Методы диагностирования. Субъективные и объективные причины отказа при поиске работы Диагностирование автоматической коробки передач

Л-6. Методы дефектоскопии. Дефектоскопический контроль магнитным методом.

Методы оценки состояния машин и оборудования

Виды дефектов и их техническая диагностика

Дефектом яв-ся каждое отдельное несоответствие объекта установленным требованиям.

Дефекты различаются по

Размерам;

Расположению;

По природе;

Происхождению.

Дефекты могут образовываться в процессе

Плавки и литья (раковины, поры, рыхлости, включения и др.);

Обработки давлением (нар. и внутр. трещины, рванины, расслоения, закаты и др.);

Химической и химико-термической обработки (зоны грубозернистой структуры, перегревы, пережоги, термические трещины, неодинаковая толщина термического слоя и др.);

Механической обработки (шлифовочные трещины, несоблюдение размеров, риски и др.);

Сварки (непровары, шлаковые включения, газовые поры и др.)

Величина или масштаб дефекта – количественная характеристика отклонения фактических размеров и (или) формы деталей и их поверхностей от номинальных значений.

Диагностирование – определение технического состояния по косвенным параметрам и признакам.

Техническая диагностика – отрасль знаний, исследующая техническое состояние объектов диагностирования и проявления технических состояний, разрабатывающая методы и средства их обнаружения и локализации дефектов в технических системах, а также принципы организации и использования систем диагностирования.

Задача диагностирования – предупредительное обследование машины в целом или ее составных частей, преимущественно без разборки; определение технического состояния механизмов, проверка их работоспособности, оперативного обнаружения неисправностей; определение и предсказание возможных отклонений в режимах работы; сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и безотказности составных частей.

Различают субъективный и объективный поиск отказов и неисправностей.

Субъективный поиск – качественная оценка на основе опыта и навыков исполнителя.

Объективный метод – установление количественных оценок на основе КИП, стендов, специальных инструментов.

В свою очередь методы контроля можно подразделить на

Прямой – используются достоверные функциональные связи между контролируемыми и измеряемыми параметрами (визуальные методы контроля);

Косвенный – дефектоскопия. Применяется для обнаружения скрытых внутренних дефектов без разрушения деталей (недеструктивный контроль).

Дефектация направлена в первую очередь выявление дефектов деталей компрессоров и их узлов.

Характерным признаком дефектации является получение дефектоскопической информации на основе применения неразрушающих методов контроля тех или иных параметров состояния деталей и узлов. При поузловой дефектации выявляют отклонения деталей узлов от заданного взаимного положения. При подетальной дефектации определяют возможность повторного использования деталей и характер требуемого ремонта. Сортируют детали на следующие группы:


детали, имеющие износ в пределах допуска и годные для повторного использования без ремонта;

детали с износом выше допустимого, но пригодные для ремонта;

детали с износом выше допустимого и непригодные к ремонту.

Основные методы дефектоскопии деталей и узлов компрессоров приведены на рис. 11.

При визуальном контроле (наружном осмотре) выявляют видимые трещины, изломы, изгибы, истирания, выкрашивания, смятия, разъедание, царапины на поверхностях деталей.

Для визуального контроля состояния деталей без разборки применяют приборы для контроля внутренних поверхностей и обнаружения дефектов в труднодоступных местах - эндоскопы и бороскопы.

Принцип действия эндоскопов заключается в осмотре объекта с помощью специальной оптической системы, передающей изображение на значительные расстояния (до нескольких метров). При этом отношение длины эндоскопа к его поперечному сечению значительно больше единицы. Существуют линзовые, волоконно-оптические и комбинированные эндоскопы. Для возможности визуального наблюдения конструкция компрессора должна иметь соответствующие полости, лючки и т. п.

С помощью линзовых эндоскопов обнаруживают трещины, царапины, коррозионные пятна, выбоины и другие дефекты размерами 0,03-0,08 мм. Линзовые эндоскопы обычно представляют собой жесткую конструкцию, однако созданы приборы (имеющие участки корпуса с гибкой оболочкой), изгибающиеся в пределах 5-10°. Диаметр поля обзора 3-20 мм.

Гибкие волоконно-оптические эндоскопы позволяют передавать изображение контролируемого объекта по криволинейному каналу. Принципиальная схема такого контроля показана рис. 12.

Проверку на ощупь проводят для выявления изменений геометрических параметров деталей вследствие изнашивания, а также для выявления нарушений режима работы деталей, входящих в состав пар трения.

Инструментальные методы определения износа деталей приведены в табл. 8.

Обмером с помощью измерительного инструмента завершают, как правило, визуальный контроль деталей. Измерения позволяют определить износ тех или иных рабочих поверхностей, отклонение элементов детали от правильной геометрической формы как в продольном (конусообразность, бочкообразность и т. д.), так и в перечном (овальность, огранка и т. д.) сечениях детали. При обмере деталей используют стандартный мерительный инструмент универсального назначения (штангенциркули микрометры, микрометрические нутромеры и т. д.).

Отклонение формы деталей типа тел вращения в поперечных сечениях определяют с помощью кругломеров (например, мод. 256, 289, 290). При выполнении дефектации деталей в условиях специализированного ремонтного предприятия для контроля размеров применяют визуально-оптические приборы (проекторы), приборы для автоматического контроля линейных размеров и т. д. Метод обмера чаще всего при меняют при определении дефектов цилиндров, цилиндровых втулок, поршней, поршневых колец, поршневых штоков и пальцев, коленчатых валов, роторов, коренных и шатунных подшипников, крейцкопфов и параллелей.

Метод взвешивания обычно применяют для определения величины износа и интенсивности изнашивания деталей при исследованиях ресурса компрессора (ресурсных испытаниях). Применение этого метода в производственных условиях осложняется из-за недостаточной определенности места изнашивания, а также отсутствия строгих зависимостей износа, выражаемого через изменение размера изнашиваемой поверхности, от изменения массы детали. Поэтому в производственных условиях метод используют для качественной оценки состояния детали при дефектации.

Метод искусственных баз позволяет определять локальный износ детали с высокой точностью. Суть метода: перед началом эксплуатации на изнашиваемой поверхности делают лунки (рис. 13, а), или квадратные отпечатки (рис. 13, 6). Отпечатки могут быть получены, например, при вдавливании алмазной пирамидки. Геометрические параметры лунок и отпечатков измеряют до и после эксплуатации детали.

Недостаток метода - необходимость повреждения исследуемых поверхностей, что в отдельных случаях может привести искажению картины изнашивания.

Профилографирование – графическое записывание профиля.

При методе поверхностной активации обследуемая поверхность (участок, точка) детали подвергаются предварительному облучению потоком альфа-частиц. В результате в микрообъеме образуется смесь радиоактивных изотопов, испускающая гама-излучение. По мере изнашивания активированного объема уменьшается активность излучения, регистрируемого радиометрической аппаратурой (рис. 14).

Дефектация деталей по геометрическим признакам (износы, деформации, шероховатость и т. п.) составляет важную информацию о техническом состоянии обследуемых объектов. Однако для оценки ресурсных параметров необходима еще информация о внутреннем состоянии материала деталей, определяющем их статическую и динамическую прочность.

Краткие характеристики основных методов выявления дефектов материала деталей компрессоров приведены в табл. 9.

Цель гидропневмоиспытаний – выявление герметичности сборки, сварки и т.п., а так же испытания на прочность самих изделий.

При проведении гидропневмоиспытаний, изделия подвергают действию повышенного давления, выдерживают определенное время. Например, блок-картер в сборе с крышками испытывают на прочность гидравлическим давлением, как правило, 3,5 МПа с выдержкой, под давлением в течение 10 мин. При испытании персонал должен находиться за непроницаемой перегородкой. Подойти к изделию для контроля разрешается лишь после выдержки испытываемого блок-картера под давлением. Если при осмотре блок-картера, находящегося под давлением жидкости, наблюдаются течи, выступление росы, отпотевание и т. п., то блок-картер бракуют.

Постепенно поднимают давление до 2,1-2,5 МПа. Блок-картер выдерживают под давлением не менее 5 мин. При этом контролируют появление воздушных пузырей в воде.

Пузыри появляются в местах неплотностей, которые помечает испытатель.

После испытаний блок-картер и другие детали тщательно осматривают. Годные детали клеймят.

Цели гидропневмоиспытаний, проводимых при дефектации деталей компрессоров, совпадают целями аналогичных испытаний, проводимых при диагностике компрессоров в целом.

