. проводит оценочные испытания двух итальянских тяжелых колесных бронемашин типа B1 «Кентавр»(Centauro), вызвало целую бурю откликов, в диапазоне от радикальных обвинений в предательстве российского оборонпрома до живого интереса к этой не совсем обычной для нас технике.

Вячеслав Шпаковский


Итальянский «истребитель танков» Centauro: вчерашний день европейской инженерной мысли или будущее российской армии?


Rooikat (ЮАР) Rooikat на языке африкаанс значит «каракал». Это кошачье имя присвоено колесному танку производства Южной Африки. Машина, оснащенная пушкой калибра 76 см, отличается высокой проходимостью. Производится с 1983 года


БТР Patria (Финляндия) Едва утихли страсти вокруг Centauro, как возникла новая интрига. Против итальянских машин выступил «профильный» вице-премьер Дмитрий Рогозин, зато, как сообщают, Генеральный штаб заинтересовался покупкой 500 изделий финского оборонпрома — БТР Patria. Не имея такого мощного орудия, как у Centauro, финский бронетранспортер тем не менее весьма популярен в мире. В частности, Польша намерена в следующем году довести свой парк этих БТР (известных там как Rosomak — «россомаха») почти до семи сотен


AMХ RC-10 (Франция) Еще один колесный танк носит имя AMX-10RC. Французская боевая машина сконструирована на трехосном шасси и выпускалась с середины 1970-х по середину 1990-х. Общее количество выпущенных экземпляров составляет 457. Боевая масса 16,6 т, экипаж — четыре человека. Броня выполнена из алюминиевого сплава и дает противопульную защиту. Машина вооружена пушкой калибра 105 мм. AMX-10RC неоднократно модернизировалась, в частности по итогам войны в Персидском заливе (1991 г.). Последняя модернизация относится к 2010 году: усилена броня, усовершенствованы системы управления

Чтобы разобраться в том, почему российские военные проявили интерес к иностранным колесным танкам (и это на фоне некоторой неопределенности в отечественном танкостроении), стоит вспомнить о тех временах, когда спор колес с гусеницами только начинался.

Плодотворная идея

Танк родился гусеничным, хотя почти одновременно с первыми проектами гусеничных машин появились и проекты танков колесных. Была даже предложена конструкция танка в форме гигантского шара, и эту идею защитили германским патентом №159411 в 1905 году.

Дальше — больше! Уже в 1929 году в Италии создается колесный танк Fiat-Ansaldo, имевший жесткие колеса-барабаны с резиновыми грунтозацепами и оригинальной рамой, обеспечивавшей плотное прилегание колес к грунту и, как следствие, высокую проходимость. В серию машина не пошла, однако идея не забылась. В годы Второй мировой войны немцы построили четырехосную боевую машину Puma — по сути дела, колесный танк, доказавший свою высокую эффективность. С крушением Рейха идея такой машины не умерла, а нашла своих сторонников во Франции. Там после войны был создан бронеавтомобиль EBR90, оснащенный «качающейся» башней FL 10, но самое главное — оригинальным восьмиколесным шасси, устроенным таким образом, что две пары цельнометаллических колес в его средней части можно было поднимать и опускать! Четыре крайних колеса использовались при движении по шоссе с большой скоростью, а все восемь — на бездорожье. Причем испортить асфальтовое покрытие этот автомобиль не мог!

Хотя БА с пушечным вооружением строились и в других странах, именно Франция долго была «законодательницей мод» в создании таких вот колесных танков, или «истребителей танков», как эти машины стали впоследствии называть. Это и бронеавтомобили Panhard ERC90 Sagaie иVBC90, вооружавшиеся 90-мм пушкой, и разведывательная машина АМХ-10RC с орудием калибра 105 мм, на трехосном шасси. Одновременно в армиях мира эксплуатировалось множество БТР на четырехосных шасси, включая и наши отечественные БТР-60, 70 и 80. На их базе создавались различные боевые машины, включая самоходные минометы и различного рода конверсии. Например, в Джибути башню от французского БА Panhard водрузили на наш БТР-60 и… получился очень эффективный для своего времени гибрид! Уже в1989году специально сконструированная четырехосная машина, оснащенная 76-мм орудием в башне, поступила на вооружение южноафриканской армии, представители которой положительно оценили высокую проходимость и огневую мощь новинки. Причем интересно, что на экспорт предлагался вариант с105-мм орудием. Швейцарцы создали шасси Shark с установленным на нем 105-мм орудием в «качающейся» башне.

