Восстановление батареек своими руками. Восстановление пальчиковых аккумуляторов

Неожиданно разрядилась батарейка от фотоаппарата, фонарика, детской игрушки или иного нужного прибора? Такую оказию невозможно предусмотреть. Если только вы не пользуетесь специальными батарейками с индикаторами. Или предусмотрительно не носите с собой замену. А как зарядить батарейки в домашних условиях? Мы поделимся с вами полезными инструкциями и рекомендациями.

Какие батарейки можно зарядить?

Не каждый пальчиковый аккумулятор можно наполнить энергией кустарным методом. Какие батарейки можно зарядить? Только пальчиковые щелочные (алкалиновые). А вот солевые ни в коем случае нельзя! Не исключена возможность вытекания состава или взрыва изделия.

Способ 1: зарядное устройство

Мы разобрались, можно ли зарядить батарейку. Если вы постоянно пользуетесь подобными пальчиковыми аккумуляторами, то вам проще всего купить специальное зарядное устройство для них. Такой аппарат поможет без лишних хлопот "вдохнуть жизнь" в батарейку.

Однако у способа есть и существенные недостатки. Каждая зарядка снижает срок работы батарейки на одну треть. Кроме того, процедура может вызвать вытекание ее состава.

Способ 2: блок питания

Рассмотрим, как зарядить батарейки в домашних условиях. Для этого способа вам понадобится блок питания и провода для подсоединения к нему. Все на месте? Вот инструкция к действию:


Получая заряжаемую пальчиковую батарейку данным способом, обратите внимание и на эти рекомендации:

  • Процесс не пойдет, если вы перепутаете полярность при подсоединении проводов. Более того, таким образом вы уничтожите оставшийся в элементе заряд.
  • Описанным методом батарейку допустимо заряжать 1-2 раза.
  • Способ подходит только для пальчиковых щелочных элементов!
  • Производить процедуру можно в любых условиях окружающей среды (за исключением этапа морозильной камеры).

Способ 3: нагревание

Восстановить заряд батарейки можно и обычным нагреванием. Но будьте осторожны - способ чреват взрывом изделия!

Самое простое - в следующем:


Способ 4: уменьшение объема

Метод довольно-таки непонятный и экзотический на первый взгляд. Нам нужно уменьшить элемент питания в размерах, чтобы заряд в нем самостоятельно восстановился.

Что нужно делать для этого? Механически уменьшить, сделать тоньше объем корпуса. Для этого батарейку бьют об что-то твердое - асфальт, стену, камень, кирпич и проч. Или просто топчут ее плотной обувью. Можно попытаться сплющить подручным инструментом - например, плоскогубцами.

Таким методом получится зарядить все пальчиковые батарейки. Надо сказать, что столь "варварский" способ помогает восстановить заряд в некоторых случаях даже до 100 %!

Способ 5: воздействие растворов

Продолжаем разбирать, как зарядить батарейки в домашних условиях. Внутри этого способа можно выделить два метода.

Инструкция для первого:


Как зарядить батарейки в домашних условиях другим способом:

  1. Проделайте шилом или подобным инструментом рядом с угольным стержнем отверстия в крышечках батарейки. Глубина каждого должна быть в пределах 3/4 высоты всего элемента питания.
  2. В отверстие залейте жидкость. Можно взять не обычную воду, а раствор двойного уксуса или же соляной кислоты (не более 8-10 %).
  3. Для достаточного насыщения основы нужно повторить процедуру залития несколько раз, выдерживая временные промежутки, чтобы состав успел впитаться.
  4. В заключение обязательно закупорьте отверстия. Для этих целей лучше всего использовать смолу или пластилин.
  5. А теперь можно использовать элемент питания - его заряд должен восстановиться до 70-80 %.

Теперь вы знаете, как можно зарядить пальчиковый щелочной аккумулятор. Выберите любой удобный для себя способ. И, самое главное, - будьте предельно осторожны! От неосторожных действий батарейка может взорваться!

В первой части статьи обслуживание NiMH пальчиковых аккумуляторных батарей , мы с вами остановились на сравнительных характеристиках интеллектуального зарядного устройства (анализатора) TechnoLine BC-700 , которое оставило далеко позади своих конкурентов из первых двух типов зарядных устройств, не оставив им даже малейших шансов.

Сегодня мы продолжим рассматривать вопросы связанные с данным зарядным устройством-анализатором, на примере которого, я расскажу о том, каким образом восстановить потерянную ёмкость старых NiMH (никель-металл гидридных) аккумуляторов, или таких АКБ, которые потеряли основную рабочую ёмкость из-за длительного хранения без подзарядки.

Но прежде чем приступить к рассмотрению вопросов связанных с восстановлением ёмкости АКБ, предлагаю начать разговор с другого момента - тестирования NiMH аккумуляторных батарей.


Тестирование NiMH аккумуляторных батарей - TechnoLine BC-700, режим «TEST»

Чтобы узнать реальную ёмкость пальчикового NiMH аккумулятора, то есть в каком состоянии он находится в данный момент, мы воспользуемся режимом «TEST» зарядного устройства TechnoLine BC-700, на фото ниже.