Гидропневмоиспытаниям подвергают корпуса, блок-картеры, цилиндры, цилиндровые втулки, арматуру, трубопроводы и др.

Корпуса компрессоров (блок-картеры ПК) в рабочих условиях находятся под давлением воды и газа (воздуха или паров холодильного агента) и их недостаточная прочность может привести к аварии, а недостаточная плотность - к утечке газа .

На прочность блок-картеры испытывают водой под давление, а на плотность - воздухом под давлением.

Блок-картер в сборе с крышками испытывают на прочность гидравлическим давлением, как правило, 3,5 МПа с выдержкой, под давлением в течение 10 мин. При испытании персонал должен находиться за непроницаемой перегородкой. Подойти к изделию для контроля разрешается лишь после выдержки испытываемого блок-картера под давлением. Если при осмотре блок-картера, находящегося под давлением жидкости, наблюдаются течи, выступление росы, отпотевание и т. п., то блок-картер бракуют.

После сброса давления до нуля воду из блок-картера сливают.

При испытании блок-картера на герметичность к нему подсоединяют шланг воздушной сети, после чего с помощью тельфера его опускают в ванну с водой. Толщина слоя воды в ванне над погруженным блок-картером обычно составляет 300-500

Постепенно поднимают давление до 2,1-2,5 МПа. Блок-картер выдерживают под давлением не менее 5 мин. При этом контролируют появление воздушных пузырей в воде.

Пузыри появляются в местах неплотностей, которые помечает испытатель.

После испытаний блок-картер и другие детали тщательно осматривают. Годные детали клеймят.

На ряде заводов при испытаниях блок-картеров на плотность их наружные поверхности покрывают мыльным раствором, в который добавляют несколько капель глицерина для предотвращен высыхания. При испытаниях также контролируют появление пузырей.

Подготовку к гидропневмоиспытаниям деталей фреоновых компрессоров проводят особенно тщательно. Детали очищают обдувают сухим сжатым воздухом, Детали, соприкасающиес с фреоном, обезжиривают, например, в четыреххлористом углероде или бензине-растворителе (уайт-спирите). Испытание прочность и плотность проводят под водой, используя сухой воздух или азот.

Дефектоскопический контроль магнитным методом. Магнитопорошковый метод предназначен для выявления поверхностных несплошностей металла (трещин, закатов, включений, расслоений и т.п.) за счет обнаружения магнитных полей рассеяния, возникающих вблизи дефектов после намагничивания объектов контроля.

С помощью магнитных методов выявляют трещины, поверхностные пленки, волосовины и другие дефекты стальных и чугунных деталей компрессоров: коленчатых валов, шатунов, штока и т. д.

При магнитопорошковом методе для выявлениянарушений сплошности в изделиях в качестве индикаторов используют магнитные порошки (люминесцентный, цветной) или магнитные суспензии. По ГОСТ 21105-87 высшая чувствительность метода ограничена дефектами с шириной раскрытия от 10 мкм и минимальной протяженностью условного дефекта 0,5 мм.

Магнитопорошковый метод контроля состоит из следующих операций:

подготовка детали к контролю,

намагничивание детали,

нанесение на деталь магнитного порошка или суспензии,

осмотр детали,

оценка результатов контроля

размагничивание.

Подготовка к контролю заключается в очистке поверхности детали от ржавчины, окалины, масляных загрязнений. Шероховатость зачищенной поверхности зоны контроля должна быть не более 40 микрометров.

Применяемые материалы: моющие средства, растворители (бензин, керосин, ацетон),СД-1, АФТ-1, волосяные щетки, кисти, мелкая наждачная бумага, скребки, напильники, х/б безворсовая ветошь, белая контрастная краска типа ELYWCP-712 или аналогичная (наносят для увеличения контрастности толщиной 5-10 микрометров).

Если поверхность детали темная и черный магнитный порошок плохо виден, то ее иногда покрывают тонким слоем белой краски (нитротролака).

Чувствительность и возможность обнаружения дефектов зависят от правильного выбора способа, направления и вида намагничивания.

Постоянный ток наиболее удобен для выявления внутренних дефектов (на расстоянии от поверхности до З мм). Однако детали с толщиной стенки более 25 мм не следует намагничивать постоянным током, так как после контроля их невозможно размагнитить. Внутренние дефекты можно выявить с помощью переменного (и импульсного) тока, если его амплитуду увеличить в 1,5-2,5 раза по сравнению с амплитудой тока, рассчитанной для выявления поверхностных дефектов. Намагничивание проводят разными способами: пропусканием тока по детали или стержню, проходящему через отверстие в детали; с помощью нескольких витков провода, проходящих в отверстие детали и охватывающих частью витка деталь снаружи. Продольное намагничивание чаще осуществляют с помощью соленоида и реже с помощью электромагнитов (еще реже применяют постоянные магниты).

В зоне дефекта резко изменяются параметры магнитного поля рассеяния. Силовые линии в намагниченной детали огибают дефект как препятствие с малой магнитной проницаемостью. Для выявления дефекта детали необходимо перпендикулярное расположение дефекта в направлении магнитного поля. Деталь необходимо проверять в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Магнитный порошок приготовляют из сухого, мелко размолотого железного сурика или из чистой железной окалины, измельченной в шаровой мельнице и просеянной. Порошок наносят на деталь распылением (способ сухого магнитного порошка) либо погружением детали в емкость с порошком, а также способом воздушной взвеси.

Применяют водные, керосиновые, масляные магнитные суспензии.

Для получения 1 л водной суспензии разводят 15-20 г олеинового или хозяйственного мыла в небольшом количестве теплой

воды, затем добавляют 50-60 г магнитного порошка и полученную смесь тщательно растирают в ступе. После этого доливают горячую воду до 1 л.

Масляные суспензии получают на основе, например, масла РМ либо трансформаторного масла.

Чувствительность магнитных порошков и суспензий оценивают с помощью прибора МП-10 или установки У-2498-78.

Магнитную суспензию наносят на деталь путем погружения в ванну, путем полива, а также аэрозольным способом, Напор струи должен быть слабым, чтобы порошок с дефектных мест не смывался.

Контролер должен осмотреть деталь после стекания с основной массы суспензии, когда картина отложений порошка становится неизменной.

Детали проверяют визуально, но в сомнительных случаях для расшифровки характера дефектов используют оптические приборы. Увеличение оптических средств не должно превышать х10. Применяют переносные и передвижные магнитные дефектоскопы.

Разбраковку деталей по результатам контроля проводит опытный контролер. На его рабочем месте должны быть фотографии дефектов или их дефектограммы (реплики с отложениями порошка, снятые с дефектных мест с помощью клейкой ленты), а также контрольные образцы с минимальными размерами недопустимых дефектов.

Отложения порошка на волосовинах имеют вид прямых или слегка изогнутых тонких линий. Осаждение порошка над трещинами имеет вид четких ломаных линий с плотным осаждением порошка. Валики порошка, осевшие под флокенами , представляют собой четкие и резкие короткие черточки, иногда искривленные, расположенные группами (реже единичные). Заковы дают четкое отложение порошка в виде плавно изогнутых линий. Поры и другие точечные дефекты выявляются в виде коротких полосок порошка, направление которых перпендикулярно направлению намагничивания.

Основным недостатком магнитопорошковсго метода является возможность перебраковки из-за отложений порошка на так называемых ложных дефектах (магнитная неоднордность, наклеп меди).

Феррозондовый метод применяется для полуавтоматического контроля качества поверхности и сварных соединений толстостенных ферромагнитных изделий типа обечаек, гильз, корпусов на наличие дефектов (разнонаправленных трещин, непроваров, раковон и т. д.) на поверхности и на глубине до 5 мм. Феррозондовая установка «Радиан-1М» позволяет выявлять дефекты размерами не менее 0,15 мм по глубине и 2 мм по протяженности.

Магнитографические дефектоскопы позволяют воспроизводи запись полей дефектов на магнитной ленте. Основной элемент при магнитографическом методе - магнитная лента - выполняет двойную роль: сначала служит индикатором дефекта, а затем становится источником вторичного отображенного магнитного поля, которое в свою очередь считывается еще одним индикатором. Магнитографический метод контроля состоит из процессов записи и считывания. Обеспечивается устойчивое выявление дефектов диаметром до 2 мм на глубине до 20 мм.

