Мощный ламповый усилитель. Самодельный ламповый усилитель Ламповый усилитель своими руками 6п45с

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается.

Ламповый усилитель НЧ

В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе настройки понадобится подобрать R23,R34 таким образом,чтобы напряжение на анодах 6п14п имело значение 190в.далее подбором R45 устанавливаем анодное на 6н3п 90-110в. Возможно придется подобрать сопротивление R22,R33 напряжение на выводе 9 устанавливаем 90в.отрицательное напряжение на управляющей сетке 6п45с может быть от 45 и до 70в, все зависит от применяемых лам и степени изношенности.у меня это значение равняется 54в. На этом вся настройка заканчивается.

Темброблок

В качестве темброблока использовал схему на BA3822LS. Эта микросхема имеет неплохие параметры и доступна в продаже. У нас стоит 69 руб. Достоинства такого схемного решения - отсутствие кучи экранированных проводов и экранов, при отсутствии сигнала никаких шумов фонов и шипений ненаблюдается. Готовый темброблок подключать ко входу унч желательно через подстроечные резисторы в 100ком,т.к микросхема имеет достаточной высокий уровень усиления.

Изначально,вместо микросхемы мною использовалась аналогичная схема на двух лампах 6н3п, но в конце концов я от нее отказался в силу невозможности избавится от помех и фона в следствии слабой экранировки ламп и всей схемы из за недостаточности места в корпусе. Отмечу что блок регулировок на лампах все же звучит теплее как мне кажется. Для тех кому интересен этот вариант схема так же прилагается.

Блок питания усилителя

Теперь о блоке питания. Взят готовый трансформатор тс270 только немного домотал витков поверх имеющихся обмоток. Дросели взяты готовые от... непомню чего. Или от чб телека или приемника..питание каждого канала желательно организовать раздельное для уменьшения помех и искажений между ними.

Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.

Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим. Мажем супермоментом (секундный клей) собираем и одеваем сверху на железо бандаж если он имеется, если нет то зажимаем железо до полного высыхания клея.

Плюс такого решения - не издает шумов при работе(при условии хорошего железа и плотно уложеных обмоток), надежно держится железо а при необходимости легко разбирается - остаточно в месте склеивания ударить слегка чем нибудь тяжелым. Для корпуса использовл листы алюминия 3мм. Ручки регулировок это декоративные дюралевые ручку для дверей у мебели, дырки рассверлены под нужный диаметр и одеты через термоусадку непосредственно на переменники.

Корпус покрашен автоэмалью а половина обклеен пленкой под дерево. Трансформатор блока питания я сделал выносным дабы уменьшить его влияние на унч. Транс упаковал в корпус от блока питания старого копма, соединяется с усилителем 6 жильным кабелем через разьем на корпусе унч. Кабель собран вручную. В схеме есть неточность R40 И R29 ОБЫЧНЫЕ МЛТ-2.А ВОТ R28 R39 обязательно должны быть пятиватными!


Комментарии (22)

Ув. Сэм! А указать выходную мощность данного УНЧ можете?
Спасибо.

да,конечно.в данном варианте 12ватт на канал. в триодном режиме 24 ватт на канал. выводы 3 и 6 соединяются непосредственно с плюсом питания. и подбирается напряжение смещения.делал ток покоя 100 ма. в триодном режиме возрастают нелинейные искажения.и 12 ват хватает на 100 ватную акустику

12 ват хватает на 100 ватную акустику

Вы хотите сказать что такой усилитель всего лиш на 12 Вт раскачает мои S90, что-то я не пойму...

если ваша акустьика не S-90 то все остальные тянет на ура. была б возможность то продемонстрировал. конечно основное и главное условие это правильно намотаные выходные трансы.

s-90 хоть и считаются если не одной из лучшей акустикой отечственного производства,однако чувствительность у них оченб низкая

но если нет других колонок.то можно немного подобрать число витков вторички.