Принцип работы режима «TEST»

Первый этап «CHARGE» - заряд батарей (до 1,49V - 1,57V);
Второй этап «DISCHARGE» - разряд батарей (до 0,9V) для определения ёмкости;
Третий этап «CHARGE» - заряд батарей.

Таким образом, после завершения второго этапа - «DISCHARGE», мы сможем определить истинную ёмкость того или иного аккумулятора.

Зачем тестировать NiMH аккумуляторные батареи?

Это необходимо делать для того, чтобы убрать из комплекта АКБ "слабое звено", из-за которого страдает не только весь комплект батарей, но и оборудование, в котором установлен этот комплект батарей. Если в комплекте из четырех батарей, одна батарея дефектная, не ждите от этого комплекта стабильной работы.

Например, если вставить комплект только что заряженных батарей в фотовспышку с микрокомпьютером (Nikon Speedlight SB-900), из которых одна батарея дефектная, не ждите полноценной работы вашей фотовспышки. Больше того, разбалансированный комплект NiMH батарей может стать причиной выхода из строя фотовспышки данного класса. Чтобы этого не случилось, следует отсеивать из комплекта батарей "убитые" аккумуляторы.

На фото выше, зарядное устройство TechnoLine BC-700 работает в режиме «TEST».
На LCD-дисплее отображена информация текущих процессов, из которой видно, что происходит в данный момент с конкретным аккумулятором.

А происходит в режиме «TEST» следующее:

Батареи заряжаются током 200mA (на фото выше, слева);
- Ток разряда 110mA (на фото выше, справа);
- Потраченное время на заряд (h);
- Текущее напряжение на банке (V);
- Ёмкость батареи после этапа «DISCHARGE» (mAh/Ah)

Переключать отображение информации для каждой батареи можно с помощью кнопки «DISPLAY» предварительно выбрав нужную секцию, нажав на одну из кнопок (1,2,3,4). Если нажать кнопку «DISPLAY» без предварительного выбора секции, - будет отображен один из параметров режима «TEST» для всех секций. Таким образом, с помощью LCD-дисплея, мы можем мониторить происходящие процессы, что очень удобно и полезно. После завершения процесса тестирования, LCD-дисплей попеременно будет отображать надпись «FULL» и ёмкость каждой батареи в (mAh) или (Ah).

Если полученный результат тестирования вас немного смутил, - оказалось, что в комплект NiMH батарей "затерся казачок", то есть выявлена низкая ёмкость одного или нескольких аккумуляторов. В таком случае, можем попробовать восстановить потерянную ёмкость батарей. И поможет нам в этом не легком деле режим «REFRESH», который предусмотрен в зарядном устройстве TechnoLine BC-700.

Восстановление ёмкости аккумуляторных батарей - TechnoLine BC-700, режим «REFRESH»

Рано или поздно, ёмкость NiMH аккумуляторных батарей начинает падать. Причины потери ёмкости уже рассматривались в статье Условия хранения NiMH АКБ , поэтому повторяться не буду. Восстановление ёмкости АКБ состоит из серии циклов заряд-разряд, так называемая "тренировка".
Принцип простой: - разряжаем АКБ до 0,9V, после чего, заряжаем до 1,49V - 1,57V; потом опять разряд-заряд... Так будет продолжаться до тех пор, пока ёмкость аккумуляторной батареи прекратит увеличиваться. Процесс восстановления может затянуться на неделю и больше... Поэтому, раз уж решили воскресить свои убитые NiMH аккумуляторы, значит придется запастись терпением.

Чтобы не омрачить процесс восстановления аккумуляторных батарей внезапным прыжком напряжения сети переменного тока, которое может вывести из строя любимое зарядное устройство, или банальным внезапным исчезновением напряжения в электросети, советую подключить зарядное устройство к источнику бесперебойного питания (UPS).

На фото ниже, запечатлен режим работы ЗУ TechnoLine BC-700 - «REFRESH» (восстановление).
В левой части снимка все 4 батареи находятся в режиме «REFRESH»; батарея в первой секции разряжается - «DISCHARGE», а три остальные заряжаются - «CHARGE». Это нормальное явление, ведь мы с вами уже знаем, что нет абсолютно одинаковых NiMH аккумуляторных батарей, и уж тем более если они довольно старенькие. Обратите внимание на ток заряда 3-й и 4-й секции. Ток заряда здесь установлен разный, специально для того, чтобы продемонстрировать возможности данного ЗУ.

Итак, батарея в третьем секторе заряжается током 198mA, а батарея в четвертом секторе заряжается током 503mA. Независимые сектора зарядного устройства дают нам возможность устанавливать ток заряда/разряда для каждого аккумулятора индивидуально. Это может пригодиться в том случае, когда необходимо одновременно заряжать батареи разных ёмкостей , например, 1800mAh и 3000mAh.
То есть, для АКБ 1800mAh мы можем установить ток заряда 200mA, а для батареи ёмкостью 3000mAh можем установить ток заряда 500mA или любой другой ток зарядки из доступных на данном зарядном устройстве (200mA, 500mA, 700mA).