Субъективные и объективные методы диагностирования

Субъективные методы позволяют оценивать техническое состояние контролируемого объекта: визуальным осмотром, ослушиванием (характер шумов, стуков и вибрации); по степени нагрева механизмов "на ощупь"; по характерному запаху.

Достоинство субъективных методов - низкая трудоемкость и практическое отсутствие средств измерения. Однако результаты диагностирования этими методами дают только качественную оценку технического состояния объекта и зависят от опыта и квалификации диагноста.

Объективные методы контроля работоспособности объекта основаны на использовании измерительных приборов, стендов и другого оборудования, позволяющих количественно определять параметры технического состояния, которые изменяются в процессе эксплуатации .

Диагностирование асинхронных двигателей единых серий

Способ диагностирования - это совокупность и последовательность действий или экспериментов, направленных на определение технического состояния электрооборудования. В нашей схеме необходимо произвести диагностирование изоляции и контактов...

Звуковые волны

Любое тело, которое находится в упругой среде и колеблеться со звуковой частотой, является источником звука. Источника звука можно поделить на две группы: источники, которые работают на собственной частоте, и источники...

Звуковые волны

Человек ощущает звуки, которые лежат в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Чувствительность органов слуха человека до разных частот неодинаковая. Для того, чтобы человек реагировал на звук, необходимо...

Измерение состава сплава висмут-сурьма по длине слитка после направленной кристаллизации методом энергодисперсионного зондирования электронным пучком

Рентгеновские фотоны обладают свойствами частиц и волн и их свойства можно охарактеризовать в терминах энергий или волн. Для рентгеноспектрального микроанализа можно использовать энерго-дисперсионный спектрометр...

Изучение гидравлики как теоретической дисциплины

Дальнейшие работы в области теоретической и прикладной гидромеханики были направлены на развитие методов решения практических задач, развитие новых методов исследования, новых направлений: теория фильтрации, газо- и аэродинамика и др...

Исследование спектрально-люминесцентных свойств водорастворимых мезо-пиридил замещенных свободных оснований порфиринов и их цинковых комплексов

Объектами исследования выбраны катионные водорастворимые свободные основания тетра-мезопиридилпорфирина и их цинковые комплексы, содержащие в качестве противоиона Cl-...

Магнитооптические методы защиты ценных бумаг

Магнитооптические методы визуализации основаны на явлении поворота плоскости поляризации отраженного от намагниченного материала (эффект Керра) или проходящего через магнитооптическую среду (эффект Фарадея) света...

Методы исследования строения молекул

Принципиально иное направление расчетной квантовой химии, сыгравшее огромную роль в современном развитии химии в целом, состоит в полном или частичном отказе от вычисления одноэлектронных (3.18) и двухэлектронных (3.19)-(3.20) интегралов...

Моделирование магнитного поля гидроэлектрического плотномера

Наибольшей универсальностью обладают численные методы. Они обладают следующими достоинствами: простотой алгоритмизации и автоматизации вычислений, возможностью рассчитать нелинейные и неоднородные поля, легкость построения графиков...

Современные методы диагностики тяговых трансформаторов железных дорог и построение экспертной системы для обработки результатов тепловизионной диагностики тяговых трансформаторов ВСЖД

Физические принципы, заложенные в основу измерения концентрации вещества кондуктометрическим методом

Обычно анализируемый образец состоит не из одного вещества, а из смеси веществ. Одни из них представляют интерес для исследователя, другие являются примесями, осложняющими анализ. И хотя существуют аналитические методики...

Характеристики микромеханических реле на основе тонких слоистых исполнительных элементов

1. Оптическая микроскопия (оптический микроскоп Аксиоскоп (Axio Imager), производитель: «Карл Цейз» (Carl Zeiss) - для определения линейных размеров подвижных элементов. Прибор последовательно фокусируют на верхнюю и нижнюю горизонтальные поверхности...

Частотный датчик уровня

Электромеханические методы сочетают механическую систему передачи сигналов о перемещении поплавка с электрическим устройством съема сигналов и электрической системы дальнейшей передачи информации об этом перемещении...

Элементные водонагреватели

Способ диагностирования - это совокупность и последовательность действий или экспериментов, направленных на определение технического состояния электрооборудования...

«Кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Методические указания для...»

Федеральное агентство по образованию

Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская

государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова»

Кафедра автомобилей и автомобильного хозяйства

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Методические указания для подготовки дипломированного специалиста по направлению 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования», специальность 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», квалификация – инженер, очная и заочная формы обучения Дисциплина специальная Д/о З/о Курс 4 4 Семестр 8 – Всего часов 136 136 Из них аудиторных 68 18 В том числе лекции 34 8 Практические занятия 16 4 Лабораторные работы 18 6 Самостоятельная работа 68 118 Зачёт (семестр) 8 – Контрольная работа 5 курс

– Курсовая работа 5 курс Сыктывкар 2007 УДК 629.3.083.4 ББК 30.82 Д44 Программа по самостоятельной работе студентов составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования», по специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования».

Обсуждена на заседании кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства 4 сентября 2007 г., протокол № 1.



Рассмотрена и одобрена методической комиссией лесотранспортного факультета 11 сентября 2007 г., протокол № 1.

Составитель: ст. преподаватель Р. В. Абаимов

Диагностирование автомобильного транспорта:

Д44 самостоятельная работа студентов: методические указания для подготовки дипломированного специалиста по направлению транспорта и транспортного 653300 «Эксплуатация оборудования», специальность 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», квалификация – инженер, очная и заочная формы обучения / сост. Р. В. Абаимов;

Сыкт. лесн. ин-т. - Сыктывкар: СЛИ, 2007. - 32 с.

УДК 629.3.083.4 ББК 30.82

–  –  –

1.1. Цель преподавания дисциплины Цель обучения дисциплине «Диагностирование автомобильного транспорта» состоит в том, чтобы дать будущему инженеру знания в изучении и установлении признаков неисправностей машин и их механизмов, разрабатывающая методы и средства, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о характере и существе неисправностей.

«Диагностирование автомобильного транспорта» является одним из основных профилирующих предметов, изучив который, студент должен обладать знаниями, позволяющими ему продолжить обучение и получить квалификацию инженер.

Задачи изучения дисциплины 1.2.

Дисциплина «Диагностирование автомобильного транспорта» является основой формирования у студентов системы научных и профессиональных знаний и навыков в области создания, содержания и использования автомобильного транспорта - обучение студентов методам и приемам целенаправленного использования знаний, полученных при изучении фундаментальных и специальных курсов для решения задач повышения эффективности работы автомобильного транспорта. Курс относится к числу специальных дисциплин.

В результате изучения курса «Диагностирование автомобильного транспорта»

студент должен иметь представление:

О техническое состояние любых машин или механизмов в процессе их эксплуатации;

О систематизации неисправностей агрегатов и узлов и признаки этих неисправностей.

О прогнозирующих ресурсах безотказной работы автомобиля

О определении технического состояния безразборными методами знать и уметь использовать:

Контрольно-измерительные средства и специальное оборудование;

Состояние элементов автомобиля путем определенной последовательности в выполнении проверок.

Различать субъективный и объективный поиск отказов и неисправностей

Поиск отказов и последовательность проверки;

Поэлементное диагностирование при ТО и ТР

Методики прогнозирования вероятности безотказной работы автомобиля

1.3. Перечень дисциплин и тем, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины Для полноценного усвоения учебного материала по дисциплине «Диагностирование автомобильного транспорта» необходимо иметь прочные знания по дисциплинам «Основы теории надежности и диагностики». «Техническая эксплуатация автомобиля».

Дополнение к Государственному образовательному стандарту высшего 1.4.

профессионального образования по дисциплине «Диагностирование автомобильного транспорта»

Техническое состояние любых машин или механизмов в процессе их эксплуатации, неисправности их агрегатов и узлов и признаки этих неисправностей методы и аппаратура для их выявления. Понятие отказа. Диагностические параметры, основные и второстепенные. Углубленная диагностика элементов. Система диагностирования и комплекс диагностической аппаратуры, система управления обратной связью. Структура подразделений технической диагностики на АТП. Методы диагностики автомобилей.

2.1. Самостоятельная работа и контроль успеваемости по формам обучения

–  –  –

ПОДГОТОВКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Самостоятельная работа студентов по изучению отдельных тем дисциплины включает поиск учебных пособий по данному материалу, проработку и анализ теоретического материала, самоконтроль знаний по данной теме с помощью нижеприведенных контрольных вопросов и заданий.

