Светодиоды для ДХО. ДХО своими руками из светодиодов

На многих автофорумах часто встречаются вопросы от автолюбителей о том, зачем устанавливать дневные ходовые огни на автомобиль, и о какой безопасности движения идёт речь. Мы всё чаще, читая такие вопросы, склоняемся к мысли, что их задают люди, которые выезжают из гаража один раз в неделю на один час с 12.00 до 13.00. Им невозможно объяснить того, что у человека, который находится за рулем по 5 и более часов в сутки, притупляется внимательность от усталости, и ходовые огни соседних машин сигнализируют ему о своём наличии рядом.

Какие дневные ходовые огни установить?

Второй ответ о необходимости дневных ходовых огней с 20 ноября 2010 г. озвучен в ПДД, т.е. обязательное их включение уже не обсуждается, так, наверное, отвечать проще. С этим разобрались. Теперь к моменту установки дневных ходовых огней. Как говорится «есть желание, но… нет возможности». Бывает и такое.

Фирменные DRL от Pilips или DRL от Hella стоят совершенно недёшево, да плюс ко всему, они предназначены для внутреннего монтажа в полости бампера или воздухозаборник. И, не на каждый автомобиль, да и не каждый автовладелец готов «кромсать» свой бампер ради установки ходовых огней. Но, с учётом неоспоримых преимуществ по энерго, и топливопотреблению дневные ходовые огни установить хочется.

Как сделать ходовые огни, чтобы не пострадал семейный бюджет, были соблюдены требования ГОСТа, и машина от этого не стала «гадким утёнком». Выход прост – самодельные дневные ходовые огни. Давайте рассмотрим один из вариантов изготовления самодельных ходовых огней, и именно своими руками.


Самодельные ходовые огни – этапы пути

Прежде, чем покупать составляющие для изготовления самодельных ходовых огней, внимательно изучите требования к ним, которые подробно изложены в ГОСТ Р 41.48-2004

«Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации». И только после этого можете смело выдвигаться на авторынок за комплектующими.

Да, и ещё, если ваши знания по электрике вообще, и автоэлектрике в частности, не выходят за пределы понимания, что лампочка предназначена для того чтобы светить, то механическую часть сотворения самодельных ходовых огней вы можете оставить для себя, а подключение электросхемы доверьте соседу по гаражу. Это связано с тем, что требование ГОСТ, не важно штатные или самодельные дневные ходовые огни, гласит «…автоматическое включение и выключение…». Теперь, на авторынок.

  • Для корпуса самодельных ходовых огней можно использовать стандартные корпуса противотуманных фар, что позволит не «курочить» бампер, а прикрепить их снаружи. Во время монтажа на авто собранных блоков самодельных ходовых огней не забывайте о расстояниях размещения, указанных в ГОСТ: высота от дорожного покрытия – 25-150 см, расстояние между блоками – не менее 60 см, а от края кузова не далее 40 см.
  • Подбор светодиодов тоже должен соответствовать требованиям к яркости, которой должны обладать самодельные дневные ходовые огни. Исходя из общей суммарной яркости дневных огней от 400 до 800 Кд, вам необходимо осуществить подбор светодиодов по мощности, исходя из того количества в каждом блоке, которое вы задумали для дизайна. Ведь ходовые огни должны не просто светить, а ещё и вписываться в стиль вашего авто.
  • Во время процесса монтажа светодиодов в корпус нельзя забывать о том, как самодельные дневные ходовые огни оградить от внешнего воздействия (грязь, влага). Некоторые советуют места контактов заливать эпоксидной смолой, но её хрупкая структура может привести к растрескиванию залитой массы. Поэтому, один из оптимальных вариантов – залить места контактов бесцветным автогерметиком. Он пластичен и не допустит проникновения влаги.
  • Индивидуально, в соответствие с конституцией вашего авто, монтируете самодельные ходовые огни, а сосед по гаражу помогает вам в подключении электросхемы для автоматического включения – выключения этого чуда, собранного своими руками.

Всё. Вопрос о том, как сделать ходовые огни, снят с повестки дня. Запускайте двигатель, выходите из гаража, и наслаждайтесь своим творением. К слову, и наслаждайтесь тем, что вы смогли в разы!!! сэкономить семейный бюджет.

