Схема подключения вентилятора охлаждения ваз. Схема подключения вентилятора радиатора Включение вентилятора ваз

Как сделать включение вентилятора с кнопки на Ваз-2106 – актуальный вопрос в жаркое время года. Между тем, сделать такую доработку не так уж и сложно.

На ВАЗ-2106 существуют вентиляторы охлаждения двух видов. На старых «шестерках» они были механические с приводом от коленвала двигателя, а на машинах поновее – с электрическим двигателем и датчиком автоматического включения. Механический вентилятор надежнее в жару, но совершенно не нужен зимой, поэтому его и вытеснил электрический «собрат».

Вторая кнопка обогрева стекла на самом деле включает вентилятор охлаждения двигателя

Электрический вентилятор охлаждения на «шестерке» включается за счет срабатывания датчика, установленного в главном радиаторе. Но часто этот датчик отказывает и тогда есть угроза . Именно поэтому стоит сделать кнопку включения вентилятора в салоне ВАЗ-2106. Как сделать такую систему?

Смысл такой доработки в том, чтобы провести параллельно заводской электролинии свою собственную и «по пути» поставить кнопку в салоне. Что понять, как это должно работать, рассмотрим подробнее принцип работы вентилятора охлаждения на классике.

Датчик включения вентилятора завернут в правый (по ходу движения автомобиля) бачок главного радиатора снизу. Он чисто механический, то есть, никакой электроники внутри нет. При нагреве тосола в радиаторе до определенной температуры (датчики бывают разные, но, в среднем, это 92 градуса), внутри датчика замыкаются контакты и напряжение подается на реле включения вентилятора.

Чтобы организовать включение вентилятора охлаждения двигателя с кнопки в салоне, нужно получить возможность подавать напряжение на реле напрямую, обходя датчик в радиаторе. Для этого потребуется около семи метров провода, изолента, плоскогубцы и отвертки.

На неработающем двигателе снимаем с датчика включения вентилятора один из двух проводов и откусываем его клемму. , и зажимаем в новую клемму заводской провод и свой, который впоследствии проведем в салон. Надежно обжимаем клемму, изолируем ее изолентой или надеваем стандартную заводскую резинку и надеваем на датчик.


Когда отверстие под кнопку будет готово, подключаем саму клавишу. Ее нужно подключить . Данная схема позволяет не только включать вентилятор, но и зажигает внутри клавиши оранжевый сигнализатор.

После того, как клавиша будет подключена и установлена в новое отверстие, остаток провода нужно провести обратно к датчику в радиаторе и точно так же подключить его через новую клемму ко второму заводскому проводу датчика. Получилась параллельная схема.

Теперь включаем аккумулятор, зажигание и нажимаем на кнопку. Если все сделано правильно, то вентилятор охлаждения включится при любой температуре двигателя. Происходит это потому, что теперь ток может проходить не через датчик, а в обход его по новым проводам. Нажатием кнопки мы как бы имитируем срабатывание датчика в радиаторе и соответственно не зависим от его работоспособности.

Включение вентилятора охлаждения двигателя с кнопки в салоне – очень удобная штука. Однако полагаться на нее полностью, заменяя ею автоматическое включение, не всегда удобно, потому что придется постоянно следить за температурой двигателя. В условиях, например, большого города часто смотреть на приборы просто некогда, поэтому лучше использовать построенную систему как вспомогательную, которая придет на помощь при внезапном выходе заводского датчика из строя.

Вентилятор радиатора является одним из основных элементов системы охлаждения двигателя. Его роль заключается в принудительном обдуве радиатора при нагревании охлаждающей жидкости до определенной температуры.

В отличие от карбюраторных, в инжекторных двигателях ВАЗ 2110 включение вентилятора происходит не напрямую от датчика температуры, а через электронный блок управления (ЭБУ). Датчик установлен на выходном патрубке головки блока цилиндров.

При нагревании охлаждающей жидкости до температуры 100-107 0 С датчик срабатывает и отправляет сигнал на ЭБУ, который его обрабатывает и направляет на реле. Реле замыкает цепь, и подает питание на привод (электрический двигатель) вентилятора через предохранитель.

Причины, по которым вентилятор может не включаться

Учитывая описанный процесс включения, причинами несрабатывания вентилятора могут быть:

  • вышедший из строя датчик температуры;
  • неисправное реле;
  • сгоревший предохранитель;
  • обрыв электрической цепи;
  • неполадки с электроприводом вентилятора.

Кроме этого, на своевременное включение вентилятора может влиять и крышка расширительного бачка. Если она неисправна, и ее клапан не способен удерживать давление выше атмосферного, вода, являющаяся частью охлаждающей жидкости, обязательно закипит при 100 0 С, а датчик, настроенный на более высокую температуру, сработать не успеет.