Ток заряда можно установить с помощью кнопки «CURRENT» (ток). Чтобы активировать режим выбора тока, после установки АКБ и выбора режима работы ЗУ, удерживайте кнопку «CURRENT» 1 секунду нажатой, после этого, нажатиями кнопки выбираете ток заряда.

В правой части снимка продемонстрирована работа ЗУ TechnoLine BC-700, которая может работать одновременно в двух разных режимах. В данном случае, установлены два режима: для секторов 1,2,3 - режим «REFRESH» (восстановление) с током заряда 500mA, а 4-й сектор находится в режиме «CHARGE» (зарядка) с током заряда 200mA. Это может понадобиться тогда, когда необходимо просто зарядить одну или несколько батарей не прерывая процесс восстановления ёмкости других АКБ.

Обратите внимание. Во время зарядки NiMH АКБ в режиме «CHARGE», будет наблюдаться некоторое превышение ёмкости батареи по сравнению с паспортной. Например, АКБ ёмкостью 1800mAh будет продолжать заряжаться до ёмкости 2520mAh (на LCD-дисплее - 2.52Ah).
Это нормальное явление, не стоит волноваться, т.к. NiMH аккумуляторным батареям требуется заряд на 40% больше от их паспортной ёмкости. Но если ёмкость АКБ при зарядке превышает 40% от допустимой нормы, например, - на 100% (3.60Ah), в таком случае, данная аккумуляторная батарея находится в глубокой коме или просто умерла, из-за чего она отказывается принимать заряд.

Убитую аккумуляторную батарею также можно опознать по признаку чрезмерного нагрева; во время процесса зарядки, убитая NiMH батарея греется на порядок сильнее всех остальных. Это происходит из-за разрушения химического состава батареи и слишком высокого уровня внутреннего сопротивления. Такую батарею лучше сразу выбросить, не теряя времени на её восстановление.

Высокая температура NiMH АКБ (при зарядке/разрядке) способствует необратимым процессам деградации химических элементов электролита, что приводит к разрушению их структуры, в результате чего, происходит повышение внутреннего сопротивления и существенное падение ёмкости батареи. При зарядке/разрядке, избегайте чрезмерного нагрева аккумуляторной батареи; соблюдайте температурный режим: - прикоснувшись к батарее пальцем, она должна быть теплой, но не горячей. Если температура аккумуляторов слишком высокая, следует обеспечить им принудительное охлаждение.
Также нельзя заряжать АКБ при низкой/отрицательной температуре воздуха и/или слишком высокой влажности (более 75-80%). Оптимальные условия для обслуживания NiMH АКБ - сухое отапливаемое жилое помещение, температура воздуха 15-25°C.

Восстанавливая АКБ больших ёмкостей (2700mAh - 3000mAh), следует устанавливать ток заряда 500mA, соответственно, - ток разряда 250mA, на фото выше, см. правую часть - сектор 2 и 3.
Это оптимальные токи для данных аккумуляторных батарей. Если установить для таких батарей ток заряда 200mA, зарядное устройство может отказаться обслуживать ваши АКБ таким током, и после первого же цикла разряд-заряд, просто завершит процесс восстановления; на LCD-дисплее увидите сообщение - «FULL», см. фото выше - сектор 1.

Нельзя менять режим работы или ток заряда первого сектора без извлечения всех АКБ из зарядного устройства. Если в первом секторе установлен ток заряда 200mA, то в остальных секторах, при смене режима работы, не допускается устанавливать более высокие токи заряда (500mA, 700mA). Если в первом секторе установлен максимальный ток заряда (700mA), - в остальных секциях можно изменять ток заряда на 200mA или 500mA.
Если во время работы какого-то режима, например, режима «REFRESH», с помощью кнопки «MODE» (режим) изменить на другой режим работы зарядного устройства для какого-то сектора, например, - на режим «TEST», выбранный режим активируется для всех секторов.

Завершение процесса восстановления NiMH аккумуляторных батарей будет происходить для каждого аккумулятора в разное время, независимо от того какой комплект батарей мы восстанавливаем - старые АКБ или только-что купленные в магазине. Разброс по времени завершения процесса восстановления каждого АКБ может быть довольно существенным: - от нескольких секунд до нескольких суток. Да, стартуют они все одновременно, но к финишу приходят в разное время.

Это нормальная практика, не стоит переживать, т.к. все аккумуляторы индивидуумы, у каждого свой особый "характер". Не важно кто из комплекта NiMH аккумуляторных батарей финишировал первым, главное - с каким результатом (ёмкостью) они к нам вернулись.

Очень важно, чтобы пальчиковые NiMH аккумуляторные батареи одного комплекта, были одинаковой или хотя бы примерно одинаковой ёмкости (+/- 3-5% от паспортной ёмкости), т.к. от их сплоченности сбалансированности многое зависит. На этом пока поставим точку в теме обслуживания NiMH пальчиковых АКБ. Ваши вопросы и замечания жду в комментариях. Спасибо за внимание.