Удачи вам на дорогах, да и в жизни тоже.

Светодиодные дневные ходовые огни экономичны и экологичны. Они потребляют значительно меньше расходуемого топлива, не перегревают двигатель, дольше служат, обладают меньшей яркостью, что позволяет не ослеплять встречных водителей, устойчивы к ударам, и защищены от проникновения грязи и пыли.

Для чего необходимы ходовые огни дневного света

Прежде всего ДХО обеспечивают безопасность в пути. В чём это заключается? Вы пользуетесь фарами дневного света, представим ситуацию, когда одна их них перегорает. Часто в дневное время водители не замечают, что лампа вышла из строя.

Далеко не каждый автомобилист может переставить лампочку, или конструкция машины не позволяет сделать это самостоятельно — проблему решить сложно, особенно когда надо ехать. Перегоревшие ходовые огни дневного света в таком случае проблему не создают.

Правовая ситуация в Украине и в России

В 2010 году Правила дорожного движения (ПДД) России были обновлены поправками, согласно которым все автомобили должны передвигаться в любое время с включённым ближним светом фар, или ДХО, или противотуманных фар.

Это изменение даёт возможность автомобилю быть более заметным на дороге и увеличивает качество ориентации при плохих погодных условиях. Поправки обозначили само объяснение ДХО, оговаривают нормативные требования к ДХО и к их установке.

На территории Украины изменения в ПДД, касающиеся дневного света, вступили в силу с 15 апреля 2014 года. Они обязывают все транспортные средства соблюдать это требование в период с 1 октября по 1 мая.

Главные отличия дневных ходовых огней от ближних фар


Многие задают вопрос: а зачем устанавливать ДХО, если можно обойтись ближним светом?

Ходовые огни дневного света — что это такое? Давайте разберемся:

  1. В силу того, что ближний свет виден днём плохо, рассматривать его можно только как компромисс. ДХО выигрывают за счёт яркости , что обеспечит и высокую заметность.
  2. Учитывая, что днём дорогу видно, есть вероятность просто забыть включить ближний свет и как результат получить штраф.
  3. Светодиодные ДХО использовать значительно выгоднее, так как они потребляют в 10-20 раз меньше энергии .
  4. Благодаря гибкому прорезиненному корпусу, вы можете использовать гибкие ходовые огни дневного света, которые легко изгибаются на боковых местах бампера.

Требования к ходовым огням дневного света, согласно Правилам ЕЭК ООН №48

Если вы выбираете ходовые огни дневного света, определили их функцию и преимущества использования, тогда стоит поговорить о требованиях, предъявляемым к ним.

Это касается установки, количества, размещения, геометрической видимости, направления и вопросов по функциональной электрической схеме, что описывается в основных разделах.

Кратко перечислим эти требования:

  1. ДХО устанавливается в количестве двух штук, запрещается устанавливать на прицепах .
  2. Не предполагается предписаний по схеме монтажа.
  3. Существуют определённые ограничения по размещению относительно уровня грунта, краёв видимых поверхностей, с обязательным условием, чтобы водителю непосредственно или в результате отражения не мешал излучаемый свет.
  4. Должно быть обеспечено автоматическое включение ДХО.

Не знаете, как сделать развал схождение своими руками ? Вся информация по этому вопросу указана в данной статье.

Нужно ли менять права при смене фамилии? вы найдете исчерпывающий ответ о правилах замены водительских прав.

Как происходит процесс замены прав в Украине? Тут /avtopravo/vu/zamena-prav-na-ukraine.html дана вся информация о действующих правовых нормах.

Дневные ходовые огни своими руками: схема

По требованиям дневные огни должны автоматически включаться вместе с запуском двигателя. Производить их включение и выключение надо без помощи дополнительного инструмента (то есть непосредственно из салона автомобиля).

Для этого ДХО коммутируется в блок подачи напряжения на центральные фары . Наиболее распространенной законной схемой установки является схема подключения, при которой дневные огни включаются вместе с фарами.

Следует помнить, что установка ДХО своими руками должна придерживаться требований ГОСТ Р 41.48-2004, которые обязывают всякое изменение в описании доводить до сведения Органа по сертификации.

