Ламповый hi fi усилитель своими руками схема. Самодельный ламповый усилитель

Микросхемы TDA2050, TDA2030 и LM1875 являются монофоническими микросхемами УНЧ. Указанные микросхемы обладают неплохими выходными показателями, за что и нашли широкое применение в промышленных аудио системах. Единственное их отличие — выходная мощность и номинал питающего напряжения. Все микросхемы питаются от двухполярного источника, поэтому указанная мощность является чисто звуковой мощностью.

Сегодня рассмотрим схему HI-FI усилителя низкой частоты на основе микросхемы LM1875. Опыт показывает, что эта микросхема звучит лучше остальных, хотя возможно я ошибаюсь. Она стоит на порядок дороже микросхемы TDA2050, думаю, что это неспроста.

LM1875 широко применяется в аудио системах 2:1, 3:1 и 5:1. Не стоит поднимать номинал входного напряжения более ±25V, хотя схема работает нормально и с питанием ±25V. На этой микросхеме можно построить высококачественный усилитель класса AB. Такой усилитель относится к категории HI-FI и развивает выходную мощность порядка 20 ватт. Выходная мощность может доходить до 30 ватт (если повысить напряжение питания), но после 20 ватт коэффициент гармоник резко возрастает.

Схема hi fi усилителя

Итак, чтобы собрать HI-FI усилитель своими руками, потребуется отыскать необходимые компоненты. В качестве питающего трансформатора годится любой сетевой трансформатор с мощностью более 40 ватт. Для фильтров нужно использовать электролитические конденсаторы с напряжением не менее 35 Вольт, емкость нужно брать побольше (2200мкФ и более). В моем случае усилитель питается от тороидального трансформатора с мощностью в 100 ватт, на плече 20 Вольт — это номинальное напряжение питания для этой микросхемы.


Важную роль играет теплоотвод, желательно укрепить микросхему на теплоотвод заранее намазав термопасту. Существует два основных варианта умощнения схемы — мостовая схема с применением двух микросхем и усиление с использованием дополнительного выходного каскада, но об этом мы поговорим в другой раз.


Рассмотрим пример построения и расчёта одной из схем усилителей мощности звуковых частот (сокращённо - УМЗЧ)
Хорошая штука операционные усилители (ОУ)! Номенклатура обширная, характеристики отличные, цена сравнима с транзисторами, да вот беда - напряжение питания в большинстве случаев ±15 В, что ограничивает выходное напряжение примерно на уровне ±10 В, выходное сопротивление тоже довольно большое - порядка нескольких кОм. Это не позволяет использовать ОУ непосредственно для работы на громкоговорители. Но у нас же ещё есть "Резерв главного командования" - мощные транзисторы! Только вот для получения большой мощности на выходе УМЗЧ им требуется довольно высокое напряжение питания. Ну и что? Делаем предварительный каскад на ОУ со стабилизированным питанием ±15 В, а транзисторный выход - с питанием нестабилизированным напряжением величиной, какое только нам выходные транзисторы позволят. Почему с нестабилизированным? Тут несколько причин: трудность реализации с приемлимыми характеристиками экономичности и качества высоковольтного стабилизатора достаточной мощности; также и тем, что вносимые питанием помехи и искажения в мощных каскадах практически гораздо менее существенны, чем в предварительных каскадах за счет разницы в отношении сигнал/помеха.
Переходим непосредственно к схеме. Схема УМЗЧ выбрана двухполосной, что позволяет применить ОУ довольно с низкими частотными характеристиками. Вся схема фактически представляет собой инвертирующий усилитель с отрицательной обратной связью (ООС) и коэффициентом усиления, равным R2/R1 . Коэффициент усиления не следует выбирать больше 10, что фактически при входном сигнале ±10 В даёт на выходе сигнал ±100 В. Полоса частот данного УМЗЧ практически ограничена только частотными характеристиками выходного каскада. Также надо отметить хорошую стабильность "нуля", обусловленную применением ОУ и оптимальными частотными характеристиками.
Принципиальная схема УМЗЧ