Порядок проверки схемы включения вентилятора

1. Проверку начинаем с самого простого – определения состояния предохранителя. Ищем его в монтажном блоке, который находится под капотом. Его маркировка – F7.

2. Вынимаем его, и визуально, или с помощью мультиметра проверяем на работоспособность. Если он перегорел, меняем на новый (20 А). Если с ним все в порядке, ставим его на место, и двигаемся дальше.

3. Чтобы не потратить время зря, лучше сразу определиться с работоспособностью электродвигателя вентилятора. Для этого отсоединяем от него провода, и подключаем напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор «жив», продолжаем искать причину.

4. Переходим к реле вентилятора. Оно расположено в дополнительном монтажном блоке в салоне автомобиля слева от ног переднего пассажира.

5. Там есть три реле. Наше – крайнее левое.

Проверить его самостоятельно вряд ли удастся, лучше где-нибудь взять другое, и поставить его на место проверяемого. Греем мотор до максимальной температуры, наблюдаем за поведением вентилятора. Если результата нет, идем дальше.

Откручиваем и осматриваем крышку расширительного бачка. При малейшем подозрении на негерметичность, выбрасываем ее, и ставим новую.

Далее переходим к самому датчику. Запускаем двигатель, греем его до температуры более 100 0 С, и отсоединяем разъемы от датчика. ЭБУ, контролирующий работу датчика, должен автоматически подать сигнал на реле о принудительном включении вентилятора. Если вентилятор включился – проблема, скорее всего, в датчике. Меняем датчик на новый, и проверяем его работу.

Если же и здесь ничего не вышло, нужно искать обрыв в электрической цепи. Для этого лучше обратиться к специалистам.

Многие обратили внимание на то, что температура, при которой вентилятор радиатора на ВАЗ включается, завышена, если сравнивать с рабочей температурой мотора. Производители стараются уменьшить количество вредных выбросов, поскольку при высокой температуре топливо лучше сгорает вместе с компонентами.

Но есть не только положительный эффект, но и отрицательный. Если двигатель немного перегревается, то для металла внутри начинаются губительный процессы, поэтому износостойкость снижается. Если не учитывать, что могут отказать электрические компоненты, которые влияют на включенный вентилятор, то времени, чтобы заметить перегрев будет меньше, чем при нормальной температуре.

Нам нужно добиться того, чтобы управлять работой двигателя равномерно. Осуществить это можно за счет того, что создается параллельная схема включения вентилятора. К одному контакту нужно подвести плюсовой провод, а минус контакт подсоединяют с включателем через параллельный провод.

Стоит упомянуть о дополнительных возможностях, которые позволяют контролировать нормальную температуру двигателя. В электрической схеме нет реле, поскольку для работы достаточно простого выключателя.

Этот способ – это не замена штатной схемы срабатывания вентилятора, а только альтернативный вариант работы агрегата на низких температурах. Водитель должен контролировать весь процесс.

Если на автомобиле мотор перегреется, но при этом реализована эта схема подключения, то лучше еще раз проверить систему охлаждения, обеспечивая ее работоспособность.

Как только выявлены признаки перегрева, то есть на красную зону зашла стрелка, которая указывает температуру, но еще нет клубок пара из моторного отсека, то на полную мощность включить отопитель салона.

Это поможет снизить температуру охлаждающей жидкости, которая находится в системе охлаждения. Дальше нужно включить аварийку, выжать педаль сцепления и катится на обочину. Машину сразу глушить нельзя, двигатель при нормальной частоте вращений холостого хода прорабатывают минут пять, а отопитель еще должен работать на полную мощность. Только теперь можно открыть капот и осмотреть моторный отсек.

Нужно постараться определить, откуда идет пар, посмотреть, есть ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке, проверить целостность термостата, радиатора и резиновых шлангов.

Чтобы ДВС автомобиля бесперебойно работал в устойчивом, тепловом режиме, должна быть отлажена исправная работа системы охлаждения. Если в работе указанной системы наблюдаются перебои, то это приводит к перегреву двигателя, в результате чего выходит из строя прокладка ГБЦ и детали ЦПГ.

Система охлаждения автомобиля состоит из:

  • радиатора,
  • рубашки охлаждения БЦ,
  • термостата,
  • соединительных патрубков и шлангов.
  • центробежного насоса,
  • вентилятора

Самая важная деталь в радиаторе – это его вентилятор. Его функция – принудительно охлаждать, в определенное время, жидкость в радиаторе. Если вентилятор не включается, то охлаждения нет, и страдает вся система. Разберемся с источниками сбоев в работе вентилятора, в автомобиле ВАЗ 2110.