Этот орган может вынести два вердикта:

  • прийти к заключению, что транспортное средство соответствует стандартным требованиям и изменения, которые внесли, не окажут отрицательного влияния
  • запросить дополнительный протокол лаборатории, которая уполномочена проводить испытания

О законности самостоятельной установки ДХО

Обновлённые правила дорожного движения Украины определили, что сделанные дневные ходовые огни своими руками остаются вне закона .

Даже если вы будете устанавливать их на государственной СТО, процесс будет называться переоборудованием и может караться штрафом.

Выход всё же существует. Есть вариант легализации посредством официального разрешения . Его выдаёт Центр Безопасности Дорожного Движения МВД Украины или «ГОСАВТОТРАНСИИПРЕКТ». После исследования автомобиля вносится запись в техпаспорт.

В России самостоятельная установка признаётся законной. Основанием для этого является постановление от 10.09.2009 № 720 Правительства РФ.

Дневные ходовые огни: установка своими руками, видео


Выбрав ДХО, перед вами предстоит важный этап – их установка. При покупке ДХО, их комплектуют сопутствующими товарами для подсоединения. Если Вы не знаете, как подсоединить дневные ходовые огни, схема подключения также входит в комплект.

Определившись с местом, начинаем саму процедуру, которая состоит из ряда шагов:

  1. Если ходовые огни монтируются в решётку, а не в специальную нишу, то её обязательно снимают.
  2. Место, к которому будет крепиться скоба, обезжириваем мыльным раствором.
  3. На обработанное место клеем двухсторонний скотч , соответствующей формы (вместо скотча как вариант можно просверлить отверстия дрелью и зафиксировать зажим саморезами).
  4. крепим скобу к скотчу, предварительно сняв защитную плёнку.
  5. Прежде чем зафиксировать провод, который идёт от корпуса, его важно протянуть в специальные отверстия зажима (но не торопитесь вставлять корпус, чтобы он не защёлкнулся, его будет сложно вынуть).
  6. Устанавливаем блок управления дневных ходовых огней, целесообразней это сделать возле аккумуляторной батареи и желательно дальше от двигателя, чтобы не перегревать мотор.
  7. К блоку включения дневных ходовых огней подключаем сами фонари , посредством помещения кабелей во входящий в комплект разъём.
  8. Проверяем автоматичность их работы, которую обеспечивает реле дневных ходовых огней.
  9. Закрепляем центральный модуль и ДХО, вставляя в установочную скобу и защёлкнув.
  10. Протягиваем провода и осторожно укладываем их в подкапотное отделение авто, закрепив входящими в комплект стяжками. Очень опасно крепить их к трубке радиатора, шлангу или топливопроводу.
  11. Ставим решётку, включаем зажигание.

Остались вопросы по установке ДХО своими руками? Смотрите видео по установке дневных ходовых огней на ВАЗ 2110:

Игорь Ильин

Первый способ сделать ходовые огни самому

( описан чуть ниже.)

Почему делаем дхо своими руками? Потому, что:

  1. Покупать к иномарке родные дневные ходовые огни за 5000 рублей, чтобы подходили к креплениям – жаба душит, легче дхо сделать самому
  2. Используются стандартные светодиодные лампы и патроны, которые можно купить недорого в любом магазине
  3. Легкая бюджетная сборка и возможность установить дневные ходовые огни в любую противотуманную нишу

Сделать дхо своими руками очень просто. Для начала надо обзавестись таким пустым баллончиком, как на фотографии.


Аккуратно разрезаем баллончик на две одинаковые половины.



Вырезаем четыре уплотнителя из любого упаковочного пластика: два для фиксации патрона и две заглушки противотуманки от попадания влаги. Достаточно надавить и покрутить самой банкой – и будет идеально ровная форма.


Затем вставляем стекляшку в банку, как на фото, и сажаем на герметик. Патрон вставляем в уплотнитель, лампу в патрон, потом ставим заглушку. Подгибаем лепестки, чтобы не выпала. Можно посадить заглушку на герметик, но я не стал этого делать.


Получается такая конструкция.


