Правила проезда детей в автомобиле. Новые правила перевозки детей в автомобиле

Вопрос Ответ
* группа 0 - рассчитаны на ребёнка весом 0-10 кг;

* группа 0+ - подходят для ребёнка с массой тела меньше 13 кг;

* группа I - подходят для детей весом 9-18 кг;

* группа II - подходят для ребёнка с массой тела 15-25 кг;

* группа III - кресла разработаны для детей весом 22-36 кг.

Согласно ПДД, использовать автокресло, не соответствующее весовым параметрам ребёнка, запрещено.

Путешествие ребёнка до 12-ти лет в машине допускается только при задействовании автокресла, которое соответствует весу и росту малыша. Вместо кресла можно использовать другие средства, помогающие пристегнуть ребёнка и соответствующие конструкции ТС. Если ребёнок до 12-ти лет размещается на переднем сидении авто, его нужно фиксировать только с помощью детского автокресла.
* согласно ПДД, ребёнка нужно перевозить в автокресле, соответствующем его весу и росту;

* перевозка ребёнка в удерживающем устройстве разрешена как на заднем, так и на переднем сидении авто;

* если ребёнок младше 12-ти лет, на переднем сидении машины его можно размещать только в автокресле (подушки, бустеры, адаптеры использовать запрещено).

* 25 тыс. руб. для должностных лиц;

* 3 тыс. руб. для водителя;

* 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Да, если внести сумму штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления.

Правила перевозки детей определяют, каким требованиям должно отвечать техническое оснащение автомобиля. Их выполнение может спасти жизнь малышу в случае дорожного транспортного происшествия.

Согласно статистике, наибольшие показатели детской смертности в ДТП приходятся на случаи, когда малолетние пассажиры находились в автомобиле на руках у взрослых.

Что говорят ПДД 22.9 о перевозке ребенка в машине

Перевозка детей

Статьей 22-9 Правил дорожного движения Российской Федерации определен перечень требований к перевозке несовершеннолетних. 28 июня 2017 года Правительство РФ постановлением N-761 внесло в нее некоторые поправки.

До 7 лет

Согласно изменениям для детей до семи лет обязательны к применению удерживающие устройства в соответствии с весом и ростом без возможности замены какой-либо альтернативой. Данное условие распространяется на легковые машины и кабины грузовых автомобилей, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности и удерживающей системы европейского стандарта Isofix.

От 7 до 12 лет

Пассажиры возрастом от семи до одиннадцати лет включительно должны быть либо пристегнуты ремнем, либо сидеть в удерживающем устройстве, предусмотренным конструкцией автомобиля. То есть для ребенка в таком возрасте имеется выбор — либо специальное кресло, либо стандартный ремень.

Министерством внутренних дел Российской Федерации по соображениям безопасности рекомендовано перевозить пассажира в детском удерживающем устройстве даже после достижения им семилетнего возраста.

В некоторых случаях применение штатного ремня безопасности, а не автомобильного кресла может быть действительно оправданным.

Примерами являются следующие ситуации:

  • Особенности конструкции транспортного средства не дают возможности разместить необходимое количество специализированных кресел.
  • Физические параметры роста и веса несовершеннолетнего пассажира превысили стандартные показатели, по которым рассчитываются размеры удерживающего устройства.
  • Перевозка с помощью попутных автомобилей в сельских населенных пунктах или удаленных районах либо в крайне сложных погодных условиях.
  • В автомобиле перевозится больной ребенок или инвалид в учреждение для оказания медицинской помощи.

Строго запрещено перевозить на заднем сидении мотоцикла детей возрастом менее 12 лет.

Старше 12 лет

ПДД РФ не установлено особых требований к перевозке детей возрастом более двенадцати лет. В данном случае применяются правила, предусмотренные для взрослых пассажиров.

Штраф нарушение правил перевозки детей

В соответствии с пунктом №3 статьи 12-23 КоАП несоблюдение требований безопасной перевозки детей в автомобиле влечет за собой наказание в форме штрафа. Для физических лиц его величина составит три тысячи рублей. Для юридических лиц сумма взыскания – 100 тысяч рублей, для должностных лиц — 25 тысяч рублей.