Дешевле и мобильнее

Общемировая тенденция прослеживается на всех этих примерах достаточно отчетливо: мы наблюдаем переход на четырехосное шасси — универсальную боевую платформу, которая способна быть носителем различных видов оружия и в первую очередь 105-мм танковых орудий, способных эффективно бороться с танками. Причины распространения боевых машин на колесном ходу понятны. Это прежде всего растущая урбанизация, развитие современной транспортной инфраструктуры и стремление к удешевлению армии. В самом деле, танки, способные воевать на пересеченной местности, в городских условиях всегда будут проигрывать таким вот колесным машинам в мобильности, маневренности. Это будет происходить в силу особенностей самого движителя — гусениц, обладающих значительной инерционной массой. В то же время надежность современного восьмиколесного шасси такова, что позволяет машине двигаться при полном разрушении двух любых колес по одному борту. Экономия топлива, простота обучения вождению, снижение эксплуатационных расходов при очень высокой тактической мобильности — вот далеко не полный перечень достоинств боевых колесных машин подобного класса.

Что же мы испытываем?

А испытываем мы, по определению такого авторитетного издания, каким считается справочник Jane, «истребитель танков» (tank destroyer), причем сама по себе эта машина новинкой не является. Заказ на разработку Centauro командованием итальянской армии был выдан еще в 1984 году. В соответствии с заказом промышленники должны были выпустить высокомобильный колесный истребитель танков, вооруженный 105-мм нарезной пушкой, которая по своей баллистике была бы аналогична пушкам танков Leopard-1 (Германия) и М60А1 (США). Прицельную систему предполагалось унифицировать с аналогичными системами танка Ariete и гусеничной БМП VCC-80. Новым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков итальянской армии.

Первая машина В1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 года, в 1991-м началось их полномасштабное производство на заводе фирмы IVECO-FIAT в Больцано, однако уже в 1996 году оно завершилось. Всего был осуществлен выпуск 400 машин этого типа, подвергавшихся впоследствии непрерывным улучшениям. Также разрабатывались перспективные новые образцы Centauro. В частности, на них была установлена разнесенная броня, улучшена эргономика за счет изменения габаритов корпуса и ходовой части, установлено современное электронное оборудование и т. д.

Что же касается испытываемых у нас сегодня образцов, то, скорее всего, первый — это стандартная, так сказать, базовая модель В1, вооруженная 105-мм орудием фирмы Oto Melara, тогда как вторая — ее модификация с более мощным 120-мм орудием. Причем именно такое орудие, по сообщению источника из Минобороны, как раз и обеспечивает этой машине огневую мощь на уровне современных основных боевых танков, и с этим, разумеется, нельзя не согласиться.

Кстати, именно версия с 120-мм пушкой, продемонстрированная на выставке «Евросатори-2006», была приобретена Оманом. Так что машины этого типа в мире покупают, хотя и нельзя сказать, что с повышенным энтузиазмом. Еще раньше, в 2000 году, США взяли в аренду 16 «Кентавров» и провели их всесторонние испытания. Два года спустя машины вернули, но в результате испытаний родились американский бронетранспортер М1126 Striker (хотя основой для него послужила все-таки не итальянская машина, а швейцарская Mowag PiranhaIII) и машина огневой поддержки М1128 с 105-мм пушкой внеобитаемой малоразмерной башне. Эти машины поступили на вооружение армии США в 2006 году, а их боевое применение началось в 2007-м. Правда, у М1128 выявилось наличие множества конструктивных недостатков, тем не менее после их устранения закупки М1128 были продолжены. Так что определенная тенденция и здесь налицо!