–  –  –

ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Самостоятельная работа студентов по изучению отдельных тем дисциплины включает поиск учебных пособий по данному материалу, проработку и анализ теоретического материала, самоконтроль знаний по данной теме с помощью решения задач или расчетов.

–  –  –

ПОДГОТОВКЕ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

Согласно учебному плану специальности на проведение лабораторных работ отводится 16 часов по очной форме обучения и 4 часа по заочной форме обучения.

Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а и также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью нижеприведенных контрольных вопросов и заданий.

Наименование темы Контрольные вопросы и задания

–  –  –

При выполнении работы использовать , , .

РАБОТЫ Выполнение курсовых работ в рамках изучения дисциплины «Диагностирование АТ»

преследует цель обучения студента приемам работы с учебной, специальной литературой по автомобилям, навыкам научно-исследовательской работы.

Курсовая работа должна включать:

средства диагностирования узла, агрегата или системы; основные неисправности узла, агрегата или системы; методика проведения диагностирования с помощью средств диагностирования; определение общих годовых затрат на пост диагностики; расчет годовой экономии при внедрении поста диагностирования и срока его окупаемости; заключение;

список литературы.

Объем пояснительной записки – 20-25 листов. Оформление должно соответствовать ГОСТу 7.32-91 «Структура и правила оформления», изложенном в методических указаниях «Основные требования к оформлению текста пояснительной записки при выполнении дипломного проекта», С-Петербург, 2000г.

–  –  –

РАБОТЫ Выполнение контрольных работ в рамках изучения дисциплины «Диагностирование АТ» преследует цель обучения студента приемам работы с учебной, специальной литературой по автомобилям, навыкам научно-исследовательской работы.

В рабочей программе дисциплины указана основная и дополнительная литература.

Однако при выполнении курсовой работы студент не должен ограничиваться данным списком литературы, а самостоятельно найти специальную литературу по раскрываемому им вопросу в курсовой работе.

Задание выдается индивидуально каждому студенту.

Контрольная работа должна включать: содержание; введение, основная часть;

заключение; список литературы.

Объем пояснительной записки – 10–15 листов. Оформление должно соответствовать ГОСТу 7.32-91 «Структура и правила оформления», изложенном в методических указаниях «Основные требования к оформлению текста пояснительной записки при выполнении дипломного проекта», С-Петербург, 2000г.

Введение, заключение, список литературы, главы печатаются с новой страницы заглавными буквами и выделяются жирным шрифтом. Графики, таблицы выполняются ручным способом или с помощью специальных компьютерных программ. Страницы скрепляются жесткой обложкой специальных папок для выполнения курсовых работ. В отдельных случаях, с разрешения руководителя, работа может быть выполнена в рукописном варианте разборчивым почерком черной или синей пастой с соблюдением указанных требований.

Контрольная работа выдается преподавателем каждому студенту индивидуально.

Темы контрольных работ:

1. Обработка информации о надёжности

2. Методы диагностирования

3. Средства технического диагностирования

4. Виды контрольно-диагностических операций

5. Техническая диагностика. Общие положения

6. Диагностирование при ТО-1

7. Диагностирование при ТО-2

8. Диагностика двигателя. Общее состояние.

9. Диагностирование КШМ и ГРМ.

10. Диагностирование двигателя. Система смазки.

11. Диагностирование двигателя. Система охлаждения

12. Диагностирование двигателя. Система зажигания.

13. Диагностирование системы питания дизельного двигателя.

14. Диагностирование системы питания инжекторного двигателя.

15. Диагностирование трансмиссии. Сцепление.

16. Диагностирование трансмиссии. КПП, карданная передача, задний мост.

17. Диагностирование рулевого управления.

18. Диагностирование рабочей тормозной системы.

19. Диагностирование рессор, амортизаторов и шин.

20. Датчики, использующиеся при диагностировании. Классификация.

21. Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к датчикам.

22. Диагностирование системы питания двигателя с распределенным впрыском.

4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

4.1. РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ Текущая успеваемость студентов контролируется выполнением, оформлением и защитой отчетов по лабораторным работам, промежуточной аттестацией в виде тестирования. Тесты промежуточной аттестации включают: теоретический материал, пройденный на лекциях, практический материал по лабораторным работам.

Тесты по предмету «Диагностирование АТ»

Тестовые заданий по дисциплине выполняются студентами очной формы обучения на промежуточной аттестации, студентами заочной формы обучения – в форме домашних заданий.

–  –  –

1. Техническая диагностика - это:

1) область науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправностей машин и их механизмов, разрабатывающая методы и средства, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о характере и существе неисправностей;

2) область науки, устраняющая неисправности машин и их механизмов, разрабатывающая методы и средства, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о характере и существе неисправностей;

3) область науки, разрабатывающая методы и средства, при помощи которых дается заключение (ставится диагноз) о характере и существе неисправностей;

4) процесс определения технического состояния безразборными, объективными и субъективными методами;

5) процесс определения технического состояния автомобиля с помощью контрольноизмерительных средств, специального оборудования и приборов.

2. К субъективному поиску отказов относят:

1) Деятельность человека и функционирующую диагностическую систему, позволяющую получить фиксированные числовые значения оценочных параметров;

2) Процесс диагностирования, осуществляемый с помощью контрольноизмерительных приборов, оборудования и инструмента;

3) Определения состояния автомобиля и его элементов путем задания числа проверок, порядок осуществления которых произволен;

4) Выявление автомобилей(из числа эксплуатируемых), техническое состояние которых не соответствует требованиям по безопасности движения, с помощью контрольноизмерительных приборов, оборудования и инструмента;

5) определение диагностических параметров, поддающихся при наличии опыта и знаний оценке с помощью органов чувств механика-диагностика или с применением отдельных простейших средств для усиления сигнала.

3. Линейное диагностирование автомобилей:

4) Возлагается на водителя, который использует, как объективную оценку, с помощью приборов на щитке, так и субъективную, посредством своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания);

5) Проводится с помощью различных средств диагностирования, до проведения ТО-1, с включением в общий комплекс диагностирования на АТП.

4. Измерение потерь на преодоление сил трения в механизмах автомобиля позволяет:

1) Определять техническое состояние агрегатов и механизмов ходовой части в целом;

2) Определять работоспособное состояние механизма сцепления;

3) Выявлять нарушение регулировок различных механизмов и прочность резьбовых соединений;

4) Диагностировать все подвижные сопряжения, создающие ударные нагрузки;

5) Определять работоспособное состояние тормозных механизмов.

5. Исключите процесс не входящий в параметры комплексной диагностики (1 этап):

1) Мощность двигателя;

2) Расход топлива;

3) К. П. Д. для агрегатов трансмиссии и ходовой части;

4) Тормозные свойства и уровень шума в механизмах;

5) Обследование технического состояния механизмов и выявление причин неисправного состояния.

6. Средства технической диагностики представляют собой:

1) Технические устройства, предназначенные для измерения текущих значений диагностических параметров;

2) Технические устройства, предназначенные для измерения комплексных значений диагностических параметров;

3) Технические устройства, предназначенные для проведения поэлементной диагностики;

4) Технические устройства, предназначенные для проведения общей диагностики;

5) Технические устройства, предназначенные для определения технического состояния автомобиля.

7. Генераторные датчики - это:

8. Электрокинетические датчики - это:

2) Датчики, использующие явление электрокинетического потенциала, возникающего при вынужденном протекании полярной жидкости через пористую стенку;

4) Датчики, использующие зависимость концентрации водных растворов от концентрации водородных ионов в растворе;

9. Исключите процесс не входящий на вновь разрабатываемые или находящиеся в эксплуатации средства технической диагностики:

1) Получение максимума информации о техническом состоянии агрегата при минимальном числе контролируемых параметров за счёт использования динамических методов диагностирования;

2) Обеспечение высокой достоверности диагностирования при оптимальной точности измерения параметров технического состояния;

3) Минимальная трудоемкость основных и вспомогательных операций диагностирования;

4) Встраевыемые в объект технического диагностирования;

5) Универсальность (пригодность для различных марок двигателя), простота и удобство эксплуатации, высокая надежность.

1) Датчик абсолютного давления;

2) Датчик-измеритель количества проходимого в камеру сгорания воздуха;

3) Датчик контроля содержания кислорода в отработавших газах;

4) Топливный элемент;

5) Топливный аккумулятор.

1) Устанавливается периодичность ТО-1 и ТО-2 по данным фактических изменений параметров технического состояния элементов автомобилей с учетом пробега на постах диагностирования;

4) Определить суммарные затраты на средства диагностирования.