Комментарии (19 )

Алькор 17.01.2014 06:36

Небольшое замечание:
если в первый отсек поставить на зарядку аккумулятор и установить ток заряда 500ма, то во 2,3,4 отсеки можно будет установить лишь 500 или 200ма, но не 700. В первом отсеке заряжается максимальный аккумулятор, а в последующих - аналогичный, либо меньший, т.к. установить ток выше первого отсека нельзя.

Денис 28.01.2014 18:27

К сожелению я не могу разъеденить свою палку из металл гидридных батарей где каждая 6500mAh 1,2v. Они в металлическом стержне заварены сваркой. Посоветуйте еще вариантики пожалуйста. У меня 20 таких палок и в каждой по 6 таких элементов.

Andrey Ko 28.01.2014 18:31

Денис, к сожалению, ничем помочь Вам не могу. В моей практике пока не встречались такие палки с аккумуляторами внутри. Может кто-то из читателей сможет ответить на Ваш вопрос. Думаю, данное ЗУ не подойдет для восстановления Ваших АКБ, хотя я могу ошибаться.

Andrey Ko 18.01.2016 13:26

Олег, здравствуйте!
Если Вы используете TechnoLine BC-700, такое поведение данного зарядного устройства свидетельствует о том, что вставленный аккумулятор почти или полностью разряжен, поэтому сразу же переходит в режим зарядки.

Если Вы уверены что аккумулятор не полностью разряжен но ЗУ отказывается его разряжать, могу предположить, что ЗУ вышло из строя или только первый отсек.
После извлечения АКБ имеют напряжение 1.30v и 1.33v. Вставляю для проверки в пленочный фотоаппарат Canon, но он не работает. Перемотка кадра начинается и останавливается. АКБ убиты, но TechnoLine BC-700 пробует бестолку заряжать. Пробовал заряжать 3 раза и фотоаппарат даже кадр не может перемотать. Каждый раз TechnoLine BC-700 показывает цифры заряда выше нормы. Зарядка Sony, как и положено умной зарядке, заряжать не хочет. Добавлю, что зарядка автомат Sony полностью исправна и идеально заряжает исправные АКБ.

Точно также заряжал на TechnoLine BC-700, когда-то круглые АКБ Ni-Cd типа "большая таблетка" от фонарика "Космос". Там стоят 3 штуки круглых АКБ. Они тоже убиты в хлам, но пробовал несколько штук заряжать на TechnoLine BC-700. Как ни странно, но и тут каждый АКБ набрал больше 1000mAh. После зарядки, в АКБ заряда нет.

Самый лучший способ проверки АКБ или батарейки не мультиметром, а с помощью лампочки на 2.5-3.5 вольта от бытовых фонариков. Если лампочка светит ярко, то в АКБ еще достаточно заряда. Если свет не яркий и желтый, то АКБ подсел. Мультиметр может показывать на АКБ, что напряжение к примеру 1.2v или 1.3v. Вроде бы заряд есть, но иногда лампочка не светит совсем и на таком АКБ даже кварцевый будильник не заработает.
Andrey Ko 07.11.2016 11:06

Лавинная реанимация (восстановление) батареек

Конечно, химические процессы, протекающие в гальванических элементах при их работе, как правило, необратимы, но, тем не менее, восстановить хоть часть их емкости весьма заманчиво. Суть моего "ноу-хау" заключается в том, что при напряжении зарядки в 3...4 раза больше требуемого возникает "лавинный" процесс зарядки, причем даже элементов, полностью разряженных.

Рис. 1. Принципиальная схема зарядного устройства

Трансформатор можно использовать от старой радиоаппаратуры. Ток зарядки в таком режиме - достаточно большой (до 550 мА для пальчиковых батареек). У более "солидных" батареек он, естественно, еще больше. Данным способом заряжаются даже солевые батарейки. Плохо заряжаются, а бывает, и выходят из строя батареи, на которых написано "ALKALINE". При экспериментах удалось восстановить несколько "пальчиковых" аккумуляторов. Для них, как и для достаточно дорогостоящих аккумуляторов телефонов, сначала лучше сделать предварительный заряд в штатном режиме и последующий разряд через лампочку 2.5..3.5 В х 0,35 А. Если после этого батарея не восстановилась, можно попробовать "лавинный" процесс. Когда и это не помогает, остается вскрыть батарею (состоящую из нескольких элементов), найти неисправный элемент и заменить его. После этого попробовать заряжать сначала обычным способом, потом - "лавинным".

Можно попробовать зарядку и асимметричным током, но с повышенным напряжением. Таким образом заряжаются даже так называемые "квадратные" батарейки, "бабушкой" которых была "КБС-1". Для них напряжение зарядки необходимо увеличить до 28 В.