Детали вентилятора – это каркас, крыльчатка и электрический привод.

Ниже смотрите видео «Не включается вентилятор ВАЗ 2110».

Механизм включения вентилятора охлаждения в автомобиле с карбюратором

В карбюраторах, механизм принудительного обдува включается, благодаря срабатыванию датчика, который находится на корпусе радиатора. В моделях ВАЗ 2110, датчик настроен на достижение максимальной температуры антифриза 107оС. По достижении этого порога, датчик включения вентилятора срабатывает, и сигнал от него поступает на реле вентилятора – происходит замыкание электрической цепи, и запускается электродвигатель.

Механизм включения вентилятора охлаждения в автомобиле с инжектором

В ВАЗ 2110 с инжекторным двигателем, замыкание цепи происходит, благодаря датчику температуры (он находится на патрубке термостата). По достижении указанного порога нагрева ОЖ, сигнал от этого датчика идет сначала на контроллер, а последний, в свою очередь, передает импульс на реле – после этого, запускается электродвигатель.

Если не работает вентилятор, то причины неполадки могут крыться в неисправности какого-то элемента системы охлаждения. Разберемся, как проверить на исправность систему охлаждения ВАЗ 2110.

Термостат

Функция термостата в системе охлаждения заключается в направлении потока ОЖ, по большому кругу или малому кругу. Если двигатель еще холодный, то клапан термостата не пропускает антифриз (или тосол) в радиатор охлаждения. Таким образом, прогрев двигателя происходит быстрее.

Когда ОЖ нагревается, то клапан термостата пропускает ее в радиатор, чтобы она охладилась. Если клапан термостата застопорило, то антифриз будет все время циркулировать по малому кругу – он не достигнет датчика температуры (в инжекторных двигателях) или датчика включения вентилятора (в карбюраторных двигателях). В конце концов, антифриз даже закипит, а датчики так и не сработают.

Привод вентилятора

Не включается вентилятор, иногда по причине выхода из строя его привода. Проверить привод достаточно просто, достаточно отсоединить вентилятор, от электрической цепи машины, и подсоединить его напрямую к АКБ. Если при этом, вентилятор не начал работать, то причина неисправности заключалась в приводе. Если же привод заработал, то причина неисправности вентилятора заключается в другом элементе.

Предохранитель

Если привод вентилятора ВАЗ-2110 – в порядке, то нужно убедиться в том, что предохранитель (F-7) не перегорел. Проверка делается мультиметром, перегоревший предохранитель заменяют новым.

Проверка датчика включения вентилятора (в карбюраторных двигателях) делается следующим образом:

Включите зажигание и замкните, друг с другом, провода, идущие к этому датчику. Если вентилятор, при этом, заработал – значит, неисправность в датчике. Если не заработал – значит, датчик здесь ни при чем. Ищем дальше.

Проверка датчика температуры (в инжекторных двигателях) делается следующим образом:

Заведите двигатель, когда он прогреется до рабочей температуры, отсоедините датчик от ЭБУ. ЭБУ посчитает это сбоем в охладительной системе, и включит вентилятор в аварийном режиме. Если вентилятор заработал – значит, датчик температуры сломался.

Реле вентилятора

Сложнее всего диагностировать неисправность реле вентилятора. В ВАЗ 2110 оно располагается в центральной консоли, в дополнительном, монтажном отсеке. Чтобы добраться до реле, нужно демонтировать крышку консоли. Под крышкой вы увидите три реле. Реле вентилятора охлаждения – это устройство, с левого края. Проверить его исправность можно только подстановкой, вместо него – другого, исправного реле.

Заменили реле, затем прогрейте двигатель, как водится, до рабочей температуры. Если реле не сработало (не последовало щелчка), тогда проверьте проводку.

Крышка расширительного бачка

Иногда не включается вентилятор, и по причине нарушения целостности крышки бачка. Если клапан крышки бачка не исправен, то в бачке не нагнетается давление, которое в системе должно быть выше атмосферного. Если давление не достигает этого уровня, то антифриз начинает кипеть уже при 100 градусах, вместо 107 по Цельсию. Соответственно, датчик не сработает, ведь он ждет достижения 107 градусов.

Проверить крышку бачка можно лишь «на глаз», визуально. В условиях собственного гаража, сделать точное заключение о ее состоянии, вряд ли получится.

Проводка

Если не работает вентилятор охлаждения, то это может быть, из-за банального нарушения целостности проводки. Проводку проверяем тестером. Следует найти и заменить оборванный провод. Как только целостность проводки будет восстановлена – вентилятор охлаждения вновь начнет работать. Как это делается, смотрите в видео ниже.