Неправильной перевозкой несовершеннолетних в машине является как фактическое отсутствие специального удерживающего устройства, так и его установка с нарушением требований инструкции по установке. Отсутствие в автомобиле крепления для установки детского кресла не является смягчающим для водителя обстоятельством.

Он должен побеспокоиться о наличии кресла. Требование об обязательной установке устройства обусловлено особенностями конструкции автомобиля. Обеспечиваемая стандартными ремнями система безопасности эффективна только для пассажиров ростом от 1 метра 50 сантиметров. Если использовать их для человека меньших параметров, то крепления просто будут пережимать ему область шеи.

В случае дорожного транспортного происшествия даже при низкой скорости вес малыша становится больше в десятки раз. Удержать его в такой ситуации очень непросто, что подвергает маленького пассажира необоснованной опасности, так как он может вылететь вперед через лобовое стекло.

Возраст двенадцать лет указывается в требованиях к перевозке несовершеннолетних неслучайно. Обычно к этому времени они вырастают именно до 150 сантиметров. Для пассажира с такими параметрами уже допускается использовать штатные автомобильные ремни.

Частные случаи

Перевозка в такси

Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, в том числе и на такси. Помимо административной ответственности водитель может понести еще и уголовную. Согласно статье 238 УК РФ нарушение правил перевозки несовершеннолетних в таком случае является оказанием услуг, не соответствующим требованиям безопасности здоровья или жизни потребителя. Данная правовая норма устанавливает наказание в виде:

  • Штрафа до 300 000 рублей.
  • Обязательных работ на срок до 360 часов.
  • Ограничения или лишения свободы, либо принудительных работ до двух лет.


Если правонарушение повлекло за собой смерть двух или более людей по неосторожности, то наказание установлено в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

Если автомобиль не оборудован ремнями безопасности или они двухточечные

Осуществление перевозки несовершеннолетних детей в автомобиле, в котором согласно техническому устройству не предусмотрены специальные удерживающие устройства, трактуется статьёй 12.5 Кодекса об административных правонарушениях как управление транспортом при наличии не устраненных неисправностей. Наказание в таком случае предусмотрено в виде предупреждения или административного штрафа размером пятисот рублей.

В правилах нет конкретного указания на то, что нельзя перевозить детей на сидениях с двухточечными ремнями. Требуемое число точек крепления ремня также нигде не оговаривается.

Однако в целях обеспечения безопасности необходимо помнить, что технические особенности каждого удерживающего устройства направлены на правильное размещение и фиксацию грудной ветки 3-точечного ремня безопасности, применение которой не предусмотрено на двухточечном ремне.

Особенности перевозки на переднем сидении

На переднем сиденье автомобиля перевозка несовершеннолетних детей до 12 лет должна осуществляться только с использованием удерживающих систем безопасности. Устройства в легковой машине или кабине грузового автомобиля необходимо устанавливать в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

При перевозке детей на переднем сидении нужно соблюдать следующие требования к обеспечению его безопасности:

  1. Пассажир должен быть надёжно зафиксирован специально установленным удерживающим устройством.
  2. Удерживание малыша при посадке спереди лишь штатным ремнем безопасности категорически запрещается.
  3. Обычно во всех современных автомобилях имеется оснащение подушками безопасности пассажирского сидения, которое расположено рядом с водителем. При перевозке на нем маленького пассажира их нужно отключить.
  4. Для обеспечения наибольшей безопасности кресло необходимо отодвинуть назад до упора.
  5. Грудного малыша нужно посадить так, чтобы он располагался лицом в сторону салона и спиной к движению автомобиля. В таком случае при резком ударе, торможении или ДТП маленький пассажир будет двигаться в сторону движения. Это предотвратит травмы области шеи и не приведет к более опасным последствиям.


В противном же случае, если он будет сидеть лицом вперед, голова при резком торможении голова откинется туда же, что чревато очень серьезными травмами.

Как перевозить новорожденного из роддома

В правилах перевозки детей нет исключений для грудных детей. Их также необходимо перевозить в специальных устройствах. Существует три варианта устройств, которые подойдут новорожденному малышу:

  • Автокресла группы 0-0+/I-II подходят с рождения до восемнадцати, двадцати пяти или тридцати шести килограмм в зависимости от модели.
  • Автомобильное кресло-переноска 0+ предусмотрено для детей с рождения до десяти-тринадцати килограмм.
  • Автолюльки 0+ используются с рождения до достижения возраста семи-восьми месяцев.