Время зарядки батареек - примерно 30...40 мин, т.е. значительно меньше обычного. Заряженными батарейками лучше всего питать малопотребляющую аппаратуру (радиоприемники и т.п.). Плейер быстро поглощает "запас электричества", и батареек хватает всего на 2...3 кассеты. Реанимированные аккумуляторы уже, как правило, "нормальной" зарядке не подлежат и заряжаются только "лавинной". Батарей обычно хватает на 10... 15 зарядок, аккумуляторов - на 30...50, после чего они становятся совсем незаряженными, и их можно с чистой совестью выкинуть. Обычно это проявляется в том, что при присоединении батарейки к зарядному устройству ток не превышает 50...70 мА.

При зарядке (особенно "квадратных" батареек) необходимо следить за их температурой (можно просто "на ощупь"). Если температура превышает 50°С, необходимо тут же отключить батарейку. Зарядку можно продолжить после охлаждения элемента, тогда время его работы увеличится. Зарядка считается законченной, когда ток уменьшается примерно до 100 мА. Хорошие результаты после зарядки показывают батареи "VARTA"; "DAEWOO". Свой приемник я давно питаю только такими батарейками, и их емкости хватает на 3...6 часов непрерывной работы. Плохо переносят "лавинную" зарядку аккумуляторы для фонаря (Д-0,26), различные "таблеточные" элементы для часов и игр. Они раздуваются и выходят из строя.

Смотрите другие статьи раздела

Купил на Али кучку держателей для аккумуляторов (или просто батареек) формата АА… Вещь бывает нужна в хозяйстве, тем более, если собираешь или ремонтируешь какие-либо электронные приборы или гаджеты. Собственно больше то и писать о них было бы нечего (ну только оценить сопротивление контактов, померить длину проводков и оценить на зуб и глаз пластмассу - что будет в обзоре), но наткнулся на одну статью в интернете и родилась идея проверить, можно ли восстановить емкость отработавших свой срок NiCd и NiMh аккумуляторов, которых накопилось в хозяйстве, и выбросить их просто на свалку рука не поднимается, т.к такие элементы нужно сдавать на утилизацию… Что из этого получилось, и вообще получилось ли… Можно узнать прочитав обзор…
Внимание - много фото, трафик!!!

Вот собственно, сама статья, которую я упоминал в оглавлении обзора…


Начал искать еще информацию про восстановление утративших емкость NiCd и NiMh АКБ и поиск привел меня на занимательную статью на английском, которую вы сможете прочитать пройдя по ссылке: Не знающие английский могут воспользоваться возможностями автоматического перевода на русский системой Google. Из статьи я вынес главное, что элементы NiCd и NiMh имеют память (у NiCd это очень выражено, у NiMh менее выражено, но все же эффект имеет место), и что бы продлить жизнь им, необходимо разряжать, до определенного напряжения перед зарядкой.


Наверное многие знают об этом, что производитель рекомендует разряжать аккумуляторы до остаточного напряжения 0.9-1В, а только потом ставить на зарядку. Но часто это игнорируется и со временем элементы теряют емкость, в них образуются кристаллы солей кадмия и никеля. И что бы их, хотя бы частично, разбить, нужно разряжать аккумуляторы небольшим током до остаточного напряжения 0.4-0.5В…

Кстати, немного о том, как устроен аккумулятор: Основу любого аккумулятора составляют положительный и отрицательный электроды. Разберем на основе NiCd аккумулятора. Положительный электрод (катод) содержит гидрооксид никеля NiOOH с графитовым порошком (5-8%), а отрицательный (анод) - металлический кадмий Cd в виде порошка.


Аккумуляторы этого типа часто называют рулонными, так как электроды скатаны в цилиндр (рулон) вместе с разделяющим слоем, помещены в металлический корпус и залиты электролитом. Разделитель (сепаратор), увлажненный электролитом, изолирует пластины друг от друга. Он изготавливается из нетканого материала, который должен быть устойчив к воздействию щелочи. Электролитом чаще всего выступает гидрооксид калия KOH с добавкой гидроксида лития LiOH, способствующего образованию никелатов лития и увеличения емкости на 20%.

Никель-металлогидридные аккумуляторы по своей конструкции являются аналогами никель-кадмиевых аккумуляторов, а по электрохимическим процессам - никель-водородных аккумуляторов. Удельная энергия Ni-MH-аккумулятора значительно выше удельной энергии Ni-Cd- и Ni-Н2-аккумуляторов
Аккумулятор NiMh (Никель-металлогидридный), устроен почти так же как NiCd:


Положительный и отрицательный электроды, разделенные сепаратором, свернуты в виде рулона, который вставлен в корпус и закрыт герметизирующей крышкой с прокладкой. Крышка имеет предохранительный клапан, срабатывающий при давлении 2-4 МПа в случае сбоя при эксплуатации аккумулятора.