Доброго времени суток автору
Есть пару непоняток со схемой
1 Вход левый правый идет на R52 и R53 это центральные жилы, а общая жила садится на землю?
2 нету информации про блок питания нити накала 6.3в, сколько их на каждый тип ламп свой блок?
3 на схеме показанно куда подавать питание -70 и +350, а +70 и -350 идут в схему или нет? ото часть выводов неподписанна (конец R29 R40)

Доброго времени суток! Заинтересовался вашей статьей, хочу сделать такой же усилитель, но не понял как мотать выходной трансформатор сигнала с ламп (нет в этом никакого опыта).
Как я понял из описания трансформатор питания и выходной совмещены что ли?
Я использовал один выпрямитель в оба канала. Особого желания мотать еще одну обмотку небыло,повно как и провода в частности. Уделил больше внимания к конденсаторам в замен. Ничего такого замечено небыло, обошелся одной повышающей обмоткой. Выходные трансформаторы самодельные,типа тс-20 тс-30 у кого какие есть, с подковообразным сердечником.
Цитата:
Мотаем таким образом: первичка 94 витка проводом 0,47 затем 900 витков первички проводом 0.18 должно получится так 94/900/94/900/94/. Первичку соединяем в послед вторичку параллельно, между половинками железа никаких прокладок из бумаги неставим.
Из описания я не втыкнул где вторичка, а где первичка так как их две в описании . Если можно то пожалуйста напишите чуть подробней про выходной транс или поправьте где ошибка. Огромное спасибо!

P.s. Юрий
Там где написано 70 и 350 В, выводы. Обрати на то какие из них заземлены, это не минус, а тире имел в виду автор.

отвечаю для Юрия. первое:да,оплетка,она же общая жила садится на землю. второе: блок питания выполнен на готовом трансформаторе от чб ящика типа ТС-270. (270ватт).все обмотки на этом трансформаторе можно оставить. нужно лиш домотать вторичную обмотку чтоб переменки на выходе было 300-320в.те которые есть на нем дают 220,этого мало.для накала используем родную обмотку.она вполне вытянет 5 ампер.все нити накала ламп соеденены паралельно. третье:обмотка 70в,плюс соединяется с земляным общим проводом. -350 подаем на земляной по схеме провод. неподписал,думал вопросов невозникнет,вроде все очевидно.

в описании выше я упоминал о тс 270 и что он взят от чб лампового ящика.на нем все обмотки есть,при отсутствии обмотки 45 вольт на этом трансе,доматываем сами

70 подаем туда где стоит -70 на схеме это не тире

для АЛЕКСЕЯ.. трансформатор питания один на фото его нет,он упакован в старый корпус от компьютерного бп,об этом я писал. и два транса выходных.для выходного транса лучше всего брать транс с подковообразным сердечником,такой же как у тс270 ,только меньше размером.если такого трансформатора нет,как я писал выше тс20 или тс30.то можно взять любой другой с приблезительной мощностью 30-40 ватт,с Ш образным железом.почему именно подковообразное железо лучше.,потому что уже собрано склеено четыре готовые подковы.ш образное плохо тем что если пластины имеют заусенцы ржавчину мятые,то в сборе они будут коротить между собой,вследствии того что изоляция нарушена.такой транс как надо работать небудет,и ничего кроме разочарования непринесет. обязательное условие такого железа,непобитые пластины. если нет трансов тс,то можно взять готовые фабричные типа ТВК-30. железо такое же. но придется поптеть чтоб их разобрать,т.к они залиты краской и в худшем случае эпоксидом.теперь о намотке.сперва мотается 94 витка вторичной обмотки,той к которой будет подключаться акустика,затем слой изоляции,затем 900 витков первичной обмотки,затем слой изоляции,в конечном итоге у тебя должно получиться три вторичных независимых друг от друга обмотки и две первичные обмотки. у каждой оботки делаеш выводы,чтоб потом соеденить их как нужно. вторичные обмотки соединяй параллельно,только непопутай начало конец. начало с началом конец с концом. а первичные обмотки соединяеш последовательно начал одной с концом другой,в итоге получится одна первичная обмотка. и одна вторичная.ну вроде понятней некуда. сложного ничего нет даже если никогда неделал подобного

Представляю свою версию однотактного усилителя на лампе 6п45с. За основу взята схема А.МАНАКОВА

Мне не удалось найти 6э5п, поэтому решил попробовать 6п15п и 6п14п. Мне показалось, что 6п14п звучит лучше, к тому же она более доступна.

Лампа 6п45с при фиксированном смещении ведет себя не стабильно (плывет ток). При автосмещении большая рассеиваемая мощность на катодном резисторе. Я выбрал компромиссный вариант - полуавтоматическое смещение.