Выбрать подходящее удерживающее устройство непросто, так как с одной стороны хочется обеспечить малышу безопасность и удобство, а с другой — купить действительно практичную и долговечную вещь.

Чтобы окончательно определиться, нужно проанализировать все достоинства и недостатки каждого варианта. Главное помнить, что жизнь и здоровье детей это не тот вопрос, на котором стоит экономить.

Можно ли оставлять детей в машине

В пункте 12.8 Правил дорожного движения указано, что детей младше семи лет запрещено оставлять в автомобиле при отсутствии рядом с ними совершеннолетнего лица.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за это в виде штрафа размером 500 рублей (ст.12.19).

Водитель получит взыскание 2 тысячи 500 рублей при нарушении правил перевозки детей в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в случае обнаружения детей в закрытом автомобиле полицейские могут также возбудить уголовное дело по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». В этом случае возрастное ограничение установлено до 18 лет. Если родители будут признаны виновными, им грозит одно из следующих видов наказания:

  • Штраф в сумме до 80 000 рублей.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Арест до трех месяцев.
  • Исправительные или принудительные работы на период до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1-го года.

Не стоит оставлять детей без присмотра только из-за боязни наказания, а из соображений безопасности.

Правила дорожного движения практически постоянно меняются, и любой автомобилист обязан следить за ними самостоятельно. Тут действует тот же принцип, что и в других отраслях права – «незнание закона не освобождает от ответственности». Большое внимание в своих же собственных интересах стоит уделить безопасности перевозимых детей.

Возрастные изменения в правилах ПДД

С 12.07.2017 года действует обновленная редакция правил дорожного движения. Законодатели обратили внимание на давно обострившиеся проблемы, такие как регулировка встречного движения или езду параллельно трамваю. Но одной из самых ожидаемых новаций стало изменение норм, регулирующих перемещение детей на автомобилях. Эти изменения закреплены в пункте 22.9. Теперь он гласит, что возить несовершеннолетних можно только так, чтобы их безопасность обеспечивалась с учетом конструктивной специфики ТС.

Малыши до 7 лет (0-6 лет включительно)

В этом возрасте перевозить детей внутри легкового автомобиля либо в кабине грузовика допускается только с применением специальных удерживающих аппаратов, которые подбираются под массу и рост ребенка.

Если конструкция транспортного средства не предусматривает ремни безопасности (в сочетании со специальной удерживающей аппаратурой ISOFIX или автономно от нее), использовать такой транспорт нельзя. Новая модификация правил затрагивает не только движение, но и стоянку машин с детьми до 7 лет. Теперь запрещено оставлять их без присутствия совершеннолетних лиц. Исключение составляет необходимость покидать автомобиль на 5 минут и менее.

Дети с 7 до 12 лет (7-11 лет включительно)

Возрастная группа от 7 до 11 лет включительно в тех же транспортных средствах, отвечающих стандартным требованиям, может передвигаться двумя способами. Им разрешается ездить без кресла в машине, с использованием только ремней безопасности, но допускается и поощряется морально использование кресел. Именно это можно понять по тому, какой пункт законодатель ставит на первое место.

На передних местах в этом возрасте проезд допускается строго в защитных креслах.

Запрещено устанавливать специальные удерживающие аппараты любым способом, противоречащим руководству по эксплуатации ТС.

Не достигшие 12 лет не имеют права находиться при движении на задних сиденьях мотоциклов. Разделение на группы до 7 и до 12 лет представляется вполне разумным, потому что даже поведение в таких возрастных группах различается весьма сильно. Из новой редакции пропали некие таинственные «иные средства транспорта». Водителям, которые перевозят детей школьного возраста на задних сиденьях, теперь можно не расходовать средства на специальные кресла.

Подобные изменения оправдываются тем, что удерживающие кресла помогают сократить травмирование малышей на 52–80% (в зависимости от точного возраста).

Штраф за несоблюдение обязательных правил перевозки детей составляет 3 тысячи рублей.