1) Линейность характеристики;

2) Коэффициент чувствительности;

3) Однородность воспринимаемого параметра;

4) Надежность;

5) Стабильность.

1) Вода в топливе;

2) Пустой топливный бак;

3) Неисправная противоугонная система;

4) Повреждение замка зажигания;

5) Влага, вода на крышке распределителя, высоковольтных проводах и их наконечниках.

14. Электрические газоанализаторы работают по принципу:

15. Резкие глухие стуки в двигателе, хорошо слышимые при отпускании педали сцепления, в кривошипно-шатунном механизме, является следствием:

1) Износ коренных подшипников;

2) Износ шатунных подшипников;

3) Износ поршневых колец;

4) Износ юбок поршней;

5) Трещины или прогар поршней.

Вариант 2

1. Диагностирование - это:

1) раздел науки по эксплуатации автомобильного транспорта:

2) процесс определения рациональной последовательности проверки механизмов и на основе изучения динамики изменения параметров технического состояния агрегатов и узлов автомобиля прогнозирование;

3) процесс определения технического состояния безразборными методами;

4) проверка технического состояния элементов автомобиля с помощью определенной последовательности, с использованием специального оборудования;

5) проверка технического состояния элементов автомобиля, обеспечивающих безопасность движения, с использованием специального оборудования и имеющую определенную последовательность операций.

Диагностирование технического состояния элементов автомобиля на АТП 2.

Прогнозировать надежность автомобиля;

1) Выявлять (уточнять), перед ТО и ТР, неисправность или причины отказа;

2) Прогнозировать надежность узлов и агрегатов автомобиля;

3) Уточнять объем работ перед ТО и ТР;

4) Выявлять, с помощью контрольно-измерительного оборудования, последовательность ТО 5) и ТР.

3. К первой группе методов диагностирования автомобиля относят:

2) Методы оценки по геометрическим параметрам автомобиля;

3) Методы оценки по параметрам сопутствующих процессов;

4) Методы, оценивающие интенсивность тепловыделения;

Определение теплового состояния механизмов и систем позволяет:

2) Определять техническое состояние деталей ЦПГ;

3) Определять техническое состояние приводов сцепления и тормозов;

4) Диагностировать все подвижные сопряжения, создающие тепловую нагрузку;

5) Выявлять нарушение регулировок различных механизмов и прочность резьбовых соединений

5. При ходовой комплексной диагностике, в параметры механических потерь трансмиссии входят:

1) Время выбега;

2) Путь разгона;

3) Максимальное ускорение;

4) Время разгона;

5) Эксплуатационный расход.

К внешним средствам технической диагностики относятся:

Индикаторы предельного состояния;

1) Средства, для оценки и запоминания параметров состояния;

2) Информационно-советующие системы;

3) Средства, для оценки параметров состояния в динамике;

4) Переносные приборы.

7. Параметрические датчики - это:

1) Датчики, в которых осуществляется преобразование измеряемого параметра непосредственно в электрический сигнал;

2) Датчики, в которых измеряемая величина преобразуется в параметр электрической цепи – сопротивление, емкость, индуктивность, причем датчик питается от внешнего источника энергии;

3) Датчики, в которых измеряемая величина преобразуется в параметр электрической цепи – сопротивление, емкость, индуктивность, причем датчик имеет автономное питание;

4) Датчики, в которых энергетическим носителем информации является жидкость;

5) Датчики, в которых энергетическим носителем информации является воздух.

8. Потенциометрические датчики предназначены для измерения:

2) Малых перемещений;

9. Исключите требования, не предъявляемые к датчикам средств технической диагностики:

1) Обусловленные условиями эксплуатации;

2) Обусловленные стоимостью датчиков;

3) Видом изменений входной (контролируемой) величины;

4) Характером изменений входной (контролируемой) величины;

5) Конструктивными особенностями.

–  –  –

11. На основе диагностической управляющей информации в производственных условиях решаются задачи:

1) Определяется необходимый объем (трудоемкость и перечень) работ по ТО и ТР, выявление диагностом фактической потребности элементов автомобиля в технических воздействиях;

2) Определить существующее положение на АТП с диагностическим обеспечением;

3) Установить состав средств диагностирования в зависимости от поставленных задач и мощности предприятия;

–  –  –

13. Проблемой при запуске исправного двигателя по не техническим причинам является:

1) Свечи зажигания залиты топливом;

2) Пустой топливный бак;

3) Конденсат на свечах зажигания после длительного простоя автомобиля;

5) Неисправность противоугонной системы.

14. Электрохимические газоанализаторы работают по принципу:

1) Дожигания отработавших газов на предварительно нагретой эл. током платиновой нити;

2) Измерения степени поглощения инфракрасного (теплового) излучения отдельными компонентами отработавших газов;

3) Измерения степени поглощения ультрафиолетового (теплового) излучения отдельными компонентами отработавших газов;

4) Оптико-физического взаимодействия непрозрачных частиц отработавших газов с оптическим излучением и измерение величины поглощения.

–  –  –

Вариант 3

1. Исключите процесс не входящий в объективный поиск отказов и неисправностей при диагностировании:

1) объект диагностирования;

2) деятельность человека:

3) деятельность автомобиля;

4) диагностическая система;

5) процесс функционирования системы.

2. Диагностирование автомобилей при первом техническом обслуживании ТО-1 (общее диагностирование Д-1):

1) Проводится по узлам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения автомобиля, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен;

2) Проводится по узлам и механизмам автомобиля, с использованием контрольноизмерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен, и выделением промежуточного класса значений параметров с целью прогнозирования отказов путем периодической фиксации текущих значений параметров;

3) Проводится по узлам и механизмам, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, где возможны износы, вибрации, шумы, стуки, нарушения регулировок;

3. К третьей группе методов диагностирования автомобиля относят:

1) Методы оценки по выходным параметрам эксплуатационных свойств;

2) Методы, основывающиеся на объективной оценке геометрических параметров в статике;

3) Методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах и каналах;

4) Методы, базирующиеся на имитации скорости и нагрузочных режимов работы автомобиля;

5) Методы, оценивающие параметры виброаккустических сигналов.

4. Проверка состояния сопряжений и установочных размеров позволяет:

1) Определять работоспособное состояние систем охлаждения и смазки;

2) Определять техническое состояние агрегатов и механизмов ходовой части в целом;

3) Определять техническое состояние подшипников колес;

4) Определять нарушения герметичности ЦПГ и ГРМ;

5) Выявлять нарушение регулировок различных механизмов и прочность резьбовых соединений.

5. При ходовой комплексной диагностике, в параметры интенсивности разгона входят:

1) Максимальное замедление;

2) Максимальное ускорение;

3) Время выбега;

4) Путь выбега;

5) Расход при разгоне.

К встроенным средствам технической диагностики относят:

Стационарные стенды;

1) Индикаторы предельного состояния;

2) Средства, для оценки и запоминания параметров состояния;

3) Информационно-советующие системы;

4) Переносные приборы.

7. Датчики электрических потенциалов - это:

1) Датчики, использующий зависимость ЭДС элементов от состава и концентрации растворов эл. лита;

3) Датчики, использующие изменение сопротивления электропроводящей емкости при взаимном перемещении электродов;

5) Датчики, коммутирующие эл. цепь под действием измеряемого параметра.

8. Тензорезисторные датчики предназначены для измерения:

1) Температуры жидких сред и поверхностей корпусных деталей;

2) Малых перемещений;

3) Фазовых параметров работы двигателя и частоты вращения;

4) Давлений, усилий, вращающих моментов, относительных перемещений;

5) Абсолютных давлений, относительных давлений, перепадов давлений, линейных и угловых скоростей.

9. Порог чувствительности датчика - это:

10. Исключите элемент, не входящий в систему питания и зажигания инжекторного двигателя:

1) Пусковая форсунка;

2) Форсунка с электромагнитным управлением;

3) Форсунка с электромеханическим управлением;

4) Распределитель топлива;

5) Регулятор давления топлива.

11. На основе диагностической управляющей информации в производственных условиях решаются задачи:

1) Устанавливается необходимый запас элементов автомобиля на промежуточном и центральном складах по фактическому техническому состоянию подвижного состава данного предприятия;

2) Установить состав средств диагностирования в зависимости от поставленных задач и мощности предприятия;

4) Установить долю объективного диагностирования в массиве параметров объективного и субъективного диагностирования.