Цивилизованный способ узнать все

Ну а на вопрос, зачем же все-таки мы испытываем эту машину, ответ может быть очень простой: потому что это самый простой и цивилизованный способ познакомиться с одной из явно обозначившихся тенденций в развитии современного мирового танкостроения. И сделать это нужно обязательно, другой вопрос — какими методами. Давайте вспомним, что в нашей армии начиная с 1900 года, да и позднее тоже, своего было довольно мало. Винтовка — на базе целой кучи совместных франко-российских и бельгийских разработок, револьвер — бельгийский, пулемет английский, практически все артиллерийские системы — Шнейдера и Круппа, ну а дальше — больше! После революции многие виды вооружений точно так же закупались, испытывались и поставлялись в войска. Это и наши предвоенные танки практически всех типов, и авиационные двигатели марки «М», и опять-таки многие виды артиллерийского вооружения. Разве не был итальянским лидер «Ташкент» — самый быстроходный корабль советского ВМФ? Разве ракета Р-1 — это не германская ФАУ? И разве не были в основе своей «иностранцами» все наши «грузовики» ГАЗ-А, АА, ААА и даже послевоенный мотороллер «Тула-200», который на самом деле был совсем не «Тула», а Gorgo ТА200… Понравившиеся нам образцы военной техники мы тогда и закупали (в том числе под видом сельскохозяйственных машин), и добывали всякими другими хитроумными способами, игнорируя при этом нормы международного патентного права. Об этом вполне можно было бы написать даже не статью, а толстую книгу. И очень хорошо, что сегодня мы от этих методов и от подобной практики отказываемся. Но все-таки, что бы мы сегодня хотели от итальянских истребителей танков?

С калькулятором в руках

Российские СМИ сообщают, что представители фирм IVECO и Oto Melara серьезно рассчитывают на то, что Россия приобретет лицензию на производство одного, а то и нескольких вариантов Centauro. И вроде бы такое решение лоббируется ОАО «КамАЗ», где подобное производство может быть размещено в дополнение к автомобилю повышенной защищенности «Рысь».

С другой стороны, есть и альтернатива, а именно — среднее семейство колесной бронетехники «Бумеранг», разработкой которого занята «Группа ГАЗ». То есть имеется и свое, и чужое, и сегодня очень многих россиян волнует: вдруг мы решимся взять чужое, а свое отставим?

Но такая позиция выглядит довольно странно. Ведь те же Т-34, равно как и британские танки Cromwell и Comet, приехали к победе на шасси типа Кристи и… разве кто сейчас вспоминает, во сколько долларов нам это обошлось?

Разумеется, нет! Международное разделение труда всегда было, есть и будет, равно как и интеграция в области производства различных товаров и вооружения. Вопрос надо ставить иначе: насколько тот или иной вариант развития событий предпочтителен сточки зрения всей совокупности военных, экономических и геополитических интересов нашей страны? А то вдруг для каких-то целей нам будет выгоднее купить бразильские БА Cascavel, вместо того чтобы трудиться и разрабатывать что-то подобное самостоятельно?

August 1st, 2014

Минобороны РФ после завершения испытаний вернуло итальянской стороне колесные танки "Чентауро" (Centauro), закупать их для российской армии не будут. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС замглавы военного ведомства Юрий Борисов. "Машины мы вернули, закупать эту технику не будем", - сказал замминистра.

Испытания итальянских тяжелых бронеавтомобилей "Чентауро" (centauro) - "Кентавр" - в рамках перехода российской армии с гусеничной на колесную технику, организовывал холдинг "Оборонсервис". При этом на проверку боевых машин не приглашали ни командование Сухопутных войск (СВ), ни руководство главного автобронетанкового управления. Это сразу вызвало множество самых разных обсуждений и предположений. Высказывались даже мнения о предстоящем перевооружении российской армии на иностранную военную технику.

На самом деле все проще. Специфика современных боевых задач, условиях эксплуатации и боевого применения сухопутной армии, а также опыт многочисленных вооруженных конфликтов на протяжении истекшей четверти века показал необходимость перехода сухопутных сил не только на бригадную орг-штатную структуру, но и на трехкомпонентный вид самих бригад. Основной ударной силой должны являться тяжелые механизированные бригады, вооруженные танками и соответствующим семейством гусеничной легкой бронированной техники. У нас они вооружены танками Т-72 всех модификаций перспективной танковой техники на базе платформы «Армата». Главным инструментом занятия и удержания территории должны являться легкие пехотные бригады, оснащенные бронеавтомобилями «Тигр» и «Рысь», колесными бронетранспортерами и необходимыми средствами усиления на их базе. К тому же легкие бригады можно быстро перебрасывать в угрожающие районы в самые сжатые сроки имеющимися видами транспорта. В крайнем случае, по дорогам общего пользования они без проблем могут пройти и на собственных колесах. Возникающий зазор между высокой подвижностью легких и высокой ударной мощью тяжелых, должны закрывать средние бригады. Достаточно легкие, чтобы их можно было оперативно перебрасывать самолетами военно-транспортной авиации. Достаточно подвижные, чтобы, возникни такая надобность, они могли тоже на своих колесах по дорогам общего пользования добраться до места. И в то же время достаточно тяжело вооруженные, чтобы, если не остановить, то гарантированно задержать противника на срок, достаточный для подходя и развертывания тяжелых бригад.