Края банки нарезаем лепестками. У меня получилось восемь лепестков. Вы делайте столько, сколько вам удобно. Получилось так:


Сравним штатные противотуманные фары с тем, что получилось. Как видим, получилось ничуть не хуже, если судить по яркости. Но я ещё раз повторю: у нас установка дневных ходовых огней, а не противотуманных фар. Разница между ними огромная. Ходовые огни просто светят, причём куда попало, а противотуманные огни специально настроены и светят куда надо.


Теперь встаёт вопрос такой: как воткнуть наши дхо в штатные крепления? Делаем так: сначала вырезаем шаблон. Я вырезал из дна какой–то банки.


Зубилом вырубаем отверстие, обязательно оставляя три – четыре лепестка, они будут нужны нам для крепления и установки дхо. Форму основания крепления для вашей машины вам придётся подбирать самостоятельно. Эта форма для установки на Nissan Note в штатное крепление противотуманных фар.

Получилось нечто такое. Крепил обычной стяжкой за двадцать рублей за штуку.

Насверлил отверстия для того, чтобы была вентиляция и проходила вода. Теперь эту конструкцию можно покрасить в любой цвет, мой совет – красьте матовой краской, так более симпатичнее смотрится.


Так наши дневные ходовые огни выглядят на машине.

Ну вот и всё, цена вопроса около трёхсот – четырёхсот рублей и плюс сто рублей краска. Сделать дхо самому оказалось отнюдь не сложно. За три года эксплуатации на автомобиле ни разу не менял ламп. Машина уже продана, а самодельные дхо, своими руками сделанные и установленные вместо родных, до сих пор работают безупречно. Сейчас купил аналогичного енота 2013 г.в., и на нем пришлось придумать иную конструкцию, но об этом позже.

Второй способ изготовления и установки дхо своими руками

Первый вопрос: Зачем? Ведь можно купить в магазине, и стоить это будет от 500 рублей до 2000 рублей за пару.

Ответ такой: За 500 рублей продаются не дневные ходовые огни, а жалкие подделки, которые прослужат не более года – двух, а потом либо потухнут все или часть, либо начнут моргать. Сделать самому получится гораздо надёжнее. Даже цена в 1000 рублей – не гарантия, что ходовые огни будут работать долго. Как правило, часть светодиодов просто тухнут. А покупать дороже – жаба душит. Легче соорудить дхо своими руками.

Походил по магазинам, посмотрел, прикинул. Линза от фары стоит 60 рублей, 6 светодиодов по 1 Вт стоят 10 рублей за штуку, набор разъемов - 25 рублей за 10 мам и 25 рублей за 10 пап. Итого выходит 300 рублей. Мощность, получается, 6 Вт. Этого более, чем достаточно для дневных ходовых огней.

Корпус нашелся легко: для этого подошла банка из под клея "Момент". Пригодился кусок обычного оргстекла диаметром с линзу и радиатор от какой–то электроники, обрезанный по диаметру. Дальше все просто: в пластике сверлим углубления, чтобы утопить светодиоды. Вот такая получается картинка.

Как запитать диоды? Есть 2 варианта:

1. Дорогой – это купить 2 стабилизатора тока на 700 мА и запитать через них (и это будет правильно и потребует еще от 250 до 300 рублей капвложений).

2. Дешевле – это поставить сопротивление, минимум 2 Вт на 16-18 Ом. При этом резистор будет греться, но рука должна терпеть Это будет неправильно, но зато дешево.

Потрачено 300 рублей и 2 дня работы с напильником и паяльником.

После сборки ходовые огни герметизируются обычным герметиком.

До этого стояли ДХО от дядюшки Ляо, но так как во время не позаботился о герметизации - прожили не очень долго, при восстановлении посадка новых диодов не была рассчитана на линзы - поэтому половина яркости пропала. С этого момента было решено делать самому.
Был куплен 2-х метровый алюминиевый профиль 3х1,5см.

рублей 250 что ли вышло, точно не помню. Из инструмента только шуруповерт с коронкой по металлу на 20 мм и дремель.


Разметил расположение отверстий и сделал заготовки. После обработал алюминий дремелем, что бы он стал шероховатым и краска лучше легла и не лупилась.