Катодный резистор 150 ом зашунтирован конденсатором 2200мкф* 35вольт. На сетку подано отрицательное смещение от отдельного маломощного трансформатора (можно домотать доп. обмотку наТС-180). Я использовал 12в транс от маломощного блока питания(50-200ма) включив вторичку на накальную обмотку 6,3в.

В качестве силового использован ТС-180. Лучший вариант: использование двух ТС-180 (два моноблока) или одного ТС-270.

Схема усилителя

В качестве выходного можно применить ТС-180 без переделки, но лучше перемотать, так как без перемотки будет спад по верхам и низам. Первичная обмотка (750 витков на каждой катушке, диаметр провода 0,3-0,35мм) находится между частями вторичной (120+120витков на каждой катушке, диаметр 0,6-0,7мм). Две первичные обмотки соединяются последовательно, четыре вторичные - параллельно (на нагрузку 8 ом). Лучше конечно приобрести фирменный транс, но это стоит денег и не малых. Решать вам. Многие считают, что из железа ТС-180 не сделать хороший транс. Может это не идеал, но на халяву…

Тем не менее, вот что получилось- Fн-23гц. Fв-26000гц на уровне -1db.Измерялось на мощности 4 ватта. Мощность до ограничения-8вт. Максимальная-12вт.

Нашел у Клауса статью “Варианты фиксированного смещения” и решил поэкспериментировать с 6п45с. Результат порадовал. Вариант для 6п45с-напряжение смещения -125вольт подается через стабилитрон на 72 вольта. При изменении сетевого напряжения от 160 до 250 вольт мощность на аноде остается практически постоянной.

НАСТРОЙКА. Настройка заключается в подборе резистора R4 в цепи 2й сетки 6п14п по максимуму усиления и регулировка тока анода 6п45с подстроечным резистором R10 по падению напряжения на R9-0,165вольт.


Комментарии к статье:

В основе лежит схемотехника усилителя А.Манакова. Мне не удалось найти 6э5п, поэтому решил попробовать 6п15п и 6п14п. Мне показалось, что 6п14п звучит лучше, к тому же она более доступна. Лампа 6п45с при фиксированном смещении ведет себя не стабильно (плывет ток). При автосмещениибольшая рассеиваемая мощность на катодном резисторе. Я выбрал компромиссный вариант - полуавтоматическое смещение. Катодный резистор 150Ом зашунтирован конденсатором 2200мкФ* 35В. На сетку подано отрицательное смещение от отдельного маломощного трансформатора (можно домотать доп. обмотку на ТС-180). Я использовал 12В трансформатор от маломощного блока питания (50-200мА), включив вторичку на накальную обмотку 6,3в. В качестве силового использован ТС-180.

Лучший вариантиспользование двух ТС-180 (два моноблока) или одного ТС-270.

В качестве выходного можно применить ТС-180 без переделки (с обязательным немагнитным зазором), но лучше перемотать, так как без перемотки будет спад по верхам и низам. Первичная обмотка (750 витков на каждой катушке, диаметр провода 0,3-0,35мм) находится между частями вторичной (120+120 витков на каждой катушке, диаметр 0,6-0,7мм). Две первичные обмотки соединяются последовательно, четыре вторичные - параллельно (на нагрузку 8 Ом).

Лучше конечно приобрести фирменный транс, но это стоит денег и не малых. Решать вам.

Многие считают, что из железа ТС-180 не сделать хороший транс. Может это не идеал, но на халяву…

Тем не менее, вот что получилось- Fн-23Гц. Fв-26000Гц на уровне -1dB .Измерялось на мощности 4 ватта. Мощность до начала ограничения синусоиды (вернее - скругления) -8Вт. Максимальная-12Вт.

Cхема усилителя на лампах 6п14п-6п45с

Схема блока питания

Принципиальная схема данного однотактного усилителя на лампе 6п45с была разработана С.Сергеевым и успешно повторена многими радиолюбителями. Не стал исключением и я:) Тем более, детали и лампы самые распространённые - телевизионные, а значит найти их легко на радиорынках или в телемастерских. Но конечно предпочтительнее поставить именно новые лампы, так как в этом случае мощность и качество звука улучшаться.