Хотя эта концепция еще не принята окончательно в ВС РФ, работы в данном направлении идут. Чему способствует зарубежный опыт американской и ряда европейских армий, а также множество за три десятка лет прошедших войн. Что Генштаб на эту тему "думает", подтверждается, в том числе, и испытаниями бронемашин "Чентауро", которые провел "Оборонсервис". В ходе проверки использовались два бронеавтомобиля - с одна с пушкой калибра 105-мм, вторая - 125-мм. Управляли колесными танками экипажи компании-производителя IVECO.

Впрочем, все разговоры о перевооружении на иностранное были лишены смысла с самого начала. По очень длинному списку причин. Тут скорее речь шла о практической проверке лучших зарубежных образцов, так сказать, в условиях, приближенных к боевым. А следует признать, из всех существующих в мире бронемашин такого класса, "Чентауро" является наилучшим.

Требования к новому классу машин в 1984 году итальянское военное командование, вкраце, сформулировало просто. Нужна машина для борьбы с воздушными и морскими десантами противника. С высокой подвижностью, чтобы быстро выдвигаться к месту боя. Так как десант обычно тяжелым оружием не располагает, то и высокое бронирование для машины не является особой надобностью. За то она должна располагать большой огневой мощью. Эдакий кентравр (на итальянском "Centauro" означает "кентавр"), способный по первому зеленому свистку немедленно прискакать на пожар и эффективно всех "погасить". Получился своего рода гибрид колесного бронетранспортера и основного боевого танка.

За основу взяли базу трехосного бронеавтомобиля Fiat AVH-6613. Для обеспечения унификации по боеприпасам, запчастям и расходным материалам, в качестве основного оружия использовали клон 105 мм нарезной английской пушки L-7, которая, в разных видах стоит на танках Leopard 1A5 и М60А1, имеющихся в итальянской армии. В качестве прицельной системы предполагалось использование СУО OG14L3 TURMS производства фирмы Galileo Avionica, использовавшаяся на танке ARIETE C1 и БМП VCC-80.

В башне предусмотрены места для командира (слева), наводчика (справа) и заряжающего (справа впереди и ниже наводчика). Ее крыша в средней части имеет куполообразную форму для придания пушке угла склонения (угол возвышения/склонения от + 15 до -6°), У командира имеются четыре прибора наблюдения. Привод башни и пушки электрогидравлический, с возможностью ручного наведения.

Основные ТТХ БМТВ: неплавающая, колесная формула шасси 8x8, боевая масса 25 т, экипаж четыре человека, длина с пушкой вперед 8,55 м, ширина по корпусу 3,05 м, максимальная высота 2,735 м, клиренс 0,417 м, двигатель дизельный, с турбоноддувом мощностью 520 л. с, максимальная скорость по шоссе 105 км/ч, запас хода по топливу 800 км; преодолевает брод глубиной до 1,5 м; возможно дополнительное бронирование. Кроме пушки на БМТВ установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный), две счетверенные гранатометные ПУ для постановки дымовых завес. Боекомплект 40 артвыстрелов. 1 400 пулеметных патронов и 16 дымовых гранат.

Планировалось, что полученная таким образом машина, при сопоставимой с танком огневой мощи, будет существенно превосходить его по подвижности, особенно на европейском ТВД с развитой дорожной инфраструктурой, иметь больший межремонтный пробег, и - главное, она будет аэротранспортабельна самолётом С-130 "Геркулес" - основным авиаперевозчиком ВТА НАТО. Поскольку создаваемая машина позиционировалась как "разведывательная для борьбы с танками" (непривычное для русскоязычного читателя сочетание) существенными бонусами колёсной ходовой части была её малошумность и гораздо больший, по сравнению с гусеничной, запас хода по топливу.

Противоречия между жёсткими массогабаритными ограничениями и необходимостью большего внутреннего объёма корпуса разрешили за счёт применения проходных редукторов трансмиссии, т.е. поток мощности передавался системой валов вдоль борта, с отбором мощности на колёсные редуктора.