–  –  –

13. Проблемой при запуске исправного двигателя по не техническим причинам является:

1) Вода в топливе;

2) Влага, вода на крышке распределителя, высоковольтных проводах и их наконечниках;

3) Повреждение замка зажигания;

4) Плохой контакт провода «массы»;

14. Дымомеры работают по принципу:

1) Дожигания отработавших газов на предварительно нагретой эл. током платиновой нити;

2) Измерения степени поглощения инфракрасного (теплового) излучения отдельными компонентами отработавших газов;

3) Измерения степени поглощения ультрафиолетового (теплового) излучения отдельными компонентами отработавших газов;

4) Оптико-физического взаимодействия непрозрачных частиц отработавших газов с оптическим излучением и измерение величины поглощения.

15. Исключите деталь, которая не диагностируется в системе питания дизельного двигателя:

1) Регулятор частоты вращения двигателя;

4) Форсунки.

Вариант 4

1. Выберите процесс, входящий в субъективный поиск отказов и неисправностей при диагностировании:

1) выявление причины отказа;

2) деятельность автомобиля;

3) процесс функционирования системы;

4) диагностическая система;

5) деятельность системы автомобиль-человек.

2. Поэлементное диагностирование автомобилей (Д-2):

1) Проводится по узлам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения автомобиля, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен;

2) Проводится по узлам и механизмам автомобиля, с использованием контрольноизмерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен, и выделением промежуточного класса значений параметров с целью прогнозирования отказов путем периодической фиксации текущих значений параметров;

3) Проводится по узлам и механизмам, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, где возможны износы, вибрации, шумы, стуки, нарушения регулировок;

4) Приравнивается к линейному диагностированию и возлагается на водителя, который использует, как объективную оценку, с помощью приборов на щитке, так и субъективную, посредством своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания);

5) Приравнивается к интегральному диагностированию, который проводится с помощью различных средств диагностирования, до проведения ТО-1, с включением в общий комплекс диагностирования на АТП.

Ко второй группе методов диагностирования автомобиля относят:

1) Методы, оценивающие параметры виброаккустических сигналов;

2) Методы оценки по параметрам сопутствующих процессов;

3) Методы, основывающиеся на объективной оценке геометрических параметров в статике;

4) Методы оценки герметичности рабочих объемов, степени износа ЦПГ, работоспособности пневмопривода тормозов и плотности прилегания клапанов;

5) Методы оценки влияния на окружающую среду, токсичности отработанных газов, дымность и шум.

4. Проверка герметичности систем и сопряжений позволяет:

1) Определять работоспособное состояние механизма сцепления;

2) Диагностировать все подвижные сопряжения, создающие ударные нагрузки, зубчатые и шлицевые соединения, подшипники;

3) Определять техническое состояние деталей ЦПГ и ГРМ;

4) Определять наличие и качество смазки в картере КПП, главной передаче и бортовых редукторах;

5) Измерять утечку газов и жидкостей.

5. При стационарной комплексной диагностике, в параметры механических потерь трансмиссии входят:

2) Время разгона;

3) Путь разгона;

4) Максимальное замедление;

5) Максимальное ускорение.

–  –  –

7. Гальванические датчики - это:

1) Датчики, использующий зависимость ЭДС элементов от состава и концентрации растворов эл. лита;

2) Датчики, использующие зависимость концентрации водных растворов от концентрации водородных ионов в растворе;

3) Датчики, использующие изменение сопротивления электропроводящей емкости при взаимном перемещении электродов;

4) Датчики, использующие явление электрокинетического потенциала, возникающего при вынужденном протекании полярной жидкости через пористую стенку;

5) Датчики, коммутирующие эл. цепь под действием измеряемого параметра.

–  –  –

9. Стабильность выходной характеристики - это:

1) минимальное изменение контролируемой величины, вызывающее изменение выходного сигнала;

2) максимальное изменение контролируемой величины, не вызывающее изменения выходного сигнала;

3) отношение изменения выходного сигнала к вызывающему его изменению контролируемой величины (входного сигнала);

4) качество преобразователя, отражающее неизменность во времени его метрологических свойств;

5) средняя разность между значениями выходного сигнала, соответствующими данной точке диапазона измерения при двух направлениях медленного, многократного изменения информативного параметра входного сигнала в процессе подхода к данной точке диапазона измерения.

10. Исключите элемент, не входящий в систему питания и зажигания инжекторного двигателя:

1) Воздушный клапан;

2) Топливный клапан;

3) Регулятор давления топлива;

4) Стабилизатор давления топлива;

5) Топливный аккумулятор.

11. На основе диагностической управляющей информации в производственных условиях решаются задачи:

1) Определяется ресурс автомобилей, который основан на наличии данных на постах диагностирования и фактических сведений по параметрам состояний автомобилей и отказов;

2) Определить существующее положение на АТП с диагностическим обеспечением;

3) Определить суммарные затраты на средства диагностирования;

4) Установить долю объективного диагностирования в массиве параметров объективного и субъективного диагностирования.

12. Исключите пункт не входящий в понятие «Основные характеристики датчиков»:

1) Стабильность;

2) Однородность воспринимаемого параметра;

3) Коэффициент чувствительности;

4) Геометрические размеры;

5) Линейность характеристики.

13. Проблемой при запуске исправного двигателя по не техническим причинам является:

1) Вода в топливе;

2) Пустой топливный бак;

3) Повреждение АКБ;

4) Конденсат на свечах зажигания после длительного простоя автомобиля;

5) Свечи зажигания залиты топливом.

14. Электрохимический газоанализатор замеряет:

1) только NOX;

2) NOX, CH, CO, O2;

3) только CO;

5) только CH.

15. Неравномерная «жесткая» работа дизельного двигателя, выпуск черного дыма является следствием:

1) Засорение фильтров;

2) Засорение форсунок;

3) Нарушение герметичности топливной системы;

4) Нарушение угла опережения зажигания;

5) Отказ форсунок.

–  –  –

2. При проведении ТО-2 и ТР техническая диагностика:

1) Проводится по узлам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения автомобиля, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен;

2) Проводится по узлам и механизмам автомобиля, с использованием контрольноизмерительной аппаратуры, работающей на принципе: исправен, неисправен, и выделением промежуточного класса значений параметров с целью прогнозирования отказов путем периодической фиксации текущих значений параметров;

3) Проводится по узлам и механизмам, с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, где возможны износы, вибрации, шумы, стуки, нарушения регулировок;

4) Приравнивается к линейному диагностированию и возлагается на водителя, который использует, как объективную оценку, с помощью приборов на щитке, так и субъективную, посредством своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания);

5) Приравнивается к интегральному диагностированию, который проводится с помощью различных средств диагностирования, до проведения ТО-1, с включением в общий комплекс диагностирования на АТП.

3. Исключите процесс не входящий в три основных метода технической диагностики автомобиля:

1) диагностика по параметрам рабочих процессов (мощность двигателя, расход топлива, тормозной путь и др.);

2) диагностика по геометрическим параметрам (зазор, люфт, свободный ход, углы установки управляемых колес);

3) диагностика по параметрам сопутствующих процессов, которые косвенно характеризуют техническое состояние механизмов автомобиля;

4) диагностика по вспомогательным параметрам, которые косвенно характеризуют техническое состояние отдельных узлов автомобиля;

4. Анализ шума и вибраций позволяет определить:

1) Засорение фильтра и герметичности впускного тракта;

2) Состояние клапанов ГРМ и работе систем зажигания;

3) Диагностировать все подвижные сопряжения, создающие ударные нагрузки, зубчатые и шлицевые соединения, подшипники;

4) Состояние агрегатов трансмиссии и ходовой части;

5) Правильность регулировки тормозов.

5. При стационарной комплексной диагностике, в параметры интенсивности разгона входят:

1) Максимальная сила тяги на ведущих колесах;

2) Тяговая характеристика;

3) Максимальное ускорение;

4) Путь выбега;

5) Максимальное замедление.

6. К устанавливаемым на автомобиль средствам технической диагностики относят:

1) Переносные приборы, используемые как в комплексе со стационарными стендами, так и отдельно, для локализации и уточнения неисправностей на спец. участках;

2) Входящие в конструкцию автомобиля датчики и микропроцессоры;

3) Входящие в конструкцию автомобиля устройства измерения технического состояния;

4) Устройства, выполненные в виде блока, на базе электронных элементов, которые устанавливаются на автомобиль перед выездом на линию или со станции технического обслуживания после ТО и ремонта, или в конце смены;

5) Устройства, отображающие диагностическую информацию, обеспечивающую контроль за состоянием элементов автомобиля.