Лампа 6п14п - выходной пентод, который и сам способен развивать ватт. Но в данной схеме он стоит в качестве предварительного усилителя для более мощной 6П45С. Лампа 6п45с при фиксированном смещении ведет себя не стабильно (плывет ток). При автосмещении большая рассеиваемая мощность на катодном резисторе. Выбирайте сами, на каком варианте остановиться. Везде есть и плюсы и минусы. На сетку подано отрицательное смещение от отдельного маломощного трансформатора, если не хотите доматывать ТС-180.
В своём варианте, в качестве силового в блоке питания - поставил трансформатор тса-270. Выходные звуковые использовал тшс-130 без перемотки.

Входная чувствительность достаточная, для подключения к компьютеру или MP-3 плееру. Максимальная выходная мощность данного усилителя составляет более 10-ти ватт. Именно "честных" 10 ватт, а не китайских, которые можно смело делить на десять:)

Принципиальная схема блока питания для однотактного усилителя показана на следующем рисунке.

Настройка лампового усилителя заключается в подборе резистора R4 в цепи второй сетки предусилительного каскада по максимуму усиления. А регулировка тока анода выходной 6п45с осуществляется подстроечным резистором R10 по падению напряжения на R9. Оно должно быть примерно 0,15-0,18 вольт, что соответствует токам 150-180 мА.

Корпус лучше делать из металла, для экранирования от помех и наводок, но металла не нашёл - пришлось выпиливать из дерева. Входные-выходные гнёзда и разъёмы все стандартные, для снижения стоимости конструкции.

«Мессир, ну почему же - монстры? Они тяжелы, громадны, и сильно пышут жаром.» Начну с того, что журнал, который вы читаете, все-таки не аудиофильский. Что такое аудиофилия? Это увлечение консервированным (в хорошем смысле!) звуком. Щелчок выключателя электропитания и… полились чарующие звуки.

Не с валика Эдисона, не из граммофона и не из патефона, а из ваших, именно ваших акустических систем. Но как достичь волшебства, или очарования звуком? Ясное дело - применив соответствующие компоненты системы звуковоспроизведения. Не будем говорить о проигрывателях и акустических системах, тем более, о золоченых кабелях и серебряных шасси.

Обратим свой взор на схемотехнику усилителей. В прежние времена в нашей громадной стране все усилия тратились на «оборону». Вопросами высококачественного звуковоспроизведения занимались отдельные энтузиасты. Публикаций было мало. Основные достижения были получены не у нас, а где-то там, за океаном.

Там же находятся и основные источники информации. Кто у нас слышал раньше о триодных усилителях Cucing’a, знаменитом D.T.N. Williamson’e или о том, что местную трансформаторную ООС в катоде пентода предложил Peter I.Walker на ф. Acoustical manufacturing, выпускающей продукцию под маркой «Quad»? Кое-что появляется в последние годы и у нас. Хотя информации все равно маловато.

  • Во-первых, это - лампы.
  • Во-вторых, это - триоды.
  • В третьих, это - (Боже упаси!) - не использовать отрицательную обратную связь (ООС) и класс «В» (только «А»!).

В четвертых, чем проще схема, тем она лучше. «Однотактник» лучше «двухтактника».

К сожалению, я не смог услышать работу настоящего «Ongaku». Среди моих знакомых не оказалось обладателя этого замечательного устройства фирмы Audio Note. А всевозможные «Прибои» и даже один «Luxman» на лампах звучали как-то одинаково «тускло», и впечатления не производили. Но вот, как-то раз, знакомый аудиофил пожаловался, что ламповый усилитель, который он собственноручно собрал за год, не оправдывает надежд, не «звучит» и даже не дает нужной мощности.

Я помог ему отрегулировать режимы ламп, уменьшить фон и получить выходную мощность по 6 Вт на канал, а также ввел отключаемую ООС с выхода на входной каскад, т.е. охватил ею три каскада, что часто делается в ламповых усилителях. Кроме того, добавил RC-цепочку на выходе (схема Цобеля) для устранения ВЧ-колебаний на холостом ходу. По приборам получилось примерно, то же время установления, что и без ООС, и та же экспонента.

И вот, мы слушаем этот усилитель. Звучит великолепно! Глубокий, без привязки к АС, объемный звук просто завораживает! Включаем вместо этого лампового «монстра» американский «Harman Kardon» (НК-1400) - транзисторный с ООС («недорогой», всего-то 700 $). Звук заметно хуже, чем у самодельного - нет такого объема и глубины. Запускаем отечественный ламповый «Прибой 50 УМ-204С». Звук еще более «сухой».