Хотя возить без детского автокресла на заднем сиденье школьников от 7 до 12 лет, с простым ремнем безопасности можно, все же специалисты рекомендуют выбирать наиболее защищенный вариант.

Исключения бывают, они допускаются по объективным обстоятельствам:

  • дети выше 1,4 м и тяжелее 36 кг;
  • перемещение маленьких инвалидов;
  • доставка больных детей в медицинские учреждения;
  • провоз ребенка на машине такси или попутном транспорте в труднодоступной, удаленной местности;
  • необходимость срочно покинуть зону стихийного бедствия или плохих погодных условий;
  • потребность перевезти в машине (вообще или на заднем ряду) сразу много людей.

Тем, кто интересуется, можно перевозить в автомобиле детей без защитных кресел или нет, стоит ознакомиться не только с формальными правилами. Есть данные неумолимой статистики: за 2016 год в 2142 авариях с малолетними (до 12 лет) погибло 94 из них. Свыше 2400 получили травмы. Более того, смертность среди тех, кто не удерживается защитными системами либо ремнями безопасности, увеличивается с каждым годом. Дополнительные сведения о защитных системах можно почерпнуть из ГОСТ 2005 года.

Согласно ему удерживающее устройство может быть создано комбинацией адаптера с ремнем безопасности. В стандарте расписано использование упругих подушек, дополняющих любой «взрослый» ремень. Нужно использовать еще направляющую лямку, которая сохраняет размещение плечевой части ремня пригодным для детей. По нормам стандарта направляющая лямка не может переносить мощную динамическую нагрузку. Регулировка ее размещения производится при помощи аппарата, сдвигаемого вверх либо вниз.

Подростки (12 лет и старше)

Подростки (все, кто старше 12 лет) могут перемещаться с помощью штатных ремней безопасности, без дополнительной защиты. К сведению: не достигшие 12 лет, но превышающие установленные параметры роста и массы могут перемещаться в таком же режиме – единственно, на задних сиденьях. Подростки, имеющие нормальное физическое развитие, вполне защищены стандартными средствами удержания.

Выбор автомобильных кресел для подростков должен соответствовать европейской категории безопасности ECE R44.03. Масса переносимой нагрузки при выборе гораздо важнее формальной возрастной классификации, потому что последняя носит рекомендательный характер.

Перевозка детей на переднем сиденье

Перемещать детей от до 2 лет можно только спереди на сиденьях, оборудованных автомобильными «люльками». При этом маленькие пассажиры должны быть ориентированы лицом в сторону, противоположную ходу автомобиля. С 7 до 12 лет позволяется перемещать детей на обоих рядах, но только в особом кресле, тщательно подбираемом под рост и массу ребенка. После наступления 12 лет перевозить на переднем сиденье детей можно с пристегиванием ремнем. Эксплуатация дополнительных кресел необязательна.

Штрафы

Широкое распространение автомобилей делает очень актуальным вопрос, как перевезти детей в той или иной ситуации. Ответственные водители стараются не только избежать уплаты штрафа за непристегнутого ребенка, за отсутствие кресла, но и гарантировать максимальную безопасность в принципе. Раньше, до лета 2017 года, допускалось использование:

  • бескаркасных систем;
  • «книг»;
  • корректоров ремней безопасности.

Но в новейшей редакции ПДД эти средства не упоминаются вовсе. Следовательно, их использование не допускается и даже наказывается штрафом. Отдельного разговора заслуживает перемещение детей на машинах такси. Поскольку специального порядка для этого случая не прописано нигде, используются стандартные правила. Большинство специализированных организаций использует удерживающую детей на месте аппаратуру.

Несоблюдение установленной нормы может повлечь санкции дисциплинарного характера для водителя. Налагать их могут руководство организаций и контролирующие органы автопредприятия. Административная ответственность применяется к самому водителю в установленном порядке.

Уголовное наказание применяется для водителей, иных сотрудников таксопарков, включая их руководство, если жизнь и здоровье малолетнего пассажира оказались под угрозой.

Административные наказания могут быть выражены в виде:

  • исправляющих работ;
  • административного ареста;
  • устного предупреждения;
  • ограничения права на занятие определенной деятельностью.