Вооружившись знаниями, я решил попробовать собрать нечто подобное как в статье «Автоматическая разряжалка», и на практике проверить поможет это или нет, восстановить, хотя бы частично, утратившие емкость аккумуляторы… Собрал такое тестовое устройство по схеме приведенной в статье. В статье в качестве индикации была применена лампочка на 1В 75мА, уж не знаю где автор нашел такую. Так же в статье было предложено использовать светодиод, но эта идея не пройдет, поскольку все светодиоды при 1-1.5В не светят… Потому в качестве индикатора был применен амперметр…

Начальный ток разрядки свежезаряженной АКБ составляет 250мА, и постепенно падает. При остаточном напряжении в 1В, ток разряда снижается до 30-40мА, как раз примерно такой ток и нужен, что бы попытаться разбить кристаллы «шлака» в аккумуляторе…
Провел небольшое тестирования «убитого» радиотелефоном Ni-Mh аккумулятора формата ААА, всего было проведено 4 цикла заряда-разряда. Тестирование проводилось таким образом: Аккумулятор был разряжен до рекомендуемого производителем напряжения в 1В и был полностью заряжен при помощи автоматического Зарядного устройства Soshine (спасибо китайцам)

Зарядное устройство считает количество «закаченного» в АКБ заряда, конечно это неправильный способ оценки емкости, т.к нужно измерять емкость АКБ при разряде, а не заряде (в дальнейшем будем измерять емкость правильно), но косвенно можно судить, изменяется или нет емкость «убитого» аккумулятора…

Лирическое отступление

Кстати, на Муське, многие авторы этим «грешат», измеряя емкость аккумуляторов при помощи всеми любимого, «белого доктора»… Измерив «вдуваемый» в аккумулятор заряд, с важным видом рассуждают о емкости батареи, не учитывая, что не всё «вдутое» можно «выдуть» назад, а так же многочисленные потери энергии на саморазряд, нагрев батареи и т.п. Любой обзор девайса имеющего USB порт, считается не полным, если в нем нет фотографии «белого доктора». Китайцы вероятно обогатились на продажах этих супер-устройств для тестирования...))))


Полностью заряженный аккумулятор взял 480мА/ч «заряда» и был поставлен на разрядку в изготовленное разрядное устройство… Отсечка разрядки произошла при остаточном напряжении АКБ при 0.5В… Это значение зависит от параметров транзисторов, использованных в разрядном устройстве… Цикл Заряда-Разряда повторяли 4 раза… Результаты предварительного тестирования привожу ниже:

1- заряд - 680мА/ч

2- заряд - 726мА/ч

3- заряд - 737мА/ч

4- заряд - 814мА/ч

Что ж мы видим положительную динамику… По крайней мере, в аккумулятор входит все больше «заряда», но к сожалению это только косвенная оценка емкости, а что бы оценить точно, нужно разряжать аккумулятор измеряя емкость…
Чем мы и займемся далее))))
Для правильной оценки емкости аккумуляторов было заказано новое Зарядно-разрядное устройство ВМ200 в у китайцев… Оно способно разряжать АКБ и измерять емкость, это будет намного точнее…

Поскольку можно сразу же тестировать 4 АКБ, было решено переделать разряжалку, и сделать её тоже 4-х канальной. Зарядно-разрядное устройство ВМ200 конечно способно самостоятельно разряжать АКБ, но делает она это до остаточного напряжения 0.9В, а это мало, мне необходимо разрядить каждый элемент до 0.4В, потому была найдена схема другого разряжающего устройства в интернете

Я перевел эту схему на современные элементы и размножил до 4-х каналов…
Получилось вот такое разрядное устройство:




Поскольку во всех 4-х каналах, я выставляю одинаковое напряжение отсечки компараторов, то обошелся одним стабилитроном и одним построечным резистором на все четыре канала…
Для желающих повторить, даю ссылку на печатную плату, на ней все элементы подписаны

Вот тут-то мы и дошли до наших держателей для АКБ или батареек… Мне нужно было 4 шт, остальные уйдут «про запас»… Как обычно ссылка уже идет в «никуда», потому я поставил в заголовке аналогичный товар у другого продавца. Под спойлером прикладываю скриншот заказа, а то не поверят, что я заказываю запчасти у китайцев…))))

Скрин заказа


Пока ко мне на всех парáх, на рикшах китайцы, в поте лица, везут мои 2 посылки, позволю себе короткое лирическое отступление… Обязательно найдутся пару читателей «муськи», которые скажут, что я занимаюсь фигней, тем более изготавливая печатные платы, и вообще надо не париться, а просто выкидывать отслужившие аккумуляторы… Возможно, это и правильно, но у каждого свой путь, кто-то водку пьет, кто-то в баню ходит, ну а мне нравится что-то созидать, пусть даже это кажется кому-то бессмысленным… Главное, что мне это нравится, ну а вам я желаю просто хорошо отдохнуть, читая мой обзор, может быть узнать что-то новое и обсудить это в комментариях, только не доводите споры до «холивара»…)))
Пока ждал посылку, сделал модуль индикации, вместо вольтметра для первого варианта платы, что на двух транзисторах…

развлекаюсь под спойлером

Это все сделано на микросхеме LM3914, практически по типовой схеме с даташита. Питание 5В от какой-то зарядки сотового телефона… На плате есть перемычка, которой можно переключать микросхему из режима «Точка», в режим «Столбик» и обратно…

обратная сторона


Когда горит один красный светодиод, напряжение на АКБ, равно 0.2В, когда горит весь столбик - значит на АКБ 1.2В. Каждый потухший светодиод сообщает, что напряжение на АКБ упало еще на 0.1В… Удобно использовать эту плату в виде вольтметра индикатора с довольно высокой точностью...