Описание и расчёт схемы


Для того, чтобы полоса частот в усилителе не ограничивалась характеристиками ОУ, входной сигнал подаётся на низкочастотный и высокочастотный тракты. Сигнал раскачки подаётся на эмиттеры транзисторов VT1 и VT2 , которые образуют каскодные пары VT1-VT3 и VT2-VT4 на транзисторах противоположной структуры.
Для начала зададим коллекторные токи транзисторов VT1—VT4 по 10 мА. В результате ток через резисторы R12 , R13 должен быть 20 мА. В качестве VD1 и VD2 используем светодиоды с падением напряжения на них 1,6 В (большинство красных светодиодов). Данные светодиоды можно использовать одновременно в качестве индикаторов включения питания. Возможна также замена данных светодиодов на стабилитроны или стабисторы с соответствующим напряжением стабилизации, но тогда мы теряем функцию индикации включения питания усилителя.
Учитывая падение напряжения на VD1 и VD2 , равное 1,6 В на каждом и вычитая напряжения база-эмиттер на транзисторах VT3 и VT4 получаем напряжения на резисторах R12 и R13 по 1 В. Отсюда: делим падение напряжения на резисторах R12 и R13 (по 1 В) на заданный через них ток в 20 мА получаем R12=R13=1 В / 20 мА = 50 Ом . Ближайшее стандартное значение номинала сопротивления - 51 Ом.
При отсутствии сигнала ток через резисторы R5=R6 составляет примерно 0,6 В / R6 . Именно на эту величину ток через резисторы R9 , R10 должен превышать заданный коллекторный ток транзисторов VT1 , VT2 (по 10 мА).
Для наиболее эффективного использования источников тока на транзисторах VT3 , VT4 нужно, чтобы их коллекторные токи изменялись от среднего значения в 10 мА на ±10 мА, т.е. чтобы диапазон их изменения составлял от 0 до 20 мА. Исходя из этого определим сопротивление резисторов R5=R6= 10 В / 10 мА = 1 кОм (совпадает со стандартным номиналом). Отсюда получаем ток через резисторы R5 , R6 в состоянии покоя 0,6 В / 1 кОм = 0,6 мА, а через резисторы R9 , R10 — (10+0,6)=10,6 мА. Следовательно, R9=R10=15 В / 10,6 мА = 1,4 кОм. Выбираем стандартное значение номинала 1,3 кОм.
Расчёт сопряжения ОУ с оконечным каскадом на этом закончен. Теперь переходим к выходным транзисторам.

Защита выходных транзисторов по току обеспечивается транзисторами VT5 , VT6 , базовые цепи которых подключены к датчикам тока R18 , R19 . В случае, если напряжение на базе транзистора VT5 или VT6 превысит 0,6 В (UБЭ ≈ 0,6 В), соответствующий транзистор откроется и зашунтирует переход база-эмиттер соответствующего выходного транзистора VT7 или VT8 . Ток ограничения на выходе составит:


Iогр = UБЭ / R18 - ((Uп - Uвых).R16) / (R14.R18)