Если водитель такси везет пассажира от 12 лет непристегнутым, он должен будет заплатить 1000 рублей. При перемещении без ремня безопасности детей сумма штрафа втрое больше. Уплачивать его родителям придется только при участии хотя бы одного из них в управлении. Величина штрафа не зависит от того, сколько пассажиров едет одновременно. Ремень следует использовать на всех сиденьях, независимо от ряда.

Согласно КоАП должностные лица предприятия, допустившие нарушение правил перевозки детей в автомобиле, должны платить 25 тысяч рублей. Юридическое лицо (организация) должно выплачивать уже сто тысяч.

Пользоваться бустерами и адаптерами недопустимо, особенно в случае с маленькими детьми. При проверке полицией соблюдения правил перевозки детей обязательно проверяют еще и наличие ОСАГО.

Нарушением считается даже установка кресла без его реального использования.

Поскольку безопасность детей волнует людей даже вне контекста штрафов, стоит на этом остановиться особо. Недопустимо приобретать подержанные автокресла, в них могут присутствовать внешне незначительные повреждения, которые ухудшают безопасность.

Универсальные автомобильные кресла (рассчитанные на две возрастные группы или более) менее безопасны, нежели в специализированном исполнении. Категория 0+ считается более практичной и удобной, нежели «0». Ставить подобное кресло полагается по ходу автомашины до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно сидеть.

Рекомендуется изучить сертификаты и протоколы краш-тестов на используемые материалы. Размещение текстильных швов в центре подголовника доставляет неудобства части юных пассажиров. Куда практичнее боковое закрепление ремней. Целесообразно среди двух одинаковых в целом моделей покупать ту, которая лучше в ортопедическом отношении. Еще важно проверять, не слишком ли коротки удерживающие ремни.

О том, с какого возраста ребенок может ездить без автокресла, смотрите в следующем видео.

Ребенок – самое сокровенное, что есть у родителей. Поэтому современное общество уделяет много внимания безопасности детей.

Это касается также их передвижения в автомобиле.

Правилами дорожного движения предусмотрено специальное удерживающее устройство (кресло), которое способно надежно защитить от получения серьезных травм в момент аварии.

Что говорит Закон

Все о правилах перевозки несовершеннолетних пассажиров расписано в п.22.9 ПДД РФ. Практически каждый год в Правила вносятся поправки, продиктованные необходимостью и реалиями современной жизни. Изменения, введенные в 2017 году, касаются следующих моментов:

  1. Разрешена перевозка ребенка без детского кресла с 7 до 11 лет, но только на задних сиденьях;
  2. На передних местах пассажирам можно ездить до двенадцатилетнего возраста только в специальных удерживающих конструкциях, которые также обязательны к использованию и на задних креслах до 7 лет;
  3. Детей до 7 лет нельзя оставлять в машине одних. За нарушение правила предусмотрен штраф в сумме 500 руб. по всей России и 2500 для городов Санкт-Петербург и Москва;
  4. Ребенку до 12 лет запрещено ездить на мотоциклах, даже на задних сиденьях.

Сегодняшние ПДД четко регламентируют порядок перевозки детей в автомобиле. Всем известно, что езда с ребенком без применения специальных удерживающих устройств запрещена законом и карается штрафом. За детей без кресла в салоне авто водителю придется выложить определенную сумму. Данные ограничения касаются перевозки детей, не достигших двенадцати лет. Лицам старше этого возраста разрешено ездить в автомобиле, пристегиваясь, как и взрослым пассажирам, штатным ремнем безопасности.

Почему за езду с ребенком могут наложить штраф?

Штраф за детей без кресла, перевозимых в автомобиле, - вполне заслуженная мера наказания для нарушителя. Любое транспортное средство на дороге - это источник повышенной опасности. При этом на законодательном уровне нет четких разъяснений понятия «удерживающих устройств». Важным критерием в подборе соответствующих приспособлений для безопасности маленьких пассажиров является их соответствие росту и весу ребенка.

Принципиально важно, чтобы во время движения транспорта малыш был усажен в удерживающее устройство - кресло. Штраф за детей без него - это минимальная мера воздействия на водителя, пренебрегающего правилами безопасности собственных пассажиров.

Штраф при наличии автокресла: возможно ли это?