Наконец то обе посылки пришли, я не буду описывать распаковку, взвешивание, измерение размеров, ибо и так понятно, что держатели батареек формата АА, чуть больше самих батареек… Вот общий вид держателя.


Пластмасса упругая, держит аккумулятор хорошо, более того, довольно сложно пальцами вытащить батарейку, приходится поддевать каким-либо тонким предметом, отверткой, например.
Проверим сопротивление пружинного контакта. 2 миллиОма…


Длина проводов (красного и черного) около 15 см.

Настроим теперь напряжение отсечки компараторов, это можно сделать на любом канале из четырех. И проверим ток которым будут разряжаться наши аккумуляторы… Подаем на разрядное устройство 5В с какого то источника питания от сотового телефона. Видим что все светодиоды горят. Зеленый сигнализирует, что подключено питание, а красные 4 светодиода нам сообщают, что все компараторы находятся в закрытом состоянии, и разряд не происходит.

Описание процесса настройки и фотографии под спойлером

Присоединяем к первому каналу лабораторный блок питания и даем 1.2В - это напряжение полностью заряженного аккумулятора… Видим, что началась разрядка током 70мА (справа точный амперметр имеющий 4 разряда после запятой)


Обратите внимание, что светодиод первого канала потух, сигнализируя, что началась разрядка в этом канале…


При напряжении на аккумуляторе в 0.5В ток разряда составляет 40мА, в принципе как раз примерно такой ток нам и нужен для успешного разбиения образовавшихся кристаллов…


При напряжении 0.4В компаратор закрывается и разрядка на этом окончена. Обратите внимание, что ток на амперметре стал нулевой


При помощи кримпера (не дешевый, профессиональный, куплен на Али), обжимаем провода в специальные наконечники для разъемов


Получается вот такой обжатый наконечник… Приятно работать профессиональным инструментом, хотя он и не дешев, но удобство и результат стоят того.

Ну что же… все готово, отбираем кандидатов на восстановление емкости. Под номерами 1 и 2 идут NiMh аккумуляторы от электробритвы «Panasonic» изначальная емкость не известна. После 3 лет работы в электробритве полностью заряженных аккумуляторов не стало хватать на один сеанс бритья. Под номерами 3 и 4 NiCd аккумуляторы, изначальная емкость 600мА, отработали свое в электрокардиографе…
Поскольку аккумуляторы долго лежали без использования, сначало необходимо их «взбодрить», это можно сделать на Зарядном устройстве ВМ200 выбрав режим Gharge-Refresh - зарядное устройство проведет 3 цикла разрядки до 0.9В, а затем полная зарядка и так 3 раза. При этом емкость незначительно повышается. Таким образом мы исключим погрешность, незначительного повышения емкости, которая добавится после нескольких циклов «тренировки» долго лежащих без работы аккумуляторов. Тренировка была проведена, по времени заняло примерно 36 часов

Теперь можно приступить к процессу восстановления…


Вставляем все аккумуляторы в зарядное устройство, выбираем режим «Зарядка-Тест»… и ждем… После полной зарядки током 200мА, ЗУ разрядит аккумуляторы до 0.9В током 100мА и посчитает отданную емкость. Будем оперировать ей, как начальной емкостью до восстановления.


Вот под утро зарядное устройство выдало посчитанную емкость аккумуляторов, её будем использовать как начальные значения, Никель-Кадмиевые аккумуляторы потеряли половину своей начальной емкости, Никель-металлогидридные, не известно сколько имели емкости изначально, подозреваю, где-то 1200мАч, но это не важно, нам главное динамика и восстановление емкости.


Ставим все аккумуляторы в разрядное устройство, видим, что все красные светодиоды потухли, во всех четырех каналах началась разрядка аккумуляторов. При постижении остаточного напряжения 0.4В на каждом аккумуляторе, компараторы закроются, и красные светодиоды зажгутся, сигнализируя об окончании разрядки. Это может занять много времени…


Пришел с работы, на разрядном устройстве горят все 4 красных светодиода. На всякий случай замерил вольтметром остаточное напряжение на всех аккумуляторах. Примерно 0.4В на каждом…

Ну что же, начинаем повторять цикл разрядки-зарядки. Долго-нудно, день-ночь. Все тестирование заняло 4 суток. На дисплее ЗУ ВМ200 видна положительная динамика, все больше и больше заряда «входит» в аккумуляторы… Видно что метод работает...)))))