При работе этот ток возрастает вместе с током нагрузки, когда выходное напряжение приближается к величине питающего напряжения Uп . При условии R14.R18/R16 = Rн , ток ограничения при любых положительных значениях Uвых для транзистора VT7 или отрицательных для VT8 будет больше тока нагрузки на величину ΔI=UБЭ/R18-Uп/Rн . Задавшись величиной ΔI=(0,1...0,2)Imax и зная величины Uп и можно рассчитать сопротивление резистора R18 исходя из предыдущей формулы. Величину следует задавать минимально возможной. Далее, выбираем сопротивление резистора R16 в диапазоне от 200 до 800 Ом и определяем сопротивление R14=Rн.R16/R18 . Т.к. схема симметричная, то: R14=R15 , R16=R17 , R18=R19 .
Максимальная мощность, рассеиваемая на каждом из транзисторов VT7 , VT8 в рабочем режиме на НЧ при выбранном способе защиты составляет: Pmax=(U2БЭ.R14)/(4.R18.R16)=0,25Rн(UБЭ/R18)2 .
Заметим, что в аварийном режиме, т.е. при КЗ выхода усилителя на землю, рассеиваемая на выходных транзисторах мощность не превысит (0,1...0,2)Imax.Uп , а при замыкании выхода усилителя на источник питания выходные транзисторы вообще закроются. Причем, это наступает в момент, когда Iогр=0 , т.е. когда Uвых=Uп-UБЭ.Rн/R18 . В реальных условиях VT7 запирается при Uвых менее минус(2...4) В, VT8 — при Uвых более +(2...4) В. По сравнению со схемой защиты без использования делителей R14-R17 применённая схема имеет очевидные преимущества: максимальная рассеиваемая мощность при замыкании выхода на землю составляет в 6-11 раз меньшую величину, а при замыкании на источник питания ещё вдвое меньшую.
Из-за падения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) ОУ при повышении частоты увеличиваются искажения сигнала. Поэтому надо принять меры к тому, чтобы ВЧ тракт начинал работать раньше, чем станут заметными искажения сигнала в НЧ тракте, выполненном на ОУ. Для этого частоту среза фильтра нижних частот (ФНЧ) на входе ОУ, образованного R3 и С2 следует выбирать около 10 кГц, т.е. R3 =16 кОм, С2 =1000 пФ. Частоту среза фильтра верхних частот (ФВЧ) R4C1 следует выбирать не выше 1 кГц, т.е. R4 =20 кОм, С1 =0,01 мкФ. Коэффициент усиления разомкнутого тракта ВЧ устанавливается резисторами R7 , R8 . Коэффициент усиления необходимо устанавливать совместно с выбором ёмкости С3=С4, так, чтобы при замкнутой цепи ОС всего усилителя достигался желаемый вид переходных процессов. В принципе в данной схеме можно достигнуть значения КНИ 0,005 %.
Для ОУ достаточно стандартной частотной коррекции. При возбуждении усилителя на высоких частотах её можно подавить введением базовые цепи транзисторов резисторов. Возможно, потребуется в случае индуктивного характера нагрузки подключить корректирующую RC-цепочку, а такжезашунтировать R2 конденсатором небольшой ёмкости, включенным последовательно с резистором сопротивлением 0,1R2 . Выходные транзисторы могут быть составными, что позволяет достичь хороших энергетических и качественных показателей. И напомню - про мощность резисторов забывать не стоит. Во-первых, она определяется током через резистор - P=I2.R , во-вторых - максимально допустимым напряжением на резисторе.

Литература:
1. Титце У., Шенк К. Полупроводниковая схемотехника. — М.: Мир 1982
2. В помощь радиолюбителю: Сборник. Вып. 89. — М.:ДОСААФ, 1985
3. Шило В. Л. Линейные интегральные схемы. — М.: Советское радио, 1979

Ламповый или ? Этот вопрос в конце прошлого века часто рассматривался в различных «аудиофильских» изданиях. В настоящее время он, по сути, уже не актуален, так как оба варианта пользуются спросом на рынке и прочно занимают свои места в различных «нишах» звукотехники.

Качественный ламповый усилитель класса Hi-Fi

Например, для домашнего аудиокомплекса в ряду современных стереофонических усилителей класса High End предлагается «Houston Mini-1998SE», собранный на лампах 12АХ7 и EL84 по двухтактной ультралинейной схеме с трансформатором. Несмотря на ограниченную выходную мощность (около 10 Вт на канал), качество и динамика звучания усилителя с различной акустикой, по оценкам экспертов, не уступает высококачественным транзисторным УЗЧ, развивающим гораздо большую мощность.

Интерес к Hi-Fi ламповым усилителям в настоящее время вызван не только ностальгией аудиофилов по какому-то особенному «прозрачному’, «мягкому», «ламповому» звучанию, но и реальными достоинствами ламповых УЗЧ. Для практических целей выбор чаще всего делают, исходя из реальных возможностей усилителя, отвечающего конкретным требованиям.

Например, постройка и эксплуатация высококачественного лампового усилителя с однотактным выходным каскадом, работающим в режиме класса «А», по всем показателям, в том числе и по экономическим, во многих случаях не оправдана. Поэтому многие аудиофилы и музыканты по-прежнему отдают предпочтение классическому двухтактному ламповому выходному каскаду с трансформатором, который, собственно, и является важнейшим элементом, определяющим параметры и качество работы усилителя в целом.

Изготовить трансформатор для лампового усилителя в домашних условиях

Сделать хороший выходной трансформатор в домашних условиях достаточно сложно, а приобрести или заказать выполненный по всем правилам - недешево. В последнее время появились предложения использовать для ламповых УЗЧ в качестве выходных стандартные унифицированные трансформаторы типа ТАН или ТН. И хотя в этом случае не стоит рассчитывать на получение максимально возможных параметров, такой вариант заслуживает внимания благодаря доступности и практичности.