Видео: Не включается вентилятор ВАЗ 2110, причины неисправности

Если видео не показывает, обновите страницу или

Конструкция и принципиальная схема вентилятора радиатора могут отличаться не только в зависимости от марки автомобиля, но и от года выпуска и комплектации модели. Рассмотрим не только принцип работы, но и вариант подключения с возможностью принудительного включения вентилятора системы охлаждения (ВСО).

Особенности конструкции системы охлаждения

В зависимости от особенностей конструкции, включение вентилятора может происходить 3-мя способами:

  • с помощью силового датчика активации ВСО. Еще такой датчик называют температурным реле включения вентилятора, так как силовые контакты электродвигателя проходят непосредственно через датчик. При такой схеме значительно возрастает нагрузка на термореле, что снижает его ресурс;
  • с помощью датчика включения вентилятора, но теперь замыкание контактов в температурном переключателе приводит к срабатыванию реле, через которое и подключены силовые контакты электровентилятора системы охлаждения. Такой способ подключения намного надежней предыдущего варианта;
  • с помощью электронного блока управления двигателем. ЭБУ, ориентируясь на установленный в радиаторе охлаждения двигателя датчик температуры охлаждающей жидкости, подает через реле питание на ВСО. В качестве измерителя используется резистивный термодатчик. Именно такая схема включения используется на подавляющем большинстве современных автомобилей. На машинах, оборудованных кондиционером, одним из электровентиляторов будет управлять блок комфорта. Необходимо это для принудительного охлаждения конденсатора при задействованной системе кондиционирования салона.

Режимы работы

Разбираясь в принципе работы и схеме подключения вентилятора радиатора, следует помнить, что электродвигатели зачастую имеют два скоростных режима. Реализуется это 2-мя способами:

  • добавлением в цепь резистора, повышающего сопротивления и, как следствие, уменьшающего силу тока. В конструкции используется двухконтактный датчик, который в зависимости от температуры питает электродвигатель напрямую либо через сопротивления;
  • комбинацией параллельного и последовательного включения. Схема применяется на авто с двумя вентиляторами. Они могут быть подключены последовательно, в случае чего по закону Ома будут работать от 6 В, либо последовательно, когда на каждый из ВСО подается 12 В. Режимы соответствуют малой и большой скорости вращения пропеллера.

Варианты схем

Принципиальная схема подключения ВСО на ВАЗ 2108, 2109, 21099 (до 1998 г.в.).

Как мы видим, датчик управляет реле включением вентилятора, которое расположено в монтажном блоке предохранителей. При достижении определенной температуры контакты температурного переключателя замыкаются, что приводит к протеканию тока в цепи электродвигателя.

Выше представлена схема для авто ВАЗ 2108, 2109, 21099, но после 1998 г.в. Как мы видим, датчик включения теперь выполняет функции реле.

Схему с использованием резистора для реализации двух скоростей вращения пропеллера рассмотрим на примере VW Passat. Двухпозиционный датчик питания вентилятора S23, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, замыкает контакты напрямую либо через добавочное сопротивление.

Подключение своими руками

Некоторые водители, предостерегая двигатель от вследствие неправильной работы термореле питания вентилятора радиатора, делают выносную кнопку для принудительно включения электродвигателя. Для этого достаточно параллельно к управляющему выводу реле, идущему от датчика, подключить фиксируемую кнопку, которая при нажатии будет замыкать контакт на массу, провоцируя тем самым срабатывание реле. Если конструкцией автомобиля не предусмотрено реле вентилятора, для принудительного охлаждения радиатора его придется установить самостоятельно.

Ни в коем случае не подключайте электродвигатель напрямую через кнопку в салоне! Также не советуем подключать строить схему так, чтобы после включения зажигания электровентилятор постоянно вращался, так как это значительно снижает его ресурс.

Для подключения вам достаточно понимания принципа работы 4-контактного реле и минимальных знаний в монтаже дополнительного оборудования. Обязательно включите в силовую цепь предохранитель нужного номинала и расположите его как можно ближе к источнику питания (подробно о том, ).

При желании можно заменить однопозиционный датчик на двухпозиционный, что в паре с подобранным резистором позволит реализовать малую скорость работы ВСО. Если вы обладаете достаточным уровнем знаний в электротехнике, то для регулировки скорости вращения пропеллера можно соорудить ШИМ-регулятор. Управления электровентилятором с помощью ШИМ-сигнала позволит плавно регулировать и произвольно выбирать скорость вращения в зависимости от температурной нагрузки на двигатель. На просторах интернета достаточно материалов о том, как сделать ШИМ-регулятор своими руками.