7. Электролитические датчики - это:

1) Датчики, использующий зависимость ЭДС элементов от состава и концентрации растворов эл. лита;

2) Датчики, использующие зависимость концентрации водных растворов от концентрации водородных ионов в растворе;

3) Датчики, использующие изменение сопротивления электропроводящей емкости при взаимном перемещении электродов;

4) Датчики, использующие явление электрокинетического потенциала, возникающего при вынужденном протекании полярной жидкости через пористую стенку;

5) Датчики, коммутирующие эл. цепь под действием измеряемого параметра.

8. Механотронные датчики предназначены для измерения:

1) Температуры жидких сред и поверхностей корпусных деталей;

2) Малых перемещений;

3) Фазовых параметров работы двигателя и частоты вращения;

4) Давлений, усилий, вращающих моментов, относительных перемещений;

5) Абсолютных давлений, относительных давлений, перепадов давлений, линейных и угловых скоростей.

9. Перегрузочная способность датчика - это:

1) отношением предельно допускаемого значения контролируемого параметра к его номинальному значению;

2) минимальное изменение контролируемой величины, вызывающее изменение выходного сигнала;

3) качество преобразователя, отражающее неизменность во времени его метрологических свойств;

4) средняя разность между значениями выходного сигнала, соответствующими данной точке диапазона измерения при двух направлениях медленного, многократного изменения информативного параметра входного сигнала в процессе подхода к данной точке диапазона измерения;

5) обладание повышенной механической прочностью, при воздействии динамических нагрузок.

10. Исключите элемент, не входящий в систему питания и зажигания инжекторного двигателя:

1) Датчик-переключатель пусковой форсунки;

2) Датчик температуры охлаждающей жидкости;

3) Датчик температуры воздуха;

4) Датчик температуры топлива;

5) Датчик-переключатель форсунки с электромагнитным управлением.

11. На основе диагностической управляющей информации в производственных условиях решаются задачи:

1) Измеряется расход топлива автомобилем, зависящий от его технического состояния, с проведением диагностических и последующих регулировочных и восстановительных работ по элементам автомобиля, техническое состояние которых влияет на расход топлива;

2) Установить долю объективного диагностирования в массиве параметров объективного и субъективного диагностирования

3) Определить суммарные затраты на средства диагностирования;

4) Определить существующее положение на АТП с диагностическим обеспечением.

12. Исключите пункт не входящий в понятие «Основные характеристики датчиков»:

1) Линейность характеристики;

2) простота конструкции;

3) Взаимозаменяемость;

4) Надежность;

5) Коэффициент чувствительности.

13. Проблемой при запуске исправного двигателя по не техническим причинам является:

1) Повреждение АКБ;

2) Забитая выхлопная труба (снег, грязь);

3) Плохой контакт провода «массы»;

4) Неисправная противоугонная система;

5) Повреждение замка зажигания.

14. Значение СН в отработавших газах определяет:

1) Эффективность работы топливной системы;

2) Эффективность наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью;

3) Стехиометрический состав смеси;

4) Наличие «подсоса» воздуха;

5) Эффективность сгорания топлива в цилиндрах.

15. Причиной «пробуксовывания» сцепления является:

1) Отсутствие свободного хода педали и/или привода;

2) Поломка демпферных пружин;

3) Износ выжимного подшипника;

4) большой свободный ход педали и/или привода;

5) Наличие дефекта в приводе.

–  –  –

Требования к зачету:

1. Выполнение и защита лабораторных работ.

2. Положительная оценка за промежуточное тестирование

3. Выполнение итоговой тестовой зачетной работы Вопросы к зачету

1. Техническая диагностика. Определения.

2. Структурные параметры. Входные и выходные параметры.

3. Субъективный и объективный поиск отказов.

4. Функциональная схема диагностической системы.

5. Задачи, решаемые АТП, на основе диагностической информации.

6. Уровни диагностирования автомобилей на АТП. Схема.

7. Диагностирование технического состояния на АТП. Структурная схема.

8. Диагностирование при ТО-1.

9. Диагностирование при ТО-2 и ТР.

10. Схемы производственных процессов АТП с применением диагностирования.

Назначение ОТК.

11. Методы диагностирования а/м. Первая группа.

12. Методы диагностирования а/м. Вторая группа.

13. Методы диагностирования а/м. Третья группа.

14. Диагностические параметры, методы и средства измерения

15. Измерение потерь на преодоление сил трения в механизмах

16. Проверка герметичности систем и сопряжений

17. Анализ шума и вибраций

18. Метод измерения утечки газов

19. Виды диагностики по их технологической принадлежности. Стационарная диагностика.

20. Средства технического диагностирования. Внешние СТД

21. Средства технического диагностирования. Встроенные СТД

22. Средства технического диагностирования. Устанавливаемые СТД

23. Датчики с электрическим выходным сигналом. Классификация.

24. Потенциометрические датчики.

25. Тензорезисторные датчики.

26. Электромагнитные датчики.

27. Пьезоэлектрические датчики.

28. Термоэлектрические датчики.

29. Механотронные датчики.

30. Общие технические требования к датчикам.

31. Учёт особенностей объекта диагностирования.

32. Учет особенностей окружающей среды.

33. Требования к датчикам при статическом процессе.

34. Требования к датчикам при динамическом процессе.

35. Требования к датчикам, обусловленные конструктивными особенностями.

36. Диагностические модели. Классификация.

37. Методы анализа диагностических моделей.

38. Схема сложного объекта диагностирования. Характеристика.

39. Алгоритмы и программы диагностирования.

40. Достоверность диагностической информации.

41. Точность и достоверность диагностирования элементов автомобиля. Косвенный метод.

42. Точность и достоверность диагностирования элементов автомобиля. Прямой метод.

43. Общие принципы при диагностировании.

44. Проблемы при запуске исправного двигателя. Не технические причины.

45. Проблемы при запуске исправного двигателя. Причины в электросистеме запуска двигателя.

46. Проблемы при запуске исправного двигателя. Причины в топливной системе.

47. Диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма. Приборы для диагностирования.

48. Влияние содержания CO и CH, в отработавших газах, на работу систем зажигания и питания двигателя.

49. Дымомеры. Методика проведения испытания

50. Диагностирование системы питания дизельного двигателя.

51. Диагностирование системы питания инжекторного двигателя. Информационные датчики.

52. Диагностирование системы питания инжекторного двигателя. Исполнительные устройства.

53. Считывание кодов неисправностей ЭБУ без использования диагностического оборудования.

54. Очистка памяти ЭБУ без использования диагностического оборудования.

55. Диагностирование системы смазки и охлаждения.

56. Диагностирование электрооборудования.

57. Диагностирование сцепления, коробки передач, карданной и главной передачи.

58. Диагностирование автоматической коробки передач.

59. Диагностирование колес и шин.

60. Диагностирование подвески.

61. Диагностирование рулевых управлений.

62. Диагностирование тормозных систем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Диагностирование автомобильного транспорта [Текст] : метод. пособие по дисц.

автомобильного транспорта», эксплуатация «Диагностирование «Техническая автомобилей» для студ. спец. 190603 «Сервис транспортных и технологических машин», 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обуч. / сост. Р. В. Абаимов, П. А. Малащук; СЛИ. – Сыктывкар, 2007. – 72 с.

2. Аринин, И. Н. Диагностирование технического состояния автомобилей [Текст] / И. Н.

Аринин. – М. : Транспорт, 1978. – 254 с.

3. Авдонькин, Ф. И. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей [Текст] Ф. И. Авдонькин. – М. : Транспорт, 1985. – 178 с.

4. Борц, А. Д. Диагностика технического состояния автомобиля [Текст] / А. Д. Борц. – М. :

Транспорт, 1979. – 159 с.

5. Кузнецов, Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей [Текст] / Е. С.

Кузнецов. – М. : Транспорт, 1992. – 352 с.

6. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Г. В.

Крамаренко. – М. : Транспорт, 1983. – 488 с.

7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта [Текст] / Минавтотранс РСФСР. – М. : Транспорт, 1986. – 72 с.