Заготовка, 2-а слоя краски, и слой лака. Дальше пошел ваять)))

Заготовки, линзы 45°, светодиоды на подложках, герметик для фар. Заранее скажу, что герметик себя не оправдал, получилось не очень, поэтому сидел отскребал его, потом поехал купил прозрачную эпоксидку и посадил линзы на нее. Светодиоды припаивал на подложки, обязательный компонент - термопаста!

Потом запихнул светодиоды в заготовку, предварительно намазав места посадки термоклеем, сверху еще прижал линзами.

Вот такой хитрый бутерброд)) Почти готово:

После вырезал дремелем заглушки для боковин, и впресовал их, дополнительно залил той же эпоксидкой.


Получилось отлично и герметично! Но есть один минус - “валики” эпоксидки вокруг линз, которые немного портят вид, к сожалению, не хватило мастерства…(((Но на машине в глаза не бросается, если в упор не смотреть;)

Установил, по старине на хомуты, т.к. это крепление проверено временем, все ОК! Включил, светят ярко, очень, фотка с телефона полностью не передает:

Работает все по правилам ПДД, и ночью не используется, хотя ночью можно без ближнего 😉 Подключены через регулируемый драйвер, могу понизить/повысить яркость в любой момент, после часа работы - чуть теплые, и то думаю, на солнце нагрелись)))

Ну и пару фоток ночных:


Ну и еще пересветил немного салон, т.к. перегорела лампочка:

Тут правая стоковая лампа, её почти не видно…

Снизу стоковая подсветка, пока не переделал, там сложнее. Тут процесс простой, выкинул лампочку и НА внутренний оранжевый светофильтр установил светодиод 3528 с резюком - проще некуда! С печкой придется что то думать, там лампочки по мощнее и световоды.

Использование дневных ходовых огней (ДХО) предусмотрено поправками в ПДД в 2010 г. Этот факт обязывает водителей, на которых нет встроенных ДХО, задействовать в светлое время суток ближний свет или противотуманные фары. При этом расходуется большое количество энергии, а эффективность включенного ближнего света или противотуманных фар в дневное время суток мала и ведет за собой дополнительные расходы топлива. К тому же поток света штатных фар направлен вниз и на относительно большой дистанции не влияет на бдительность встречного водителя.

Изменить в корне ситуацию и сделать автомобиль более заметным для встречного транспорта, не ослепляя при этом водителя, помогут ДХО на светодиодах. Однако более-менее надёжная пара таких модулей, даже с китайским именем, будет стоить не менее 2 тыс. рублей. Предложения с меньшей стоимостью, как правило, отличаются завышенными параметрами, отсутствием блока стабилизации и низким качеством. Другой вариант решение проблемы – уделить несколько часов любимому авто и собрать блок ходовых огней на светодиодах своими руками, в качестве которых автолюбитель будет точно уверен.

Требования к ДХО

Приняв решение о самостоятельной установке либо модернизации ДХО, следует придерживаться некоторых правил. Монтаж нескольких светодиодов – пусть небольшое, но всё-таки, изменение в конструкции автомобиля, которое регламентируется нормативными документами, в частности ГОСТ Р 41.48-2004. Этот стандарт содержит предписания по сертификации транспортных средств касательно установки устройств освещения и световой сигнализации. В соответствии с п.6.19 ДХО устанавливаются факультативно в количестве двух штук по произвольной схеме. Предписание ограничивает область их размещения, что наглядно показано на рисунке. Также нормируется параметр «геометрическая видимость», согласно которому отклонение светового потока по горизонтали не должно превышать 20°, а по вертикали 10°. Включаться (отключаться) ДХО обязаны автоматически при запуске (останове) двигателя. Электрической схемой автомобиля должно быть предусмотрено отключение ходовых огней при включении головных фар. Они должны занимать площадь не менее 40 см 2 и иметь силу света 400-800 кд. Прочих предписаний нет. Поэтому можно перейти к схемотехническому вопросу.