Некоторые нарушители пытаются найти объяснение своим неправомерным действиям в отсутствии специальных крепежей для автокресла. Однако для сотрудников ГИБДД данное обстоятельство не может служить оправданием нарушения Правил дорожного движения.

Кстати, тот, кто платил штраф за ребенка без кресла, должен знать и о том, что административное взыскание накладывается и в случае неправильной установки удерживающего устройства. В компетенцию сотрудника ГИБДД входит также составление протокола на правонарушителя при несоответствии приспособления для безопасной перевозки возрасту и росту юного пассажира.

Что же такое детское удерживающее устройство?

Прежде чем понять, в каких конкретных случаях водителю угрожает штраф за детей без кресла, необходимо расшифровать, что же является детским удерживающим устройством (ДУУ). Обращаясь к системе государственных стандартов ГОСТ Р 41.44, можно узнать следующее: ДУУ - это система для удержания ребенка с помощью специальных лямок, пряжек, гибких элементов, крепежных деталей и регулирующих приспособлений, а в отдельных случаях, утвержденных Правилами дорожного движения, дополнительных устройств (съемного автокресла, люльки для грудничков, сиденья-бустера и др.). Указанные приспособления крепятся в салоне автомобиля и конструируются таким образом, чтобы при аварийной ситуации на дороге, внезапном торможении или столкновении минимизировать опасность повреждения ребенка за счет фиксации и снижения подвижности его тела.

Категории автокресел для детей с разной массой тела

Незадолго до внесения изменений в ПДД среди обывателей российских дорог ходили споры и велись дискуссии по поводу возможной отмены штрафа за перевозку детей без кресла. Вместо снятия данного ограничения законодатель четко прописал в нормативно-правовом акте подразделение удерживающих устройств на несколько категорий:

  1. Для новорожденных и детей до 12 месяцев (при массе тела до 10 кг) следует приобретать автолюльки нулевой группы.
  2. Грудничкам, вес которых не достиг пока 13 кг, рекомендованы кресла группы «0+».
  3. Детям, имеющих массу тела от 9 до 18 кг, подбирают оптимальное удерживающее устройство из группы «1».
  4. Автокресло группы «2» родителям необходимо приобрести для ребенка, вес которого составляет от 15 до 25 кг.
  5. Для детей, вес которых не превышает 36 кг, используют устройство группы «3».

Нахождение детей в салоне авто во время движения может не просто оказаться опасным для их здоровья. Так, проведение многочисленных краш-тестов позволило прийти к выводу, что перевозка грудных младенцев без кресел групп «0» и «0+» недопустима в связи с большой вероятностью нанесения травм, несовместимых с жизнью, при возникновении любого дорожно-транспортного происшествия.

Сколько придется заплатить за нарушение требований к перевозке ребенка?

В то же время сумму штрафа за ребенка без кресла нельзя назвать слишком строгим наказанием для водителя, нарушающего ПДД. Данная мера административного взыскания ставит перед собой, вероятно, иную цель - нанести «превентивный удар» по кошельку злоумышленника. К тому же размеры штрафа за детей без кресла существенно отличаются для физлиц-нарушителей и организаций-перевозчиков. В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях РФ (п.3 ст. 12.23) несоблюдение ПДД в рамках требований, предъявляемых к езде с ребенком, не достигшим 12 лет, является основанием для денежного взыскания с водителя на сумму 3000 рублей. Должностному лицу за аналогичное правонарушение будет предъявлен штраф в размере 25 тыс. рублей, а для организации-перевозчика сумма взыскания увеличится в четыре раза.

Будет ли штраф за семилетнего ребенка без кресла?

Также стоит обратить внимание на еще один принципиально важный момент. Для детей, не достигших семилетнего возраста, езда в автомобиле разрешается только при наличии соответствующего удерживающего устройства.

С введением поправок в ПДД в начале текущего года обязательность обустройства пассажирского места ребенка от 7 до 12 лет с помощью автокресла частично нивелирована. Так, при перевозке не заднем сиденье детям достаточно пристегнуться штатными ремнями безопасности. В этом возрасте ребенок имеет право ехать и на переднем месте рядом с водителем, но только при условии использования детского удерживающего устройства.