Подобная схема позволила отказаться от системы раздаточных коробок и карданных валов, расположенных в пространстве между днищем машины и полом боевого отделения, что позволило максимально полно использовать полезный объём корпуса. Недостатком данной схемы является то обстоятельство, что при боевом (либо любом ином) повреждении редуктора проходящий через него поток мощности прерывается, т.е. не передаётся на следующие за ним колёса. При выходе из строя второго редуктора левого борта, все колёса, размещённые на этой стороне, обездвиживались. Ещё хуже была ситуация с правым бортом - там "раздающим" редуктором был первый, т.е. наиболее подверженный боевым повреждениям, особенно при минном подрыве. Впрочем, позднее была применена "Н-образная" схема раздачи потока мощности, при которой "раздающий" редуктор правого борта был перенесён на вторую ось.

Таким образом, трансмиссия "Centauro" по живучести и стойкости к боевым повреждениям значительно уступает классической трансмиссии БТРов- "многоножек". Отсутствие пространства между днищем и боевым отделением существенно снижает минозащищённость машины в целом.

Первая модификация "Centauro" - «В1», или, другое его обозначение по калибру пушки - "Centauro-105" пошла в серию в 1990 году. Бронекорпус в передней проекции "держал" попадания 20 мм снарядов автоматических пушек, борта и корма - пули калибра 7,62 мм с термоупрочнённым сердечником. Переднее расположение моторно-трансмисионного отделения позволило разместить в кормовом бронелисте дверь, что существенно облегчает как посадку-высадку экипажа, так и загрузку боекомплекта.

В качестве силовой установки использовался "позаимствованная" опять же у ОБТ ARIETE "половинка" двигателя - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом IVECO Fiat МТСА V-6 мощностью 520 л.с., примечательная тем, что, согласно информации производителя, её демонтаж можно осуществить за 20 минут. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия SHP-1500 выпускаемая "Iveco Fiat" по лицензии немецкой фирмы "ZF Friedrichshafen AG" обеспечивала 5 передач при движении вперед и 2 передачи заднего хода. Характерной особенностью трансмиссии является наличие в ней гидродинамического ретардера "PEROTH" - тормозного устройства, основанного на принципе перепуска потока гидравлической жидкости через отверстия-дроссели. В сочетании с обычными дисковыми тормозами, ретардер позволяет существенно повысить тормозные характеристики машины. Ещё одним достоинством гидромеханической трансмиссии является реализация в ней селекторного переключения привода и управления: при длительном марше по шоссе отключается привод и управление одной из осей, что позволяет снизить расход топлива. Гидропневматическая подвеска позволяет сочетать мягкость хода при малых динамических ходах подвески, с высокой энергоёмкостью на больших ходах. Применение климатической установки создаёт комфортные условия для работы экипажа.

Таким образом, "Centauro" сочетает в себе высокие функциональные возможности за счёт передовых технических решений, с приемлемой ценой, за счёт использования в нём уже существовавших ранее комплектующих. Следует отметить, что машина вполне соответствует задачам, под которые она изначально создавалась - скоростной носитель мощного вооружения вполне мог бы служить эффективным средством борьбы с десантами на Аппенины.

По результатам эксплуатации "Centauro В1" в войсках было высказано пожелание увеличить объём боевого отделения. Поскольку увеличивать ширину или высоту машины было невозможно (аэротранспортабельность!), то было принято решение увеличить длину машины. С внесением в конструкцию ряда усовершенствования, такая машина была запущена в серию под названием "Centauro B1 Bis" (Series 2).

в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Centauro" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Centauro" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая.

Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами. Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°. На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности.

Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира.

Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Centauro" не может.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Centauro" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Centauro" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Centauroов" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Centauroы" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами.

В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8 400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Centauro ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла. За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Centauroы" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Centauroов" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7.

В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Centauroы". Летом 1997 г. "Centauroы" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

Centauro II. В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Centauro" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Centauro" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Centauro" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

Впоследствии на базе "Centauro" II была разработана единая платформа, на которой позднее создали целое семейство боевых бронированных машины. Бронетраспортер. САУ. Самоходный миномет. Командно-штабная машина. Машина связи.

Удачность найденного решения подтвердилась достаточно высоким интересом к этому семейству машин со стороны армий других стран. Так, его приняла на вооружение армия Южной Кореи. Бронетранспортер на базе "Centauro" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Centauroа" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

Таким образом, интерес к "Centauro" со стороны российской армии вполне уместен. Но он направлен не на оценку целесообразности постановки колесного танка на вооружение ВС РФ, а преследует цель общего изучения боевых и эксплуатационных возможностей данной машины в частности, а также всего класса колесных танков в целом. Наверняка присматривались наши инженеры и к технологическим решениями.
Но на вооружение армия должна поставить что-то свое. На базе собственной платформы.