Немного о драйвере и схеме подключения

Многие автолюбители, покупающие готовые китайские модули ДХО, жалуются на их короткий срок службы. Причина этого не только в низком качестве светодиодов, но и в отсутствии стабилизированного питания, так важного для светодиодов. Крайне не рекомендуется подключать светодиодные модули к бортовой сети напрямую или через постоянный резистор мощностью 2-5 Вт, используя его вместо интегрального стабилизатора. Колебания напряжения питания от 11,5 В до 14,5 В приведут к гораздо резкому изменению тока нагрузки (см. вольт-амперную характеристику светоизлучающего диода). Как следствие, такие ДХО со временем станут мерцать, а через некоторое время и вовсе выйдут из строя. Самое страшное состоит в нестабилизированном питании то, что даже кратковременные всплески до 14,5 В значительно снижают срок службы светодиодов.

Уйти от проблемы сгоревших светодиодов поможет блок стабилизации на базе интегрального стабилизатора. В идеале нужно приобрести готовую универсальную плату с функцией регулировки выходного напряжения и тока для возможности точной настройки. Подойдет конструкция на микросхеме (или любой аналогичной) с такими параметрами:

  • входное напряжение – 7–35 В;
  • диапазон задания выходного напряжения – 1,25–30 В;
  • диапазон задания выходного тока – 0–4 А.

Для ускорения процесса сборки придется докупить небольшой блок управления в герметичном корпусе с необходимым набором уже подведённых проводов.

Что касается схемы подключения дневных ходовых огней, то здесь два варианта: либо приобрести готовый блок управления ДХО, либо подключить их своими руками используя 4 или 5 контактное реле. Обо всех схемах подключения ДХО и их особенностях подробно описано в .

Светодиоды для ДХО

Собирать конструкцию ДХО своими руками лучше на основе сверхъярких или Osram в корпусе диаметром 5 мм. Преимущество этих светодиодов состоит в качественном корпусе из эпоксидной смолы, стойкой к солнечному излучению, температурным перепадам и влажности. К тому же такие светодиоды не требуют принудительного охлаждения, так как их ток питания незначителен и составляет около 20 мА. Стоит отметить, что данные светодиоды производятся с углом рассеивания в 15°, 25°, 30°, что важно для конструкции дневных ходовых огней. Например, светодиод Cree C503C-WAS с реальной силой света 35000 мкд и холодным белым излучением. Его рыночная стоимость колеблется в пределе 0,6 $.

Процесс сборки

Начинать работу следует с демонтажа штатных заглушек противотуманных фар. В каждой из них между ребрами жёсткости нужно просверлить 5-7 отверстий диаметром 5 мм, очистить поверхность от стружки и пыли.
Затем к светодиодам нужно припаять заранее измеренной длины провода и заизолировать их контакты термоусадочной трубкой.
Тыльную сторону заглушки заливают толстым слоем термоклея, исключая попадание влаги к контактам. Если применяются светодиоды с углом рассеивания более 30°, то рекомендуется их фиксировать с небольшим уклоном вниз, чтобы не нарушить требования ГОСТ Р 41.48-2004.
Провода собирают в жгут и продевают через термотрубку большего диаметра и гофру, запаивая на ответном конце разъём для соединения с блоком управления.
В зависимости от количества последовательно включенных светодиодов нужно заранее выставить напряжение на выходе стабилизатора и замерить выходной ток. Для соединения всех элементов рекомендуется использовать коробку со степенью защиты не менее IP67. В соединительной коробке необходимо соединить между собой провода светодиодов, стабилизатора и блока управления.
Затем произвести пробное включение.
После положительного запуска конструкции на рабочем месте, комплект ДХО готов к монтажу под капотом. Оба блока и соединительную коробку следует разместить в доступном и безопасном месте, промазав зазоры в их корпусах герметиком.
На последней стадии возвращают заглушки со светодиодами и соединяют электрические провода. Теперь конструкция самодельных дневных ходовых огней готова к эксплуатации.

Стоит отметить, что помимо рассмотренного примера, в сети можно найти множество других функциональных схем ДХО с более сложной конструкцией светодиодного модуля. Как привило, такие схемы выделяются мощными светодиодами, наличием радиаторов и линз. Такие схемы сложнее в реализации, светодиоды (1 Вт каждый) более энергоёмкие, а линзы подойдут не каждой машине. В итоге стоимость всего комплекта будет соизмерима с ценой заводских дневных ходовых огней в магазине.

Читайте так же