–  –  –

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Методические указания для подготовки дипломированного специалиста по направлению 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования», специальность 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», квалификация – инженер, очная и заочная формы обучения ________________________________________________________________________________

Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова» (СЛИ) 167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39 [email protected], www.sli.komi.com _______________________________________________________________________________________

Готовности к пандемическому гриппу: обмен вирусами грипп...» в творческой, общественной, научно-технической и исследовательской деятельностями, победител...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Ямало-Ненецкого автономного округа Образование в Ямало-Ненецком автономном округе: состояние и тенденции развития (публичный доклад) Салехард 2015 г.СОДЕРЖАНИЕ: Современная образовательная среда: строительство........................»

« (канд. экон. наук В.Г. Голик, канд. техн. наук М.С. Куприянов; Г.П. Чирчинская) с участием Мосгазниипроекта Мосгорисполкома, УкрНИИинжпроекта Минжилкомхоза УССР, Академии ко...»

«I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы: Рабочая программа по Мировой художественной культуре для обучающихся 8 х классов разработана на основе: Закона "Об образовании в...» архитектурно-строительный ун...»

Угрозы , как возможные опасности совершения какого-либо действия, направленного против объекта защиты, проявляются не сами по себе, а через уязвимости (причины), приводящие к нарушению безопасности информации на конкретном объекте информатизации. Уязвимости присущи объекту информатизации, неотделимы от него и обуславливаются недостатками процесса функционирования, свойствами архитектуры автоматизированных систем, протоколами обмена и интерфейсами, применяемыми ПО и аппаратной платформой, условиями эксплуатации и расположения. Каждой угрозе мб сопоставлены различные уязвимости . Устранение или существенное ослабление уязвимостей влияет на возможность реализации угроз безопасности информации.

Для удобства анализа, уязвимости разделены на классы по принадлежности к источнику уязвимостей, классыуязвимостей разделены на группы по проявлениям:

1.Объективные уязвимости (Сопутствующие техническим средствам излучения, Активизируемые, Определяемые особенностями элементов, Определяемые особенностями объекта информатизации)

2.Субъективные уязвимости (Ошибки (халатность), Нарушения, Психогенные)

3.Случайные уязвимости (Сбои и отказы, Косвенные причин)

Объективные уязвимости . Объективные уязвимости зависятот особенностей построения и технических характеристикоборудования , применяемого на защищаемом объекте. Полное устранение этих уязвимостей невозможно, но они могут существенно ослабляться техническими и инженерно-техническими методами парирования угроз безопасности информации. К ним можно отнести:

1)сопутствующие техническим средствам излучения :

а)электромагнитные (побочные излучения элементов технических средств, кабельных линий технических средств, излучения на частотах работы генераторов, на частотах самовозбуждения усилителей);

б)электрические (наводки электромагнитных излучений на линии и проводники, просачивание сигналов в цепи электропитания, в цепи заземления, неравномерность потребления тока электропитания);

в) звуковые (акустические, виброакустические);

2)активизируемые :

а) аппаратные закладки (устанавливаемые в телефонные линии, в сети электропитания, в помещениях, в технических средствах);

б)программные закладки (вредоносные программы, технологические выходы из программ, нелегальные копии ПО);

3)определяемыеособенностями элементов :

а)элементы, обладающие электроакустическими преобразованиями (телефонные аппараты, громкоговорители и микрофоны, катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы и пр.);

б)элементы, подверженные воздействию электромагнитного поля (магнитные носители, микросхемы, нелинейные элементы, поверженные ВЧ навязыванию);

4)определяемые особенностями защищаемого объекта :

а)местоположением объекта (отсутствие контролируемой зоны, наличие прямой видимости объектов, удаленных и мобильных элементов объекта, вибрирующих отражающих поверхностей);

б)организацией каналов обмена информацией (использование радиоканалов, глобальных информационных сетей, арендуемых каналов).

Субъективные уязвимости . Субъективные уязвимости зависят от действий сотрудников и, в основном, устраняются организационными и программно-аппаратными методами парирования угроз:

1) Ошибки :

а)при подготовке и использовании ПО (при разработке алгоритмов и программного обеспечения, инсталляции и загрузке программного обеспечения, эксплуатации программного обеспечения, вводе данных);

б)при управлении сложными системами (при использовании возможностей самообучения систем, настройке сервисов универсальных систем, организации управления потоками обмена информации);

в)при (при включении/выключении технических средств, использовании технических средств охраны, использовании средств обмена информацией).

2) Нарушения :

а)режима охраны и защиты (доступа на объект, доступа к техническим средствам);

б)режима эксплуатации технических средств (энергообеспечения, жизнеобеспечения);

в)режима использования информации (обработки и обмена информацией, хранения и уничтожения носителей информации, уничтожения производственных отходов и брака);

г)режима конфиденциальности (сотрудниками в нерабочее время, уволенными сотрудниками).

Случайные уязвимости зависят от особенностей окружающей защищаемый объект среды и непредвиденных обстоятельств. Эти факторы, как правило, мало предсказуемы и их устранение возможно только при проведении комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий по противодействию угрозам ИБ:

Сбои и отказы :

а)отказы и неисправности технических средств (обрабатывающих информацию, обеспечивающих работоспособность средств обработки информации, обеспечивающих охрану и контроль доступа);

б) старение и размагничивание носителей информации (дискет и съемных носителей, жестких дисков, элементов микросхем, кабелей и соединительных линий);

в)сбои ПО (операционных систем и СУБД, прикладных программ, сервисных программ, антивирусных программ);

г)сбои электроснабжения (оборудования, обрабатывающего информацию, обеспечивающего и вспомогательного оборудования).

Методы диагностирования автотранспортных средств подразделяются на субъективные и объективные. В основе субъективных методов лежат способы определения технического состояния автомобиля по выходным параметрам динамических процессов. Однако получение, анализ информации, а также принятие решения о техническом состоянии производятся с помощью органов чувств человека, что, естественно, имеет достаточно высокую погрешность.

Субъективные методы

Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:

  • визуальный
  • прослушивание работы механизма
  • ощупывание механизма
  • заключение о техническом состоянии на основании логического мышления

Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:

  • нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. - по течи топлива, масла, экс­плуатационных жидкостей
  • неполное сгорание топлива - по дымлению из выхлопной трубы
  • подтекание форсунок - по повышению уровня масла в под­доне картера двигателя и т.д.

Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:

  • увеличенный зазор между клапанами и коромыслами ме­ханизма газораспределения - по стукам в зоне клапанного ме­ханизма
  • повышенный износ шатунных и коренных подшипников - по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного ме­ханизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
  • чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топли­ва - по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске - «жесткая работа», при позднем - «мягкая»)
  • неисправности сцепления автомобиля - по шуму и стукам при переключении передачи и др.

Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:

  • ослабление креплений - по относительному перемещению деталей
  • неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей - по чрезмерному их нагреву
  • неисправности рулевого механизма - по толчкам на руле­вом колесе и др.

На основании логического мышления можно сделать заклю­чение о следующих неисправностях:

  • топливной аппаратуры - затруднен пуск двигателя
  • системы охлаждения - двигатель перегревается и др.

Объективные методы

Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.

Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для исполь­зования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.

В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.

Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам экс­плуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные экс­плуатационные качества автомобиля:

  • тормозные
  • мощностные
  • топливную экономичность
  • устойчивость и управляемость
  • на­дежность
  • удобство пользования
  • и т.д.

Методы II группы базируются на объективной оценке гео­метрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаим­ное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диаг­ностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными па­раметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапан­ном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностиро­вание по структурным параметрам производится с помощью из­мерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также спе­циальных устройств. Преимущество методов этой группы - возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки - большая трудоемкость, малая тех­нологичность.

К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оцен­ке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и аг­регатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:

  • камеру сгорания
  • герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
  • систему охлаждения
  • систему питания двигателя
  • гид­равлические и пневматические приборы и механизмы

По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.

При создании средств технического диагностирования транс­портных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов . Их можно разделить на три подвида:

  1. методы, оценивающие колебания напряжения в электри­ческих цепях
  2. методы, оценивающие параметры виброакустических сиг­налов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
  3. методы, оценивающие пульсацию давления в трубопрово­дах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для ди­агностирования дизельной топливной аппаратуры)

Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирова­ния системы зажигания двигателя по характерным осциллограм­мам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследова­ния. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии . По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.

Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транс­портных средств.

Одним из таких методов является диагностирование по перио­дически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются. Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или пока­зывающий прибор.

Определенное место занимают методы, оценивающие по фи­зико-химическому составу отработавших состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли харак­теризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.