В настоящее время еще сохранились ламповые усилители, используемые музыкантами и выпущенные более 30 лет назад. Эта аппаратура, как правило, «гоняется» до полного физического износа. Многолетний опыт ее эксплуатации свидетельствует о надежности ламповых усилителей. Многие экземпляры, произведенные, например, такими фирмами как BEAG, TESLA, MARC HAL и другие, хорошо сохранились. Их ремонт чаще всего ограничивался заменой ламп и электролитических конденсаторов.

В более сложных случаях приходилось заменять элементы, от которых могли зависеть параметры усилителей. Некоторые элементы, например, резисторы, при неисправности разрушались. При этом их номинал по надписи определить было невозможно. Его подбирали опытным путем, лишь бы ламповый усилитель заработал, так как не все владельцы и ремонтники имели схемы аппаратуры.

По этим причинам, а также в связи с повышенным интересом к ламповой схемотехнике читателей, возможно, заинтересуют схемы наиболее популярных в конце прошлого века эстрадных усилителей. Эти схемы могут служить классическими образцами высококачественных ламповых УЗЧ, которые совместно с хорошей акустикой как раз и обеспечивают то качество звучания, по которому многие аудиофилы и музыканты испытывают ностальгию.

Простая схема лампового усилителя высокой мощности

На рис.1 показана «Marchal super 100РА». Ламповый усилитель обеспечивает выходную мощность 100 Вт на 8-омной нагрузке. При этом коэффициент нелинейных искажений не превышает 3% (регуляторы тембров установлены в среднее положение). Музыканты используют ламповый усилитель чаще всего как инструментальный.

УЗЧ имеет 4 высокоомных входа, то есть по два параллельных: Вх1 и Вх2, соединенные через резисторы R1, R2; ВхЗ и Вх4, соединенные через резисторы R7 и R8. Смешанные сигналы попарно усиливаются отдельными на сдвоенном триоде VL1 (ЕСС83) и через регуляторы уровня R10 и R13 подаются на следующий каскад усиления лампу VL2 (ЕСС83), который также выполняет роль смесителя.

При этом частотная характеристика по входам 1 и 2 (на выходе катодного повторителя второго триода VL2) линейна, а по входам 3 и 4 имеет подъем в области высоких частот, что достигается элементами пассивной частотной коррекции С5, С7, R12. Эффект звучания, получаемый в результате такой коррекции, называют «бриллиант».

Кроме того, в предварительном усилителе имеются три регулятора тембра раздельно по низким, средним и высоким частотам. Низкое выходное сопротивление, которое обеспечивает катодный повторитель, позволяет уменьшить взаимозависимость пассивных регуляторов тембров, собранных по простой схеме с минимальным количеством деталей (переменные резисторы R19, R20, R21; постоянный R18; конденсаторы С9, С11, С12).

Следующий каскад фазоинвертор (VL3) также собран на двойном триоде ЕСС83 и имеет регулируемую частотную коррекцию (переменный резистор R30, конденсатор С14) в цепи отрицательной обратной связи (ООС), позволяющую получить так называемый «эффект присутствия», т.е. подъем усиления в области средних частот (примерно от 2 до 5 кГц) на 6…8 дБ.

Следует учитывать, что при выбранном способе регулировки за счет ослабления действия ООС возрастают нелинейные искажения, которые при максимальном усилении на частоте 3 кГц могут составить 15%, что является приемлемым для инструментального звучания и даже нравится некоторым музыкантам, создавая определенную тембровую окраску. Если УЗЧ, собранный по данной схеме, предполагается использовать в составе аудиокомплекса для воспроизведения музыки или вокала, указанные элементы лучше вообще не устанавливать.

Двухтактный выходной каскад собран на 4-х лампах VL4…VL7 типа EL34 (аналог 6П27С), включенных по две параллельно в каждом плече. Выбранный вариант схемы на лучевых тетродах является наиболее простым, в связи с чем для надежной работы с минимальным коэффициентом нелинейных искажений требуется подбор ламп с идентичными параметрами. На практике это осуществить сложно. Можно ограничиться выбором ламп из одной партии (по году и месяцу выпуска), если они ранее не были в эксплуатации.