Обстоятельства для назначения водителю денежного взыскания

Немаловажным критерием для наложения административного взыскания являются и обстоятельства, при которых на законных основаниях может быть назначен штраф за перевозку детей без кресла. ГИБДД дает подробное разъяснение случаев, при которых наказания нарушителю не избежать. Штраф накладывается, если:

  • ребенок сидит на руках у других пассажиров (даже пристегнутый ремнем);
  • масса тела малыша визуально превышает допустимые пределы эксплуатации автокресла соответствующей возрастной группы;
  • юный пассажир сидит в удерживающем устройстве, но при этом безопасность перевозки не обеспечена водителем (ремни не пристегнуты);
  • в одном автокресле сидят двое детей;
  • в салоне автомобиля, на заднем и/или переднем сиденьях, отсутствуют ремни безопасности, предусмотренные штатной конструкцией транспортного средства.

Стоит обратить внимание, что при достижении ребенком 7-летнего возраста отсутствие штатных ремней безопасности на задних сиденьях не позволяет осуществлять перевозку. Если же ремни имеются только на переднем пассажирском месте, то ребенка можно перевозить спереди, но в автокресле.

Как избежать повторного штрафа?

За перевозку детей в автомобиле без удерживающего устройства денежное взыскание может быть назначено неоднократно. Например, водителя-нарушителя остановили на одном из постов ГИБДД и выписали штраф за езду с ребенком без детского кресла, а через некоторое время его снова остановил инспектор - повторного составления протокола нарушителю не избежать.

Исходя из судебной практики, наложение административного взыскания за небезопасную перевозку детей в автомобиле фактически никому не удавалось обжаловать. К тому же риск, которому подвергаются дети во время езды в машине, несопоставим со стоимостью автокресла. Вместо того, чтобы платить штрафы в размере 3000 рублей, целесообразнее приобрести недорогое удерживающее устройство, которое позволит не только сэкономить бюджет, но и самое главное - повысить уровень безопасности жизни и здоровья ребенка в салоне машины.

Верховный Суд РФ разъяснил в каких случаях у родителей с детьми до 12 лет появляется право перевозить несовершеннолетних пассажиров без детского автокресла. При этом по закону родители обязаны использовать иные спецсредства фиксации маленьких пассажиров, работающих в паре со штатными ремнями безопасности.

Как обычно начнем с предыстории. Житель Екатеринбурга 30 апреля 2016 года был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях. Ему был выписан штраф в размере 3.000 рублей, ввиду нарушения правил перевозки детей без использования детского автокресла.

Как сказано в материалах постановления Верховного Суда РФ, основанием для привлечения водителя к административной ответственности по части 3 статьи 12.23 КоАП послужил тот факт, что 30 апреля 2016 года, в г. Екатеринбурге он "перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка, не достигшего 12 летнего возраста, без специальных удерживающих устройств" .

Однако, изучив доводы и факты, а также сопоставив их с буквой закона ВС пришел к противоположенным выводам, которые были сделаны сотрудниками ГИБДД, судьей Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга и Свердловского областного суда.

Изучение материалов дела

Согласно данным указанным в постановлении ВС, отец действительно перевозил ребенка без детского автокресла, однако, он пояснил, что при этом ребенок был пристегнут при помощи универсального удерживающего устройства.

Как отметил Суд, согласно правилам « с учетом особенностей конструкции транспортного средства» (Пункт 22.9 ПДД).

Перевозка детей до 12- летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.

Таким образом «Из буквального толкования данной нормы следует, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка » .

Судья Верховного Суда разъясняет, что согласно пункту 2.1.3 ГОСТ 41.4-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах», детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций: цельной и нецельной.

Цельная конструкция должна состоять из лямок или гибких элементов с прядкой, устройств регулирования, крепления и в некоторых случаях, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана, прикрепленного с помощью собственной цельной лямки или лямок.

Нецельная конструкция , следует объяснение в постановлении ВС, включает в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

Также Суд обратил внимание на прошедшее проверки по ГОСТу «частичное удерживающее устройство» . Это может быть дополнительной подушкой, которая при использовании со штатным ремнем безопасности, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство. «Дополнительная подушка- упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых» , указывается в решении Суда.