Наконец, самый решающий эксперимент. Включаем ООС в самодельном ламповом. При этом расширяется полоса пропускания с 30 кГц до 100 кГц, мощность на выходе увеличивается до 12 Вт при том же коэффициенте гармоник (около 3%), уменьшается выходное сопротивление. Все, вроде бы, прекрасно, но эффект потрясающий! Звук становится таким же. как и у «Прибоя». Очарование исчезло, звук «сухой», объема нет. не говоря уже о мелких деталях.

Слушать не хочется. Убираем ООС - и «волшебство» восстанавливается! Опять не хочется выключать усилитель. так бы слушал и слушал… Потом мы сравнили его звучание со звуком усилителя «Орбита УМ-002 Стерео», скопированного с «Quad-405», и установили, что «Орбита» на том же месте, что и «НК-1400», но место это гораздо ниже лампового самодельного.

Нужно отметить, что прослушивание велось в одной и той же комнате 16 м², с одними и теми же акустическими системами, с одним и тем же проигрывателем компакт-дисков, на одних и тех же дисках (тестовый, джаз, хор, вокал, симфонический оркестр).

Самодельный усилитель - это усилитель I.Morrison’a, адаптированный к нашей комплектации А.Бокаревым . Привожу эту простую схему (рис.1) с той цепью ООС, которая улучшила объективные технические параметры, но «испортила» звук. В усилителе использованы корпус и трансформаторы от УЗЧ «Прибой 50УМ-204С».

Напряжения питания получились несколько меньше, чем указано в . Выходная мощность также оказалась меньше. Что же дает применение в выходном каскаде триодов вместо пентодов? Вернее, ламп 6П45С в триодном включении, в классе «А» и без ООС. В классе «А» значительно уменьшается выходная мощность при том же напряжении питания, по сравнению с классом «В».

Но ведь для высококачественного звука в маленьких помещениях (16. ..18 м²) и при АС с большой отдачей 6…8 Вт на канал вполне достаточно. Триодное включение дает меньший коэффициент гармоник, чем пентодное, раза в 2 -5% и 10% соответственно (без ООС) при оптимальной нагрузке, и еще меньший при увеличении приведенной к анодам нагрузки, но ценой уменьшения выходной мощности.

Внутреннее сопротивление триода (Rj = ∆Ua/∆Ia) значительно меньше, чем у пентода. Это видно из приводимых анодных характеристик пентода ГУ-50 (П-50, LS-50) (рис.2). В триод- ном включении ГУ-50 и 6П45С имеют практически совпадающие выходные характеристики. Для 6П45С в триодном включении они приведены в .

Применение выходного трансформатора, рассчитанного для пентода и имеющего большую индуктивность первичной обмотки, позволяет сильно расширить АЧХ в сторону низких частот, т.к. Ri триода в несколько раз меньше, чем Ri пентода. По этой же причине действующие емкости обмоток перезаряжаются быстрее, и полоса частот расширяется £ сторону высоких частот.

Малое Ri у триода дает малое выходное сопротивление и без ООС, хотя НЧ несколько подчеркиваются. И, наконец, самое главное. Отсутствие ООС дает чисто апериодический переходный процесс, без затягивания и колебаний (tyст = 10 мкс до уровня 99% от установившегося значения Uвых). Введение резистивной ООС глубиной 20 дБ (включен только резистор R7) приводит к большим колебаниям переходной характеристики (ПХ). Амплитуда колебаний доходит до 60% от амплитуды импульса, а период колебаний - 6.. .7 мкс.

Включение емкости С2= 1500…2000 пФ устраняет колебания, процесс становится похожим на экспоненциальный, tyст 5 мкс. Колебания с периодом 6…7 мкс говорят о наличии на диаграмме Боде на частоте около 150 кГц резонансного максимума или диполя, что может вызвать затягивание ПХ и «испортить» звук. Вот и выбирайте! Или КПД как у паровоза и прекрасное звучание, или хорошие показатели и желание поскорее выключить усилитель. Аудиофилов низким КПД не испугаешь. Их лозунг: качество звука - любой ценой!