Как уже отмечалось, параметры усилителя во многом зависят от правильного расчета и качественного выполнения выходного трансформатора Т2. Для данной модели усилителя удалось найти лишь краткое описание трансформатора: магнитопровод - пластины Ш32х65: анодная обмотка состоит из 4-х секций, каждая секция содержит по 660 витков, намотанных проводом ПЭЛ диаметром 0,27 мм (лучше использовать ПЭВ диаметром 0,32мм).

Секции 1 и 3, а также 2 и 4 соединены параллельно, а их пары меду собой - последовательно. Вторичная обмотка также состоит из 4-х секций по 160 витков провода ПЭЛ диаметром 0,67 мм. Все секции соединены параллельно. Для тех, кто не имеет опыта самостоятельного изготовления выходных трансформаторов, этих данных может оказаться недостаточно, так как неправильное расположение и соединение какой-либо из обмоток может стать причиной ухудшения параметров и даже самовозбуждения усилителя.

Более подробное описание конструкции выходного трансформатора, рекомендации по выбору материалов и его изготовлению для усилителя фирмы Marchal. который по основным параметрам близок к описанному, даны в . Дроссель L1 выполнен на магнитопроводе Ш20х40 и имеет 200 витков провода ПЭЛ диаметром 0.41 мм. Данные силового трансформатора Т1: магнитопровод Ш40х55; первичная обмотка для напряжения сети 220 В 450 витков провода ПЭЛ диаметром 0.62 мм; вторичная обмотка для питания анодов ламп состоит из двух половин по 410 витков в каждой, намотанных проводом ПЭЛ диаметром 0,41 мм.

Каждая половина при номинальной нагрузке должна обеспечивать переменное напряжение не менее 200 В. Специальная обмотка, предназначенная для получения сеточного смещения (38 В), имеет 78 витков провода ПЭЛ диаметром 0,25 мм. Накальная обмотка содержит 15 витков провода ПЭЛ диаметром 1,8 мм. При номинальном напряжении сети она должна обеспечивать напряжение накала не менее 6,3 В.

Налаживание усилителя наминают с установки напряжения смещения (-38 В) подстроечным резистором R47. Чтобы не вызвать значительный перегрев выходных ламп из-за большого тока покоя, перед началом регулировки движок резистора устанавливают так, чтобы напряжение смещения было максимальным. Подстраивая резистор R45, добиваются минимального уровня фона, при этом входы 1-4 временно соединяют с общим проводом.

Несмотря на мировую популярность ламповых эстрадных усилителей фирмы Marchal, для большинства наших музыкантов они так и остались несбыточной мечтой. По понятным причинам гораздо большее распространение у нас получила эстрадная аппаратура, производимая в странах СЭВ. Большой популярностью в свое время пользовались комплекты эстрадной аппаратуры венгерской фирмы BEAG.

Обычно комплекты состояли из трех ламповых усилителей: двух инструментальных, один из которых предназначался специально для бас-гитары, и одного голосового. Каждый ламповый усилитель комплектовался акустической системой, соответствующей его предназначению.

Выходные каскады усилителей строились по идентичным двухтактным схемам на двух лучевых тетродах EL34 с трансформатором и могли развивать выходную мощность до 60 Вт на активной нагрузке 8 Ом. На рис.2 показана схема оконечной ступени инструментального усилителя «АЕХ25СГ фирмы BEAG.

Она включает в себя:

  1. предварительный ламповый усилитель (левая половина двойного триода VL3), на катод которого подается напряжение общей ООС;
  2. фазоинвертор (правая половина VL3);
  3. двухтактный выходной каскад на лампах VL4, VL5 (EL34) с фиксированным смещением (-42 В).

При отключенной акустической системе эта цепочка выполняет роль балластной нагрузки.Для питания анодов ламп усилителя используется выпрямитель (диоды VD1, VD2), собранный по схеме с удвоением напряжения. При этом обмотка силового трансформатора Т1, обеспечивающая анодное напряжение (+480 В), должна быть рассчитана на ток, в несколько раз больший потребляемого при номинальной выходной мощности усилителя.

Обмотка Т1, предназначенная для получения напряжения смещения, должна обеспечивать переменное напряжение около 32В лучше не менее 40. Тогда можно ввести регулировку напряжения смещения, заменив резистор R35 подстроенным с сопротивлением несколько десятков килоом. К накальным обмоткам подключены подстроенные резисторы RP5 и RP6, предназначенные для установки минимального уровня фона.