Но точки над i расставит заключительное тестирование емкости аккумуляторов при разряде.
5 циклов зарядки-разрядки прошли… Ставим аккумуляторы на определение емкости, это режим «Gharge-Test»… Ну и вот окончательный результат - вердикт…


Как мы видим, емкость какой была, такой и осталась… Чуда не произошло, хотя все говорило, что аккумуляторы восстанавливаются, т.к. растет «закачиваемая» емкость… Но увы…
На этом месте Муськовчане, имеющие гуманитарное образование, опечалено закрыли обзор и поставили мне жирный минус… Муськовчане, имеющие инженерное образование, похихикали и подумали, что законы физики, химии, старость и старуху с косой никто еще не обманул… И они об этом заранее знали… Но… Есть одно небольшое НО…
Как вы помните, я ранее писал про восстановление аккумуляторов формата ААА от радио телефона, в начале статьи… Аккумуляторы отработали 2 года, и перестали держать заряд. Если снять телефон с зарядки, через 10-15 минут на экране мигал значок разряженной батарейки, и требовал поставить телефон на зарядку. Если его требование игнорировалось, то телефон просто отключался. Это было примерно год назад. После 4-х циклов разряда-заряда, я опять поставил аккумуляторы в телефон, и они уже год как работают в нем, пусть ставить на зарядку телефон приходится немного чаще, чем с новыми аккумуляторами, НО!!! Телефон нормально работает год с восстановленными аккумуляторами!!! Почему и как, я не знаю… Но факт остается фактом…
Теперь вернем заряженные аккумуляторы в бритву «Panasonic»… До восстановления аккумуляторов хватало примерно на 4-5 минут после полной зарядки… Потом бритва неизбежно «умирала»… Ну что же, проверим, поставил аккумуляторы на место… Я побрился… потом еще 25 минут держал бритву включенной… Жужжит, как имеющая новые аккумуляторы… Дальше не стал мучить двигатель… выключил… Чувствую, что мне еще хватит этих аккумуляторов на некоторое время…
Выводы я делать не буду, каждый может сделать их самостоятельно… Спасибо всем, кто дочитал мой обзор до конца…
В завершение обзора, по традиции животное… Животному понравилась пластмасса и сопротивление пружинного контакта, но крайне не понравилась длина проводков… Длинее надо… и шуршун должен быть на конце проводков…

Когда садятся батарейки, мы чаще всего покупаем новые. Но что если для наших любимых настенных часов существуют какие-то особенные батарейки, достать которые проблематично. Гораздо проще восстановить их, нежели искать новые.

Процесс восстановления никель-кадмиевых и никель-металл гибридных аккумуляторов достаточно долгий и кропотливый. Но существует один простой и доступный способ восстановления. Для начала нам нужно собрать схему зарядника-восстановителя, а она состоит из сетевого трансформатора и выпрямительного диода.

Диод, подключенный в прямом направлении, срезает отрицательные полупериоды синуса переменного тока, получается своеобразный пульсирующий ток зарядки.

Трансформатор. Для проведения данной операции понадобится трансформатор со вторичной обмоткой 16-24 Вольт с номинальным током 2-4 Ампер.



Диод - подбирается с током более 5 Ампер, отлично подходят мощные диоды ШОТТКИ из компьютерных блоков питания. Во время работы диод сильно перегревается, поэтому его нужно установить на теплоотвод, возможно понадобиться дополнительное охлаждение (принудительный отдув тепла кулером).

Сам процесс восстановления состоит из двух основных циклов. Для начала берем аккумулятор (одна банка никелевого аккумулятора имеет напряжение 1,2-1,3Вольт), разъединяем все банки.



Процесс проводится С ОДНОЙ БАНКОЙ аккумулятора. Катод полупроводникового диода присоединяем к плюсу аккумулятора, свободный конец обмотки трансформатора - к минусу. НО! процесс зарядки таким способом кратковременный, с некими перерывами. После подключения зарядно-восстановительного устройства к аккумулятору трансформатор подключают в сеть 220 Вольт всего на 2-3 секунд, затем отключают и делают перерыв на 10-15 секунд, затем снова включают на 2-3 секунды. Цикл повторяют 15 раз, после этого делают перерыв на 5 минут, чтобы аккумулятор остыл (в процессе такой зарядки аккумулятор может перегреваться, поэтому желательно поместить его в сосуд с водой прямо во время зарядки). Спустя 5 минут трансформатор опять включают в сеть, но на сей раз заряжаем не 3, а 5 секунд – процесс повторяем 3-5 раз.

Процесс восстановления на этом завершен, уже можно поставить аккумулятор на нормальную зарядку на 5-8 часов. Выходной ток штатных ЗУ должен составить 1/10 часть емкости аккумулятора, к примеру - если емкость аккумулятора составляет 1000мА/ч, то ток зарядки должен быть в пределах 90-110 мА.


Восстановленный таким образом аккумулятор, сможет прослужить еще 4-6 месяцев, после чего можно повторно восстановить таким же способом, но с каждым разом аккумулятор прослужит все меньше и меньше.