Предварительный ламповый усилитель на двойном триоде

На рис.3 показана схема предварительных каскадов усилителя «АЕХ250». В них используются два двойных триода ЕСС808. Ламповый усилитель имеет два идентичных входа с раздельными предварительными усилителями на лампе VL1 и регуляторами уровня RP1 и RP2, после которых сигналы смешиваются и усиливаются общим двухкаскадным усилителем на лампе VL2.

Между его каскадами установлены пассивные регуляторы тембра низких (RP3) и высоких (RP4) частот. Каких-либо иных особенностей схема не имеет Для некоторых конденсаторов указано рабочее напряжение, рекомендуемое производителем. Модель голосового усилителя «АЕХ650», предназначенного для усиления сигналов от 4-х микрофонов, отличается, в основном, построением предварительных каскадов.

При этом в нем имеется раздельная регулировка тембров по низким и высоким частотам для каждого входа. К усилителю можно подключить ревербератор «АКХ200» фирмы BEAG, построенный по принципу магнитной звукозаписи на кольцевую ленту. Данные выходных трансформаторов, подходящих по параметрам для выходного каскада усилителя «АЕХ250», можно найти в указанной литературе.

Сегодня у нас полезная самоделка для ценителей хорошего звука: высококачественный ламповый усилитель сделанный своими руками

Здравствуйте!

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель (уж очень руки чешутся) из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей: корпус, лампы,панельки к ним, трансформаторы и прочее.

Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром (безвозмездно тобишь) и стоимость моего нового проекта будет 0.00 гривен,а если что-то надо будет докупить по мелочи, куплю уже за рубли (так как начал я свой проект в Украине, а закончу уже в России).

Начну описание с корпуса.

Когда-то это был,судя по всему, неплохой усилитель фирмы SANYO модель DCA 411.

Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на 110 В (японец, наверное) закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов (это фото из интернета хорошего экземпляра). Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот, ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал (уж довольно много места там).

Решение принято. Теперь надо определяться со схемой и деталями. У меня есть достаточное количество ламп 6п3с и 6н9с.



Ввиду того, что однотактник я уже собирал на 6п3с,мне захотелось больше мощности и,порывшись в просторах интернета, я выбрал эту схему двухтактного усилителя на 6п3с.

Схема самодельного лампового усилителя (УНЧ)

Схема взята с сайта heavil.ru

Надо сказать, что схема, наверное, не самая хорошая, но ввиду её относительной простоты и доступности деталей решил остановиться на ней. Выходной трансформатор (фигура важная в сюжете).

В качестве выходных трансформаторов решено использовать «легендарный» ТС-180. Сразу камнями не кидайтесь (приберегите их до конца статьи:)) я и сам в глубоких сомнениях о таком решении, но учитывая моё стремление не тратить ни копейки на этот проект продолжу.

Выводы транса для моего случая я соединил вот так.

(8)—(7)(6)—(5)(2)—(1)(1′)—(2′)(5′)—(6′)(7′)—(8′) первичка

(10)—(9)(9′)—(10′) вторичка

на соединение выводов 1 и 1′ подается анодное напряжение, 8 и 8′ на аноды ламп.

10 и 10′ на динамик. (это я не сам придумал, нашел в интернете). Чтобы развеять туман пессимизма я решил проверить частотную характеристику трансформатора на глаз. Для этого собрал такой стенд на скорую руку.

На фото генератор ГЗ-102 , усилитель BEAG APT-100 (100V-100W), Осциллограф С1-65, эквивалент нагрузки 4 Ом (100W), ну и сам трансформатор. Кстати, на сайте есть .

Ставлю 1000 гц размахом 80 (примерно) вольт и фиксирую напряжение на экране осциллографа (около 2 в). Далее увеличиваю частоту и жду когда напряжение на вторичке транса начнет падать. Тоже самое делаю в сторону уменьшения частоты.

Результат меня, надо сказать, порадовал АЧХ практически линейна в диапазоне от 30 гц до 16 кГц, ну я думал, что будет намного хуже. Кстати, усилитель BEAG APT-100 имеет повышающий трансформатор на выходе и его АЧХ, возможно, тоже не идеальна.

Теперь можно собирать все до кучи в корпус со спокойной совестью. Есть задумка сделать монтаж и компоновку внутри в лучших традициях, так называемого, моддинга (минимум проводов на виду) и еще не плохо было бы сделать подсветку светодиодами как в промышленных экземплярах.

Блок питания самодельного лампового усилителя.

Сборку начну с заодно опишу его. Сердцем блока питания (да и всего усилителя, наверное) будет тороидальный трансформатор ТСТ-143, который я в своё время (года 4 назад) выдрал с мясом из какого-то лампового генератора прямо в то время, как его уносили на свалку. Больше к сожалению ничего не успел L жалко такой генератор, а может он еще и рабочий был или починить можно было … Ладно что-то я отвлекся. Вот он силовик мой.

Конечно в интернете нашел схему на него.

Выпрямитель будет на диодном мосте с фильтром на дросселе для анодного питания. И 12 вольт для питания подсветки и анодного напряжения. Дроссель вот такой у меня.

Его индуктивность составила 5 генри (если верить прибору) , что вполне достаточно для хорошей фильтрации. А диодный мост нашелся вот такой.

Его название BR1010. (10 ампер 1000 вольт). Все начинаю выпиливать усилитель. Думаю — будет как-то так.

Размечаю и вырезаю отверстия в текстолите под панельки для лампочек.





Получается неплохо:) пока мне всё нравится.

И так, и эдак. сверлим пилим:)

Началось что-то вырисовываться.

Нашел в старых запасах фторопластовый провод и сразу же все альтернативы и компромиссы по поводу провода для монтажа исчезли без следа:) .



Такой вот получился монтаж. Всё как бы «кошерно» накалы перевиты, земля в одной,практически, точке. Должно работать.

Пришло время городить питание. После проверки и прозвонки всех выходных обмоток транса припаял все необходимые провода к нему, и начал устанавливать согласно принятому плану.

Как известно, в нашем не легком никуда без подручных материалов: так пригодился контейнер от киндер-сюрприза.

И крышка от нескафе и старый компакт диск




Я повыдирал из плат телевизоров и мониторов. Все емкости не менее 400 вольт (знаю, что надо бы побольше, но не хочу покупать).

Мост шунтирую емкостями (какие были под рукой, наверное, поменяю потом)

Многовато получается, ну да ладно, под нагрузкой просядет:)

Выключатель питания использую штатный от усилителя (четкий и мягкий).

С этим готово. Хорошо получилось:)

Подсветка для корпуса лампового усилителя.

Для реализации подсветки была куплена светодиодная лента.

И установлена следующим образом в корпус.


Теперь свечение усилителя будет видно и в дневное время. Для питания подсветки я сделаю отдельный выпрямитель со стабилизатором на какой-нибудь КРКЕН подобной микросхеме (что найду в хламе) , от которого планирую запитать схему задержки подачи анодного напряжения.

Реле задержки.

Порывшись в закромах родины, я нашел вот такую совершенно нетронутую штуку.

Это радио-конструктор реле времени для фотоувеличителя.


Собираем, проверяем, примеряем.


Время срабатывания выставил около 40 секунд, а переменный резистор заменил постоянным. Дело идет к завершению. Осталось все собрать вместе, поставить морду, индикаторы и регуляторы.

Регуляторы (переменники на входе)

Говорят, от них может сильно зависеть качество звука. Короче я поставил вот такие

Сдвоенные по 100 кОм. так как у меня их два,то я решил запараллелить выводы получив тем самым 50 кОм и повышенную стойкость к хрипам:)

Индикаторы.

Индикаторы я задействовал штатные, со штатной подсветкой

Схема подключения была мною беспощадно выкушена с родной платы и также задействована.

Вот что в итоге у меня получилось.




При проверке мощности усилитель продемонстрировал напряжение на выходе 10 вольт неискаженной синусоиды частотой 1000гц на нагрузку 4 ома (25 ватт) одинаково по каналам, что порадовало:)

При прослушивании звук был кристально чистым без фона и пыли, что называется, но чересчур мониторным, что ли? красивым, но плоским.

Я наивно полагал, что он без тембров заиграет, но …

При использовании программного эквалайзера удалось получить очень красивое звучание, которое всем понравилось. Спасибо всем большое!!!